ПРОЕКТ «Экологическая тропа в ДОУ»
проект

Информационная карта проекта

 

Название проекта

«Экологическая тропа в ДОУ»

Автор проекта

Быкова Екатерина Сергеевна

Васьковская Ирина Владимировна

Методические основы разработки проекта

 

  • Конституция Российской Федерации
  • Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.12г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
  • Приказ МОиН РФ от 17.10.2013г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
  • Трудовой кодекс РФ.
  • Приказ МОиН РФ от 30.08.13г. № 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным образовательным программам – образовательным программам дошкольного образования».
  • Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.13г. № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»».
  • Закон Красноярского края «Об образовании в Красноярском крае» от 26.06.14г. № 6-2519.
  • Национальная доктрина образования в Российской Федерации (Постановление правительства РФ от 04.10.2000 г. № 751).
  • Федеральный закон «О внесении изменений в федеральный закон «Об охране окружающей среды» от 29 июля 2018 года № 252-ФЗ.
  • Концепция перехода Российской Федерации к устойчивому развитию (1996)
  • «Экологическая доктрина Российской Федерации» Распоряжение Правительства РФ от 31.08.2002 № 1225-р.
  • Закон Красноярского края «Об экологической безопасности и охране окружающей среды в Красноярском крае» от 20.09.2013 № 5-1597.
  • Письмо Минобразования РФ «О реализации права дошкольного образовательного учреждения на выбор программ и педагогических технологий» от 02.06.98 № 89-34-16.
  • Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013 -2020 гг., утв. Постановлением Правительства РФ от 15.04.2014 г. № 295;
  • Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2016-2020 г., утв., распоряжением Правительства РФ от 29.12.2014 № 2765;
  • Указ Президента РФ «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки» от 07.05.2012 г. № 599;
  • Устав муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 41 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому направлению развития детей».
  • Образовательная программа дошкольного образования МБДОУ № 41, адаптированная образовательная программа  коррекционно-развивающей деятельности с детьми ТНР, адаптированная образовательная программа  коррекционно-развивающей деятельности для слабослышащих детей.

Ценностно-целевые установки проекта

Приоритетные направления государственной политики РФ:

  • Сохранение окружающей среды, сохранение уникальной природы России и города Красноярска как основы духовно-нравственного становления личности гражданина России, гражданина мира.
  • Развитие продуктивного взаимодействия с детьми в области экологического и ноксологического (основ безопасности) образования, воспитания экологической безопасности.
  • Формирование и развитие экологического сознания и поведения дошкольников.
  • Воспитание потребности личности бережного отношения к природе, желания охранять её в системе мегаполиса и всей страны.

Исходные концептуальные положения проекта

Гуманистическая личностно-ориентированная деятельностная парадигма образования и воспитания экологически грамотных воспитанников, способных понимать и любить окружающий мир, природу и бережно к ним относиться.

Формы работы

  •    Интегративные
  •    Коммуникативные
  •    Активные
  •    Дискуссионные
  •    Использование ИКТ

Форма организации

Групповая

Учебно-методическое оснащение

  • Научная литература
  • Методическая литература
  • Нормативно-правовые документы
  • Энциклопедии 

Информационное оснащение

  •   Печатные источники
  •   Интернет-ресурсы

Компоненты содержания

Проекта

«Экологическая тропа в ДОУ»

Аксиологический - предусматривает формирование навыков экологически грамотного и безопасного поведения и эле­ментарных представлений о зависимости здоровья   человека от состояния   окружающей среды и собственного поведения.

Когнитивный - предусматривает получение элементарных знаний, способствующих успешной жизнедеятельности в различных условиях, в том числе в условиях социума.

Деятельностно-творческий - предполагает включение воспитанников в активную деятельность по экологическому образованию детей дошкольного возраста с целью формирования у них экологических знаний и повышения уровня экологической воспитанности.

Компетентностно-ориентированный - нацелен на формирование у выпускника готовности эффективно соорганизовать внутренние (знания, умения, ценности, психологические особенности и т. п.) и внешние ресурсы для достижения поставленной цели.

Ключевые слова проекта

Биоэтическое воспитание – это наиболее полное и логическое решение задач воспитания, это формирование гармонически развитой личности, руководствующейся в своих действиях не просто традициями, не антропоцентрической моралью, оправдывающей дурные методы благородными целями, но оценивающей потребности каждого живого существа по справедливости и учитывающей их в своей деятельности.

Экологическая культура – это совокупность опыта взаимодействия людей с природой, обеспечивающего выживание и развитие человека, которая выражается в виде теоретических знаний и способов практических действий в природе и обществе, нравственных норм, ценностей и культурных традиций.

