Педагогический краткосрочный проект для средней группы «Любимец избушки резной самовар»
проект (средняя группа)

В этом юном возрасте, когда дети все познают с большим интересом и любопытством, очень важно, приобщать их к культуре

своего народа, это воспитывает уважение и гордость за землю, на

которой мы живем, что очень актуально в настоящее время. Для своего педагогического проекта мы выбрали узкую тему «Любимец избушки резной самовар».

В наше время, очень сложно представить в доме, квартире стоящий на столе самовар. А когда – то в те далекие времена посиделки у самовара являлись не отемлемой частью каждой семьи. Такие посиделки являются символом и примером объединения семьи, гармонии и общения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_samovar.docx49.89 КБ

Предварительный просмотр:

Направление: познавательное, социально – коммуникативное развитие

Педагогический краткосрочный проект для средней группы «Любимец избушки резной самовар»

                                                                             Подготовили воспитатели

                                                                             средней группы «Любознайки»

                                                                             Солькина Юлия Григорьевна

                                                                             Лекарева Алла Александровна

                                                                          Для ложек и чашек - такой великан!

Он чаем отменным наполнит стакан.

Рад время от времени выпустить пар.

Любимец избушки резной самовар.

(Н. Сергиянская)

ВВЕДЕНИЕ

Проблема. В беседах с воспитанниками нашего детского сада и в моментах

подготовки с ними различных мероприятий обнаруживается, что они очень мало

знанают об истории культуры нашего народа,  у детей недостаточно

информации.

Актуальность. В этом юном возрасте, когда дети все познают с большим интересом и любопытством, очень важно, приобщать их к культуре

своего народа, это воспитывает уважение и гордость за землю, на

которой мы живем, что очень актуально в настоящее время. Для своего педагогического проекта мы выбрали узкую тему «Любимец избушки резной самовар».

В наше время, очень сложно представить в доме, квартире стоящий на столе самовар. А когда – то в те далекие времена посиделки у самовара являлись не отемлемой частью каждой семьи. Такие посиделки являются символом и примером объединения семьи, гармонии и общения.

Форма проведения: беседы, виды фольклора (сказки, пословицы, поговорки, загадки), творческая и экспериментальная деятельности, дидактические игры.

Цель проекта: Посредством художественно – эстетического воспитания и развития творческих способностей, приобщить детей к истокам русской культуры и быта.

Задачи проекта:

1) Сформировать представление детей о самоваре как о предмете народного быта.

2) Воспитать желание быть гостеприимными и сохранить традиции семейного чаепития;

3) Развивать самостоятельность в создании задуманного образа и творческие способности у детей.

4) Формировать технические навыки, способствующие воплощению замысла.

5) Формирование навыков исследовательской деятельности и активизирование детей на совместное принятие решений в ходе работы над проектом.

6) Обогащение словаря детей новыми словами (самовар, традиция, чаепитие,

выпечка и др.).

7) Использовать различные виды фольклора (сказки, пословицы, поговорки,

загадки), как источник познавательному и нравственному развитию детей.

Задачи (для детей):

формировать представления детей о истоках русской народной культуры;

воспитывать уважение и любовь к предметам старины, к родному краю;

формировать у детей потребность в получении новых знаний об истории русских традиций;

формирование эмоционального отношения к литературным произведениям;

способствовать развитию речи детей, с помощью всех видов фольклора: сказки, потешки, песенки, заклички, пословицы, поговорки, загадки;

познакомить детей с историей возникновения самовара и его применения.

Задачи (для родителей):

через участие в конкурсе стимулировать творческую активность родителей;

создать условия партнерских отношений родителей и педагогов в вопросах воспитания и образования детей.

Задачи (для педагогов):

- создать условие для реализации воспитательных, развивающих и обучающих задач через освоение детьми образовательных областей;

- способствовать самостоятельной и совместной со взрослыми деятельности детей в рамках реализуемого проекта;

- обогатить и пополнить методический, дидактический и наглядный материал по теме проекта.

 Предполагаемый результат.

Дети:

у детей сформируются элементарные знания о народных традициях;

становление нравственно- патриотических чувств в процессе реализации проекта;

заинтересованность детей и родителей темой проекта, дети вместе с родителями находят информацию по теме, рассказывают и делятся своими знаниями с другими детьми в детском саду;

участия детей в презентации проекта, где они применяют имеющиеся знания о народных традициях, о самоваре.

