ММО "«Реализация современных педагогических технологий в образовательном процессе ДОУ»
методическая разработка

В настоящее время педагогические коллективы ДОУ интенсивно внедряют в работу инновационные технологии. Поэтому основная задача педагогов дошкольного учреждения – выбрать методы и формы организации работы с детьми, инновационные педагогические технологии, которые оптимально соответствуют поставленной цели развития личности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mmo.docx42.11 КБ

Предварительный просмотр:

Здравствуйте, уважаемые коллеги! 

Приглашаю на очередное заседание ММО воспитателей групп общеразвивающей направленности

для детей  3  - 4  лет,

которое состоится  10.11.2022г., в 9.00,

в  МБДОУ «Детский сад № 28» ул. Колесникова, д.282А

 Тема: «Реализация современных педагогических технологий в образовательном процессе ДОУ»

 

Задание педагогам:

  1. Открытое мероприятие: экологический  квест «Что такое воздух?»  МБДОУ «Детский сад № 28 «Умка» (корпус 2)
  2. Презентация опыта работы «Дошкольники в мире экологии»

МБДОУ «Детский сад № 28 «Умка» (корпус 2)

  1.  Подготовить сообщение  «Реализация  современных педагогических технологий в образовательном процессе ДОУ в условиях реализации ФГОС ДО»  МБДОУ «Детский сад № 8 «Колокольчик» (корпус 2)

      4. Мастер-класс «Инновационные здоровьесберегающие технологии в           ДОУ»  МБДОУ «Детский сад № 18 «Ласточка» (корпус 2)  

      5. Творческий час   «Мастер своего  дела»  (подготовить материал по теме методического объединения)

 

Здравствуйте, уважаемые коллеги! Я рада видеть Вас  на методическом объединении. Меня зовут, Ирина Владимировна.

        Я рада видеть вас, ваши улыбки. От них становится светлее и теплее. Давайте начнем нашу работу с радостью, добротою.

Я предлагаю всем встать у своих мест. Давайте разотрем свои руки сильно-сильно и приложим их к своим щекам. Ощущаете тепло?

Давайте разотрем еще раз и своими горячими руками возьмем за руки своего соседа, подарим ему свое тепло. Теплее стало?

Вот пусть это тепло между вами и другими людьми никогда не угаснет. Хорошего вам настроения.

Тема нашего методического объединения: «Реализация современных педагогических технологий в образовательном процессе ДОУ»

Хочется сказать огромное спасибо,

За открытое мероприятие, нам представили современную педагогическую технологию экологический квест «Что такое воздух?» Тема всем знакомая, поэтому подготовиться к открытому  мероприятию вдвойне сложнее,  потому что всегда найти новое что – то новое всегда труднее. Я хочу, чтобы мы поделились своими положительными эмоциями по проведенному мероприятию.

        Мне понравилось мероприятие ……………………………………………, потому что……

Спасибо Вам………………………………………………………………………, сегодня  я хочу отметить в Вашем занятии……………………………………..

Упражнение «Найди похожих» (игровая, личностно-ориентированная технология) Цель: преодоление неловкости, создание веселой непринужденной обстановки, сплоченности. Материалы: круг участников, сидящих на стульях. Проведение: ведущий объясняет правила игры: «Я буду говорить некоторые фразы – утверждения, к кому из вас они подходят, те встают».

 Фразы: Кто в семье главный?

Кто участвует в профессиональных конкурсах?

Кто пришел в брюках?

 Кто вовремя сдает всю документацию?

 Кто сегодня завтракал?

 Кто вовремя проводит режимные процессы, в том числе НОД?

У кого есть часы?

 Кто использует в своей работе метод проектов?

 У кого есть сотовый?

 Кто в своей работе использует современные педагогические технологии? Сегодня я с вами хотела бы провести мастер-класс по теме: «Эффективные образовательные технологии развития детей дошкольного возраста в условиях введения ФГОС ДО».

