Презентация к ВКР
презентация

Ольга Вячеславовна Барышенская

Презентация и речь к ВКР 2019

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon презентация к ВКР258.5 КБ
Microsoft Office document icon Речь К ВКР45 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Выпускная квалификационная работа студентки 5 курса заочной формы обучения БЗ СДО-51 Барышенской Ольги Вячеславовны Научный руководитель: Старший преподаватель Махоткина Елена Борисовна «Формирование коммуникативной компетенции у дошкольников с общим недоразвитием речи как основной фактор готовности к обучению в школе»

Слайд 2

Объект исследования – коммуникативная компетенция детей дошкольного возраста. Предмет исследования – основные направления формирования коммуникативной компетенции дошкольников с ОНР как фактора готовности к обучению в школе. Гипотеза исследования: эффективным формирование коммуникативной компетенции у старших дошкольников с общим недоразвитием речи будет при условии: учета ведущей деятельности; системности и комплексного воздействия на развитие основных компонентов коммуникативной компетентности: познавательного, эмоционального и поведенческого; включении ролевых и театрализованных игр; использования индивидуального, дифференцированного подхода в коррекционно-развивающей работе. Научный аппарат исследования

Слайд 3

1. Провести анализ теоретических и методологических исследований по проблеме понятия и сущности коммуникативной компетенции как фактора готовности к обучения в школе у детей дошкольного возраста. 2. Определить теоретические аспекты особенностей коммуникативной компетенции дошкольников с общим недоразвитием речи. 3. Подобрать актуальные методики диагностики коммуникативной компетенции как основного фактора готовности к обучению в школе у дошкольников с общим недоразвитием речи. 4. Экспериментально изучить уровень и особенности сформированности компонентов коммуникативной компетенции старших дошкольников с общим недоразвитием речи. 5. Определить основные направления формирующей работы по развитию коммуникативной компетенции детей старшего дошкольного возраста с ОНР как фактора готовности к обучению в школе. 6. Реализовать предложенные направления педагогической работы с дошкольниками с ОНР и оценить их эффективность. Задачи исследования:

Слайд 4

Цель и задачи констатирующего эксперимента Задачи исследования Цель исследования : изучение особенностей коммуникативной компетенции у старших дошкольников с общим недоразвитием речи. 1. Подобрать систему диагностических заданий, позволяющих оценить сформированность компонентов коммуникативной компетенции у детей с возраста с ОНР 3. Провести исследование, выполнить качественный и количественный анализ полученных результатов 2. Сформировать экспериментальную и контрольную группы воспитанников База исследования: МБДОУ «ЦРР детский сад «Россиянка» город Обнинск В исследовании принимали участие 16 дошкольников с общим недоразвитием речи III и IV уровня в возрасте 5,1 – 5,9 лет.

Слайд 5

Методика проведения констатирующего эксперимента 1. Выявление ценностно-смыслового компонента коммуникативной компетенции. Методика «Неоконченные ситуации» (авторы А. М. Щетинина, Л. В. Кирс). Цель методики: изучение особенностей принятия и осознания детьми нравственных норм, собственных и чужих ценностных ориентаций 2. Диагностика сформированности эмоционального компонента. Методика «Изучение понимания детьми эмоциональных состояний людей» В.М. Минаевой. Цель методики: понимание детьми эмоционального состояния людей. 3. Диагностика сформированности поведенческого компонента. Методика «Диагностика изучения навыков общения со сверстниками» авторов И.А. Орловой и В.М. Холмогоровой. Цель методики: изучение поведения дошкольника, регистрация интереса ребёнка к сверстнику, чувствительности к воздействиям, инициативности ребёнка в общении, просоциальных действий, сопереживания и средств общения.

