Модели функционирования консультационных пунктов раннего развития
методическая разработка (младшая группа)

Костенко Елена Николаевна

Актуальность разработки и внедрения моделей службы психологопедагогической и консультативной помощи родителям с детьми дошкольного возраста, в том числе от 0 до 3 лет, преимущественно не посещающих дошкольную образовательную организацию связана, прежде всего, с трудностями, возникающими у родителей при воспитании ребенка, с острой потребностью в помощи специалистов различного уровня по вопросам: укрепления и сохранения здоровья детей, их всестороннего развития, предупреждения нарушений в организации питания детей, различных режимных моментов, что часто связано с нарастающим дефицитом общения ребенка раннего возраста с родителями и другими значимыми для него взрослыми.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsult_punkt.docx18.96 КБ

Предварительный просмотр:

Модели функционирования консультационных пунктов

раннего развития

Приоритетным направлением государственной образовательной политики в области образования является разработка моделей службы методической, психолого-педагогической, диагностической и консультативной помощи родителям с детьми раннего возраста.

В Указе Президента Российской Федерации "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года", одной из главных задач является создание условий для раннего развития детей в возрасте до трёх лет, реализация программы психолого-педагогической, методической и консультативной помощи родителям детей, получающих дошкольное образование в семье.

Актуальность разработки и внедрения моделей службы психологопедагогической и консультативной помощи родителям с детьми дошкольного возраста, в том числе от 0 до 3 лет, преимущественно не посещающих дошкольную образовательную организацию связана, прежде всего, с трудностями, возникающими у родителей при воспитании ребенка, с острой потребностью в помощи специалистов различного уровня по вопросам: укрепления и сохранения здоровья детей, их всестороннего развития, предупреждения нарушений в организации питания детей, различных режимных моментов, что часто связано с нарастающим дефицитом общения ребенка раннего возраста с родителями и другими значимыми для него взрослыми.

Для решения данных проблем, с целью улучшения качества реализации ООП ДОО в детском саду функционирует консультационный пункт, где родители получают квалифицированную помощь по развитию и воспитанию раннего возраста детей.

Консультационный пункт представляет собой объединение специалистов ДОО, организуемое для комплексной поддержки семей, обеспечивающих получение детьми дошкольного образования в форме семейного образования. 

        Основная цель консультационного пункта: повышение качества и доступности дошкольного образования, внедрение новых форм и технологий консультирования родителей (законных представителей), обеспечивающих развитие, воспитание и обучение детей раннего возраста

Задачи: 

1. Оказывать консультативную помощи родителям (законным представителям) в обеспечении условий для развития, воспитания и обучения раннего возраста.

 2. Изучить жизненные ценности и образовательные потребности семей воспитанников МБДОУ  детский сад «Сказка» с. Ездочное, изучить потребность в образовательных услугах семей детей, не охваченных дошкольным образованием.

3. Организовать деятельность консультационного пункта для родителей с детьми раннего возраста

 4. Оказывать содействие в социализации детей дошкольного возраста, не посещающих образовательные учреждения.

5. Проводить комплексную профилактику различных отклонений в психическом и социальном развитии детей дошкольного возраста, посещающих и не посещающих образовательное учреждение.

 6. Ознакомить родителей с новыми информационными технологиями в воспитании и обучении детей.

Принципы работы консультационного пункта:

  • конфедициальности: информация об особенностях ребенка и его семьи не разглашается никому из посторонних без согласия родителей;
  • принцип комплексного подхода: работа с воспитанниками и семьей осуществляется командой специалистов разного профиля;
  • научности: информация предоставляемая учреждением должна быть достоверной и иметь научную основу;
  • доступности: вся информация для родителей предоставляется в доступной форме без излишней терминологии.

Основными направлениями работы с родителями являются:

  • аналитическая деятельность: мониторинг потребностей родителей (законных представителей) в сфере (вопросах) дошкольного образования; выявление затруднений дидактического и методического характера в образовательном процессе, осуществляемом родителями (законными представителями); изучение и анализ состояния и результатов оказания методической и психолого-педагогической помощи родителям (законным представителям), определение направлений её совершенствования;
  • информационная деятельность: ознакомление родителей (законных представителей) с новинками педагогической, психологической, методической и научно-популярной литературы на бумажных и электронных носителях, информирование родителей (законных представителей) о новых направлениях образования детей дошкольного возраста, о содержании образовательных программ, учебно-методических комплексах, видеоматериалах, рекомендациях специалистов разных направлений в соответствии с запросами родителей (законных представителей);
  • организационно-методическая деятельность: изучение запросов родителей (законных представителей) по вопросам воспитания и обучения детей; формирование системы методической, психолого-педагогической, диагностической информации по запросам родителей (законных представителей), создание видеотеки и библиотеки современных учебнометодических материалов; разработка индивидуальных программ развития детей (по запросам родителей);
  • консультационная деятельность: консультирование родителей (законных представителей) по вопросам: информирование об учреждениях системы образования, социальной защиты населения, здравоохранения, которые могут оказать квалифицированную помощь ребенку в соответствии с его индивидуальными особенностями;
  • организационно-досуговая деятельность: проведение совместных досугов и развлечений.

