Проект "Занимательные финансы"
проект (старшая группа)

Алексеева Лилия Назыржановна

          Представленный проект поможет детям понять, как зарабатываются деньги, что такое семейный бюджет, почему он ограничен и как сделать так, чтобы преумножить достаток. Проект предусматривает тесный контакт между детьми, воспитателями и родителями, что облегчает восприятие детьми нового материала. Проект разработан в соответствии с принципами, определенными Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования и ориентирован на практическое выполнение целей, задач и основных направлений Стратегии повышения финансовой грамотности населения в Российской Федерации, касающихся дошкольного образования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt.doc274 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Ромашка»

Образовательный (методический) проект

по формированию основ финансовой грамотности у старших дошкольников

«Занимательные финансы»

                                                                                               

Алексеева Л.Н.

воспитатель

        

г. Советский

2021 г.

Паспорт проекта

Наименование проекта

Проект по формированию основ финансовой грамотности у старших дошкольников «Занимательные финансы»

Вид проекта

Образовательный (методический), долгосрочный, групповой.

Наименование организации

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Ромашка».

Адрес организации

г. Советский, ул. Трассовиков д. 10б.

Телефон

8 (34675) 3-44-07; 3-59-70.

Руководитель проекта

Ильина Светлана Романовна, заведующий МАДОУ «Детский сад «Ромашка»

Автор проекта

Алексеева Лилия Назыржановна, воспитатель

Описание проекта

Основания для разработки проекта

  • Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  • Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (утвержден Приказом Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013 г. № 1155);
  • Распоряжение Правительства РФ от 25 сентября 2017 г. № 2039-р «Об утверждении Стратегии повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017 - 2023 гг.»;
  • Распоряжение Правительства ХМАО-Югры от 7 сентября 2018 года N 449-рп

«О Координационном совете по повышению финансовой грамотности населения Ханты-Мансийского автономного округа – Югры»;

  • Методические рекомендации для педагогических работников по реализации основной образовательной программы дошкольного образования в части экономического воспитания дошкольников.

Цель проекта

Формирование у детей старшего дошкольного возраста первичных элементарных экономических представлений; обобщение знаний о потребностях человека. 

Задачи проекта

Образовательные:

- Закрепить названия основных потребностей человека, уточнить от чего они зависят.  

- Продолжать учить детей решать проблемные ситуации, связанные с финансовой стороной и аргументировать свои ответы.

- Подвести к пониманию того, что человек не может иметь все, что хочет.

Развивающие:  

- Способствовать развитию внимания, логического мышления, связной речи.

- Способствовать формированию коммуникативных и социальных компетентностей.    

Воспитательные:

- Способствовать воспитанию нравственных качеств.  

- Воспитание социально - личностных качеств и ценностных ориентиров, необходимых для рационального поведения в сфере экономики.

Этапы и сроки реализации проекта

Сроки реализации проекта сентябрь 2020 г. – май 2022 г.

I этап – Организационный: (сентябрь – октябрь 2020 г.)

- изучение справочной, методической, энциклопедической литературы, сбор материала необходимого для реализации цели проекта.

- информирование родителей о планировании работы с детьми по проекту «Занимательные финансы»

- подбор художественной литературы для детей по выбранной тематике.

- подбор необходимого оборудования и пособий для практического обогащения проекта.

- создание развивающей предметно - пространственной среды по теме.

II этап – Практический: (апрель 2021 г.)

- реализация проектных мероприятий в форме совместной деятельности воспитателя с детьми. Это использование раздаточного материала в соответствии с темой проекта, изготовление пособий для занятий и атрибутов для игр;

- чтение художественной литературы, презентаций, беседы, экскурсии, дидактические игры, художественное творчество, решение проблемных ситуаций, сюжетно - ролевые игры, игровые ситуации, продуктивная деятельность.

- участие родителей в работе по экономическому воспитанию детей.

III этап – Заключительный: (май 2022 г.)

- Непосредственно образовательная деятельность.

- Подведение итогов реализации проекта. 

