Викторина "Знатоки русской культуры"
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Викторина проводилась в рамках  приобщения детей к истокам русской народной культуры. Ее целью было формирование «базиса культуры» на основе ознакомления с бытом и жизнью родного народа, его характером, присущими ему нравственными ценностями, традициями, особенностями культуры.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл viktorina_znatoki_russkoy_kultury.docx30.7 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №5 «Теремок» г. Велижа

Викторина

«Знатоки русской культуры»

в подготовительной группе «Радуга»

                        Выполнила:

                                        Версина Вера Семеновна,

                                                        воспитатель

2022

Викторина «Знатоки русской культуры»

совместно с родителями

на тему «Приобщение детей к истокам русской народной культуры»

Цель: Формирование «базиса культуры» на основе ознакомления с бытом и жизнью родного народа, его характером, присущими ему нравственными ценностями, традициями, особенностями культуры.

Задачи:

  1. Расширять и углублять представления о жизнедеятельности людей на Руси: через быт русского народа прививать любовь к истории и культуре нашей Родины. 
  2. Формировать представления об особенностях русского народного творчества, понимать образный смысл загадок.
  3. Закреплять знания о народных промыслах России, их особенностях, техниках рисования
  4. Формировать у дошкольников патриотические чувства и развивать духовность.
  5. Приобщить родителей к осмыслению значимости семейно - бытовых традиций, обычаев, уважение и почитание старших, ознакомление детей с устным народным творчеством.
  6. Воспитывать уважительное отношение к традициям русской культуры.

Ход  мероприятия:

 Ведущая 1: Здравствуйте, гости дорогие!

Хорошему гостю хозяин рад!

Ведущая 2: Много гостей, много и новостей!

Мы рады вас приветствовать в нашем уютном зале. Как хорошо, что мы собрались сегодня здесь все вместе: ребята и их родители.

 Тема нашей викторины «Знатоки русской культуры»

В.С.

На завалинках, в светёлке

Иль на брёвнышках, каких

Собирали посиделки

пожилых и молодых.

Л.С.

При лучине мы сидели

Иль под светлым небосводом-

Говорили, песни пели

И ходили хороводом.

Словом, эти посиделки

были праздником души!

В.С

Быт людей сейчас отмечен веком,

Поменялся старый мир

И сидим мы в одиночку

В уголках своих, квартир.

Л.С.

Наш досуг стал очень мелок,

И чего там говорить,

Скучно жить без посиделок!

Их нам надо возродить!

В.С. Вот сегодня мы с вами собрались на русские посиделки, где покажем свои знания и умения

Встречайте наши команды

1-я команда: «Ромашка» капитан команды

2-я команда: «Березка»  капитан команды

(представление команд) 

Команда «Ромашка»

Ромашка- символ семьи, любви и верности.

Семья-это слово нам многое скажет,

Семья нам с рожденья путь в жизни покажет

Семья с нами рядом всегда и везде

Она много значит в каждой судьбе.

Наш девиз: «Мы ромашки хоть куда!

Побеждаем мы всегда»

Команда «Берёзка» - это символ духа Российского.

Итак, предлагаем вам сейчас сыграть в игру-викторину. «Знатоки русской культуры»

Викторина напомнит вам спортивное состязание, но вы будете состязаться не в силе и ловкости, а в знаниях — кто больше знает и быстрее соображает. За каждый правильный ответ или  выполненное задание  команда будет получать жетон знатока. 

Л.С: А оценивать сегодняшнюю игру-викторину будет наше строгое жюри, (старший воспитатель, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре)

 Итак, мы начинаем

1 тур «Разминка»

 Загадки

Педагог:  В нашем соревновании есть одно главное условие: не кричать, не вскакивать с мест, а поднимать руку и верно отвечать.

Загадки для команды «Ромашка»

1.Голубой платок,

Алый клубок

По платку катается,

Людям улыбается. (Солнце)

2.Маленький Ерофейка подпоясан коротенько. По полу скок – скок и сел в уголок. (веник).

3. Легко, кругло,

А за хвост не поднять. (Клубок)

4.Поднялись ворота-

Всему миру красота. (Радуга)

 Загадки для команды «Березка»

1.Весь свет одевает,  сама одежды не знает. (Игла)

2.Бел, как снег,

В чести у всех,

В рот попал-

Там и пропал.(Сахар)

3.Всех в объятья принимает и баюкает, качает. (люлька)

4.Меня все  ждут и не дождутся.

