Образовательная программа
материал

Корнилова Мария Георгиевна

Образовательная программа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obrazovatelnaya_programma_na_21-22_g.docx261.35 КБ

Предварительный просмотр:

C:\Users\5\Desktop\2022-03-21_10-58-34_winscan_to_pdf..jpeg

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

I  ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

I.1. Пояснительная записка………………………………………………………………………

4

I.1.1. Цели и задачи реализации Программы ………………………………………………..

4

  1. Принципы и подходы к формированию Программы………………………………….

5

I.1. 3. Значимые для разработки и реализации Программы характеристики, в том числе характеристики  особенностей развития детей раннего и дошкольного возраста ………..….

6

I.2. Планируемые результаты освоения Программы……………………………………………

Часть Программы, формируемая участниками образовательных отношений…………………..9

8

II  Содержательный раздел

2.1. Описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка, представленными в пяти образовательных областях …………………………….12

2.2. Описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации Программы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, специфики их образовательных потребностей и интересов ……………………………………………….17

2.3. Описание образовательной деятельности по профессиональной коррекции нарушений развития детей…………………………………………………………………………………21

2.4. Особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик…21

2.5. Способы и направления поддержки детской инициативы ……………………………23

2.6.Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников.28

III Организационный раздел

3.1. Описание материально-технического обеспечения Программы …………………….30

3.2. Описание обеспеченности методическими материалами, средствами обучения и воспитания ……………………………………………………………………………………31

3.3. Распорядок и/или режим дня ……………………………………………………………33

3.4. Описание особенностей традиционных событий, праздников, мероприятий ……….34

IV Дополнительный раздел

4.1. Краткая презентация Программы ………………………………………………………. 38

  1. Целевой раздел программы

I.1 Пояснительная записка

         Образовательная  программа муниципального автономного образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №5» города Сосновоборска разработана в соответствии с основными нормативно-правовыми документами по дошкольному воспитанию:

- Федеральный закон от 29.12.2012  № 273-ФЗ  «Об образовании в Российской Федерации»;

- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155);

- «Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программа – образовательным программа дошкольного образования» (приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 года №1014 г. Москва);

- Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы  дошкольных образовательных организаций» (Утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской  от 15 мая 2013 года №26  «Об утверждении САНПИН» 2.4.3049-13).

I.1.1. Цели и задачи реализации Программы

Цель: развитие личности детей дошкольного возраста в различных видах общения и деятельности с учетом их возрастных, индивидуальных психологических и физиологических особенностей;  раскрытие творческого потенциала посредствам театральной игры.

Задачи: 1) охранять и укреплять физическое и психическое здоровье детей, в том числе их эмоциональное благополучие;

2) обеспечить равные возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от места жительства, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья);

3) обеспечить преемственность целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ различных уровней (далее - преемственность основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования);

4) создать благоприятные условия развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;

5) объединить обучение и воспитание в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;

6) сформировать общую культуру личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, сформировать предпосылки учебной деятельности;

7) обеспечить вариативность и разнообразие содержания Программ и организационных форм дошкольного образования, возможности формирования Программ различной направленности с учетом образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья детей;

8) сформировать социокультурную среду, соответствующую возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей;

9) обеспечить психолого-педагогическую поддержку семьи и повысить компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей;

10) Обучить основам сценической грамоты.

I.1.2. Принципы и подходы к формированию Программы

Принципы к формированию Программы

Программа разработана с учетом следующих принципов:

1) полноценное проживание ребенком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста), обогащение (амплификация) детского развития;

2) построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования (далее - индивидуализация дошкольного образования);

3) содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;

4) поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;

5) сотрудничество Организации с семьей;

6) приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;

7) формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;

8) возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);

9) учет этнокультурной ситуации развития детей.

Подходы к формированию Программы

  1. сочетают принципы научной обоснованности и практической применимости (содержание Программы соответствует основным положениям

возрастной психологии и дошкольной педагогики и, как показывает опыт,

может быть успешно реализована в массовой практике дошкольного образования);

2) соответствуют критериям полноты, необходимости и достаточности

(позволяя решать поставленные цели и задачи при использовании разумного «минимума» материала);

3) обеспечивают единство воспитательных, развивающих и обучающих

целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в ходе

реализации которых формируются такие качества, которые являются

ключевыми в развитии дошкольников;

4) строить с учетом принципов интеграции образовательных областей

в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей,

спецификой и возможностями образовательных областей;

5) основывается на комплексно-тематическом принципе построения

образовательного процесса;

6) предусматривает решение программных образовательных задач в

совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности дошкольников не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования;

7) предполагает построение образовательного процесса на адекватных

возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом их деятельности является игра;

8) допускает варьирование образовательного процесса в зависимости

от региональных особенностей;

9) строится с учетом соблюдения преемственности между всеми возрастными дошкольными группами и между детским садом и начальной школой.

I.1. 3. Значимые для разработки и реализации Программы характеристики,

в том числе характеристики  особенностей развития детей

раннего и дошкольного возраста

Приложение №1

Значимые характеристики дошкольных групп

      МАОУ СОШ №5 (дошкольные группы) – общеобразовательной направленности. Всего в дошкольных группах обучается 104 ребенка. Общее количество групп – 4.

По наполняемости группы соответствуют требованиям СанПиНу

Возрастная группа

Количество групп

Количество детей

Первая младшая группа,

от 2 до 3 лет

Вторая младшая группа,

от 3 до 4 лет

2

52

Средняя группа,

от 4 до 5 лет

2

52

Старшая группа,

от 5 до 6 лет

Подготовительная группа, от 6 до 7 лет

       

Для реализации образовательного процесса имеется: музыкальный зал, физкультурный зал, оборудована уличная спортивная площадка. Оформлены уголки по различным направлениям деятельности детей: уголок русской избы, уголок краеведения, библиотечный уголок, уголок психолога, уголок природы. На территории оформлена парадная зона: декоративный пруд, альпийская горка, рокарий, сооружены из бросового материала малые архитектурные формы. Просторный репетиционный зал с учётом площади, необходимой для безопасного психологического пространства каждого ребёнка.

Организован гибкий  режим дня.  Это рациональная продолжительность и разумное  чередование различных видов деятельности и отдыха детей. Основным  принципом правильного построения режима является его соответствие возрастным психофизиологическим особенностям детей. Режим работы определён:

  •   пятидневной рабочей неделей;
  •  12-часовым пребыванием детей с 7.00. – 19.00.;
  •  предпраздничные дни сокращены на один час;
  •  выходные дни: суббота, воскресенье, праздничные дни.
  •  в отдельных случаях допускается посещение воспитанников по индивидуальному графику, согласованное между руководителем и родителями (законными представителями) в договоре.

Режим дня, учебный план, расписание НОД соответствуют требованиям реализуемой  программы,  и разработаны в соответствии с нормами СанПиН, с учетом возрастных групп и времени года. В дошкольных группах обеспечивается баланс между регламентированной и свободной деятельностью детей. Общее количество занятий не превышает допустимых возрастных норм, соблюдается длительность занятий с 10 минутными перерывами. Занятия,  направленные на развитие познавательной  активности дошкольников,  проводятся в первую половину дня и спланированы с учётом дней наибольшей продуктивности (вторник, среда, четверг). Расписание предусматривает чередование занятий большой и малой подвижности. С целью профилактики утомления детей на занятиях предусмотрены физкультминутки, динамические паузы по профилактике утомления дошкольников.  

I.2. Планируемые результаты освоения Программы

В  программе, целевые ориентиры описаны для детей раннего возраста (на этапе перехода к дошкольному возрасту) и для старшего дошкольного возраста (на этапе завершения дошкольного образования).

