Формирование культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста
материал

Юшкова Елена Сергеевна

Творческая работа.

Скачать:


Предварительный просмотр:

К 3 ГОДАМ РЕБЕНОК  ДОЛЖЕН ЗНАТЬ И УМЕТЬ

 

 Называть свой пол, фамилию, адрес.

 Повторять простую фразу из 6-7 слов.

 Называть 3-4 предмета домашнего обихода.

 Повторять за взрослым двустишья или четверостишья.

 Узнавать предмет по рисунку его характерной части.

 Среди 4-5 предметов находить один, соответствующий рисунку его характерной части.

 Знать 2-4 основных цвета.

 Раскладывать предметы по величине в 2 разные коробки.

 Складывать разрезанную картинку из 2-3-х частей.

C:\Users\olya\Desktop\картинки для публикации\для публикации.png 

C:\Users\olya\Desktop\картинки для публикации\Рисунок1.png Выполнять задание, не отвлекаясь в течение около 5 минут;

C:\Users\olya\Desktop\картинки для публикации\Рисунок2.png Уметь находить в окружающей обстановке много предметов и один; выражать словами каких предметов больше или меньше; сравнивать 3-4 предмета по величине (ширине, высоте, длине);

 Изображать простейшие предметы и явления действительности, используя прямые, округлые, наклонные, длинные, короткие, пересекающиеся линии; повторять простые движения пальчиковой гимнастики;

 Называть свое имя и фамилию; называть имена людей его ближайшего окружения; называть и отличать 2-3 дерева; по опорным обобщающим словам находить предметы (покажи "обувь", "мебель", посуду"); знать и называть 6 основных цветов; различать времена года; называть существенные детали и части предметов.

Что должен уметь ребенок

 в 3 года?

Многих родителей интересует вопрос, что должен уметь ребенок в 3 года?

Безусловно, дети очень разные и их способности тоже несколько отличаются. В первую очередь, эти отличия обусловлены стараниями самих родителей. Сколько времени мы им уделяли и, что именно постарались привить? Но определенный список навыков и умений для этого возраста все, же существует.

 

 

Трехлетний ребенок должен уверенно координировать движения корпуса, рук и ног и хорошо держать равновесие. Он знает 8 основных цветов, безошибочно различая их, и основные формы: круг и квадрат, треугольник и овал, ромб. Имеет понятие о правой и левой сторонах. Прекрасно справляется с игрой-вставкой по формам. Правильно собирает пирамиду и не очень мелкие пазлы, складывая их по предложенной картинке. С удовольствием собирает фигуры из конструктора и кубиков. Может не отвлекаться 5-10 минут, выполняя задание по предложенной модели. Это нужно обязательно учитывать родителям при попытках начать обучение ребенка иностранным языкам, танцам и музыке. Тут главное не перестараться и не отбить у маленького исследователя желание к обучению.

 

C:\Users\olya\Desktop\картинки для публикации\Рисунок3.pngВладение речью в 3 года

В возрасте 3 лет в малыше просыпается «почемучка». Простые и односложные ответы на его вопросы его уже не устраивают. Он становится любознательным и любопытным. Словарный запас малыша должен приближаться к 300 словам. Он употребляет местоимения «я» и «ты». Строит предложения, употребляя глагол, имя существительное и прилагательное, правильно пользуясь предлогами «на», «под», «в», «за». Ребенок уже владеет понятиями «одежда», «посуда», «фрукты» и «овощи». Он еще не применяет эти понятия в активной речи, но уже знает что свитер, рубашка, носки, шапка - это одежда. Яблоко и груша - это фрукты. Тарелка и ложка - это посуда. А капуста, картофель, морковь - это овощи.

   Ребенок может заучить наизусть несколько простых четверостиший и коротких песенок. С помощью взрослого может рассказать небольшую сказку. Знает времена года и их отличия. Знает основные части тела, и, сколько и каких частей тела есть у человека и животных. Ребенок в 3 года отличает диких и домашних животных и птиц, и знает, как называются их дети, например, у коровы теленок, у курицы цыпленок, у медведицы медвежонок и так далее. При помощи наводящих вопросов может рассказать по памяти о содержании картинки. Вспомнить о том, что он делал в разное время суток.     

 Аналитические способности

 Удерживая в поле своего зрения от 3 до 4 предметов, малыш может находить между ними 3-4 различия. Может находить два идентичных предмета. Он уже может найти простую связь между явлениями и предметами, объединяя их по простым признакам, например, собака живет в конуре, дерево высокое, оно растет в лесу, снег идет зимой, он белый и холодный. У ребенка получается определять лишний предмет на картинке, а также находить отличия между похожими вещами. Он уже знает, что мяч падает вниз, а летит вверх, поезд может ехать медленно и быстро. Сравнивать по размерам 3-4 предмета: эта дорога длиннее, а та короче, этот диван шире, а кресло уже, это дерево выше, а этот куст ниже. Может находить много предметов и один предмет, сравнивать каких предметов меньше, а каких больше. То есть, как мы видим, список того, что должен уметь ребенок в 3 года, довольно велик и задача родителей сделать так, чтобы ребенку был интересен познавательно - узнавательный процесс.

 



Предварительный просмотр:

МБДОУ детский сад №10 «Антошка» г.Таштагол

Формирование культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста

 (творческая работа)

Исполнитель:

Юшкова Елена Сергеевна,

воспитатель МБДОУ № 10, г. Таштагол

Таштагол 2019

Содержание

        

Введение ……………………………………………………….……………

3

Глава  1.   Теоретические основы проблемы формирования культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста

1.1. Сущность и значение процесса формирования культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста ……………………………………………………………..

5

1.2. Условия формирования культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста ………….……………....

14

Глава 2. Экспериментальное исследование формирования культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста

2.1. Изучение уровня сформированности культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста ………………

23

Заключение ……………………………………………………...………….

31

Список литературы…………………………………………..…………….

33

Приложение

Приложение 1Анкета для родителей………………………………………….38

Приложение 2 Результаты сформированности культурно-гигиенических навыков у детей группы раннего возраста на констатирующем этапе эксперимента ……………………………………………………………………39

Приложение 3 Дидактические игры для формирования культурно-гигиенических навыков…………………………………………………………40


Введение

Дошкольный возраст - это важный период, когда формируется человеческая личность, закладываются прочные основы физического здоровья.

Культурно-гигиенические навыки в значительной степени формируются в дошкольном возрасте, так как нервная система ребенка в высшей степени пластична, а действия, связанные с принятием пищи, одеванием, умыванием, повторяются каждый день, систематически и неоднократно. В детском саду у детей воспитываются: навыки по соблюдению чистоты тела, культуры еды, поддержания порядка в окружающей обстановке, а также правильных взаимоотношений детей друг с другом и со взрослыми.

Проблемой воспитания культурно-гигиенических навыков у детей занимались такие отечественные ученые, как Л.С. Выготский, С.Д. Забрамная, А.Р. Малер, Л.М. Шипицина. Среди зарубежных можно выделить У. Кристен, Л. Нюканен, Х. Рюкле.

Сохранение и укрепление здоровья невозможно без соблюдения правил гигиены. Большую роль в развитии гигиены детей сыграли учёные В.И. Молчанов, Г.Н. Сперанский, М.С. Маслов, Н.М. Щелованов и другие. Их труды содержат сведения не только по диагностике и лечению детских заболеваний, но и по уходу, питанию, закаливанию и воспитанию здоровых детей. Результаты исследований этих ученых работники дошкольных учреждений взяли за основу воспитания культурно - гигиенических навыков. В каждой возрастной группе эта задача осуществляется в соответствии с содержанием программы воспитания в детском саду. Усвоение того или иного навыка детьми требует времени, поэтому задача его формирования может относиться не к одному, а к нескольким годам жизни ребёнка.

Как показывает практика, работа по формированию культурно-гигиенических навыков в дошкольных учреждениях ведётся хаотично, отсутствует система планирования по данной проблеме. На современном этапе развития образования с введением ФГТ и ФГОС все больше внимания уделяется образовательному процессу, а формирование культурно-гигиенических навыков уходит на второй план. Педагоги находятся на пути поиска наиболее благоприятных условий для формирования культурно–гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста.

Цель исследования состоит в изучении, теоретическом обосновании и экспериментальной проверке уровня сформированности культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста.

Задачи исследования:

  1. Изучить теоретическое и практическое состояние проблемы формирования культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста.
  2. Выделить условия эффективного формирования культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста.
  3. Определить уровень сформированности культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста.

Глава  1.   Теоретические основы проблемы формирования культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста

  1. Сущность и значение процесса формирования культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста

В системе народного образования особое внимание уделяется нравственному воспитанию подрастающего поколения. В современном обществе нравственном воспитание детей с раннего возраста приобретает особую значимость.

По мнению И. С. Кона нравственное воспитание есть целенаправленное и систематическое воздействие на сознание, чувства и поведения людей, формирующее у них моральные качества, сознание и поведение, что в комплексе обеспечивает высокий уровень нравственного развития [42, 152].

Одним из направлений в нравственном воспитании является воспитание культуры поведения.

Культура - это совокупность устойчивых форм социального взаимодействия, закрепленных в нормах и ценностях, средствах коммуникации, часто передаваемых от поколения к поколению. Она проявляется в существовании относительно устойчивых форм, моделей поведения. Лишь сравнивая культуру разных стран и эпох, можно увидеть, что формы поведения, кажущиеся "само собой разумеющимися" в данной стране или в данное время, становятся странными или даже нелепыми в иной стране и в иное время.

