Консультация для родителей "Как развивать познавательный интерес у дошкольников"
консультация

Татьяна Владимировна Яковлева

Консультация содержит информацию о важности познавательного развития дошкольников и рекомендации, как развить познавательный интерес у детей.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_poznavatelnoe_razvitie.docx724.26 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей на тему:

 «Как развить познавательный интерес у дошкольников»

C:\Users\владимир\Desktop\2022-2023 дома\3885625_orig.jpg

         Ребенок познает мир. Желание все узнать - это его естественное состояние. Ещё в младенчестве закладываются основы познавательного развития. Ребенок изучает окружающий мир с помощью всех органов чувств - он пробует его на вкус, на ощупь, реагирует на образы, звуки.

        С появлением речи у ребенка наступает период вопросов, поток которых порой ставит взрослых в тупик. ?????????????????????????????????

        К детским вопросам необходимо относиться внимательно и бережно. Отвечать рекомендуется таким образом, чтобы поддержать и углубить любознательность и познавательные интересы ребёнка. Встречный вопрос взрослого: «А ты как думаешь сам?» - побуждает ребёнка к самостоятельным размышлениям, укрепляет веру в свои силы. Взрослый должен отвечать на вопрос кратко, ясно и доступно пониманию дошкольника. Надо побуждать ребёнка к дальнейшим наблюдениям и рассуждениям, к самостоятельному поиску ответа на возникший вопрос. Задача педагогов и родителей при этом — не потерять этот живой интерес ребенка, а поддерживать его, сделать всё, чтобы детская любознательность не угасла, а с , днем проявлялась всё ярче.                                 

 При подготовке ребёнка к школе большое значение имеет воспитание у него внутренней потребности в знаниях, любознательности. Ведь по результатам современных исследований основную часть неуспевающих  и недисциплинированных учеников составляют так называемые «интеллектуально пассивные дети», для которых характерно отрицательное отношение к активной мыслительной деятельности. А причина «интеллектуальной пассивности»детей является несформированный в дошкольные годы познавательный интерес.

 Чего нельзя и что нужно делать для поддерживания интереса детей к познанию?

  • Нельзя отказывать от совместных действий с ребенком, игр и т.п. – ребенок не может развиваться в обстановке безучастности к нему взрослых.
  •  Предоставлять возможность ребенку действовать с разными¬ предметами и материалами, поощрять экспериментирование с ними, формируя в детях мотив, связанный с внутренними желаниями узнавать новое, потому что это интересно и приятно, помогать ему в этом своем участием.  
  • Если у вас возникают необходимость что – то запретить, то  обязательно объясните, почему вы это запрещаете и помогите определить, что можно или как можно, так как постоянные запреты без объяснений сковывают активность и самостоятельность ребенка.
  •  Не стоит бесконечно указывать на ошибки и недостатки деятельности ребенка. Осознание своей неуспешности приводит к потере всякого интереса к этому виду деятельности.  Ваша положительная оценка для него важнее всего.
  • С раннего детства побуждайте малыша доводить начатое¬ дело до конца, эмоционально оценивайте его волевые усилия и активность.
  •  Проявляйте заинтересованность к деятельности ребенка ¬ беседуйте с ним о его намерениях, как добиться желаемого результата (это поможет осознать процесс деятельности).

«Самое лучшее открытие – то, которое ребенок делает сам!»

 Ральф У. Эмерсон.

C:\Users\владимир\Desktop\2022-2023 дома\depositphotos_3994636_l-2015.jpg

Основные принципы развития познавательного интереса :

  • - Любознательные дети растут у любознательных родителей. Открывайте мир вместе с вашим ребѐнком.
  • - Говорите с ребѐнком – рассуждайте вслух и обосновывайте свои суждения. - Задавайте ребѐнку как можно чаще вопрос «Как ты думаешь?»
  • - Всегда внимательно выслушивайте рассуждения ребѐнка и никогда не смейтесь над ними.
  • - По возможности путешествуйте с ребѐнком.
  • - Приглашайте в дом интересных людей, при общении с ними не отправляйте ребѐнка «поиграть в соседней комнате».
  • - Ходите с ребѐнком в музеи.
  • - Проводите совместные наблюдения и опыты.
  • - Эмоционально поддерживайте исследовательскую деятельность ребѐнка. Поощряйте его инициативу и самостоятельность. Создавайте условия для реализации его творческих замыслов.
  • - Сделайте  увлечения ребенка предметом общения с ним.

