Доклад на тему: «Возрастные особенности познавательно-исследовательской деятельности в дошкольном возрасте»
опыты и эксперименты

Князева Марина Николаевна
  • Развитие исследовательских способностей ребёнка - одна из важнейших задач современного образования.
  • Познавательная активность пробуждается в период раннего детства: малыш экспериментирует с предметами при помощи элементарных действий — роняет, кидает, кусает, стучит. Дети 3–5 лет любознательны, они с удовольствием получают новые сведения о предметах и явлениях окружающего мира в игровой деятельности. У старших дошкольников формируется интерес к собственно исследованию, развивается мотивация к проведению опытных действий.
  • Знания, полученные в результате собственного эксперимента, исследовательского поиска значительно прочнее и надёжнее для ребёнка тех сведений о мире, что получены репродуктивным путём.
  • При планировании и реализации познавательно-исследовательской деятельности необходимо учитывать возрастные особенности детей.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_vozr_osobennosti_eksper.docx252.75 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

детский сад «Солнышко»

Доклад на тему:

«Возрастные особенности

познавательно-исследовательской деятельности

в дошкольном возрасте»

Опыт для детей в домашних условиях – настоящее чудо! | DIRIGENT

Автор:

педагог дополнительного образования

Князева Марина Николаевна

Черноголовка

2020

Актуальность

«Что я слышу – забываю, что я вижу – я помню, что я делаю – я понимаю».

Конфуций

С самого раннего детства ребенок является первооткрывателем, исследователем мира. Мир открывается дошкольнику через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. Постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, искать новые сведения об окружающем мире - важнейшие черты детского поведения. Познавательно-исследовательская деятельность пронизывает все сферы детской жизни. Поэтому задача педагогов – помогать развитию самостоятельной поисковой, исследовательской активности детей.

С утверждением ФГОС ДО к требованиям основной общеобразовательной программы дошкольного образования данная деятельность дошкольников вышла на новый этап развития. В целевых ориентирах на этапе завершения дошкольного образования определено:

-ребенок склонен экспериментировать, наблюдать;

-ребенок задает вопросы взрослым и сверстникам, проявляет любознательность;

-ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения.

То есть задача подготовки ребенка к школе к приобретению знаний, а к формированию умений действовать самостоятельно, проявлять любознательность, творческую активность и др.

В рамках исследовательского подхода обучение идет с опорой на непосредственный опыт ребенка, на его расширение в ходе поисковой, исследовательской деятельности, активное освоения мира. Детям не сообщаются готовые знания, не предлагаются способы деятельности, а создаются такие проблемные ситуации, решить которые ребёнок сможет, если привлечёт свой опыт, установит в нём иные связи, овладевая при этом новыми знаниями и умениями.

Особенности познавательно-исследовательской деятельности

в раннем возрасте (первая младшая группа)

Самые ранние зачатки экспериментирования относятся к тому возрасту, когда ребенок впервые протянул руку к погремушке. С этого момента он начинает бессознательно манипулировать предметами, а его анализаторы фиксируют все события. Затем формируется новая форма манипулирования — сознательная. Теперь ребенок осмысленно бросает игрушки, стучит ими друг о друга, пытается укусить и сломать. Дети много действуют и многое запоминают путем запечатления, но наблюдение как целенаправленный процесс у них еще отсутствует.

На втором году жизни взрослый еще более расширяет возможности ребенка по манипулированию предметами. Новым в данном возрасте становится управляемое манипулирование. Малыш начинает выполнять отдельные действия по просьбе взрослого. Взрослые должны принимать самое непосредственное участие в экспериментировании, которое в этом возрасте почти неотличимо от развлечения.

На третьем году жизни наглядно-действенное мышление достигает своего максимального развития. Манипулирование предметами начинает напоминать экспериментирование. В этом возрасте впервые появляется способность к пристальному и целенаправленному рассматриванию объектов и событий. Это дает возможность приступить к осуществлению простейших наблюдений (до этого ребенок не наблюдал, а просто смотрел). Однако из-за неустойчивости внимания период наблюдения является очень коротким, и взрослый должен постоянно заботиться о том, чтобы поддерживать интерес к избранному объекту.

Таким образом, познавательно-исследовательская деятельность поначалу представляя собой простое экспериментирование с вещами, в ходе которого дифференцируется восприятие, возникает простейшая классификация предметов по цвету, форме, назначению, осваиваются сенсорные эталоны, простые орудийные действия.