Культура поведения не сводится к формальному соблюдению этикета, она тесно связана с нравственными чувствами и представлениями и, в свою очередь, подкрепляет их.

Различают культуру внешнюю и внутреннюю, понимая под этим, что подобное деление условно.

Под внутренней культурой мы понимаем, прежде всего, духовное богатство человека: умственное и нравственное развитие, широту кругозора и жизненных интересов, а также то, что называют культурой чувств.

Внешняя культура - это соблюдение общепринятых в данном обществе правил поведения, норм приличия, без чего невозможна совместная жизнь и деятельность людей.

В содержании культуры поведения дошкольников можно условно выделить следующие компоненты: культура деятельности, культурно-гигиенические навыки и привычки, культура общения.

Остановимся подробнее на культурно-гигиенических навыках.

Культурно-гигиенические навыки и привычки имеют выраженную социальную направленность, так как дети приучаются выполнять установленные в обществе правила, соответствующие нормам поведения.

В психологической науке навык определяется как автоматизированное действие, хотя процесс освоения обязательно связан с его осознанием. Навыки постепенно совершенствуются, перерастают в привычки, т.е. в потребность поступать определенным образом.

Навыки - двигательные, сенсорные и умственные действия, доведенные до автоматизма путем многократного повторения, упражнений.

«Это значит, что когда мы формируем у обучаемых способность выполнять некоторое элементарное действие, то сначала обучаемый выполняет это действие развернуто, фиксируя в сознании каждый шаг совершаемого действия, тем самым у него возникает лишь первичное умение выполнять данное действие. По мере тренировки умение обучаемого совершенствуется, процесс выполнения действия свертывается, промежуточные шаги перестают осознаваться, действие начинает выполняться полностью автоматизирование, а это значит, что у обучаемого образуется навык выполнения этого действия, т. е. умение перешло в навык» [38, 77].

В зависимости от того, какие действия автоматизируются, выделяются различные виды навыков: в результате автоматизации мышечных действий возникают двигательные (моторные) навыки: печатание на клавиатуре, игра на фортепиано и т. п. Применительно к умственной деятельности выделяют интеллектуальные навыки общения (коммуникативные навыки), навыки письма, навыки презентации, управленческие навыки и т. п.

«Навык включает в себя знания, эмоции (мы стремимся делать те дела, которые приносят удовольствие либо сейчас, либо потом — понятно, за что страдаешь); установки и ценности (мы стремимся делать то, что соответствует нашим ценностям), поведение и опыт (именно привычные действия кажутся нам наиболее правильными). Поэтому для формирования эффективного навыка необходимо, чтобы изменения прошли на всех уровнях» [4, 63].

Воспитание у детей навыков личной и общественной гигиены играет важнейшую роль в охране их здоровья, способствует правильному поведению в быту, в общественных местах. В конечном счете, от знания и выполнения детьми необходимых гигиенических правил и норм поведения зависит не только их здоровье, но и здоровье других детей и взрослых. Н.К. Крупская писала: «Одна из важнейших задач детского сада – привить ребятам навыки, укрепляющие их здоровье».

Формирование навыков личной гигиены предполагает, и умение детей быть всегда опрятными, замечать неполадки в своей одежде, самостоятельно или с помощью взрослых их устранять.

 Гигиена - наука о здоровье, о создании условий, благоприятных для сохранения человеком здоровья, о правильной организации труда и отдыха, о предупреждении болезней. Её целью является изучение влияния условий жизни и труда на здоровье людей, предупреждение заболеваний, обеспечение оптимальных условий существования человека, сохранение его здоровья и долголетия. Гигиена является основой профилактики заболеваний.

Гигиена сравнительно молодая наука, хотя ее истоки уходят в глубокую старину. Согласно историческим документам, уже у древних народов Индии, Китая, Египта существовали простейшие правила выбора источников водоснабжения, питания, ухода за телом, предупреждения инфекционных болезней и т.д. Наибольшего расцвета гигиена (хотя и не как специальная наука, а как набор практических рекомендаций) достигла в Древнем Риме, который среди прочего прославился своим водопроводом и общественными банями. Уже за 600—500 лет до н.э. в Риме было свыше 30 отдельных водопроводов, которые в сутки суммарно давали свыше 1,5 млн. м 3 горной ключевой воды.

Гигиенические рекомендации постоянно появляются в жизни людей в результате наблюдений, обобщения и передачи последующим поколениям жизненного опыта, оценки того, что вредно или полезно для человека в окружающей среде [11].

Не все неблагоприятные факторы среды оказывают на организм человека быстрое действие. Напротив, губительное влияние многих из них накапливается постепенно, исподволь подтачивая здоровье. Кроме того, в ходе развития производства возникают новые факторы, и характер их необходимо оценивать своевременно, по возможности, еще на стадии проектирования предприятия, учитывая все возможные последствия для здоровья человека. Поэтому гигиена - не набор полезных рекомендаций и правил. Это самостоятельная наука, вооруженная собственными методами исследования.

Основные задачи гигиены - изучение влияния внешней среды на состояние здоровья и работоспособность людей; научное обоснование и разработка гигиенических норм, правил и мероприятий по оздоровлению внешней среды и устранению вредно действующих факторов; научное обоснование и разработка гигиенических нормативов, правил и мероприятий по повышению сопротивляемости организма к возможным вредным влияниям окружающей среды в целях улучшения здоровья и физического развития, повышения работоспособности.

Гигиена включает в себя следующие разделы:

1. Личная гигиена

Защита от болезней и ранений требует от человека овладения многими простыми приемами, которые называются личной (персональной) гигиеной.

1) Чистота тела - это первая защита от болезнетворных микробов. Идеальным было бы принятие ежедневного душа с горячей водой и мылом. Если это невозможно, содержите руки чистыми, чистите ваши ногти, губкой обтирайте лицо, подмышки, промежность и ноги, по крайней мере один раз в день.

 2) Содержите по возможности чистыми и сухими одежду, особенно нижнее белье и носки. Если стирка невозможна, вытряхивайте одежду, сушите и проветривайте ее регулярно.

3) Если это возможно, пользуйтесь каждый день зубной пастой. Мыло, пищевая соль или сода могут с успехом заменить зубную пасту, а маленькая зеленая веточка, хорошо разжеванная с одной стороны, послужит вам в качестве зубной щетки. Другой метод - чистка зубов чистым пальцем. Этот метод массирует также десны. После еды полощите рот питьевой водой, если она есть в вашем расположении.

2. Гигиена питания

Остерегайтесь желудочно-кишечных заболеваний и расстройств. Не грызите ногти, не принимайте пищу грязными руками (как минимум, тщательно обтирайте руки перед едой чистой сухой травой или листьями). Не пейте грязную воду (ее надо прокипятить или обработать специальными таблетками, а затем профильтровать). Предохраняйте пищу и воду от мух и прочих насекомых, своевременно удаляйте пищевые отбросы и отходы. Избегайте употреблять в пищу необработанные и недоброкачественные продукты (недостаточно проваренные, прожаренные, немытые горячей водой, подгнившие, покрытые плесенью, забродившие, протухшие и т.д.). Пищевое отравление, дизентерия в полевых условиях означают срыв боевого задания и, вполне вероятно, гибель человека.

3. Индивидуальная гигиена полости рта - неотъемлемая часть общей гигиены человека. От того, насколько хорошо выполняет человек правила гигиены полости рта, зависит не только его внешний вид (красивые зубы и десны), отсутствие неприятного запаха изо рта, ощущение комфорта и свежести во рту, но и - самое главное! - здоровье его зубов, десен, слизистой оболочки полости рта. Основа индивидуальной гигиены полости рта - правильная и регулярная чистка зубов.

4. Гигиена одежды и обуви.

5. Гигиена труда и отдыха.

Я.А. Коменский призывал тщательно заботиться о здоровье, гигиене и физическом развитии детей. Он писал: «Детям должны быть созданы условия для физического развития. Не следует без нужды ограничивать их подвижность, а наоборот развивать у них навыки, держать голову, сидеть, брать, сгибать, свёртывать, складывать и т. п.». Овладение этими культурно-гигиеническими навыками и умениями должно непрерывно происходить в форме игры, она – основное средство развития детей.

Культурно-гигиенические навыки – важная составляющая часть культуры поведения. Необходимость опрятности, содержания в чистоте лица, рук, тела, прически, одежды, обуви продиктована не только требованиями гигиены, но нормами человеческих отношений.

Культурно-гигиенические навыки - понятие, употребляемое в дошкольной педагогике. Навыки личной гигиены, поддержания в порядке одежды и обуви, окружающей обстановки, культуры внешних действий, еды. Как видно из определения слово-понятие состоит из 3 слов: культура, гигиена, навык.

Вопросами гигиены детей интересовались передовые учёные и врачи России. Ещё в 1919г. была поставлена задача создания сети дошкольных учреждений (яслей, детских садов). Выполнение этой задачи потребовало научного обоснования многих гигиенических вопросов, связанных с воспитанием детей раннего и дошкольного возраста и в связи с этим выделения в гигиене детей раздела дошкольной гигиены. Немалый вклад в дошкольную гигиену внесли видные отечественные педиатры: Н.М. Щелованов, Е.А. Аркин и другие. Их труды помогают работникам дошкольного воспитания правильно с гигиенической точки зрения организовывать работу с детьми.

