Консультация «Использование ИКТ в практике работы педагогов ДОУ»
материал

Дергунова Анна Владимировна
Данный материал будет формировать мотивации педагогов ДОУ к профессиональному саморазвитию в направлении повышения ИКТ компетентности педагогов. Здесь педагоги смогут познакомиться с основными направлениями использования информационно-коммуникационных технологий в системе деятельности ДОУ в процессе использования ИКТ при организации воспитательно-образовательного процесса с детьми; в процессе использование ИКТ в процессе взаимодействия ДОУ (педагога) с родителями; в процессе использование ИКТ в процессе и организации методической работы с педагогическими кадрами.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация «Использование ИКТ в практике работы педагогов ДОУ»

Цель: формирование мотивации педагогов ДОУ к профессиональному саморазвитию в направлении повышения ИКТ компетентности педагогов.

 Актуальность

В настоящее время в нашей стране реализуется Стратегии развития информационного общества. ИКТ прочно входят во все сферы жизни человека., в том числе и в образование.

      Имеющийся в настоящее время отечественный и зарубежный опыт информатизации среды образования свидетельствует о том, что она позволяет повысить эффективность воспитательно-образовательного процесса, способствует повышению профессиональной компетентности педагогов..

      Актуальность использования информационных технологий обусловлена социальной потребностью в повышении качества обучения, воспитания детей дошкольного возрастапрактической потребностью в использовании в дошкольных образовательных учреждениях современных компьютерных программ. (Новицкая Н., стр. 67)

Информатизация образования – это большой простор для проявления творчества педагогов, побуждающий искать новые, нетрадиционные формы и методы взаимодействия с детьми и родителями;

Владение новыми информационными технологиями помогает педагогу чувствовать себя комфортно в новых социально-экономических условиях.а образовательному учреждению значительно повысить качество воспитательно-образовательного процесса.

   Существует ряд нормативных документов, которые регламентируют деятельность педагога в процессе использования ИКТ:

1.Федеральныйзакон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

Статья 16.«Под электронным обучением понимается организация образовательной деятельности с применением информационных  технологий,  технических средств,

а  также информационно-телекоммуникационных сетей…»

Статья 18. «В организациях, осуществляющих образовательную деятельность, в целях обеспечения  реализации  образовательных  программ  формируются

библиотеки, в том числе цифровые (электронные) библиотеки…»

Статья 29. Образовательные организации формируют открытые и общедоступные информационные ресурсы, содержащие информацию  об  их деятельности, и обеспечивают  доступ  к таким  ресурсам  посредством размещения их в информационно-телекоммуникационных сетях, в  том  числе  на официальном сайте образовательной организации в сети "Интернет".

2. ФГОС ДО 

Осуществление профессиональной деятельности в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования. В современных условиях реализации Федеральным государственным образовательным стандартам меняется статус педагога, его образовательные функции, соответственно меняются требования к его профессионально-педагогической компетенции.

3.  Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации (Mинздравсоцразвития России) от 26 августа 2010 г. № 761н г. Москва "Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих"

4. ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ утвержден

Приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 18 октября 2013 г. N 544н
"Об утверждении профессионального стандарта "Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)"

Общепедагогическая функция. Обучение

-Владеть ИКТ-компетентностями:

-общепользовательская ИКТ-компетентность;

-общепедагогическая ИКТ-компетентность;

-предметно-педагогическая ИКТ-компетентность (отражающая профессиональную ИКТ-компетентность соответствующей области человеческой деятельности)

Воспитание.

- Реализация современных, в том числе интерактивных, форм и методов воспитательной работы, используя их как на занятии, так и во внеурочной деятельности

- Применять современные образовательные технологии, включая информационные, а также цифровые образовательные ресурсы

Использование ИКТ в ДОУ.

     В ДОУ возможно применение различных средств ИКТ

(Компьютер, мультимедийный проектор, принтер, сканер, ламинатор,

видеомагнитофон, DVD плейер, телевизор, смартфон , магнитофон,

фотоаппарат, видеокамера, флэш-карты, электронные доски

  • Информационно-коммуникационные технологии в образовании – это комплекс учебно - методических материалов, технических и инструментальных средств вычислительной техники в учебном процессе, формах и методах их применения для совершенствования деятельности специалистов учреждений образования (администрации, воспитателей, специалистов, а также для образования (развития, диагностики, коррекции) детей.

