Коллективный игровой проект "Будьте здоровы!" или "Приключения носового платочка"
проект

Смирнова Ольга Ивановна

Коллективный игровой проект «Будьте здоровы!» или «Приключения носового платочка»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_priklyucheniya_nosovogo_platochka.doc729.5 КБ

Предварительный просмотр:

Коллективный игровой проект

«Будьте здоровы!» или «Приключения носового платочка»

Разработчиками проекта является проектировочная команда педагогов МБДОУ д/с № 31 г. о. Вичуга в следующем составе:

- Смирнова Ольга Ивановна, старший воспитатель

- Виноградова Светлана Вячеславовна, музыкальный руководитель

- Власова Елена Павловна, воспитатель

- Соколова Светлана Владимировна, воспитатель

- Парфенова Екатерина Владимировна, воспитатель

- Моисеева Ольга Сергеевна, воспитатель

- Павлова Екатерина Дмитриевна, воспитатель

Содержательная основа деятельностной игры на основе предмета,

связанного с детством.

       Носовой платок – предмет, который знаком с ранних лет каждому малышу. Вытирая носик малышу, мама нежно касается его лица, что-то приговаривает, с детства формирует культурно-гигиенические навыки и воспитывает стремление к аккуратности и чистоте.  

       Его характеристики: мягкий и нежный как мамины руки, символ любви и заботы, приятный на ощупь, практичный и безопасный, легко поддающийся различным манипуляциям и санитарно-гигиенической обработке.

       Тканевый носовой платок – это утилитарный предмет, но, помимо его непосредственного бытового назначения, он, как и многие другие предметы, может стать прекрасным дидактическим материалом, развивающим пособием, которое легко внести в предметно-пространственную среду каждой возрастной группы абсолютно любого дошкольного образовательного учреждения.

Цели и задачи использования носового платка в качестве универсального игрового пособия. Прогнозируемые эффекты

  • Носовой платок может не только научить детей соблюдать нормы гигиены, но и развить их творческие и умственные способности. Использование носового платка, как предмета для игр или развлечений, на практике показывает свою многогранность – это и развитие мелкой моторики, речи, мышления, внимания, воображения. Такие игры не требуют много материальных затрат.
  • Кроме экономической выгоды они формируют добрые взаимоотношения между взрослыми и ребёнком, позволяют развивать фантазию как больших, так и маленьких. Играя с платочком, дети одновременно проговаривают весёлые стихотворения, речь как бы ритмуется с движением, делается более громкой, чёткой и эмоциональной, а наличие рифмы положительно влияет на слуховое восприятие.
  • Игры развивают движения руки и требуют постоянной перестройки. Кисти рук становятся более подвижными, гибкими, что помогает детям в будущем с легкостью овладеть навыками письма.
  • Носовой платок выступает не просто как стимул или «партнер», а, скорее, действует как двигательная задача: сложить, разгладить, завязать, развязать, удержать в руке, захватить, затолкать в кулак.
  • Носовой платок – оригинальное средство для формирования навыков счёта, закрепления умений ориентировки в пространстве, пространственных понятий (вниз, вверх, налево, направо), а сюжет на платке даёт возможность упражняться в правильном употреблении предлогов, падежных форм существительных, согласовании числительных с существительными в роде и числе.
  • Платок – эффективное средство для активизации зрительного восприятия, произвольного внимания и памяти.

Универсальность игровых приёмов в разных возрастных группах, применяемых в разных видах детской деятельности

Использование носового платка как дидактического материала в разных возрастных группах и в различных видах деятельности безгранично. Множество традиционных и творческих заданий игрового характера можно предложить как малышам, так и ребятам старшего дошкольного возраста.  

Младшая группа: 

«Большой-маленький»

Цель: упражнять в умении сравнивать два предмета по величине, обозначать результаты сравнения словами «большой», «маленький».

Игровые действия: завернуть маленькую игрушку в маленький платок, большую – в большой; также спрятать игрушки, соотнеся с размером.

«Кто спрятался?»

Цель: развивать зрительное восприятие, внимание, наблюдательность, умение сравнивать, сопоставлять.

Игровые действия: назвать игрушку, спрятавшуюся под платком.