Метод интервью. Представьте, что вы пришли в шикарный ресторан и вам предлагают попробовать блюдо дня. Что вы спросите о блюде? Заказав блюдо, что вы будете ожидать от него? А если блюдо будет называться «Современные образовательные технологии»?

-Какие из технологий вам менее знакомы?

-Какую технологию используете в работе чаще других?

Игра «Шанхайцы» (личностно-ориентированная, игровая технология) Цель: усиление групповой сплоченности, включенности участников в работу, концентрации внимания и наблюдательности.

«Встаньте в шеренгу и возьмитесь за руки. Первый в шеренге осторожно закручивается вокруг своей оси и тянет за собой остальных, пока не получится «спираль». В этом положении участники должны пройти некоторое расстояние. Можно предложить группе в конце своего движения присесть на корточки».

Стретчинг (здоровьесберегающая технология)

Примите исходное положение: встаньте прямо, ноги слегка согнуты в коленях, стопы развѐрнуты наружу, руки в замке и выпрямлены перед собой. Из положения максимально выпрямите руки перед собой, слегка потяните их вперѐд - вниз так, чтобы ладони были направлены вперѐд. Почувствуйте растяжение мышц плеча. Задержитесь в этом положении на 30 секунд и медленно вернитесь в исходное положение. Важные моменты: сохраняйте прямое положение спины; до конца выпрямляйте руки перед собой; дышите равномерно.

Мнемотехнология. (развивающая технология) Предлагается рассказать сюжет по предложенной схеме.

«Кричалки-шепталки-молчалки»

(Психологические игры с гиперактивными детьми) Цель: развитие наблюдательности, умения действовать по правилу волевой регуляции. Из разноцветного картона надо сделать 3 силуэта ладони: красный, желтый, синий. Это – сигналы. Когда взрослый поднимает красную ладонь – «кричалку» можно бегать, кричать, сильно шуметь; желтая ладонь – «шепталка» – можно тихо передвигаться и шептаться, на сигнал «молчанка» – синяя – дети должны замереть на месте или лечь на пол и не шевелиться. Заканчивать игру следует "молчанками".

Упражнение «Бумажные мячики» (газеты) (здоровьесберегающая технология, снятие психологического напряжения)

«Возьмите каждый по листу газеты, как следует его скомкайте и сделайте из него хороший, достаточно плотный мячик. Теперь разделитесь, пожалуйста, на 2 команды, и пусть каждая из них выстроится в линию, так, чтобы, расстояние между командами, составляло 4 метра. По моей команде вы начнете бросать мячи в сторону противника. Команда будет такой: «Приготовьтесь! Внимание! Начали!». Услышав команду «Стоп!», вам надо прекратить бросать мячи. Выигрывает та команда, на чьей стороне окажется меньше мячей».

Упражнение «Шишки» (здоровьесберегающая технология, снятие психологического напряжения, развивающая технология)

 Ведущий показывает корзинку с шишками и высыпает шишки в центре круга. 1. Возьмите себе одну. Внимательно рассмотрите свою шишку, изучите еѐ структуру, особенности строения, постарайтесь запомнить все еѐ индивидуальные черточки. А теперь соберем шишки обратно в корзинку, перемешаем и снова высыплем в центре круга. Ваша задача — найти свою шишку. 2. Возьмите шишку в правую руку, вытяните руку вперед, сожмите шишку в руке. То же самое в левой руке. Молодцы, вы прекрасно справились со всеми заданиями.

 Используйте различные технологии, и перед вами в полной мере раскроется неиссякаемый источник детской фантазии.

Рефлексия «Солнышко и дождик» И в заключение нашего ММО, представьте, что директор ресторана просит вас написать отзыв об испробованном блюде.

Цель: подвести итоги, рефлексию. Материалы: солнышко и лучи желтого цвета, тучка и капли синего цвета, фломастеры. Проведение: Прикрепите лучик к солнышку, если мастер-класс вам понравился и вы получили нужную для вас информацию; капельку к тучке, если мастер-класс не удался и не оправдал ваших ожиданий.

