Доклад «Роль игры в жизни ребенка»
статья

Соколова Алена Алексеевна

Цель: Гармоничное развитие ребенка дошкольного возраста через игру.

Задачи:

  1. Развивать у ребенка познавательный интерес, желание и потребность узнать новое.
  2. Развивать воображение, память, креативность мышления.
  3. Формировать базисные представления (об окружающем мире), речевых умениях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rol_igry_v_zhizni_rebenka_doklad.docx19.96 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад «Роль игры в жизни ребенка»

Тема: «Игра в жизни ребенка»

Цель: Гармоничное развитие ребенка дошкольного возраста через игру.

Задачи:

  1. Развивать у ребенка познавательный интерес, желание и потребность узнать новое.
  2. Развивать воображение, память, креативность мышления.
  3. Формировать базисные представления (об окружающем мире), речевых умениях.

          Что может быть для дошкольника интереснее и значимее игры? Это и радость, и познание, и творчество. Игра – ведущий вид деятельности дошкольного периода, главное содержание детской жизни. Играя, ребенок познает окружающий мир, приобретает новые знания, умения и навыки, учится осуществлять поиск, мыслить и творить.

          Игра – неизменный спутник детства. Дошкольник не может относиться к миру объективно, он во всем ищет свои интересы, формы своего личного участия или причастности к происходящим событиям. Всякая игра имеет неоценимое значение для интеллектуального и психического развития дошкольника. Именно в играх успешнее всего развиваются все уровни личности, психические процессы, разные виды деятельности. В А. Сухомлинский писал: «Без игры нет, и не может быть полноценного ни умственного, ни физического развития».

Задачи всестороннего воспитания в игре успешно реализуются лишь при условии сформированности психологической основы игровой деятельности в каждом возрастном периоде. Это обусловлено тем, что развитие игры связанны существенные прогрессивные преобразования в психике ребёнка, и, прежде всего в его интеллектуальной сфере, является фундаментом для развития всех других сторон детской личности.

Игра – наиболее доступный для детей вид деятельности, способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений, знаний. В игре проявляются особенности мышления и воображения ребенка, его эмоциональность, активность, развивающая потребность в общении. Через игру ребенок входит в мир взрослых, овладевает духовными ценностями, усваивает предшествующий социальный опыт.

        Уже в раннем детстве ребенок имеет наибольшую возможность именно в игре, а не в какой – либо другой деятельности, быть самостоятельным, по своему усмотрению общаться со сверстниками, выбирать игрушки и использовать разные предметы, преодолевать те или иные трудности, логически связанные с сюжетом игры, ее правилами. Игра радует ребенка, доставляет ему удовольствие. Игра дает возможность организовать, прежде всего, жизнь самих детей, их собственную активность, самостоятельность. Не случайно К.Д. Ушинский заметил, что ребенок не играет тогда, когда его занимают игрой, и тогда, когда его заставляют играть.

        Черпая часто свои впечатления из одних и тех же источников, дети играют по-разному. В игре обнаруживаются даже еле приметные оттенки проявления личности.  Игра – это деятельность самого ребенка. И эту деятельность, милую детскому сердцу, можно при правильном руководстве сделать средством воспитания. Сочетая ее с другими средствами воспитания, можно осуществлять развитие у ребенка положительных нравственных качеств, интересов и способностей.

           На каждом этапе дошкольного детства игра имеет свои особенности. Большое место в жизни старших дошкольников занимает режиссёрская игра с мелкими игрушками, когда ребёнок создаёт воображаемую ситуацию, придумывает события с персонажами, отождествляя себя с ними или дистанцируясь от них, выполняет одну или несколько ролей, моделирует реальные социальные отношения в игровой форме. Для того чтобы режиссёрская игра получила своё развитие, дошкольникам необходимо привлекательное пространство. Таким пространством и центральным элементом, организующим предметную среду, для игры с мелкими игрушками, может быть макет.

Макет (масштабная модель)- модель объекта в уменьшенном масштабе или в натуральную величину, лишённая, как правило, функциональности представляемого объекта. Модели-макеты имеют огромное значение и для интеллектуального развития детей. Дети познают окружающий мир, узнают о природе родного края, знакомятся с разными природными зонами, сообществами животных и растений.

