Открытое занятие-консультация для родителей консультационного центра "Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста посредством физического развития"
консультация

Галкина Светлана Петровна

«Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста посредством физического развития»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_poznav_aktivnosti_po_sr_fizich_kult.docx32.12 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Первомайский детский сад»

Первомайского района

Тамбовской области

Консультация и открытое занятие

для родителей консультационного центра

«Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста по средствам физического развития»

Подготовила:

воспитатель

Галкина Светлана Петровна

п.Первомайский

2019г.

Насколько хорошо будет развит ребенок в раннем детстве, настолько просто и естественно он будет овладевать новым в зрелом возрасте. Познавательная активность ребенка 2—3 лет выражается прежде всего в развитии восприятия, символической (знаковой) функции мышления и осмысленной предметной деятельности. Движущая сила познавательной деятельности — растущий и развивающийся мозг. И наоборот, чем больше малыш получает впечатлений, чем разнообразнее ему предлагаются упражнения и материалы для восприятия, тем быстрее развивается мозг.

В этот период особенно активны органы восприятия — слух, зрение, обоняние, осязание и вкусовые ощущения, с помощью которых малыш познает окружающий мир.

Как отмечает профессор Т.С. Комарова, «работа по развитию восприятия должна осуществляться систематически и последовательно включаться во все этапы жизнедеятельности детей... пронизывать весь воспитательно-образовательный процесс, обогащая сенсорный и сенсомоторный опыт детей».

Следует отметить, что именно двигательная активность в первую очередь способствует развитию восприятия. Исследования М.Ю. Кистяковской, Н.М. Щеловановапоказали: чем богаче двигательный опыт ребенка, тем больше информации поступает в мозг, что способствует интенсивному интеллектуальному развитию малыша. Во время ходьбы, бега, лазанья и других движений ребенок сталкивается с целым рядом предметов и познает их свойства (тяжелый, легкий, большой, маленький, длинный, короткий, мягкий, твердый и т.п.), учится ориентироваться в пространстве.

Поэтому, организуя двигательную активность детей, особенно на физкультурных занятиях наряду с формированием двигательных умений и навыков, важно акцентировать внимание на развитии зрительного и слухового восприятия.

Развитие зрительного восприятия заключается:

-в закреплении у детей представлений о качествах предметов (форме, цвете, величине);

-умения  ориентироваться   впространстве;

-тактильных ощущений.

Физкультурный инвентарь и оборудование — те предметы, с которыми сталкивается ребенок на физкультурном занятии. Важно грамотно выстроить процесс ознакомления с ними детей, предложив сначала рассмотреть их, обследовать, выделяя свойства и качества: форму, цвет, величину, материал, из которого сделаны. Например, знакомя с мячом или гимнастической палкой, можно предложить обхватить двумя руками мяч, гимнастическую палку, погладить, надавить, при этом назвать качества физкультурного инвентаря (мяч круглый, резиновый, красный, гладкий; палка длинная, синяя, деревянная). Дети, воспринимая предметы, запоминают словесные обозначения их качеств.

Закрепление основных цветов

В раннем возрасте дети знакомятся с основными цветами: красным, синим, желтым, зеленым. На физкультурном занятии важно обращать внимание воспитанников на цвет физкультурного инвентаря (мячей, лент, обручей, кубиков, флажков, султанчиков), задавая вопрос: «Какого цвета мяч (лента)?».

Знание цвета может закрепляться в подвижных играх.

«Найди свой обруч»

Детям раздают цветные ленточки (красные, синие, зеленые). В углах комнаты располагают обручи такого же цвета. Дети бегают по залу. По команде «Найди свой обруч!» ребенок должен подбежать к обручу такого же цвета, как его ленточка.

Закреплению способностей сравнивать и группировать предметы по цвету будет способствовать игровое упражнение.

«Разноцветные мячи»

Воспитатель выбрасывает мячи разного диаметра (25 см, 15 см) и цвета (красные, синие). В углах зала стоят корзины такого же цвета. Дети должны собрать мячи по цвету в корзины.

Закрепление формы предметов

Ребенок третьего года жизни усваивает представления о 4— 5 формах: шар, куб, круг, треугольник, квадрат. Закрепление умения узнавать и называть форму предметов можно в игровом упражнении.

«Поезд»

Дети стоят в колонне по одному и держатся за длинную веревку. По сигналу «Поехали!» начинают движение со словами: «Чу-чу-чу». В центре зала рассыпаны кубики и мячи (одинаковые или разные по цвету). После остановки воспитатель предлагает собрать кубики (или только мячи).

