Мастер класс по теме : " Использование карт Проппа в обучении детей старшего дошкольного возраста творческому рассказыванию".
материал (подготовительная группа)

Ирина Васильевна Федорова

Цель мастер класса: Создание условий для повышения профессиональной компетентности  педагогов по использованию технологии "Карты Проппа".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_klass_po_kartam_proppa_6.docx16.92 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер - класс по теме: « Использование карт Проппа в обучении детей старшего дошкольного возраста  творческому рассказыванию».

 

Методика работы с картами Владимира Яковлевича Проппа известна давно. Но свою актуальность она не потеряла и в настоящее время.

Карты Проппа позволяют стимулировать и развивать связную речь, обогащают речь детей, позволяют изучить огромное количество сказок, что способствует успешному обучению в школе. Карты Проппа позволяют стимулировать развитие внимания, восприятия, фантазии, творческого воображения, активизируют связную речь.

Цель мастер - класса:

Создание условий для повышения профессиональной компетентности педагогов по использованию технологии «Карты Проппа» в обучении детей старшего дошкольного возраста творческому рассказыванию, моделированию собственных творческих историй.

 Задачи мастер - класса:

1.Обогатить опыт практической деятельности, направленный на применение нестандартных технологических приёмов в развитии речевого творчества детей дошкольного возраста;

2. Познакомить педагогов с основными этапами реализации метода В. Я. Проппа, обеспечивающего эффективный результат развития речевого творчества детей дошкольного возраста при пересказывании сказок и составлении собственных сказочных историй.

3.Стимулировать потребность использования в работе с детьми произведений художественной литературы и устного народного творчества, способность понимать и чувствовать нравственно - эстетическую основу сказки.

Задачи, которые решаются при помощи данной методики полностью соответствуют положениям и требованиям ФГОС ДО.

  Одним из главных направлений в соответствии ФГОС ДО является речевое развитие детей дошкольного возраста. Обогащение активного словаря, развитие связной грамматически правильной, диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества, овладение родным языком, как средством общения. Одной из  инновационных технологий являются «Карты Проппа». В практическом пособии по развитию у детей речевого творчества,  Дж. Родари «Грамматика фантазии» представлена методика фольклориста  Владимира Яковлевича Проппа, которая заключается в пересказе сказок с использованием «карт Проппа».

 

Целесообразность  использования «карт Проппа», состоит в том, что ребёнок выступает не просто в роли пассивного наблюдателя, слушателя, а является энергетическим центром творческой деятельности, создателем оригинальных литературных произведений.

 Теоретическая часть

Методика фольклориста Владимира Яковлевича Проппа заключается в

пересказе сказок и построении своих рассказов с использованием символических картинок.

Тщательно изучив и проанализировав сказки народов мира, Владимир Пропп обнаружил, что волшебная сказка строится из набора сказочных ситуаций . Такие ситуации – это своего рода кубики, из которых можно собрать любую сказку.                                                                                                      «Карты Проппа» – это такие карточки, на которых изображён  условный или карикатурный рисунок, по которым дети узнают события и эпизоды сказки. Одна карта – это и есть определенное событие сказки. Сказочных ситуаций или функций 20.

 Практическая часть

Уважаемые коллеги, я вам предлагаю попробовать сочинить свою

собственную сказку, с помощью «карт Проппа». Предлагаю на данном этапе использовать 6-8 карт! Для того, чтобы получить наиболее полное представление о данной методике, вам нужно  объединиться в 2 подгруппы. Каждая подгруппа примет участие в сочинении собственной сказки с использованием выбранных участниками карт. А у нас появится возможность порадоваться результатам коллективного творчества коллег. Для того, чтобы получить максимальный эффект от составления сказки рекомендуется соблюдать ряд простых правил:

1. Необходимо при построении сказки для главного героя создать безопасное волшебное пространство. Поэтому используются слова: "Давным-давно", "Жили - были", "В некотором царстве - в некотором государстве"…

2. Хорошо, когда в сказке у главного героя оказывается друг - помощник.