Ожидаемые результаты

Для детей:

  • дошкольники получат представление о важности труда и мире профессий, торговле и семейном бюджете, доходах и расходах, деньгах России и других стран;
  • научатся объективно оценивать рекламу и отличать свои реальные потребности от «навязанных»;
  • приобретут первичных навыков рационального распределения доходов семьи;
  • усвоят следующие вопросы: как сберегаются деньги, как научиться принимать правильные финансовые решения;
  • получат навыки ответственного отношения к финансовым обязательствам.

Для родителей:

  • участие родителей в совместной продуктивной деятельности;
  • повышение педагогической культуры родителей в проблеме взаимодействия с детьми по экономическим вопросам.

Для педагогов:

  • повышение компетентности в вопросах формирования и развития финансовой грамотности у дошкольников;
  • повышение уровня взаимодействия в педагогическом коллективе.

Результаты реализации проекта

• Понимать, что расходы семьи не должны быть расточительными и что ребенок может, будучи экономным, их уменьшить.                                                                                       • Осознавать, что сбережения семьи – это денежные средства, которые могут остаться, если разумно расходовать свои доходы, и могут быть использованы для отдыха всей семьей или приобретения необходимых, вещей.                                                         • Контролировать ответственность за свои поступки, которые могут положительно или отрицательно сказаться на экономическом положении семьи и его самого.                      

• Понимать, что реклама может помочь, если она правдива, и напротив, навредить, бюджету семьи и здоровью человека.

Критерии успеха проекта

• Дети используют в сюжетно-ролевых играх понятия деньги, цена, товар.                                                • Бережно относятся к своим вещам, игрушкам, книгам.                                                                 • При коммуникативном общении со сверстниками и взрослыми рассказывают, обсуждают ситуации, когда вследствие экономии денежных средств семейного бюджета были сделаны более важные приобретения, в том числе организован семейный отдых.                                                                                                                                    • В беседе дают оценку товару, представленному в рекламных роликах.              Перспективность применения образовательного  проекта в педагогической практике заключается в том, что он дает возможность проведения сравнения,  обобщения и умения делать выводы, творческого мышления, логики познания, совместной познавательно-поисковой и исследовательской деятельности, коммуникативных и рефлексивных навыков и многое другое, что является составляющими успешной личности.

Пояснительная записка

             

     Финансовое просвещение и экономическое воспитание - сравнительно новое направление в дошкольной педагогике. Особенно активно финансовая грамотность и формирование здорового отношения к деньгам стали включаются в систему дошкольного образования после принятия национальной Стратегии повышения финансовой грамотности населения в Российской Федерации на 2017 - 2023 годы. Целью настоящей Стратегии является создание основ для формирования финансово грамотного поведения населения. Для эффективной организации деятельности по решению обозначенной цели Стратегии педагоги дошкольных учреждений обеспечивают актуализацию и внедрение элементов финансовой грамотности в образовательные программы образовательных организаций.  

     Детей, точно так же, как и взрослых, волнуют финансовые вопросы. Они хотят знать, откуда берутся деньги, одежда и еда, почему родители не всегда могут купить желаемую игрушку и отправиться в отпуск. Практика показала: чем раньше дети узнают о роли денег в жизни человека, тем быстрее формируются полезные финансовые привычки, которые помогают избежать многих ошибок по мере взросления и приобретения финансовой самостоятельности, а также заложить основу финансовой безопасности и благополучия на протяжении всей жизни.

        Процесс познания экономики не прост для дошкольника. Пониманию многих экономических явлений, развитию познавательного интереса к экономике, созданию положительной мотивации к ее изучению в значительной степени способствует игровая деятельность. При обучении детей экономической культуре на первый план ставится формирование нравственных понятий: честность, законопослушность, обязательность, умение подчинять свои желания имеющимся возможностям и др. В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом главной целью и результатом образования является развитие личности. Формирование финансовой грамотности приближает дошкольника к реальной жизни, пробуждает экономическое мышление, позволяет приобрести качества, присущие настоящей личности. В дошкольном возрасте закладываются не только основы финансовой грамотности, но и стимулы к познанию и образованию на протяжении всей жизни.