Известный отечественный физиолог И.П. Павлов, проводя опыты с собаками выяснил, что если у собаки выработать ряд рефлексов на разные раздражители, которые повторяются в определенной последовательности, то со временем животное воспроизводит всю систему ответных реакций при воздействии лишь одного первоначального раздражителя. Это устойчивое закрепление определенной последовательности реакций называется динамическим стереотипом. Организм приспосабливается к стереотипно повторяющимся внешним воздействиям выработкой системы реакций. Динамический стереотип - физиологическая основа многих явлений психической деятельности человека, например навыков, привычек, приобретенных потребностей и др. Комплекс динамических стереотипов представляет собой физиологическую основу устойчивых особенностей поведения личности.

Динамический стереотип является выражением особого принципа работы мозга - системности. Этот принцип состоит в том, что на сложные комплексные воздействия среды мозг реагирует не как на ряд отдельных изолированных раздражителей, а как на целостную систему. Внешний стереотип - закрепленная последовательность воздействий отражается во внутреннем нервно-динамическом стереотипе. Внешними стереотипами являются все целостные предметы и явления (они всегда представляют определенную совокупность признаков): привычная обстановка, последовательность событий, уклада жизни и т.д. И.П. Павлов показал, что организм – это единое целое. Органы и части организма находятся между собой и окружающей средой во взаимосвязи, испытывают на себе её воздействие. Приобретение культурно–гигиенических навыков связано с осознанием способов их осуществления, т.е. последовательности их выполнения, а также необходимости их выполнять. В этом ребенку помогает правильный режим дня.

По определению известного физиолога Н.И. Щелованова режим дня в первые годы жизни ребенка – это правильное распределение во времени и правильная взаимопоследовательность удовлетворения основных физиологических потребностей ребенка в сне, кормлении, а так же в деятельности [49]. 

Воспитание культурно-гигиенических навыков направлено на укрепление здоровья ребёнка. Вместе с тем оно включает важную задачу – воспитание культуры поведения. Забота о здоровье детей, их физическом развитии начинается с воспитания у них любви к чистоте, опрятности, порядку. «Одна из важнейших задач детского сада, - писала Н.К. Крупская – привить ребятам навыки, укрепляющие их здоровье. С раннего возраста надо учить ребят мыть руки перед едой, есть из отдельной тарелки, ходить чистыми, стричь волосы, вытряхивать одежду, не пить сырой воды, вовремя есть, вовремя спать, быть больше на свежем воздухе и так далее» [25, 58].

Формирование культурно–гигиенических навыков – процесс длительный, в связи с этим одни и те же задачи могут многократно повторяться. Воспитание навыков осуществляется приемами прямого воздействия, упражнения, т. е. путем научения, приучения, поэтому воспитание культурно – гигиенических навыков необходимо планировать в режиме дня. Огромное значение режиму дня придавал выдающийся педагог А.С. Макаренко. Он считал, что режим – это средство воспитания, правильный режим должен отмечаться определённостью, точностью и не допускать исключений. Наблюдения показали, что в тех детских учреждениях, где режим дня выполняется в соответствии с гигиеническими требованиями и все виды деятельности проводятся на высоком педагогическом уровне показатели работоспособности и развития детей высоки.

А самое главное по режиму дня заметно, что время на гигиену и самообслуживание маленьким детям отводится больше, чем детям более старшего возраста, так как эти навыки у старших детей уже более сформированы. Из этого важно подчеркнуть, что возрастные особенности и индивидуальные способности детей играют важную роль в режиме дня.

Исследователи проблемы Н.Ф. Виноградова и Е.М. Белостоцкая считали, что «режим дня – это четкий распорядок жизни в течение суток, у ребенка, приученного к строгому распорядку, потребность в еде, сне, наступает через определенные промежутки времени и сопровождается ритмическими изменениями в деятельности всех внутренних органов. Организм как бы заблаговременно настраивается на предстоящую деятельность, поэтому она осуществляется достаточно эффективно, без лишней траты нервной энергии и не вызывает выраженного утомления [6, 15]. 

Таким образом, культурно-гигиенические навыки – автоматизированные привычные действия  по соблюдению правил личной гигиены, поддержания в порядке одежды и обуви, окружающей обстановки, культуры внешних действий, еды, передающихся из поколения  к поколению и изменяющиеся с изменением общественного строя.


  1. Условия формирования культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраст

К числу основных условий успешного формирования культурно-гигиенических навыков относятся рационально организованная обстановка, четкий режим дня и руководство взрослых. Под рационально организованной обстановкой понимается наличие чистого, достаточно просторного помещения с необходимым оборудованием, обеспечивающим проведение всех режимных элементов (умывание, питание, сон, занятия и игры).

Для формирования культурно-гигиенических навыков нужно также выработать общие критерии в оценке отдельных действий, четко определить место расположения вещей, игрушек, порядок их уборки и хранения. Для малышей особое значение имеет постоянство условий, знание назначения и места каждой нужной ему в течение дня вещи. Например, в умывальной комнате должно быть достаточное количество раковин необходимого размера, на каждой из которых лежит мыло; раковины и полотенца размещаются с учетом роста детей; на вешалке над каждым полотенцем картинка. Это повышает интерес детей к умыванию. Режим дня обеспечивает ежедневное повторение гигиенических процедур в одно и тоже время. Это способствует постепенному формированию навыков и привычек культуры поведения. Формирование их происходит в играх, труде, занятиях, в быту. Ежедневно повторяясь, режим дня приучает организм ребенка к определенному ритму, обеспечивает смену деятельности, тем самым предохраняя нервную систему детей от переутомления. Выполнение режима дня способствует формированию культурно-гигиенических навыков, воспитанию, организованности и дисциплинированности. Формирование культурно-гигиенических навыков осуществляется под руководством взрослых - родителей, воспитателя. Поэтому должна быть обеспечена полная согласованность в требованиях дошкольного учреждения и семьи. Среди многих классификаций методов, в дошкольной педагогике принята классификация, в основу которой положены основные формы мышления, определяющие характер способов деятельности детей в процессе обучения. К таким формам относятся наглядно-действенное и наглядно-образное мышление. В связи с этим главными методами обучения дошкольников являются наглядные, словесные, игровые и практические методы. Подготовкой к формированию навыков самостоятельным движениям по самообслуживанию является создание у ребёнка положительного отношения к одеванию, умыванию, кормлению. Обучение некоторым навыкам, например, культурно есть, требует значительного труда, поскольку для этого дети должны овладеть целым рядом действий, осуществляемых в определённой последовательности (правильно сидеть за столом, пользоваться приборами для еды, салфеткой и т. д.).

В дошкольном возрасте дети особенно склонны к подражанию, поэтому в формировании навыков большую роль играет личный пример взрослых. «Настаивая, чтобы дети мыли руки перед обедом, не забывайте и от себя требовать того же. Старайтесь сами убирать свою постель, это вовсе не трудная и позорная работа» - советовал А.С. Макаренко.

Об этом всегда должны помнить и воспитатели детского сада и родители. «Ваше собственное поведение - самая решающая вещь. Не думайте, что вы воспитываете ребенка только тогда, когда с ним разговариваете, или поучаете его, или приказываете ему. Вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни, даже тогда, когда вас нет дома. Как вы одеваетесь, как вы разговариваете с другими людьми и о других людях, как вы радуетесь, или печалитесь, как вы обращаетесь с друзьями и с врагами, как вы смеетесь, читаете газету, - все это имеет для ребенка большое значение», говорил А.С. Макаренко

Для детей дошкольного возраста большое значение имеет осознание значения культурно-гигиенических навыков, им нужно сообщать элементарные знания о рациональных правилах личной гигиены, её значение для каждого и для окружающих, воспитывать соответствующее отношение к гигиеническим процедурам. Всё это способствует прочности и гибкости навыков, а это очень важно для создания стойких привычек. С этой целью можно так же использовать вариативные задания, необычные ситуации во время игры, занятия, прогулки и т. п. Предварительно следует предложить детям подумать и рассказать, что и как они будут делать. Затем проследить за действиями детей и опять вернуться к их совместному обсуждению, оценке.

Для привития культурно-гигиенических навыков во всех возрастных группах применяется показ, пример, объяснение, пояснение, поощрение, беседы, упражнения в действиях. Широко используются, особенно в младшем дошкольном возрасте, игровые приёмы: дидактические игры, потешки, стихотворения («Чище мойся – воды не бойся»; «Рано утром на рассвете умываются мышата, и котята, и утята, и жучки, и паучки…» и т.п.). Н.Ф. Виноградова отмечает: «Необходимо также правильно руководить действиями детей. Прежде чем требовать от ребёнка самостоятельности в самообслуживании, его учат действиям необходимым в процессе одевания, умывания, еды».

Показ сопровождается пояснением. Показ любого действия должен даваться таким образом, чтобы были выделены отдельные операции - сначала наиболее существенные, а затем дополнительные. Операции идут в строгом порядке с небольшим интервалом (не более 5-10 секунд), в противном случае не вырабатывается динамический стереотип. Показ действия малышам обязательно сопровождается проговариванием (« Теперь возьмём полотенце и вытрем каждый пальчик»). Затем взрослый действует вместе с малышом, выполняя сопряженные действия. Например, берет его руки в свои, намыливает и подставляет под струю воды. Так у ребенка складывается сенсомоторный образ действия, а также образ составляющих действие операций и условий, в которых оно протекает. Постепенно взрослый предоставляет малышу большую самостоятельность, контролируя выполнение операций и результат, а затем только результат. При формировании навыков ребенок учится удерживать цель деятельности, не отвлекаться. Также следует обращать внимание детей на рациональность тех или иных способов действия. Например, полотенце после употребления нужно сначала расправить, а потом вешать - так оно лучше просыхает, не падает на пол. Желательно, чтобы показ действий и попытки детей выполнить их самостоятельно взрослые сопровождали не только объяснениями, но и вопросами, направляющими внимание ребёнка на необходимость действовать определённым образом.

