Презентация на тему:Организация развивающей среды М.Монтессори
презентация к уроку (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Романченко Александра Романовна

Развивающая среда в которую должен быть, по мнению М.Монтессори, погружен каждый ребенок, разделена педагогом на пять основных зон:зону практической (реальной) жизни, сенсорную зону, математическую зону, зону развития речи, а также космическую зону. Зона практической жизни неспроста носит такое "говорящее" название: именно здесь малыши могут с удовольствием позаниматься тем, до чего, как правило, взрослые их не допускают: помыть посуду, не боясь намочиться и разбить тарелки, почистить обувь, не ожидая критики, постирать белье, погладить и т.д. Кроме того, именно в этой зоне можно долго и радостно переливать воду из одной баночки в другую, играть с крупами, горохом, зернышками, которые в "обычной" жизни считаются недоступной "роскошью". Разумеется, взрослые не позволяют малышам свободно обращаться с мелкими предметами из-за боязни, что те засунут их не в самые подходящие места - нос, уши, однако если внимательно следить за детьми, то избежать различных проблем вполне возможно. Развивающими материалами для зоны практической жизни являются различные чашки, тарелки, баночки, чайнички, столовые приборы, щетки, утюг и прочие предметы, без которых невозможна наша повседневная жизнь.Монтессори считала зону реальной жизни одной из самых важных, т.к. в ней дети не только получают различные практические знания, способные помочь им в дальнейшей жизни, но и учатся быть свободными и самостоятельными. Помимо этого малыши развивают мелкую моторику, внимательность, координацию движений и т.д.

Сенсорная зона - зона, предназначенная для развития органов чувств. Именно в ней располагаются многочисленные материалы, способные сформировать у ребенка тонкое и чуткое восприятие окружающей действительности: развить глазомер, тактильные ощущения, вкус, научить различать звуки, цвета и т.д. Работая в этой зоне (кстати, Монтессори сознательно избегала слова "играть", предпочитая ему "работать" или "заниматься делом"), дети учатся сравнивать предметы, классифицировать их, подбирать пары и т.д.

Математическая зона предусмотрена для введения детей в многообразный мир чисел. Это пространство также богато различными развивающими материалами (существует специальный "золотой" комплект математических материалов Монтессори), благодаря которым дети получают представление о количестве, множестве, учатся обозначать числа цифрами, производить арифметические действия, знакомятся с дробями и т.д.

Языковая зоны, как и следует из ее названия, развивает речь. Интересно, что Монтессори, вопреки традиционным педагогам, настаивала на том, что сначала логичнее обучать детей письму и лишь затем - чтению (воспринимать чужие мысли, выраженные в книгах, по мнению педагога, намного сложнее, чем излагать собственные). В этой зоне дети осваивают буквы, учатся составлять из них слова, предложения и даже тексты.

Последняя зона - космическая - зона для изучения окружающего мира: географии, анатомии, астрономии, физики, химии. Разумеется, здесь очень много развивающих материалов, служащих цели показать малышу многообразие жизни - глобус, компас, коллекция минералов, географические карты, наборы для занятий химией и физикой, модели человеческого тела и т.д.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Организация развивающей среды М.Монтессори Выполнила:Романченко Александра Романовна

Слайд 2

СУТЬ МЕТОДА Методика Монтессори – это уникальная авторская система саморазвития и самовоспитания малышей. Ключевое внимание обращено на развитие логического мышления, мелкой моторики, чувств (зрение, слух, вкус, обоняние, осязание), а также на воспитание самостоятельности в ребенке. Единые программы и требования здесь отсутствуют, для каждого ребенка предусмотрен индивидуальный темп. Каждый малыш волен заниматься тем, чем ему нравится. Таким образом, он «соревнуется» сам с собой, приобретая уверенность в себе, а также полностью усваивая материал.