          Представленный проект поможет детям понять, как зарабатываются деньги, что такое семейный бюджет, почему он ограничен и как сделать так, чтобы преумножить достаток. Проект предусматривает тесный контакт между детьми, воспитателями и родителями, что облегчает восприятие детьми нового материала. Проект разработан в соответствии с принципами, определенными Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования и ориентирован на практическое выполнение целей, задач и основных направлений Стратегии повышения финансовой грамотности населения в Российской Федерации, касающихся дошкольного образования.

        Содержание проекта предполагает организацию деятельности детей старшего дошкольного возраста по освоению основных экономических понятий и формированию здорового отношения к деньгам в занимательной и игровой форме.

Данный проект реализуется с воспитанниками подготовительной к школе группы с тяжелыми нарушениями речи «Ручеек».

Постановка проблемы.

Нехватка методической, энциклопедической и художественной литературы для детей по выбранной тематике. Отсутствие необходимого оборудования и игровых пособий для практического обогащения опыта детей по финансовой грамотности потребовали разработки данного проекта и создания своими руками интерактивного игрового пособия - лэпбук.

Актуальность проекта. Проблема внедрения экономического воспитания в существующие образовательные программы дошкольных образовательных учреждений остается актуальной, так как на данный момент реализуется второй этап Стратегии повышения финансовой грамотности населения в Российской Федерации, который предусматривает активное финансовое просвещение обучающихся на разных уровнях образования.

Задача воспитателя детского сада - преподнести элементарные финансовые понятия в максимально доступной и увлекательной форме. А самой увлекательной и ведущей деятельностью ребенка-дошкольника является игра. Таким образом, актуальность проекта в том, чтобы за счет использования тематической игровой интерактивной папки максимально полно поддерживать интерес детей к экономической деятельности, оптимизировать их интеллектуальную нагрузку.

Новизна.

Содержание проекта, в соответствии с ФГОС ДО, обеспечивает развитие личности, мотивации, способностей детей в различных видах деятельности по вопросам финансовой грамотности и охватывает все направления развития и образования детей: социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие.

Цель: формирование у детей старшего дошкольного возраста первичных элементарных экономических представлений; обобщение знаний о потребностях человека.                                                                                                                 

Задачи.

Образовательные:

- Закрепить названия основных потребностей человека, уточнить от чего они зависят.  Активизировать словарь   новыми финансовыми терминами.

 - Продолжать учить детей решать проблемные ситуации, связанные с финансовой стороной и аргументировать свои ответы.

- Подвести к пониманию того, что человек не может иметь все, что хочет.

Развивающие:  

- Способствовать развитию внимания, логического мышления, связной речи.

- Способствовать формированию коммуникативных и социальных компетентностей.    

Воспитательные:

- Способствовать воспитанию нравственных качеств.  

- Воспитание социально - личностных качеств и ценностных ориентиров, необходимых для рационального поведения в сфере экономики.

Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста (5 - 7 лет); воспитатели группы; родители.

Практическая значимость.

       С миром экономики дети знакомятся в детском саду в старшем дошкольном возрасте, именно в это время педагогу следует заняться разработкой лэпбука на данную тему. На занятиях по познанию окружающего мира ребята получают элементарные понятия о потребностях, доходах и расходах семьи, товарах и услугах, узнают, что представляют собой деньги, реклама. Между тем намного раньше финансовая сторона жизни затрагивается в детских сюжетно-ролевых играх: ведь ещё в младшей группе все дети играют в магазин, кафе, парикмахерскую, то есть примеряют на себя роли продавца и покупателя.

