Мастер класс для педагогов "Использование мнемотехники в развитии речи"
консультация

Князева Юлия Фёдоровна

Мастер класс для педагогов "Использование мнемотехники в развитии речи"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Мастер класс для воспитателей ДОУ

«Использование мнемотехники в развитии речи детей».

Цель: ознакомление педагогов  и родителей с методом мнемотехники как способом развития речи, памяти и мышления дошкольников, обеспечивающего эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации.

Задачи:

1. Развивать умение понимать и рассказывать текст с помощью графической аналогии.

2. Развивать у детей умственную активность, сообразительность, наблюдательность, умение сравнивать, выделять существенные признаки.

3. Развивать у детей психические процессы: мышление, внимание, воображение, память.

4. Содействовать решению изобретательских задач сказочного, игрового, экологического, этического характера.

5. Обучать детей правильному звукопроизношению.

6. Воспитывать у детей потребность в речевом общении для лучшей адаптации в современном обществе.

Ход мастер-класса

Здравствуйте, уважаемые гости  мастер класса. Сегодня я попытаюсь раскрыть понятия «Мнемотехника» и «Мнемотаблица», познакомлю вас с этапами работы и покажу различные варианты использования мнемотаблиц.

Педагоги от родителей часто слышат такие слова – «У нас стихи не запоминаются!!! Не может быстро запомнить текст, путается в строчках, переставляет слова местами».

Дело в том, что в основном у детей развита зрительная память, редко когда у детей развита слуховая память, поэтому нам необходимо найти такие приемы, которые бы развивали детскую память.

Так что же такое Мнемотехника?

Мнемотехника — совокупность специальных приёмов и способов, облегчающих запоминание нужной информации  путём образования ассоциаций  (связей). Вспомните всем известную детскую азбуку: рядом с изображением буквы обязательно присутствует яркая картинка. И это не просто красочная иллюстрация, украшающая скучную книжную страницу. Это обучающий прием, заимствованный из так называемой мнемотехники - интересного и несложного механизма запоминания. Считается, что появился он еще в VI веке до н. э., и был назван в честь древнегреческой богини Мнемозины – покровительницы памяти.

Суть метода в том, что:

  1. Информация привязывается к зрительному образу, эмоциям, звукам и даже запахам.
  2. При этом в мозг человека одновременно поступают сигналы сразу с нескольких анализаторов: слухового, зрительного, тактильного.
  3. Они объединяются, создавая сложные нейронные связи, что облегчает процесс запоминания, сохранения и воспроизведения информации.
  4. Достаточно человеку припомнить один из образов ассоциативного ряда, как мозг воспроизведет все остальные, связанные с ним.

Давайте с вами поиграем в игру «Ассоциации».

Правила такие: я говорю слово, следующий говорит свою ассоциацию на него, далее ассоциацию на предыдущие слово и т.д.

Слово «Солнце»

Молодцы!

Как любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному. Необходимо начинать работу с простейших мнемоквадратов.

  Мнемоквадрат – это отдельный схематичный рисунок с определенной информацией.

  • На начальном этапе применяем понятные и яркие одиночные картинки, четко озвучивая название изображенного предмета: «Посмотрите, детки, это дерево». Затем произносим слово по слогам и предлагаем ребятам несколько раз повторить его вслух. Таким образом, опираясь на наглядность, мы расширяем словарный запас, развиваем фонематический слух и учим правильному произношению. Закрепить полученные знания можно при помощи игры «Подскажи мне слово»: взрослые показывают картинку и просят детей напомнить её название. 
  • Следующий шаг – формирование лексикона малыша, путем знакомства с признаками предметов. Теперь с картинкой соотносим не отдельные слова, а их сочетания: дерево высокое, ветвистое, зеленое.
  • Далее знакомим детей с глаголами и учим составлять элементарные предложения: дерево растет, шумит, покрывается листьями.

Когда дети немного освоятся и начнут понимать принцип работы с мнемоквадратами, постепенно переходим от конкретных картинок к символам. Например, так можно схематично изобразить дерево или дождь: Соотнести в сознании детей изображение предмета с его символом специалисты рекомендуют при помощи игры «Найди пару».

Мнемодорожка – это таблица из 3–4 мнемоквадратов, расположенных линейно. Объединенных общим смыслом. С опорой на такую наглядность можно составить предложение или небольшой текст из 3–4 простых фраз.

При помощи этого пособия:

  • расширяем словарный запас малыша, обогащая его разными частями речи;
  • облегчаем запоминание последовательности действий.
  • учим строить предложения

Начать работу с мнемодорожкой нужно с рассматривания каждого отдельного изображения, входящего в её состав. Например: Кто это? Где живет мышка? (В норке). Что любит кушать? (Сыр). Кого боится? (Кошки).

После подготовительной работы объединяем все изображения в мнемодорожку.
В итоге получился небольшой рассказ: «Это мышка. Она живет в норке. Мышка любит кушать сыр. Она боится кошки». Сначала его произносит взрослый, акцентируя на связь каждой фразы с отдельной картинкой.

На следующем этапе усложняем задание, меняя конкретные изображения на условные обозначения. Например, как описать любимую игрушку, используя следующую мнемодорожку? Дети должны уяснить, что каждому значку здесь соответствует отдельная категория описания:

  • как называется игрушка;
  • её цвет;
  • форма;
  • размер;
  • за что ты ее любишь?

Если малыш теряется и не может сразу подобрать нужные слова, даем дополнительную подсказку, «разложив» каждый знак на отдельные категории. В итоге получится короткое описание: «Моя любимая игрушка – мяч. Он красный с синей полосой, круглой формы. Мячик маленький. С ним весело играть».

Игра «Фрукты овощи»

–На примере такой схемы я предлагаю вам поиграть, вы загадываете любой овощ или фрукт и, опираясь на схему, нам про него рассказываете.

Что это?

Цвет?

Форма?

Вкус?

Где растет? Какой на ощупь? Что можно приготовить?

В старшей и подготовительной группе самое время перейти к использованию мнемотаблиц.

Мнемотаблица - это дорожка с информационными квадратами расположенные в несколько рядов, каждый из которых обозначает начало нового предложения.

Количество мнемоквадратов, входящих в таблицу – от 4 до 9; здесь могут быть зашифрованы информационные тексты, загадки, сказки, стихи.

    Сейчас я предлагаю Вам  составить  мнемотаблицы  для разучивания стихотворения по предложенному тексту.  Перед Вами листы бумаги и стихотворный текст (участники мастер-класса заполняют ячейки таблицы картинками).  (Приложение 1.)

C:\Личное\Заведующей отчёт 2020\отчет ноябрь 2018 проверить\Отчёт за конкурс 2018\Мастер-класс для педагогов\Приложение 1..JPG

- В руки овощи берем

-Овощи на стол кладем

-Лук//морковка//кабачок.

-Помидор//горох//лучок.

– Я думаю, что все игры с мнемотаблицами, которые показала вам сегодня, Вам пригодятся и так же понравятся вашим детям. Этот приём запоминания может пригодиться не только детям, но и Вам самим. Вы только попробуйте и сами увидите результат! Спасибо за внимание. (Приложение 2.)

C:\Личное\Заведующей отчёт 2020\отчет ноябрь 2018 проверить\Отчёт за конкурс 2018\Мастер-класс для педагогов\Приложение 2..JPG