Консультация для педагогов: «Игровые приемы в изобразительной деятельности детей дошкольного возраста»
консультация

Кривоносова Алина Анатольевна

Игра в дошкольном возрасте один из любимых видов деятельности детей. Возможность развивать у дошкольников творческие способности в игре позволяет педагогам использовать игровые приемы на занятиях по изобразительной деятельности.  Игровые приемы обучения, как и другие приемы, направлены на решение обучающих задач и связаны с организацией игры на занятия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igrovye_priemy_v_izobrazitelnoy.docx21.89 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ «Детский сад «Золотой ключик» г. Ядрина

Консультация: «Игровые приемы в изобразительной

деятельности детей дошкольного возраста»

                                                                              Провела

                                                              воспитатель первой категории:

                                                                              А.А.Кривоносова

                               

                                 г.Ядрин

Игровые приемы в изобразительной

деятельности детей

дошкольного возраста

Игра в дошкольном возрасте один из любимых видов деятельности детей. Возможность развивать у дошкольников творческие способности в игре позволяет педагогам использовать игровые приемы на занятиях по изобразительной деятельности.  Игровые приемы обучения, как и другие приемы, направлены на решение обучающих задач и связаны с организацией игры на занятия.

      Игровые приемы помогают воспитателю сделать процесс обучения занимательным, соответствующим возрастным особенностям дошкольников; позволяют представить неинтересную для детей учебную задачу в занимательной форме; дают возможность многократно упражнять детей при формировании какого-либо умения; побуждают  детей к качественному выполнению задания.

Что же такое,  игровые приемы – это способы совместного ( педагога и детей)  развития сюжетно-игрового замысла путем постановки игровых задач и их выполнение. Игровые приемы выбираются педагогом с учетом особенностей игры детей, логики ее развития, особенностями изобразительной деятельности

На занятиях по изобразительной деятельности педагог  может применять следующие виды  игровых приемов:

- обыгрывание предметов, игрушек,  картин.

Обыграть можно даже изобразительный материал  (кисточки, краски, карандаши и т.д.) с кисточками о карандашами можно советоваться, разговаривать, учить их рисовать  («бегать по ровненькой дорожке», «кататься» с горки и т.д.)

При обыгрывании предметов, игрушек игровые действия могут быть самыми разнообразными по содержанию  и способу исполнения:  узнать настроение персонажа (беседа, диалог); пожалеть, погладить, поймать листочки (жест); изобразить движения (имитация движений с игрушкой).

Это прием применяется во всех возрастных группах, так как позволяет учесть постепенно изменяющиеся интересы детей к окружающему и   доступные им способы игрового действия. Педагог использует его перед    началом занятия  или в начале его в процессе беседы, направленной на формирование замысла будущего рисунка.

Этот прием позволяет решить несколько задач: привлечь внимание ребенка к изображенному предмету, рассмотреть, обследовать  его; заинтересовать предстоящей работой; объяснить приемы изображения, объяснить творческое задание, вызвать желание придумать и выполнить рисунок по-своему желанию.

Например: появляется Буратино-путешественник, веселый, озорной. Оказывается, он заблудился в городе и ничего не успел увидеть, но слышал, какой город красивый и интересный. Ему пора уезжать, и он огорчен тем, что ничего не увидел. Педагог советуется с детьми, просит подумать, как можно быстро на одном занятии показать Буратино город. Дети рисуют самые интересные и любимые места в городе, а потом рассказывают Буратино о городе.

Игра «Чудесный комочек».

Используется для знакомства со свойствами пластилина, а так же как разминка на каждом занятии лепкой. Каждый ребёнок получает кусочек пластилина, выбирая тот цвет, какой нравится. Педагог рассказывает, что внутри каждого кусочка кто-то прячется. А чтобы узнать кто, пластилин нужно согреть и размять. Можно применить «волшебные слова»: «Грейся, грейся, пластилин, у ребяток много сил!» Когда пластилин становится мягким, нужно присмотреться и прислушаться «кто же там прячется, внутри?». «Может, маленький червячок? Давайте попробуем его слепить!»

Игра «Сюрприз».

Закрепление знаний о видах бумаги. Педагог просит детей закрыть глаза. На ладошку кладётся кусочек бумаги. Педагог просит ребёнка не открывая глаз, наощупь, определить, какая это бумага (картон, бархатная, газетная, гофрированная и т.д.)

Игра «Волшебные краски».

Получение знаний о смешивании цветов. Педагог говорит детям, что краски наши не простые, они волшебные. Сегодня мы сами это увидим. Педагог предлагает детям изобразить жёлтое цветовое пятно и добавить в него несколько капель красной краски. Наблюдают, что в итоге получается оранжевый цвет. Аналогично проводится смешивание желтой и синей краски для получения зелёного цвета, красной и синей для получения фиолетового цвета.

- обыгрывание выполненного изображения;

Это прием применяется  в конце занятия, когда изображение уже выполнено. Полученное изображение используется как своеобразный игровой предмет.  Содержание игровых действий зависит от изображения.

Например, дети рисовали парк: осенний, зимний, им предлагается погулять по парку, послушать птиц, попеть песенки и т.д. Если воспроизведена птица, то она может «летать», «клевать» зернышки.