А как увидят – тотчас разбегутся. (Дождь)

В.С.  2 конкурс: «Дело мастера боится». (ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ) (взрослые описываю предмет , а дети называют его))

Русский народ был очень трудолюбив, и помогали нашим предкам в работе, да и в рукоделии необходимые орудия труда. Вот сейчас мы с вами должны по описанию узнать орудие труда, назвать его, найти картинку с изображением предмера и рассказать, как оно использовалось. А описывать предмет будут наши гости.   Предлагаем им задания:2 предмета для команды «Ромашка» и 2 для команды «Березка»

«Ромашка»:  прялка, ухват

«Березка»:  коромысло, сито

Л.С: 3конкурс «Особенности русского быта»

Воспитатель: Ребята,  из рассказов, сказок, пословиц, песен вы многое узнали об особенностях русского быта, сейчас надо это вспомнить и  ответить на вопросы. Итак, приготовились:

команда «Ромашка»

1.  Как называется праздник проводов русской зимы? ( Масленица)

2. И какое угощение было обязательно на этом празднике? ( Блины)

3.  Какие блюда русской кухни вы знаете? ( Щи, каша, пироги, блины)

 4.  Какую обувь носили русские крестьяне? (Лапти)

команда «Березка»

1.   Как назывался деревянный крестьянский дом (изба)

2.  Назовите русский сувенир, известный во всем мире? ( Матрёшка)

3.  В чем кипятили в старину чай ( самовар)

4.  Какое национальное дерево России?        (Берёза)

В.С.  4.Конкурс капитанов

Капитаны команд должны вспомнить и выбрать картинки наиболее известных отрицательных  и положительных персонажей в русских народных сказках. (        Баба-Яга, Змей Горыныч, Кощей Бессмертный, Кот Баюн, Леший, Кикимора, Ведьма, Чудо-Юдо, Черт, Разбойники, Водяной и др.)

команда «Ромашка»

Выбрать 4 отрицательных сказочных героя

команда «Березка»

Выбрать 4 положительных сказочных героя

Л.С: 5. конкурс  «Ты мне, я – тебе»

Необходимо сказать конец пословиц.

Задание для команды: «Ромашка»

Куй железо, пока оно горячо.

Один в поле не воин.

Век живи, век учись.

Что посеешь, то и пожнешь.

Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей.

Задание для  команды: «Березка»

Какие труды такие и плоды.

Не спеши языком торопись делом.

Слово не воробей вылетит, не поймаешь.

С кем поведешься от того и наберёшься.

Не имей сто рублей, а имей сто друзей

В.С.  6. конкурс «Музыкальная пауза!»

-Ребята!  Наши предки не только работали, но умели и отдыхать.  Сейчас мы посмотрим, как вы знаете русские народные инструменты. Игроки каждой команды выбирают  музыкальный инструмент, называют его.

Асейчас давайте сыграем на них и   заведём хоровод.

Проводится хоровод «Во поле берёзка стояла».

Л.С: 7. конкурс «Умелые руки не знают скуки» (ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ)

Говоря о традициях и обычаях русского народа нельзя не вспомнить о великолепных произведениях декоративно-прикладного искусства. И сейчас предстоит отгадать, о каком художественном промысле пойдёт речь и отыскать предмет? (посуда и предметы расставлены по группе)

Родители отгадывают загадку, а ребята находят предметы.

1) Веселая белая глина,

Кружочки, полоски на ней.

Козлы и барашки смешные,

Табун разноцветных коней.       Команда «Ромашка»

Кормилицы и водоноски,

И всадники, и ребятня,

Скорее, друзья, отгадайте,

О чём говорю сейчас я?

(Дымковская роспись)

2) Снежно-белая посуда,

Расскажи-ка, ты откуда?

Видно с Севера пришла                  Команда «Березка»

И цветами расцвела -

Голубыми, синими.

Нежными, красивыми

(Гжель)

4) Из липы доски сделаны,

И прялки, и лошадки.                      Команда «Ромашка»

Кормилицы и водоноски,

Цветами разрисованы,

Как будто полушалки.

Там лихо скачут всадники,

Жар-птицы ввысь летят,

И точки черно-белые

На солнышке блестят.