По направлениям использования информационно-коммуникационных технологий в системе деятельности ДОУ можно поделить на:

использование ИКТ при организации воспитательно-образовательного процесса с детьми;

использование ИКТ в процессе взаимодействия ДОУ (педагога) с родителями;

использование ИКТ в процессе и организации методической работы с педагогическими кадрами.

  • Использование ИКТ при организации

воспитательно-образовательного процесса с детьми;

  1. В соответствии с Концепцией внедрения новых информационных технологий в дошкольное образование компьютер должен стать в детском саду ядром развивающей предметной среды. Он рассматривается не как отдельное обучающее игровое устройство, а как всепроникающая универсальная информационная система, способная соединиться с различными направлениями образовательного процесса, обогатить их и в корне изменить развивающую среду детского сада в целом.

      С использованием компьютера, а именно Интернета   мы можем заниматься преобразованием предметно-развивающей среды, создавая дидактический и раздаточный материал).

Выделяют 2 вида занятий с использованием ИКТ.

1. Занятие с мультимедийной поддержкой.

     Одной из наиболее удачных форм представления учебного материала в детском саду можно назвать создание мультимедийных презентаций.

Презентацию может создать любой педагог, если у него есть компьютер, даже без доступа к интернету. Кроме того, файлы презентаций легко хранить. Для этого нужна только флешка или любой другой внешний носитель информации.

     Современный педагог должен уметь не только создавать презентацию, но и грамотно ее использовать в работе с детьми. Многие из вас уже делали презентацию, чтобы провести открытое занятие и показать свой опыт коллегам. Вспомните, как кропотливо вы подбирали иллюстрации, придумывали дизайн. На одну такую презентацию вы тратили много времени. В период режима самоизоляции пришлось делать не одну презентацию, и многие столкнулись с трудностями из-за недостаточного уровня ИКТ-компетентности и опыта, возник вопрос

 - Как можно использовать презентацию в обучении дошкольников?

Итак, все по порядку

Презентация” - переводится с английского как “представление”.

 Мультимедийные презентации - это удобный, эффектный,– наглядный способ представить детям информацию с помощью программы PowerPoint, которая входит в состав пакета Microsoft Office.

     Применение компьютерных слайдовых презентаций в процессе обучения детей имеет следующие достоинства:

Благодаря мультимедийному способу подачи информации достигаются следующие результаты:

• дети легче усваивают различные понятия;

• быстрее возникает умение ориентироваться на плоскости и в пространстве

• тренируется внимание и память;

• активно пополняется словарный запас;

• воспитывается целеустремлённость и сосредоточенность;

• развивается воображение и творческие способности;

• развиваются элементы наглядно-образного и логического мышления.

- развивается познавательный интерес

Есть еще ряд преимуществ

1.Возможность демонстрации различных объектов с помощью мультимедийного проектора и проекционного экрана в многократно увеличенном виде; (н-р, муравья, муравейника)

2.Любая презентация содержит в себе звук и изображение, которые помогают удерживать внимание воспитанников. В презентации можно сочетать звуковые и визуальные образы, подобрать цвета, которые создадут у дошкольников позитивное отношение к тому, о чем им рассказывают.

3.Поговорка «лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать», прежде всего, о маленьком ребенке. Это объясняется его возрастными особенностями – наглядно-образное мышление. Ребенок видит картинку, лучше ее запоминает

4. Возможность демонстрации объектов более доступных для восприятия

5.. Использование мультимедийных презентаций позволяют сделать занятия эмоционально окрашенными, привлекательными вызывают у ребенка живой интерес, являются прекрасным наглядным пособием и демонстрационным материалом, что способствует хорошей результативности занятия. (совместная д-ть – БОБЕР у Удаловой )

6. Компьютерные презентационные слайд-фильмы удобно использовать для вывода информации в виде распечаток крупным шрифтом на принтере в качестве раздаточного материала для занятий с дошкольниками.

7.Презентации - Это наглядность, дающая возможность воспитателю выстроить объяснение на занятиях логично, научно, с использованием фотографий, видеофрагментов. Одновременное использование графической, текстовой, аудиовизуальной информации, анимации и видеофрагментов. Также здесь идет одновременное воздействие на два важнейших органа восприятия (слух и зрение) позволяют достичь гораздо большего эффекта.