Экологическая культура личности - это социально необходимое нравственное качество личности, включающее знания человека о природе, взаимосвязях общества и окружающей среды, способах сохранения и оказания ей помощи.

Экологическое мышление — это процесс, предвосхищающий на понятийном уровне практическую реализацию экологической целесообразной деятельности.

Экологическая воспитанность — результат освоения ребёнком в ходе экологического воспитания ценностей экологической культуры. Она проявляется вследствие качественного преобразования осваиваемых дошкольником экологических знаний и умений, опыта гуманного отношения к природе и выражается в гуманно-ценностном отношении к ней.

Экологическое образование - это образовательный процесс, затрагивающий связь человека с его природным и рукотворным окружением и включающий в себя отношение популяции, загрязнения, распределения ресурсов и их истощения, сохранения, транспортировку, технологию, городское и сельское планирование со всей окружающей средой человечества.

Экологизация сознания – это процессы, связанные с оптимизацией и гармонизацией взаимодействия между обществом и природой, и изменения, которые возникают в духовной и материальной жизни в связи с требованиями современной экологической ситуации. Экологизация сознания — это изменение направленности сознания, ориентация его на более адекватное отражение состояния внешней среды.

Экологическое сознание — это адекватное отражение человеком опыта его взаимодействия с природой, включая нравственно-ценностное и ответственное отношение к природе. Экологическое сознание — констатация результата, уровня, на котором находится осознание процессов взаимодействия общества и природы.

Компетентность - качество действий индивида, проявляющееся в адекватном и эффективном решении некоторого класса социокультурно

значимых задач относительно ненормированного (проблемного) характера.

Компетенция - определяемые законодательством предметы ведения (сфера деятельности, круг вопросов, подлежащих разрешению), соответствующий им объём полномочий и пределы деятельности должностного лица или государственного органа.

 

Ноксология - (греч. ноксо – опасность) – наука об опасностях материального мира Вселенной. Общей целью изучения ноксологии является углубление и развитие знаний о системе обеспечения безопасности в условиях негативных факторов техносферы, а также формирование навыков практического использования знаний в области обеспечения безопасности при осуществлении организационно-управленческой и эксплуатационной профессиональной деятельности.

Ноксологическая компетентность – интегральная характеристика личности, определяемая его ноксологической культурой, ноксологическим мировоззрением и уровнем владения совокупностью ноксологических компетенций.

Экологическая компетенция — это способность личности к экологической деятельности, основанная на знаниях, умениях и навыках; элементарная экологическая компетенция предполагает умение определять уровень и характер экосистем своей местности, школы, пришкольного участка, города, региона.

ФГОС - Федеральный государственный образовательный стандарт программы дошкольного образования. Смена образовательной парадигмы (цели). Вместо передачи суммы знаний - РАЗВИТИЕ личности ребёнка на основе освоения способов деятельности.

Виды деятельности дошкольника (по ФГОС) – игровая деятельность (ведущая), коммуникативная, трудовая, познавательно-исследовательская, продуктивная, музыкально-художественная, чтение.

Деятельностный подход -

  • Субъектно ориентированная организация и управление педагогом деятельностью ребёнка при решении им специально организованных учебных задач разной сложности и проблематики. Эти задачи развивают не только предметную, коммуникативную и другие виды  компетентностей ребёнка, но и его самого как личность.
  • Предполагает  открытие перед ребёнком всего спектра возможностей и создание у него установки на свободный, но ответственный выбор той или иной возможности

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_ekologicheskaya_tropa.docx46.8 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 41 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому направлению развития детей»

660124, г. Красноярск, ул. Борисевича, 24, телефон 266-97-33,

ОКПО 26208717, ОГРН 1022402058700, ИНН 2462025099, КПП 246201001

e-mail:dou41kolokolchik@mail.ru

Принято

на педагогическом совете

«___» _________ 20__ г.

Протокол № ____

Утверждено

Заведующий МБДОУ № 41

___________ М.А. Сидорова

«___» _________ 20__ г.

ПРОЕКТ

«Экологическая тропа в ДОУ»

Красноярск

2019 г.

Содержание

  1. Введение………………………………………………………………….3-6
  2. Информационная карта проекта…………………………………………7-11
  3. Паспорт проекта…………………………………………………………..12-13
  4. Этапы реализации проекта……………………………………………….14-15
  5. Перспективное планирование ……………………………………………16-19
  6. Литература …………………………………………………………………19

Когда будет срублено последнее дерево, когда будет отравлена последняя река, когда будет поймана последняя птица – только тогда вы поймете, что деньги нельзя есть.

