тематическое занятие "СИМФОНИЯ БЛОКАДНОГО ЛЕНИНГРАДА"
методическая разработка (подготовительная группа)

 музыкально-тематическое занятие  «СИМФОНИЯ БЛОКАДНОГО ЛЕНИНГРАДА» для дошкольников

Цель:

Гражданско-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста.

Задачи:

  • Познакомить воспитанников с историей блокадного Ленинграда.

  • Познакомить с историей создания композитором Д. Шостаковичем «Ленинградской» симфонии (№7).

  • Развивать эмоциональную отзывчивость на музыкальный и поэтический материал.

  • Совершенствовать вокально-певческие способности.

  • Воспитывать у дошкольников уважение к героям, почтить память жертв блокады.

Материалы и оборудование:

Мультимедийная установка, аудиозаписи; выставка книг, фото, фрагменты воспоминаний о войне; «Стена памяти», цветы; талоны на хлеб, кусочки хлеба 125 грамм.

Содержание:

  • БЛОКАДА Надежда Радченко / стихотворение

  • ДЕДУШКИН РАССКАЗ Андрей Порошин / стихотворение

  • фонограмма Симфонии № 7 Д. Шостаковича «ВТОРЖЕНИЕ»

  • МИНУТА МОЛЧАНИЯ / фонограмма

  • фонограмма Реквием Моцарта Лакримоза

  • БЛОКАДНЫЙ ХЛЕБ Лидия Хямелянина / стихотворение

  • фонограмма «ДЕНЬ ПОБЕДЫ» Д. Тухманова

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                 

                                       музыкально-тематическое занятие на тему                    27.01.2022

«СИМФОНИЯ БЛОКАДНОГО ЛЕНИНГРАДА»

для дошкольников

подготовила: муз. руководитель Некрасова С.А.

Цель:

Гражданско-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста.

Задачи:

  • Познакомить воспитанников с историей блокадного Ленинграда.
  • Познакомить с историей создания композитором Д. Шостаковичем «Ленинградской» симфонии (№7).
  • Развивать эмоциональную отзывчивость на музыкальный и поэтический материал.
  • Совершенствовать вокально-певческие способности.
  • Воспитывать у дошкольников уважение к героям, почтить память жертв блокады.

Материалы и оборудование:

 Мультимедийная установка, аудиозаписи; выставка книг, фото, фрагменты воспоминаний о войне; «Стена памяти», цветы; талоны на хлеб, кусочки хлеба 125 грамм.

Содержание:

  • БЛОКАДА Надежда Радченко / стихотворение
  • ДЕДУШКИН РАССКАЗ Андрей Порошин / стихотворение
  • фонограмма Симфонии № 7 Д. Шостаковича «ВТОРЖЕНИЕ»
  • МИНУТА МОЛЧАНИЯ / фонограмма
  • фонограмма Реквием Моцарта Лакримоза
  • БЛОКАДНЫЙ ХЛЕБ Лидия Хямелянина / стихотворение
  • фонограмма «ДЕНЬ ПОБЕДЫ» Д. Тухманова

Ход занятия:

 Звучит фонограмма «Ленинградский метроном».  Дети входят в музыкальный зал и садятся на стулья.

Муз. рук: 

  Ребята, сегодня на занятии мы будем говорить о блокадном Ленинграде. Это сейчас город называется Санкт-Петербург, а много лет назад он носил это имя – Ленинград.

  Много лет назад на нашу Родину напали фашисты. Они напали неожиданно, когда все люди мирно спали в своих домах. Весь советский народ поднялся на защиту нашей Родины. В городе шла мобилизация. Все люди шли на фронт добровольцами.

(слайд №5-6)

 Фашисты стремились захватить Ленинград. Для них это было очень важно. Город бомбили днём и ночью.

(слайд № 7-11)

 Фашисты, не сумевшие завоевать город в сражении, решили взять его измором. Они окружили город в кольцо и стали ждать, пока город сам сдастся. В Ленинграде наступили тяжёлые дни. Было отключено отопление, свет, не было горячей воды. Люди устанавливали в квартирах печки-буржуйки и, как могли, отапливали свои квартиры.   Часто люди сидели тесно прижавшись друг к другу, чтобы хоть как-то согреться. Давайте мы сейчас с вами обнимемся, чтобы ощутить тепло друг друга.