Это поможет ему быстрее усвоить способ выполнения, уяснить, почему нужно поступать именно так.

Автор книги «Перспективное планирование…» Н.С. Голицина считает: «Воспитание навыков самообслуживания - довольно длительный процесс, поэтому планировать работу целесообразно поквартально» Среди приёмов, способствующих формированию культурно - гигиенических навыков у детей дошкольного возраста, на первом месте стоит прямое обучение - показ, указание, напоминание, совместная деятельность с ребёнком. Здесь автором - составителем предлагаются игровые приёмы, дидактические игры, перечень художественных произведений, которые помогут привлечь внимание детей к последовательности действий, будут способствовать поддержанию самостоятельности в самообслуживании» [17, 20].

В воспитании культурно-гигиенических навыков важно единство требований сотрудников детского учреждения и родителей. Малыш не сразу и с большим трудом приобретает необходимые навыки, ему потребуется помощь взрослых. Прежде всего, следует создать в семье необходимые условия: приспособить к росту ребёнка вешалку для одежды, выделить индивидуальную полку или место на полке для хранения предметов туалета (носовых платков, лент, носков), постоянное и удобное место для полотенца и т.д.

Обучая детей нужно учитывать их опыт. Нельзя, например, начинать учить ребёнка пользоваться вилкой, если он ещё не научился правильно есть ложкой. Очень важна последовательность в обучении. Так, действия, связанные с раздеванием, быстрее осваиваются детьми, чем действия с одеванием; ребёнку легче сначала научиться мыть руки, а потом лицо. Постепенное усложнение требований, переводит ребёнка на новую ступень самостоятельности, поддерживает его интерес к самообслуживанию, позволяет совершенствовать навыки.

«Методические приёмы, которые использует педагог, необходимо менять, а условия должны быть постоянными»,- считают Р.С. Буре и А.Ф. Островская. «Будем умываться», - говорит в начале года воспитатель и показывает всё: и как заворачивать рукава, и как намыливать руки, и как вымыть их, а затем вытереть. Все дети действуют под наблюдением и контролем взрослого. И так изо дня в день. В этой каждодневной деятельности совершаются культурно - гигиенические навыки, формируются привычки. Но дети становятся старше, и воспитатель постепенно предоставляет им всё больше самостоятельности. Он переходит от прямых указаний к напоминанию, от показа к совету, от примера к методам позволяющим развивать у детей осознанное отношение к правилам,- убеждению, разъяснению смысла правил. Только тогда, когда педагог учитывает постоянно возрастающий опыт детей, совершенствование их навыков, умение всё более самостоятельно выполнять установленные правила, только тогда у них формируются устойчивые привычки, не разрушающиеся при переходе в новые условия. Если этого не учитывать, то у детей вырабатывается, лишь умение подчиняться требованию взрослого» [11, 35].

Обычно качество и правильная последовательность действий находится вне внимания взрослого. При этом часто считается неважным следить за тем, перешел ли навык в привычку. Подобная ситуация приводит к тому, что даже у семилетних детей встречается необходимость выполнять культурно-гигиенические навыки исходя только из требований взрослого. Это может привести к потере, казалось бы, уже сформированного навыка. Поэтому в дошкольном возрасте надо проводить повторное обучение навыкам на иной, чем в детстве, основе. Ребенку надо помочь осознать приемы и условия выполнения культурно-гигиенических навыков, а так же их необходимость. Опираясь на расширение и усложнение его практического опыта. А для этого необходима специально организованная деятельность малыша под руководством взрослого, тогда детям становится понятна целесообразность требований воспитателя (руки мыть чисто, не лить воду на пол и т. д.). Для закрепления правил и их усвоения, в средних и старших группах целесообразно проводить беседу о гигиене. Она строится так, чтобы дети не только называли, перечисляли действия и их порядок, но и делали обобщения, которые помогают понять целесообразность действий, убеждают детей в их необходимости. Важно, чтобы старшие дошкольники самостоятельно пользовались культурно-гигиеническими навыками. Поэтому бывает целесообразно перейти от прямых указаний к косвенным, например, вместо напоминания «дети идите мыть руки» сказать: «Начинаем готовиться к обеду» и т. п. Хорошо привлекать детей к обсуждению и выбору рационального способа организации того или иного бытового процесса, посылать отдельных детей в младшие группы для оказания помощи во время умывания, одевания. Культурно-гигиенические навыки нуждаются в постоянном закреплении. Изменения системы воспитательной работы, отсутствие внимания к формированию и использованию навыков может привести к их быстрой утрате. Практика показывает, что вопросы воспитания культурно-гигиенических навыков не всегда отражаются в календарных планах воспитателей, тогда как они очень важны и нуждаются в конкретизации при планировании. Однако для их реализации требуется достаточно длительное время. В труде по самообслуживанию ребёнка учат доводить начатое до конца, выполнять работу качественно. Например, учат не только снимать одежду, но и выворачивать каждую вещь на лицевую сторону, аккуратно складывать, вешать её. Во всех группах используется приём поощрения. Важно вовремя похвалить ребёнка, но нужно этим не злоупотреблять, чтобы он не ждал похвалы постоянно. Выполнение требований взрослых должно стать нормой поведения, потребностью ребёнка. Поощрение иногда делается в такой форме, чтобы напомнить правила выполнения. В некоторых случаях воспитатель использует порицание, но это лучше делать в косвенной форме, не называя имён детей.

Одним из ведущих приёмов во всех возрастных группах является повторение действий, упражнение, без этого навык не может быть сформирован. На первых порах формирования навыка следует проверить, как выполнены отдельные действия или задание в целом, например, попросить перед мытьём: «Покажите, как вы засучили рукава» или после мытья посмотреть, насколько чисто и сухо вытерты руки. Хорошей формой упражнения в освоении культурно-гигиенических навыков являются дидактические игры.

Особая роль в воспитании культурно-гигиенических навыков принадлежит игровым приемам. Используя их, воспитатель закрепляет у детей навыки, которые вырабатываются в повседневной жизни. Видное место отводится при этом дидактическим играм («Уложи куклу спать», «Оденем куклу на прогулку», «Накорми куклу обедом» и т.п.).

Особое внимание следует уделить игровому методу, потому что игра является ведущим видом деятельности ребенка дошкольного возраста, посредством игры ребенок лучше запоминает и устанавливает причинно-следственные связи. Игра позволяет ребёнку глубже понять окружающий мир.

Таким образом, для успешного формирования культурно-гигиенических навыков необходимо:

1. Продумать организацию всей обстановки в детском саду и дома. Она должна быть привлекательной и удобной для выполнения заданий (мебель, оборудование приспосабливаются к росту детей, каждая вещь хранится в определенном месте, доступном для пользования, и т. д.).

2. Действия, связанные с формированием культурно-гигиенических навыков, разбивать на операции, которые следуют в одном, определенно установленном порядке. Это способствует более быстрому созданию прочных динамических стереотипов.

3. Воспитывая порядок действий, выделять подготовку к действию, культуру самого процесса (целенаправленность, экономность движений), навыки приведения в порядок рабочего места после окончания действий, умение планировать последовательность действий.

4. На начальном этапе неоднократно повторять новый навык без больших интервалов. С этой целью часто упражнять детей в определенных действиях, обращая внимание на способ и порядок выполнения. При этом для разнообразия следует использовать разные формы, но характер действия должен быть неизменным.

5. Научить детей выполнять те или иные операции, добиваясь постепенного осознания их значения и целесообразности способа выполнения. При этом условии автоматизация навыка будет связана не с привычной обстановкой, а с формированием культурных потребностей, привычек, сохраняющих свою силу в любых условиях, в любой обстановке.

6. Взрослым безукоризненно выполнять все гигиенические и культурные требования, которые предъявляются детям, помнить, что дети во всем подражают старшим.

7. Индивидуализировать работу с каждым ребенком, учитывая уровень его культурно-гигиенических навыков, условия домашнего воспитания.


Глава 2. Экспериментальное исследование формирования культурно-гигиенических навыков детей младшего дошкольного возраста

Цель: выявления уровня сформированности культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста.

Экспериментальное исследование проводилось на базе МБДОУ детский сад №10 «Антошка»  города Таштагола

В исследовании приняли участие дети младшего дошкольного возраста в количестве 10 человек (см. Таблицу 1).

Таблица  1

Список детей

И. Ф. ребёнка

Возраст

1

Алина Б.

2, 4

2

Катя З.

2, 4

3

Ира К.

2, 7

4

Яна С.

2, 3

5

Вадим Р.

2, 8

6

Влад Т.

2, 2

7

Катя С.

2, 5

8

Артём Л.

2, 6

9

Арина Д.

2, 5

10

Настя М.

2, 4

Выборка детей осуществлялась по следующим критериям:

  1. Средний возраст детей: от 2, 2 до 2, 8 лет.
  2. Половая гетерогенность: в группе есть и девочки, и мальчики.
  3. На момент проведения эксперимента все дети стабильно посещали детский сад.

2.1. Изучение уровня сформированности культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста

Первым этапом работы был констатирующий эксперимент. Его цель состояла в выявлении уровня сформированности культурно-гигиенических навыков у детей группы раннего возраста.

Для этого были отобраны следующие диагностические методики:

Методика № 1. Анкета для родителей (Приложение 1)

Цель: определение уровня сформированности культурно-гигиенических навыков у ребёнка через опрос родителей.

Методика № 2. Анализ условий группы

Цель: определение уровня сформированности культурно–гигиенических навыков у ребёнка через опрос воспитателей.

