Консультация для родителей и воспитателей "Играем в оркестре"
методическая разработка (средняя, старшая, подготовительная группа)

Наталья Петровна Орлова

Занятия в оркестре развивают музыкальные способ­ности детей (музыкальный слух, чув­ство ритма, музыкальную память), активи­зируют творческую самостоятельность, а это важно, так как многие обладают недостаточно развитыми музы­кальными способностями. Мы понимаем, что успехи музыкального развития до­школьников во многом зависят не только от музыкального руководителя, но и от воспитателя, который чаще общается с детьми, лучше знает каждого ребенка. Совместная работа музыкального руково­дителя и воспитателя помогает заполнить жизнь детей песнями, играми, музициро­ванием.

        В конце полугодия должна проводиться диагностика музыкальных способностей детей, музыкальные конкур­сы, концерты, утренники, выступления.

       1. Большое значение имеет начальный этап обучения, хотя на первый взгляд он кажется наиболее простым. Важно с первого занятия заинтересовать детей, вызвать у них желание научиться играть, например, сделать для них экскурс в историю возникновения и развития дет­ских музыкальных инструментов. Большой интерес в методике музыкального воспитания вызывают работы Н. Метлова, Н. Ветлугиной, К. Орфа (использование различных ритмических упражнений). Ста­раемся, чтобы первое занятие было похоже на праздник, на какое-то новое «открытие» в жизни ребёнка. Ведь не все инструменты знакомы им с детства, не все знают и слышали, что на них можно исполнять «настоящую» музыку. Например, звучит «Камаринская» П. Чайковского и дается задание подобрать инструмент к этой музыке, объяснить, почему именно его выбрали. Можно предложить импровизи­ровать на инструменте так, как хочется самому дошкольнику.

Интересно проходят занятия с использова­нием «природных» инструментов. При обучении хлопкам, шлепкам, притопам и т. д. необходимо понять, что «природные» инструменты можно использовать во время прогулки, в часы досуга, в индиви­дуальной работе с детьми. При обучении игре на «природных» инструментах можно воспользоваться упражнениями по методи­ке К. Орфа, а также подбирать песни для дошкольников с «раскрашиванием» мело­дии «природными» инструментами (песни, где есть паузы, и заполнить их хлопками, шлепками, притопами). Например, «Прыг да скок» (муз. В. Голикова,

сл. Г. Ладзгинь), «Тяв-тяв» (муз. В. Герчик, сл. Ю. Разумовского).

       2. Следующий этап обучения посвящен ударным «ритмическим» инструментам, тут же начинается и одновременное усвоение темы «Метроритм». Важно не только объяснить длительность звуков, но и сразу же закрепить теоретический материал, используя «природные» и «рит­мические» ударные инструменты, а также помочь детям при помощи стихов, песен вычленить основные ритмические блоки, сделать карточки с их изображени­ем и научить работать над воспроизведением несложных ритмических рисунков. Выполняются эти задания всей груп­пой или индивидуально на оценку.

        Следует сразу обратить внимание на технические приемы игры на ударных инструментах, различные способы звукоизвлечения. Например, при игре на бубне объяснить, что различные по силе и характеру звуки зависят от того, где (в центре или ближе к раме) и как сделать удар (пальцами, ладонью, кулаком). Кас­таньеты (парные) предполагают два спо­соба звукоизвлечения: первый — это удар «лепестками» о ладонь руки, второй — резкие встряхивания инструмента. На этих примерах удобно изложить тему «Динами­ческие оттенки» и объяснить значение темпа в музыке. Для более успешного усвоения музыкальной грамоты использу­ем ритмические диктанты, фланелеграф, карточки нотного лото из «Музыкального букваря» Н. Ветлугиной.

При организации ансамбля ложкарей следует вести схематическую нотную запись, например, на темы русских народных песен и помнить, что удары ложками могут быть в разных вариантах (по руке, по бедрам, по плечу, по коленям).