Игровая  технология «Друдлы»

Друдл - это не совсем законченная картинка, которую нужно придумать на что она похожа.

Друдлы - это задачи – головоломки, в которых нужно домыслить. это черно-белые картинки загадки, смотря на которые совершенно невозможно точно сказать, что это такое. Эта игра интересна дошкольникам тем, что она дает неограниченное пространство для полета фантазии, воображения и творчества детей: друдлы развивают речь ребенка во время игры, повышают мыслительную деятельность, стимулируют пространственное мышление, познавательную активность детей. Смысл друдлов, как можно больше придумать вариантов видения картинки. Они заставляют мозг перелопатить тонну информации, чтобы соотнести образ, с изображением на картинке.

Чем полезна техника друдлы?

- развитие образного мышления, как у взрослых, так и у детей;

- развитие креативного воображения «Я учусь видеть необычное в обычном»;

- развитие речи, общения, когда я рисую, я думаю и проговариваю то, что рисую.

Если заниматься друдлами в паре со своим ребенком без общения просто не обойтись. Вы стараетесь обговорить линии, фигуры, задаете вопросы: «На что похоже?», «А что ты здесь дорисуешь?», «А какого цвета это будет?».

Слово Друдлы в переводе с английского обозначает «каракули». Но это слово собирательное состоящее из слов 'doodle'

Этапы обучения

1.  «Дорисуй геометрическую фигуру»

Если отгадывание друдлов даётся с трудом, то можно начать с самых простых детских вариантов. Это приывание и превращения во что-либо геометрических фигур. Но  нужно придумать как можно больше вариантов.

2. «Что за зверь?»

Попробуем ограничить тему ответов, например, вопросом, а что это за зверь (мебель, еда, и т.д., можно использовать тематические наборы)? Сузив область поисков,  мы поможем ребёнку сосредоточиться. И ему будет проще увидеть в каракулях, например, разных зверей. При затруднении ребёнка предлагаем свои версии. Объясняем, почему вы решили, что картинка похожа на данный предмет. Если ребенок настаивает на одном только ответе, переворачиваем картинку вверх ногами  и фантазии ребенка продолжаются.

3.  «Дорисуй картинку».

 Перед ребёнком лежит лист с друдлом.  Ему необходимо дорисовать рисунок и дать ему название. Каждый ответ на вопрос «Что нарисовано на твоем рисунке?»   данный или услышанный ребёнком, развивает фантазию, творческое мышление, внимание, речь.

4. «Придумай и нарисуй друдл».

Предлагаем ребёнку нарисовать друдл, придумать название, воспитатель и другие дети пытаются отгадать, что задумал ребёнок. Это позволит развить у ребёнка не только воображение, но и умение вести диалог.


Друдлы желательно рисовать черным карандашом или черным фломастером на белой бумаге. Этот фон наиболее благоприятный для развития воображения и для полета фантазии

Вначале давайте вспомним, что же означает сам термин «технология».

    Технология – это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве (толковый словарь).

    Педагогическая технология – это совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств. Она есть организационно-методический инструментарий педагогического процесса (Б.Т. Лихачев).   

    Структура образовательной технологии:

концептуальная часть – это научная база технологии, т.е. психолого-педагогические идеи, которые заложены в ее фундамент;

содержательная часть – это общие, конкретные цели и содержание учебного материала;

процессуальная часть – совокупность форм и методов учебной деятельности детей, методов и форм работы педагога, деятельности педагога по управлению процессом усвоения материала, диагностика обучающего процесса.

    Основные требования (критерии) педагогической технологии:

- концептуальность 

- системность 

- управляемость 

- эффективность 

- воспроизводимость.

    Таким образом, очевидно: если некая система претендует на роль технологии, она должна соответствовать всем перечисленным выше требованиям. Взаимодействие всех субъектов открытого образовательного пространства (дети, сотрудники, родители) ДОУ осуществляется на основе современных образовательных технологий.