Лэпбук по финансовой грамотности дает отличную возможность детям в виде игры научиться азам экономики с детства. Лэпбук является одним из методов игровой технологии. Задача лэпбука преподнести элементарные финансовые понятия в максимально доступной и увлекательной форме. Преимуществом для дошкольников и педагогов является интерактивность лэпбука. Ребёнок взаимодействует с папкой, а не просто рассматривает её. Действенное участие намного увеличивает интерес к пособию. Особенно важно это для детей - кинестетиков. Вторая особенность лепбука - тематичность. Собрать в небольшой папке информацию по разным темам сложно, детям будет трудно усвоить и понять её, поэтому лэпбуки обычно посвящают одной теме. Таким образом, лэпбук представляет собой тематическую интерактивную папку (книгу), содержащую систематизированную и разнообразно оформленную информацию.

Лэпбук - содержательный элемент развивающей предметно-пространственной среды группы, может использоваться в проведении занятий с группой детей, а также индивидуально. Удобен в использовании, имеет привлекательный дизайн, соответствует требованиям ФГОС ДО:

- Насыщенность - это сборник тематических заданий по финансовой грамотности, наличие наборных полотен и кармашков обеспечивает достаточную заполняемость лэпбука по темам.                                                        

- Трансформируемость - возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов.

 - Безопасность - соответствует всем элементам и требованиям по обеспечению надёжности и безопасности их использования.

 -  Вариативность - свобода выбора разнообразных материалов; - наличие кармашков дает возможность периодической сменяемости материалов, стимулирующих разнообразную детскую активность в обучении финансовой грамотности.

– Доступность - все дети имеют свободный доступ к лэпбуку.    

Ожидаемые результаты

В результате выполнения проекта предполагается:

Для детей:

  • дошкольники получат представление о важности труда и мире профессий, торговле и семейном бюджете, доходах и расходах, деньгах России и других стран;
  • научатся объективно оценивать рекламу и отличать свои реальные потребности от «навязанных»;
  •  приобретут первичных навыков рационального распределения доходов семьи;
  • усвоят следующие вопросы: как сберегаются деньги, как научиться принимать правильные финансовые решения;
  • получат навыки ответственного отношения к финансовым обязательствам.

Для родителей:

  • участие родителей в совместной продуктивной деятельности;
  • повышение педагогической культуры родителей в проблеме взаимодействия с детьми по экономическим вопросам.

Для педагогов:

  • повышение компетентности в вопросах формирования и развития финансовой грамотности у дошкольников;
  • повышение уровня взаимодействия в педагогическом коллективе.

Наиболее важный эффект, который ожидаем от реализации данного проекта - это взаимодействие детей и родителей в сфере личных финансов. На занятиях в игровой форме, через интересный и познавательный сюжет дети знакомятся со сложными финансовыми понятиями, а дома вместе с родителями выполняют задания по финансовой грамотности.

Игровая технология – это группа методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр, которая стимулирует познавательную активность детей, «провоцирует» их самостоятельно искать ответы на возникающие вопросы, позволяет использовать жизненный опыт детей, включая их обыденные представления о финансах.

Реализация в образовательном процессе игровых технологий опирается на следующие дидактические принципы:

  1. В игре взрослый работает наравне с детьми, выполняя одну из игровых ролей.
  2. Игра стимулирует познавательную активность детей, вызывает желание самостоятельно искать ответы на возникающие вопросы.
  3. Игровой процесс допускает разные варианты, он не может быть детально спрогнозирован, поэтому требует от педагога гибкости мышления и готовности вместе с детьми проходить образовательный путь.

           Для детей дошкольного возраста характерны яркость и непосредственность восприятия, легкость вхождения в образы. Поэтому дошкольники легко вовлекаются в игровую деятельность.

          Игровая технология строится как целостное образование, охватывающее определенную часть образовательного процесса и объединенное общим содержанием, сюжетом, персонажем. Разрабатывать игровые технологии из отдельных игр и элементов – это забота каждого педагога.

Проектная деятельность - позволяет детям самостоятельно или совместно с взрослыми открывать новый практический опыт, добывать его экспериментальным, поисковым путем, анализировать его и преобразовывать. С помощью проектов дошкольники осваивают новые понятия и представления о мире личных и семейных финансов. Примерные темы проектов, позволяющих формировать основы финансовой грамотности дошкольника: «Трудиться полезно и почетно», «Наше богатство – формируем представление об истинных ценностях и богатстве человека».