Наиболее распространенным инструмен­том в детском саду является металлофон. Но, к сожалению, он имеет ряд недостат­ков: звучит на октаву выше, не всегда держит строй и трудно сразу подстроить под него голос. Поэтому сначала начина­ем обучение на звуковысотных инстру­ментах, таких как детское пианино, рояль, электромузыкальные инструменты. Можно исполь­зовать яркие образные пьесы, например «Медведь» В. Ребикова, «Шарманка» Д. Шостаковича, «Музыкальная табакер­ка» А. Лядова, закрепляя на этих музыкальных примерах тему «Выразитель­ные средства музыки». Партия дошкольника в

таких ансамблях предельна проста: он воспроизводит равномерную ритмическую пульсацию на одном звуке (тонике или доминанте) правой или левой рукой, а иногда одновременно. Аккомпанемент при этом должен исполняться не очень громко, чтобы была слышна партия солиста. Здесь важно научить детей слушать себя, играя на инструменте, следить за качеством звука, динамикой, темпом, ритмом, постановкой руки.

При обучении игре на металлофоне делается упор на то, что он является «мелодическим» инструментом. Качество извлекаемого звука зависит от точности удара. Молоточек должен свободно лежать на указательном пальце и придерживаться большим. Первоначальное упражнение — научиться свободно держать и «раскачи­вать» молоточек, это дает возможность ощутить его массу.

Обучение игре на звуковысотных ин­струментах начинаем с подбора по слуху знакомых мелодий, так как дети дошколь­ного возраста не проходят нотной грамо­ты. Исследования доктора психологиче­ских наук

К. Тарасовой, которые даны в ее монографии «Онтогенез музыкальных способностей», показали, что осознанное усвоение музыкальной грамоты — трудная задача даже для детей подготовительной к школе группы. Следовательно, и детей нужно сначала учить подбирать по слуху, т. е. подбор по слуху будет являться пропедевтическим этапом к подготовке и освоению нотной грамоты. Опыт работы подтвердил эти исследования. Дети лучше начинают слышать и определять движение мелодии, свободно ориентиро­ваться в звуках первой октавы, транспо­нировать простые песенки и попевки. Начинается подбор по слуху с попевок из «Музыкального букваря» Н. Ветлугиной, народных песенок и попевок.

При обучении игре на различных звуко­высотных инструментах используем мето­дику кандидата педагогических наук М. Трубниковой, которая предполагает после­довательное прохождение 3 ступеней ста­новления игры по слуху: ориентировочно-тембровую, ритмическую и мелодическую. Мелодическая ступень позволяет студен­там усвоить эталоны музыкальных интона­ций и в короткий срок овладеть игрой на различных звуковысотных инструментах. Важно объяснить, что в народной и автор­ской музыке есть яркие музыкальные ин­тонации или, как говорил В. Асафьев, «зерна интонации», которые несут в себе главным образом выразительные начала. Первым  «зерном  интонаций»  предлагаем нисходящую терцию. Учимся слышать ее, находить в мелодиях детских песен («Спите, куклы» Е. Тиличеевой; «Елочка» М. Красева; «Кап-кап», румынская народ­ная песня в обработке Т. Попатенко; «Тихий вечер» С. Урбаха и т. д.). Усваивая интервал, дети старшей и подготовительной группы начинают свободно играть его, слышать, играть от различных звуков. Затем идет постепенное освоение мажорного тетрахорда, пентахорда, гаммы до-мажор. Для исполнения пользуемся ре­пертуаром детских песенок и пьес, таких как «Скакалочка» А. Филиппенко, «До, ре, ми, фа, соль» А. Островского, песни оренбургского композитора В. Кондратен­ко «Зайка», «Я играю на пианино», «Мой тепловоз» и др.

Большое значение при обучении игре на детских музыкальных инструментах уделя­ется репертуару. Кроме тех пьес, которые напечатаны в сборниках, много аранжиро­вок делают и сами музыкальные руководители. Подбираем пьесы в удобной тональ­ности или делаем транспонирование. Методика разбора пьесы для игры по нотам следующая: разбираем ноты, про­хлопываем ритмический рисунок, поем по нотам с тактированием, затем поем по нотам с подыгрыванием на любом из звуковысотных инструментов. Чаще всего осваиваемые инструменты ведут мелоди­ческую линию, а фортепиано — аккомпа­немент. Параллельно с этим осуществля­ется углубленное изучение темы по музыкальной грамоте «Звуковысотность».

