Игра как средство сенсорного развития ребёнка дошкольного возраста
статья

Сенсорное развитие детей , способствует полноценному восприятию окружающей действительности, а также является основой познания мира. От уровня сенсорного развития зависит успешность умственного, эстетического, физического воспитания ребенка. Одним из важнейших средств сенсорного воспитания детей дошкольного возраста  является конструктивная деятельность, которая способствует  развитию творческих умений и  способностей ребенка. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Игра как средство сенсорного развития ребенка дошкольного возраста

Дошкольный возраст – это самое благоприятное время для стартового обучения ребенка. Любая форма обучение легче воспринимается детьми, если подача информации носит игровой характер. Ребёнок очень восприимчив и податлив, все знания он впитывает в себя, как губка. Дошкольный         возраст – это самое благоприятное время для стартового обучения ребенка.  Именно поэтому максимально правильная и корректная форма обучения на этом этапе его жизни крайне важна для дальнейшего обучения ребенка в школе и формирования его, как  личности.

В настоящее время происходят большие изменения в экономической и политической жизни. Идёт обновление знаний во всех областях, растёт поток информации, которую человек должен быстро усвоить с пользой для себя .В ФГОС дошкольного воспитания складывается потенциал для дальнейшего познавательного и эмоционального развития ребенка. Большое значение приобретает проблема умственного воспитания детей. Суть сенсорного развития заключается в том, что процесс восприятия  проходит путь от простого к сложном. И только усвоив начальный этап , ребенок может продвигаться дальше. Сенсорное развитие ребенка это развитие его восприятия  и формирование представлений  о внешних свойствах предмета: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе.

Сенсорное развитие детей , способствует полноценному восприятию окружающей действительности, а также является основой познания мира. От уровня сенсорного развития зависит успешность умственного, эстетического, физического воспитания ребенка. Одним из важнейших средств сенсорного воспитания детей дошкольного возраста  является конструктивная деятельность, которая способствует  развитию творческих умений и  способностей ребенка. Ребёнок конструируя из строительного материала, знакомится с геометрическими объёмными  формами, из бумаги совершенствуются знания о геометрических плоскостных фигурах. Игры просты и доступны, они позволяют детям самостоятельно упражняться в усвоении способов сенсорных действий.

Дидактические игры по сенсорному воспитанию дают возможность проследить процесс сенсорного развития , оценить эффективность применяемых средств сенсорного воспитания и в случае необходимости  привлечь новые.

Дидактические игры во многом направлены на развитие сенсорного восприятия ребенка. Все мы, и взрослые в том числе, получаем информацию об окружающем нас мире через пять основных каналов: слух, зрение, обоняние, осязание и вкус. Посредством  дидактических игр ребенок приобретает свои первичные знания о предметах, его окружающих: их форме, размере, цвете, вкусе, запахе, расположению предметов в пространстве и относительно друг друга. Формирование представлений о внешних предметах и их признаках является основой сенсорного развития ребенка. Исследования доказали, что у детей, не имеющих проблем с сенсорным развитием, легче и безболезненнее происходит адаптация к школе. Получается, что правильное и гибкое восприятие окружающих предметов – это основа всего умственного развития ребенка. В дошкольном возрасте у ребенка формируются первые представления об окружающем его пространстве и мире в целом. От того, как будут развиваться его сенсорные способности, во многом зависит успех его будущего умственного развития. Поэтому систематические занятия, основанные на игровой деятельности – это основа всего дальнейшего обучения и развития ребенка.

Такие виды дошкольного досуга, как рисования, раскрашивание, лепка, сборка фигур из элементов конструктора не только помогают ребёнку научиться выявлять уникальные качества изображаемого предмета и пытаться воссоздать его, копируя эти качества, но так же развивает мелкую моторику рук. Исследования специалистов доказали, что от развития мелкой моторики пальцев рук ребенка зависит успех своевременного и корректного становления речи и прогресс умственного мышления. Установлена прямая зависимость между точностью и скоординированностью работы пальцев рук малыша с тем, насколько быстро он заговорит. В этом смысле лепка пластилином – это просто находка для воспитателей и родителей. Во-первых, практически всем детям очень нравятся подобные занятия и они доступны; во-вторых, воссоздавая фигурку из пластилина, ребенок получает свои первые представления о размере, объёму и форме предметов; в-третьих, развивается его творческое воображение; и, в-четвёртых, мы задействуем мелкую моторику рук.

При развитии сенсорных способностей ребенок знакомится и усваивает общепринятые шаблонные понятия. Например, слон большой – муравей маленький, вода мокрая – песок сыпучий, мяч круглый – кубик имеет грани и углы, ткань мягкая – бумага гладкая и так далее. Соответственно, при составлении программы досуга с ребёнком дошкольного возраста огромное значение необходимо уделить проведению различных дидактических игр, способствующих правильному и своевременному развитию сенсорных способностей ребенка.

Стоит отметить тот факт, что для каждого возраста ребенка нужен свой подход к формированию сенсорных эталонов. Так, скажем, для совсем маленьких детей применима игра «пирамидка» с использованием колец через одно; так малыш более явно уловит разницу между их размером. А в игре с более старшими воспитанниками для сбора пирамидки можно использовать не только более плавную градацию элементов по размеру, но и различие цветов составляющих компонентов. То есть пытаемся задействовать не только параметр размера, но и цветовое отличие. Причём, цветовые переходы тоже можно варьировать от эталонных цветов радуги к более тонким оттенкам.