Содержание познавательно-исследовательской деятельности:

  • Изучение свойств природных материалов (листья, древесина, шишки, орехи, сухоцветы, камни, крупы и т.д.);
  • Изучение свойств рукотворных материалов (ткани, бумага, картон, пластик, резина и т.д.);
  • Опыты с песком;
  • Опыты с водой;
  • Опыты с красками;

Особенности познавательно-исследовательской деятельности

в младшем дошкольном возрасте (вторая младшая группа)

На четвертом году жизни возникает наглядно-образное мышление. Ребенок продолжает овладевать уже более сложными сведениями — сведениями о процессах и явлениях, а также о своих возможностях по совершению тех или иных операций.

3 года — период любопытства («А что там?»). Дети уже способны улавливать простейшие причинно-следственные связи, поэтому впервые начинают задавать вопросы «Почему?» и даже пытаются сами отвечать на некоторые из них. Очень полезно не сообщать знания в готовом виде, а помочь ребенку получить их самостоятельно, поставив небольшой опыт. В этом случае детский вопрос превращается в формулирование цели. Взрослый помогает малышу продумать методику проведения опыта, дает советы и рекомендации, вместе с ним осуществляет необходимые действия. Дети второй младшей группы еще не способны работать самостоятельно.

Трехлетним детям уже удается удерживать цель, а не просто манипулировать предметами. Во время работы можно иногда предлагать выполнить не одно, как в предыдущей группе, а два действия подряд, если они просты. Полезно начать привлекать детей к прогнозированию результатов своих действий. У детей четвертого года жизни начинает формироваться произвольное внимание. Это позволяет делать первые попытки фиксировать результаты наблюдений. Это способствует развитию умения анализировать факты и давать словесный отчет об увиденном.

Содержание познавательно-исследовательской деятельности:

  • Изучение свойств природных материалов (листья, древесина, шишки, орехи, сухоцветы, камни, крупы и т.д.);
  • Изучение свойств рукотворных материалов (ткани, бумага, картон, пластик, резина и т.д.);
  • Опыты с песком;
  • Опыты с водой;
  • Опыты с красками;

+

  • Воздух;
  • Вес;
  • Звук;
  • Теплота;

Особенности познавательно-исследовательской деятельности

в среднем дошкольном возрасте (средняя группа)

В средней группе все наметившиеся тенденции усиливаются: количество вопросов возрастает, потребность получить ответ экспериментальным путем укрепляется. Благодаря накоплению личного опыта действия ребенка становятся более целенаправленными и обдуманными.

У каждого складывается свой стиль в работе. Появляются первые попытки работать самостоятельно. Непосредственное участие взрослых в работе уже не так важно, если, конечно, процедуры просты и не опасны. Однако визуальный контроль со стороны взрослого пока необходим — и не только для обеспечения безопасности экспериментирования, но и для моральной поддержки, так как без постоянного поощрения и выражения одобрения деятельность четырехлетнего ребенка затухает, как останавливаются часы, когда кончается завод.

Педагог своими наводящими вопросами учит выделять главное, сравнивать два объекта или два состояния одного и того же объекта и находить между ними разницу — пока только разницу.

В средней группе впервые начинают проводиться эксперименты по выяснению причин отдельных явлений.

При фиксации наблюдений чаще всего используют готовые формы, но в конце года постепенно начинают применять рисунки, которые взрослые делают на глазах у детей, а также первые схематические рисунки тех детей, у которых технические навыки развиты достаточно хорошо.

Наконец, в средней группе можно пытаться проводить длительные наблюдения, которые хоть и не являются экспериментами в прямом смысле слова, но создают предпосылки для проведения длительных экспериментов в будущем году.

Содержание познавательно-исследовательской деятельности:

  • Свойства материалов;
  • Опыты с водой;
  • Опыты с красками;
  • Воздух;
  • Вес;
  • Звук;
  • Теплота;

+

  • Растения;
  • Приспособления живых организмов к среде обитания;
  • Природные явления;
  • Свет и цвет;
  • Магниты.

Особенности познавательно-исследовательской деятельности

в старшем дошкольном возрасте (старшая группа)

К старшему дошкольному возрасту познавательно-исследовательская деятельность выделяется в особую деятельность ребенка со своими познавательными мотивами, осознанным намерением понять, как устроены вещи, узнать новое о мире, упорядочить свои представления о какой-либо сфере жизни.

При правильной организации работы у детей старшей группы формируется устойчивая привычка задавать вопросы и пытаться самостоятельно искать на них ответы. Теперь инициатива по проведению экспериментов переходит в руки детей.