        В развивающую (домашнюю) среду можно включить:

 -измерительные приборы и инструменты: весы разного вида, термометры, мерные стаканы, линейки, сантиметры;

- познавательные детские энциклопедии с картинками (звери должны быть нарисованы реалистично, иметь нормальные пропорции и природную окраску) или хорошими фотографиями;

 - азбуки картинные, книги для первого чтения;

-настольно-печатные игры – лото, пазлы;

 -настольные игры – домино, шашки, шахматы;

-чистые листы белой бумаги, фломастеры, краски акварельные и карандаши, восковые мелки, кисти, банки для воды, тряпочки, бумага в клетку и в линейку, клей, цветная бумага, ножницы, пластилин;

- природный материал ( шишки, веточки, камни, семена, листья) и так называемый "мусор" - коробки, пластиковые контейнеры из-под продуктов, пробки и т.п.

 - оборудованное, место для занятий по типу учебной зоны школьника.

C:\Users\владимир\Desktop\2022-2023 дома\Рисунок5.jpg

        Организация интересной совместной деятельности способствует установлению более продуктивных контактов между родителями и детьми, даѐт возможность выработать новые формы и иные нормы совместных действий, а также критически оценить собственный стиль взаимодействия с ребѐнком. Сотрудничество сплачивает семью.

Рекомендуем провести дома с детьми:

Эксперименты, которые можно провести в домашних условиях.

Волшебные краски (от 3 до 7 лет) На вопрос: «Чем можно рисовать?» - дети отвечают, что рисовать можно красками, карандашами, мелом, забывая, что в раннем возрасте пытались рисовать кашей и компотом. Можно обсудить вопрос: «Откуда берутся краски?», «Из чего люди делали краски?». Важно отметить, что природа даѐт нам разные натуральные краски. Если вы предложите ребѐнку листы плотной бумаги, тѐртую свеклу, морковку, зелень (петрушку, укроп, базилик и др.), несколько ягодок (клубника, малина, смородина и др.), у него появится возможность оставить след на листе бумаги с помощью овощей, ягод и зелени, проверить, когда рисунки получаются более яркими, какого цвета эти натуральные краски.

Волшебный материал (для детей старшего дошкольного возраста) Предложить детям слепить что-нибудь из песка и глины, после чего проверить прочность построек. Дети делают вывод о вязкости влажной глины и сохранении формы после высыхания. Выясняют, что сухой песок форму не сохраняет. Рассуждают, можно ли сделать посуду из песка и глины. Дети проверяют свойства песка и глины, вылепив из них посуду и высушив ее.

Песочные часы Показать детям песочные часы. Пусть они последят за тем, как пересыпается песок. Дайте детям возможность ощутить длительность минуты. Попросить детей набрать в ладошку как можно больше песка, сжать кулачок и смотреть, как бежит струйка песка. Дети не должны разжимать свой кулачок до тех пор, пока не высыплется весь песок. Предложить поразмышлять над поговоркой "Время как песок", "Время как вода".

Музыкальные бутылочки (от 3 до 5лет) Даже взрослые иногда получают удовольствие от музыкального эффекта, возникающего при помешивании ложкой в стакане с водой. Маленьким детям это нравится вдвойне: они в восторге и от производимого шума, и от чувства первооткрывателя этого явления. Если вы предложите ребѐнку несколько одинаковых бутылок, поставленных в ряд, разных палочек и немного воды, у него появится возможность для собственных экспериментов: менять уровень воды в бутылках, подкрасить жидкость вареньем или соком. Развлекаясь, ребѐнок постигает различную высоту звуков в соответствии с наполняемостью бутылки; у ребенка развивается мышление, воображение, интерес к исследованиям.

Реактивный шарик Предложить детям надуть воздушный шар и отпустить его, обратить внимание на траекторию и длительность его полета. Дети делают вывод, что для того, чтобы шарик летел дольше, надо его больше надуть, т.к. воздух, вырываясь из шарика, заставляет его двигаться в противоположную сторону. Рассказать детям, что такой же принцип используется в реактивных двигателях. Свеча в банке. Предложить детям выяснить, как можно погасить свечу (пламя), не прикасаясь ни к свече, ни к пламени и не задувая ее. Вместе с детьми проделать следующее: зажечь свечу, накрыть ее банкой и понаблюдать до тех пор, пока она не погаснет. Подвести детей к выводу о том, что для горение нужен кислород, который при этом превращается в другой газ. Поэтому, когда доступ кислорода к огню затруднен, огонь гаснет. Люди используют это для тушения огня при пожарах.

Почему не выливается? Предложить детям перевернуть стакан с водой, не пролив из него воды. Дети высказывают предположения, пробуют. Затем наполнить стакан водой до краев, покрыть его почтовой открыткой и, слегка придерживая ее пальцами, перевернуть стакан вверх дном. Убираем руку - открытка не падает, вода не выливается. Почему вода не выливается из стакана, когда под ним лист бумаги (на лист бумаги давит воздух, он прижимает лист к краям стакана и не дает воде вылиться, т. е причина - воздушное давление).