             Цитата последних индейских вождей XIX века

1. Введение

Характерной особенностью нашего времени является активизация гуманистических тенденций в образовании подрастающего поколения (А.Г. Асмолов, С.Г. Вершловский, А.Г. Козлова, И.А. Колесникова, В.Г. Маралов и др.). Целью образовательного процесса становится развитие гуманистической направленности личности в отношении к людям, природе, начиная с дошкольного возраста (Ш.А. Амонашвили, Т.И. Бабаева, Р.С. Буре, Б.Т. Лихачев, А.В. Петровский, В.А. Ситаров и др.).

Поиск эффективных путей и средств этого развития признаётся сегодня актуальной педагогической проблемой. Её решение связывается, в том числе, и с приобщением детей к экологической культуре - пласту культуры с большим нравственным, гуманистическим содержанием, ориентированным на сохранение и воспроизводство общечеловеческих ценностей отношения к природе (Э.В. Гирусов, А.А. Горелов, А.Н. Захлебный, И.Д. Зверев, И.Т. Суравегина и др.). Присвоение в ходе экологического образования доступной части её содержания обогащает личность целым рядом гуманистических установок: осознанием ценности жизни, уважением природы как ценности, пониманием значимости бережного отношения к ней, и посредством этого способствует решению задачи преодоления экологического кризиса (С.В. Алексеев, Л.И. Пономарева и др.).

Особую значимость становление бережного отношения к природе приобретает в дошкольном детстве, когда закладываются основы ценностного отношения ребёнка к миру, формируется базис его личностной культуры (Б.Г. Ананьев, Л.И. Божович, Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, А.А. Люблинская и др.).

Одним из залогов успешного экологического образования является создание такой атмосферы, которая способствует развитию эмоциональной восприимчивости и отзывчивости у детей. Положительные эмоции, по мнению психологов, являются могучими побудителями человеческой деятельности.

На воспитание гуманных чувств у ребёнка влияет непосредственная деятельность дошкольников под руководством педагога в уголке природы (уход за растениями и животными), на огороде, в цветнике, на прогулках.

В процессе общения с природой и развития эмоциональной отзывчивости у детей формируется умение и желание активно беречь и защищать природу, т.е. видеть объекты во всём многообразии их свойств и качеств, особенностей и проявлений; участвовать в создании необходимых условий для нормальной жизнедеятельности живых существ, находящихся в сфере детской деятельности; понимать важность охраны природы; осознанно выполнять нормы поведения в природе. Всё это возможно только в результате грамотного и разумного обучения и воспитания детей дошкольного возраста.

Экологическое образование уже стало неотъемлемой частью дошкольной педагогики. Именно поэтому у педагогов возникает множество вопросов. Как создать эффективную систему экологического образования в детском саду, основанную на интегрированном подходе? Как сделать так, чтобы идеи экологического образования реализовывались через разные виды деятельности ребёнка: экспериментирование, наблюдение, труд, игру, музыкальную, изобразительную, физическую деятельность? Как создать развивающую среду (экологическую комнату, лабораторию, живой уголок, мини-музеи, экологическую тропинку и т.п.); какие методики использовать в работе с детьми; для чего дошкольному учреждению нужен «Экологический паспорт»?

Введение Федеральных государственных образовательных стандартов требует реализации в образовательном процессе ДОУ принципа интеграции, как условия повышения качества дошкольного образования. Одним из актуальных и эффективных методов, реализующих данный принцип, является метод проектов. Одним из способов реализации принципа интеграции является использование в работе с детьми в качестве развивающей среды экологической тропинки.

Экологическая тропа – это специально оборудованный маршрут, проходящий через различные экологические системы и другие природные объекты. На маршруте воспитанники получают устную (с помощью педагога) или письменную (стенды, макеты, плакаты и т. п.) информацию об этих объектах. Организация экологической тропы – одна из форм формирования экологической культуры и ответственного поведения людей в природе. С помощью таких троп углубляются и расширяются знания об окружающей их среде (растительном и животном мире, геологическом строении местности и т. п.), совершенствуется понимание закономерностей биологических и других естественных процессов, что повышает ответственность за сохранение окружающей среды, способствует воспитанию чувства любви к природе, своей родине.

Наряду с привлекательностью, другим важнейшим свойством тропы является её информативность. Получаемую здесь информацию условно можно разделить на познавательную «просветительную» и предписывающую. Каждому виду информации соответствуют «свои» объекты на маршруте и свои знаки-символы (напоминающие дорожные знаки). Натуральные объекты выступают источником преимущественно познавательной информации. Это виды растений, животных, формы рельефа, почвы и другие элементы живой и неживой природы. Наибольшей популярностью у детей и взрослых пользуются биологические объекты: растения, грибы, животные. Именно они подвергаются наибольшему воздействию со стороны человека.