«Эмоции»

Цель: развивать познавательную активность, коммуникативные навыки; способствовать эмоциональной разрядке и снятию мышечного напряжения.

Игровые действия: спрятать лицо за платком, открывшись, показать эмоцию, предложенную педагогом.

«Раз, два, три – свой платочек сбереги!»

Цель: развивать слуховое внимание, быстроту реакции.

Игровые действия: по команде воспитателя, спрятать платок за спину, не дав его отнять.

«Сложи платочек»

Цель: развивать умение складывать платок в разных направлениях, получая тем самым изображение различных геометрических фигур; развивать мелкую моторику, координацию движений.

«Найди платочек»

Цель: совершенствовать навык узнавания знакомых песен.

Материал: платочки с картинками, соответствующими содержанию песен (машина, мишка, зайчик).

Ход игры: педагог предлагает послушать пьесу и выбрать платочек с соответствующей картинкой. Ребёнок по характеру музыки определяет, что это может быть.

Средняя группа:

Игра «Найди по описанию»

Цель: формировать умение описывать и находить платок по его наиболее характерным признакам (рисунку на платке);  развивать словарный запас детей, наблюдательность, находчивость; воспитывать выдержку.

Материал: носовые платки с различными яркими рисунками.

Ход игры: У детей на коленях разложены разноцветные платочки.  Дети рассматривают каждый свой платок. Затем ведущий описывает любой выбранный им платок, а дети смотрят и сравнивают свои платки с описанием. Отгадавший правильно ребенок становится ведущим. Игра продолжается.

Игра «Прятки»

Цель: формировать умение детей рассказывать о рисунке на платке по памяти; активизировать словарный запас, зрительное восприятие, произвольное внимание и память.

Материал: носовые платки с изображенной на них любой иллюстрацией.

Ход игры: взрослый предлагает ребенку сначала рассмотреть то, что нарисовано на платке, затем один из нарисованных предметов прячет (закрыв уголком платка или листочком бумаги). Ребёнку предлагается вспомнить и рассказать, какой предмет на платке спрятан.

Игра «Сделай куколку»

Цель: формировать умение детей делать фигурки из подручного материала (носового платка); развивать мелкую моторику рук, воображение, умение обыгрывать полученный персонаж; воспитывать, терпение, усидчивость, умение оказывать помощь в изготовлении сверстникам.

Материал: носовой платочек, кусочек синтепона или ваты, 6-8 маленьких резиночек для волос или браслетиков.

Ход игры: кукла – малышка плачет, ей скучно, забывала дома свою любимую куклу. Помогите ей, ребята, пожалуйста. Только у нас есть одни носовые платочки. Что же делать? Подвести ответы детей к изготовлению куколки из носового платка. Изготовление: в середину платка положить синтепон, сложить пополам, сформировать головку и перетянуть резиночкой. Затем резиночками перетянуть боковые верхние уголки – ручки. Затем перетянуть боковые нижние уголки – ножки или все 4 нижние уголка – юбочка. Теперь получившейся куколкой моно поиграть…

Игра «Собери платочек»

Цель: профилактики плоскостопия.

Материал: носовой платочек.

Ход игры: разложить на полу пред собой носовой платок, поставить обе босые ноги на платок. По очереди одной, другой ногой собираем платочек в кучку. Затем опять по очереди расправляем платочек. Делаем так несколько раз. Можно делать после сна.

Игра «Подними платочек»

Цель: профилактика плоскостопия.

Материал: носовой платочек.

Ход игры: разложить на полу перед собой носовой платок. Пальцами ноги зацепить платок и поднять его. Так же другой ногой.

Подвижная игра «Отними платок»

Цель: формировать умение быстро бегать, не наталкиваясь друг на друга; развивать быстроту реакции, ловкость, внимание; воспитывать осторожность при беге, доброжелательное отношение сверстнику.

Ход игры: у детей сзади прикреплены на шорты носовые платки. Задача ведущего сорвать платок и вывести игрока из игры. Игрок, оставшийся без платка, уходит в сторону. Выигрывает тот, у кого останется платок.