    Современные образовательные технологии в ДОУ:

- здоровьесберегающие технологии;

- технологии проектной деятельности;

- технология исследовательской деятельности;

- информационно-коммуникационные технологии;

- личностно-ориентированные технологии;

- технология портфолио дошкольника и воспитателя;

- игровая технология;

- технология «ТРИЗ» и др. 

  Игровая технология

    Какая технология расцветает в детские годы и сопровождает человека на протяжении всей его жизни?

Главная цель игровой технологии - создание полноценной мотивационной основы для формирования навыков и умений деятельности в зависимости от условий функционирования дошкольного учреждения и уровня развития детей.

Игровая технология – строится как целостное образование, охватывающее определенную часть учебного процесса и объединенное общим содержанием, сюжетом, персонажем. В нее включаются последовательно:

- игры и упражнения, формирующие умение выделять основные, характерные признаки предметов, сравнивать, сопоставлять их;

- группы игр на обобщение предметов по определенным признакам;

- группы игр, в процессе которых у дошкольников развивается умение отличать реальные явления от нереальных;

- группы игр, воспитывающих умение владеть собой, быстроту реакции на слово, фонематический слух, смекалку и др.

    Составление игровых технологий из отдельных игр и элементов – забота каждого воспитателя. 

    Виды педагогических игр

    По виду деятельности

  • Двигательные
  • Интеллектуальные
  • Психологические

По характеру педагогического процесса

  • Обучающие
  • Познавательные
  • Воспитательные
  • Развивающие

    По характеру игровой методики

  • Игры с правилами
  • Игры с правилами, установленными по ходу игры

    По содержанию

  • Музыкальные
  • Математические
  • Социализирующие
  • Логические

По игровому оборудованию

  • Настольные
  • Компьютерные
  • Театрализованные
  • Сюжетно-ролевые
  • Режиссерские

  Информационно-коммуникационная технология

    Какая технология отличается наглядностью, яркостью и вызывает у ребенка положительные эмоции? (Информационно-коммуникационная технология).

Главной целью внедрения информационных технологий является создание единого информационного пространства образовательного учреждения, системы, в которой задействованы и на информационном уровне связаны все участники учебно-воспитательного процесса: администрация, педагоги, воспитанники и их родители.

    ИКТ в работе современного педагога:

  1. Подбор иллюстративного материала к занятиям и для оформления стендов, группы, кабинетов (сканирование, интернет, принтер, презентация).
  2. Подбор дополнительного познавательного материала к занятиям, знакомство со сценариями праздников и других мероприятий.
  3. Обмен опытом, знакомство с периодикой, наработками других педагогов России и зарубежья.
  4. Оформление групповой документации, отчетов.
  5. Создание презентаций в программе Рower Рoint для повышения эффективности образовательных занятий с детьми и педагогической компетенции у родителей в процессе проведения родительских собраний.

    Ошибки при использовании ИКТ:

  • недостаточная методическая подготовленность педагога;
  • неправильное определение дидактической роли и места ИКТ на занятиях;
  • бесплановость, случайность применения ИКТ;
  • перегруженность занятия демонстрацией.

  Здоровьесберегающие технологии

    Какие технологии самые важные для сохранения здоровья дошкольника? (Здоровьесберегающие технологии).

    Целью здоровьесберегающих технологий является обеспечение ребенку возможности сохранения здоровья, формирование у него необходимых знаний, умений, навыков по здоровому образу жизни, использование полученных знаний в повседневной жизни.