Методика № 3. Наблюдение в процессе режимных моментов (Г.А. Урунтаева, Ю.А. Афонькина).

Цель: определение уровня сформированности культурно-гигиенических навыков у ребёнка в процессе режимных моментов (умывания, приема пищи, одевания и раздевания).

Для удобства оценивания нами были определены критерии сформированности культурно-гигиенических навыков у младших дошкольников. Их основой послужили критерии, предложенные В.И.Логиновой:

Критерии опрятной еды включают умения: 

- правильное пользование столовой и чайной ложками, вилкой, салфеткой; 

- не крошить хлеб;

- пережевывать пищу с закрытым ртом;

- не разговаривать с полным ртом; 

- тихо выходить по окончании еды из-за стола;

- благодарить; 

- пользоваться только своим прибором. 

Критерии мытья рук и личной гигиены включают умения: 

- мыть лицо, руки;

- закатать рукава;

- смачивать руки;

- брать мыло, намыливать руки до появления пены;

- смывать мыло;

- сухо вытирать руки, аккуратно складывать полотенце и весить в свою ячейку;

- пользоваться расческой. 

Критерии снимания и надевания одежды в определенном порядке включают умения: 

- расстегивать пуговицы;

- снимать колготки, платье (брюки);

- аккуратно вешать одежду;

- снимать обувь;

- надевать вещи в обратной последовательности. 

Если ребенок правильно выполнял все действия входящие в навык, то за правильно выполненное действие он получал - 3 балла; за действие выполненное с небольшими неточностями - 2 балла; за неумение выполнять действие – 1 балл.

На основе вышеуказанных критериев, нами была дана характеристика уровням сформированности культурно-гигиенических навыков у детей группы раннего возраста.

Наибольшее количество баллов, которое мог набрать ребенок по каждому критерию - 21.

Высокий уровень (44-63 балла) - все навыки сформированы прочно, ребенок самостоятельно и аккуратно моет руки и лицо, правильно пользуется мылом; сухо вытирается после умывания, вешает полотенце на место, моет руки по мере загрязнения после еды, пользования туалетом. Совершенствуются навыки аккуратной еды: тщательно пережевывает пищу с закрытым ртом, не проливает пищу, берет ее понемногу. Самостоятельно раздевается и одевается, в редких случаях обращается за помощью к взрослому, аккуратно складывает или вешает одежду, с помощью взрослого приводит ее в порядок. Следит за своим внешним видом.

Средний уровень (23-43 баллов) – один и более навыков находятся в стадии становления, ребенок самостоятельно или с небольшой помощью взрослого моет руки, насухо вытирает полотенцем, пользуется индивидуальными предметами (полотенцем, расческой, горшком). Тщательно пережевывает пищу, держит ложку правильно. Чаще пользуется салфеткой, чем не использует ее. Ест не совсем опрятно, иногда пища лежит вокруг тарелки. Может выйти из-за стола, не окончив приема пищи. Одевается и раздевается при небольшой помощи взрослого, снимает одежду, обувь (расстегивает пуговицы спереди, развязывает шнурки ботинок), в определенном порядке складывает снятую одежду. Путается в правильности надевания одежды (кофту на левую сторону), обувь (путает правый и левый ботинок). В процессе одевания и раздевания не мешает другим детям. Замечает неопрятность в одежде, с помощью взрослого приводит себя в порядок.

Низкий уровень (1-22 баллов) – один и более навыков не сформированы, ребенок не умеет пользоваться краном, моет руки только с помощью взрослого, обливается. Вытирает руки поверхностно, не может найти свое полотенце среди других. Во время приема пищи разговаривает, жует с открытым ртом, давится. Не умеет держать ложку правильно, постоянно требуется помощь взрослого. Редко пользуется салфеткой, обтирает руки об себя. Во время приема пищи ходит от стола к столу. Одевается и раздевается при помощи взрослого. Не замечает неопрятности в одежде, не обращает внимания на замечания взрослого по поводу грязной одежды.

Результаты выявления уровня сформированности культурно-гигиенических навыков у детей группы раннего возраста представлены в Таблице 2 (см. Приложение 2).

Анализ данных показал, что только 1 ребенок (10%) владеет культурно-гигиеническими навыками на высоком уровне. Это Настя М. Она умеет пользоваться столовой и чайной ложками, аккуратно после принятия пищи пользуются салфеткой, говорит «спасибо» после выхода из-за стола. Во время приема пищи за столом не разговаривает. Одежду снимает в определенной последовательности, но во время надевания эта последовательность у нее еще нарушается, возникают трудности со снятием колготок. Девочка старается соблюдать правила личной гигиены: моет руки перед едой и после посещения туалета. Всегда выглядит опрятно и следит за своим внешним видом.

5 детей (50%) показали средний уровень. К этим детям относятся Алина Б., Катя З., Ира К., Катя С., Артем Л. Ира К. и Катя З. правильно держат ложки, Алина Б. не крошат хлеб на стол, но может размазать руками пищу по столу. Катя С., Артем Л. могут  налить чай в тарелку и накрошить туда хлеб. Катя З., Катя С., Ира К. при помощи взрослого моют руки, насухо вытирают их полотенцем, пользуются индивидуальными предметами (полотенцем).  В целом дети едят не совсем опрятно, иногда пища лежит вокруг тарелки. Могут выйти из-за стола, не окончив приема пищи Алина Б., Ира К., Артем Л. и только Катя З. тихо выходить по окончании еды из-за стола, но при этом может несколько раз встать во время приема пищи. Ира К. может есть пищу из соседней тарелки. Салфетку применяют по назначению и без напоминания воспитателя только 2 человека (Катя С., Катя З.). Большая часть детей (Алина Б., Ира К., Катя С.) одевается и раздевается при небольшой помощи взрослого: снимают одежду, обувь, в определенном порядке складывают ее. Ира К., Катя С. путаются в правильности надевания одежды, могут надеть ее на левую сторону. Катя С. забывает одевать нательную майку, при обувании путает правый и левый ботинок. В процессе одевания и раздевания дети не мешают другим. Замечают неопрятность в своей одежде, с помощью взрослого приводят себя в порядок. Катя С. может одеть не свои вещи.

40% детей имеют низкий уровень сформированности культурно-гигиенических навыков (4 ребенка). У Яны С., Вадима Р., Влада Т., Арины Д. ни один из навыков не сформирован. Для детей характерны отказные реакции. В большей части дети очень замкнутые, на замечания реагируют плачем или замыкаются. В работе с данными детьми необходимо соблюдать индивидуальный подход. Яна С., Вадим Р., Влад Т., плачут и разговаривают во время приема пищи за столом. Влад Т., после того, как съел свое печенье, стал отнимать печенье у Насти М. Дети не говорят «спасибо», выходя из-за стола по окончанию еды. Руки дети вытирают не всегда своими полотенцами, вешают их не на свои места. У многих замечено проявление негативной реакции на предложение воспитателя причесаться.

Наглядно результаты эксперимента представлены на диаграмме 1 (Рис.1).

Анализируя условия, созданные в группе для формирования у детей культурно-гигиенических навыков, следует отметить, что все требования СанПиН 2.4.1.3049-13 соблюдены: мебель подобрана в соответствии с ростом детей, в группе соблюдается тепловой и воздушный режим, степени освещенности соответствует требованиям.


Диаграмма 1

Рис. 1. Уровни сформированности культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста на констатирующем этапе эксперимента

Для привития детям раннего возраста культурно-гигиенических навыков педагоги данной группы применяют показ, пример, объяснение. Очень редко используют художественное слово, игровые приемы, а ведь содержание культурно-гигиенических навыков у детей этого возраста осваивается, прежде всего, в дидактических играх и игровых ситуациях.

В группе достаточно дидактических игр, которые способствовали бы наилучшему усвоению культурно-гигиенических навыков.

Формирование культурно-гигиенических навыков должно осуществляться детским садом в тесном контакте с семьей. В данной группе отсутствует единая линия в требованиях, в создании условий, которые совершенно необходимы для выработки и закреплении у детей культурно-гигиенических навыков.

        Анкетирование родителей показало, что 100% родителей считают, что все КГН у их детей сформированы, и лишь одна родительница отметила, что сформированы, но не в полной мере и постоянно требуется помощь взрослого.

20% родителей ответили, что важно вовремя сформировать у ребенка культурно-гигиенические навыки. 60% считают это важным и дали этому пояснение: так как это необходимые навыки, которые нужны повседневно и без них трудно приспособится к жизни и благодаря им, ребенок учится быть самостоятельным. 20% родителей ответили, что не так важно, что мы все постепенно чему-то учимся.

На вопрос: «Как Ваш ребенок относится к бытовым процессам: мытью рук, приёму пищи, одеванию, раздеванию?» родители дали следующие ответы: 10% - «отрицательно», 70% - «положительно» (в зависимости от настроения и от того как привлекается его внимание к этому процессу – любит когда его хвалят). 20% - «чаще положительно, чем отрицательно» (в зависимости от настроения, ленится иногда; бабушка разбаловала).

На вопрос «Проявляется ли при этом самостоятельность?» 80% ответили – «да»; 20%  - «нет».

        80% родителей реагируют на сформированность культурно-гигиенических навыков положительно. Они разъяснили: показываем на собственном примере, проводим беседу; 20% - «все сформируется само по себе».

При оценке уровня работы дошкольного учреждения по просвещению родителей в вопросах формирования культурно-гигиенических навыков у  детей по пятибалльной шкале отметили: 20% родителей оценили на 4 балла; 10% - на 3 балла; 70%  - на 5 баллов. И все родители хотели бы, чтобы с ними были проведены занятия о том, как формировать у детей культурно-гигиенические навыки.


