Отчёт по самообразованию «Использование фототехники при работе с дошкольниками»
учебно-методический материал

Рыбакова Евгения Николаевна

Хочу сразу отметить, что тема очень интересная и объемная: ограничений нет - можно фантазировать, изобретать, систематизировать разные виды деятельности – это большой плюс. Но есть и свои минусы: ограничений нет, если чётко знаешь, в какой области придется самосовершенствоваться, то исходя из этого, ставятся задачи и пути их решения.

Безусловно, я оптимист и быстро нашла ещё доводы в защиту новой темы:

1. Сфотографировать можно любой объект, находящийся в доступности – это актуально при беседе о родном городе, его достопримечательностях, природе

2. Групповые и индивидуальные фотографии позволяют рассмотреть настроение, поведение, как группы, так и каждого ребенка

3. Снимки позволяют вести наблюдение за выбранным объектом; видеть сезонные изменения; временные изменения

Мной был разработан план работы с детьми на весь учебный год.

В начале сентября мы любовались «осенними красками природы»Основной целью было: формировать представление об изменениях в природе. Осуществляли мы это при помощи бесед, наблюдений через объектив, фотосессии, дидактические игры, загадок, игровых упражнений, сюжетно-ролевых игр, изобразительной деятельности, а также начали «фотографическое наблюдение за кленом на участке».

Вторую половину сентября мы посвятили формированию представлений о семье и обогащению детско-родительских отношений. За этот период мы оформили выставку «генеологическое древо семьи», знакомились с новыми литературными произведениями о семье, русскими народными сказками, притчами. Заинтересовало детей игровое упражнение «сравнение фотографий «мама-дочка»«дедушка-папа»«как я подрос».

В октябре мы много разговаривали о нашем земляке С. А. Есенине. Оформили фотоальбом «Красота села Константиново». Главной целью этого блока мероприятий и игр стало воспитание любви к родной культуре и природе на основе поэзии С. А. Есенина.

Не оставили мы без внимания всю красоту золотой осени. Я постаралась научить различать и характеризовать приметы «золотой осени» используя сравнение фотоматериалов и безусловно все остальные методы и приемы были использованынапример: наблюдение, беседа, дидактические игры, фотолинейка, изобразительная деятельность «осенний коллаж».

В ноябре предложила детям очень трогательную тему «Мой домашний питомец». Для меня не главным было, чтобы ребенок без ошибок называл животного, а главное – воспитать чувство сопереживания ко всему живому. Опираясь на фотографии, принесенных из дома, была сделана презентация «Забавные и смешные», был создан фотоальбом «Лови момент».

Конец ноября мы посвятили поздней осени. Не забывали делать фотоснимки клена, создали альбом из осенних фотоснимков, который в последствие использовали для бесед-рассуждений, занятия «тетушка Осень».

За 3 осенних месяца я сделала для себя промежуточные выводы: безусловно дети любят фотографироваться, особенно когда это происходит в «непринужденной» режиме. С удовольствием рассматривают места, пейзажи, где были сами – эти фотографии эффективно использовать на занятиях, причем практически во всех областях.

Ребенок с большим интересом опишет, например своего лабрадора (собака семьи Чировых, чем обычную картинку демонстративного материала.

В декабре мы уделили внимание предстоящим праздникам, порадовались приходу белоснежной зимы. Я старались расширить знания детей о зимних природных явлениях, взаимосвязью их с жизнью человека. Ребятам была показана интересная презентация «Зимние забавы», с использованием снимков из домашнего альбома; создание фотовыставки «Снежные чудеса». Для создания благополучной атмосферы в детском саду, активного вовлечения родителей в совместную деятельность с ребенком в условиях семьи и детского сада была разработана тема «мой детский сад».

В рамках этой темы были использованы в работе дидактические игры «Узнай по фото»«профессия», проблемные ситуации «»Как Степа провел свой день в саду», рисование с фотографии (коллективная работа) «Наша группа «Гномики».