Ситуационные задачи – обучение на примере разбора конкретной ситуации. Эта технология лучше других методов учит решать возникающие проблемы с учетом конкретных условий и фактической финансовой информации. Развитие ребенка-дошкольника предполагает организацию включения его в череду разнообразных, меняющихся ситуаций, которые позволяют узнавать что-то новое о людях, семье, обществе, мире экономики и финансов. Ребенок учится предвидеть последствия собственного поведения, анализировать причины того или иного развития событий. Усложняясь, такие ситуации, как правило, позволяют активизировать у ребенка познавательный интерес, а также сформировать определенный опыт. Образовательные ситуации можно разделить на следующие виды: ситуации морального выбора; ситуации общения и взаимодействия; проблемные ситуации; игровые ситуации; практические ситуации по интересам детей и др.

Мастерская - в первую очередь является формой организации продуктивной деятельности, однако в силу ярко выраженного интегративного характера позволяет развивать двигательную (мелкую моторику, социально-коммуникативную, познавательно-исследовательскую, трудовую деятельность, речевое и физическое развитие. Такая работа может стать более эффективной, если привлекать к участию в ней родителей.                                                                        Викторины и конкурсы - можно рассматривать как своеобразные формы познавательной деятельности с использованием информационно-развлекательного содержания. Происходит интеграция образовательных областей: художественно-эстетическое развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое и физическое развитие. Примерами викторины могут быть: «Разумные траты сказочных героев», «Угадай профессию», «Угадай вид труда» Театрализованные интерактивные мини-постановки - (обучающие сказки) имеют особое значение для социализации и развития дошкольника. Эта форма может успешно использоваться для закрепления пройденных понятий: работать и зарабатывать, деньги, желания и потребности, тратить, расходовать, экономить, беречь, откладывать, копить, сберегать, план, планировать, занимать, долг и пр. Участие детей в театрализованных постановках позволяет осуществлять образование и развитие по всем направлениям: социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое и физическое.              

Моделирование - Одним из наиболее перспективных методов освоения финансовой грамотности является моделирование, поскольку мышление старшего дошкольника отличается предметной образностью и наглядной конкретности.

Таблица 1

Перспективное планирование образовательной работы по финансовой грамотности у старших дошкольников в игровой деятельности

 Месяц

Тема

Задачи

Сентябрь

Вводная беседа «Экономика и мы»

Чтение и обсуждение сказки А.С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке».

Познавательная беседа «Потребности. Какие они?».

Развитие речи и общения

«Мои потребности»

 

Дидактическая игра

«Кто как работает»

Дидактическая игра «Хочу и надо»

        

- Познакомить детей с понятиями «экономика», «золотое правило экономики»; формировать представление об экономических категориях; воспитывать вежливость, культуру общения.

- Расширить представление детей о главной проблеме экономики -  постоянно возрастающих потребностях человека и ограниченных возможностях для их удовлетворения; формировать отрицательное отношение к трусости, глупости и жадности; развивать память, мышление, речь; воспитывать отрицательное отношение к жадности.

- Учить ребят различать виды потребностей; устанавливать взаимосвязь между потребностями и возможностями; воспитывать отрицательное отношение к корыстолюбию и жадности.

- Закрепить представление детей о жизненно важных потребностях человека; воспитывать честность, целеустремлённость.

- Расширить

представление о том, что в сказке по - разному приобретают богатство: одни трудятся, а другие стремятся порой неблаговидными делами получить большие деньги.

- Познакомить детей с многообразием потребностей и ограниченными возможностями. Научить определять разницу между «хочу» и «надо»  

Воспитывать уважение и привязанность к добрым и трудолюбивым героям сказок.

Месяц

Тема

Задачи

Октябрь

Чтение и инсценировка русской народной сказки «Сивка-бурка».