3. В ходе сказки необходимо решить какую - то задачу. Главный герой решает задачку, приобретает определённый навык и преображается.

4. В сказку вводится антигерой (враг) – персонаж, которого надо победить (или может быть изменить его).

5. Финал сказки должен быть позитивный. Проблема решена, после чего герой возвращается домой.

Рассмотрим карты Проппа на примере сказок «Гуси - лебеди».         Уважаемые коллеги, у вас на столах лежат:

- текст сказки разобранный на  основные мотивы;

- карты   Проппа.

- Нужно разложить карты по сюжету сказки.

- Представить пересказ сказки с опорой на «конструктор сказок».

  А  сейчас вы можете попробовать сами сочинять сказки, используя карты         Проппа. Для этого придумайте  героев, выберите кто будет главный герой, помощники героя и те, кто будут ему вредить.

 

Рефлексия: Что понравилось? Что не понравилось?  Где можно использовать Карты Проппа»? Сразу ли вы смогли разобраться с картами Проппа?

Какие сложности у вас возникли, работая с картами Проппа?

 

Заключительное слово педагога:

 «Методика построения сказочных историй», на мой взгляд, является очень интересным и эффективным практическим приёмом по развитию воображения и речевого творчества детей дошкольного возраста.

Систематическое использование в рамках реализации образовательной области «Речевое развитие» представленный технологический приём по развитию речевого творчества позволяет развивать в ребёнке художественный вкус, языковую культуру, творческое и активное отношение к жизни, искусству и литературе. Способствует развитию у детей дошкольного возраста одного из самых важных умений - умения ясно, понятно, красиво говорить. Стимулирует развитие воображения у воспитанников, которое может реализовываться не только в речевом творчестве, но и других значимых видах детской деятельности.

И самое главное, что развитие речевого творчества осуществляется с опорой на самый мудрый источник знаний человека – произведения художественной литературы и устного народного творчества.

 В заключение небольшой совет. При работе с детьми лучше использовать диктофон, так как сказки собственного сочинения могут перетечь в проект «Моя книга», где дети могут выступать не только в качестве авторов, но и в качестве художников - иллюстраторов, оформителей, декораторов.

 

Федорова Ирина Васильевна

                                МБДОУ №2 «Дюймовочка» г.Шарыпово

                                Воспитатель, 1 квалификационная категория.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Карты Проппа как средство обучения детей старшего дошкольного возраста творческому рассказыванию (из опыта работы).

Для ребенка-дошкольника наиболее значимыми являются игра, а также продуктивные виды деятельности: рисование, конструирование, литературно-художественная деятельность и др.Логичным и закономерным предс...

Конспект занятия по обучению детей старшего дошкольного возраста творческому рассказыванию. Тема: «Сказки, найденные в траве»

В представленном материале предлагаю один из вариантов обучения детей творческому рассказыванию. На протяжении всей образовательной деятельности также идет работа по развитию других сторон речи. Данна...

Карты Проппа, как средство обучения детей старшего дошкольного возраста творческому рассказыванию

Карты Проппа, как средство обучения детей старшего дошкольного возраста творческому рассказыванию...

Карты Проппа, как средство обучения детей старшего дошкольного возраста творческому рассказыванию (буклет для педагогов и родителей)

Карты Проппа, как средство обучения детей старшего дошкольного возраста творческому рассказыванию (буклет для педагогов и родителей)...

Мастер- класс для педагогов "Карты Проппа, как средство обучения детей старшего дошкольного возраста творческому рассказыванию".

Представлен материал по работе с картами Проппа. Его использование стимулирует развитие у детей психических процессов, активизирует речь,подерживает детскую познавательную  инициативу....

АПО на тему "Использование технологии "Карты Проппа" в обучении детей старшего дошкольного возраста пересказыванию"

Данный материал предназначен для использования в работе педагогам дошкольных образовательных учреждений  по развитию у детей старшего дошкольного возраста навыков пересказывания....