 Волшебный человечек (от 4 до 6 лет) Выберите небольшую неиспорченную картофелину и вырежьте немного мякоти с одного конца. Затем срежьте основание с противоположной стороны, чтобы картофелина могла ровно стоять. Лучше, если вся эта подготовительная работа будет проделана взрослым, хотя некоторые дети тоже смогут с этим справиться. Всю последующую работу ребѐнок выполняет самостоятельно. Пусть он смочит ватный комочек водой (убедитесь, что комочек хорошо пропитан влагой) и поместит его в вырезанное в картофелине отверстие. Насыплет туда немного семян травы, горчицы или кресс- салата. А затем поставит картофелину в блюдце с водой. Через несколько дней у картофелины появятся зелѐные «волосики», и ребѐнок может сделать на ней глазки из кнопок или пуговиц, чтобы получилась рожица. Эта игра многоцелевая: кроме наблюдения за проращиванием семян ребѐнок тренирует ещѐ и глазомер, совместно с родителями или самостоятельно (в зависимости от возраста) делает соответствующие выводы. Опыт: Дома вскипятить чайник, понаблюдать за ним, когда он кипит. Старайтесь, чтоб ваш ребенок сам пытался ответить на вопросы: - Что выходит из носика чайника при закипании воды? (пар) - Откуда пар появился в чайнике - мы же наливали воду? (Вода при нагревании превратилась в пар.) Поднесите к струе пара холодное стекло, подержите над паром, выключите чайник. - Откуда появились капельки на стекле? Перед опытом стекло было чистым и сухим (когда пар попал на холодное стекло, он опять превратился в воду.) Объясните ребенку: Вот так происходит и в природе. Каждый день Солнце нагревает воду в морях и реках, как только что она нагрелась в чайнике. Вода превращается в пар. В виде пара капли влаги поднимаются в воздух. Когда капелек воды набирается много, то они образуют облако, а потом выпадают в виде осадков на землю.

         Работа с детьми по опытнической деятельности находит отражение и в творческой деятельности детей. Опыты и эксперименты позволяют объединить все виды деятельности и все стороны воспитания, развивают наблюдательность и пытливость ума, развивают стремление к познанию мира.

        Стремление узнавать новое, выяснять непонятное о качествах, свойствах предметов, явлений действительности, найти имеющиеся между ними связи и отношения характеризуют развивающийся познавательный интерес. Основа познавательного интереса – активная мыслительная деятельность. Под её влиянием ребёнок оказывается способен к более длительной и устойчивой сосредоточенности внимания, проявляет самостоятельность при решении умственной и практической задачи. Переживаемые при этом положительные эмоции – радость успеха, удивление – создают у ребёнка уверенность в себе. Развитие познавательных интересов у детей старшего дошкольного возраста происходит когда в образовательном процессе дети участвуют наравне со взрослыми. Ребенку предоставляется как можно больше самостоятельности  для выражения своих чувств, мыслей, самостоятельного познания окружающего мира.

        Поощряйте занятия и игры детей, относитесь к ним одобрительно, помогайте довести начатое дело до конца. Внимание родителей воодушевляет ребёнка, а участие их в детских играх и занятиях особенно радует дошкольника.  не сообщать ребёнку новые знания, а пробуждать у него интерес к привычным для него предметам. Сколько интересных открытий он сделает!

 !!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!

C:\Users\владимир\Desktop\2022-2023 дома\umniki.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

консультация для родителей "Развиваем познавательные интересы у старших дошкольников"

консультация для родителей "Развиваем познавательные интересы у старших дошкольников"...

Консультация для родителей «Развиваем познавательный интерес и любознательность у ребенка дошкольника»

Консультация для родителей  «Развиваем познавательный интерес и любознательность у ребенка дошкольника»...

Консультация для родителей «Развиваем познавательный интерес и любознательность у ребенка дошкольника»

Консультация для родителей «Развиваем познавательный интерес и любознательность у ребенка дошкольника»...

Консультация для родителей "Развиваем познавательный интерес и любознательность у ребёнка дошкольника"

Ребёнок по натуре своей любознателен. Его интересует все новое, неизведанное. Открытия у него каждый день: он узнает, что бумага рвётся, лёд тает, камень тонет в воде, а дерево плавает на поверхности....

Консультация для родителей «Развиваем познавательный интерес и любознательность у дошкольников»

Консультация для родителей«Развиваем познавательный интерес и любознательность у дошкольников»...

Консультация для родителей “Развиваем познавательные интересы у старших дошкольников”

Познавательный интерес – это особое отношение человека к тому, что его окружает, в котором выражено его стремление к всестороннему, глубокому изучению существенных свойств окружающей действитель...