Родители:

при взаимодействии с ребенком на всем пути реализации проекта родители приобретают знания и практические навыки;

обмен опытом семейного воспитания педагогов и родителей;

становление партнерских отношений родителей и педагогов в совместной организации жизни группы.

Педагоги:

через различные виды продуктивной деятельности систематизировать и повышать качество работы с детьми по развитию познавательно-исследовательских способностей;

педагоги смогут повысить уровень педагогической компетентности в освоении современных образовательных технологий (метод проектов).

Продолжительность: 2 неделя

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ МОНИТОРИНГ

Во время просмотра мультипликационного фильма «Муха-Цокотуха» нами была создана ситуация для заинтересованности детей самоваром и традициями чаепития (Приложение 1) После этого провели опрос детей группы.

Опрос детей по «Модели трех вопросов»:

Вопрос 1:

Что я знаю о самоваре

и чаепитии на Руси?

Вопрос 2:

Что я хочу узнать?

Вопрос 3:

Что нужно сделать,

чтобы это узнать?

Ответы детей:

- В самоваре можно

сварить чай.

- Чай пьют с вареньем,

медом, бубликами,

пряниками, конфетами.

Вопросы детей:

- В каком городе

изобрели русский

самовар?

- Что использовали для

растопки самовара и что

еще можно варить в

самоваре?

- Чем полезен чай?

- спросить у родителей,

воспитателей;

- прочитать в книгах;

- посмотреть видео;

- посетить библиотеку.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Этапы и сроки реализации:

I этап – организационный,

II этап – основной,

III этап – обобщающий.

I этап, (пятница, понедельник). Подготовительно – мотивационный

Цель:

1. Выявить каковы первоначальные знания детей о народных традициях, самоваре.

2. Разместить информацию для родителей о предстоящей деятельности (объявление в родительском уголке, беседы)

3. Подборать литературу, иллюстрации, фотографии о самоваре и чайнике, чайной посуде, сбор экспонатов.

II этап, основной (вторник, среда). Проблемно-деятельностный

Цель:

1. Способствовать деятельности участников проекта по реализации темы.

2. Познакомить детей с историей появления самовара в русской культуре.

3. Выяснить с помощью проблемной ситуации, что самовар может создать тёплую и уютную обстановку и в современной жизни.  

Проведение работы с детьми по разработанной технологии:

1.Познавательная деятельность: рассматривание картин, иллюстраций изображающих чаепитие, разные виды и формы самоваров и чайников; беседы: «Почему был забыт самовар?», «Чем похожи и чем отличаются самовар и чайник?» «Традиции семейного чаепития на Руси»

2.Социально-коммуникативная, речевая деятельность: чтение сказок «Федорино горе», «Муха Цокотуха», «Самовар», «Самовар и кофейник», заучивание потешек, стихотворений, разгадывание загадок.

3.Художественно-эстетическая деятельность: «Баранки-прянички»-лепка.

4.Экспериментальная деятельность: «Виды и цвета чая»; «Прозрачность воды, растворимость веществ в воде», «Как не обжечься (виды материалов)»

5.Образовательная деятельность в режимных моментах:

- просмотр видеороликов сказки «Муха Цокотуха».

- просмотр презентаций «Самовар-самовар снизу жар, сверху пар!».

- создание среды для реализации сюжетно-ролевых игр: Семья, День   рождения Куклы Кати, Чаепитие на празднике.

6. Самостоятельная деятельность детей:

- раскрашивание изображений самовара, чайников, чайной посуды; лепка бубликов баранок, сушек; выкладывание по контуру предметов посуды

 -сюжетные, дидактические и настольные игры с экспонатами мини-музея

7. Работа с родителями (консультации) (Приложение 2): «Русская народная культура в воспитании дошкольников», «Воспитание детей на традициях народной культуры», «Воспитание патриотизма у дошкольников через приобщение к русской народной культуре»

8. Работа с педагогами: Консультации «Приобщение детей к народной культуре и традициям», «Воспитание детей на традициях народной культуры."

9. Музыкальное развитие: прослушивание грамзаписей сказок «Муха- цокотуха», «Федорино горе»; песен «Наш красавец-самовар», «У самовара я и моя Маша».