          Также большое внимание уделяется психологическим играм. Это игры, которые представляют собой смоделированную ситуацию, в которой человек может приобрести определенные навыки, научиться общаться, расширять свои представления, как о себе, так и об окружающем мире. Психологическая игра полезна тем, что в ней человек может избавиться от психологических проблем (например, чрезмерной застенчивости, агрессивности, замкнутости), «проработав» их в игровой ситуации.

        Посредством психологических игр можно развивать коммуникативные способности ребенка, то есть, его способности общаться, включаться в определенный социум – детей, взрослых. Даже общение с домашними животными можно облегчить с помощью психологических игр.

        Помимо навыков общения, с помощью психологических игр можно формировать и развивать нравственные и волевые качества личности ребенка, внимание, память, логическое мышление, внутренний мир.

        Цели у психологических игр самые разные. Самая простая форма психологической игры – это так называемая игровая оболочка. Это игра, использующая как фон для психологической работы с детьми, позволяющей им проявлять, раскрывать и развивать свои способности. Именно эта форма психологической игры оптимальна для детей в возрасте от двух до семи лет, поскольку они пока еще не обладают солидным социальным опытом, и взрослым нужно создавать такие игровые ситуации – «оболочки», которые могли бы помочь детям приобрести этот опыт.

         Еще одна распространенная форма психологических игр – это игра –проживание. Ребенок учится строить отношения с окружающими, а для этого его необходимо «погрузить» в некий «мир» со своими законами. Именно эта форма игры дает такую возможность.

         Хорошая игра всегда чему-то учит, что-то развивает и что-то воспитывает в наших детях. Иной раз самая привычная игра, в которую играли мы, наши бабушки и дедушки, неожиданно осознается как психологическая, хотя играли тысячу раз, даже не подозревая того, что у нее есть какое-то педагогическое или психологическое значение. И вся прелесть детской хорошей игры заключается именно в том, что она позволяет осуществиться сразу нескольким целям – и познавательным, и воспитательным. Не случайно многие игры живут веками, а каждое последующее поколение детей играет в них с таким же упоением, как играли ставшие теперь уже взрослыми их папы и мамы, дедушки и бабушки.          

        Ни для кого не секрет, что, играя с ребенком, мы стараемся не просто разнообразить его досуг, но и научить чему-то полезному и нужному. Развивать способности детей, конечно, надо, и игра – самое лучшее средство для этого. Однако, особенности детской психики таковы, что мгновенных результатов от своих игровых занятий с ребенком можно и не увидеть. Дети по своей природе – «накопители», нередки случаи, когда ребенок, несмотря на все старания, никак не может запомнить самых простых вещей. Многие знания накапливаются постепенно и со временем приводят к определенным изменениям. Конечно, бывает и иначе: какие-то из усилий не дали результатов вообще. И за это на ребенка обижаться не стоит: не надо сбрасывать со счетов, что ребенок – личность, у которой есть свои предпочтения, свои желания, свои способности.  

        Ребенок, подрастая и развиваясь, учится очень многому. То, что нам, взрослым, может показаться простым, для ребенка может представлять сложности, поскольку он не умеет еще или не научился в полной мере делать то, что требует от него игра. Игровая деятельность ребенка претерпевает изменения вместе с его ростом и развитием. Игра должна быть доступна для ребенка, но в то же время, содержать в себе элемент нового.

         Воспитание ребенка должно быть всесторонним, а это означает, что, воспитывая ребенка, мы должны развивать его физически, умственно, нравственно, эстетически. Игры и помогают осуществить всесторонность воспитания. Однако, соотношение игр разных типов должно быть неодинаковым применительно к детям с разными характерами. Если ребенок активен, не может усидеть на месте и контролировать себя, следует обратить пристальное внимание на формирование у него волевых качеств. Существует ряд игр, которые учат ребенка самоконтролю. Разумеется, это вовсе не значит, что мы должны играть с ребенком только в такие игры, но вот взять их на вооружение надо, иначе впоследствии у ребенка могут возникнуть проблемы с усидчивостью в школе.

