консультация для родителей "Развиваем познавательные интересы у старших дошкольников"
консультация (подготовительная группа)

Адаменко Ирина Сергеевна

консультация для родителей "Развиваем познавательные интересы у старших дошкольников"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvivaem_poznavatelnye_interesy_u_starshih_doshkolnieov.docx17.39 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей на тему:

“Развиваем познавательные интересы у старших дошкольников”.

Психологами доказано, что успешнее школьную программу осваивают дети, которые проявляют высокую познавательную активность и получают радость от новых знаний. Будет ли   успешной и радостной учеба в школе? Во многом это зависит от того, насколько   сформированы у ребенка те качества, которые определяют эффективность обучения.

При подготовке ребенка к школе большое значение имеет воспитание у него внутренней потребности в знаниях. В основном отстают в учебе «интеллектуально пассивные» дети, которые негативно относятся к умственной работе и стремятся избежать активной мыслительной деятельности. Причиной «интеллектуальной пассивности» детей является несформированный в дошкольные годы познавательный интерес.

Стремление узнавать новое, выяснять непонятное о качествах, свойствах предметов, явлений действительности, желание вникнуть в их сущность, найти имеющиеся между ними связи и отношения характеризуют развивающийся познавательный интерес.   Не секрет, что некоторые дети учатся хорошо только благодаря дисциплине и невероятной усидчивости. А другие «всё схватывают на лету» и быстро справляются с домашними заданиями. И дело здесь совершенно не в разных умственных способностях. Легко усваивать информацию ребёнку позволяет его познавательный интерес ко всему новому и неизвестному. Дети, которые учатся довольно слабо, жалуются на «непонимание предмета» и «плохую память». Но когда они воспринимают интересную историю, то передают содержание близко к оригиналу, поражая близких. Любому человеку сложнее выполнить какую-то работу, если она не вызывает заинтересованности.

Ребенок стремится познавать и творить, и ему необходимы в этом процессе участие и помощь взрослых. Вопрос развития познавательной активности волнует многих родителей. Вытеснение живого общения и мода на интерактивные пособия препятствуют развитию мышления и воображения детей.  Современные дети, к сожалению, очень мало играют, игра постепенно подменяется просмотрами мультфильмов на телефоне или планшете. Общение с родителями и сверстниками заметно сокращается, а это, в свою очередь, тормозит познавательное и речевое развитие ребенка. Привлекательные интерактивные игрушки без участия взрослого не способствуют развитию игровой деятельности детей.

Ошибки взрослых, которые приводят к угасанию детской любознательности

  • Взрослые мало взаимодействуют с ребенком, не включаются в их игры.
  • Бесконечно используют запреты, не поясняя ребенку, почему это нельзя и не предлагая альтернативную деятельность.
  • Родители нередко с раздражением реагируют на детские вопросы
  • Часто забывают похвалить ребенка за старания и небольшие достижения. В основном отмечают недостатки в деятельности ребенка.
  • Родители не учитывают возрастные особенности дошкольного возраста, а именно, импульсивное поведение ребенка и невозможность предвидеть последствия своих действий.

Каким же образом можно стимулировать познавательное развитие у старших дошкольников?

          Важно помнить, что ведущей деятельностью дошкольника является сюжетно-ролевая игра. Только в игре происходит зарождение и развитие всех психических процессов: восприятия, речи, мышления, воображения, памяти и внимания. Научить ребенка игре, обогатить ее содержание, превратить обыденное событие в увлекательную игру должны взрослые. Но родители нередко недооценивают значение  игры в жизни ребенка.
Именно в игре происходит развитие познавательной активности. Игра – одно из важных средств познания окружающего мира, она обогащает эмоциональный мир ребенка, создает позитивное настроение. В игре 

усваиваются нравственные принципы, формируются и уточняются представления о мире. Главное преимущество игры перед любым другим видом деятельности заключается в том, что ребенок добровольно подчиняется правилам.  Выполнение этих правил приносит ребенку удовольствие, а значит, игровая деятельность способствует развитию волевой сферы.
Поведение становится осознанным, в игре у ребенка появляется простор для проявления инициативы и самостоятельности.

В старшем дошкольном возрасте расцветает детская познавательная активность. Характерные черты дошкольника шестого года жизни – это любопытство, пытливость, постоянное желание узнать что-то новое, жажда новых впечатлений, активное стремление наблюдать, искать новые сведения о мире. Удовлетворяя   любознательность в процессе активной деятельности, ребенок из отдельных представлений и образов получает систему знаний к концу дошкольного детства. Для познавательного развития ребенка очень важно развивать внимание, память, речь, способность сравнивать, анализировать, устанавливать причинно-следственные связи.

Развитие познавательного интереса предполагает получение новых знаний. Знакомя детей с окружающим миром, чаще прибегайте к приему сравнения. Дошкольникам легче находить отличия между объектами, чем сходства. Поэтому сначала предлагайте вопрос: «Чем отличается береза и ель?» А затем обсудите, чем они похожи. Благодаря сравнению предметов, явлений действительности, ребенок глубже познает их, выделяет в них новые качества, свойства, что дает возможность по-иному взглянуть на то, что казалось ему хорошо знакомым.

Познавательные интересы заставляют ребенка активно стремиться к освоению нового, искать способы удовлетворения жажды знаний. Все дети по своей природе очень любознательны. Поэтому,    следует поощрять их получать информацию и анализировать ее.

          Важно! Что будет заложено в дошкольном возрасте, то и даст потом свои плоды. Развитие познавательных интересов у детей дошкольного возраста полностью зависит от близких взрослых. Мир малышу открывается через его восприятие, личные переживания и практическую деятельность. Ваша поддержка детской любознательности в различных сферах жизни   сформирует у ребенка широкий кругозор. Стремление познавать новое станет в будущем потребностью, и будет побуждать детей к углубленному изучению школьной программы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей «Развитие познавательных интересов у старших дошкольников»

В данной консультации подчеркнута необходимость формирования у старших дошкольников познавательных интересов.Основа познавательного интереса  - активная  мыслительная деятельность.Говорится ...

Консультация для родителей "Воспитание любознательности и познавательных интересов у старших дошкольников".

Развитие познавательных интересов является одной из актуальных проблем педагогики, призванной воспитать всесторонне-развитую личность. Содержится памятка для родителей о развитии любознательности....

Консультация для родителей: «Развитие познавательных интересов у старших дошкольников».

Консультация для   родителей:«Развитие познавательных интересов у старших  дошкольников».            Скоро наши дети станут школьниками. Что принесе...

Консультация для родителей "Развитие познавательного интереса у старших дошкольников"

Психологами доказано, что успешнее школьную программу осваивают дети, которые проявляют высокую познавательную активность и получают радость от новых знаний. Будет ли успешной и радостной учеба в школ...