После освоения звуковысотных мело­дических инструментов идет закрепление всего материала и игра в ансамбле. На этом этапе могут быть не очень сложные пьесы. Например, «Наш ор­кестр» Е. Тиличеевой, вариации на тему русских народных песен в обработке Осмаловской и, конечно же, собствен­ные аранжировки пьес («Прыгалка» Л. Абелян, «Песенка поросят» Д. Уотта, «Прыг да скок» В. Голикова, «Про сверч­ка» И. Морозова и др.).

       3.  Следующий этап — более сложный. Он связан с обучением игре на клавишно-язычковых инструментах (аккордеон, баян), духовых и струнных инструментах. На первом занятии показываются тембро­вые возможности аккордеона, рассказыва­ется история его возникновения и разви­тия, исполняются произведения различ­ных жанров. Занятия проходят индивиду­ально по 10—15 минут с каждым дошкольником, укладываясь в общее количество времени. Затем учим новые несложные пьесы правой рукой. Обычно в детском оркестре аккордеон либо играет длинные педальные звуки, либо ведет мелодическую линию. Конечно, на завер­шающем этапе, при игре в полном составе оркестра, целесообразно поручать партию аккордеона ребёнку, уже хорошо играющему или воспитателю.

Большую трудность испытываем в обу­чении игре на духовых инструментах, так как эти инструменты лучше иметь каждо­му лично, они требуют бережного отно­шения и часто (например, триола) выхо­дят из строя. В оркестре эти инструменты играют или мелодию, или гармонические интервалы и аккорды. При обучении игре важно сразу обратить внимание на дыха­ние и подобрать подходящий репертуар. Используем при обучении на триоле упражнения из сборника С. Бублей «Детский оркестр», знакомые песни, по­певки. На струнных щипковых инстру­ментах осваиваем игру медиатором снача­ла знакомых песенок и попевок, затем пользуемся листами - трафаретами.

Игра в полном составе оркестра требует от музыкального руководителя умения и терпения. Большое значение имеет правильное рас­пределение партий в оркестре. Обычно ребёнок сам выбирает себе музыкальный инструмент.

Оркестр состоит из 8—12 человек, включает в себя следующие группы:

1)  духовая (триолы);

2)  ЭМИ («Гамма», «Анюта»);

3)  клавишно-язычковая группа (аккордеоны);

4)  клавишно-ударная (металлофоны ксилофоны);

5)  ударная группа (барабаны, бубны, треугольники, маракасы, колокольчики и др.).

Расположиться следует как в хоре: справа — низко звучащие инструменты слева — высоко звучащие. На первом плане клавишно-ударные (слева) и духовые (справа) или ЭМИ. На втором план ударные инструменты. Обязательное условие — инструменты одной группы располагаются вместе. На первых репетициях полном составе руководителю лучше и рать на аккордеоне или баяне, это позволяет видеть всех участников, помогать им по мере необходимости. Постепенно, усваивая пьесу, переходим к фортепианному сопровождению.

Для более четкого проведения занятий составляем календарно-тематический план.

Немаловажная роль в обучении игре на детских музыкальных инструментах отво­дится домашнему заданию. Они в основ­ном носят творческий характер. Напри­мер, подобрать и исполнить песню, используя «природные» инструменты; по­добрать песенки-попевки, где встречаются эталоны музыкальных интонаций; сочи­нить сопровождение к детским песням, играм, хороводам, используя ударные инструменты; подобрать репертуар для игры под фонограмму и переложить его для детского ансамбля.

        Воспитатели видят, какую радость доставляет детям игра на музыкальных инструментах, как они ждут этих занятий и готовятся к ним. А для наших детей это прежде всего хорошая система музыкального воспита­ния, которая способствует развитию их музыкальных и творческих способностей. Обязательное условие — зрелищное, яркое, запоминающееся выступление ор­кестра.

