Игра в детском саду
статья

Ломакина Елена Алексеевна

Игра в детском саду

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igra_v_detskom_sadu.docx14.76 КБ

Предварительный просмотр:

Игра - как обязательный процесс социализации личности ребенка.


В соответствии с новым законом об образовании большой акцент делается на индивидуальность ребенка. Но что мы можем подразумевать под этим словом. Все чаще встречаются термины «индивид», «индивидуальность», «личность». Чаще всего их воспринимают как синонимы. Это не совсем так. Индивид-это отдельный конкретный человек. Индивидуальность-это совокупность черт отличающих одного индивида от другого. Личность- это социальная сущность человека.
В момент рождения ребенок не является личностью, он всего лишь индивид. Чтобы стать ею он должен пройти определенный путь развития. Прежде всего - это взаимодействие с окружающими, общение с другими людьми. Конечно же, первой по значимости в становлении личности ребенка является семья, с ее традициями, привычками и социальными нормами поведения в обществе. Они отвечают за заложенные в ребенке первичные представления, взаимоотношения в мире людей.
Следующей ступенью становления личности является дошкольное учреждение, задачей которого является не только сохранение первичной социализации ребенка с уже приобретенными им знаниями и навыками, но и дальнейший процесс социализации. Т.е. это формирование личности в условиях ДОУ, которое подразумевает усвоение опыта, ценностей, норм поведения, принятых в данном учреждении, тем самым способствует формированию у ребенка его индивидуальности.
Детская социализация основана на полном повиновении взрослым в выполнении определенных правил. Таким образом, любая игра предполагает сам процесс социализации. В игре ребенок примеряет на себя различные социальные роли, тем самым усваивая стандарты поведения, учится оценивать себя со стороны и учится самоконтролю. Так возникает необходимость в проявлении своего «Я», т.е. оставаться самим собой, исполняя разные роли. Педагог, предлагая ту или иную роль, обязан способствовать тому, чтоб ребенок, беря ее на себя, четко представлял связанные с нею права и обязанности ( знал правила игры). Остальное общество детей следит, чтобы все делалось «как надо».
Изучение детских игр позволяет выделить несколько их видов у дошкольников: ознакомительная , ролевая , сюжетно-ролевая. Так же существует несколько классификаций игр. Ф. Фребель выдвинул следующие классификации: умственные игры (влияния игр на развитие ума), сенсорные игры (развитие внешних органов чувств), моторные игры (развитие координации движений). Тогда, как П.Ф.Лесгафт разделил детские игры на две группы: имитационные (подражательные) и подвижные (игры с правилами). Из этого следует, что существует несколько вариантов классификаций детских игр.
Игра в детском саду должна организовываться, во-первых, как совместная деятельность воспитателя с детьми, в которой взрослый выступает как играющий партнер и, одновременно, как носитель специфического «языка» игры. Во-вторых, на всех возрастных этапах игра должна сохраняться как самостоятельная деятельность детей, в которой они используют все доступные им игровые средства, свободно объединяются и взаимодействуют друг с другом, где обеспечивается, в известной мере, независимый от взрослых мир детства. Каждый вид игрушек и пособий должен быть доступен, так как многие из них могут применяться в сюжетных играх. Спокойное место в группе отводится для самостоятельных игр с дидактическими игрушками, для просмотра картинок. Все они хранятся в открытом шкафу рядом со столами, за которыми дети играют и рассматривают книги.


Педагог может оказывать на игру прямое руководство - вмешательство взрослого в игру детей. А именно: ролевое участие, участие в сговоре детей, разъяснение, оказание помощи, совет по ходу игры или предложение новой темы. И косвенное руководство игрой, которое хорошо работает с детьми дошкольного возраста, где педагог только дает советы, не вмешиваясь в сам процесс игры.
Благодаря игре ребенок усваивает все виды человеческих взаимоотношений.
1)взрослый–ребенок;
2)взрослый–взрослый;
3)ребенок–взрослый;
4)ребенок–ребенок.
Особенностью игровой деятельности дошкольников является то, что она - одна из ведущих средств познания окружающего мира и основной фактор социализации ребенка. Играя, дети легче адаптируются к окружающему миру, реализуют свои социальные потребности и возможности, формируют личностное отношение и свою индивидуальность.
«Игра — это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра — это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Формирование детских ключевых компетенций через интерактивные игры в детском саду"

Понятие «интерактивный»к нам пришло из английского языка (interactive: inter – между, меж; active от act – действовать, действие). Оно означает возможность взаимодействовать, вести беседу, диалог с ке...

Детский спортивный праздник Малые олимпийские игры в детском саду

Воспитывать интерес и любовь к занятиям спортом, к результатам и достижениям спортсменов. Содействовать познавательному и физическому развитию ребенка. Способствовать формированию здорового образа жиз...

Конспект проведения Малых зимних Олимпийских игр в детском саду. Малые Олимпийские игры в детском саду.

Цель: Формировать у дошкольников представления об Олимпийских играх современности как части общечеловеческой культурыКонспект проведения Малых зимних Олимпийских игр в детском саду.Малые Олимпийские и...

Хороводные игры в детском саду.Практический материал для всех возрастов детского сада (средний, старший, подготовительный)

Хороводные игры для развития коммуникативных навыков, певчевских и танцевальных....

Детские народные игры в детском саду

Русские народные игры очень разнообразны: настольные игры, детские игры, хороводные игры для детей  и взрослых с народными песнями, плясками, прибаутками. Издавна игры служили средством самопозна...

Детские народные игры в детском саду

Все мы знаем, что народные игры с давних пор использовались не просто для развлечения, но и обучения, воспитания, психологической разгрузки, а на гуляньях и празднествах обязательно входили в «к...