Формирование духовной культуры дошкольника посредством ознакомления с традициями народной культуры как фактора личностного развития
статья (подготовительная группа)

Рыбенко Ольга Владимировна

Нравственное воспитание – одна из актуальных сложных проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям. То, что заложим в душу ребёнка сейчас, проявиться позднее, станет его и нашей жизнью. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_.docx23.51 КБ

Предварительный просмотр:

                Формирование духовной культуры дошкольника

посредством ознакомления с традициями народной культуры

как фактора личностного развития

Нравственное воспитание – одна из актуальных сложных проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям. То, что заложим в душу ребёнка сейчас, проявиться позднее, станет его и нашей жизнью. Основная цель воспитания определена в Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, являющейся методологической основой разработки и реализации федерального государственного образовательного стандарта общего образования.

Кризис ценностных систем в современном обществе, размывание норм морали, значимости институтов семьи осложняют пути личностного самоопределения ребёнка. В связи с этим встали проблемы оказания  помощи ребёнку в определении границ добра и зла. В детстве усвоение социальных норм происходит сравнительно легко. Дошкольный возраст – период активного познания мира и человеческих отношений, формирования основ личности будущего гражданина.

Чем младше ребёнок, тем большее влияние можно оказать на его чувства и поведение. Осознание критериев морали происходит на много позднее, чем формируются нравственные чувства и алгоритм социального поведения. Этическое воспитание необходимо строить таким образом, чтобы развить у детей положительное эмоциональное отношение к близким и сверстникам, окружающему миру. Направленность переживаний ребёнка на эмоциональное состояние взрослого, в первую очередь родителей и сверстников, способствуют проникновению в их внутренний мир, установлению доверительной связи с ними.

Воспитание души ребёнка – создание основы нравственных ценностей будущего взрослого человека. Но, рациональное воспитание нравственности, не затрагивающее эмоции ребёнка, никогда не приведёт к желаемому результату. Образование, навыки, сноровку можно приобрести позже, но основа самого лучшего в людях – человечности – закладывается именно в дошкольном возрасте, возрасте интенсивного развития чувств  и межличностных отношений.

Дошкольное детство – важный этап  в становлении морального облика человека.  В эти  годы у детей закладываются основы нравственности, формируются  первоначальные эстетические представления. Начинает  появляться интерес к явлениям общественной жизни. Дети обращаются  с вопросами  к  педагогам, родителям, стремятся  больше узнать о своей Родине, крае, месте, где они живут.

Чтобы воспитывать  в человеке чувство гордости за свою Родину, надо  с детства  научить, любить свой город, край, где он родился и вырос, природу, которая его окружает, познакомить с культурными традициями своего народа, привить любовь к декоративно-прикладному искусству и народному творчеству.

Народное творчество и искусство в целом – источник чистый и вечный. В чем бы ни высказывал себя народ: в танце, в песне, в искусной вышивке или забавной игрушке, ясно – это идет  от души, а душа народная добра и красива.

В знакомстве с народными традициями обязательной формой работы является организацию праздников для детей. Праздники детства – они греют нас своим светом и радостью всю жизнь. Праздник – это повод ребенку проявить себя, выразить внимание к другим людям. Праздник формирует духовный мир человека, воспитывает лучшие черты его личности. Праздники связывают участников с жизнью детского сада, города, страны и планеты в целом, развивают творчество, эстетические и нравственные качества, приносят радость. Праздники обогащают жизнь яркими образными переживаниями, дают возможность детям и взрослым содержательно и весело закреплять в своем понимании знания о традициях, устоях и жизни общества.

Оптимальным для духовно-нравственного воспитания в детском саду является проведение сезонных музыкально-игровых праздников: осенью - «День урожая»; зимой - «Новый год», «Рождество», «Защитники Отечества», «Масленица»; весной - «Мамин праздник», «Праздник птиц», «Пасха», «Никто не забыт и ничто не забыто», которые являются воспитательным средством, они не только доставляют детям радость, но и обогащают их новыми эмоциональными переживаниями, расширяют кругозор.

Дети вместе со взрослыми исследуют особенности каждого народного праздника. Старшие дошкольники устанавливают его взаимосвязь с сезонными изменениями в природе, с трудом предков в прошлом и взрослых в настоящее время, а также с важными датами, событиями в общественной жизни.