Большое значение следует уделить развитию таких навыков, как сравнение предметов. Для самых юных воспитанников это может носить простую формулу «большой - маленький», а для детей повзрослее задействовать весь размерный ряд от самого маленького к самому крупному. Уже в старшем дошкольном возрасте у ребенка формируется представление о расположении предмета относительно других его окружающих элементов. Например, он может воссоздать на бумаге, что яблоки растут на дереве, а солнце прячется за тучей.

В дополнение к изложенной теории приведу несколько примеров игр, развивающих различные каналы сенсорного восприятия: зрение, слух, вкус, обоняние и осязание.

Зрение: занятия на воспроизведение на бумаге определенного предмета. Например, показываем детям игрушку «неваляшка», а затем прячем ее. Просим детей нарисовать то, что они увидели и запомнили. Позже повторяем задание, оставляя игрушку на виду. В следующий раз даем детям потрогать ее и вновь просим изобразить предмет. Потом оставляем игрушку детям для детального знакомства, а к заданию возвращаемся уже тогда, когда они досконально изучили ее. Дети очень наблюдательны и у них цепкий взгляд. Стараемся развить эти способности, используя различные органы чувств.

Слух: занятия на воспроизведение звуков. Предлагаем детям прослушать какую-нибудь яркую зажигательную мелодию, а потом просим их воспроизвести эту музыку, используя простейшие музыкальные инструменты (деревянные ложки, барабанные палочки, колокольчики, погремушки, пластиковые бутылки, заполненные сыпучим материалом) а так же хлопки руками. Это задание хорошо подойдёт для проведения досуга в рамках музыкальных занятий. Уловить и передать настроение услышанной мелодии в этом задании более важно, нежели передать точность звуков.

Вкус: упражнения на развитие вкусовых рецепторов у детей. Завязав глаза ребёнку, предлагаем ему попробовать кусочки  различных фруктов и описать словами свои ощущения; спрашиваем, что больше понравилось и что напоминает по вкусу, если фрукт ребёнку не знаком.

Обоняние: пытаемся достичь того, чтобы ребенок не просто назвал предмет, распространяющий аромат, но и описал возникающий у него в голове образ, основанный только на запахе предмета, блокируя остальные органы восприятия. Завязываем детям глаза и предлагаем им поочерёдно вдохнуть аромат духов, корочки апельсина, цветы, молоко. Для этого искомым продуктом наполняем пластиковую бутылочку с закрытой крышкой. Учёные доказали, что рецепторы обоняния для человека имеют одно из первостепенных значений, они действуют на нашу подкорку головного мозга. Очень часто мы идём на поводу у определённых запахов, но отчёта себе в этом не отдаём. Тема крайне интересная, но до конца еще не изученная.

Осязание: развиваем тактильные способности детей. В закрытый мешочек прячем различные предметы и предлагаем детям угадать на ощупь, что находится в мешке. В качестве предметов могут выступать различные по форме и материалу игрушки, например, резиновый мяч, пластмассовый кубик, пластиковая бутылка, плюшевая игрушка, кукла и т.д.

Очень хорошей практикой для развития сенсорных способностей может быть передача настроения, полученного посредством одного органа чувств, и описанного ребёнком через другой сенсорный канал. Например, показываем малышу игрушки различных животных и просим его воспроизвести звуки, которые это животное издаёт. Или же, даем детям с закрытыми глазами потрогать предмет и просим их изобразить его на листке бумаги.

Сенсорное развитие ребенка – это очень длительный и сложный процесс. И успех тут во многом зависит от скоординированных действий родителей, специалистов и воспитателей, направленных на развитие столь необходимых малышу знаний.

На протяжении всего дошкольного периода, необходимо  постоянно подкреплять знания , которые ребенок получил однажды .Сенсорное воспитание направлено  на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени  зависит от уровня сенсорного развития детей.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактическая игра как средство сенсорного развития детей дошкольного возраста

Цель:Изучить влияние дидактических игр направленных  на сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста. Объект исследования: Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста....

Дидактические игры как средство сенсорного развития детей дошкольного возраста

Тема: Дидактические игры как средство сенсорного развития детей дошкольного возраста Цель: Формирование полноценного восприятия окружающей действительности: обеспечение накопления представлений о цв...

"Дидактическая игра как средство сенсорного развития ребенка дошкольного возраста"

Детская игра- исторически возникающий вид деятельности, заключающийся в воспроизведении детьми действий взрослых и отношений между ними и направленный на познание окружающей действительности.Основы се...

Игра как средство сенсорного развития детей дошкольного возраста

Анализируя собственные наблюдения, полученные в результате многолетнего опыта работы с детьми дошкольного возраста, мною было сделано заключение о том, что современный дошкольник характеризуется...

Статья "Игра как средство сенсорного развития детей дошкольного возраста"

Статья о важности и необходимости своевременно развивать у детей сенсорные возможности.Указаны основные задачи сенсорного воспитания.Необходимость использования дидактической игры в учебно-воспитатель...

Консультация для родителей "Дидактическая игра как средство сенсорного развития ребёнка раннего возраста".

Учите ребёнка играть, откройте малышу увлекательнейший мир игры, которая будет доставлять ему удовольствие и помогать в развитии. ...

Консультация для родителей "Дидактическая игра как средство сенсорного развития ребёнка раннего возраста".

Консультация для родителей "Дидактическая игра как средство сенсорного развития ребёнка раннего возраста"....