Слайд 6

Результаты распределения воспитанников с ОНР по уровню развития ценностно-смыслового компонента коммуникативной компетенции

Слайд 7

Распределение воспитанников с ОНР по уровню развития эмоционального компонента коммуникативной компетенции

Слайд 8

Распределение воспитанников с ОНР по уровню развития поведенческого компонента коммуникативной компетенции

Слайд 9

Сводная таблица результатов диагностики компонентов коммуникативной компетенции дошкольников с ОНР Уровень Воспитанники с ОНР Ценностно-смысловой компонент Эмоцио нальный компонент Поведен ческий компонент Общие результаты коммуни кативной компетенции Высокий уровень 6% 6% 0% 4% Средний уровень 38% 44% 44% 42% Низкий уровень 58% 50% 56% 55%

Слайд 10

Основные направления формирующей работы Познавательный компонент Формирование умений дифференцировать образ других людей (замечать внешние особенности, желания, потребности, мотивы поведения). Формирование знаний и понимания эмоций других людей: игры «Пиктограммы», «Я радуюсь, когда...», «Зеркало» и т.п. Навыки решения конфликтов: игры «Игры-ситуации», «Коврик примирения», «Руки знакомятся, руки сорятся, руки мирятся». Формирование навыков и знаний правил общения со сверстниками и взрослыми, навыки этикета. На данном этапе совместно с детьми рисовались схемы-памятки и мнемо-таблицы, позволяющие детям запомнить основные навыки этикета (Приложение 6). Кроме того, в саду были развешены иллюстрации, свидетельствующие о правилах поведения в детском саду. Каждый день внимание детей привлекалось к той или иной иллюстрации, в соответствии со случаями нарушения поведения со сверстниками (Приложение 7). .

Слайд 11

Основные направления формирующей работы Эмоциональный компонент Формирование положительных отношений к другим людям: использовались игры, направленные на развитие умений устанавливать доброжелательные отношения, замечать положительные качества других и выражать это словами, делать комплименты «Вежливые слова», «Волшебный букет цветов», « Подарок для всех». Формирование личностного типа отношения к другим людям (чувство общности, сопричастности и т.п): «Волшебный мешочек», «Настроение», «Волшебный светофор», «Хорошо-плохо», «Вместе и врозь». Инициативность, эмпатия в общении с другими людьми: «Пресс-конференция», « Пойми меня», «Без маски».

Слайд 12

Основные направления формирующей работы Поведенческий компонент. Формирование навыков регулирования процесса общения и взаимодействия с помощью правил и норм поведения. На данном этапе активно использовались игры с правилами, в том числе и подвижные «Воробьиные драки», «Пеньки», «Мяч по кругу», «Бюро находок». Формирование навыков выражения и достижения целей с учетом интересов других людей: «Играем в команде», «Дамы и кавалеры», «Уступи другу». Формирование навыков передачи своих желаний и мнений другим людям: «Изобрази пословицу», «Разговор через стекло», «Закорючка». Формирование чувства единства, сплоченности: «Клеевой ручеек», «Слепец и поводырь», «Волшебные водоросли». Примеры игр представлены в Приложении 8.

Слайд 13

Распределение дошкольников двух групп по общему уровню компонентов коммуникативной компетенции дошкольников на контрольном этапе исследования

Слайд 14

Благодарю за внимание!



Предварительный просмотр:

Слайд 1. Уважаемый председатель, члены государственной аттестационной комиссии и все присутствующие! Вашему вниманию представляется дипломная работа на тему

«Формирование коммуникативной компетенции у дошкольников с общим недоразвитием речи как основной фактор готовности к обучению в школе.

Актуальность темы исследования заключается в том, что освоение дошкольниками культурного и общечеловеческого опыта невозможно без умений общаться с другими людьми. Посредством межличностного общения происходит развитие высших психических функций и сознания ребенка.

Развивая коммуникативную компетенцию у детей, есть возможность совершенствовать их речевые и социально-психологические навыки, позволяющие выражать свои мысли, строить положительные отношения с другими людьми, само выражаться, научить детей грамотно использовать речевой этикет в зависимости от коммуникативной ситуации, выбирать вербальные и невербальные способы общения, что позволит успешно войти в период младшего школьного возраста, адаптироваться на первых этапах школьного обучения.