Целый ряд объектов в зоне тропы можно создать своими руками, искусно вписав их в окружающий ландшафт. Можно создать в зоне маршрута серию ботанических площадок, высадив на них лекарственные, редкие или исчезающие виды растений, характерные для данной местности. При этом информационные щиты, таблички с указателями, цифрами или символами, устанавливаемые через определённые расстояния и у особо интересных объектов, позволяют быстро получить соответствующую информацию и направить движение по заданному маршруту.

Экологические тропы, кроме занятий, наблюдений могут быть использованы для организации мониторинговой и проектной деятельности, выполнения социально-экологических проектов, проведения экологических праздников, а также природоохранных акций, включая акции по уборке территории и уходу за посаженными растениями.

Используя эколого-просветительский потенциал экотропы, можно сделать традиционными природоохранные акции: «Покорми птиц зимой», «Подари цветок детскому саду», «Я расту вместе с моим деревом» и др. Одним из направлений деятельности может стать организация экологического мониторинга, что способствует повышению интереса к природе у детей.

Основным контингентом посетителей экотропы являются воспитанники дошкольного образовательного учреждения, педагоги, родители. Разноуровневая доступная, интересная информация на остановках даётся с учётом возрастных особенностей детей. Средняя продолжительность экскурсионного маршрута 15-20 минут.

Экологическая тропа может использоваться во все сезоны года.

На основании сказанного, можно сделать вывод о том, что тема Проекта «Экологическая тропа в ДОУ» является актуальной.

Цель работы: формирование начал экологической культуры, становление осознанно-правильного отношения к природе во всем её многообразии, к людям, охраняющим её с использованием экскурсий по экологической тропе.

Задачи:

  • углубить и расширить знания детей дошкольного возраста об окружающей их среде (растительном и животном мире, геологическом строении местности и т. п.);
  • совершенствование понимания закономерностей биологических и других естественных процессов, повышение ответственности за сохранение окружающей среды.

Ожидаемые результаты:

  • Повышение роли природной окружающей среды в экологическом воспитании детей.
  • Увеличение непосредственного участия детей в организации и проведении различных экологических мероприятий.
  • Повышение уровня знаний у детей дошкольного возраста об экологии родного города, охране природы.

Формы и методы работы с дошкольниками в процессе реализации проекта:

  • Познавательные беседы.

  • Дидактические игры.

  • Наблюдения за объектами природы.

  • Подвижные игры.

  • Праздники, развлечения.

  • Экскурсии.

  • Совместная деятельность детей и родителей по созданию поделок и рисунков, оформлению альбомов, фотогазет, выставок книг.

  • Чтение произведений о животных и растениях.

  • Продуктивная деятельность: оригами, рисование, аппликации и др.

  • Сочинение экологических сказок с использованием мнемотаблиц.

2. Информационная карта проекта

Название проекта

«Экологическая тропа в ДОУ»

Автор проекта

Быкова Екатерина Сергеевна

Васьковская Ирина Владимировна

Методические основы разработки проекта

  • Конституция Российской Федерации
  • Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.12г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
  • Приказ МОиН РФ от 17.10.2013г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
  • Трудовой кодекс РФ.
  • Приказ МОиН РФ от 30.08.13г. № 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным образовательным программам – образовательным программам дошкольного образования».
  • Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.13г. № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»».
  • Закон Красноярского края «Об образовании в Красноярском крае» от 26.06.14г. № 6-2519.
  • Национальная доктрина образования в Российской Федерации (Постановление правительства РФ от 04.10.2000 г. № 751).
  • Федеральный закон «О внесении изменений в федеральный закон «Об охране окружающей среды» от 29 июля 2018 года № 252-ФЗ.
  • Концепция перехода Российской Федерации к устойчивому развитию (1996)
  • «Экологическая доктрина Российской Федерации» Распоряжение Правительства РФ от 31.08.2002 № 1225-р.
  • Закон Красноярского края «Об экологической безопасности и охране окружающей среды в Красноярском крае» от 20.09.2013 № 5-1597.
  • Письмо Минобразования РФ «О реализации права дошкольного образовательного учреждения на выбор программ и педагогических технологий» от 02.06.98 № 89-34-16.
  • Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013 -2020 гг., утв. Постановлением Правительства РФ от 15.04.2014 г. № 295;
  • Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2016-2020 г., утв., распоряжением Правительства РФ от 29.12.2014 № 2765;
  • Указ Президента РФ «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки» от 07.05.2012 г. № 599;
  • Устав муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 41 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому направлению развития детей».
  • Образовательная программа дошкольного образования МБДОУ № 41, адаптированная образовательная программа  коррекционно-развивающей деятельности с детьми ТНР, адаптированная образовательная программа  коррекционно-развивающей деятельности для слабослышащих детей.

