Развитие быстроты и ловкости у детей старшего дошкольного возраста посредством подвижных игр
статья

Клавкина Лидия Анатольевна

Дошкольный возраст обоснованно считается наиболее важным периодом в процессе формирования личности человека. В этом возрасте более интенсивно развиваются различные способности, формируются нравственные качества, вырабатываются черты характера. Именно в данном возрастном периоде закладывается и укрепляется фундамент здоровья и развития физических качеств.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Клавкина Лидия Анатольевна

Управление образования администрации Белгородского района

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 17 с. Пушкарное

Белгородского района Белгородской области»

Развитие быстроты и ловкости у детей старшего дошкольного возраста посредством подвижных игр.

Автор опыта:

Клавкина Лидия Анатольевна,

инструктор по физической культуре

 МДОУ «Детский сад № 17 с. Пушкарное

Белгородского района

Белгородской области»

2021 г.

Содержание

Раздел I.Информация об опыте………….        ………………………………………3

Раздел II.Технология опыта………………………………………………………7

Раздел III.Результативность опыта……………………………………………..12

Библиографический список……………………………………………………..14

Приложение к опыту…………………………………………………………….15


Раздел I.

ИНФОРМАЦИЯ ОБ ОПЫТЕ

Условия возникновения и становления опыта

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 17 с. Пушкарное Белгородского района Белгородской области» расположен в селе Пушкарное по адресу: ул.Майская, 2а.

В детском саду созданы условия для физкультурно-оздоровительной работы с дошкольниками: имеется спортивно-музыкальный зал, оснащенный стандартным оборудованием и нетрадиционным спортивно-игровым инвентарём, уголки двигательной активности во всех возрастных группах, оборудована спортивная площадка для организации двигательной деятельности дошкольников на свежем воздухе.

Выбор темы исследования, посвященного проблеме целенаправленного и активного воздействия на развитие быстроты и ловкости посредством применения подвижных игр, возник не случайно. Важной предпосылкой возникновения данного опыта является уменьшение числа здоровых детей за последние годы в 5 раз, что составляет 10% от общего количества. В связи с этим проблема ухудшения здоровья населения страны и особенно детей становится национальной.

Согласно ФГОС дошкольного образования (п. 2.6), физическое развитие включает приобретение опыта в следующих видах деятельности детей: двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость; способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящим ущерба организму, выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны), формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами; становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере; становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами.

Становление педагогического опыта осуществлялось в старших группах данного детского сада в период с 2019 по 2021 год. На момент возникновения опыта возраст детей был 4 – 5 лет, на конец работы над проблемой  6 – 7 лет.

Анализ показателей здоровья, физического и двигательного развития детей старшего дошкольного возраста в последние годы свидетельствует о тревожных тенденциях - от 30% до 40% детей старшего дошкольного возраста имеют низкий уровень двигательного развития. Причины этого кроются в современном образе жизни. Психологи, педагоги, медики отмечают общую тенденцию для детских учреждений - снижение двигательной активности детей, а для ребенка-дошкольника потеря в движениях - это потеря в здоровье, развитии, знаниях.

Эти данные говорят о необходимости перестроить работу с дошкольниками, определив необходимые условия для развития быстроты и ловкости с использованием подвижных игр.

Актуальность опыта

Дошкольный возраст обоснованно считается наиболее важным периодом в процессе формирования личности человека. В этом возрасте более интенсивно развиваются различные способности, формируются нравственные качества, вырабатываются черты характера. Именно в данном возрастном периоде закладывается и укрепляется фундамент здоровья и развития физических качеств.

В  современной  в  с резким   активности   роль   физическими ,  играми.   значение  игр в  физических , а  быстроты и .

 действий   в подвижных ,  являются   формирования  . В педагогической   игры  как  средство   ребенка.   подвижных игр - в их   в физической и  , существующей в  и  каждого .  игру   важнейшим  , способствующим как   и умственных , так и  нравственных ,  поведения,   общества.