III этап (четверг, пятница). Творческий – завершающий:

-обобщали полученные знания детей о самоваре, его появлении в истории русской культуры;

- подвели знания детей к выводу о том, что в современном мире самовар объединяет близких людей, является другом семейного очага.

- отчет в презентации «Любимец избушки резной самовар».

- итоговое мероприятие для детей «Посиделки за чашкой чая».

Продукты проекта

для детей:
• Выставка «Сушки для чая» (лепка угощений)

• Альбом «От самовара до кофейника»;


для родителей:
• Папки-раскладки с консультациями;
• Выставка художественных работ и поделок, выполненных детьми в самостоятельной и в совместной с родителями деятельности. 

для педагогов:
• Разработка тематического проекта по теме «Любимец избушки резной самовар»;
• Подбор компьютерных презентаций;
• Подбор материала по теме;
• Подбор и рекомендации по прочтению литературы с детьми.


Вывод:
Делая вывод по проекту «Любимец избушки резной самовар», можно с уверенностью сказать, что проект был реализован удачно, цели достигнуты и все задачи выполнены. Участие детей во всех видах деятельности было активным дети сами, предлагали свои идеи, являлись инициаторами игр. Во время проекта дети получали знания, впитывали традиции, а свои впечатления и полученные эмоции они воплотили в продуктивных видах деятельности. Реализация проекта осуществлялась в игровой форме, включением детей в различные виды творческой деятельности.

Результаты проекта:

! Сформированность представлений у детей о русском самоваре и чаепитии на Руси.

! Развитие познавательного интереса, активности, любознательности.

! Обогащение лексического запаса.

! Совместная проектная деятельность помогла некоторым родителям

объективно оценить возможности своих детей.

! Проект также будет адаптирован для детей старшей группы (расширен более сложными дидактическими занятиями и играми (например, составление коллективной сказки, игры на развитие творческого воображения, настольные игры, викторины), беседами.

! Данный материал послужит основой, а также дополнением для тематических проектов по приобщению детей к русской культуре. В рамках данной темы для детей старшей следующим этапом планируется реализация проекта «Русская изба»

ИСТОЧНИКИ:

Литература:

1. Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие

для педагогов дошкольных учреждений. – М.: Мозаика-Синтез, 2008.

2. Чуковский К. Детям. Авторский сборник. – М.: Астрель, 2007.

3. Даль В. Пословицы русского народа. – М., 1957.

4. Князева О.Л., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной

культуры: Программа. Учебно-методическое пособие. – СПб.: Детство-Пресс,

2002.

5. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие для

руководителей и практических работников ДОУ. – М., 2012.

6. Тихонова М.В., Смирнова Н.С. КРАСНА ИЗБА… Знакомство детей с русским народным искусством, ремеслами, бытом в музее детского сада. – СПб.:

Детство-пресс, 2000.

Электронные ресурсы:

1. http://www.youtube.com/watch?v=IHyurGDLtSA

2. http://www.numama.ru/zagadki-dlja-malenkih-detei/zagadki-pro-bytovyepredmety/zagadki-pro-samovar.html

3.http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%B0%D0%BC%D0%BE%D0%B2%D

0%B0%D1%80

4. http://samovar.museum-tula.ru/

5. http://www.allsamovars.ru/

6. http://www.russkiy-samovar.ru/mainmenu.html

7. http://dohcolonoc.ru/conspect/1842-integrirovannoe-zanyatie-pomozhemfedore.

htmlинтересный мини - музей «Русь самоварная».

Приложение 7

Консультация для родителей
 Тема: «От самовара до современного чайника: история богатого чаепития»

Самовар – один из ярких символов нашей страны. Он символизирует собой широту и тепло русской души, ее богатство и изобилие, многоликость и многогранность. Вдобавок самовар в древности считался символом изобилия и гостеприимства.

В каждой слободе этот водонагревающий аппарат имел свое название. Например, в Ярославле аппарат называли не самовар, а самогар. А в Курске – самокипец. Но ни одно затейливое название не меняло сути и значения этой кухонной утвари.

Если ставят на стол самовар, значит быть большому застолью. Да не такому, от которого по утрам головная боль мучает, а такому, что всю семью, родных и близких сердцу людей вместе собирает.

