Тьютор в ДОУ
статья (старшая группа)

Короткова Наталья

Тьютор в ДОУ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tyutor_v_dou.docx17.12 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                      Крикунова Наталья Викторовна

                                                                                                    Тьютор

МДОУ «Детский сад №17 с. Пушкарное

Белгородского района Белгородской области

Тьютор в ДОУ, как важный составляющий элемент дошкольного образования.

Тьюторство сегодня – важнейший элемент индивидуализации. Того самого явления, которое способствует «превращению» детей в самостоятельных, инициативных, умеющих самоопределяться и брать ответственность за свою жизнь граждан. Когда в дошкольном учреждении создана богатая среда, в которой есть место для выбора и самоопределения, тьютор - становится для ребенка наставником, формирующим ориентационное поле развития. Тьютор, как наставник,  специалист, который  опирается на внутренний потенциал ребёнка  и оставляет за ним право совершать выбор, неся за него непосредственную ответственность. Тьютор запускает «пусковой механизм» совершенствования человека, обеспечивая его сопровождение, помогает  освоить ресурсы социальной среды для образовательного, профессионального и личностного развития.

Почему необходимо  тьюторство в детском саду?

В каждом дошкольном учреждении найдутся неусидчивые, невнимательные, гиперактивные или чрезвычайно одаренные дети. Как раз, тьютор – тот специалист, которому под силу индивидуализировать образовательный процесс в соответствии с особенностями, потребностями и возможностями подопечного. Он организует процесс так, чтобы ребенок усвоил принятую в детском саду программу, не нарушив развитие остальных детей. Согласитесь, воспитатель группы, в которой занимается 25 детей, не способен обеспечить каждому воспитаннику индивидуальный подход.

Безусловно! Это отличная среда для создания индивидуальных образовательных программ и качественной подготовки ребенка к школе, в условия которой ему будет легче влиться под руководством профессионального специалиста, наставника.

 Тьюторство появляется там, где возникает необходимость в индивидуализации образовательных программ. Тьютор – это  специалист, который учит своего подопечного справляться с трудностями самостоятельно и консультирует родителей (и педагогов) в отношении конкретного ребенка.

Воспитатель группы реализует образовательную и воспитательную программы для детей всей группы  согласно возраста.

Несмотря на высокий уровень профессиональной подготовки воспитателя, ему просто невозможно уделить достаточно времени, которое необходимо, чтобы помочь ребенку с особыми потребностями, то есть обеспечить каждому ребенку с ОВЗ индивидуальную образовательную программу.

В отличии от воспитателя тьютер работает целенаправленно с одним ребенком.

Во время образовательной деятельности тьютор:

- следит за организацией рабочего пространства ребёнка;

- соотносит задания воспитателя с возможностями ребёнка;

- если общее задание для всех детей сложно для понимания ребенка, то продолжает с подопечным работу по упрощённому заданию.

Для самого ребенка инклюзия должна стать процессом, способствующим его развитию, включая повышение уровня речевых и коммуникативных навыков, навыков социализации и интеллектуального уровня. Именно сфера социализации должна стать основной целью для развития ребёнка в дошкольном учреждении.

Но для того, чтобы инклюзия и обучение в среде нормативно развивающихся сверстников были успешными, особым детям требуется специализированная помощь. Для этого требуется включение тьютора в воспитательно-образовательный процесс в инклюзивной группе дошкольного учреждения.

Обозначая задачи тьютора, выделим следующие:

        сопровождение ребенка в его обычной среде (придание ей развивающих свойств);

        создание условий для получения образования в конкретной системе;

        формирование новых компетенций;

        преодоление дефицитов развития;

        построение партнерских отношений с семьей ребенка и его педагогами.

Основные требования к тьюторам:

Если это коррекционные центры (детские сады, школы с инклюзией), то, соответственно, обязательным является наличие подготовки в области коррекционной педагогики, знание особенностей детей, владение специальными методиками. Наличие дефектологического образования приветствуется.

Но в большинстве вакансий требуется добрый, ответственный педагог, часто встречается формулировка «позитивное отношение к жизни».

Главное, что необходимо понимать, что тьютор – это специалист, который работает с индивидуальным образовательным маршрутом ребенка, при разработке и реализации которого важно  выявлять интересы, создавать образовательную среду, подбирать необходимые ресурсы и взаимодействовать с различными субъектами образования, которые оказывают влияние на индивидуальное движение ребёнка.

Литература и источники:

1. Использованы материалы статьи Костенко Т.А. «Тьюторство на дошкольной ступени образования».

2. Материалы Колычёвой С.В. «Различия в работе тьютера и воспитателя в ДОУ»

3. https://academy-prof.ru/blog/tyutorstvo-v-detskom-sadu


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Документация тьютора в ОУ

Представлены документы, на основании которых педагог может осуществлять деятельность тьютера в ОУ...

Эссе на тему «Роль тьютора в реализации технологий инклюзивного и интегрированного образования».

Тьюторство ‒ важный ресурс для создания эффективной, гибкой, ориентированной на ребенка системы образования. Введение тьюторского сопровождения в инклюзивную практику должно способствовать перестройке...

Для учителей логопедов, учителей-дефектологов, тьюторов

Материал предназначен для работы учителей-логопедов, учителей - дефектологов, тьюторов с различными категориями детей с ОВЗ, детей-инвалидов.Ссылка на гугл-диск с материалами для специалистов психолог...

«Включение тьютора в воспитательно – образовательный процесс в инклюзивной группе».

Если ребёнок плохо видит или слышит, если ему трудно ходить из-за перенесённой травмы или ДЦП, если у него нарушение речи или есть интеллектуальные проблемы, он может находиться среди обычных сверстни...

Тьютор в детском саду. Это кто?

Хотя тьюторство пришло в Россию более 20  лет назад, для многих это понятие - новая практика. Не во всех образовательных организациях (будь то дошкольные, школьные) мы можем встретить тьютора. Да...

Эссе на тему:«Роль тьютора в реализации технологий инклюзивного и интегрированного образования»

Девиз хорошего ученика: « Я хочу увидеть это, я хочу научиться этому, я хочу делать это сам!» Девиз хорошего наставника:  «Смотри, как я это делаю, давай сделаем это вместе...

Сценарий утренника 8 Марта «Как будили солнышко» Для детей с РАС 4-6 лет. (Всех детей сопровождают тьюторы)

Сценарий  утренника 8 Марта «Как будили солнышко»Для детей с РАС 4-6 лет. (Всех детей сопровождают тьюторы)  Вед. Весело запели птицы...