Выделяют (применительно к МБДОУ) следующую классификацию здоровьесберегающих технологий:

Все здоровье сберегающие технологии можно разделить на 4 группы:

  • Технологии сохранения и стимулирования здоровья.
  • динамические паузы (комплексы физ. минуток, которые могут включать дыхательную, пальчиковую, артикуляционную гимнастику, гимнастику для глаз и т.д.)
  • подвижные и спортивные игры
  • контрастная дорожка, тренажеры
  • стретчинг
  • ритмопластика
  • релаксация
  • Технологии обучения здоровому образу жизни.
  • утренняя гимнастика
  • физкультурные занятия
  • бассейн
  • точечный массаж (самомассаж)
  • спортивные развлечения, праздники
  • День здоровья
  • СМИ (ситуативные малые игры – ролевая подражательная имитационная игра)
  • Игротренинги и игротерапия
  • Занятия из серии «Здоровье»

Коррекционные технологии

  • технология коррекции поведения
  • арттерапия
  • технологии музыкального воздействия
  • сказкотерапия
  • технология воздействия цветом
  • психогимнастика
  • фонетическая ритмика

  Технология исследовательской деятельности

    Цель исследовательской деятельности в детском саду – сформировать у дошкольников основные ключевые компетенции, способность к исследовательскому типу мышления.

    Содержание познавательно-исследовательской деятельности:

- Опыты (экспериментирование)

- Коллекционирование

  • Классификационная работа

- Путешествие по карте

  • Путешествие по «реке времени»

    Какие методы и приемы организации экспериментально-исследовательской деятельности использовал воспитатель с детьми в средней группе?

    Методы и приемы организации экспериментально-исследовательской деятельности:

- эвристическую беседу;

- постановку и решение вопросов проблемного характера;

- наблюдения;

- моделирование (создание моделей об изменениях в неживой природе);

 - опыты;

- фиксацию результатов (наблюдений, опытов, экспериментов,  трудовой деятельности);

- «погружение» в краски, звуки, запахи и образы природы;

- подражание голосам и звукам природы;

- использование художественного слова;

- дидактические игры, игровые обучающие и творчески развивающие ситуации;

- трудовые поручения, действия.

  Технология проектной деятельности

    Какая технология самая популярная среди педагогов дошкольных учреждений? (Технология проектной деятельности).

    Цель: Развитие и обогащение социально-личностного опыта посредством включения детей в сферу межличностного взаимодействия.

   Классификация проектов:

Игровые – детские занятия, участие в групповой деятельности (игры, народные танцы, драматизации, разного рода развлечения);

Экскурсионные – направленные на изучение проблем, связанных с окружающей природой и общественной жизнью;

Повествовательные – при разработке которых дети учатся передавать свои впечатления и чувства в устной, письменной, вокальной (песня), художественной (картина), музыкальной (игра на рояле) формах;

Конструктивные – нацеленные на создание конкретного полезного продукта (сколачивание скворечника, устройство клумб).

Личностно - ориентированная технология

Личностно-ориентированные технологии ставят в центр всей системы дошкольного образования личность ребенка, обеспечение комфортных условий в семье и дошкольном учреждении, бесконфликтных и безопасных условий ее развития, реализация имеющихся природных потенциалов.

Личностно-ориентированная технология реализуется в развивающей среде, отвечающей требованиям содержания новых образовательных программ.

Отмечаются попытки создания условий личностно-ориентированных взаимодействий с детьми в развивающем пространстве, позволяющей ребенку проявить собственную активность, наиболее полно реализовать себя.

Однако, сегодняшняя ситуация в дошкольных учреждениях не всегда позволяет говорить о том, что педагоги полностью приступили к реализации идей личностно-ориентированных технологий, именно предоставление возможности детям для самореализации в игре, режим жизни перегружен различными занятиями, на игру остается мало времени.

В рамках личностно-ориентированных технологий самостоятельными направлениями выделяются:

гуманно-личностные технологии, отличающиеся своей гуманистической сущностью психолого-терапевтической направленностью на оказание помощи ребенку с ослабленным здоровьем, в период адаптации к условиям дошкольного учреждения.