Кроме того, только в нашей стране чай пили и пьют в таких количествах, что не снилось чопорным англичанам или китайцам. Да и посуда для чаепития у нас в России отличается от зарубежной. В Англии чайные чашки очень маленькие, да и восточные круглые пиалы не отличаются вместительностью. Наши же чашки да блюдца совсем другое дело!

Русская традиция самоварного чаепития поражает своей размашистостью и обилием выпитого чая. На Руси «по пустому делу» в гости ходить было не принято. Если уж и собираться на посиделки, то большой дружной компанией. Ведь не выпив много чая и не съев кучу пирогов уйти было нельзя. Традиции гостеприимства в тогдашние времена были священны.

В наши дни найти настоящий русский самовар – дело довольно сложное. Сейчас они украшают собой музеи русской культуры, сувенирные и антикварные лавки. Однако все же есть одно место, где каждый может испить чаю из настоящего самовара.

 Откроем вам этот секрет. Этим местом являются обычные поезда. Да, да! Именно там готовят чай в самоваре, пусть и не сильно похожем на традиционный тульский самовар.

Кстати, тульский самовар хоть и считается первым настоящим самоваром, таковым не является. Кипятить воду на огне в металлических кувшинах начали задолго до туляков. Однако именно тульские мастера сделали самовар таким, каким мы его знаем и любим.

Интересный прообраз русского самовара был и в Китае. Он представлял собой металлическую основу и определенное место под самой чашей, куда клались дрова, и разжигался огонь. Говорят, что именно такой прибор и был привезен купцами из Китая, а уже на его основе наши мастера сделали традиционный русский самовар.

Однако есть и другие версии появления самовара на Руси. Одна из них гласит, что первоначальной моделью самовара был кувшин для сбитня. Уже тогда в далеком семнадцатом веке люди знали кувшин, который имел небольшой краник. В него наливали горячий сбитень, а сам кувшин обматывали теплой тканью. Сбитенщик носил кувшин за спиной и в трескучий мороз ходил по рынкам да по ярмаркам и продавал людям горячий напиток, приготовленный из душистого меда и трав.

Некоторые ученые же выдвигают и другую версию происхождения самовара на Руси. Она гласит о том, что в одной из своих зарубежных поездок император Петр Первый увидал самовар в Голландии. Он так понравился российскому государю, что сразу же взял его с собой в Россию.

Версий много, а догадок еще больше. Во что верить, выбирайте сами.

С самоваром, как прибором для заваривания чая, неразрывно связан и сам чай. Давайте поговорим и о нем.

Именно появление на Руси этого напитка и стало причиной надобности и самого самовара. Одно крепко связано с другим.

Отметим, что вплоть до семнадцатого века чая в России почти не было. Он стоил очень дорого, поэтому пили чай только самые богатые семьи страны и царский двор.

Отметим, что чай в России стоил около тридцати копеек. По тем временам это были большие деньги.  Однако иностранцы, покупавшие чай в России, продавали его у себя на Родине за три рубля, а то и больше. Чай заграницей был намного дороже из-за затрудненной доставки его из восточных стран.

 Балом правил сбитень. Этот безалкогольный напиток содержал в себе только природные компоненты: мед, шалфей и прочие травы.

Чай завоевал Россию и стал доступен широкой массе простонародья лишь в середине восемнадцатого столетия. А сейчас без него немыслим быт, да и Россия в целом.

Если с историей появления самовара связано много версий и неточностей, то доподлинно известно, что первая мастерская по изготовлению самоваров была открыта в далеком 1766 году в Москве. Хозяином мастерской был некий А.Шмаков.

Однако вслед за ним тульские мастера открыли большое количество мастерских, которые впоследствии стали фабриками по производству самоваров.

В наше время самовар отошел на второй, а то и третий план. Его заменило электричество, газ и соответствующие модели чайников.

Первый электрический чайник в конце девятнадцатого века, а именно в 1894 году. Правда, он очень сильно отличался от нынешних современных моделей. Таким, каким мы привыкли его видеть, электрический чайник стал только в семидесятых годах прошлого века.

Несмотря на то, что самовар потерял свою актуальность, он был и будет символом гостеприимства и изобилия, символом России и благородной русской души!

 

Приложение 8

Загадки.

В небо дыра,

В землю дыра,

А в середине

Огонь да вода.

(Ответ: Самовар)

 

У носатого у Фоки

Постоянно руки в боки.