Слайд 2,3

Гипотеза исследования: эффективным формирование коммуникативной компетенции у старших дошкольников с общим недоразвитием речи будет при условии:

  • учета ведущей деятельности;
  • системности и комплексного воздействия на развитие основных компонентов коммуникативной компетентности: познавательного, эмоционального и поведенческого;
  • включении ролевых и театрализованных игр;
  • использования индивидуального, дифференцированного подхода в коррекционно-развивающей работе. 

Цель исследования – теоретически обосновать, определить и апробировать основные направления коррекционно-педагогической работы по  формированию коммуникативной компетенции у дошкольников с общим недоразвитием речи.

Слайд 4. Теоретическая часть исследования посвящена обзору источников. Вторая глава является практической.

Цель констатирующего этапа исследования: изучение особенностей коммуникативной компетенции у старших дошкольников с общим недоразвитием речи. Исследование проводилось на базе МБДОУ «ЦРР детский сад «Россиянка» город Обнинск. В исследовании принимали участие 16 дошкольников с общим недоразвитием речи III и IV уровня (по результатам комиссии ПМПК) в возрасте 5,1 – 5,9 лет.

Слайд 5. Для достижения цели использовался комплекс диагностических методик, позволяющих сделать выводы об общем уровне сформированности коммуникативной компетенции участников исследования.

Методики и их цели представлены на слайде.

Слайд 6. Результаты диагностики показали, что большинство воспитанников с ОНР (56%) показали низкие результаты сформированности ценностно-смыслового компонента, только 1 ребенок (6%) показал высокий результат. Таким образом, анализируя представленные ситуации можно отметить, что понимание нравственных норм и уровень ценностно-смыслового компонента коммуникативной компетенции в исследуемой группе детей находится на недостаточном уровне, что имеет существенное влияние на формирование межличностных отношений.

Старшие дошкольники с ОНР, в целом, не умеют проявить сочувствие, эмпатию, не способны быстро оценить ситуацию в конфликтах, не умеют распознавать эмоциональное состояние других детей и обладают более низкими навыками к коммуникативному взаимодействию.

Слайд 7 . Результаты свидетельствуют о том, что большинство участников с ОНР (50%) показали низкий уровень сформированности эмоционального компонента коммуникативной компетенции. 44% показали средние результаты и только 1 ребенок (6%) успешно справился с заданием. всех воспитанников с ОНР характеризует невысокий социальный и речевой опыт восприятия, осознания и воспроизведения эмоций и чувств других людей.

Старшие дошкольники с ОНР, в целом, способны понять ситуацию, в которой возникла эмоция через отношения с другими людьми, но затрудняются воспринимать свое поведение в этой ситуации и описать переживание своих чувств.

В основном они используют в своей речи общеупотребительные стилистически нейтральные слова, а использование эмоционально-оценочной лексики фрагментарно и выборочно.

Слайд 8. Данные свидетельствуют о том, что 56% воспитанников с ОНР показали низкие результаты коммуникативной компетенции, 44% – средние, высоких результатов не выявлено. Воспитанников с ОНР также характеризует низкая чувствительность к действиям сверстников. Большинство дошкольников с ОНР не вступают во взаимодействие с другими детьми а, тем более, с компанией детей.  

Такие результаты подтверждают полученные по другим методикам результаты о низком уровне эмпатии детей к сверстникам.

Слайд 9. Таким образом, рассмотрев основные компоненты коммуникативной компетенции детей старшего дошкольного возраста можно сделать общие выводы, представленные на слайде.

Речевое недоразвитие мешает старшим дошкольникам с ОНР вступать во взаимоотношения со сверстниками, так как многие дети осознают имеющиеся у них речевые нарушения и критичны к речевому дефекту.