        Если ребенок пассивен, боится оказаться в центре внимания и переживает из-за возможности провала стоит уделить внимание играм, провоцирующим ребенка на активность. Ненавязчиво нужно отвести ему в игре роль, которая поможет ему выдвинуться без риска неудачи. Следует хвалить ребенка, наверняка, очень скоро он будет доволен тем, как мы радуемся его успехам, и начнет играть с удовольствием.

        Подбирая игры для ребенка, нужно учитывать индивидуальные особенности его характера, стараться играть в те игры, которые позволят скорректировать его черты характера, нуждающиеся в таком ненавязчивом исправлении.

        Играя с ребенком, нужно не забывать, ради чего мы это делаем. Игра в первую очередь должна быть интересной, только тогда ребенок воспримет все то, что хотели донести до него в игровой форме. Детям важно в игре давать возможность оставаться свободным. Наше желание участвовать в играх вместе с ребенком необходимо ему: мы для него источник знаний, к которым он тянется, ведь столько в мире для него пока еще остается непонятным, непознанным. И в то же время нам придется провести грань, за которую мы не имеем права переступать. Грань эта отделяет совместные игры с ребенком от его самостоятельных игр. Конечно, эта свобода будет относительной, так как на деле ребенок все еще во многом зависит от нас.

        Дошкольное детство – первая ступень в психическом развитии ребенка, его подготовке к участию в жизни общества. Маленькие дети – очаровательные, азартные и счастливые искатели приключений, стремящиеся познать мир. В.А. Сухомлинский считал, что духовная жизнь ребенка полноценна лишь тогда, когда он живет в мире игры, сказки, музыки, фантазии, творчества. Без этого он – засушенный цветок. «Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности. Это огромное окно, через которое в духовный мир ребенка вливается оживительный поток представлений, понятий об окружающем мире»

        Чем разнообразнее, интереснее игры детей, тем богаче и шире для них становится окружающий мир, светлее и радостнее их жизнь. Играя, можно готовить маленького человека к большим делам.

        Хотелось бы напомнить замечательные слова А.С. Макаренко: «Игра имеет важное значение в жизни ребенка, имеет то же значение, какое у взрослого имеет деятельность, работа, служба. Каков ребенок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит прежде всего в игре. И вся история отдельного человека как деятеля и работника может быть представлена в развитии игры и в постепенном переходе ее в работу».

        

Использованная литература:

1. Богуславская З., Смирнова Е. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста. М., 1991.

2. Кроха.  Пособие по воспитанию, обучению и развитию детей до трех лет. / Под редакцией Г.Г. Григорьевой, Н.П. Кочетовой, Д.В. Сергеевой. М., 2000.

3. Фельдчер Ш., Либерман С. 400 способов занять ребенка от 2 до 8 лет. Спб., 1996.

4. Хромова С., Игровые уроки общения для детей. М., 2008.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Собрание -консультация для родителей «Роль игры в жизни ребенка». (14.02.12)

Играем вместе с ребенком.      Большинство современных родителей знают, что у детей раннего и дошкольного возраста ведущей деятельностью является игровая. Поэтому они ожидают,...

Статья "РОЛЬ ИГРЫ В ЖИЗНИ РЕБЕНКА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ"

В статье  раскрыта тема значения игры в развитии личности ребенка с ОВЗ....

Роль игры в жизни ребенка

Представлен материал о значении игры в жизни дошкольников....

Консультация для родителей. "Роль игры в жизни ребенка. Играем? Играем!"

                                         Играем? Играем!...

Играем? Играем! Роль игры в жизни ребенка.

консультация для родителей...

Консультация "Роль игры в жизни ребенка - играем вместе с ребенком"

Консультация для родителей "Роль игры в жизни ребенка - играем вместе с ребенком"...

Родительское собрание в первой младшей группе "Умные игры или роль игры в жизни ребенка"

Цель: подвести родителей к осознанию важности игры в жизни ребенка. Задачи:1. Сформировать представление о том, что игра для ребенка дошкольного возраста является ведущей деятельностью.2. Да...