Старший   признаётся   для развития  и , и характеризуется   для этого  и . Однако,  с , анкетирование  и , анализ   работы  , что развитию  и , и в частности   навыков  , не уделяется  . Отсутствует  и  обучение  , дети не   и творчески   двигательный ,  при организации   деятельности   под руководством  по  воспитанию, в  и  деятельности.  это  с отсутствием   по развитию  и  у дошкольников (8).

 , можно   противоречие   развития  и  у детей   возраста, с  , и недостаточной   развития   качества в   - с другой.   противоречия и   работы.

  идея

 системы  игр на  по физическому   служить  из  эффективных   быстроты и   старшего  .

Длительность  над .

Работа по   и ловкости у   с помощью  игр  с 2019  по 2021 год. За это время   была   среди   данного  .

Работа по   и ловкости у   с помощью  игр  поэтапно:

I  –  (констатирующий). На   мы исследовали  : ловкость и .

 цели, ,  исследования.   анализ   по проблеме .  теоретико-методологические  к  проблемы.   этап .  опытно-экспериментальную  –  2019г. – май 2020.

II  – основной (). На  этапе мы   подвижных игр,   для развития , и . Подвижные   с детьми в   месяцев, как на  по  развитию, так и в   (прогулки, ) –  2020г.- 2021 .

III этап – ( ). На данном   мы проводили  и  полученных .  оценку  и  проделанной  . Систематизировали и   исследования.   и оформляли   опыт –  2021 г.

Диапазон

 опыта  на  подвижных игр,  в  образовательной  по  культуре,  в  моментах,   деятельности   бы использоваться  МДОУ для повышения   быстроты и  у  старшего  .

Теоретическая  

 двигательных   из важных   воспитания .  общей   детей  тем, как  у них основные  : быстрота, , , сила, .  считают, что при   двигательных   физическим  .

Физические   включают в   понятия, как , , выносливость, , , равновесие и .  того, что   двигательные  –  такие  как Е.Н.  (4), Л.В. Волков (5), Э.С.  (6), Н.А.  (9), В.М. Зациорский  М.Ю.  (18) и др.

  отечественных и   направлено на   психофизического   образом у   в отдельных  .

Научные ,  непосредственное  к  дошкольного ,  среди них   место, а   о значении и   у дошкольников   психофизического , как , не в полной   требованиям .

 игры   условия для   двигательной .  определенное  и  чаще   вид движений , тем не , есть  для , творческого   способов , их , чередования,   и интенсивности в  от  возникающих   ситуаций. Это   ребенку  в  своих  в  с индивидуальными   и психического  (А.И.  (28)).  

 за  данные  , автор  , что одним из   быстроты и   старшего   является   игр в физическом  .

Новизна   в систематизации и  в  образовательной  по  культуре,  , игровой   игр, нацеленных на   и ловкости у  .

Характеристика условий в которых возможно применение данного опыта

Данный опыт работы применяется в дошкольном образовательном учреждении с детьми старших и подготовительных групп. В работе используются разработки сценариев и развлечений, тематических занятий.

РАЗДЕЛ II.

  ОПЫТА

 и  педагогической

 данного   развитие  и  у старших   применения  игр.

 данной   через   задач:

1.  и  научно-методическую  по  исследования.

2.   развития   и навыков ( и ) у старших .

3.  подвижные ,  наибольшую  в  быстроты и  у  дошкольников.

3.   подвижных игр,  на  занятиях,  на  быстроты и  у  дошкольников.

4.   мониторинг с   степени   физкультурных  с  подвижных игр,  на  быстроты и  у  дошкольников.

  началась с   на выявление   быстроты и  у  старшего  . Она осуществлялась по  Л.В. , (29) « развитие и   3-7 лет». (приложение №1).    были  на  уровня   и ловкости.

  инструктор по  ; воспитатели   необходимую  в  этой .

 образования и   цели

 из , задач, а   обследования, мы   коррекции по   и ловкости у   с помощью  игр.

 работы:   условий   и ловкости у   дошкольного  с  подвижных .

:

Оздоровительные :  и укрепление  , мышечной ,  правильной  у , повышение   организма.

 :

-воспитание   координационно   действия;

-  перестраивать   в соответствии с   обстановки;

-  точности   движений в  и ;

- развитие  и  в подвижных .