Например, слепили дети  Улитку. Педагог предлагает: - Давайте придумаем, как её зовут. - Моя улитка - Уля, а твоя? - Моя Улитка пошла в гости к подруге, а твоя куда? - Покажи, как быстро умеет ползать твоя Улитка, а медленно умеет? - Тебе нравится твоя Улитка? Серия подобных вопросов с ответами детей дают педагогу представление о том, довольны ли дети  результатами своего труда и занятием в целом.

Интересным игровым приёмом является дополнение рисунка элементами аппликации. Например,  дети  нарисовали дождик, дополнили аппликацией «тучка», нарисовали «волны на море»- приклеили кораблик.

Ещё один пример. На занятии нарисовали светофор. В конце занятия целесообразно провести игру «Светофор». Условия игры такие. Педагог называет цвета светофора, дети выполняют определённое движение. «Красный»- стоим на месте, «жёлтый»- прикладываем ладошку «козырьком» ко лбу, выполняем повороты корпуса влево - вправо с наклонами, «зелёный»- ходьба на месте. Для усложнения игры ускоряем темп и меняем очередность названия цветов.

обыгрывание незаконченного изображения в момент его исполнения;

Этот прием направлен не только на развитие замысла рисунка, но и на развитие у детей умения выполнять его разными изобразительными средствами. Способы выполнения игровых действий в данном приеме также  разнообразны. Они могут быть выражены словом,

Например, воспитатель, увидев на рисунке изображенную девочку, спрашивает ее «Ты не замерзла без шапки, рукавичек, шарфа?» тем самым подсказывая ребенку возможность развития более выразительного рисунка.

Или «Замерзает девочка в такой шубке, посмотри она вся в  дырах, ветер продует, мороз заморозит бедняжку» (обращает внимание на неровное закрашивание)

Или «Смотри, как Барсик принюхивается, мышку, наверное ищет. Бедный Барсик, разве можно без усов мышку найти?»

Или «Лисичка-сестричка весело каталась на автобусе, но огорчилась, что шубку измарала, что в автобусе темно, нет окон.

Таким образом он ненавязчиво  подсказывает  возможность выполнения рисунка и свидетельствующих о  затруднениях у детей.

-  игровые ситуации с ролевым поведением детей  и взрослых.

В этом случае изобразительная деятельность соотносится  с соответствующей деятельностью взрослых – художников, гончаров, фотографов, строителей и т д. Такая деятельность часто носит коллективный характер. Дети в роли художников рисуют  иллюстрации к одной сказке. При выполнении  взятой на себя роли, ребенок особенно увлечен делом, наиболее изобразителен.

Например:  дети-художники могут нарисовать по сказкам афиши, оформить обложку для книги. Художники-модельеры украшают  узорами силуэты блузок, юбок, платьев, а затем продают изделия в магазине «Одежда».

Например,  Игра «Художник пошёл в магазин» педагог раскладывает на столе различные предметы: инструменты, игрушки, принадлежности для рисования: фломастеры, карандаши, ручки, краски, кисти, альбом и т. д

Детям предлагается роль художника. Художник идет в магазин и «покупает предметы», которые нужны для рисования. Желательно этот предмет правильно назвать.

Другой вариант этой игры – с использованием загадок о принадлежностях для рисования

- Разноцветные сестрицы

Заскучали без водицы (краски)

- Если ей работу дашь

Зря трудился карандаш (стирательная резинка)

- Нарисую, что хочу.

Только носик подточу (карандаш)

- Свою косичку без опаски

Она обмакивает в краски,

Потом окрашенной косичкой

Довольно водит по страничке (кисть)

Таким образом, мы выяснили, что применение разнообразных игровых приемов стимулирует изобразительное творчество детей во всех возрастных группах, но в каждой отличается своеобразием.

В формировании личности ребенка большое значение имеют разнообразные виды художественно-творческой деятельности: рисование, лепка, аппликация. Эти занятия дарят детям радость познания, творчества и как вид художественной деятельности носят эмоциональный, творческий характер.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов ДОУ "Игра - ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста"

«Без игры, нет и, не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток преставлений, понятий об окружающе...

Консультация для педагогов «Дидактические игры в изобразительной деятельности детей дошкольного возраста»

Консультация для педагогов«Дидактические игры в изобразительной деятельности детей дошкольного возраста»...

Консультация для педагогов «Игровые технологии в экологическом воспитании детей дошкольного возраста»

Консультация для педагогов «Игровые технологии в экологическом воспитании детей дошкольного возраста»...

Консультация для родителей по организации самостоятельной изобразительной деятельности детей дошкольного возраста дома.

Консультация для родителей по организации самостоятельной изобразительной  деятельности детей дошкольного возраста дома....

Игровые приемы в изобразительной деятельности детей дошкольного возраста

Игровые приемы в изобразительной деятельности детей дошкольного возраста...

Консультация для педагогов «Игровые технологии в экологическом воспитании детей дошкольного возраста»

laquo;Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра-это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий окружающе...

Методы и приемы обучения изобразительной деятельности детей дошкольного возраста

Успех воспитания и обучения детей дошкольного возраста, как впрочем и любого другого, во многом зависит от удачного использования методов и приемов. В связи с этим обратимся в данном параграфе к рассм...