Дети, стоящие на пороге шести лет, должны постоянно обращаться к воспитателю с просьбами: «Давайте сделаем так...», «Давайте посмотрим, что будет, если...» Он не навязывает своих советов и рекомендаций, а ждет, когда ребенок, испробовав разные варианты, сам обратится за помощью.

Ребятам старшей группы становятся доступными и двух-, и трехчленные цепочки причинно-следственных связей, поэтому им надо чаще задавать вопрос «Почему?». Поддерживаемые доброжелательным интересом со стороны взрослого, дети учатся самостоятельно анализировать результаты опытов, делать выводы, составлять развернутый рассказ об увиденном.

В старшей группе возрастает роль заданий по прогнозированию результатов. Эти задания бывают двух видов: прогнозирование последствия своих действий и прогнозирование поведения объектов.

Расширяются возможности по фиксированию результатов. Шире применяются разнообразные графические формы, осваиваются разные способы фиксации натуральных объектов (гербаризация, объемное засушивание, консервирование и пр.).

В старшей группе начинают вводиться длительные эксперименты, в процессе которых устанавливаются общие закономерности природных явлений и процессов. Сравнивая два объекта или два состояния одного и того же объекта, дети могут находить не только разницу, но и сходство. Это позволяет им начать осваивать приемы классификации.

Предоставляя детям самостоятельность, педагог должен очень внимательно следить за ходом работы и за соблюдением правил безопасности, постоянно напоминать о наиболее сложных моментах эксперимента.

Содержание познавательно-исследовательской деятельности:

  • Растения;
  • Приспособления животных организмов к среде обитания;
  • Свойства материалов;
  • Опыты с водой;
  • Опыты с красками;
  • Воздух;
  • Вес;
  • Звук;
  • Теплота;
  • Природные явления;
  • Свет и цвет;
  • Магниты;

+

  • Электричество;
  • Человек;
  • Космос;
  • Рукотворный мир (конструирование и преобразования).

Особенности познавательно-исследовательской деятельности

в старшем дошкольном возрасте (подготовительная группа)

В этой группе проведение экспериментов должно стать нормой жизни. Их надо рассматривать не как самоцель и не как развлечение, а как наиболее успешный путь ознакомления детей с окружающим миром и наиболее эффективный способ развития мыслительных процессов. Эксперименты позволяют объединить все виды деятельности и все стороны воспитания. Инициатива по их проведению распределяется равномерно между воспитателем и детьми.

Начинают практиковаться такие эксперименты, в которых дети самостоятельно задумывают опыт, сами продумывают методику и распределяют обязанности между собой, сами его выполняют и сами же делают необходимые выводы. В таких случаях роль педагога сводится к общему наблюдению за ходом работы и выполнением правил безопасности. Безусловно, по сравнению с обычными опытами доля таких экспериментов в детском саду невелика, но они доставляют ребятам огромную радость.

Детям седьмого года жизни доступны такие сложные умственные операции, как выдвижение гипотез (простейших с точки зрения взрослого, но достаточно сложных для них), проверка их истинности, умение отказаться от гипотезы, если она не подтвердится. Семилетки способны делать выводы о скрытых (не воспринимаемых непосредственно) свойствах предметов и явлений, самостоятельно формулировать выводы, а также давать яркое, красочное описание увиденного.

Содержание познавательно-исследовательской деятельности:

  • Растения;
  • Приспособления животных организмов к среде обитания;
  • Свойства материалов;
  • Опыты с водой;
  • Опыты с красками;
  • Воздух;
  • Вес;
  • Звук;
  • Теплота;
  • Природные явления;
  • Свет и цвет;
  • Магниты;
  • Электричество;
  • Человек;
  • Космос;
  • Рукотворный мир (конструирование и преобразования).

+

  • Природные зоны;
  • Микроорганизмы, клетка;

Критерии сформированности познавательно-исследовательской деятельности

В полном, развёрнутом виде познавательно-исследовательская деятельность предполагает следующее:

  • ребёнок выделяет и ставит проблему, которую необходимо решить;
  • предлагает возможные решения;
  • проверяет эти возможные решения, исходя из данных;
  • делает выводы в соответствии с результатами проверки;
  • применяет выводы к новым данным;
  • делает обобщения.