Заключение

Проанализировав психолого-педагогическую литературу, мы выяснили, что Н.К. Крупская, А.С. Макаренко, К.Д. Ушинский писали, что формирование культурно-гигиенических навыков одно из важнейших направлений в работе с детьми. Современные педагогические исследования и опыт работы показал, что главное не упустить благоприятный период, когда навыки и привычки формируются быстро, т.е. сенситивный период. Работа по формированию культурно-гигиенических навыков должна вестись в непосредственном контакте с семьёй.

В своем исследовании мы будем опираться на следующее определение культурно-гигиенических навыков. Культурно-гигиенические навыки – автоматизированные привычные действия  по соблюдению правил личной гигиены, поддержания в порядке одежды и обуви, окружающей обстановки, культуры внешних действий, еды, передающихся из поколения  к поколению и изменяющиеся с изменением общественного строя.

Изучая опыт работы по формированию культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста, стало известно, что в этом помогают разные игровые приёмы и методы и специально созданные условия. Необходимость опрятности, содержания в чистоте лица, рук, причёски и т. д. продиктована не только требованиями гигиены, но и нормами человеческих отношений. А человеческие отношения маленький ребёнок воплощает, прежде всего, в игре.

Культурно-гигиенические навыки - важная составляющая часть культуры поведения. Педагоги и родители должны постоянно помнить, что привитые в детстве навыки, в том числе культурно-гигиенические, приносят человеку огромную пользу в течение всей его последующей жизни. Мы убедились, что формируя у детей дошкольного возраста культурно-гигиенические навыки, мы параллельно влияем на многие психические процессы в развитии ребёнка, при этом педагог должен набраться большого терпения и понимания.

Таким образом, изученный нами теоретический и практический материал по проблеме формирования культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста позволяет нам говорить о том, что наиболее эффективно решение данной задачи будет осуществляться при грамотном руководстве со стороны воспитателя, с использованием специально подобранных методов и приемов, а также при осуществлении взаимодействия с родителями детей.

Список литературы

  1. Ананьев, В. А. Организация безопасности и жизнедеятельности дошкольников [Текст] / В. А. Ананьев. – Томск: ТГУ, 2000. – 58 с.
  2. Баранова, М. Л. Справочник руководителя дошкольного образовательного учреждения. Организация психолого-педагогической помощи детям раннего возраста [Текст] / М. Л. Баранова. - Ростов н /Д: Феникс, 2005.
  3. Бархатова, Л. Воспитание культуры поведения [Текст] / Л. Бархатова. -  // Дошкольное воспитание. – 1989. - №11. – с. 17-21.
  4. Барышева, А.В. Корпоративный тренинг или если хотим, чтобы у фирмы было завтра [Текст] / А.В. Барышева. – М., «Экзамен», 2004.
  5. Белая, К. Ю. 200 ответов на вопросы заведующей детским садом [Текст] / К.Ю. Белая. - М.: Изд.АСТ, 1997.-394с.
  6. Белостоцкая Е.М., Виноградова Т. Ф. и др. Гигиенические основы воспитания детей от 3 до 7. - М.: Просвещение, 1991.
  7. Богина, Т. Л. Режим дня в детском саду [Текст] / Т.Л. Богина, Н. Т. Терехова. – М.: Просвещение, 1987. – 95 с.
  8. Богуславская, З.М. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста [Текст] / З. М. Богуславская, Е. О. Смирнова. - М.: Просвещение, 1991.-207с.
  9. Болотина, Л. Р., Комарова, Т. С., Баранов, С. П. Дошкольная педагогика [Текст] / Л. Р. Болотина. – М.: Академия, 1997. – 240 с.
  10. Бондаренко, А. К. Дидактические игры в детском саду [Текст] / А. К. Бондаренко. – М.: Просвещение, 1991. – 160 с.
  11. Буре, Р.С., Островская, Л.Ф. Воспитатель и дети [Текст] / Р.С. Буре, Л.Ф. Островская. - М.: Просвещение, 2001. - 121с.
  12. В детский сад пришла проверка: ваши действия [Текст] / Под ред. Савельевой Н.Ю. - Ростов н/Д: Феникс, 2004. - 672с.
  13. Волчкова, В.Н., Степанова, Н.В. Развитие и воспитание детей младшего дошкольного возраста [Текст]: Практическое пособие для воспитателей детских садов / В.Н. Волчкова, Н.В. Степанова. – Воронеж: ТЦ «Учитель», 2001.
  14.  Воспитание и обучение детей младшего дошкольного возраста [Текст]: Кн. для воспитателя дет.сада / Т. Л. Богина, Т. Г. Казакова, Е. А. Тимофеева и др.; Под ред. Г. Н. Годиной, Э. Г. Пилюгиной. – М.: Просвещение, 1987. – 160 с.  
  15. Выготский, Л.С. Психология [Текст]  / Л.С. Выготский. - М.: Академия, 2000.
  16. Гигиенические основы воспитания детей от 3 до 7 лет [Текст]: Кн. для работников дошк. учреждений / Е. М. Белостоцкая, Т. Ф Виноградова, Л. Я. Каневская, В. И. Теленчи; Сост. В. И. Теленчи. – М.: Просвещение,1987. – 143 с.: ил.
  17. Голицина, Н.С. Перспективное планирование воспитательно-образовательного процесса в дошкольном учреждении [Текст]  / Н.С. Голицина. – М., Скрипторий, 2007.
  18. Гурина, И. В. Первые шаги от 0 до 3 лет. Засыпаем, кушаем, маму с папой слушаем [Текст] / И.В. Гурина. - СПб., 2007.
  19. Дошкольная педагогика [Текст] / В. И. Логинова / Под редакцией Логиновой В. И. и Саморуковой П. Г. – М.: Просвещение, 1988. – 256 с.
  20. Здоровый малыш: Программа оздоровления детей в ДОУ / Под ред. Бересневой З.И. - М.: ТЦ Сфера, 2010. - 32с.
  21. Игуменова, Н. Скатерть-самобранка и ложка-невидимка, или о  предметах-заместителей в детской игре [Текст] / Н. Игуменова .- // Дошкольное образование. – 2004. - № 1. – С.51-52.
  22. Ипатова, Ю. Волшебный колпак повара, или График дежурства для малышей [Текст]: / Ю. Ипатова  // Дошкольное образование.-2008 -№11. - С.35-39.
  23. Козлова, С.А. Куликова, Т.А. Дошкольная педагогика [Текст] / С. А. Козлова. – М.: Академия, 2010. – 467 с.
  24. Конина, Е. Ю. Формирование культурно-гигиенических навыков у детей. Игровой комплект [Текст] / Е. Ю. Конина.- Айрис-пресс, 2007. -12 с.
  25. Крупская, Н.К. О дошкольном воспитании [Текст] / Н.К. Крупская. – М.: Просвещение, 1973.
  26. Логинова, В.И. Лабораторный практикум по дошкольной педагогике и методикам [Текст]: учеб пособие / В.И. Логинова; под ред. В.И. Логиновой. - М.: Просвещение, 1981.-159с.
  27. Лурри, Ю.Ф. Физическое воспитание детей дошкольного возраста [Текст] / Ю.Ф. Лурри. - М.: Просвещение, 1991. - 63с.
  28. Менджерицкая, Д.В. Воспитание детей в игре [Текст] / Д.В. Менджерицкая.- М.: Просвещение, 1979. - 175с.
  29. Меремьянина, О.Р. Вместе с куклой я расту [Текст]: методическое пособие / О.Р. Меремьянина. – Барнаул: АКИПКРО, 2008.
  30. Мир детства: Дошкольник [Текст] / Под ред. А.Г.Хрипковой. - М.: Педагогика, 1987. - 256 с.
  31. Названова, Л. Чтобы зубки блестели [Текст] / Л. Названова. - // Дошкольное образование. - 2004. - №14. – С.13-17.
  32. Немов, Р.С. Том 2. Психология образования [Текст] / Р.С. Немов. - М.: Просвещение,1995. - 496с.
  33. Островская, Л.Ф. Педагогические ситуации в семейном воспитании дошкольников [Текст] / Л.Ф. Островская. - М.: Просвещение, 1990.
  34. От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования [Текст] / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010.
  35. Пашкевич, Т.Д. Образовательная программа дошкольного образовательного учреждения [Текст]: методические рекомендации / Т.Д. Пашкевич. – Барнаул: АКИПКРО, 2010.
  36. Пашкевич, Т.Д. Формирование у детей дошкольного возраста интереса к математике [Текст]: методические рекомендации / Т.Д. Пашкевич. – Барнаул: АКИПКРО, 2010.
  37. Петерина, С. В. Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста [Текст] / С. В. Петерина. – М.: Просвещение, 1986. – 141 с.
  38. Пидкасистый, П.И., Фридман Л.М., Гарунов М.Г. Психолого-дидактический справочник преподавателя высшей школы [Текст] / П.И Пидкасистый. – М., «Педагогическое общество России», 1999.
  39. Программа воспитания и обучения в детском саду [Текст] / М.А. Васильева / Под ред. М. А.Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С.Комаровой. – М.: Мозаика-Синтез, 2005. – 204 с.
  40. Психологический словарь [Текст] / Под ред. Давыдова В.В. - М.: Просвещение, 1983. - с.18.
  41. Сергеев, И.С. Основы педагогической деятельности [Текст] / И.С. Сергеев. - СПб.: Питер, 2004. - с.224.
  42. Словарь по этике [Текст] / под ред. И.С. Кона. – М.: Политиздат, 1975. – 392 с.
  43. Смирнова, Е.О. Диагностика психического развития детей от рождения до 3 лет [Текст] / Е.О. Смирнова. - СПб.: Детство пресс, 2005.
  44. Смирнова, Т. Собираем куклу на прогулку [Текст] / Т. Смирнова. - // Дошкольное образование. – 2008. - №10. – С. 53 – 59.
  45. Степаненкова, Э. Физическое воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации [Текст] / Э. Степаненкова. - М.: Мозаика-Синтез, 2008. - 96с.
  46. Стребелева, Е.А. Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста [Текст] / Е.А. Стребелева. - М.: Просвещение, 2007.
  47. Теплюк, С. Об опрятности и аккуратности [Текст] / С. Теплюк. - // Дошкольное воспитание. - 1988. - №9. – С. 13 – 17.
  48. Тихомирова, Л.Ф. Упражнения на каждый день: логика для дошкольников [Текст] / Л.Ф. Тихомирова. - Ярославль: Академия развития, 2001. – 136 с.
  49. Урунтаева, Г.А., Афонькина, Ю.А. Как приобщить малыша к гигиене и самообслуживанию [Текст] / Г.А. Урунтаева, Ю.А. Афонькина. – М.: Просвещение, 1997.
  50. Урунтаева, Г. А. Практикум по детской психологии. Уч. Пособие [Текст] / Г. А. Урентаева. – М., 1995. – 230 с.
  51. Фролова, А.Н. Игры-занятия с малышами [Текст] / А.Н. Фролова. - К.: Рад.шк, 1987. - 144с.
  52. Яковенко, Т., Ходонецких, З. О воспитании культурно-гигиенических навыков [Текст] / Т. Яковенко, З. Ходонецких. - // Дошкольное воспитание. – 1979. - № 8. – С. 15.
  53.  http://nsportal.ru/detskii-sad/materialy-dlya-roditelei/igry-napravlennye-na-formirovanie-navykov-samoobsluzhivaniya