Бесценным наследством одарили предки своих потомков. Наследство это русский народ создавал веками, и оно по-прежнему живёт в культуре и в сознании каждого русского человека. Это пословицы и поговорки, загадки, колыбельные, частушки, дразнилки, считалки, старинные приметы.

Наблюдая за явлениями живой и неживой природы, дети учатся устанавливать закономерности земледельческого труда от внешних факторов. Многовековый опыт земледельца нашел отражение в календарно-обрядовой поэзии, где олицетворялись силы природы (солнце, земля, времена года).

Характерной особенностью работы по формированию духовно-нравственного отношения к культурному наследию и чувства сопричастности ему является приобщение детей к крестьянской культуре и  быту. Народная культура воплощена в доступных для детей  формах: играх, песнях, сказках, загадках. Это мир очень яркий и выразительный, и поэтому он интересен для детей. Еще в нем привлекает и то, что предмет изучения позволяет ребенку стать активным участником игры. Дети могут попробовать себя в разных ролях и видах деятельности. Петь, плясать, мастерить, участвовать в театральных постановках, разгадывать загадки – все эти возможности предоставляет изучение народной культуры, тем самым способствуя всестороннему развитию личности ребенка.

Образовательная деятельность художественно-эстетического цикла  дает детям не только представления о важнейших явлениях народного искусства, но и помочь сделать первый шаг к постижению его самобытности, его сокровенных смыслов и выражений. Познание народного творчества как части российской культуры предполагает не только восприятие его эмоционального богатства, но и формирование умения сопереживать увиденному и услышанному. Дети знакомятся с такими видами рукотворной деятельности, как обработка глины, ткани, дерева и другими видами искусства. Дети узнают, как творили мастера, для чего служили те или иные изделия.

Дети старшего дошкольного возраста получают представление о материале, из которого изготовлены предметы народно-прикладного искусства. Педагоги вовлекают детей в процесс изготовления народных игрушек и других предметов, в ходе которого дети приобретают навыки работы с художественным материалом и привычку делать своими руками приятные и полезные для людей вещи.

Используемые в работе с детьми народные музыкальные инструменты (трещётки, погремушки, бубенцы, деревянные ложки и пр.), характерные для русской народной музыкальной культуры звуки, тембры, мелодии насыщают слуховое восприятие малыша и постепенно формируют в его художественном сознании национальные музыкальные стереотипы, самобытное национальное музыкальное мышление. Доступность народных инструментов, привлекательность и лёгкость игры на них в ансамбле приносят детям радость, создают предпосылки для дальнейших занятий музыкой, формируют интерес к познанию мира музыки в разных его проявлениях. Поэтому во время музыкальной деятельности дети  приучаются слушать русские народные песни в исполнении детских русских народных ансамблей. Воспитанники водят хороводы под эту музыку, выполняют танцевальные движения, играют на народных музыкальных инструментах.

Увлекательные путешествия детей в мир народной культуры позволяет расширить представления об известных вещах, предметах, взглянуть на них совершенно по-иному, как своеобразный источник историко-культурологической информации, формы коммуникации. Создавая благоприятные условия для ознакомления с историей и культурой русского народа, дети посещают мини-музей русского быта. Здесь собраны предметы старины: модель печи, ухват, рубель, рушники, скатерти, стол, лавка, утварь и т.д. «Русская изба» не только вызывает гордость у ребят, чьи родители приняли участие в сборе и изготовлении экспонатов музея, но и желание подражать взрослым, делать такие же чудесные и удивительные вещи. Родители раскрываются для детей с неожиданной стороны, рассказывая о своих умениях, помогая обыграть вещи, рассказывая о традициях своих бабушек и дедушек.

Воспитывать любовь к Родине, родному городу, как начала патриотизма – значит связывать воспитательную работу с социальной жизнью и теми ближайшими и доступными объектами, которые окружают ребенка. Работа над формированием представлений о детском саде, труде взрослых, о городе, его истории, знакомят с улицами и достопримечательностями, дают представления о России, областном центре, знакомят с природой, литературой, символикой России. Воспитывая  привязанности ребенка к семье, любовь и заботливое отношение к членам своей семьи, формирует у детей желание помогать друг другу,  знакомит с представления о родственных отношениях между близкими членами семьи, что помогает ребенку осознать себя как «Я», как члена семьи, жителя своего города, страны, знакомят с особенностями поведения мужчин и женщин, воспитывают в мальчиках уважительное отношение к девочкам, женщинам, у девочек – заботливое отношение к мужчинам.