Целевые ориентиры образования в младенческом и раннем возрасте

  • ребенок интересуется окружающими предметами и активно действует с ними; эмоционально вовлечен в действия с игрушками и другими предметами, стремится проявлять настойчивость в достижении результата своих действий;
  • использует специфические, культурно фиксированные предметные действия, знает назначение бытовых предметов (ложки, расчески, карандаша и пр.) и умеет пользоваться ими. Владеет простейшими навыками самообслуживания; стремится проявлять самостоятельность в бытовом и игровом поведении;
  • владеет активной речью, включенной в общение; может обращаться с вопросами и просьбами, понимает речь взрослых; знает названия окружающих предметов и игрушек;
  • стремится к общению со взрослыми и активно подражает им в движениях и действиях; появляются игры, в которых ребенок воспроизводит действия взрослого;
  • проявляет интерес к сверстникам; наблюдает за их действиями и подражает им;
  • проявляет интерес к стихам, песням и сказкам, рассматриванию картинки, стремится двигаться под музыку; эмоционально откликается на различные произведения культуры и искусства;
  • у ребенка развита крупная моторика, он стремится осваивать различные виды движения (бег, лазанье, перешагивание и пр.).

Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования:

ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;

ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты;

ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; ребенок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам;

ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности;

у ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими;

ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены;

ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т.п.; ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.

Часть Программы,

формируемая участниками образовательных отношений

В дошкольном возрасте происходит становление базовых характеристик личности: самооценки, эмоциональной сферы, нравственных ценностей и установок, социально-психологических особенностей в общении с людьми и т.д. Мы в своем детском саду основной акцент делаем на развитие эмоционально-чувственной сферы дошкольников, на снятие эмоциональных и психологических барьеров и зажимов, преодоление страха, стеснения, смущения в общении с людьми, которые препятствуют проявлению творческой природы ребенка в различной деятельности, в том числе и игровой. Художественно – эстетическое развитие ребенка является одним из ведущих направлений  деятельности  муниципального автономного образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №5» г. Сосновоборска дошкольные группы. Дополнительная общеобразовательная программа «Игра в театр» построена с учётом возрастных и психологических особенностей детей дошкольного возраста, на основе творческого и педагогического наследия русских деятелей театра К.С.Станиславского, З.Я.Корогодского, С.В.Гиппиус, А.П.Ершовой. Театральные игры помогают дошкольнику учиться тренировать своё поведение, а главное - видеть в каждом интересного человека, друга, товарища, учиться общению, способствуют расширению кругозора, повышению эмоциональной культуры, формированию истинных ценностей.

Наш детский сад имеет трехлетний опыт работы партнерства с ДДТ театральной студией  «Кулиска».  Настоящая программа – это итог многолетней работы педагога с детским театральным коллективом, она является I ступенью - подготовительным курсом Авторской образовательной программы «Сценическое мастерство» образцового театра-студии «Кулиска», освоив которую, дети по желанию могут продолжить театральное образование по основной программе на II ступени - школа юного актёра, далее-III ступень: театр – студия; IV ступень - «Творческая мастерская». Таким образом, осуществляется преемственность разных возрастов детей.

Наш   детский сад открыт для любого конструктивного взаимодействия. Открытость предполагает «внешнюю» и «внутреннюю». «Внутренняя» открытость   ведет к изменению учебного процесса:  наблюдается его гибкость,  дифференцированность, полагает вовлеченность семей воспитанников в  различные формы   образовательной деятельности, позволяет гибко реагировать на изменения образовательных потребностей и запросов.  «Внешняя» открытость ведет к сотрудничеству с различными социальными институтами. Сотрудничество строится на принципах добровольности, уважения интересов сторон, целостности, многообразия. Развитие социальных связей  способствует  расширению спектра образовательных услуг,  способствует росту профессионального мастерства всех специалистов детского сада, что в конечном итоге ведет к повышению качества образования.

В части Программы, формируемой участниками образовательных отношений,  ведущее  направление представлено через культурные практики, разработанные авторским коллективом учреждения самостоятельно, и направлены на расширение содержания отдельных образовательных областей обязательной части Программы:

Образовательная область

Парциальная образовательная  программа

Возраст детей

Художественно-эстетическое развитие

Программа  «Игра в театр»

Программа «Декоративно - прикладное творчество»

3-7 лет

5-7 лет

Физическое  развитие

Программа  «Первые шаги к фитнесу» (развитие динамического равновесия, физической активности)

5-7 лет

Парциальные образовательные программы реализуются через совместную деятельность взрослых и детей, самостоятельную деятельность и при проведении режимных моментов.

Цели и задачи реализации

 парциальных образовательных Программ

Парциальная программа

Цели реализации парциальных образовательных Программ

Задачи  реализации  парциальных образовательных Программ

Программа «Игра в театр»

раскрытие творческого потенциала, приобретение эмоционально-чувственного опыта дошкольников и адаптация их в социальной среде посредствам театральной игры.

1. Создать психологически–комфортную атмосферу, способствующую творческому самовыражению каждого ребёнка, а так же приобретению эмоционально-чувственного опыта;

2. Развивать познавательные способности дошкольников, коммуникативные качества личности;

3. Обучать основам сценической грамоты;

4. Развивать нравственную сферу дошкольников, способность к состраданию и сочувствию.

Программа «Декоративно - прикладное творчество»

Создание предпосылок для изучения воспитанниками основ декоративно- прикладного творчества посредством знакомства с разными видами рукоделия

1.обучение приемам и технологии изготовления композиций;

2. изучение свойств различных материалов;

3.обучение приемам работы с различными материалами;

4.обучение приемам самостоятельной разработки поделок.

Программа  «Первые шаги к фитнесу»

(развитие динамического равновесия, физической активности)

Создание условий для профилактики нарушения осанки и плоскостопия у детей дошкольного возраста.

  1. Развивать гибкость, выносливость, ловкость, силу, координацию движений, пространственную ориентировку с использованием степ досок.
  2. Формировать правильную осанку. Способствовать профилактике плоскостопия с применением степ досок.

3.Развивать двигательную активность дошкольников средствами степ досок.

Принципы и подходы к формированию парциальных образовательных Программ см. 1.1.2. настоящей Программы.

Таким образом, в целевом разделе образовательной Программы обозначены цели, задачи, принципы и подходы к формированию Программы, в том числе характеристики особенностей развития детей раннего и дошкольного возраста, планируемые результаты освоения Программы.

Обозначенные в целевом разделе цели и задачи реализуются через содержание образовательной деятельности учреждения.

  1. Содержательный раздел

II.1. Описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка, представленными в пяти образовательных областях

Содержание психолого-педагогической работы с детьми реализуется по пяти образовательным областям: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие». Содержание работы ориентировано на культурные практики детей, на освоение новых способов и форм деятельности, на развитие инициативы, осмысление повседневного опыта, создание собственных продуктов деятельности на основе осваиваемых культурных норм. Так как культурные практики явление комплексное, становится необходимым интегрировать содержание образовательных областей.

Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»

Социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной

отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.

 Программно - методическое обеспечение

1.Безопасность на дороге: Плакаты для оформления родительского уголка в ДОУ. Бордачевап И.Ю.

2.Знакомим дошкольников с правилами дорожного движения. Саулина Т.Ф.

3. Развитие игровой деятельности. /Губанова Н. Ф. Мозаика-Синтез, 2014 г.

- Младшая группа (3–4 года)

- Средняя группа (4–5 лет)

- Старшая группа (5–6 лет)

- Подготовительная группа (6–7 лет)

3. Социально-нравственное воспитание дошкольников. /Буре Р. С. Мозаика-Синтез, 2014 г.

4. Трудовое воспитание в детском саду. / Куцакова Л. В. Мозаика-Синтез, 2014 г.