Приложение 1

Анкета для родителей

  1. Какие культурно-гигиенические навыки сформированы у Вашего ребенка?
  • Мытье рук
  • Прием пищи
  • Одевание
  • Раздевание

другое_________________________________________________________

  1. Почему важно вовремя сформировать у ребенка культурно-гигиенические навыки? _____________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Как Ваш ребенок относится к бытовым процессам: мытью рук, приёму пищи, одеванию, раздеванию?
  • Положительно
  • Отрицательно
  • Чаще положительно, чем отрицательно
  1. Проявляет ли он при этом самостоятельность?
  • Да
  • Нет
  1. Как Вы на это реагируете?
  • Положительно
  • Отрицательно
  • Используете приемы показа, отработки полученных навыков повседневно
  • Все сформируется само по себе
  1. Оцените по пятибалльной шкале уровень работы дошкольного учреждения по просвещению родителей в вопросах формирования культурно-гигиенических навыков детей младшей группы?

1                   2                      3                      4                     5

  1. Хотели бы Вы, чтобы с Вами были проведены такие занятия?
  • Да
  • нет

 Спасибо за ответы!

Приложение 2

Таблица 2. Результаты сформированности культурно-гигиенических навыков у детей группы раннего возраста на констатирующем этапе эксперимента

Критерии

Бал

лы

Уро

вень

Ф.И

ребенка

Правильное пользование столовой и чайной ложками, вилкой, салфеткой; 

Не крошить хлеб; 

Пережевывать пищу с закрытым ртом; 

Не разговаривать с полным ртом; 

Тихо выходить по окончании еды из-за стола;

 Благодарить; 

Пользоваться только своим прибором. 

Мыть  лицо, руки

Закатать рукава

Смочить руки

Взять мыло, намыливать до появления пены

Смыть мыло

Сухо вытереть руки, аккуратно сложить полотенце и повесить в свою ячейку

Пользоваться расческой  

Расстегнуть пуговицы

Снять платье (брюки)

Аккуратно повесить

Снять рубашку и аккуратно её повесить на брюки

Снять обувь

Снять колготки, повесить на рубашку (платье)

Надеть в обратной последовательности

1. Алина Б.

1

2

1

1

1

1

2

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

24

с

2. Катя З.

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

42

с

3.Ира К.

2

1

1

1

1

2

2

2

1

2

2

1

2

2

1

1

1

1

1

1

2

30

с

4.Яна С.

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

21

н

5.Вадим Р.

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

21

н

6.Влад Т.

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

21

н

7.Катя С.

1

2

2

2

2

2

2

2

1

2

2

1

2

2

1

1

1

1

1

1

2

33

с

8.Артём Л.

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

2

2

2

2

2

2

2

2

2

30

с

9.Арина Д.

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

21

н

10.Настя М.

3

2

3

3

3

2

3

3

2

3

3

3

3

3

2

1

2

2

2

1

2

51

в

Приложение 3

Дидактические игры на формирование культурно-гигиенических навыков

«Перемешанные картинки»

Задачи игры. Закрепить и проверить культурно-гигиенические навыки.

Пособия. Серия больших картин, к которым дети находят соответствующие маленькие картинки. Например, к большой картине, на которой изображена растрепанная девочка, - гребень; к картине, на которой изображен неопрятный мальчик, - мыло и щетку; к картине с изображением девочки в грязных ботинках - щетку и пр.

Ход игры. Воспитательница вешает на доску большую картину, изображающую неопрятного ребенка, а детям раздает маленькие картинки, на которых нарисованы предметы туалета. Дети ищут среди своих картинок предмет, которым необходимо дополнить большую картину. Когда они отдают картинку воспитательнице, то должны объяснить его назначение, например: “Вот мыло и щетка для умывания”. Или: “Вот гребень для того, чтобы девочка причесалась”.

«Чистоплотные дети»

Задачи игры. Проверить знания детей о предметах гигиены и их назначении.

Ход игры. Воспитательница говорит детям, что хочет убедиться в том, что они чистоплотные и аккуратные: пусть они скажут, что нужно для того, чтобы волосы, руки и лицо были чистыми (чем больше они смогут об этом рассказать, тем лучше).

Затем воспитательница говорит: “Руки”. Дети, которых она вызывает, отвечают: “Мыло, щетка, полотенце”. Подобным же образом дети реагируют на слова “волосы” (гребень, щетка, ножницы, шампунь, мыло), “купание” (ванна, полотенце, душ, умывальник, губка, мыло и пр.).

Вариант. Воспитательница задает вопрос: “Что нам нужно, когда мы утром встаем?” Дети знают, что должны назвать предметы гигиены, которые используются утром (щетка для рук, паста, мыло, плато

«Что нужно кукле?»

Задачи игры. Упражнять культурно-гигиенические навыки.

Пособия. Картинки с изображением предметов, используемых при умывании, еде, одевании, мыло, зубная щетка, полотенце, зубная паста, гребень, щетка для рук, заколка, лента для волос, скатерть, ваза, поднос, кружка, ложка, тарелка, столовый прибор, носки, ботинки, шапочка, платье, блузка, юбка, перчатки, курточка).

Ход игры. Воспитательница знакомит детей с картинками, спрашивает их, для чего нужен каждый предмет, затем перемешивает картинки и раздает их, берет куклу и говорит детям: “Наша куколка встала и хотела бы умыться, но чем?”

Дети приносят картинки, на которых нарисованы предметы, нужные кукле для умывания. Игра продолжается. Воспитательница направляет игру так, чтобы чередовались все виды деятельности. Например она говорит: “Наша кукла умылась и хотела бы причесаться, но чем? Наш; кукла умылась, но еще не завтракала. Что мы ей дадим есть? Наша кукла собралась на прогулку, что она наденет?”

«Что ты можешь о них сказать?»

Задача игры. Познакомиться с предметами гигиены и их использованием.

Пособия. Гребень, щетка для ногтей, мыло, полотенце, умывальник, ножнички, вода в кружке, резиновые куколки.

Ход игры. Предметы гигиены лежат возле воспитательницы на столике и на стуле.

Воспитательница называет по имени одного ребенка: “Петя, скажи, что ты видишь здесь?” Ребенок называет отдельные предметы и показывает их. Если он что-либо пропустил, другие дети его дополняют до тех пор, пока все предметы не будут названы.

Далее воспитательница задает другому вызванному ребенку следующий вопрос: “Яна, есть у вас дома мыло?”

Когда ребенок ответит утвердительно, воспитательница просит: Принеси мыло. Посмотри на него внимательно и понюхай его. Что мы c ним делаем? Для чего нам мыло?”

Если ребенок не рассказал о мыле чего-либо важного, воспитательница может вызвать следующего ребенка. (Когда мыло уже не нужно, она откладывает его в сторону.)

Воспитательница может задать и наводящие вопросы: “Для чего мама купила мыло?” (Она хочет стирать.) “Что сделает мама, когда полотенце станет грязным?” (Выстирает его.) “Для чего маме гребень? Какие гребни у вас дома?”.

В заключение дети умывают и купают кукол, вытирают их и т.д.


Материалы для работы с родителями

Как увлечь ребенка ежедневной гигиеной зубов?

Родители, договоримся сразу: это ритуал, не поддающийся дискуссии. Рассчитываю в данном случае на рассудительность и здравый смысл взрослых.

Можно рассказать малышу о вредных микробах, которых можно выгнать из ротика щеткой и пастой. Только чистые зубки могут быть счастливы. Можно нарисовать грустный испачканный зубик и для сравнения – чистый и веселый.