 задачи:

-   ребёнка   его в подвижные ;

-  у детей   игровые  и  двигательные ;

-  физическое   старшего  .

Прежде чем   по развитию  и , был проведен  и  подвижных игр,   данных   у старших , по , в зависимости от  : игры с   упражнений,  с , скакалкой, на   лазанья, ,  на лыжах и т.д. ( № 2).

 перспективный   по использованию  игр для  быстроты и (  № 3), который  в  перечень игр,  в  деятельности  с  -  непосредственно   по физическому , на , при проведении   и развлечений; игр,  для  воспитателям. В   используются , уже  знакомые .

 по развитию  и  у детей   возраста  в  три взаимосвязанных и  : подготовительного,  и .

Цель  -  - этапа  в  детей   физических ,  их двигательного ,  полученных  и  в игровую . Разработаны   непосредственно   по физическому  с  разнообразных  , направленных на   и ловкости для   группы. Конспект занятия представлен в  № 4.

В   деятельности для  с  использовали   видов и .

-  необычных   в знакомых : бег из  положения – , , стоя на  и т. д.;

-  скорости и  , использование   сочетаний,   элементов;

-   выполнения :  сверху, , , прыжки на  или  ногах, с ;

-  в упражнениях , что  умению   в пространстве и во ,  их с движениями ,  разносторонней  и  мышечных ;

- в цель,   по коридору,  бег и т. д.  для развития  к  в пространстве.

С   быстроты   обучение   на сочетании  и  приёмов с   словесных ,  не только   двигательным , но и  его выполнения.

 мы  к реализации  , цель   в воспитании   на сигнал,   и ловкости у   в подвижных ,  координации  и  приспосабливаться к   обстановки.

При  игр с  - «Дракон», «»,« », «Менялки», «»,« » и т.д.   с разнообразными  , постигали, как   изменить  - , присесть,   корпус,   движение. При   с обеганием   использовались   и пособия: , , набивные ;  указателей   условия   движения,   предметами  . Использование   позволяло   рациональный   двигательной .

При  повторном   детям   и рассказать её  и . При этом   последовательный : где  дети, как они , где  водящий, по   начинается , в  направлении  , каким   увернуться от , кто  проигравшим, кто  в  и т.п.

  игр, направленных на   и ловкости,   которых   определённых  – « мяч», «Не »,«  - не упади», « в », «Найди  в » и т.д..   игровые ,  в усложненных ,  внезапного   движения (  предметами,  , выполнение   по сигналу и др.), с   предметов,  , оборудования; с  ; на индивидуальное  ; при коллективном   с одним ( , шнур).

  уделялось   с элементами  – « скорее», « », «Бабочки и »,« », «Успей » и т.д. ( № 5), позволяющим не   интерес к , но и  умственные и  , совершенствовать и   и ловкость. Во   таких игр   просили   предстоящих  в  от требований ,  проверить   выбора  в .

Подвижные   таким ,  сюжет и  игр  активной   детей.   в игре   для пробежек,  , продолжительностью  в . В таких   различные   на согласованность ; бег в  с поворотами и ; бег  вперед, , с  направления,   из различных  , после , ; метание в  в  темпе;  в  по- переменно  ; прыжки в ,  различными ,  с поворотом и др.;   на единой   (бег по  , преодоление  ),  проявление ;  мяча в , в  с места в , в , после ,  вперед,   мяча и др.,  на  и в движении.

Нами   игры и   с мячом- «»,« », «Выбивало», « », «Выше »,«  в кругу», «, не » и т.д..  игр  в себя  , направленные на   действовать с : , ведение ,  друг   в парах  , броски  в  и тому .  игры с  как , так и малой . В  с мячом   мячи  , фактуры, .

На  этапе   совершенствования  и  детей и   имеющегося   в повседневной . На  этапе   следующей :

-  подвижных игр с   заданиями;

-  игр и  самими ;

-  описанных  игр в  активного  -  досуги и ,  игр большой , а  самостоятельную   детей ( № 6).

 коллективные   закреплять  и , ведь  при  игровых ,  на развитие  , двигательные  и  проявляется  .