Слайд 3

Основные положения системы Монтессори 1.Активность ребенка. В обучении малыша взрослый играет второстепенную роль, являясь не наставником, а помощником. 2.Свобода действий и выбора ребенка. 3.Старшие дети учат младших. При этом сами они учатся заботе о младших. Это возможно, поскольку, согласно педагогике Монтессори, группы формируются из ребят разного возраста. 4.Решения ребенок принимает самостоятельно. 5. Занятия проводятся в специально подготовленной среде. 6. Задача взрослого – заинтересовать ребенка. Дальше малыш развивается сам. 7. Чтобы ребенок развивался полноценно, необходимо предоставить ему свободу мышления, действий и чувств. 8. Не следует идти против указаний природы, нужно следовать этим указаниям, тогда ребенок будет самим собой. 9. Недопустима критика, недопустимы запреты. 10. Ребенок имеет право на ошибку. Он вполне способен сам до всего дойти .

Слайд 4

Развивающая среда - это главный элемент, без которого педагогика Монтессори функционировать не будет. Развивающая среда делится на несколько зон: Практическая: здесь ребенок учится обращению со своими вещами, а также тому, как следить за собой. Языковая: позволяет расширить словарный запас, познакомиться с буквами, фонетикой, понять состав и написание слов. Сенсорная: развивает органы чувств, обеспечивает возможность изучения формы, размера, величины предметов. Зона Космоса: знакомит с окружающим миром, с основами анатомии, ботаники, зоологии, географии, астрономии, физики. Математическая: учит пониманию цифр, порядка при счете, состава чисел, а также основным математическим действиям – сложению, вычитанию, умножению и делению. Зона для гимнастических упражнений.

Слайд 5

В практической зоне используются следующие материалы: Бизиборды ( рамки из дерева, на которых расположены разнообразные застежки: пуговички разных размеров, кнопки, бантики, шнуровки и шнурки для наматывания на крепления , липучки, ремешки); Сосуды для переливания воды; Средства для очистки (например, металлов); Живые цветы; Комнатные растения; Разнообразные вазоны для живых цветов; Ножницы; Совочки; Лейки; Скатерти и многое другое

Слайд 6

Сенсорная зона Используются следующие виды материалов: Блоки с цилиндрами - вкладышами, розовые башни, красные штанги, коричневые лестницы – для формирования умения определять размеры; Цветные таблички учат различать цвет; Шершавые таблички, разные виды тканей, клавишная доска, доска для ощупывания – тактильная восприимчивость; Звонки, шумовые цилиндры – развитие слуха; Сенсорные мешочки, геометрические тела, конструктивные треугольники – способствуют умению малыша различать и называть формы предметов, в том числе и на ощупь; Тяжелые таблички – учат различать вес; Коробочки с запахами нужны для развития обоняния; Вкусовые баночки для различения вкусовых свойств; Теплые кувшины – восприятие температурных различий. Каждый материал развивает только какой-то один из органов чувств. С помощью этих материалов у ребенка также развивается мелкая моторика, их использование готовит малыша к знакомству с различными предметами школьной программы.

Слайд 7

Математическая зона Здесь используются: Числовые штанги, цифры, изготовленные из шершавой бумаги, цифры и кружки – нужны для знакомства с числами от 0 до 10. Золотой материал из бусин, числовой материал, комбинирование этих материалов знакомят детей с десятичной системой. Башня из разноцветных бусин, 2 ящика бусин и двойных досок – знакомят с понятием «число» и числами от 11 до 99. Цепочки из различного количества бусин дают представление о линейных числах. Марки, таблицы математических действий (сложение, вычитание, умножение, деление), игра в точки помогают познакомиться с математическими действиями. Геометрический комод, конструктивные треугольники – познакомят малыша с основами геометрии.

Слайд 8

Языковая зона Материалы: Цилиндры, сортеры, ткани способствуют развитию мелкой моторики, которая оказывает огромное влияние на развитие речи. Звоночки и шумящие коробочки отлично развивают слух. Металлические фигуры-вкладыши; Азбука из шершавой бумаги; Подвижный алфавит; Карточки и коробочки с изображениями различных предметов; Рамки для штриховки; Коробочки с фигурками для первого интуитивного чтения; Подписи к предметам; Книжки.

