Консультация для воспитателей "РППС без игрушек"
консультация

Татьяна Владимировна Яковлева

В данной консультации дана информация о том, какой может быть развивающая предметно-пространственная среда без игрушек на примере различных методик

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_vospitateley_rpps_bez_igrushek.docx20.14 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов

"Развивающая предметно-пространственная среда без игрушек"

        Уважаемые педагоги! Свою консультацию я хотела бы начать с загадки, которую задали знатокам в интеллектуальной игре "Что?Где?Когда?"

«Когда этого у них нет, они это создают. Когда этого у них много, они это ломают.».

Да, вы, конечно же догадались, о чем идет речь.  Современные дети недостатка в игрушках не испытывают, как дома, так и в детском саду. Много игрушек – хорошо то или плохо? Например, наши замечательные резиновые «продукты». Часто ли дети используют их в игре? По моим наблюдениям нечасто. В лучшем случае, они положат пирожок на тарелку и «угостят» воспитателя. А «готовят» они, используя бусины от игры-шнуровки, какие-то детали, бумажки, т.е предметы-заместители, которые дают им возможность проявлять фантазию.

Давайте посмотрим, что может служить заменой игрушкам на примере некоторых детских садов.

 Рэджио-подход в педагогике.

Итальянский педагог и психолог Лорис Малагуцци создал собственную теорию развития детей на основе учений Жана Пиаже, Льва Выготского, Марии Монтессори и других педагогов. Согласно теории Малагуцци что у каждого ребёнка от природы есть «сто языков», чтобы выразить себя. Помимо речи это и живопись, и скульптура, и театр и многое другое. Однако в процессе воспитания «99 языков» у ребенка пропадают, остается только один - речь. Задача взрослого - развивать все «языки», которыми наделила его природа, стимулировать любознательность, помочь понять мир и найти свое место в нем.

Основная цель Рэджио-педагогики — сохранять и развивать все возможные способы самовыражения ребенка, применяя исследовательскую деятельность, обучение через окружающую среду, творчество и сотрудничество со взрослым и другими детьми.

Помещения для детей уютные и комфортные, пространство разделено на зоны и плоскости нескольких уровней: домики, лабиринты, шкафчики, ящики. У каждого ребенка есть возможность побыть наедине с собой или поиграть с друзьями, не мешая другим. Групповые помещения оформлены как наглядные обучающие пособия в картинках для того, чтобы у детей развивался познавательный интерес к природным явлениям, окружающему миру, искусству и технике. В Рэджио - педагогике применяются такие материалы, как глина, разные виды бумаги и картона, дерево, сухие растения и семена, песок, частицы металла, пряжа, перья, гайки и просто мусор. Реджио-педагоги считают, что простые окружающие вещи могут научит детей большему, чем игрушки и игры.

В Рэджио-подходе уделяют внимание и современным технологиям, помогают детям освоить принципы работы проектора, микроскопа, телескопа, ноутбука и пр.

В садах Рэджио есть особенное место - “пьяцца” - для встречи и обсуждения всего, что происходит в саду и за его пределами, планов на будущее, включая ближайший проект. В обсуждении участвуют взрослые и дети, у всех равное право голоса. Эта традиция помогает детям научиться слушать, планировать, высказывать собственное мнение.

Все результаты детей фиксируются на бумаге, на фото и видео, хранятся и выставляются детские работы. Это дает возможность педагогам обсудить с детьми некоторые моменты и вернуться к интересующим темам. При этом дети видят, что их идеи, замыслы и проекты очень важны и ценны.

        В основе методики Anji Ply лежит право ребенка на игру. В детских садах нет занятий, обучение и развитие детей проходит в свободной игре. "True Play" (настоящая игра) - так называют этот метод. В детских садах Anji Ply нет привычных игрушек и детских площадок с горками и песочницами. Часто даже весь участок представляет собой одну большую песочницу, где дети прорывают каналы и пускают ручейки. Основное игровое пространство - на улице. На участке имеются всевозможные материалы: бочки, деревянные доски и брусья, лестницы, стремянки, горшки, шины, веревки. Дети сами выбирают то, что им необходимо для воплощения их замыслов, придумывают конструкции, возводят постройки, общаются, распределяют роли, строят свой собственный маленький мир. Основное правило для педагогов Anji Ply - "Опусти руки и закрой рот". Педагоги лишь наблюдают за деятельностью детей и ведут фото- и видеосъемку. Вмешиваться в процесс игры они могут, если только есть прямая угроза жизни и здоровью детей. Как говорит автор концепции Чэн Сюэцинь, "небольшие риски в раннем возрасте могут положительно повлиять на когнитивное, социальное, эмоциональное, языковое и физическое развитие детей. Развивается воображение, творческое начало, уверенность в себе."  

        Во второй половине дня воспитатели вместе с детьми просматривают записи и обсуждают, что делали, чему научились, что получилось, а что - нет и почему, анализируют, делают выводы. Затем дети результаты своей деятельности фиксируют на бумаге с помощью рисунков, схем. В итоге дети получают бесценный опыт получения информации об окружающем мире, приобретают навыки конструирования, учатся сотрудничать, разрешать споры и конфликты. Педагоги отмечают, что дети становятся более активными, их действия - более осмысленными, построенные конструкции со временем усложняются. Дошкольники сами могут оценивать свои возможности и не допускать неоправданных рисков. Основные принципы методики Anji Play - любовь, риск, радость, вовлеченность, рефлексия.