Дети испытывают сложности при организации межличностных контактов, не умеют организовать трудовую и игровую деятельность с заданными условиями (сюжетом). Дошкольники с ОНР слабо ориентированы в коллективе и адаптированы к условиям существования в нем.

Наличие проблем общения, несомненно, будет отрицательно влиять на моральное состояние детей, на мотивацию к посещению школы и, в целом, существенно снизит эффективность получения знаний. Все воспитанники экспериментальной группы нуждаются в педагогической поддержке.

Слайд 10,11,12 Цель формирующего этапа исследования: формирование коммуникативной компетенции как основного фактора готовности к обучению в школе. Для оценки эффективности представленных направлений педагогической работы дети двух групп были разделены на 2 подгруппы по 8 человек: экспериментальную и контрольную. Дети экспериментальной группы занимались по предложенным нами направлениям, дети контрольной группы занимались по привычной программе.

 Основу формирующей работы составляла ведущая деятельность дошкольников – игровая. Игры и игровые упражнения проводились как на занятиях, так и на прогулках, в досуговое время. Все игры осуществлялись в соответствии с развитием основных компонентов коммуникативной компетентности дошкольников с ОНР. Они представлены на слайде.

Снижению негативного эмоционального состояния детей с ОНР способствовали игры с пластичным материалом (пластилином, глиной), а также игры с водой, песком. Кроме того, вводились дополнительные условия реализации комплекса мероприятий по формированию коммуникативной компетентности у дошкольников с ОНР: организация работы в группах сменного состава и меняющейся численности (работа в парах, тройках, обще групповая), сочетание индивидуальной деятельности с групповой и коллективной, что позволяло сделать процесс формирования навыков межличностных отношений более планомерным и управляемым. В процессе реализации предложенных мероприятий основную важность представляли театрализованные и ролевые игры.

Слайд 13. После проведения формирующего этапа исследования был проведен контрольный этап с детьми по тем же методикам, что и на констатирующем этапе.

Данные наглядно свидетельствуют: на контрольном этапе общий уровень коммуникативной компетенции воспитанников с ОНР экспериментальной группы выше, чем в контрольной.

Несомненно, воспитанники двух групп все еще нуждаются в продолжении реализации формирующей работы по развитию у них коммуникативной компетенции. Тем не менее, результаты наглядно свидетельствуют об эффективности реализованной формирующей работы по предложенным направлениям.

Слайд 14. В экспериментальной группе, после участия в коррекционно-развивающей работе, дети стали больше внимания обращать на сверстников и партнеров по играм. Увеличилось количество детей, помогающих другим в играх, дети стали делиться игрушками, внимательнее наблюдать за игрой сверстника и пытаться войти в эту игру без агрессии, криков, требований. Дети стали больше уступать, стали более спокойно реагировать, если партнер вел себя не так, как хотелось бы, научились успокаивать плачущих, стали проявлять больше эмпатии и заботы.

Таким образом, можно сделать вывод, что проведенное исследование показало свою эффективность и позволило доказать предполагаемую гипотезу. Благодарю за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

1.презентация "Папа,мама,садик,я-одна дружная семья"2. Презентация "Детский сад у нас хорош"

1.Презентация предназначена для работы с родителями. В презентации отражен материал по изготовлению дидактических игр в группе раннего возраста руками родителей.2.В этой презентации предоставлен матер...

Презентация "Основные ошибки при создании презентации в программе PowerPoint"

В данной презентации рассмотрены ошибки, допускаемые педагогами при создании электронных презентаций...

Презентация опыта работы по теме: «Использование слайдовых презентаций как условие интеграции образовательных областей «Музыка», «Познание», «Художественное творчество».

Основная идея  использования презентаций заключается в гармоничном соединении современных технологий с традиционными средствами развития ребенка. В материале представлен опыт работы  п...

Презентация к уроку по теме: Презентация "Гимнастика пробуждения"

10 комплексов гимнастики пробуждения для дошкольников. Можно использовать в ДОУ, в дошкольных группах других ОУ, а также в семье...