Ценностно-целевые установки проекта

Приоритетные направления государственной политики РФ:

  • Сохранение окружающей среды, сохранение уникальной природы России и города Красноярска как основы духовно-нравственного становления личности гражданина России, гражданина мира.
  • Развитие продуктивного взаимодействия с детьми в области экологического и ноксологического (основ безопасности) образования, воспитания экологической безопасности.
  • Формирование и развитие экологического сознания и поведения дошкольников.
  • Воспитание потребности личности бережного отношения к природе, желания охранять её в системе мегаполиса и всей страны.

Исходные концептуальные положения проекта

Гуманистическая личностно-ориентированная деятельностная парадигма образования и воспитания экологически грамотных воспитанников, способных понимать и любить окружающий мир, природу и бережно к ним относиться.

Формы работы

  •    Интегративные
  •    Коммуникативные
  •    Активные
  •    Дискуссионные
  •    Использование ИКТ

Форма организации

Групповая

Учебно-методическое оснащение

  • Научная литература
  • Методическая литература
  • Нормативно-правовые документы
  • Энциклопедии  

Информационное оснащение

  •   Печатные источники
  •   Интернет-ресурсы

Компоненты содержания

Проекта

«Экологическая тропа в ДОУ»

Аксиологический - предусматривает формирование навыков экологически грамотного и безопасного поведения и элементарных представлений о зависимости здоровья   человека от состояния   окружающей среды и собственного поведения.

Когнитивный - предусматривает получение элементарных знаний, способствующих успешной жизнедеятельности в различных условиях, в том числе в условиях социума.

Деятельностно-творческий - предполагает включение воспитанников в активную деятельность по экологическому образованию детей дошкольного возраста с целью формирования у них экологических знаний и повышения уровня экологической воспитанности.

Компетентностно-ориентированный - нацелен на формирование у выпускника готовности эффективно соорганизовать внутренние (знания, умения, ценности, психологические особенности и т. п.) и внешние ресурсы для достижения поставленной цели.

Ключевые слова проекта

Биоэтическое воспитание – это наиболее полное и логическое решение задач воспитания, это формирование гармонически развитой личности, руководствующейся в своих действиях не просто традициями, не антропоцентрической моралью, оправдывающей дурные методы благородными целями, но оценивающей потребности каждого живого существа по справедливости и учитывающей их в своей деятельности.

Экологическая культура – это совокупность опыта взаимодействия людей с природой, обеспечивающего выживание и развитие человека, которая выражается в виде теоретических знаний и способов практических действий в природе и обществе, нравственных норм, ценностей и культурных традиций.

Экологическая культура личности - это социально необходимое нравственное качество личности, включающее знания человека о природе, взаимосвязях общества и окружающей среды, способах сохранения и оказания ей помощи.

Экологическое мышление — это процесс, предвосхищающий на понятийном уровне практическую реализацию экологической целесообразной деятельности.

Экологическая воспитанность — результат освоения ребёнком в ходе экологического воспитания ценностей экологической культуры. Она проявляется вследствие качественного преобразования осваиваемых дошкольником экологических знаний и умений, опыта гуманного отношения к природе и выражается в гуманно-ценностном отношении к ней.

Экологическое образование - это образовательный процесс, затрагивающий связь человека с его природным и рукотворным окружением и включающий в себя отношение популяции, загрязнения, распределения ресурсов и их истощения, сохранения, транспортировку, технологию, городское и сельское планирование со всей окружающей средой человечества.

Экологизация сознания – это процессы, связанные с оптимизацией и гармонизацией взаимодействия между обществом и природой, и изменения, которые возникают в духовной и материальной жизни в связи с требованиями современной экологической ситуации. Экологизация сознания — это изменение направленности сознания, ориентация его на более адекватное отражение состояния внешней среды.

Экологическое сознание — это адекватное отражение человеком опыта его взаимодействия с природой, включая нравственно-ценностное и ответственное отношение к природе. Экологическое сознание — констатация результата, уровня, на котором находится осознание процессов взаимодействия общества и природы.

Компетентность - качество действий индивида, проявляющееся в адекватном и эффективном решении некоторого класса социокультурно

значимых задач относительно ненормированного (проблемного) характера.