   Послушайте, какое стихотворение «Блокада» Надежды Радченко

 (читает ребёнок)

БЛОКАДА Надежда Радченко

Чёрное дуло блокадной ночи. Холодно, холодно, холодно очень.
Вставлена вместо стекла картонка. Вместо соседнего дома - воронка.
Поздно.
 А мамы всё нет отчего-то. Еле живая ушла на работу.
Есть очень хочется.
 Страшно. Темно. Умер братишка мой. Утром. Давно.
Вышла вода. Не дойти до реки. Очень устал. Сил уже никаких. 
Ниточка
 жизни натянута тонко. А на столе - на отца похоронка.

 (слайд № 12-15)

Муз. рук: 

  Ребята, посмотрите на тарелочку с кусочком хлеба. Это ровно 125 грамм. Столько в день получали люди, которые находились в блокадном Ленинграде.

Люди очень страдали от голода. Взрослые и дети слабели и умирали прямо на улицах осаждённого Ленинграда.

(слайд № 16)

Послушайте стихотворение «Дедушкин рассказ» Андрея Порошина.

(читает ребёнок)

ДЕДУШКИН РАССКАЗ Андрей Порошин

Вчера мне рассказывал дедушка Женя: отряд партизанский попал в окруженье.
Осталось у них восемнадцать гранат, один пистолет и один автомат.
Всё больше в отряде погибших бойцов, всё крепче фашисты сжимают кольцо, -
Они за кустами, они за камнями. И крикнул мой дедушка: "Родина с нами!".
И все побежали навстречу врагу, и стали гранаты бросать на бегу.
Все храбро сражались, о смерти забыв, - и вот, удалось совершить им прорыв.
Сквозь лес по болоту они уходили: а деда медалью потом наградили.

Муз. рук:  В городе Ленинграде в это время жил наш великий советский композитор Дмитрий Дмитриевич Шостакович.

(слайд № 17)

Когда враг напал на Ленинград, он, вместе с другими, рыл окопы, сбрасывал зажигательные бомбы с крыш домов, голодал, но с огромным энтузиазмом писал свою великую симфонию, получившую название Ленинградской.

(слайд № 19-21)

9 августа 1942 года по планам фашистов Ленинград должен был, на этот день был сдаться. И уже был назначен парад немецких войск в городе… Но в этот день в Большом зале Ленинградской филармонии, состоялась премьера Седьмой «Ленинградской» симфонии Дмитрия Шостаковича. И зал был переполнен. (Организовал концерт и дирижировал оркестром Карл Элиасберг. А исполнял произведение Большой симфонический оркестр Ленинградского радиокомитета.) Музыканты были сильно истощены голодом, но они мужественно отыграли произведение от начала до конца.

А сейчас мы с вами прослушаем отрывок первой части симфонии, она называется «Вторжение».

фонограмма Симфонии № 7 Д. Шостаковича «ВТОРЖЕНИЕ»

Муз. рук: Ребята, в каком жанре написана первая часть? (песня, танец, марш)

(ответы детей)

Муз. рук: Какую картину вы представили, слушая эту музыку?

(ответы детей)

Муз. рук: Да, вы правы, эта часть написана в жанре марша. Музыка отчётливо передаёт движение вражеской силы, вышагивающей по нашей земле. Мощь движения всё усиливается, подключается дополнительное звучание, передающее образ тяжёлых танков и самолётов, двигающихся на нашу страну. А какая эта музыка по характеру?

(ответы детей)

Эту симфонию слышали все и фашисты в том числе. Это было для них шоком! Они считали, что город уже мёртв, а город не сдавался и продолжал бороться!

В эти минуты немецкое командование, окружившее Ленинград, сильно засомневалось в победе своей Армии над русским народом.

(слайд № 22 -28)

Муз. рук:  Люди, пережившие войну, знают цену каждому кусочку хлеба.

БЛОКАДНЫЙ ХЛЕБ Лидия Хямелянина

Я вспоминаю хлеб блокадных лет,

Который в детском доме нам давали.

Не из муки он был - из наших бед,

И что в него тогда только не клали!

Хлеб был с мякиною, макухой и ботвой,

С корой. Колючий так, что режет десна.