Фока воду кипятит

И как зеркало блестит.

(Ответ: Самовар)

 

Стоит толстячок,

Подбоченивши бочок,

Шипит и кипит,

Всем чай пить велит.

(Ответ: Самовар)

В небо дыра,

В землю дыра,

А в середине

Огонь да вода.

(Ответ: Самовар)

 

У носатого у Фоки

Постоянно руки в боки.

Фока воду кипятит

И как зеркало блестит.

(Ответ: Самовар)

 

Стоит толстячок,

Подбоченивши бочок,

Шипит и кипит,

Всем чай пить велит.

(Ответ: Самовар)

В небо дыра,

В землю дыра,

А в середине

Огонь да вода.

(Ответ: Самовар)

 

У носатого у Фоки

Постоянно руки в боки.

Фока воду кипятит

И как зеркало блестит.

(Ответ: Самовар)

 

Стоит толстячок,

Подбоченивши бочок,

Шипит и кипит,

Всем чай пить велит.

(Ответ: Самовар)

Снаружи я стальной,

Внутри я водяной,

Я на плите стою

Всех чаем напою.

(Чайник)

Закипит-исходит паром,

И свистит и дышит жаром,

Крышкой брякает, стучит.

-Эй, сними меня!-кричит.

(Чайник)

 

На плите стоит - пыхтит.

В нём вода бурлит – кипит.

Из под крышки выйдет тучка,

Носик есть и с боку ручка.

Чайных чашек всех начальник.

Называется он…  (чайник)!

 Что за важный господин

На плите стоит один?

В нём вода всё горячее

Господин свистит сильнее

(чайник)

 

Булькает отчаянно

Он якобы нечаянно.

Вдоволь напыхтится

И остепенится!

Вскипел! (Чайник)

 Кудревато Слон пыхтит,

Но нас чаем угостит. (Чайник)

 

Начинает песни петь

Перед тем, как закипеть.

(Чайник)

 Жаркий, паркий Паровоз

Нам из кухни чай привёз.

(Чайник)

Это что за Паренёк

В золотой рубашке.

Приглашает на чаёк

Фарфоровые Чашки.

(Чайник)

На плите Ворчун-Егор

Начал пылкий разговор:

"Пых, пых. Пых - чу!

В брюхе воду кипячу!"

Пар пойдёт из-под фуражки

Сразу кланяется Чашке.

(Чайник)

 Пыхтел, сопел

Нам песни пел

И щёлк – вскипел.

(Чайник)

Чашек Брат.

Шумит как водопад.

Когда остепенится

Вокруг него садиться.

(Чайник)

На столе Петушок-

Разноцветный гребешок.

Разливает вкусный чай

Пей и глазом примечай.

(Чайник)

На столе Дед

В цветной кафтан одет.

А кто его попросит –

Льёт воду через носик.

(Чайник)

Цветочная рубашка

Кланяется чашкам.

(Чайник)

В животе вода бурлит,

Носик всех зовет, свистит...

"Ой, спешите все ко мне,

Закипаю на огне!"

 Он заливисто свистел,

Воду быстренько нагрел.

Напоил нас чаем

Голосистый  ... (Чайник)

На плите сидит, пыхтит,

Хобот, вверх подняв, печальный

Слон. Под ним огонь горит.

В животе вода бурлит.

Не узнали? Это..(Чайник)

Есть и крышка, и свисток,

Он готовит кипяток!

Если воду не налить,

Может сразу задымить!

И рабочий, и начальник,

Подливают воду в …(Чайник)

 Наш пузатый милый друг,

Если закипает, вдруг,

Он свистит, исходит паром,

Обливаясь, пышет жаром.

(Чайник)

Приложение 9

Пословицы, поговорки.