Компетенция - определяемые законодательством предметы ведения (сфера деятельности, круг вопросов, подлежащих разрешению), соответствующий им объём полномочий и пределы деятельности должностного лица или государственного органа.

Ноксология - (греч. ноксо – опасность) – наука об опасностях материального мира Вселенной. Общей целью изучения ноксологии является углубление и развитие знаний о системе обеспечения безопасности в условиях негативных факторов техносферы, а также формирование навыков практического использования знаний в области обеспечения безопасности при осуществлении организационно-управленческой и эксплуатационной профессиональной деятельности.

Ноксологическая компетентность – интегральная характеристика личности, определяемая его ноксологической культурой, ноксологическим мировоззрением и уровнем владения совокупностью ноксологических компетенций.

Экологическая компетенция — это способность личности к экологической деятельности, основанная на знаниях, умениях и навыках; элементарная экологическая компетенция предполагает умение определять уровень и характер экосистем своей местности, школы, пришкольного участка, города, региона.

ФГОС - Федеральный государственный образовательный стандарт программы дошкольного образования. Смена образовательной парадигмы (цели). Вместо передачи суммы знаний - РАЗВИТИЕ личности ребёнка на основе освоения способов деятельности.

Виды деятельности дошкольника (по ФГОС) – игровая деятельность (ведущая), коммуникативная, трудовая, познавательно-исследовательская, продуктивная, музыкально-художественная, чтение.

Деятельностный подход -

  • Субъектно ориентированная организация и управление педагогом деятельностью ребёнка при решении им специально организованных учебных задач разной сложности и проблематики. Эти задачи развивают не только предметную, коммуникативную и другие виды  компетентностей ребёнка, но и его самого как личность.
  • Предполагает  открытие перед ребёнком всего спектра возможностей и создание у него установки на свободный, но ответственный выбор той или иной возможности

3. Паспорт Проекта

Название проекта

Экологическая тропа в дошкольном образовательном учреждении

Методологическая основа проекта

Проблема: как проектная деятельность будет способствовать экологическому образованию детей дошкольного возраста.

Цель: формирование начал экологической культуры, становление осознанно-правильного отношения к природе во всем её многообразии, к людям, охраняющим её с использованием экскурсий по экологической тропе.

Объект: изучение проблемы использования метода проектов в экологическом образовании детей дошкольного возраста.

Предмет: использование метода проектов в процессе экологического образования детей дошкольного возраста.

Задачи:

  • изучить проектный метод в системе экологического образования дошкольников;
  • разработать проект и апробировать в системе воспитания детей старшего дошкольного возраста;
  • сделать выводы по результатам реализации проекта;
  •  формировать у дошкольников элементарные представления об объектах природы, их взаимосвязях;
  • изучать взаимодействие живых организмов с окружающим миром, выявление пользы и вреда флоры и фауны экосистемы в ходе наблюдений и бесед;
  • исследовать функциональные особенности систем жизнеобеспечения живых организмов;
  • развивать воображение, творчество, познавательный интерес, мышление, умение анализировать, сравнивать, обобщать;
  • отражать знания, полученные опытным путём, в различных видах деятельности (изобразительной, умственной, игровой);
  • изучать влияние деятельности человека на окружающую среду.

Участники

Воспитатели, дети старшего дошкольного возраста, родители.

Срок реализации

8 месяцев (март-октябрь)

Интеграция познавательных областей

Познание, коммуникация, чтение художественной  литературы, музыка, художественное творчество, труд, физическая культура.

Ожидаемые результаты

Воспитанники:

  • проявляют интерес к окружающему миру, природе, родному краю;
  • умеют выстраивать собственные гипотезы относительно происходящего в природе и обсуждать их со взрослыми;
  • имеют элементарные представления о взаимосвязях в природе (животных, растений между собой и с окружающей средой, животных и растений, животных и животных, растений и растений, о круговороте воды) и о последствиях нарушений этих взаимосвязей человеком;
  • умеют наблюдать за объектами природы и самостоятельно экспериментировать с ними, не нанося им ущерба (не ловит бабочек, отпускает дождевого червя и т.д.);
  • вместе со взрослыми участвуют в экологических акциях, проектах по сохранению природы своего ближайшего окружения (сбор макулатуры, изготовление домиков для птиц, посадка растений и т.п.);
  • знают о взаимосвязях своего здоровья и состояния окружающей среды.

4. Этапы реализации проекта

 «Станции» экологической тропы:

  • «Цветник»
  • «Зеленая аптека»
  • «Участок леса»
  • «Кострище»
  • «Метеостанция»
  • «Сельский дворик»
  • «Климатические зоны Красноярского края»

№ п/п

Этапы

Задачи

Формы, методы

Сроки

1.