Тяжелый, горький - с хвоей, лебедой,

На праздник, очень редко - чистый просто.

Ребята, я предлагаю почтить минутой молчания всех погибших в блокадном Ленинграде.

МИНУТА МОЛЧАНИЯ

фонограмма Реквием Моцарта Лакримоза

На Пискаревском кладбище горит вечный огонь, как память о великих людях, не сдавших врагу Ленинград.

 (слайд № 29-30)

Муз. рук: Война ещё продолжалась целых 1, 5 года, но русский народ уже начал бить врага, выгоняя его с русской земли. И пришла долгожданная Победа! Наш народ победил, но какой ценой! Миллионы людей погибли в этой войне!

Вечная память героям! Вечная им слава! 

Возьмите цветы, чтобы возложить их к стене памяти.

Возлагают цветы к импровизированной стене памяти

Муз. рук:  Ребята я предлагаю получить кусочек хлеба обменяв талон.

Звучит аудиозапись.

фонограмма «ДЕНЬ ПОБЕДЫ» Д. Тухманова

В группе дети отражают свои впечатления в рисунках.

Приложения:

БЛОКАДА Надежда Радченко

Чёрное дуло блокадной ночи. Холодно, холодно, холодно очень.
Вставлена вместо стекла картонка. Вместо соседнего дома - воронка.
Поздно.
 А мамы всё нет отчего-то. Еле живая ушла на работу.
Есть очень хочется.
 Страшно. Темно. Умер братишка мой. Утром. Давно.
Вышла вода. Не дойти до реки. Очень устал. Сил уже никаких. 
Ниточка
 жизни натянута тонко. А на столе - на отца похоронка.

ДЕДУШКИН РАССКАЗ Андрей Порошин

Вчера мне рассказывал дедушка Женя: отряд партизанский попал в окруженье.
Осталось у них восемнадцать гранат, один пистолет и один автомат.

Всё больше в отряде погибших бойцов, всё крепче фашисты сжимают кольцо, -
Они за кустами, они за камнями. И крикнул мой дедушка: "Родина с нами!".

И все побежали навстречу врагу, и стали гранаты бросать на бегу.
Все храбро сражались, о смерти забыв, - и вот, удалось совершить им прорыв.

Сквозь лес по болоту они уходили: а деда медалью потом наградили.

БЛОКАДНЫЙ ХЛЕБ Лидия Хямелянина

Я вспоминаю хлеб блокадных лет,

Который в детском доме нам давали.

Не из муки он был - из наших бед,

И что в него тогда только не клали!

Хлеб был с мякиною, макухой и ботвой,

С корой. Колючий так, что режет десна.

Тяжелый, горький - с хвоей, лебедой,

На праздник, очень редко - чистый просто.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тематический интегрированный музыкальный досуг на тему "Блокадный Ленинград" в подготовительной группе.

Музыкальный руководитель Долгова Алла Николаевна. ГБДОУ детский сад №69 Приморский район город Санкт-Петербург.Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие»; «Р...

Презентация для тематического занятия для детей дошкольного возраста «Освобождение блокадного Ленинграда»

Расширить представления детей о героическом подвиге жителей Ленинграда. Познакомить детей с жизнью людей в это время....

Тематическая беседа для детей подготовительной группы «Дети блокадного Ленинграда

данный материал поможет педагогам в доступной форме рассказать детям о блокаде Ленинграда...

Конспект тематического занятия на тему: «Памятники Блокадного Ленинграда» по образовательной области «Познавательное развитие» с детьми подготовительной группы.

Конспект тематического занятияна тему: «Памятники Блокадного Ленинграда»по образовательной области «Познавательное развитие»с детьми подготовительной группы.Цель: Расширение зн...

Тематическая беседа "Блокадный Ленинград"

Тематическая беседа "Блокадный Ленинград"...

Конспект тематической беседы: «Военный час - «Блокадный Ленинград»

Данный материал формирует патриотические чувства детей, интерес к истории своей Родины....

Музыкально-тематическое занятие на тему “Симфония блокадного Ленинграда” в подготовительной к школе группе

Формирование патриотических чувств, гражданской позиции, отражающих связь с предыдущими поколениями. Подготовка к активному участию в жизни социума....