 (Городецкая роспись)

4) Резные ложки и ковши

Ты разгляди-ка, не спеши. .         Команда «Березка»

Там травка вьется, и цветы

Растут нездешней красоты.

Блестят они, как золотые,

А может, солнцем залитые.

(Хохломская роспись)

В.С.  8. конкурс «Старый сундук»

Предметы промыслов могут быть новыми, современными, а могут быть и старыми, которые мастера сделали давно (самих мастеров уже нет с нами),  то, что сейчас уже не купишь в магазинах или на рынках. Один из таких предметов лежит у меня в старом сундуке. Отгадайте, ребята, что в нём?

 

Ребята пытаются отгадать, перечисляют варианты ответов правильный – лапти.

Подсказка

Из липы свито дырявое корыто

По дороге идёт – клетки кладёт.

 

Дети отгадывают, сундук открывается, вынимаются лапти. Проводится эстафета «Лапти». Ребята становятся в две колонны и родители  и по очереди, надев на одну ногу лапоть, бегут до стойки, обегают её и возвращаются обратно. Побеждает команда, пришедшей первой к финишу. 

 

 

9. конкурс «Собери картинку».

- Картинка собирается всей командой. Побеждает команда, сложившая картинку первой.

Капитаны команд выбирают картинку с изображением одного из видов промысла (картинки лежат оборотной стороной вниз), команда собирает

из частей картинку. Капитану команды надо рассказать об этом виде (название, материал, место рождения, характерные особенности). Команде даётся время для подготовки (мозговой штурм) и возможность дополнять рассказ капитана.

Л.С: 10.  Конкурс для родителей  рубрика «Говорят дети»

Ведущая.  Дети по 2   человека от каждой команды загадывают загадки описания

Задание для команды: «Ромашка»

Описать чугун  и люльку

Задание для команды: «Березка»

Описать самовар и кочергу

III. Подведение итогов

Ведущий: Вот и закончилась наша игра-викторина. Вижу, любите и знаете сказки, пословицы, поговорки, умеете загадки отгадывать.

Мы ещё раз убедились, как важно иметь представление о традициях и обычаях нашего народа.

Очень часто за событиями и за суматохой дней

Старины своей не помним, забываем мы о ней.

И хоть стали нам привычными

На Марс полёты и Луну.

Прошу вас всех: «Не забывайте вы свои обычаи,

Ценить умейте старину! »

Жаль, но наши посиделки нам заканчивать пора.

Наступает час прощанья,

Будет краткой моя речь.

Говорим всем: «До свидания!

До приятных, новых встреч! »

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Приобщение дошкольников к русской культуре через знакомство с русскими народными музыкальными инструментами"

Многие озвученные игрушки появились еще в далеком прошлом. Наиболее древние игрушки относятся к I-II векам. В древнерусских городах при раскопках найдено немало глиняных свистулек, погремушек и трещот...

Использование знаний русской культуры и традиций русского народа в ООД и режимных моментах.

Соприкосновение с народным искусством и традициями, участие в народных праздниках духовно обогащают ребенка, воспитывают чувство гордости за свой народ, поддерживают интерес к его истории и культуре. ...

Проект для детей старшей группы "Русская изба" (по ознакомлению детей с русской культурой)

Дошкольным учреждениям отведена основная роль в воспитании патриотизма, так как именно в детских садах происходит духовно-нравственное становление детей и подготовка их к самостоятельной жизни, чувств...

Рабочая программа по ознакомлению детей с русской культурой "Русские узоры"

Рабочая программа "Русские узоры" напрвлена на ознакомление детей старшего дошкольного возраста с русской культурой,  жизнью, бытом и творчеством русского народа. Программа ориентирован...

Викторина «Знатоки русской культуры» для средней группы совместно с родителями «Приобщение детей к истокам русской народной культуры»

Цель: Формирование «базиса культуры» на основе ознакомления с бытом и жизнью родного народа, его характером, присущими ему нравственными ценностями, традициями, особенностями ку...

Районный семинар - практикум "Формирование у дошкольников основ речевой культуры и уважения к русскому языку как неотъемлемой части русской культуры"

21 апреля в детском саду "Веснушки" проходил районный семинар-практикум "Формирование у дошкольников основ речевой культуры и уважения к русскому языку как неотъемлемой части русской ку...