5. Формирование основ безопасности у дошкольников. /Белая К. Ю. Мозаика-Синтез, 2014 г.

6. Этические беседы с детьми 4-7 лет Петрова В.И., Стульник Т.Д.

Образовательная область «Познавательное развитие»

Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.

 

Программно - методическое обеспечение

  1. Конструирование из строительного материала./Куцакова Л.В.

- Средняя группа (4–5 лет)

- Старшая группа (5–6 лет)

- Подготовительная к школе группа (6–7 лет)

2. Ознакомление с природой в детском саду. /Соломенникова О. А. Мозаика-Синтез, 2014 г.

- Младшая группа (3–4 года)

- Средняя группа(4–5 лет)

- Старшая группа (5–6 лет)

3. Ознакомление с предметным и социальным окружением. /Дыбина О. В. Мозаика-Синтез, 2014 г.

- Младшая группа (3–4 года)

- Средняя группа (4–5 лет)

- Старшая группа (5–6 лет)

- Подготовительная к школе группа (6–7 лет)

3. Сборник дидактических игр по ознакомлению с окружающим миром. 4-7 лет /Павлова Л. Ю. Мозаика-Синтез, 2014 г.

4. Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников. 4-7 лет/Веракса Н. Е., Галимов О. Р. Мозаика-Синтез, 2014 г.

5. Проектная деятельность дошкольников. 5-7 лет/Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Мозаика-Синтез, 2014 г.

6. Развитие познавательных способностей дошкольников. 4-7 лет/Крашенинников Е. Е., Холодова О. Л. Мозаика-Синтез, 2014 г.

7. Развитие творческого мышления. Работаем по сказке. /Шиян О. А. Мозаика-Синтез, 2013 г.

8. Формирование элементарных математических представлений. /Помораева И. А., Позина В. А. Мозаика-Синтез, 2014 г.

- Вторая группа раннего возраста (2–3 года)

- Младшая группа (3–4 года)

- Средняя группа(4–5 лет)

- Старшая группа (5–6 лет)

- Подготовительная к школе группа (6–7 лет)

Образовательная область «Речевое развитие»

Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

            Программно - методическое обеспечение

1. Обучение дошкольников грамоте. Варанцова Н.С.

2. Развитие речи в детском саду. диск/Гербова В. В.

- Младшая группа (3–4 года)

- Средняя группа (4–5 лет)

- Старшая группа (5–6 лет)

- Подготовительная к школе группа (6–7 лет)

3. Развитие речи в детском саду. Для занятий с детьми 3–4 лет. Наглядно-дидактическое пособие. /Гербова В.В.

4. Развитие речи в детском саду. Для занятий с детьми 4–6 лет. Наглядно-дидактическое пособие. Гербова В.В.

5. Серия наглядно-дидактических пособий «Грамматика в картинках»: «Антонимы. Глаголы», «Антонимы. Прилагательные», «Один – много», «Словообразование», «Ударение», «Множественное число», «Говори правильно», «Многозначные слова».

6. Дарья Денисова, Юрий Дорожин. Развитие речи у малышей. Младшая группа.

7. Дарья Денисова, Юрий Дорожин. Развитие речи у малышей. Средняя группа.

8. Дарья Денисова, Юрий Дорожин. Развитие речи у дошкольников. Старшая группа.

9. Дарья Денисова, Юрий Дорожин. Развитие речи у дошкольников. Подготовительная к школе группа. Мозаика-Синтез, 2014 г.

10. Дарья Денисова, Юрий Дорожин. Уроки грамоты для малышей: Младшая группа. Мозаика-Синтез.

11. Дарья Денисова, Юрий Дорожин. Уроки грамоты для малышей: Средняя группа. Мозаика-Синтез.

12. Дарья Денисова, Юрий Дорожин. Уроки грамоты для дошкольников: Старшая группа. Мозаика-Синтез, 2014 г.

13. Дарья Денисова, Юрий Дорожин. Уроки грамоты для дошкольников: Подготовительная к школе группа.

14. Дарья Денисова, Юрий Дорожин. Прописи для малышей: Младшая группа.

15. Дарья Денисова, Юрий Дорожин. Прописи для малышей: Средняя группа.

16. Дарья Денисова, Юрий Дорожин. Прописи для дошкольников: Старшая группа.

17. Дарья Денисова, Юрий Дорожин. Прописи для дошкольников: Подготовительная к школе группа.

Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»

Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).

Программно - методическое обеспечение

1.Детское художественное творчество. Комарова Т. С.

2. Развитие художественных способностей дошкольников. Комарова Т. С.

3. Изобразительная деятельность в детском саду. Комарова Т. С. Мозаика-Синтез, 2014 г.

- Младшая группа (3–4 года)

- Средняя группа (4–5 лет)

- Старшая группа (5–6 лет)

- Подготовительная к школе группа (6–7 лет)

4. Интеграция в воспитательно-образовательной работе детского сада. Комарова Т. С., Зацепина М.Б.

5. Игра в театр. Каныгина Г.А.

- Младшая группа (3–4 года)

- Средняя группа (4–5 лет)

- Старшая группа (5–6 лет)

- Подготовительная группа (6-7 лет)

Образовательная область «Физическое развитие»

Физическое развитие включает приобретение опыта в следующих видах деятельности детей: двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость; способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящим ущерба организму, выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны), формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами; становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере; становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др).

Программно - методическое обеспечение

1.Малоподвижные игры и игровые упражнения. Для занятий с детьми 3-7 лет. Борисова М.М.

2. Оздоровительная гимнастика: Комплексы упражнений для детей 3-7 лет. Пензулаева Л.И.

3. Сборник подвижных игр . Степаненкова Э.Я.

4. Физическая культура в детском саду. Пензулаева Л.И.:

- Младшая группа (3–4 года)

- Средняя группа (4–5 лет)

- Старшая группа (5–6 лет)

- Подготовительная группа (6-7 лет)

5. Первые шаги к фитнесу. Бородина Н.И.

2.2. Описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации

Программы в соответствии с возрастными особенностями развития детей

Содержание образовательных областей зависит от возрастных и индивидуальных особенностей детей, определяется целями и задачами Программы и может реализовываться в различных видах деятельности (общении, игре, познавательно-исследовательской деятельности - как сквозных механизмах развития ребенка):

- для детей дошкольного возраста (3 года - 8 лет) - ряд видов деятельности, таких как игровая, включая сюжетно-ролевую игру, игру с правилами и другие виды игры, коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками), познавательно-исследовательская (исследования объектов окружающего мира и экспериментирования с ними), а также восприятие художественной литературы и фольклора, самообслуживание и элементарный бытовой труд (в помещении и на улице), конструирование из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал, изобразительная (рисование, лепка, аппликация), музыкальная (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение, музыкально-ритмические движения, игры на детских музыкальных инструментах) и двигательная (овладение основными движениями) формы активности ребенка.

В основе моделирования образовательного процесса лежит идея освоения культуры, которая приводит к непрерывному обогащению эмоционального и интеллектуального опыта детей. Осваивая культуру, ребенок делает открытия в самом себе, в окружающем мире. Через включение в культурно-смысловую деятельность у детей формируются культурные практики – активность, направленная на постижения собственного мира, мира людей, природы, рукотворного мира. Формой реализации культурно-смысловой деятельности выступают культурно-смысловые контексты, которые еще и являются посредниками между партнерами по деятельности.

Организованная деятельность реализуется через создание педагогом условий для культурных практик детей, на основе интеграции разнообразных форм и методов, выбор которых осуществляется педагогами самостоятельно в зависимости от индивидуальных и возрастных особенностей детей и решения конкретных образовательных задач.