Подготовительно-проектировочный

- определение актуальных знаний детей о растениях, животных в окружающем мире;

 - методическое обеспечение проекта;

- информационное обеспечение проекта;

- обеспечение проекта наглядными материалами;

- привлечение родителей к оснащению атрибутами, саженцами, рассадой станций экологической тропы («Метеостанция», «Кострище», «Цветник» и др.)

беседа,

анкетирование,

консультация,

наблюдения,

экскурсии.

февраль-апрель

2019 г.

2.

Практический (основной)

- формирование у детей элементарных представлений о взаимосвязях и взаимодействиях живых организмов со средой обитания, бережного отношения к природным объектам;

- развитие устойчивого интереса детей к природе, её неживым и живым объектам и природным явлениям, потребности познания окружающего мира, вдумчивого и бережного отношения к объектам природы;

- формирование системы практических умений по изучению и улучшению состояния окружающей природы, умения видеть причину и следствие того или иного явления, делать выводы, строить суждения (т.е. формирование основ экологического мышления, познания основных законов, взаимосвязи и взаимозависимости в природе);

- воспитание бережного отношения к природе, формирование умения ответственно ухаживать за растениями и животными, желания наблюдать за жизнью растений и поведением животных, выделять характерные особенности их внешнего вида, способов передвижения, питания, приспособления.

ОД,

наблюдения,

экскурсии,

беседы,

чтение художественной литературы,

слушание музыкальных произведений,

апрель-октябрь 2019 г.

3.

Обобщающе -

результативный

- обобщение знаний по проекту «Экологическая тропа;

- формирование устойчивого интереса к живой природе;

- представление результатов совместного творчества детей и родителей;

- анализ результативности поставленных задач.

презентация,

открытое мероприятие для родителей,

анкетирование,

консультации.

октябрь 2019 г.

5. Перспективный план по маршруту экологической тропы

Название цикла

Цель

Объекты наблюдения

«Цветник»

- познакомить детей с понятием «цветник»;

- ввести понятия «многолетние», «однолетние» растения;

-  уточнить представления детей о разнообразии цветущих растений, их названия, строение, способы ухода, условиях роста;

- формировать представления о первоцветах (нарцисс, одуванчик), особенностях их строения в связи с ранними сроками вегетации;

- учить восхищаться красотой цветущих растений;

- вызвать потребность бережного отношения к цветам.

Многолетние и однолетние

цветущие растения: виола, ирисы, нарциссы, пион,  цветок дицентра («Разбитое сердце») и т.д.

«Зеленая аптека»

- формировать представления о многообразии и значении растений-лекарей в жизни человека и животного мира;

- выявить благоприятные условия произрастания лекарственных растений;

- учить находить различия у растений в особенностях стебля, цветков, листьев;

- дать представления о насекомых, их образе жизни, сходстве и отличительных особенностях, их роли в жизни всех видов растений;

- рассказать о правилах сбора растений-лекарей в лечебных и оздоровительных целях.

Лекарственные растения: мята перечная, пастушья сумка, календула, душица, одуванчик лекарственный, базилик душистый, мелисса лекарственная, мать-и-мачеха и др.

«Участок леса»

- расширить представления о лесе;

- ввести понятие различных видов леса (лиственный, хвойный, смешанный), понятие «этажи леса»;

- закрепить знание названий некоторых видов деревьев и кустарников, их строение, внешние признаки;

- знакомить с экосистемой «Пруд»;

- уточнить знание о значимости воды для всего живого на Земле;

- учить детей различать деревья и кустарники по внешним признакам;

- сформировать представления о роли птиц в жизни леса;

- систематизировать представления о хвойных и лиственных деревьях;

- познакомить с особенностью выбора видового состава растений и деревьев, неприхотливых к жизни в условиях промышленного города, обладающих высокой пыле- и газоулавливающей способностью;

- воспитывать бережное отношение к лесу, его обитателям;

Кедр, сосна, береза, рябина, лиственница, тополь черный, сирень, виноград девичий, пузыреплодник калинолистный, пузыреплодник пурпурный, спирея японская крупнолистная, вяз мелколистный, виноград девичий, клен остролистный и др.

«Кострище»

- показать детям безжизненную картину участка леса, где несколько лет назад жгли костер;

- сформировать представление об огромной трудности и долговременности восстановления экологических условий для развития жизни на этом месте;

- рассмотреть кострище как «мини-эко-катастрофу»;

- способствовать осознанию детьми вреда от разведения костров в природе.