    Мы остановились подробно на значении презентаций и их преимуществе по сравнению с другими средствами обучения. В каком виде мы можем представить детям мультимедийные презентации?

Одним из основных средств расширения детских представлений являются

-презентации различной тематики;

 - слайд-шоу,

 -мультимедийные фотоальбомы с коллекциями фотографий (например, Осень ранняя, осень поздняя )

- мультимедийные альбомы с репродукциями картин художников, с сюжетными картинами Ушаковой;

- видеоэкскурсии

- видеоколлекции

- презентации с выполнением практических заданий

- видеоролики

- презентации с коллекцией музыкальных файлов (подобрать файлы заранее)

- электронные хрестоматии, презентации со сказками (на празднике в младшей группе)

-  Из презентации можно сделать целую игру по типу телепередач: «Своя игра»«Сто к одному»«Пойми меня» и др. Презентации многофункциональны, их можно дополнять и использовать по нескольку раз.

   

ПРИ СОЗДАНИИ ПРЕЗЕНТАЦИИ Необходимо обращать внимание на следующие моменты:

1. Материал в презентации понятен детям. Он опирается на наглядно-образное мышление, которое развивается к среднему дошкольному возрасту. Изображения на слайдах пробуждают познавательный интерес у детей. Таким образом, материал, который изложен в виде презентациидошкольники воспринимают через разные органы чувств и лучше его запоминают.

2. Чтобы мультимедийная презентация действительно была познавательной и интересной для дошкольников, совсем не обязательно использовать все спецэффекты. Не следует размещать на слайдах много текста и картинки для красоты. Каждый элемент должен нести смысловую нагрузку и решать определенную задачу.

3. Мультимедийные презентации можно использовать на разных этапах организованной образовательной деятельности. В начале занятия – показать слайд с картинкой или символами по теме, чтобы смоделировать проблемную ситуацию. В течение ООД по новой теме наглядное изображение станет зрительной опорой, которая поможет детям сконцентрировать внимание на главном. В конце занятия с помощью презентации можно провести рефлексию – вывести на слайд изображения, которые напомнят детям о том, что нового они узнали.

4. Работу с мультимедийной презентацией на занятиях следует регламентировать. В первую очередь нужно учитывать допустимый режим просмотра презентации, соблюдать расстояние до экрана, обеспечивать отдых для глаз после занятия.

5) Не каждая презентация подойдет для работы с дошкольниками, даже если она красиво оформлена. Вы должны придерживаться тех требований к презентациям, которые учитывают особенности развития детей дошкольного возраста – таблица.

Где мы можем использовать презентацию?

А) Показ презентаций на занятиях

Занятия в детском саду имеют свою специфику, они должны быть эмоциональными, яркими, с привлечением большого иллюстративного материала, с использованием звуковых эффектов. Все это может обеспечить нам компьютерная техника с ее мультимедийными возможностями. При этом компьютер должен только дополнять воспитателя, а не заменять его.

На любых НОД ( видеоэкскурсии, презентации с использованием фотографий, коллекций  и т.п.

Б) Показ презентаций , при проведении праздников и развлечений ( просто презентация, интерактивная  форма- н-р, на празднике в 2 младшей группе - дети общались с говорящей Книгой, вступали с ней в диалог

В) С помощью мультимедийных презентаций разучиваются с детьми комплексы зрительных гимнастик, упражнений для снятия зрительного утомления.

ЧТО МЫ МОЖЕМ ЕЩЕ ИСПОЛЬЗОВАТЬ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ?

1. Работа с интерактивной доской позволяет по-новому использовать в образовательной деятельности дидактические игры и упражнения, коммуникативные игры, проблемные ситуации, творческие задания. Применение интерактивной доски с использованием мультимедийных технологий (графика, цвет, звук, видеоматериалы) позволяет моделировать на занятиях различные ситуации и среды.

 2. Занятие с компьютерной поддержкой.

Одно из главных условий внедрения информационных технологий в ДОУ – с детьми должны работать специалисты, знающие технические возможности компьютера, имеющие навыки работы с ними, четко выполняющие санитарные нормы и правила использования компьютеров, владеющие методикой приобщения дошкольников к новым информационным технологиям. Учитывая это, первостепенной задачей в настоящее время становится повышение компьютерной грамотности педагогов, освоение ими работы с программными образовательными комплексами, ресурсами глобальной компьютерной сети Интернет для того, чтобы в перспективе каждый из них мог использовать современные компьютерные технологии для подготовки и проведения занятий с детьми на качественно новом уровне.