Закрепить умение группировать предметы по форме поможет следующее игровое упражнение.

«Найди домик»

По углам комнаты стоят корзины с наклейками определенных форм: круг, квадрат,

треугольник. По залу разбросаны фигурки. Воспитатель предлагает собрать их и разместить по своим домикам. Затем воспитатель и дети вместе проверяют, все ли фигурки на своих местах.

Закрепление величины

Дети закрепляют знания о размерах (высоте, длине, ширине), знакомясь с понятиями: «высоко — низко», «длинный — короткий», «широкий — узкий».Для развития умения различать и называть контрастные размеры предмета важно акцентировать внимание детей на вопросах:

«Какой мяч по величине?» (большой или маленький);

«Какой ручеек?» (широкий или узкий);

«Какие ворота по высоте?» (высокие или низкие);

«Какая дорожка?» (длинная или короткая).

Закреплению умения соотносить предметы по величине будут способствовать игровые задания: большие мячи нужно прокатить через широкие ворота, маленькие -- через узкие; большие мячи прокатить по длинной дорожке, маленькие — по короткой и игровое упражнение.

«Найди и собери»

По углам комнаты расставлены большие и маленькие корзины. Воспитатель рассыпает большие и маленькие мячи и предлагает детям собрать их: большие мячи в большие корзины, маленькие — в маленькие корзины.

Закрепление умения ориентироваться в пространстве

В подвижных играх, игровых упражнениях ребенок учится ориентироваться в пространстве, овладевая такими понятиями, как: «далеко», «близко», «высоко», «низко», «впереди», «сзади», «вверху», «внизу» и т.д. Например, воспитатель обращает внимание детей на ленточки, висящие на шнуре на разном расстоянии (высоко и низко). Или предлагает детям подбросить мяч сначала высоко, а затем низко, или бросить мячи в корзины, одна из которых стоит далеко, а другая близко.

Развитие тактильных ощущений

На физкультурных занятиях дошкольники с интересом будут закреплять понятия: «мягкий — твердый», «гладкий — шершавый», для этого им можно предложить походить босиком по разным дорожкам: твердой (деревянной) и мягкой (широкой, узкой, длинной, короткой из дермантина и поролона), гладкой (из дермантина или клеенки) и шершавой («пуговичной», с нашитыми кольцами и др.).

Закреплению понятий «тяжелый — легкий» будет способствовать игровое упражнение.

«Тяжелый — легкий»

Воспитатель предлагает детям взять сначала тяжелые мячи (набивные), затем легкие (надувные, диаметром 20—25 см), после этого сесть около обозначенной черты и покатать по очереди мячи, характеризуя их: «тяжелый», «легкий».

Знакомя детей с физкультурным инвентарем, важно обращать их внимание на материал, из которого он выполнен, задавая вопросы: «Из чего сделан мяч (кубик, обруч)?». Дети начинают понимать, что мячи бывают резиновыми, пластмассовыми и из ткани, к тому же тяжелыми и легкими, гладкими и с шипами, большими и маленькими. Особое внимание следует уделить безопасности физкультурного инвентаря, чтобы он отвечал общепринятым санитарно-гигиеническим требованиям.

На физкультурных занятиях помимо зрительного важно развивать слуховое восприятие. Умение сосредоточиться на звуке — очень важная особенность человека. Без нее нельзя научиться слушать и понимать речь. Способность улавливать и различать звуки не возникает сама собой, ее нужно развивать. Ребенок учится различать «звучание» знакомых предметов: бубна, колокольчика, погремуки, барабана. Развитию у детей умения переключать слуховое внимание способствуют игры.

«Угадай, что делать»

У детей в руках два флажка. Если воспитатель громко звенит в бубен, дети поднимают флажки вверх и машут ими, а если звенит тихо — опускают их.

«Беги на носочках»

Воспитатель стучит в бубен тихо, громко и очень громко. Соответственно его звучанию дети выполняют движения: под тихий звук — идут на носочках, под громкий — полным шагом, под очень громкий звук — бегут.

Вышеперечисленные игровые упражнения и игровые задания можно использовать как на физкультурных занятиях, утренней гимнастике, так и на прогулке. Содержание их способствует развитию у детей активного восприятия, хорошей памяти и мышления.

Предлагаем познакомиться с конспектом физкультурного занятия в первой младшей группе.