Ознакомление с родной природой является одной из главных составляющих патриотического воспитания детей. При организации экскурсий, целевых прогулок внимание детей обращается на красоту природы родного края. До сознания детей доводится, что окружающая природа это наше богатство, которое надо беречь.

Научить чувствовать красоту родной земли, красоту человека, живущего на этой земле, воспитывать любовь к родным местам, ко всему, что окружает ребенка с детства, – одна из главных задач педагога. Древние мыслители, размышляя о значении культуры для духовно-нравственного развития детей, отмечали, что только через освоение культуры своего народа лежит путь к нравственности.

Любить Родину – значит знать ее, знать, прежде всего, свою малую Родину. Используя в работе с детьми краеведческий материал, воспитываются патриотические чувства, которые сохраняются на всю жизнь и служат духовному развитию личности. Краеведение – социально значимое и необходимое направление в работе с детьми. Его значение трудно переоценить, воспитывая детей на событиях, тесно связанных с историей родного края, мы тем самым формируем глубокую привязанность к нему, чувство гордости. Знакомство с историей, культурой, природой, бытом людей, живущих рядом, позволяет лучше почувствовать родной город, а значит, стать созидателем своей малой Родины.

Без знания своих корней, традиций своего народа, нельзя воспитать  полноценного человека. Знакомство с традициями, обычаями русского народа, помогает воспитывать любовь к истории, культуре русского народа, помогает сохранить прошлое. Поэтому познание детьми народной культуры, русского народного творчества, народного фольклора, положительно влияет на эстетическое развитие детей, раскрывает творческие способности каждого ребёнка, формирует общую духовную культуру.

Старая поговорка гласит: «Всё новое – хорошо забытое старое». Действительно, исследователями отмечено, что часто человек и человечество возвращается к, казалось бы, давно оставленным положениям, в истинность которых уже перестали верить. Однако по разным причинам они вновь становятся актуальными, а заплутавшему на тропах цивилизации обществу приходится обращаться к опыту предков.

Нравственно-патриотическое, духовное воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образования. Именно поэтому в настоящее время крайне важно создать нормально функционирующую систему духовно-нравственного воспитания в дошкольных учреждениях; систему, построенную на ценностях традиционной духовной культуры, отвечающую потребностям развития личности ребенка и направленную на развитие телесно, душевно (психически) и духовно здорового человека.

Список литературы:

  1. http://gigabaza.ru/doc/96916-pall.html
  2. http://mdou-litvinovo.yashkino.ru/activity/mery/28-2011-04-28
  3. http://nsportal.ru/detskii-sad/vospitatelnaya-rabota/2014/04/09
  4. http://sandbox.openclass.ru/node/287565
  5. Мулько И.Ф. Социально-нравственное воспитание детей 5-7 лет: Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2006.- 96 с.
  6. Нравственное воспитание дошкольников. Конспекты занятий, сказки, стихи, игры и задания/ А. Лопатина, М. Скребцова. – 2-е изд. – М.: Амрита, 2011. – 112с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Духовно-нравственное воспитание дошкольников на традициях народной культуры"

Консультация о формировании духовно-нравственных чувств у детей  старшего дошкольного возраста на традициях народной культуры....

«Духовно-нравственное воспитание дошкольников на традициях народной культуры» (статья)

В статье раскрываются формы работы с детьми старшего дошкольного возраста в рамках духовно-нравственного воспитания....

Взаимодействие с родителями по духовно-нравственному воспитанию дошкольников через традиции народной культуры.

В статье описывается просветительская  работа с родителями по духовно-нравственному воспитанию дошкольников через традиции народной культуры. Проблема духовно-нравственного воспитания детей актуа...

ПРОГРАММА по теме «Приобщение детей к истокам русской народной культуры посредством ознакомления с традициями крестьянского быта и труда»

Распространение передового педагогического опыта в формировании позитивных установок к различным видам труда и творчества, как условие успешной социализации детей дошкольного возраста в практику работ...

Консультация для воспитателей «Духовно-нравственное воспитание дошкольников на традициях народной культуры»

Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину, задача особенно актуальная сегодня не может быть успешно решена без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоения на...