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Играем в оркестре

          Занятия в оркестре развивают музыкальные способности детей (музыкальный слух, чувство ритма, музыкальную память), активизируют творческую самостоятельность, а это важно, так как многие обладают недостаточно развитыми музыкальными способностями. Мы понимаем, что успехи музыкального развития дошкольников во многом зависят не только от музыкального руководителя, но и от воспитателя, который чаще общается с детьми, лучше знает каждого ребенка. Совместная работа музыкального руководителя и воспитателя помогает заполнить жизнь детей песнями, играми, музицированием.

        В конце полугодия должна проводиться диагностика музыкальных способностей детей, музыкальные конкурсы, концерты, утренники, выступления.

       1. Большое значение имеет начальный этап обучения, хотя на первый взгляд он кажется наиболее простым. Важно с первого занятия заинтересовать детей, вызвать у них желание научиться играть, например, сделать для них экскурс в историю возникновения и развития детских музыкальных инструментов. Большой интерес в методике музыкального воспитания вызывают работы Н. Метлова, Н. Ветлугиной, К. Орфа (использование различных ритмических упражнений). Стараемся, чтобы первое занятие было похоже на праздник, на какое-то новое «открытие» в жизни ребёнка. Ведь не все инструменты знакомы им с детства, не все знают и слышали, что на них можно исполнять «настоящую» музыку. Например, звучит «Камаринская» П. Чайковского и дается задание подобрать инструмент к этой музыке, объяснить, почему именно его выбрали. Можно предложить импровизировать на инструменте так, как хочется самому дошкольнику.

Интересно проходят занятия с использованием «природных» инструментов. При обучении хлопкам, шлепкам, притопам и т. д. необходимо понять, что «природные» инструменты можно использовать во время прогулки, в часы досуга, в индивидуальной работе с детьми. При обучении игре на «природных» инструментах можно воспользоваться упражнениями по методике К. Орфа, а также подбирать песни для дошкольников с «раскрашиванием» мелодии «природными» инструментами (песни, где есть паузы, и заполнить их хлопками, шлепками, притопами). Например, «Прыг да скок» (муз. В. Голикова,

сл. Г. Ладзгинь), «Тяв-тяв» (муз. В. Герчик, сл. Ю. Разумовского).

       2. Следующий этап обучения посвящен ударным «ритмическим» инструментам, тут же начинается и одновременное усвоение темы «Метроритм». Важно не только объяснить длительность звуков, но и сразу же закрепить теоретический материал, используя «природные» и «ритмические» ударные инструменты, а также помочь детям при помощи стихов, песен вычленить основные ритмические блоки, сделать карточки с их изображением и научить работать над воспроизведением несложных ритмических рисунков. Выполняются эти задания всей группой или индивидуально на оценку.

        Следует сразу обратить внимание на технические приемы игры на ударных инструментах, различные способы звукоизвлечения. Например, при игре на бубне объяснить, что различные по силе и характеру звуки зависят от того, где (в центре или ближе к раме) и как сделать удар (пальцами, ладонью, кулаком). Кастаньеты (парные) предполагают два способа звукоизвлечения: первый — это удар «лепестками» о ладонь руки, второй — резкие встряхивания инструмента. На этих примерах удобно изложить тему «Динамические оттенки» и объяснить значение темпа в музыке. Для более успешного усвоения музыкальной грамоты используем ритмические диктанты, фланелеграф, карточки нотного лото из «Музыкального букваря» Н. Ветлугиной.

При организации ансамбля ложкарей следует вести схематическую нотную запись, например, на темы русских народных песен и помнить, что удары ложками могут быть в разных вариантах (по руке, по бедрам, по плечу, по коленям).

Наиболее распространенным инструментом в детском саду является металлофон. Но, к сожалению, он имеет ряд недостатков: звучит на октаву выше, не всегда держит строй и трудно сразу подстроить под него голос. Поэтому сначала начинаем обучение на звуковысотных инструментах, таких как детское пианино, рояль, электромузыкальные инструменты. Можно использовать яркие образные пьесы, например «Медведь» В. Ребикова, «Шарманка» Д. Шостаковича, «Музыкальная табакерка» А. Лядова, закрепляя на этих музыкальных примерах тему «Выразительные средства музыки». Партия дошкольника в

таких ансамблях предельна проста: он воспроизводит равномерную ритмическую пульсацию на одном звуке (тонике или доминанте) правой или левой рукой, а иногда одновременно. Аккомпанемент при этом должен исполняться не очень громко, чтобы была слышна партия солиста. Здесь важно научить детей слушать себя, играя на инструменте, следить за качеством звука, динамикой, темпом, ритмом, постановкой руки.