 

Карточки «Деньги мира»

Карточками «Деньги России»

Дидактическая игра «Разрезные картинки» (монеты и купюры разных стран).        

Раскраски «Раскрась или нарисуй свои монеты»

- Формировать представления о взаимосвязи потребностей и возможностей, учить с помощью мимики и пантомимики передавать характерные черты героев сказки; развивать память, мышление, речь; воспитывать настойчивость, стремление добиваться успеха в любом деле.

- Познакомить детей с деньгами разных стран.

- Раскрыть сущность понятия «деньги», «монета», «банкнота», «пластиковая карта»; наличные и безналичные деньги; закрепить знания детей о внешнем виде современных денег.

- Продолжать учить детей складывать из частей целое.  

- Развитие мелкой моторики, внимания, памяти, усидчивости, аккуратности и самостоятельности. Закрепление знаний цвета, формы, цифры.

Месяц

Тема

Задачи

Ноябрь

Драматизация русской народной сказки «Лисичка со скалочкой» (с использованием теневого театра).

Дидактическая игра

«Отгадай товар»

Дидактическая игра

«Современный город»

Загадки

«Товары, услуги, реклама»

- Помочь понять суть натурального обмена (бартера); формировать у детей - дошкольников отрицательное отношение к обману, излишней доверчивости; ввести в словарь детей такие экономические понятия, как: «бартер», «натуральный обмен».

- Закрепить знания детей о телевизионной рекламе, обогащать их словарь. Основные экономические категории: реклама, товар, продукт, качество.

- Закрепить представления детей об истории возникновения рекламы.  Основные экономические категории: реклама, услуги, товар, вывеска.

- Развитие памяти, внимания, коммуникативных навыков. Умение классифицировать товар по характерным признакам. Основные экономические категории: реклама, объявления.

Месяц

Тема

Задачи

Декабрь

Дизайн «Реклама товара»

Дидактическая игра

«Угадай, что рекламируют»

- Раскрыть смысл предназначения рекламы, механизм её создания; развивать конструктивные способности, умение работать с различным материалом; воспитывать аккуратность, эстетический вкус.

- Закрепить знания детей о понятии «реклама»; активизировать словарь детей, учить их работать в коллективе. Основные экономические категории: реклама, услуги, товар.

Дидактическая игра

«Дерево объявлений»

-  Показать детям основные различия понятий реклама» и «объявления».

Дидактическая игра

«Чья реклама лучше»

- Учить детей создавать рекламу для любого продукта, подводить детей к правилам честной, справедливой игры, умению проигрывать, не обижаясь на партнера. Основные экономические категории: реклама, рекламный агент.

Месяц

Тема

Задачи

Январь

Познавательная беседа

«В гостях у семьи экономистов».

Сюжетно-ролевая игра «Торговый центр»

Игра «Размен»

- Познакомить с понятием «семейный бюджет»; уточнить представления о правилах ведения домашнего хозяйства; развивать любознательность, исследовательские способности; воспитывать бережное отношение к семейному бюджету, уважение к труду.

- Закрепить представление детей об ограниченности ресурсов, связать это с семейным бюджетом, который тоже ограничен; формировать навыки и привычки культурного поведения, взаимодействия с миром вещей; ввести роли «товаровед», «расфасовщик товара», «рекламный агент»; воспитывать бережливость, толерантность.

- Формировать умение детей считать деньги.

Месяц

Тема

Задачи

Февраль

Чтение и обсуждение сказки «Колосок» с использованием проблемных ситуаций и вопросов.

Игровой тематический комплекс «Юный бизнесмен»

- Формировать представление о последовательности выполнения той или иной трудовой деятельности; показать взаимосвязь различных трудовых процессов, а также зависимость качества продукции от добросовестного отношения к работе; развивать умение характеризовать и высказывать своё мнение о сказочных героях; воспитывать трудолюбие.

- Закрепить у детей знания ранее изученного материала; ввести в словарь новые понятия: «рыночные отношения», «бизнес», «договор».