Данную технологию хорошо реализовать в новых дошкольных учреждениях (например: д/с № 2), где имеются комнаты психологической разгрузки - это мягкая мебель, много растений, украшающих помещение, игрушки, способствующие индивидуальным играм, оборудование для индивидуальных занятий. Музыкальный и физкультурный залы, кабинеты долечивания (после болезни), помещение по экологическому развитию дошкольника и продуктивной деятельности, где дети могут выбрать себе занятие по интересу. Все это способствует всестороннему уважению и любви к ребенку, веру в творческие силы, здесь нет принуждения. Как правило, в подобных дошкольных учреждениях дети спокойны, уступчивы, не конфликтны.

Технология сотрудничества реализует принцип демократизации дошкольного образования, равенство в отношениях педагога с ребенком, партнерство в системе взаимоотношений «Взрослый - ребенок». Педагог и дети создают условия развивающей среды, изготавливают пособия, игрушки, подарки к праздникам. Совместно определяют разнообразную творческую деятельность (игры, труд, концерты, праздники, развлечения).

Педагогические технологии на основе гуманизации и демократизации педагогических отношений с процессуальной ориентацией, приоритетом личностных отношений, индивидуального подхода, демократическим управлением и яркой гуманистической направленностью содержания. Таким подходом обладают новые образовательные программы «Радуга», «Из детства - в отрочество», «Детство», «От рождения до школы»

Сущность технологического воспитательно-образовательного процесса конструируется на основе заданных исходных установок: социальный заказ (родители, общество) образовательные ориентиры, цели и содержание образования. Эти исходные установки должны конкретизировать современные подходы к оценке достижений дошкольников, а также создавать условия для индивидуальных и дифференцированных заданий

Выявление темпов развития позволяет воспитателю поддерживать каждого ребенка на его уровне развития.

Таким образом, специфика технологического подхода состоит в том, чтобы воспитательно-образовательный процесс должен гарантировать достижение поставленных целей. В соответствии с этим в технологическом подходе к обучению выделяются:

-постановка целей и их максимальное уточнение (воспитание и обучение с ориентацией на достижение результата;

-подготовка методических пособий (демонстрационный и раздаточный) в соответствии с учебными целями и задачами;

-оценка актуального развития дошкольника, коррекция отклонений, направленная на достижение целей;

заключительная оценка результата - уровень развития дошкольника.

Личностно-ориентированные технологии противопоставляют авторитарному, обезличенному и обездушенному подходу к ребенку в традиционной технологии – атмосферу любви, заботы, сотрудничества, создают условия для творчества личности.

Технология портфолио дошкольника

Портфолио  это копилка личных достижений ребенка в разнообразных видах деятельности, его успехов, положительных эмоций, возможность еще раз пережить приятные моменты своей жизни, это своеобразный маршрут развития ребенка.

Цель портфолио :

-Целенаправленно собирать, систематизировать информацию о ребенке, фиксировать индивидуальные неповторимые субъектные проявления детей, что особенно важно в дошкольном возрасте, когда развитие ребенка характеризуется неравномерностью, скачкообразностью, индивидуальным темпом созревания психических функций и накопление субъективного опыта.

 «Лэпбук, как инновационная технология дошкольного обучения»

Цель: Развитие познавательной активности и интеллекта детей в процессе создания лэпбука, путем внедрения инновационных педагогических технологий в образовательный процесс ДОУ.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация "Современные педагогические технологии в образовательном процессе дошкольного образования"

Современные педагогические технологии в дошкольном образовании направлены на реализацию государственного стандарта дошкольного образования. В настоящее время педагогические коллективы ДОУ интенсивно в...

Реализация современных педагогических технологий в образовательном процессе ДОУ в условиях реализации ФГОС ДО

ФГОС ДО делает основной упор на поддержку разнообразия, собственной активности и инициативы детей, ставит акцент на создании условий, благоприятствующих позитивной социализации и развитию; обеспечивае...

Повышение уровня качества образования детей дошкольного возраста с ОВЗ через использование современных педагогических технологий в образовательном процессе.

Предлагаю просмотреть выступление с приложением презентации (участие в районном смотре - конкурсе учебно-методических объединений)...