При обучении игре на металлофоне делается упор на то, что он является «мелодическим» инструментом. Качество извлекаемого звука зависит от точности удара. Молоточек должен свободно лежать на указательном пальце и придерживаться большим. Первоначальное упражнение — научиться свободно держать и «раскачивать» молоточек, это дает возможность ощутить его массу.

Обучение игре на звуковысотных инструментах начинаем с подбора по слуху знакомых мелодий, так как дети дошкольного возраста не проходят нотной грамоты. Исследования доктора психологических наук

К. Тарасовой, которые даны в ее монографии «Онтогенез музыкальных способностей», показали, что осознанное усвоение музыкальной грамоты — трудная задача даже для детей подготовительной к школе группы. Следовательно, и детей нужно сначала учить подбирать по слуху, т. е. подбор по слуху будет являться пропедевтическим этапом к подготовке и освоению нотной грамоты. Опыт работы подтвердил эти исследования. Дети лучше начинают слышать и определять движение мелодии, свободно ориентироваться в звуках первой октавы, транспонировать простые песенки и попевки. Начинается подбор по слуху с попевок из «Музыкального букваря» Н. Ветлугиной, народных песенок и попевок.

При обучении игре на различных звуковысотных инструментах используем методику кандидата педагогических наук М. Трубниковой, которая предполагает последовательное прохождение 3 ступеней становления игры по слуху: ориентировочно-тембровую, ритмическую и мелодическую. Мелодическая ступень позволяет студентам усвоить эталоны музыкальных интонаций и в короткий срок овладеть игрой на различных звуковысотных инструментах. Важно объяснить, что в народной и авторской музыке есть яркие музыкальные интонации или, как говорил В. Асафьев, «зерна интонации», которые несут в себе главным образом выразительные начала. Первым  «зерном  интонаций»  предлагаем нисходящую терцию. Учимся слышать ее, находить в мелодиях детских песен («Спите, куклы» Е. Тиличеевой; «Елочка» М. Красева; «Кап-кап», румынская народная песня в обработке Т. Попатенко; «Тихий вечер» С. Урбаха и т. д.). Усваивая интервал, дети старшей и подготовительной группы начинают свободно играть его, слышать, играть от различных звуков. Затем идет постепенное освоение мажорного тетрахорда, пентахорда, гаммы до-мажор. Для исполнения пользуемся репертуаром детских песенок и пьес, таких как «Скакалочка» А. Филиппенко, «До, ре, ми, фа, соль» А. Островского, песни оренбургского композитора В. Кондратенко «Зайка», «Я играю на пианино», «Мой тепловоз» и др.

Большое значение при обучении игре на детских музыкальных инструментах уделяется репертуару. Кроме тех пьес, которые напечатаны в сборниках, много аранжировок делают и сами музыкальные руководители. Подбираем пьесы в удобной тональности или делаем транспонирование. Методика разбора пьесы для игры по нотам следующая: разбираем ноты, прохлопываем ритмический рисунок, поем по нотам с тактированием, затем поем по нотам с подыгрыванием на любом из звуковысотных инструментов. Чаще всего осваиваемые инструменты ведут мелодическую линию, а фортепиано — аккомпанемент. Параллельно с этим осуществляется углубленное изучение темы по музыкальной грамоте «Звуковысотность».

После освоения звуковысотных мелодических инструментов идет закрепление всего материала и игра в ансамбле. На этом этапе могут быть не очень сложные пьесы. Например, «Наш оркестр» Е. Тиличеевой, вариации на тему русских народных песен в обработке Осмаловской и, конечно же, собственные аранжировки пьес («Прыгалка» Л. Абелян, «Песенка поросят» Д. Уотта, «Прыг да скок» В. Голикова, «Про сверчка» И. Морозова и др.).