Слайд 9

Зона космоса В зоне космоса дети получают знания об окружающей их действительности. Здесь можно увидеть: разнообразную литературу для поиска необходимой информации; солнечную систему, континенты, ландшафты, природные зоны – способствуют развитию географических представлений; классификация животных, среда их обитания дают понятие о зоологии; классификация растений, среда обитания – знакомят с ботаникой; линии времени, календари – формируют представление о истории; различные материалы для проведения экспериментов, четыре стихии – знакомят с наукой.

Слайд 10

Дидактический материал Роль дидактического материала в системе Монтессори Любые занятия с дидактическими материалами преследуют прямую и косвенную цель. Прямая цель - актуализирует движение ребенка, Косвенная цель - развивает слух, зрение, координацию движений. Материалы выполнены таким образом, что ребенок может самостоятельно найти свою ошибку и устранить. Так малыш обучается предупреждать ошибки. Пособия абсолютно доступны для детей, это побуждает их исследовать.

Слайд 11

Плюсы и минусы системы Плюсы Дети по системе Монтессори развиваются без вмешательства взрослых и давления из вне. Индивидуальный темп развития. Ребята познают мир, совершая открытия. Это способствует лучшему усвоению материала. Педагогика Монтессори склоняется к предоставлению детям свободы. Ученики учатся уважать личное свободное пространство других. Нет критики, негатива, насилия по отношению к детям. Интеллект ребенка развивается через органы чувств. Большое внимание уделяется развитию моторики, что немаловажно для его развития в целом. Разновозрастные группы формируются исходя из интересов детей. Обучение и помощь оказывают не взрослые люди, а ребята постарше, доступным для ребенка языком. Приучение заботиться о ближних. Ученики получают важное умение с самого раннего возраста – принимать решения самостоятельно. Быстро прививаются навыки самообслуживания. Развивается умение взаимодействовать в социуме, воспитывается самодисциплина: нельзя мешать другим, шуметь, прибирать рабочее место, иметь терпение и многое другое. Педагогика Монтессори подразумевает сотрудничество со взрослым.

Слайд 12

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация на тему: Организация предметно-развивающей среды в сенсомоторном развитии детей младшего возраста.

Многие дети приходят в детский сад с отставанием в речевом развитии, с недоразвитием мелкой моторики пальцев рук, с нарушением ощущений цветовой гаммы. Поэтому я определила значимость сенсомоторного р...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА по теме Организация предметно- развивающей среды по программе "От рождения до школы" - " Основные требования к организации среды"

Комфортная среда — это среда, в которой ребенку уютно и уверенно, где он может себя занять интересным, любимым делом. Комфортность среды дополняется ее художественно-эстетическим оформлением, которое ...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА по теме Организация предметно- развивающей среды по программе "От рождения до школы" - " Особенности организации предметно-пространственной среды для развития познавательной деятельности."

Обучение наиболее эффективно тогда, когда ребенок занят  значимым  и интересным исследованием окружающего мира, в ходе которого он самостоятельно и при помощи взрослого совершает открытия. П...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА по теме Организация предметно- развивающей среды по программе "От рождения до школы" - " Особенности организации предметно-пространственной среды для развития Конструктивно-модельная деятельности."

Разнообразные конструктивные и строительные наборы (напольные, настольные) и легкий модульный материал (специальные поролоновые и обтянутые клеенкой блоки разных форм, цвета, размера), а также разнооб...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА по теме Организация предметно- развивающей среды по программе "От рождения до школы" - " Особенности организации предметно-пространственной среды для развития Художественно-эстетическое развитие."

В дошкольном возрасте дети должны получить опыт осмысления происходящих событий и выражения своего отношения к ним при помощи культурных средств — линий, цвета, формы, звука, движения, сюжета и пр. ...

Презентация на тему: «Организация предметно-развивающей среды в средней группе (4-5 лет)»

"Организация предметно - развивающей среды в средней группе (4 -5лет)...