  • За чаем не скучаем – по шесть чашек выпиваем.
  • Выпей чайку – забудешь тоску.
  • С чая лиха не бывает.
  • Самовар кипит, уходить не велит.
  • Чай не хмельное – не разберет.
  • С чая лиха не бывает!
  • Чаем на Руси никто не подавился!
  • Чай крепче, если он с добрым другом разделен.
  • У самовара я и моя Маша.
  • Приходите к чаю – пирогами угощаю.
  • Чай не пьёшь – какая сила? Чай попьёшь – другое дело.
  • Самовар кипит – уходить не велит!
  • Приходите, самоварчик поставим, а уйдёте - чайку попьём.
  • Рыбак душу не морит: рыбы нет, так чай варит.
  • С самоваром-буяном чай важнее, беседа веселее.
  • В жидком чае всю родню видать.
  • Не чаем единым сыт человек.
  • Выпей чайку — забудешь тоску.
  • За чаем не скучаем — по семь чашек выпиваем.
  • Чай не пить, так на свете не жить.
  • Самовар кипит, уходить не велит.
  • Чай пить — не дрова рубить.
  • Чай должен быть, как женский поцелуй - крепкий, горячий и сладкий!
  • Чай не пьешь - откуда силу возьмешь?
  • Где есть чай, там и под елью рай.
  • С чая лиха не бывает!
  • Не ленись, а отличай, где солома, а где чай!

Приложение 10

Дидактические игры.

 Игра «Магазин»

Дети «приходят в магазин и покупают» посуду, объясняя ее назначение.

Я куплю кастрюлю и буду готовить в ней суп. И т. д

 Игра «Где живут продукты?»

Логопед объясняет детям, что у каждого продукта есть свой домик и просит   угадать детей название домика.

Сахар живет в… (сахарнице).          Соль живет в… (солонке).

Сухари живут в… (сухарнице).       Масло живет в… (масленке).

Перец живет в… (перечнице).         Чай живет в… (чайнике).

Кофе живет в…. (кофейнике).         Селедка живет в..( селедочнице).

Конфеты живут в.. (конфетнице).   Салат живет в..(салатнице).

Игра «Чего не хватает?»

Логопед показывает картинку с изображением посуды или  предмет посуды, закрывая какую-либо часть, и спрашивает: «Чего не хватает у чайника?»   (У чайника не хватает носика).

 

Игра «Из чего сделана посуда?»  (с мячом)

Проводится с перекидыванием мяча. Логопед называет предмет, Дети – прилагательное характеризующее материал, из которого он сделан. Например:

Вилка из металла – металлическая

Ваза из хрусталя – хрустальная

Ложка из дерева – деревянная

Тарелка из пластмассы – пластмассовая

Чашка из фарфора – фарфоровая

 Игра «Кто больше слов придумает?»

Логопед предлагает детям вспомнить и назвать слова-действия, относящиеся к посуде, кто из членов семьи совершает какие действия с ней.

Игра «Ложки и стаканы»

Каждому ребенку логопед выдает пластиковый стакан и ложку.

Логопед демонстрирует детям действия с этими предметами и комментирует их:

  - Я положила ложку в стакан.

  - Я достала ложку из стакана. И т. д

Дети выполняют инструкции логопеда:

  - Положи ложку в стакан.

  - Достань ложку из стакана.

Игра «Разбитые чашки»

Логопед выставляет на наборное полотно предметные картинки с изображением чашек.

- Ребята, послушайте стихотворение, которое я прочту.

На завтрак Наташе

Сварили две каши.

На выбор две каши

Для нашей Наташи.

Не стала есть кашу

Каприза Наташа.

Разбила две чашки

Вертушка Наташа.

- Помогите мне, пожалуйста, склеить чашки, которые разбила Наташа. Они выглядят вот так, как эта чашка на картинке.

Дети собирают разрезные картинки. Логопед помогает, если это необходимо.

  Игра «Раздели на слоги» (с мячом)

- Теперь пришла пора поиграть в мяч. Я буду бросать мяч и называть посуду. Вы ловите мяч, произносите слово по слогам, говорите сколько слогов и возвращаете мне мяч.

Чашка                 ножик

тарелка              вилка

блюдце                 чайник

ложка                 посуда

 Упражнение «Суп кипит»

- Садитесь за стол. Пока мы с вами играли в мяч, в кастрюле закипел суп.

Логопед раздает детям игрушечные пластмассовые кастрюльки, наполовину наполненные водой, и короткие изогнутые соломинки для коктейля.

- Перед каждым из вас кастрюлька, опустите туда соломинку.

Подуйте в нее, не раздувая щеки, так, чтобы «суп» в кастрюльке «закипел».

Дети выполняют упражнение 3-4 раз под команду логопеда.

  Игра «Скажи наоборот» (с мячом)

- Сейчас мы поиграем с мячом в игру «Скажи наоборот». Я бросаю мяч и называю слово, а вы говорите, как будет наоборот.