Методическая, диагностическая, консультативная помощь в консультационном пункте организуется в разных формах: групповых (коррекционные развивающие занятия, обучающие семинары, консультации для родителей, психолого-педагогические тренинги, «круглые столы»), подгрупповых, индивидуальных (психологопедагогическая диагностика ребенка, консультации). Индивидуальная работа с детьми организуется в присутствии родителей (законных представителей). Деятельность консультационного пункта осуществляется в соответствии с графиком работы специалистов, утверждается приказом руководителя учреждения.

В круг деятельности специалистов консультационного пункта дошкольного образовательного учреждения входит:

 - учитель-логопед выявляет уровень речевого развития ребёнка и информирует взрослых о том, как помочь малышу избавиться от речевых недостатков, какие речевые игры и упражнения использовать. Обучает родителей артикуляционной, дыхательной, пальчиковой гимнастике. Дает рекомендации по проведению развивающих речевых игр в домашних условиях;

- педагог-психолог организует консультативно-просветительскую работу по вопросам адаптации к условиям детского сада, проводит индивидуальную диагностику, обследование ребенка с целью определения динамики его психического развития, уровня готовности к школьному обучению, составляет индивидуальные программы развития ребенка с подбором игровых упражнений для использования их в условиях семьи.

 - старший воспитатель: организует педагогическое просвещение родителей (законных представителей), направленное на их обучение организации воспитательного процесса в условиях семьи, разрабатывает методические рекомендации и проводит консультации для родителей (законных представителей);

- музыкальный руководитель оказывает консультационную поддержку родителям (законным представителям) по вопросам развития творческих способностей ребенка в условиях семьи; определяет задачи, формы, методы работы по вопросам музыкального развития, используя современные образовательные технологии; обучает родителей (законных представителей) организации музыкального развития в семье, ориентируясь на особенности состояния здоровья ребенка.

Ключевым результатом работы консультационого пункта будет увеличение числа детей и родителей, пользующихся услугами консультационого пункта, позитивная динамика удовлетворенности родителей услугами пункта. Будут созданы условия для реализации современных программ консультативной деятельности для детей раннего возраста (изданы методические пособия, аудио и видеоматериалы, дидактические пособия).

В результате реализации работы пункта будут получены следующие показатели: -  расширен доступ к услугам дошкольного образования детей с ограниченными возможностями здоровья, детей из малоимущих семей, детей-сирот, детей семей попавших в трудную жизненную ситуацию, детей мигрантов за счет использования инструментов адресной поддержки; - повысится удовлетворенность населения качеством услуг МБДОУ; обеспечится максимальная мобильность деятельности консультационного пункта, через использование дистанционных форм онлайн консультирования.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектирование модели центра художественно-речевого развития

Проектирование модели центра художественно-речевого развитияЦели, задачи, основные системы взаимодействия...

Использование моделей-схем в познавательном развитии детей дошкольного возраста

Выдающийся психолог и педагог Давыдов В.В. считал, что важнейшим критерием развития ребёнка является его способности к познанию окружающего мира и самого себя. К семи годам у дошкольника должны быть с...

Использование моделей-схем в познавательном развитии детей дошкольного возраста

Выдающийся психолог и педагог Давыдов В.В. считал, что важнейшим критерием развития ребёнка является его способности к познанию окружающего мира и самого себя. К семи годам у дошкольника должны быть с...

Использование моделей-схем в познавательном развитии детей дошкольного возраста

Выдающийся психолог и педагог Давыдов В.В. считал, что важнейшим критерием развития ребёнка является его способности к познанию окружающего мира и самого себя. К семи годам у дошкольника должны быть с...

Приказ" О функционировании Консультационного пункта для родителей(законых представителей) не совершенолетних воспитаников, обеспечивающего получение детьми дошкольного образования в форме семейного образования""

Приказ " О функционировании  Консультативнного пункта  для родителей  (законных представителей) несовершеннолетних воспитаников, обеспечевающего получение детьми дошкольного образо...

Статья «Технология - «Модель письма» как средство развития у детей навыков к письму и развитию речи» по программе: «ПРОдетей»

Хочу поделиться своим опытом работы, рассказать плюсы и минусы этой технологии, её значимость. Знакомство детей подготовительной группы с технологией «Модель письма», с начала учебного года. Для работ...