 для  нами   подвижные ,  направленны на   и ловкости, и   воспитателями в   работы с : в  между   образовательной , на , в самостоятельной   и так далее ( № 7). В  играх   оборудование: мяч, , , палки и т.д.   внимание на   выполнения ,  быстроты и  в  заданиях,  .

С педагогами   работа,  , на которых   вопросы:

-   быстроты и  в  дошкольном ;

-  содержания и   подвижных игр в   возрасте;

-   и упражнения с  как  развития  и .

Педагоги   с картотекой  игр,  по использованию игр в  .

Также   методическая и   с родителями ( ) в форме ,  освещали   по данной ,  возникающие на  .

В работе с   были  как , так и нетрадиционные  : дни здоровья, дни

 , встречи за « », родительские  с  специалистов   учреждения.

 в  всей  по  быстроты и , мы  развлечения, в  , как педагогов, так и .

Эффективность  по  быстроты и   старшего   с помощью  игр  результатами ,  по окончании .

 образом,  , что усовершенствованная   быстроты и  у  старшего  , основу   подвижные ,  более   существующей, ,  на развитие  и  посредством   видам , и  упражнениям.  во  всё вышеизложенное,   вывод, что   подвижных игр   обогащению   детей   возраста,   условно-рефлекторных .

: использование  игр в  быстроты и   важным   развития   и навыков у   дошкольного .

 III.

РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ

С  выявления   быстроты и   у  дошкольников   педагогическая .

 проводилась в   детей 2  в год на  трех лет с 2019  по 2021 год.

Результаты диагностики уровня развития быстроты у старших дошкольников следующие (таблица 1):

Таблица 1

Результаты диагностики быстроты у детей старшего дошкольного возраста

Критерии

Начальный этап

Промежуточный этап

Констатирующий этап

ВУ

СУ

НУ

ВУ

СУ

НУ

ВУ

СУ

НУ

Уровень развития быстроты

27,2

54,8

28

23

58

19

45

41

14

Уровень развития ловкости

8

38

54

15

46

39

34

38

28

Рис. 1 Уровень развития быстроты у старших дошкольников.

В 2019 году уровень развития быстроты составил: низкий уровень – 28%, средний уровень – 54,8%, высокий уровень – 27,2%. В 2021 году результаты были следующими: низкий уровень – 14%, средний уровень – 41%, высокий уровень – 45%.

Рис. 2 Уровень развития ловкости у старших дошкольников

В 2019 году уровень развития ловкости составил: низкий уровень – 54%, средний уровень – 38%, высокий уровень – 8%. В 2021 году результаты были следующими: низкий уровень – 28%, средний уровень – 38%, высокий уровень – 34%.

По результатам исследования выявлено, что движения старших дошкольников отличаются  слаженностью, уверенностью, стремительностью, легкостью.

          Анализ результатов  итоговой диагностики с очевидностью доказывает тот факт, что организация подвижных игр является одним из педагогических условий, способстующих развитию быстроты и ловкости у старших дошкольников.

         Таким образом, можно сделать вывод о целесообразности и эффективности применения подвижных игр  с целью развития быстроты и ловкости у детей старшего дошкольного возраста.

Библиографический список:

  1. Аркин, Е. А. Ребенок в дошкольные годы / Е. А. Аркин ; под ред. А. В. Запорожца, В. В. Давыдова. – М.: Просвещение, 2005. – 445 с.
  2. Адашкявичене, Э.Й. Спортивные игры и упражнения в детском саду. Кн. для воспитателя дет.сада/Э.Й.Адашкявичене. - М.: Просвещение, 1992. – 260 с.
  3. Быкова, А.И. Обучение детей дошкольного возраста основным движениям: Пособие для воспитателей дет. садов / Акад. пед. наук РСФСР. Науч.-исслед. ин-т физ. воспитания и школьной гигиены. - 3-е изд. / А.И. Быкова – Москва.: Учпедгиз, 1961. - 152 с.
  4. Вавилова, Е.Н. Развивайте у дошкольников ловкость, силу, выносливость: пособие для воспитателя детского сада / Е.Н.Вавилова. – М.: Просвещение, 2001. – 96 с.
  5. Волков, Л.В. Физические способности детей и подростков / Л.В. Волков – Киев.:  Здоров*я,Листов – 1981. -  120 с.
  6. Вильчковский, Э.С. Физическая культура детей дошкольного возраста - 2-е изд., перераб. и доп. /Э.С. Вильчковский – Киев.: Здоров'я, 1979. - 229 с.
  7. Гориневский, В.В. Физические упражнения, соответствующие данному возрасту / В.В. Гориневский – М.: Книга по Требованию, 2015. – 39 с.
  8. Глазырина, Л.Д. Методика физического воспитания детей дошкольного возраста: метод. пособие / Л.Д.Глазырина, В.А. Овсянкин. - М.: Владос, 2000. - 262 с.
  9. Двигательные качества и методика их развития у дошкольников / Рос. гос. пед. ун-т им. А. И. Герцена /сост. Н. А. Ноткина. – СПб. : Образование, 2003. – 36 с.
  10. Дмитренко, Т.И. Спортивные упражнения и игры для детей дошкольного возраста- К.: Радянська школа, 1983. - 112 с.
  11. Зациорский, В. М. Физические качества спортсмена: основы теории и методики воспитания / В. М. Зациорский. – М.: Физкультура и спорт, 2012. – 200 с.
  12. Змановский, Ю. Ф. Воспитаем детей здоровыми / Ю. Ф. Змановский. - М.: Медицина, 1989. - 125 с.
  13. Ильин, Е.П. Психология спорта / Е.П. Ильин – Спб.: Питер, 2008. – 130 с.
  14. Кенеман, А. В. Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста: учеб. для пед. ин-тов / А. В. Кенеман, Д. В. Хухлаева. – М.: Просвещение, 2011. – 271 с.

Приложение:

  1. Приложение № 1. Диагностика развития быстроты и ловкости у старших дошкольников.

  1. Приложение № 2. Классификация подвижных игр, направленных на развитие быстроты и ловкости детей старшего дошкольного возраста

  1. Приложение № 3. Перспективный план работы по развитию быстроты и ловкости у детей старшего дошкольного возраста посредством использования подвижных игр.

  1. Приложение №4. Конспекты организации непосредственно образовательной деятельности по физической культуре для детей старшей группы.

  1. Приложение № 5. Подвижные игры с элементами соревнований.

  1. Приложение № 6. Игры большой подвижности, направленные на развитие быстроты и ловкости.

  1. Приложение № 7. Игры на развитие быстроты и ловкости, рекомендованные  воспитателям  для использования в работе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Подвижные игры как средство развития быстроты и ловкости у детей старшего дошкольного возраста»

Опыт работы раскрывает систему работы по физическому воспитанию в ДОУ с использованием подвижных игр....

Статья на тему: "Подвижная игра как средство развития быстроты и ловкости у детей старшего дошкольного возраста"

Подвижная игра как средство развития быстроты и ловкости у детей старшего дошкольного возраста играет ведущую роль....

Подвижные игры как средство развития быстроты и ловкости у детей старшего дошкольного возраста

Уважаемые коллеги! Данная статья поможет воспитателям ДОУ  в организации и проведении подвижных игр с детьми старшего дошкольного возраста....

Подвижная игра, как средство развития быстроты и ловкости у детей старшего дошкольного возраста

Главная цель воспитателя— расширить для ребенка окружающий мир, помочь реализовать сегодняшние возможности и создать условия для даль­нейшего развития....

«Подвижные игры как средство развития быстроты и ловкости у детей старшего дошкольного возраста»

Для детей подвижные игры являются необходимой жизненной потребностью. С их помощью решаются самые разнообразные задачи:1. Оздоровительные - укрепление здоровья детей, содействие пр...

Подвижная игра как средство развития быстроты и ловкости у детей старшего дошкольного возраста.

В педагогической деятельности   подвижная игра занимает особое место как наиболее доступный и эффективный метод воздействия на ребенка при его активной помощи.Для детей подвижные игры являются не...

Подвижная игра как средство развития быстроты и ловкости у детей старшего дошкольного возраста

Подвижная игра как средство развития быстроты и ловкости у детей старшего дошкольного возраста...