Организация культурно-смысловой деятельности детей

Культурно-смысловая деятельность

Культурно-смысловые контексты (формы, методы, способы, средства)

Культурно-смысловые контексты (формы, методы, способы, средства)

Музыкальная

Слушание

Импровизация

Исполнение

Экспериментирование

Подвижные игры (с музыкальным сопровождением)

Музыкально-дидактические игры

Игра на музыкальных инструментах

Музыкальные гостиные, праздники, развлечения

Акции

Двигательная

Подвижные игры с правилами

Подвижные дидактические игры

Игровые упражнения

Соревнования

Игровые ситуации

Развлечения

Спортивные праздники

Ритмика

Аэробика, детский фитнес

Спортивные игры и упражнения

Аттракционы

Утренняя зарядка

Пешие прогулки

Игровая

Сюжетно-ролевые игры

Игры с правилами

Дидактические игры

Интеллектуальные игры

Игры на удачу (лото, домино)

Создание игровой ситуации в ходе организации режимных моментов

Игры с речевым сопровождением

Пальчиковые игры

Театрализованные игры

Игры-

Изобразительная

и конструктивно-модельная

Мастерская по изготовлению продуктов детского творчества ( создание макетов, сувениров, книг,

театра)

Реализация проектов

Создание творческой группы

Детский дизайн

Опытно-экспериментальная деятельность

Выставки

Мини-музеи

ИКТ  

Приобщение к художественной литературе

Чтение непродолжительное, продолжительное произведений художественной литературы

Чтение научно-популярной литературы

Обсуждение

Заучивание, рассказывание

Беседы

Театрализованная деятельность

Самостоятельная художественная речевая деятельность

Викторины

КВН

Вопросы и ответы

Презентация книжек

Выставки в книжном уголке

Литературные праздники, развлечения

Акции

ИКТ

Познавательно-исследовательская

Наблюдение

Опыты

Экскурсия (в т.ч. виртуальная)

Решение проблемных ситуаций

Экспериментирование

Коллекционирование

Моделирование

Исследование

Реализация проекта

Игры (сюжетные, с правилами)

Интеллектуальные игры (головоломки, викторины, задачи-шутки, ребусы, кроссворды, шарады)

Мини-музеи

Конструирование

Увлечения

Домашний кинотеатр

Акции

ИКТ

Коммуникативная

Беседа

Ситуативный разговор

Речевая ситуация

Составление и отгадывание загадок

Игры (сюжетные, с правилами, театрализованные)

Игровые ситуации

Этюды и постановки

Логоритмика

Импровизационный диалог

Сочинительство

Речевой тренинг

Рассказы, пересказы

Единый речевой режим

Акции

Самообслуживание и элементарный бытовой труд

Дежурство

Поручения

Задания

Самообслуживание

Совместные действия

Экскурсия

Реализация

Культурно-смысловая деятельность реализуется через организованную педагогом деятельность, партнерскую деятельность педагога с детьми и самостоятельную деятельность детей.

2.3. Описание образовательной деятельности по профессиональной коррекции нарушений развития детей (при наличии) ОТСУТСТВУЮТ!

2.4. Особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик

К основным культурным практикам, осваиваемыми дошкольниками, относятся: игра, двигательная, музыкальная, коммуникативная, познавательно-исследовательская, изобразительная и конструктивно-модельная деятельность, чтение художественной литературы самообслуживание и элементарный бытовой труд. Перечень детских видов деятельности может меняться в зависимости от социокультурной ситуации, в которой воспитываются дети и ценностей общества в целом. Перечисленные выше культурные практики являются универсальными – они используются для образования детей в любом возрасте на разном уровне. В тоже время, они дополняются другими культурными практиками, такими как детский дизайн, коллекционирование, коммуникативный тренинг, театрализация, фитнес-технологии, проектирование.

Ведущим методом в организации детских видов деятельности является метод проектов – способ организации образовательного процесса, основанного на партнерской деятельности педагога с детьми и его родителями, способ взаимодействия с окружающим миром, поэтапная практическая деятельность по достижению поставленной цели.

Детский дизайн формирует эстетику среды, окружающей ребенка, стимулирует его творчество, готовит к жизни в социуме. Использование различных методов, таких как исполнение роли людей творческих профессий, моделирование на плоскости и в объемном пространстве, при создании композиций, конструирование, декорирование, дизайн-рукоделие, макетирование (фасоны и декор одежды, изготовление аксессуаров), рисунок-проект позволяет интегрировать в образовательный процесс достижения искусства и культуры. В соответствии с технологией Г.Н. Пантелеева реализуется различные типы и виды детского дизайна.

Построение педагогического процесса на основе коллекций (технологии Н.Рыжовой, Л.Н. Прохоровой) позволяет интегрировать различные образовательные области. Коллекционирование используется для развития созидательной направленности, познавательной активности, креативного потенциала детей. Вовлеченность ребенка в процесс коллекционирования поддерживает его инициативу и самостоятельность, поощряет его любознательность, предоставляет свободу выбора содержания и форм работы. Разнообразные темы коллекций позволяют организовать различные виды детской деятельности, а также систематизировать материал коллекций в форме мини-музея.

В целях закрепления достигнутого уровня речевого развития, расширения и конкретизации речевых навыков и понятий, профилактики нарушений в развитии речи детей используется коммуникативный тренинг Т.Н.Дороновой. Он представляет собой набор игровых упражнений, затрагивающих разные стороны речевого развития. Это особый вид работы с детьми, отличительной особенностью которого является то, что дети, в основном, манипулируют уже сформированными понятиями и навыками. Коммуникативный тренинг проводится 1 раз в неделю, длительностью не более 30 минут. Тренинг отличается гибкостью внутреннего планирования (гибкостью отбора конкретного материала) исходя из трудностей речевого развития детей конкретной группы. Форма проведения тренинга может быть разнообразной, зависит от личностных особенностей педагога (сказочная, путешествие и т.д.).

Для обеспечения эмоционального благополучия дошкольников, развития творческой активности, выражения индивидуальности, активизация разных сторон речи, коррекции личностного развития используется театрализованная деятельность (технология Т.Н. Дороновой). Театрализованная деятельность реализуется в двух основных формах:

-специально организованная работа с детьми,

- нерегламентированная деятельность по желанию ребенка.

Использование фитнес-технологий удовлетворяет потребности детей в движении, укрепляет психофизическое здоровье, формирует положительное отношение к здоровому образу жизни, способствует повышению уровня физической подготовленности детей. Фитнес – технологии реализуются в различных направлениях:

- игровое направление, основанное на подвижных, музыкальных, развивающих играх, эстафетах и элементов спортивных игр,

- коррекционное, профилактическое (релаксационная гимнастика, логоритмика, профилактика нарушений осанки и стопы, зрения, дыхательной, нервной системы),

- гимнастическое (ритмическая пластика, степ-аэробика, силовые направления аэробики с гантелями, фитбол-гимнастика),

- танцевальное (танцевальная аэробика, черлидинг),

- циклическое (занятия на специальных тренажерах).

2.5. Способы и направления поддержки детской инициативы

Важнейшим условием реализации Программы является создание развивающей и эмоционально комфортной для ребенка образовательной среды. Пребывание в детском саду должно доставлять ребенку радость, а образовательные ситуации должны быть увлекательными.

Организация воспитательно-образовательного процесса в учреждении нацелена на то, чтобы у ребенка развивались игра и познавательная активность. В учреждении созданы условия для проявления таких качеств, как инициативность, самостоятельность, жизнерадостность, любопытство и стремление узнавать новое. Организация образовательной среды в учреждении стимулирует у ребенка развитие уверенности в себе, оптимистического отношения к жизни, дает право на ошибку, формирует познавательные интересы, поощряет готовность к сотрудничеству и поддержку другого в трудной ситуации, то есть обеспечивает успешную социализацию ребенка и становление его личности.