 

«Танцевальный платочек»

Цель: развивать у детей способность к спонтанному творческому поведению, чувство ритма; способствовать усвоению музыкальных знаний в танцевально-игровой практике.

Материал: платочки с картинками, соответствующие предметам для танцевальных движений; музыкальный реквизит.

Ход игры: под весёлую музыку дети по кругу передают колокольчик. С окончанием музыки ребёнок, в руках которого оказался колокольчик, выбирает понравившийся ему платочек. Дети находят предметы, изображённые на рисунке платка, и танцуют с ними, самостоятельно придумывая танцевальные движения.

Старшая группа:

«Геометрик»

Цель: развивать умение складывать платочек в горизонтальном и вертикальном направлении двумя руками, зрительно соотносить углы и стороны, развивать сообразительность.

«Дружно пальчики сведи, и платок в ладонь возьми»

Цель: формировать умение сдвигать прямые пальцы, захватывая одновременно платок и удерживать его между пальцами одной руки.

Игра в кругу «Раз, два – не зевай  платок не потеряй»

Цель: развивать быстроту реакции, координацию движения рук, умение соотносить одну часть тела с другой (рука-нос и т.д.).

«Обыграй стихотворение»

Цель: развивать умение обыгрывать знакомые стихотворные тексы с помощью носового платка, проявляя выдумку и смекалку; развивать координацию движений, мелкую моторику.

«Кукла из платка»

Цель: развивать навыки работы с тканью, мелкую моторику пальцев рук, способствовать эстетическому восприятию народной игрушки.

«Музыкальные платочки»

Цель: развивать образное и логическое мышление, обогащать детей музыкальными впечатлениями, воспитывать интерес к музыке.

Оборудование: сундучок с платочками.

Ход игры:

1 вариант – дети слушают музыкальные отрывки песен героев мультфильмов. Если мелодия угадана, находят платочек с соответствующей картинкой.

2 вариант – ребёнок достаёт из «волшебного сундучка» платочек и все исполняют песню, соответствующую изображению на картинке.

Новизной идеи считаем тот факт, что тканевый носовой платок, как вещь универсальная и абсолютно безопасная, может с лёгкостью использоваться внутри многих современных развивающих и здоровьесберегающих технологий.

       К примеру, в старшем дошкольном возрасте носовые платочки можно успешно использовать в процессе применения интерактивного метода работы с детьми – техники «сторителлинг» (в переводе «рассказывание историй»), направленной на разрешение педагогических вопросов воспитания, развития и обучения, развития нестандартного мышления, творческого воображения. Предметные и сюжетные картинки, изображённые на носовых платочках, позволяют детям сочинять интересные истории с определённой структурой и интересным героем.

Носовой платок –

предмет универсальный,

эффект – колоссальный!!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Чудеса из шкатулки. Игры и упражнения с носовыми платочками"

Данные методические разработки помогут организовать интересную игровую деятельность с дошкольниками,используя обыкновенные носовые платочки....

Конспект занятия по ручному труду в подготовительной группе "Сумочка для носового платочка"

Предлагаю конспект занятия по обучению детей навыкам шитья с использованием ткани разной фактуры и цвета....

Книга из носовых платочков "Герои Диснея".

Пособие для проведения НОД "Английский язык" в старшей и подготовительной подгруппах.....

Зачем нужен носовой платочек?

информация для родителей, чтобы учили детей правильно высмаркиваться и не забывали о важности носового платочка....

Игры с носовыми платочками

Носовой платочек - это важное средство для личной гигиены. Как правило, дети очень часто ходят без платочков, у них текут сопли или чихают и пр. И как бы не обращались к родителям, большинство их все ...

Буклет "Носовые платочки для сына или дочки"

Воспитываем культурно - гигиенические навыки у малышей.Когда малышу исполнится 1,5- 2 года, его надо начинать учить пользоваться собственным носовым платком. Платок должен всегда находиться в кармане ...

Конспект На тему: «Твой носовой платочек». Во второй ясельной группе « Ладушки »

Программное содержание: -Познакомить детей с предметом личной гигиены – носовым платком, его функциями и свойствами;- Расширить представления детей о действиях с предметами личной гигиены;- Вызвать у ...