       3.  Следующий этап — более сложный. Он связан с обучением игре на клавишно-язычковых инструментах (аккордеон, баян), духовых и струнных инструментах. На первом занятии показываются тембровые возможности аккордеона, рассказывается история его возникновения и развития, исполняются произведения различных жанров. Занятия проходят индивидуально по 10—15 минут с каждым дошкольником, укладываясь в общее количество времени. Затем учим новые несложные пьесы правой рукой. Обычно в детском оркестре аккордеон либо играет длинные педальные звуки, либо ведет мелодическую линию. Конечно, на завершающем этапе, при игре в полном составе оркестра, целесообразно поручать партию аккордеона ребёнку, уже хорошо играющему или воспитателю.

Большую трудность испытываем в обучении игре на духовых инструментах, так как эти инструменты лучше иметь каждому лично, они требуют бережного отношения и часто (например, триола) выходят из строя. В оркестре эти инструменты играют или мелодию, или гармонические интервалы и аккорды. При обучении игре важно сразу обратить внимание на дыхание и подобрать подходящий репертуар. Используем при обучении на триоле упражнения из сборника С. Бублей «Детский оркестр», знакомые песни, попевки. На струнных щипковых инструментах осваиваем игру медиатором сначала знакомых песенок и попевок, затем пользуемся листами - трафаретами.

Игра в полном составе оркестра требует от музыкального руководителя умения и терпения. Большое значение имеет правильное распределение партий в оркестре. Обычно ребёнок сам выбирает себе музыкальный инструмент.

Оркестр состоит из 8—12 человек, включает в себя следующие группы:

1)  духовая (триолы);

2)  ЭМИ («Гамма», «Анюта»);

3)  клавишно-язычковая группа (аккордеоны);

4)  клавишно-ударная (металлофоны ксилофоны);

5)  ударная группа (барабаны, бубны, треугольники, маракасы, колокольчики и др.).

Расположиться следует как в хоре: справа — низко звучащие инструменты слева — высоко звучащие. На первом плане клавишно-ударные (слева) и духовые (справа) или ЭМИ. На втором план ударные инструменты. Обязательное условие — инструменты одной группы располагаются вместе. На первых репетициях полном составе руководителю лучше и рать на аккордеоне или баяне, это позволяет видеть всех участников, помогать им по мере необходимости. Постепенно, усваивая пьесу, переходим к фортепианному сопровождению.

Для более четкого проведения занятий составляем календарно-тематический план.

Немаловажная роль в обучении игре на детских музыкальных инструментах отводится домашнему заданию. Они в основном носят творческий характер. Например, подобрать и исполнить песню, используя «природные» инструменты; подобрать песенки-попевки, где встречаются эталоны музыкальных интонаций; сочинить сопровождение к детским песням, играм, хороводам, используя ударные инструменты; подобрать репертуар для игры под фонограмму и переложить его для детского ансамбля.

        Воспитатели видят, какую радость доставляет детям игра на музыкальных инструментах, как они ждут этих занятий и готовятся к ним. А для наших детей это прежде всего хорошая система музыкального воспитания, которая способствует развитию их музыкальных и творческих способностей. Обязательное условие — зрелищное, яркое, запоминающееся выступление оркестра.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей" Детский оркестр"

Детский  оркестр. Дети очень рано начинают проявлять интерес к звуковым и шумовым игрушкам. Старшие дошкольники с помощью звонков и погремушек могут передавать несложные ритмы, умеют м...

Беседа-консультация для родителей "Домашний оркестр"

Материал беседы-консультации с родителями пригодится в работе  моим коллегам- музыкальным руководителям....

Консультация для родителей "Домашний оркестр".

Предлагаю материал, который музыкальный руководитель может разместить в тематических уголках для родителей....

Консультация для родителей «ДОМАШНИЙ ОРКЕСТР»

Консультация для родителей«ДОМАШНИЙ ОРКЕСТР»     Включение в домашний досуг игры на музыкальных инструментах всегда является украшением музыкального воспитания....

Консультация для родителей "Домашний оркестр"

Консультация для родителей "Домашний оркестр". Статья содержит информацию об изготовлении  детских музыкальных инструментов в домашних условиях....

Консультация для родителей "Оркестр в твоем доме"

Организация семейного досуга с ребенком своими руками....