        В "Илминстер-авеню" в Англии работники обычного детского сада решили провести эксперимент и заменили все игрушки на картонные коробки, которые здесь доступны в изобилии. Упаковки из-под яиц, леденцов, памперсов, большие и маленькие - они послужили идеальной заменой для пластиковых машинок и пирамидок. Теперь в садике нет ни поездов, ни разноцветных Lego, ни горок для машинок или головоломок. Все они надежно убраны на склад и ждут своего часа для того, чтобы вновь вернуться в игровую зону. Прошел уже месяц, но ни дети, ни воспитатели пока не испытывают желания достать их.

 Главой по избавлению от игрушек была Мэтт Колдуэлл, которая 25 лет проработала в садиках. «Вся соль эксперимента заключается в том, чтобы вернуться к основам и доказать, что ни вам, ни вашему ребенку не нужны тонны блестящих, дорогих, пластиковых товаров, чтобы веселиться и ощущать вкус детства», - сказала она. Мэтт вдохновилась подобными опытами, которые неоднократно проводились в Германии в начале 90-х.Эти эксперименты показали, что дети, которые играют не с игрушками, а с обычными предметами, демонстрируют повышенные навыки социального взаимодействия и коммуникации, а также высокие творческие способности. Детям оставили бумагу, краски, пластилин - словом, все для творчества. Также в помещении то там то тут можно натолкнуться на «оставшуюся в живых» игрушку, например, шлем строителя или пластиковый молот. Однако в основном почти все пространство занимают коробки разных форм и размеров.

Обыкновенная картонная коробка – неиссякаемый источник вдохновения. Это и машина, и корабль, и река и домик, представители флоры и фауны, а еще он всегда доступен. Это дешевый вариант удивить ребенка, привлечь его к совместному творчеству – это создание игрушек из картона.  При желании их можно потом раскрасить, дополнить тканевыми элементами, мебельной фурнитурой и прочими штучками.

        Современные производители гофротары даже и не задумываются, что становятся поставщиками отличного сырья для изготовления новых предметов обихода. Огромное количество его в каждом регионе сжигается и/или выбрасывается как отходы, а ведь нам он может сослужить отличную службу. Такие упаковочные коробки всегда можно найти. Таким образом, рабочий материал всегда будет в любом количестве, без проблем! В отличие от пластмассовой или деревянной, картонную игрушку довольно легко починить и даже сделать новую. В этом одно из их важных преимуществ. 

Что можно сделать из коробок: Самолет, дом, машины, корабль, робота, бытовую технику. Список можно продолжать до бесконечности, все зависит от фантазии мастера, который пожелает воплотить в жизнь все свои интересные идеи. Даже огромный космический корабль или дом, сделанные из коробки будут смотреться изумительно.

Гофрокартон отлично подходит для использования в совместном творчестве с детьми.

Можно сделать вывод, что достоинств коробок – множество. Выгода очевидна, затраты полностью отсутствуют. Недостатки? Их нет! Нас окружает практически бесплатный уникальный рабочий материал в любом количестве.

Результат: С помощью картона можно решать массу образовательных задач. Ведь его можно использовать при организованной образовательной деятельности и во время самостоятельной детской деятельности. Гофрокартон показывает свою высокую эффективность при реализации проектной деятельности и развитии предметной пространственной среды.

Он способствует множеству развивающих ребенка задач. Это моторика, это цветовосприятие, формообразование, тактильные навыки и многое другое. 

Вывод: это отличный материал для преобразования предметной среды и совместного творчества с ребенком.(из своего опыта –коробка была и домом, и магазином, и крепостью. В средней группе – коробки из-под соков стали кирпичами)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Значимость игрушек в развитии ребенка"

Консультация для родителей  о значимости игрушек в развитии ребенка....

Консультация для воспитателей "Экспертиза игрушек: прошлое, настоящее, будущее."

Описывается ,как происходила экспертиза игрушек и как будет....

Консультация для воспитателей «Изготовление игрушек по замыслу детей»

Цель занятий, на которых ребята мастерят игрушки по замыслу, - научить их самостоятельно подбирать тему для работы, опираясь на имеющийся опыт создания поделок под руководством педагога; совершенствов...

Консультация " Виды и типы игрушек- инструментов"

Консультация " Виды и типы игрушек- инструментов"...

Консультация на тему: выбор игрушек и духовное здоровье нации

Безопасность страны–это так же защищенные границы детского сознания. То есть уже на уровне детских игрушек может оказываться колоссальное влияние на весь народ. В детстве психика еще только форм...

Консультация для воспитателей «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРУШЕК В РАБОТЕ ПО РАЗВИТИЮ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ»

Игры, предоставленные в данном материале,  позволяют устранить пробелы в развитии грамматического строя речи, обогатить словарный запас ребенка, развить интерес к слову, речи, расширить знания и ...