Моим детям последнее время очень нравится идея с песочными часами, с помощью которых интересно отмерять время чистки зубов. У малышей оно должно составлять не менее 1,5-2 минут.

Можно разрезать на кусочки большую наклейку, и после каждой чистки зубов наклеивать один кусочек. В итоге получится картинка, за которую полагается приз!

Советы для маленьких упрямцев

Иногда зубная щетка используется детьми для немыслимых забав, только не для чистки зубов.

Предложение №1. Ищите миротворцев. Иногда кто-то из внешнего окружения имеет большее влияние на ребенка, чем родители. Почему бы не попробовать обратиться к педиатру или детскому стоматологу с просьбой объяснить маленькому человеку, как важно регулярно и правильно чистить зубы. Конечно, большую роль играет авторитет взрослого для ребенка.

Предложение №2. Отправляйтесь вместе за покупками и позвольте малышу самому выбрать 2-3 щеточки из детского ассортимента. Утром и вечером дайте ему право выбора зубной щетки. Это отвлечет его от самой необходимости чистки зубов. Возможно, потребуется приобретение щетки и для любимого плюшевого мишки или куклы.

Предложение №3. Сначала – сам. Пусть ребенок почистит свои зубки сам – хвалите его, несмотря на то, что качество чистки оставляет желать лучшего. Нужно только договориться, что мама или папа заканчивают это действо. Или такой вариант: утром – сам, вечером – кто-то из родителей. Со временем навыки ребенка будут становиться все лучше, и ваша помощь вовсе не потребуется. Однако, вероятнее всего, этот момент наступит не ранее 6-летнего возраста, поэтому запаситесь терпением. Некоторые специалисты советуют контролировать детей до 9 лет, т.к. все-таки они чистят неряшливо, особенно мальчишки.

Памятка для родителей по формированию навыков поведения за столом и приёма пищи у детей младшего дошкольного возраста

  1. Ребёнка надо кормить в строго установленное время.
  2. Давать только то, что полагается по возрасту.
  3. Кормить детей надо спокойно, терпеливо, давая возможность хорошо прожевывать пищу.
  4. Ни в коем случае не кормить ребёнка насильно.
  5. Не отвлекать от еды чтением или игрой.
  6. Не применять поощрений за съеденное, угроз и наказаний за несъеденное.

Надо поощрять:

  1. желание ребёнка есть самостоятельно;
  2. стремление ребёнка участвовать в сервировке стола и уборке стола.

Надо приучать детей:

  1. перед едой тщательно мыть руки;
  2. жевать пищу с закрытым ртом;
  3. есть только за столом;
  4. правильно пользоваться ложкой, вилкой, ножом;
  5. вставая из-за стола, проверить своё место, достаточно ли оно чисто, при необходимости самостоятельно убрать его;
  6. окончив еду, поблагодарить тех, кто её приготовил, сервировал стол.

Закладывая в детях привычку есть разную пищу, взрослым следует набраться терпения, так как положительное отношение к еде у детей формируются очень долго, особенно если в семье и детском саду нет единых взглядов и на этот счёт.


Художественное слово

Ой, люшеньки-люшки!

 Нашему Илюшке-

 Доброе утро.

 Доброе утро!

 Утро с шутками,

 Прибаутками!

 

 Вот проснулись,

 Потянулись,

 С боку на бок

 Повернулись!

 Потягушечки!

 Потягушечки!

 Где игрушечки,

 Погремушечки?

 Ты, игрушка, погреми,

 Нашу детку подними!

- Мы проснулись, мы проснулись.

 - Сладко, сладко потянулись.

 - Маме с папой улыбнулись.

 Глазки открываются,

 Глазки просыпаются,

 Потягушки-ножки,

 Потягушки-пяточки,

 Ручки и ладошки,

 Сладкие ребяточки!

 Дай-ка локоточек

 Мама поцелует!

 Просыпайся, доча! ( Славный мой сыночек!)

 Как тебя люблю я!

 

Водичка, водичка,

 Умой Лешино личико,

 Чтобы глазоньки блестели,

 Чтобы щёчки краснели,

 Чтоб смеялся роток,

 Чтоб кусался зубок.

 

Ай, лады, лады, лады

 Не боимся мы воды,

 Чисто умываемся,

 Маме улыбаемся.

 Знаем, знаем, да-да-да

 Где ты прячешься, вода!

 Выходи, водица,

 Мы пришли умыться!

 Лейся на ладошку

 По-нем-ножку.

 Лейся, лейся, лейся

 По-сме-лей -

 Катя умывайся веселей!

 

Котик серенький присел

 На печурочке

 И тихонечко запел

 Песенку дочурочке (сынулечке):

 Вот проснулся петушок,

 Встала курочка,

 Поднимайся мой дружок,

 Встань, моя дочурочка.

 (Вставай мой сынулечка).

 

 Баю, баю, баю, бай

 Ты собачка не лай.

 Белолапа не скули,

 Нашу дочку не буди.

 Темна ноченька, не спится,

 Наша доченька боится.

 

 Баю-баю-байки

 Прилетели чайки.

 Стали крыльями махать

 Нашу Катю усыплять.

 Паучок-паучок

 Паутиновый жучок

 Семь ночей не спал,

 Для Катюши соткал

 Сон про солнышко-колоколнышко

 И про дождик грибной,

 И про нас с тобой.

 Хочешь по лесу во сне побродить?

 Глазки попробуй закрыть.

 Разденьте меня,

 Разуйте меня,

 Уложите меня,

 Укройте меня,

 А засну

 Я сам!

 Маленькие заиньки

 Захотели баиньки,

 Захотели баиньки,

 Потому что заиньки.

 Мы немножечко поспим,

 Мы на спинке полежим.

 Мы на спинке полежим

 И тихонько посопим.

От водички, от водицы

 Всё улыбками искрится!

 От водички, от водицы

 Веселей цветы и птицы!

 Катя умывается,

 Солнцу улыбается!

Солнышко, солнышко,

загляни в окошко.

Загляни в окошко,

разбуди Сережку.

Чтоб денек чуть- чуть был дольше,

чтобы мы узнали больше,

чтоб игрушки не скучали,

А с Сереженькой играли.

Ты мне ручки подай,

 Да с кровати вставай,

 Умываться пойдем,

 Где водичка найдем!

Солнышко встало,

 Утро настало.

 Давай, сынок,

 Буди друзей!

 Вставай, Большак!

 Вставай, Указка!

 Вставай, Середка!

 Вставай, Сиротка!

 И Крошка-Митрошка!

 Привет, Ладошка!

 Водичка-водичка,

 Умой Настино личико,

 Настя кушала кашку,

 Испачкала мордашку.

 Чтобы девочка была

 Самой чистенькой всегда,

 Помоги, водичка,

 Умыть Настино личико.

Кран, откройся!

 Нос, умойся!

 Мойтесь сразу,

 Оба глаза!

 Мойтесь, уши,

 Мойся, шейка!

 Шейка, мойся

 Хорошенько!

 Мойся, мойся,

 Обливайся!

 Грязь, смывайся!

 Грязь, смывайся!

 Кран, откройся!

 Нос, умойся!

 Глаз, купайся!

 Грязь, сдавайся!

Вот лежат в кроватке

 Розовые пятки.

 Чьи это пятки –

 Мягки да сладки?

 Прибегут гусятки,

 Ущипнут за пятки.

 Прячь скорей, не зевай,

 Одеяльцем накрывай!

Ай, люленьки да люленьки,

 По горам идет олень.

 На рогах он дрему носит,

 В каждый дом ее заносит.

 В люльку дрему он кладет,

 Тихо песенку поет:

(повторяем потешку)

 За окошком вечер,

 А на небе месяц...

 Спит малыш в кроватке,

 В стойле спит лошадка,

 Белочка - в дупле,

 Собачка - в конуре.

 Ну а солнышко проснется,

 Малыш маме улыбнется.

 Будет день веселым.

 Расти малыш здоровым.

 Отзвенел звоночек.

 Спать пора, цветочек.

 Солнышко уснуло,

 Тучка спать легла.

 И волшебная синяя птица

 Добрые сны тебе принесла.

 Мамочка нежно обнимет тебя.

 Засыпай моя деточка, радость моя!

 Целый день играл Сережка,

 Вам спасибо скажем, ножки.

 Вам спасибо скажем, ручки.

 С каждым днем вы все послушней.

 Слушаются ножки нашего Сережку.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Формирование опыта социальных навыков поведения детей младшего дошкольного возраста».

Приобщение  детей  с  самого  раннего  возраста к  художественной  литературе  является  первоочередной  задачей  для  педагогов  общео...

Презентация выступления: «Формирование опыта социальных навыков поведения детей младшего дошкольного возраста в театрализованной деятельности»

Занятие  представляло  собой  постановку  пьесы  в  одном действии,  трёх  картинах  по  мотивам  русской  народной  сказки  «Коло...

Формирование социально-бытовых навыков у детей младшего дошкольного возраста в условиях детского сада

Педагоги и родители совместными усилиями способствуют всестороннему развитию личности ребенка, в котором трудовое воспитание занимает достаточно важное место. Формирование у ребенка социально-бытовых ...

Мастер-класс " Формирование конструктивно-модельных навыков у детей младшего дошкольного возраста. "Строим вместе""

Мастер-класс "Конструктивно-модельная деятельность из нетрадиционных материалов во 2 младшей группе"....

Формирование социально-бытовых навыков у детей младшего дошкольного возраста в условиях детского сада

Формирование социально-бытовых навыков у детей младшего дошкольного возраста в условиях детского сада Педагоги и родители совместными усилиями способствуют всестороннему развитию личности ребенка, ...