Изучаемые детьми темы выступают как материал для достижения целей образовательной работы — развития способностей и инициативы ребенка, овладения доступными для дошкольного возраста культурными средствами (наглядными моделями и символами). Благодаря этому Программа становится залогом подготовки детей к жизни в современном обществе, учит ребенка разумно и творчески относиться к действительности.

Схема развития деятельности ребенка такова: сначала она осуществляется в совместной деятельности со взрослым, затем в совместной деятельности со сверстниками и становится самодеятельностью.

Выделяются сущностные признаки совместной деятельности взрослых и детей – наличие партнерской позиции взрослого и партнерской формы организации (сотрудничество взрослого и детей, возможность свободного размещения, перемещения и общения детей).

При организации партнерской деятельности взрослого с детьми руководствуемся следующими положениями:

- включенность воспитателя в деятельность наравне с детьми,

- добровольное присоединение детей к деятельности (без психического принуждения),

- свободное общение и перемещение детей во время деятельности (при соответствии организации рабочего пространства),

- открытое временное завершение деятельности (каждый работает в своем темпе).

Все ситуации повседневной жизни, в которых оказывается ребенок в детском саду, имеют образовательное значение: на прогулке и во время режимных моментов ребенок выстраивает отношение к себе и другим, учится быть инициативным и принимать решения, использовать свое мышление и воображение.

Возраст

Приоритетная сфера проявления детской инициативы

Способы поддержки детской инициативы

3-4 года

продуктивная деятельность

- создавать условия для реализации собственных планов и замыслов каждого ребёнка;

- рассказывать детям об их реальных, а также возможных в будущем достижениях;

- отмечать и публично поддерживать любые успехи детей;

- всемерно поощрять самостоятельность детей и расширять её сферу;

- помогать ребёнку найти способ реализации собственных поставленных целей;

- способствовать стремлению научиться делать что-то и поддерживать радостное ощущение возрастающей умелости;

- в ходе занятий и в повседневной жизни терпимо относиться к затруднениям ребёнка, позволять ему действовать в своём темпе;

- не критиковать результаты деятельности детей, а также их самих. Ограничить критику исключительно результатами продуктивной деятельности, используя в качестве субъекта критики игровые персонажи (детей критикует игрушка, а не педагог);

- учитывать индивидуальные особенности детей, стремиться найти подход к застенчивым, нерешительным, конфликтным, непопулярным детям;

- уважать и ценить каждого ребёнка независимо от его достижений, достоинств и недостатков;

- создавать в группе положительный психологический микроклимат, в равной мере проявляя любовь и заботу ко всем детям: выражать радость при встрече, использовать ласку и тёплое слово для выражения своего отношения к ребёнку, проявлять деликатность и тактичность;

- всегда предоставлять детям возможности для реализации их замысла в творческой продуктивной деятельности.

4-5 лет

познавательная деятельность

- способствовать стремлению детей делать собственные умозаключения, относиться к таким попыткам внимательно, с уважением;

- обеспечивать для детей возможности осуществления их желания переодеваться и наряжаться, примеривать на себя разные роли. Иметь в группе набор атрибутов и эле-ментов костюмов для переодевания, а также технические средства, обеспечивающие стремление детей петь и двигаться под музыку;

- создавать условия, обеспечивающие детям возможность строить дом, укрытия для сюжетных игр;

- при необходимости осуждать негативный поступок, действие ребёнка, но не допускать критики его личности, его качеств. Негативные оценки давать только поступкам ребёнка и только с глазу на глаз, а не перед всей группой;

- не допускать диктата, навязывания в выборе детьми сюжета игры;

обязательно участвовать в играх детей по их приглашению (или при их добровольном согласии) в качестве партнёра, равноправного участника, но не руководителя игры;

- привлекать детей к украшению группы к праздникам, обсуждая разные возможности и предложения;

- побуждать детей формировать и выражать собственную эстетическую оценку воспринимаемого, не навязывая им мнения взрослых;

- привлекать детей к планированию жизни группы на день;

- читать и рассказывать детям по их просьбе, включать музыку.

5-6 лет

внеситуативно-личностное общение со

взрослыми и сверстниками, а также информационная познавательная деятельность

 

- создавать в группе положительный психологический микроклимат, в равной мере проявляя любовь и заботу ко всем детям: выражать радость при встрече, использовать

ласку и тёплое слово для выражения своего отношения к ребёнку;

- уважать индивидуальные вкусы и привычки детей;

- поощрять желание создавать что-либо по собственному замыслу; обращать внимание детей на полезность будущего продукта для других или ту радость, которую он доставит кому-то (маме, бабушке, папе, другу); создавать условия для разнообразной самостоятельной творческой деятельности детей;

- при необходимости помогать детям в решении проблем организации игры;

- привлекать детей к планированию жизни группы на день и на более отдалённую перспективу. Обсуждать выбор спектакля для постановки, песни, танца и т. п.;

- создавать условия и выделять время для самостоятельной творческой или познавательной деятельности детей по интересам.

6-7 лет

научение, расширение сфер собственной компетентности в различных областях практической пред-метной, в том числе орудийной, деятельности, а также информационная познавательная деятельность

- вводить адекватную оценку результата деятельности ребёнка с одновременным признанием его усилий и указанием возможных путей и способов совершенствования продукта деятельности;

- спокойно реагировать на неуспех ребёнка и предлагать несколько вариантов ис-правления работы: повторное исполнение спустя некоторое время, доделывание, со-вершенствование деталей и т. п. Рассказывать детям о трудностях, которые педагоги испытывали при обучении новым видам деятельности;

- создавать ситуации, позволяющие ребёнку реализовывать свою компетентность, обретая уважение и признание взрослых и сверстников;

- обращаться к детям с просьбой показать воспитателю те индивидуальные достижения, которые есть у каждого, и научить его добиваться таких же результатов;

- поддерживать чувство гордости за свой труд и удовлетворение его результатами;

- создавать условия для разнообразной самостоятельной творческой деятельности детей;

- при необходимости помогать детям в решении проблем при организации игры;

- привлекать детей к планированию жизни группы надень, неделю, месяц. Учитывать и реализовать их пожелания и предложения;

- создавать условия и выделять время для самостоятельной творческой или позна-вательной деятельности детей по интересам;

- устраивать выставки и красиво оформлять постоянную экспозицию работ;

- организовывать концерты для выступления детей и взрослых.

Средством поддержки и развитие детской инициативы, самостоятельности является познавательно – исследовательская деятельность, которая организуется в различных формах: мини-лаборатория, «Зимний сад», мини-музей.

Познавательно-исследовательская деятельность позволяет развивать детскую инициативу через выдвижение предположений (гипотез), отбор способов проверки возможных путей решения, проверку выбранных способов решения и выдвинутых предположений, анализ полученных фактов и формирование выводов, обсуждение новых задач и перспектив дальнейшего исследования.

Особое значение имеют исследования, которые ребенок выполняет вместе с родителями. При этом родители, с одной стороны, поддерживают его познавательную активность, с другой – включаются в совместное с ребенком общее дело и тем самым придают значимость его познавательной деятельности.

Еще одним немаловажным средством поддержки и развитие детской инициативы, самостоятельности является час общения. Час общения позволяет создать естественную атмосферу общения. Общение с дошкольниками предлагает обратную связь в виде мнения детей и дает возможность педагогу наблюдать за реакцией детей. Час общения создает условия, которые способствуют раскрепощению детей, развитию у них самостоятельности и инициативы. Час общения не должен быть назидательным. Он должен давать возможность детям высказываться, выступать со своим мнением.