Образовательная деятельность

«Цветные платочки»

Задачи:

  • упражнять в прокатывании мячей и пролезании в ворота разной величины;
  • закреплять знания об основных цветах и понятиях (большой — маленький, длинный —короткий);
  • развивать       координацию движений, быстроту и глазомер;
  • воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми.

Оборудование: платочки (красного, синего, зеленого и желтого цвета), большие и маленькие мячи   (по  количеству детей), 4 ориентира (красный, желтый, зеленый, синий), короткая и длинная дорожки, большие и маленькие ворота.

ВВОДНАЯ ЧАСТЬ

Дети входят в зал и становятся врассыпную. Воспитатель раздает цветные платочки, обращая внимание на их цвет. После этого дети перестраиваются в колонну друг за другом.

Обычная ходьба по короткой дорожке (20 с).

Ходьба широким шагом по длинной дорожке (20 с).

Обычный бег (10 с).

Ходьба обычная с восстановлением дыхания (10 с).

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

ОРУ с платочками

И.п. — ноги слегка расставлены, платочек держать за верхние углы, руки опущены. Руки с платочком поднять до груди, подуть на него («Сильный ветер»), опустить («Нет ветра»).

Упражнение выполнить 4 раза.

И.п. — стоя на коленях, платочек опущен. Руки с платочкомвыставить вперед, повернуться, показать платочек соседу («Смотри!»), вернуться ви.п.

        Упражнение выполнить 3 раза.

Организационно-методические рекомендации педагогам: чаще предлагайте детям отдых.

И.п. — сидя, ноги вместе, руки с платочком вперед. Поднять одну ногу, коснуться платочка, опустить, то же проделать другой ногой.

         Упражнение выполнить 4 раза.

Организационно-методические рекомендации педагогам: следите, чтобы дети не садились на пятки.

И.п. — ноги слегка расставлены, платочек на полу. Попрыгать 6—8 раз на месте и походить вокруг платочка.

Организационно-методические рекомендации педагогам: следите, чтобы дети не сгибали ноги в коленях.

ОВД

Прокатывание больших мячей в большие ворота, маленьких — в маленькие ворота.

Выполнить 3—4 раза.

Организационно-методические рекомендации педагогам: напоминайте детям, что прокатывать нужно прямо в ворота.

Пролезание в большие и маленькие ворота.

Выполнить 3—4 раза.

Организационно-методические рекомендации педагогам: обращайте внимание детей на то, что, пролезая, не нужно касаться ворот.

Подвижная игра «Найди свой домик»

Задачи:

  • развивать внимание, быстроту;
  • закреплять знание основныхцветов.

Дети с цветными платочками бегают по залу, по сигналу воспитателя подбегают к ориентиру того же цвета, что и платочек в руках.

Игру  можно   провести   2—3 раза.

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ

Игра малой подвижности «Покажи платочек»

Направлена на профилактику плоскостопия.

Дети пальцами ног должны поднимать с пола платочки.

Игру можно провести 2 раза.

Подводя итоги, следует отметить, что сенсорное воспитание имеет огромное значение для всестороннего развития ребенка, его умственных способностей.

Литература

  1. Ветер Л.А., Пилюгина Э.Г., Венгер  Н.Б.  Воспитание  сенсорной культуры ребенка. М., 1988.
  2. Методические рекомендации к Программе воспитания и обучения в детском саду / Под ред. В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. М.,
    2005.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста посредством проведения опытно-экспериментальной деятельности

В данном материале представлен опыт работы по опытно-экспериметнальной деятельности с дошкольниками....

план работы по самообразованию «Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста посредством проектной деятельности»

данный материал поможет педагогам дошкольного образования, использующим в своей практике проектный метод...

отчет по теме самообразования «Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста посредством проектной деятельности»

в материале отражена работа по проектному методу в дошкольном учреждении со старшими дошкольниками...

Педагогический опыт работы на тему: «Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста посредством поисково-исследовательской деятельности»

Актуальность темы очевидна: педагоги современного образовательного процесса призваны с особой внимательностью относиться к новым педагогическим технологиям, изучать закономерности педагогического проц...

«Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста посредством математических игр».

laquo;Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста посредством математических игр»....

ОПЫТ РАБОТЫ «Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста посредством экспериментальной деятельности»

Я с уверенностью могу сказать, что проблема детского экспериментирования в старшем дошкольном возрасте является актуальной и мало внедряемой методикой обучения.И именно поэтому тема опытно- эксперимен...