Выводы

  • Развитие исследовательских способностей ребёнка - одна из важнейших задач современного образования.
  • Познавательная активность пробуждается в период раннего детства: малыш экспериментирует с предметами при помощи элементарных действий — роняет, кидает, кусает, стучит. Дети 3–5 лет любознательны, они с удовольствием получают новые сведения о предметах и явлениях окружающего мира в игровой деятельности. У старших дошкольников формируется интерес к собственно исследованию, развивается мотивация к проведению опытных действий.
  • Знания, полученные в результате собственного эксперимента, исследовательского поиска значительно прочнее и надёжнее для ребёнка тех сведений о мире, что получены репродуктивным путём.
  • При планировании и реализации познавательно-исследовательской деятельности необходимо учитывать возрастные особенности детей.

Планируя работу, можно опираться на трехуровневую систему исследовательского обучения, предложенную М.В. Клариным.

  1. На первом уровне мы сами ставим перед детьми проблему и намечали метод ее решения, а детям предстояло найти пути ее решения, решить ее самостоятельно или с небольшой помощью. Например, создав перед детьми проблемную ситуацию «Почему фигурка из песка рассыпается?», мы предлагаем слепить детям фигурку из мокрого и сухого песка. В процессе исследовательских действий дети рассуждают и делают выводы, из какого песка можно слепить фигурки.
  2. На втором уровне, когда дети уже приобрели некоторые исследовательские навыки, стало возможным предлагать детям только проблему, а с решением самой проблемы дети справлялись самостоятельно или в группе со сверстниками. Например, перед детьми ставится проблема «Можно ли пропустить песок через конус» и предлагается мокрый и сухой песок. Дети совместно со сверстниками опытным путем делают выводы о свойствах мокрого и сухого песка и способах его применения.
  3. На третьем, высшем уровне, дети могут сами ставить проблему, отыскивать методы ее решения самостоятельно. Например, на прогулках предлагается детям оборудование, которое стимулирует их самостоятельную исследовательскую деятельность. Используя его, дети самостоятельно ставят перед собой проблему и решают ее.

Список литературы

  • А. Бостельман, М. Финк «Эксперименты в ванне» под редакцией С.Н. Бондаревой, издательство «Национальное образование», Москва, 2015г.
  • Н.Е. Веракса, О.Р. Галимов «Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников»;
  • М.В. Кларин Инновации в мировой педагогике: обучение на основе исследования, игры и дискуссии: анализ зарубежного опыта/ М.В.Кларин; Ассоц. Развивающее обучение. – Рига: 1995.- 176с.
  • О.В. Дыбина, Н.П. Рахманова, В.В. Щетинина «Неизведанное рядом: опыты и эксперименты для дошкольников» -  Москва: ТЦ Сфера, 2017г.
  • Ребенок в мире поиска: Программа по организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста (под ред. О.В. Дыбиной) – М.: ТЦ Сфера, 2005.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на тему: "Возрастные особенности детей дошкольного возраста"

Выступление на семинаре с докладом по теме: "Возрастные особенности детей дошкольного возраста"...

Презентация для родителей на тему "Возрастные особенности детей среднего и старшего дошкольного возраста"

Материалы для родителей об особенностях развития личности ребёнка в среднем и старшем дошкольном возрасте....

Вашему вниманию предлагаю доклад по теме «Психологические особенности современной игры ребёнка старшего дошкольного возраста».

Актуальность нашей темы  в  том,  что именно сюжетно- ролевая игра является ведущим видом деятельности ребенка в дошкольном возрасте. Именно сюжетно-ролевая игра дошкольника определяет ...

«Возрастные особенности экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста», доклад

Уровень обр. орг.,консультация для воспитателей, АОУ детский сад №10 «Лучик», 19.03.2018г....

Вашему вниманию предлагаю доклад по теме «Психологические особенности современной игры ребёнка старшего дошкольного возраста».

Актуальность нашей темы  в  том,  что именно сюжетно- ролевая игра является ведущим видом деятельности ребенка в дошкольном возрасте. Именно сюжетно-ролевая игра дошкольника определяет ...

Консультация для педагогов на тему: «Возрастные особенности экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста».

В ДОУ успех формирования экологической культуры зависит не только от того, как педагог понимает этот процесс, но и от создания необходимых условий для воплощения их в учебно-воспитательный процесс....

Статья на тему: Возрастные особенности развития творческих способностей детей дошкольного возраста.

Статья на тему:Возрастные особенности развития творческих способностей детей дошкольного возраста.[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"24015350","attributes":{"alt":"","class":"media-ima...