      Использование ИКТ не предусматривает обучение детей основам информатики и вычислительной техники ….

   Чаще всего такие занятия проводятся с использованием игровых обучающих программ. На таком занятии используется несколько компьютеров, планшетов, за которыми работают несколько воспитанников одновременно.

Существующие на рынке обучающие программы для данного возраста можно классифицировать следующим образом:

1. Игры для развития памяти, воображения, мышления и др.

2. "Говорящие" словари иностранных языков с хорошей анимацией.

3. АРТ-студии, простейшие графические редакторы с библиотеками рисунков.

4. Игры-путешествия, "бродилки".

5. Простейшие программы по обучение чтению, математике и др.

При организации занятий такого типа необходимо иметь стационарный или мобильный компьютерный класс, соответствующий нормам САНПиН, лицензионное программное обеспечение.

Мы рассмотрели, как широко представлен мультимедийный  способ подачи информации для детей

Домашнее задание – сдача электронных материалов

В каждом современном дошкольном учреждении целесообразно создать медиатеку которая будет содержать все  перечисленные формы. Поэтому, я Вас нацеливаю на создание каждой в отдельности для своего возраста, которые мы будем затем систематизировать по темам и возрастам:

  • Использование ИКТ в процессе взаимодействия ДОУ (педагога) с родителями;

Интернет изменил всю нашу трудовую деятельность. Воспитатель-но- образовательный процесс стал более успешным, эффективным

Использование Интернета и ЦОР в педагогической деятельности, с целью информационного и научно-методического сопровождения образовательного процесса в дошкольном учреждении, как поиск дополнительной информации для занятий, расширения кругозора детей.

1) Оформление буклетов, визитных карточек учреждений, материалов по различным направлениям деятельности.

2) мы повышаем свой профессиональный уровень ежедневно знакомясь с различными материалами, ищем и находим необходимую информацию для работы, просто для себя актуальную в данный момент.

3) Педагоги, дети и родители активно принимают участие в различных онлайн конкурсах, в онлайн-голосованиях. ( конкурс чтецов «Милой маме посвящаем»

4) Работать с родителями в новой образовательной среде с применением информационно-коммуникативных средств.

Как?

- Общение с  родителями в мессенджерах: Вацап, Вайбер.

а) Организационное общение.

Как правильно организовать общение с родителями в данных Мессенджерах, чтобы избежать конфликтных ситуаций?  Ответы на этот вопрос Вы получите из памятки, которую подготовила для Вас Татьяна Викторовне

б) (Размещать актуальную информацию для родителей  ( Например,

- Подготовка к празднику (Муз.руководитель записывает танец и предлагает его выложить в Вайбере. Ел.Вяч. активно использует эту форму.

- А что может выложить воспитатель для родителей?

 (н-р, -Алгоритм одевания, Алгоритм наблюдения, умывания и т.д.) Я предлагаю всем педагогам попробовать использовать в своей работе с родителями к педсовету эту форму сотрудничества

  • Я предлагаю Вам, уважаемые педагоги выполнить еще одно Домашнее задание, подобрать для своих родителей образовательные ресурсы. Которые им позволят интересно проводить время с ребенком, играя, развивая, и воспитывая своего ребенка

  • Использование ИКТ в процессе и организации методической работы с педагогическими кадрами.

      В методической работе нашего дошкольного учреждения они (например, мультимедийные презентации) используются на педагогических советах, семинарах, мастер-классах, консультациях, при аттестации педагогов, на родительских собраниях.

     Также при посещении НОД у педагогов, на которых представлялся лучший опыт внедрения чего-либо, например информационных технологий в воспитательно-образовательный процессе. Я пройду и засниму применение ИКТ каждым педагогом, а на педсовете мы аместе обсудим опыт применения ИКТ нашими педагогами в нашем ДОУ..