Месяц

Тема

Задачи

Март

Ролевая игра

«Агентство недвижимости»

Игра на липучках

«Юный финансист»

- Познакомить воспитанников с работой агентства по недвижимости и профессией риелтора; развивать коммуникативные способности, творчество, фантазию детей; воспитывать умение согласовывать свои действия друг с другом.

- Продолжать знакомить с основными финансово - экономическими категориями (прибыль, долг, начальный капитал). Закрепить ранее полученные знания по вопросам финансовой грамотности и экономике.

Месяц

Тема

Задачи

Апрель

Беседа с использованием мультимедиа

 «Как выращивают хлеб»

Экономические загадки

-Расширить и конкретизировать знания о процессе выращивания и изготовления хлеба; совершенствовать грамматический строй речи, расширять словарный запас; воспитывать чувство уважения к труду людей, бережное отношение к хлебу.

- Способствовать формированию основ финансовой грамотности. При помощи загадок у детей развивается находчивость, сообразительность, быстрота реакции, умственная активность, самостоятельность.

Месяц

Тема

Задачи

Май

Викторина (по итогам года)


Непосредственно образовательная деятельность (итоговое занятие)

«Приключения Знайки и Незнайки»

- Выявить уровень представлений детей о сущности экономических понятий, изученных в течение года; развивать сообразительность; воспитывать интерес к экономике, трудолюбие.

- Выявить у детей старшего дошкольного возраста первичные элементарные экономические представления; обобщить знания о потребностях человека. Повторить понятие «потребности человека»;

Закрепить названия основных потребностей и что к ним относится; Закрепить умение решать проблемные ситуации, аргументировать свои ответы, активизировать словарь.

      Таким образом, представленный перспективный план может выступить основой образовательной работы с детьми старшего дошкольного возраста по их приобщению к финансовой грамотности. Он отражает постепенное усложнение содержания, технологических методов и приемов педагога и форм организации режимных процессов с детьми 5 – 7 лет.

             Использование игровых технологий открывает большие педагогические возможности в приобщении старших дошкольников к основам финансовой грамотности.

Перечень основных направлений проекта

Оснащение предметно-развивающей среды группы детского сада:

  • Методическое пособие.
  • Подборка дидактических игр.

Методическая копилка:

  • Составить перспективный план работы по основам финансовой грамотности у старших дошкольников.
  • Разработать конспекты занятий по основам финансовой грамотности.
  • Сценарии развлечений и досугов.

Особенности взаимодействия с семьями воспитанников

Работа по экономическому воспитанию дошкольников невозможна без участия родителей, их заинтересованности, понимания важности проблемы. Семья играет ведущую роль в становлении личности ребенка-дошкольника. Именно в семье благодаря ощущению «живой человеческой среды» и на основе наблюдаемых форм поведения взрослых ребенок приобретает первый социокультурный экономический опыт. Поэтому решение задач воспитания личности возможно только в тесном сотрудничестве педагог – ребенок – родитель. Свою работу по обучению детей финансовой грамотности я начала с опроса родителей. Результат анкетирования среди родителей показал, 78% считают, что нужно внедрять в образовательный процесс финансовое воспитание, 12 % считают, что эту тему детям преподавать рано.  Были проведены с родителями беседы, консультации, оформлен для них информационный уголок. Это позволило родителям повысить уровень знаний об использовании финансовой грамотности в условиях детского сада, использовать полученные детьми знания и умения на практике, в кругу семьи. Включение в образовательный процесс работы по формированию финансовой грамотности помогло родителям понять, что взаимопомощь семьи и детского сада необходимое условие для полной реализации возможности ребенка. Представила опыт по реализации образовательного проекта по финансовой грамотности на педагогическом совете в ДОУ. Прошла курс включая первичное и итоговое тестирование «Повышение финансовой грамотности «Дружи с финансами»                                  

Работа с родителями:

-Консультации и рекомендации для родителей. (Приложение 1)                                                           - Анкетирование по финансовой грамотности у детей дошкольного возраста. (Приложение 2)

- Изготовление атрибутов к игре.