При подготовке часа общения необходимо четко следовать методике организации и проведения часа общения:

- определение темы и задач,

- определение времени и места проведения,

- разработка плана подготовки и проведения часа общения,

- определение ключевых моментов часа общения,

- определение участников подготовки и проведения,

- распределение заданий между участниками и группами,

- анализ результативности.

Для того чтобы час общения был интересен, детям предоставляется право выбора темы общения, в каком они могут участвовать.

Формы часа общения могут быть самыми различными. Выбор формы может зависеть от возраста детей, уровня развития коллектива, от особенностей группы.

В старшем дошкольном возрасте можно использовать следующие формы часов общения:

- беседа (этическая, нравственная);

- встречи с интересными людьми;

- викторины по различным образовательным областям;

- КВНы;

- театрализации;

- интерактивные игры;

- тренинги;

- читательские конференции.

2.6.Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников

Взаимодействие педагогического коллектива с семьями воспитанников строится на основе индивидуально-дифференцированного подхода и реализуется через индивидуальные, групповые формы работы и формы родительского самоуправления. Индивидуальные формы (наблюдение, консультирование, собеседование, анкетирование, беседа, посещение семьи) позволяют своевременно реагировать на потребности семьи и оказывать ей необходимую помощь, выявлять положительный опыт семейного воспитания. Таким образом, педагоги учреждения получают информацию об особенностях разных категорий семей и планируют дальнейшую работу с ними. Организация ситуаций для взаимодействия детей и взрослых (совместное дело, праздники и т.п.) расширяет воспитательный потенциал семей, особенно неполных. Выявленный положительный опыт семейного воспитания (особенно многодетных семей) становится примером для молодых родителей. Под постоянным наблюдением педагогов находятся неблагополучные семьи, семьи с низким материальным уровнем жизни, для них организуются адресная помощь совместно с социальными службами города (предоставление льгот по оплате за ДОУ, акции и т.д.). В целях учета мнения родителей по вопросам управления учреждения организована работа родительского самоуправления, формами которого являются: родительский совет группы, родительский совет учреждения, общее родительское собрание, родительское собрание группы. Родителям с высоким уровнем активности предоставляется возможность участия в управлении учреждением и в реализации культурных практик.

Важнейшим условием обеспечения целостного развития личности ребенка является развитие конструктивного взаимодействия с семьей.

Вовлеченность родителей в процесс образования и воспитания

В дошкольных группах существуют следующие направления взаимодействия с родителями:
Познавательные направления – это обогащение родителей знаниями в вопросах воспитания детей дошкольного возраста. Совместная работа специалистов (логопед, педагог –психолог, воспитатель, инструктор по физкультуре, старшая м/с)
По реализации образовательной программы обеспечивает педагогическое сопровождение семьи на всех этапах дошкольного детства, делает родителей действительно равноответственным участниками образовательного процесса.  Для этого мы:
1.Создаем условия для благоприятного климата взаимодействия с родителями.
2.установливаем доверительные и партнерские отношения с родителями.
3.Вовлечение семьи в единое образовательное пространство.
Наглядно –информационное направление- включает в себя:
1.Организация в группах родительских уголков.
2. Папок передвижек.
3.Фотовыставок.
Активность родителей в создание фотогазет, выставок говорит о том ,что эти формы работы является востребованным. Наглядно - информационное направление дает возможность донести до родителей любую информацию в доступной форме напоминать тактично о родительских обязанностях и ответственности.
Досуговое направление –в работе с родителями является самым востребованным полезным, но и самым трудным в организации. Это объясняется тем, что любое совместное мероприятие позволяет родителям: увидеть изнутри проблемы своего ребенка, трудности во взаимоотношении; посмотреть как это делают другие ,то есть приобрести опыт и взаимодействия не только со своим ребенком, но и родительской общественностью в целом. Праздники и развлечение проводим совместно с родителями. Вовлечение родителей в образовательный процесс ДОУ имеет сильные и слабые стороны.

Участие родителей в воспитательно-образовательном процессе

Дни открытых дверей.
Благотворительные марафоны.
Опрос родителей о качестве образовательных услуг.
Знакомство с уставными документами и локальными документами учреждения.
Заключение договоров с родителями.
Обмен книгами и видеофильмами.
Участие в субботниках.
НОД с участием родителей.
Смотры- конкурсы
Выставка работ, выполненных детьми и родителями и др.
Фестивали, Акции.


Привлечение родителей к управлению

Действует родительский совет групп, в состав которых избраны родители (законные представители), содействуют:

- организации и совершенствованию образовательного процесса,

- созданию необходимых условий жизни, воспитания, обучения и развития детей,

- совершенствуют материально-техническую базу групп и сада в целом.

Часть программы, формируемая участниками образовательных отношений

Содержательная часть парциальной образовательной Программы представлена в виде ссылки на соответствующую парциальную образовательную Программу «Игра в театр!».

III Организационный раздел

III.1. Описание материально-технического обеспечения

В соответствии с ФГОС ДО, материально - техническое обеспечение Программы включает в себя учебно-методический комплект, оборудование, оснащение (предметы).

В дошкольных группах созданы условия для разностороннего развития детей с учётом возрастных, индивидуальных и гендерных особенностей. Наряду с отдельными групповыми ячейками для реализации образовательной программы используются следующие помещения:

Наименования помещений

Характеристика

Объединены музыкальный зал и физкультурный зал

в одном помещении

Предназначен для проведения утренней гимнастики, физкультурных занятий, физкультурных досугов, соревнований, а так же для

проведения музыкальных занятий с группами детей всех возрастов и индивидуальной работы, праздников, развлечений, спектаклей. В музыкальном зале в достаточном количестве имеются качественные музыкальные игрушки, инструменты, дидактические пособия. Техническое оборудование музыкального зала соответствует современным требованиям: музыкальный зал оснащен электронным пианино, микрофоны, акустическая система, микшер, микрофоны на стойках,  проекторы.  Комплекс детских тренажеров, в наличии имеются батуты, велотренажеры, разнообразный спортивный инвентарь и спортивные атрибуты для физического развития детей.

Кабинет педагога-психолога

Созданы условия для коррекционно-развивающей, профилактической и консультативной деятельности: имеется диагностический, коррекционный, развивающий материал, элементы сенсорной комнаты, разные технические средства.

Повысить качество образовательного процесса позволяет использование информационных компьютерных технологий. В дошкольных группах имеется 5 телевизоров , 4 DVD-проигрывателя, цифровое пианино, 5 проекторов  и 2 экрана, 2 интерактивных доски, 8 принтеров, стереосистема с колонками, беспроводными микрофонами и микшерским пультом, 9 ноутбуков, в каждой группе имеются принтеры, создана локальная сеть.

III.2. Описание обеспеченности методическими материалами и средствами обучения и воспитания

Средства обучения и воспитания, используемые в детском саду для обеспечения образовательной деятельности, рассматриваются в соответствии с ФГОС ДО к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования как совокупность учебно-методических, материальных, дидактических ресурсов, обеспечивающих эффективное решение воспитательно-образовательных задач в оптимальных условиях. Комплексное оснащение воспитательно-образовательного процесса обеспечивает возможность организации как совместной деятельности взрослого и воспитанников, так и самостоятельной деятельности воспитанников не только в рамках организованной образовательной деятельности по освоению Программы, но и при проведении режимных моментов. Большое внимание уделяется созданию условий для профессионального роста педагогов, оснащению методкабинета, воспитатели имеют доступ ко всем информационным и методическим ресурсам кабинета.