- подбор иллюстративного материала для оформления стендов, групп, кабинетов (сканирование, Интернет, принтер, презентации);

подбор дополнительного материала из различных источников к занятиям, знакомство со сценариями праздников и других мероприятий;

обмен опытом, знакомство с периодикой, наработками других педагогов;

В настоящее время использование ИКТ в практике ДОУ в основном заключается в следующем:

- создание презентаций в программе Power Point для повышения эффективности образовательных занятий с детьми;

использование цифровой фотоаппаратуры и программ редактирования фотографий, которые позволяют управлять снимками так же просто, как фотографировать, легко находить нужные, редактировать и демонстрировать их;

использование видеокамеры и соответствующих программ (принципиально новый способ для просмотра, хранения и предоставления для общего доступа всего видеоматериала, можно быстро создать незамысловатые фильмы, добавив к видео титры, переходы между сценами, фоновую музыку или наложение голоса);

создание медиатек, которые представляют интерес не только для педагогов, но и для родителей.

-создание электронной почты, ведение сайта ДОУ.

Просмотр видеозаписей позволяет осуществлять современный, качественный, всесторонний анализ мероприятий, что способствует повышению качества педагогического процесса. Такая форма работы наиболее приемлема при сопровождении молодых начинающих педагогов. Библиотека методической литературы преобразуется в медиатеку, происходит накопление и обмен информацией на различных современных носителях.

Использование современных технологий, в частности Интернет-сайта позволяет на порядок повысить эффективность общения педагогов и родителей. Оперативные сведения новостной колонки, подробная информация о жизни дошкольного учреждения, возможность общаться с помощью электронной почты и гостевой книги – все это помогает сделать отношения более доверительными, вовлечь родителей в жизнь детского сада, сделать их полноправными участниками воспитательно-образовательного процесса. При проведении родительских собраний, использование мультимедийного оборудования позволяет представить вниманию родителей видеоролики и фильм о жизни детей в детском саду, презентации о правильном питании, о подготовке детей к обучению в школе.

Можно с уверенностью сказать, что ИКТ являются эффективным техническим средством, при помощи которого можно значительно разнообразить методическую работу в ДОУ.

Нужно пoмнить и не зaбывать, что кoмпьютер не может заменить эмоциональногo челoвечеcкого oбщения, неoбходимого в дoшкольном возраcте. ИКТ только дoполняют вocпитателя, а не зaменяют его. Всегда  должен быть  контpoль и oбъяснения со cтороны вoспитателя, нельзя допускать ребенка до cамостоятельного безконтрольного  иcпoльзования ЭСО..

А я хочу завершить свое выступление словами (афоризмом) Иоганна Вольфганга Гёте «Недостаточно только получить знания; надо найти им приложение. Недостаточно только желать; надо делать!» Желаю успехов вам, уважаемые коллеги, успехов в применении современных средств обучения –в освоении современной технологии - ИКТ.

К. Д. Ушинский писал о том, что педагог живет до тех пор, пока учится, в современных условиях приобретает особое значение. Сама жизнь поставила на повестку дня проблему непрерывного педагогического образования.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование интерактивной доски SMART Board и программы SMART Notebook в практике работы педагогов ДОУв условиях реализации ФГОС.

Использование интерактивной доски SMART Board и программы SMART Notebook в практике работы педагогов ДОУв условиях реализации ФГОС....

: Проектная деятельность в практике работы педагога-психолога (из опыта работы)

Основной целью проектного метода в ДОУ является развитие свободной творческой личности ребёнка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей...

Использование интерактивных технологий в практике работы педагогов ДОУ

Сообщение к педсовету «Использование интерактивных технологий в практике работы педагогов ДОУ» Материал для педагогических работников ДОУ...

Консультация для педагогов «Использование ИКТ в практике работы педагога ДОУ»

Консультация для педагогов «Использование ИКТ в практике работы педагога ДОУ»В условиях динамично меняющегося мира, стремительного роста информационного потока, развития новых информационн...

Использование ресурсов и средств ЦОС в практике работы педагога-психолога

Сегодня Российское образование ориентировано на использование современных методов, приёмов и технологий обучения. Использование информационно-коммуникационных технологий является необходимым...

Выступление на ММО педагогов-психологов, тема: "Проектная деятельность в практике работы педагога-психолога"

Выступление на ММО педагогов-психологов, тема: "Проектная деятельность в практике работы педагога-психолога"...

Использование ИКТ в практике работы педагога ДОУ

Мир, в котором развивается современный  ребенок,  коренным образом отличается от мира,   в котором выросли его родители. Это предъявляет качественно новые требования к дошкольному воспи...