Ложка чистая – ложка грязная.

Тарелка глубокая – тарелка мелкая.

Чашка большая – чашка маленькая. 

Сковорода тяжелая – сковорода легкая.

Ножик старый – ножик новый.

1. «Назови посуду»: чайная — чашка, ...; столовая — тарелка... 

2. «К какому виду относится?» Сахарница — чайная посуда, салатница — столовая...

3. «Из чего сделана?» Стакан — из стекла, кастрюля — из железа, чашка у куклы — из пластмассы, блюдце у мишки — из картона...

4. «Какая посуда?» Ваза из хрусталя — хрустальная ваза, глиняное блюдце, железный таз...

5. «Устроим чаепитие». Дети накрывают стол к чаю и называют чайную посуду, затем вежливо угощают гостей (настоящих или кукол).

6. «Накроем стол к обеду». Дети называют столовую посуду и расставляют её для двух персон.

7. «В какой посуде?» Варят — в кастрюле, жарят — на сковородке, едят — из тарелок, пьют — из чашек, стаканов, кружек, бокалов.

8. «Первое, второе, третье, десерт». Дети называют, какая посуда нужна для тех или иных блюд: для первого — глубокая тарелка и ложка...

9. «Как называется?» Посуда для сахара — сахарница...

10. «Почему так называется?» Супница — в неё наливают суп...

11. «Назови части». Нож — лезвие, ручка; ведро — стенки, дно, ушки, ручка...

12. «Опиши предмет». Дети составляют рассказ о какой-нибудь посуде.

13. «Отгадай по описанию». Большой круглый ковш с длинной ручкой, дно ковша всё в дырках — дуршлаг.

14. «Чего не хватает?» Демонстрируются картинки или предметы: чайник без носика или крышки, кружка без ручки, кастрюля без дна...

15. «Сложи целое».

16. «Кому нужна эта часть?»

17. «Найди общее». Чашка и кружка — они круглые, гладкие, устойчивые, белого цвета; из них можно пить; у них есть ручка.

18. «Найди разницу». Чашка и кружка — чашка сделана из фарфора, а кружка — из железа; чашка бьётся, а кружка — нет; фарфор плохо проводит тепло — из чашки хорошо пить чай, не обожжёшь губы кипятком; железо быстро нагревается, и горячий чай из кружки сразу пить нельзя, можно обжечься.

19. «Бьётся или не бьётся?» Стакан — бьётся, ложка — не бьётся...

20. «Отбери правильно». Ребенок отбирает картинки с изображением чайной или столовой посуды; бьющейся и той, которая не бьётся; окрашенной в один цвет; сделанной из одного материала.

21. «Чудесный мешочек».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический краткосрочный проект в средней группе «Огород на окошке»

Педагогический краткосрочный проектв средней группе«Огород на окошке»...

Краткосрочный проект в средней группе на тему: «Приобщение детей среднего возраста к народному творчеству»

Приобщение родителей и детей к национальной культуре, развитие интереса к народному творчеству, воспитание у детей патриотических чувств и духовности....

Педагогический краткосрочный проект в средней группе «Огород на окошке»

Приобщить детей к процессу познания и исследовательской деятельности....

Педагогический краткосрочный проект в средней группе « Веснушковое ассорти »

Цель проекта: Способствовать воспитанию бережного отношения к самым близким людям, формированию потребности радовать их добрыми делами, привлечь к изготовлению подарков для женщин.  Задачи п...

Краткосрочный проект в средней группе «Неделя безопасности» Название проекта: «Чтобы не было беды»

Маленькие дети – большие фантазеры! По количеству придуманных игр в минуту они обойдут любого, даже самого опытного массовика-затейника. Но, к сожалению, не все детские забавы безопасны. Любопыт...

ТЕМА ПРОЕКТА: «ЮНЫЕ ИССЛЕДОВАТЕЛИ» Краткосрочный проект в средней группе

ТЕМА ПРОЕКТА: «ЮНЫЕ ИССЛЕДОВАТЕЛИ»  Краткосрочный проект в средней группе...

Педагогический краткосрочный проект в подготовительной группе «МОЯ РОССИЯ»

Педагогический краткосрочный  проект в подготовительной группе «МОЯ РОССИЯ»...