«Кострище» на «Участке леса»

«Метеостанция»

-  развивать у детей навыки исследовательской деятельности: наблюдательность, любознательность, умение сравнивать, предполагать, анализировать, сопоставлять, рассуждать, делать выводы и умозаключения;

- учить детей прогнозировать погоду, устанавливая взаимосвязи между живой и неживой природой;

- учить работать с метеостанцией;

- развивать чуткость и внимательность к миру природы: учить замечать изменения в состоянии объектов природы («комары вьются – к теплу», «фиалка загрустила» - склонила цветок к земле – к дождю» и т.д.);

- приобщать детей к народной культуре, народной мудрости, народному опыту: знакомить детей с народными приметами, проверять их в ходе наблюдений;

- учить детей фиксировать свои наблюдения с помощью знаков, символов в календарях погоды, тетрадях наблюдений и т.д.;

- воспитывать интерес и потребность в общении с природой, любовь к родному краю;

- активизировать позицию родителей как участников педагогического процесса детского сада.

Направление ветра, осадки, температура воздуха, высота снежного покрова.

«Сельский дворик»

 - расширять кругозор детей и их представление о многообразии домашних животных,

их внешнем виде и отличительных особенностях;

- закрепить знание названий животных и их детенышей;

- формировать представление о том, кто и как за ними ухаживает, чем их кормят;

- уточнить знания детей о приносимой пользе домашних животных;

- воспитывать чувство заботы к домашним животным;

- развивать стремление выражать свое отношение к окружающему, самостоятельно

находить для этого различные речевые средства;

- развивать мотивацию к активному участию в улучшении и защите окружающей среды;

- наладить тесное взаимодействие с родителями воспитанников по экологическому

воспитанию.

Домашние животные (корова, свинья, баран, петух, курица и др.); мельница, мельник, ульи и др. сельское оборудование.

«Климатические зоны Красноярского края»

- познакомить детей с природными зонами Красноярского края;

- познакомить с животным и растительным миром природных зон Красноярского края;

- показать влияние погоды на растительный и животный мир;

- познакомить детей с народами, живущими на крайнем севере нашего края;

- познакомить детей с редкими и исчезающими видами флоры и фауны на территории нашего края, занесенными в Красную книгу;

- развивать любознательность, чувство сострадания;

- воспитывать любовь к родному краю;

- воспитывать патриотические чувства.

Макеты по климатическим зонам края, плакаты, энциклопедии, иллюстрации и т.п.

Литература

  1. Истоки. Примерная образовательная программа дошкольного образования. – М.: Сфера, 2015.
  2. Наше общее будущее. Доклад Международной комиссии по окружающей среде и развитию. – М., 1989.
  3. Основы государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 г.//http: //base.garant.ru/70169264/#text/
  4. Рыжова Н.А. Наш дом – природа. Программа по экологическому образованию дошкольников. – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2017.
  5. Машкова С.В., Суздалева Г.Н., Егорова Л.А. Познавательно-исследовательские занятия с детьми 5-7 лет на экологической тропе. – Волгоград. Издательство «Учитель», изд. 3-е, 2015.
  6. Иванова А.И. Мир природы. Четыре времени года. – М.: ООО «ТЦ Сфера», 2018.
  7. Иванова А.И. Мир растений. Эксперименты и наблюдения в детском саду. – М.: ООО «ТЦ Сфера», 2018.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологический проект "Экологическая тропа в детском саду"

Данный проект проходил летом во время работы в детском саду.  Целью проекта было развитие знаний об экологии, растениях и цветах, деревьях и кустарниках. На протяжении проекта дети трудились, наб...

экологический проект "Экологическая тропа "Здравствуй лето"

Данный проект разработан на летний период работы в детском саду. Цель: закрепление знаний о растениях и цветах, деревьях и кустарниках, природном явлении - радуга, экспериментировании и играми с ...

Экологическое воспитание детей в ДОУ через реализацию проекта «Экологическая тропа»

Ознакомление детей с окружающим миром тесно связано  с вопросами экологического воспитания. Важнейшим средством экологического образования является организация разнообразных видов деятельности до...

Проект "Экологическая тропа" как средство экологического образования и воспитания детей в ДОУ

В современных условиях экологическое воспитание осуществляется в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (ФГОС ДО), то есть в правильной организац...

Социально - экологический проект "Экологическая тропинка детского сада" (предварительная работа).

Предварительная работа по социально - экологическому проекту "Экологическая тропинка детского сада"....

Проект: "Экологическая тропа как средство устойчивого развития экологического образования"

Основные характеристики экологической тропы Главной целью экологической тропы является осуществление экологического развития учащихся путем реализации систем практико-ориентированной э...