Итоговое занятие: «Приключения Знайки и Незнайки» (Приложение 3)

Диагностика детей по данной теме. (Приложение 4)

Заключение.

После завершения первого года реализации проекта далее будет продолжено осуществление мероприятий по повышению уровня финансовой грамотности дошкольников в соответствии с показателями проведенного мониторинга.

 В дальнейшем можно организовать работу с детьми по следующим направлениям:

  • деньги «растут» если их хранить не в банке – копилке, а в Банке;
  • авторитетные качества человека–хозяина: бережливость, расчётливость, экономность, трудолюбие, но одновременно и щедрость, благородство, честность, умение сопереживать, милосердие, примеры меценатства, материальной взаимопомощи, поддержки;
  • правила поведения в реальных жизненных ситуациях.

Предложенный материал имеет практическую значимость и может заслуживать внимания педагогов и родителей детей, специалистов в качестве теоретической консультации (теория вопроса) и методического пособия, для работы по экономическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста.

Перспектива развития проекта заключается в написании методических рекомендаций для родителей и педагогов.

Способы трансляции опыта.

Распространение успешного педагогического опыта по проекту планируется посредством:

- участие в педагогических мероприятиях в рамках реализации годового плана ДОУ;

- участие в конкурсном движении различного уровня;

- размещение информации о реализации проекта в СМИ различного уровня, на сайте ДОУ и в сети Интернет.

Список литературы

1. Аменд А.Ф., Саламатов А.А. Формирование нравственных представлений дошкольников в процессе экономического воспитания // Детский сад от А до Я. 2003. №4. с.55.

2. Аношина Л.М. Экономическое воспитание старших дошкольников в процессе ознакомления с новыми профессиями // Детский сад от А до Я. 2003. №4. с.103.

3. Белокашина С.В. Экономика и дети. Пословицы и поговорки // Дошкольная педагогика. 2009. №7. с.8.

4. Дошкольникам об экономике: пособие для педагогов учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования / Е.Н. Табих. – Минск: Выш. шк., 2007. – 48 с.: ил.

5. Играем в экономику: комплексные занятия, сюжетно-ролевые игры и дидактические игры / авт.- сост. Л.Г. Киреева. – Волгоград: Учитель, 2008г. – 169 с.

6. Лушникова Е.В. Как мы играем в экономику //Воспитатель ДОУ «ТЦ СФЕРА» М.; 2008. № 11. с.75.

7. Смоленцева А.А. Введение в мир экономики. Как мы играем в экономику: Учебно-методическое пособие, - СПб.: «Детство – пресс», 2001. – 176с.

8. Смоленцева А.А. Знакомим дошкольника с азами экономики с помощью сказок. М.: АРКТИ, 2006. – 88 с.

9. Смоленцева А.А. Проблемно-игровая технология экономического образования дошкольников // Детский сад от А до Я.2003. №4. с.63.

10. Ягунова Н.М. Приобщение дошкольников к экономике в творческих видах деятельности // Детский сад от А до Я.2003. №4. с.128.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Азбука финансов" (обучение финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста)

Программа предназначена для обучения основам финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста....

Заметки для родителей "Дети и финансы"

Заметки для родителей "Дети и финансы"...

Игровое занятие «Путешествие в сказочную страну Финансов»

Технологическая картаПродолжительность занятия – 30 минутИгровое занятие Тема: «Путешествие в сказочную страну Финансов» Цель:  содействие финансовому просвещению и воспитан...

Как подружиться с финансами?

Как подружиться с финансами?...

Презентация к проекту Финансы поют романсы

Цель экономического воспитания - раскрыть ребенку, окружающий его предметный мир как мир духовных и материальных ценностей, как часть общечеловеческой культуры и в процессе познания научить соответств...

Квест-игра по Финансов грамотности в старшей группе "Путешествие в страну финансов"

Формирование первичных  экономических представлений и компетенций; правильное отношение к деньгам, способам их зарабатывания и разумному их использованию.Развивающие: развивать экономическое мышл...