В феврале при помощи фотографий мы расширили представление о зимних природных явлениях, способствовали расширению знаний детей о Российской Армии, родах войск, военной техники. Благодаря детям создали презентацию-фоторепортаж «Мой папа»чтобы активно приобщаться к патриотическому воспитанию: слушали военные песни, фрагменты художественных фильмов.

Спустя еще три месяца, я все-таки решила познакомить детей с тем, что стало практически неотъемлемой частью моей работы. Я провела занимательную игру «Мир через объектив». О результатах надо спрашивать у детей, но с того самого дня Вадимир не расстается с фотоаппаратом : снимает все и всех дома, в саду.

В марте месяце мы поздравляли наших мамочек и встречали «Весенние деньки».

Необходимо добавить, что часто в творческих работах детей использовались отсканированные материалы и видеоролики.

В апреле мы празднуем «день смеха», планируется показ презентации с использованием фото и видеоматериалов за прошедшее время «Смешные моменты из жизни детского сада», познавательный фильм «Как отмечают праздник в разных странах» (фотоиллюстрации, развлечение «Дружба крепкая», и, конечно же, общая фотография.

Уделим внимание таким темам как «Космос»«Праздничный май». Завершающим этапом работы станет фотоколлажа из лучших фотоматериалов.

Родители принимали непосредственное участие в создании, оформлении обновлении фотоальбомов «Ты пришла к нам осень»«Красота села Константиново»«Лови момент»фотоколлаж «Ах, лето, лето».

Привозили фотографии с различных мероприятий, благодаря чему другие дети могли узнать об интересных событиях, происходящих не только в нашем городе, но и за его пределами.

В перспективе на лето мне хотелось бы увеличить количество настольных, дидактических игр, заданий используя фотографии. Создать альбом «Земля моя Рязанская» с комментариями доступными детям: чтобы, глядя на снимок, ребенок мог рассказать дома об увиденном, и захотел посетить эти места.

Я вижу, что фотография развивает воображение, фантазию, формирует память, мыслительные процессы – детям нравится заниматься по снимкам или фотоматериалам. Некоторые ребята приносят свои «фотошедевры» с интузиазмом рассказывают, где это было «снято», как называется город, улица…

А главное, что у меня и у моих воспитанников останется фото, как память о совместно-проведенном времени!

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Отчёт по самообразованию «Использование дидактических игр в сенсорном развитии детей раннего возраста»

В данном документе представлен отчёт по самообразованию «Использование дидактических игр в сенсорном развитии детей раннего возраста» 2014 - 2015 учебный год....

Отчёт по самообразованию. Тема: Развитие мелкой моторики у дошкольников.

Проводимая работа велась в следующих направлениях: Развитие мелкой моторикиРабота с детьмиРабота с родителями В течение учебного года выстроила систему работы в данном направлении, опираясь ...

Презентация по самообразованию "Использование ИКТ в работе с дошкольниками"

В презентации отражен опыт использования ИКТ в познавательном развитии дошкольников...

Отчёт по самообразованию "Развитие словесно - логического мышления у дошкольников с ОНР"

Отклонение в развитии речи и отставание в развитии словесно-логического мышления отрицательно сказываются на общении с окружающими, задерживают формирование познавательных процессов, влияют на успешно...

ОТЧЁТ по самообразованию на тему: «Развитие творческих способностей дошкольников средствами художественной деятельности» за 2019-2020 уч. год

ОТЧЁТпо самообразованиюна тему: «Развитие творческих способностей дошкольников средствами художественной деятельности»за  2019-2020 уч. год...

Отчёт по самообразованию "Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми среднего дошкольного возраста" 2021-2022 учебный год

quot;Взрослым кажется, что дети не заботятся о своем здоровье. Нет. Детям совершенно так же, как и взрослым, хочется быть здоровыми, сильными, только дети не знают, что для этого надо делать. Объясни...