Методическое обеспечение образовательного процесса отвечает требованиям комплектности обеспечения образовательного процесса с учетом достижения целей и планируемых результатов освоения образовательной программы дошкольного образования. Методическое обеспечение включает в себя:

- методические пособия для педагогов ДОУ по всем направлениям развития детей в возрасте от 3 до 7 лет (по образовательным областям),

- методические рекомендации для педагогов по планированию образовательного процесса в разных возрастных группах,

- методические рекомендации для педагогов по организации жизни детей в разных возрастных группах,

- комплекты развивающих пособий для детей по направлениям образования и по возрастным группам,

- комплекты дидактических и демонстрационных материалов,

- электронные образовательные ресурсы,

- детская художественная литература.

Для осуществления образовательной деятельности с детьми используются различные средства обучения и воспитания, в том числе технические, визуальные и аудиовизуальные.

В учреждении имеются следующие технические средства обучения и воспитания: музыкальный центр, магнитофоны, телевизоры, интерактивная доска, проектор, персональные компьютеры, многофункциональные устройства, к использованию которых предъявляется ряд требований, а именно, необходимо избегать длительного применения ТСО в целях предотвращения утомления детей и рационально сочетать их с другими средствами обучения.

Визуальные и аудиовизуальные средства обучения и воспитания, представленные в учреждении, включают: иллюстрации, наглядные пособия, схемы, предметы и объекты природной и искусственной среды, а также мультфильмы, кино- и видеофильмы, презентации.

Обеспечение методическими материалами и средствами обучения и воспитания парциальной образовательной Программы «Игра в театр» представлено в виде ссылки на соответствующую парциальную образовательную Программу «Игра в театр».

Обеспечение методическими материалами и средствами обучения и воспитания по обеспечению равных возможностей для развития отдельных категорий детей в условиях инклюзивной практики представлено в п. 2.3. настоящей Программы

III.3. Распорядок и/или режим дня

Календарный учебный график

Режим работы учреждения: 12 месяцев, круглогодично.

Режим работы групп:

- полного дня (12-часового пребывания) – 4 группы

Формы организации воспитательно-образовательного процесса

Периоды

Название периода

Количество недель

Примечание

01.09.2014-31.05.2015

Учебный

37 недель

Реализуется учебный план, который разработан в соответствии с образовательной программой и

СанПиН 2.4.1.3049-13 

01.06.2015-31.08.2015

Летний оздоровительный

13 недель

В дни летних каникул реализуется план летних оздоровительных мероприятий (увеличивается продолжительность прогулки, проводятся спортивные и подвижные игры, спортивные праздники, экскурсии)

В дни летних каникул реализуется план летних оздоровительных мероприятий (увеличивается продолжительность прогулки, проводятся спортивные и подвижные игры, спортивные праздники, экскурсии)

Основным принципом правильного построения распорядка является его соответствие возрастным психофизиологическим особенностям детей. В режиме дня указана общая длительность

образовательной деятельности, включая перерывы между их различными видами, режим двигательной активности. Педагог самостоятельно дозирует объем образовательной нагрузки, не превышая при этом максимально допустимую санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами нагрузку. Приложение 9. 

Осуществляя режимные моменты, учитываются индивидуальные особенности детей (длительность сна, вкусовые предпочтения, темп деятельности и т. д.). Приближенный к индивидуальным особенностям ребенка распорядок дня детского сада способствует его комфорту, хорошему настроению и активности.

Прием пищи. Учитывая, что дети едят с разной скоростью, им предоставляется возможность принимать пищу в своем темпе. Недопустимо заставлять ребенка сидеть за столом в ожидании еды или после ее приема. Поев, ребенок может поблагодарить и заняться самостоятельными играми.

Прогулка. Для укрепления здоровья детей, удовлетворения их потребности в двигательной активности, профилактики утомления организуются ежедневные прогулки.

Сокращение продолжительности прогулки зависит только от погодных условий. Важно обеспечить достаточное пребывание детей на свежем воздухе в течение дня.

Ежедневное чтение. В режиме дня выделяется постоянное время для ежедневного чтения детям. Читать следует не только художественную литературу, но и познавательные книги, детские иллюстрированные энциклопедии, рассказы для детей по истории и культуре родной страны и зарубежных стран. Чтение книг и обсуждение прочитанного помогает на примере литературных героев воспитывать в детях социально-нравственные качества, избегая нудных и бесполезных поучений и нотаций. При этом нельзя превращать чтение в занятие — у ребенка всегда должен быть выбор: слушать или заниматься своими делами. Задача педагога — сделать процесс чтения увлекательным и интересным для всех детей.

Дневной сон. Создание условий для полноценного дневного сна детей. Для этого в помещении, где спят дети, создается спокойная, тихая обстановка, обеспечивающая постоянный приток свежего воздуха. Кроме того, быстрому засыпанию и глубокому сну способствуют полноценная двигательная активность в течение дня и спокойные тихие игры, снимающие перевозбуждение.

III.4. Описание особенностей традиционных событий, праздников, мероприятий

Особенностью воспитательно-образовательного процесса является организация культурно-смысловой деятельности детей на основе традиций, праздников и значимых событий в жизни детского сада.

Образовательный процесс строится вокруг одной центральной темы, что дает большие возможности для развития детей. Темы помогают организовать информацию оптимальным способом. У дошкольников появляются многочисленные возможности для культурных практик. Приложение 10. 

Выделение основной темы периода не означает, что абсолютно вся деятельность детей должна быть посвящена этой теме. Цель введения основной темы периода — интегрировать образовательную деятельность и избежать неоправданного дробления детской деятельности по образовательным областям.

Введение похожих тем в различных возрастных группах обеспечивает достижение единства образовательных целей и преемственности в детском развитии на протяжении всего дошкольного возраста, органичное развитие детей в соответствии с их индивидуальными возможностями.

Тематический принцип построения образовательного процесса позволяет органично вводить региональные и культурные компоненты, учитывать специфику дошкольного учреждения.

Одной теме уделяется не менее одной недели. Тема отражается в подборе материалов, находящихся в группе и центрах активности.

Необходимым условием для реализации модели является взаимодействие с учреждениями и организациями города и края, в результате которого воспитанники приобретают опыт через освоения культуры города, края, страны.

Наличие традиционных событий, праздников, мероприятий в детском саду - является неотъемлемой частью в деятельности дошкольного учреждения, поскольку способствует повышению эффективности воспитательно-образовательного процесса, создает комфортные условия для формирования личности каждого ребенка.

Традиции направлены прежде всего на сплочение коллектива детей, родителей и педагогов ДОУ, они играют большую роль в формировании и укреплении дружеских отношений между всеми участниками образовательных отношений.

Традиции помогают ребенку освоить ценности коллектива, способствуют чувству сопричастности сообществу людей, учат прогнозировать развитие событий и выбирать способы действия. Поэтому создание традиций в детском саду и их передача следующему поколению воспитанников - необходимая и нужная работа. Традиции, в которых дети принимают непосредственное участие вместе с родителями и с воспитателем, прочно откладываются в детской памяти и уже неразрывно связаны с детством, с воспоминанием о детском садике, как о родном общем доме, где каждый ребенок любим и уважаем.

В учреждении в качестве традиционных определены следующие мероприятия:

- Детско- взрослый проект «Как я провел это лето» проводится ежегодно в первых числах сентября, когда дети переходят из одной возрастной группы в другую. Становясь на год старше, дети предъявляют свои летние проекты, демонстрируют их сверстникам и родителям. В этот день проводятся выставка летних фотографий.

- «Отчетный концерт», он проводится в конце каждого учебного года, дети показывают родителям чему они научились за год. Проходит поздравление ребят, родителей, педагогов.

 - «День рождения Детского сада» отмечается ежегодно в апреле месяце. В этот день планируются мероприятия, направленные на изучение истории детского сада, его прошлого и настоящего.

- «День семьи», посвящено повышению статуса семьи. В этот день организуются семейные спортивные веселые старты. Работу организует семейный клуб «Светлячок».

Каждая группа имеет свои традиции.

III.5. Особенности организации предметно-пространственной развивающей образовательной среды

Образовательная среда в учреждении предполагает специально созданные условия, такие, которые необходимы для полноценного проживания ребенком дошкольного детства. Это определенное пространство, организационно оформленное и предметно насыщенное, приспособленное для удовлетворения потребностей ребенка в познании, общении, труде, физическом и духовном развитии в целом, обеспечения активной жизнедеятельности ребенка, становления его субъектной позиции, развития творческих проявлений всеми доступными, побуждающими к самовыражению средствами.

Среда организуется на основе интегрированного подхода и выполняет образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организующую, коммуникативную функции. Но самое главное – она способствует развитию самостоятельности и самодеятельности ребенка.

Развивающая предметно-пространственная среда должна быть:

- содержательно-насыщенной - среда должна включать средства обучения (в том числе технические), материалы (в том числе расходные), инвентарь, игровое, спортивное и оздоровительное оборудование, которые позволяют обеспечить:

- игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех категорий детей, экспериментирование с материалами, доступными детям

- двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях

- эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением

- возможность самовыражения детей,

- трансформируемой - среда должна обеспечивать возможность изменений в зависимости от образовательной ситуации, в том числе меняющихся интересов и возможностей детей,

- полифункциональной - возможность разнообразного использования составляющих РППС (например, детской мебели, матов, мягких модулей, ширм, в том числе природных материалов) в разных видах детской активности; наличие полифункциональных предметов, не обладающих жёстко закреплённым способом употребления и пригодных для использования в разных видах детской активности,  

- вариативной - наличие различных пространств (для игры, конструирования, уединения и пр.), а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей; периодическая сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей  

- доступной - свободный доступ воспитанников (в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья) во все помещения, где осуществляется образовательная деятельность, к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности, исправность и сохранность материалов и оборудования,  

- безопасной - все элементы среды должны соответствовать требованиям по обеспечению надёжности и безопасность их использования, такими как санитарно-эпидемиологические правила и нормативы и правила пожарной безопасности.

Гибкое и вариативное использование пространства служит удовлетворению потребностей и интересов ребенка.

При организации предметной среды в групповом помещении учитываются закономерности психического развития детей, их индивидуальные особенности, ведущий вид деятельности, центральная тема.

Организация предметно-пространственной среды

Групповое помещение условно подразделяется на три зоны:

• Спокойная зона: «Центр развития речи АБВГДЕЙКА», «Библиотечный центр «В гостях у книжки», «Патриотический цент Моя Родина»,  «Азбука безопасности», «Центр уединения Секретики»

• Зона средней активности: «Центр конструирования Самоделкин», «Центр познавательно-исследовательский Галилео», «Творческая мастерская Вернисаж», «Академия музыки и театра Игра в театр»,

• Зона насыщенного движения: «Центр сюжетно-ролевой игры Затейники», «Физкультурно-оздоровительный центр Здоровячек»

Для лучшей ориентации детей в групповом помещении используются символические обозначения.

При организации предметно-пространственной среды используем методические рекомендации для педагогических работников дошкольных образовательных организаций и родителей детей дошкольного возраста «Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования» О.А. Карабановой, Э.Ф. Алиевой, О.Р. Радионовой, П.Д. Рабинович, Е.М. Марич. – М.: Федеральный институт развития образования, 2014.

Описание части Программы, формируемой участниками

образовательных отношений

Описание условий реализации парциальной образовательной программы представлены в Организационном разделе Программы, в полной мере позволяют осуществлять образовательную деятельность по парциальной образовательной программе.

Обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и воспитания

Для реализации парциальной образовательной программы используются как методические материалы и средства обучения и воспитания, представленные в Организационном разделе в Программы, так и дополнительные методические материалы, в том числе разработанные педагогическим коллективом учреждения самостоятельно.

Режим работы учреждения и режим дня

Реализация парциальной образовательной программы не выходит за рамки режима работы учреждения, представленного в Организационном разделе Программы осуществляется в течение всего времени пребывания детей в учреждении через совместную деятельность взрослых и детей, самостоятельную деятельность и при проведении режимных моментов и представлена в виде ссылки на соответствующую парциальную образовательную Программу «Игра в театр!».

Реализация направления по обеспечению равных возможностей для развития отдельных категорий детей в условиях инклюзивной практики не выходит за рамки режима работы учреждения, представленного в Организационном разделе Программы, учитывает индивидуальные особенности детей и представлена в п. 2.3. настоящей Программы.

Краткая презентация Программы представлена в Дополнительном разделе Программы. Она ориентирована на родителей (законных представителей) детей и доступна для ознакомления.

IV. Дополнительный раздел

Краткая презентация Программы

Программа ориентирована на детей от 3 до 7 лет, учитывает индивидуальные особенности детей и их семей и обеспечивает равные условия для получения дошкольного образования детьми.

Программа направлена на приобретение опыта детей в различных видах деятельности: игра, общение, труд, познание, рисование, аппликация, лепка, музыкальная деятельность, чтение художественной литературы и вхождение в мир человеческой культуры.

Отличительной особенностью образовательной программы является знакомство детей с театральным творчеством. Работа в данном направлении нашла отражение в программе «Игра в театр» которая разработана педагогам дополнительного учреждения ДДТ и направлена на формирование ценностного, ответственного отношения ребенка к миру исскуства.

В образовательной программе определены необходимые условия для её реализации. Это, прежде всего, пространство группы и участка, безопасная мебель, игрушки разного назначения, игры, удовлетворяющие потребности детей в движении, познании окружающего мира, профессиональные кадры и взаимодействие с семьями детей.

Основными направлениями взаимодействия являются взаимопознание и взаимоинформирование, совместная деятельность педагогов, родителей, детей. Взаимодействие с родителями осуществляется через индивидуальные и групповые формы работы. Инициатором взаимодействия могут выступать как педагоги, так и родители. Только совместная работа семьи и детского сада способна обеспечить создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирования общей культуры личности дошкольников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по реализации основной образовательной программы дошкольного образования. Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» - курс подготовки на основе программы развития музыкальности у детей 2-7 года жизни.

Рабочая программа по музыкальному воспитанию и развитию дошкольников представляет внутренний нормативный документ и является основным для оценки качества музыкального образовательного процесса в муниц...

• Рабочая программа воспитателя ДОУ второй младшей группы №13 составлена на основе «Образовательной программы дошкольного образования МБОУ СОШ №26 (дошкольного отделения)», на основе примерной основной образовательной программы дошкольного образования «От

Настоящая рабочая программа разработана на основе основной общеобразовательной программы дошкольного образования «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васил...

• Рабочая программа воспитателя ДОУ средней группы №13 составлена на основе «Образовательной программы дошкольного образования МБОУ СОШ №26 (дошкольного отделения)», на основе примерной основной образовательной программы дошкольного образования «От рожден

Рабочая программа по развитию детей группы общей направленности 4-5 лет  разработана в соответствии с ООП МБОУ СОШ № 26 (дошкольное отделение) в соответствии с введением в действие ФГОС ДО, испол...

• Рабочая программа воспитателя ДОУ подготовительной группы №13 составлена на основе «Образовательной программы дошкольного образования МБОУ СОШ №26 (дошкольного отделения)», на основе примерной основной образовательной программы дошкольного образования «

Рабочая программа по развитию детей подготовительной группы разработана на основе основной общеобразовательной программы муниципального бюджетного общеобразовательного ужреждения города Новосибирска ...

Образовательная программа дошкольного образования составлена на основе основной образовательной программы МДОУ №28 «Снегирёк» и с учетом инновационной программы дошкольного образования «От рождения до школы» (срок реализации программы 2020-2021гг.)

Согласно Закону Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации», дошкольное образование направлено на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравс...