Встречи с психологом ДОО. Преодоление эмоционального напряжения педагогов ДОО.
методическая разработка по психологии

Терентьева Мария Александровна

Цель: создание условий для поддержания и стабилизации эмоционального  состояния членов коллектива ДОО.

Задачи:

- способствовать снятию усталости и эмоционального напряжения;

- помочь участникам встречи найти внутренние ресурсы для преодоления состояния тревожности;

- повышать стрессоустойчивость коллектива.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ДЕТСКИЙ САД № 200» Г. ОРЕНБУРГА

УТВЕРЖДАЮ

Заведующий МДОАУ № 200

____________И.П. Данилова

 приказ от __________ № ___

ВСТРЕЧА С ПСИХОЛОГОМ НА ТЕМУ:

ПРЕОДОЛЕНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО НАПРЯЖЕНИЯ

Выполнил:

Терентьева Мария Александровна –

педагог-психолог МДОАУ № 200

г. Оренбурга

Оренбург, 2022

Цель: создание условий для поддержания и стабилизации эмоционального  состояния членов коллектива ДОО.

Задачи:

- способствовать снятию усталости и эмоционального напряжения;

- помочь участникам встречи найти внутренние ресурсы для преодоления состояния тревожности;

- повышать стрессоустойчивость коллектива.

Продолжительность: 30 минут.

Ход встречи:

Вводная беседа «Причины тревоги и стресса»

Педагог-психолог: В период обострения внешнеполитической обстановки ухудшение эмоционального состояния связано с чувством паники, тревогой,  постоянной концентрацией на новостях и безразличием к остальным, обычно значимым для человека вопросам. Напряжение родителей и педагогов сказывается и на детях, которые восприимчиво считывают их эмоциональное состояние. Как вы думаете, в чем  причина такого состояния? (обсуждение причин эмоционального напряжения). Возможные варианты:

  • ситуация на границе;
  • переезд родственников и напряженные отношения в связи с этим;
  • изменения цен на товары и услуги, колебания курса рубля;
  • страх за военнообязанных родственников;
  • тревога из-за усиления контроля за безопасностью детей в детском саду, контроля за входом и выходом в учреждение взрослых;
  • последствия ограничений и санкций;

Итак, в совокупности все эти состояния вызывают стресс. Стресс – это то, как меняется наше внутреннее состояние, нарушается внутреннее равновесие, но в целом это нормальная реакция организма на угрозу.

Обратите внимание на то, что не всегда и не все стрессы бывают отрицательными. Эустресс – это стресс, который вызывают у нас положительные ситуации, например, победа в соревновании, олимпиаде, конкурсе. Такой стресс активизирует и мобилизует внутренние резервы человека, добавляет интерес к жизни, заставляет действовать более интенсивно. Дистресс – стресс, который вызывают негативные стрессоры, например, когда человек опаздывает на важное мероприятие, проигрывает в соревновании.

Нормативные стрессы не травмируют психику, они несут познавательную ценность, побуждают человека осмыслить ситуацию, стимулируют личностный рост. Но иногда стресс становится разрушительным процессом, который дезорганизует поведение человека, когда человек пытается приспособиться к стрессовой ситуации, но ему это не удается, возникает  ощущении беспомощности, безнадежности.

Больше всего опасен для организма хронический стресс, при котором внутреннее равновесие нарушается постоянно. Среди симптомов хронического стресса – проблемы памяти и концентрации внимания, бессонница, чувство вины, раздражительность, головная боль, псориаз, выпадение волос, повышенное артериальное давление, сердечные болезни. Особо длительный стресс может перерасти в невроз или психоз.

Упражнение «Рисунок стресса»

Педагог-психолог:

Чтобы справиться с негативными эмоциями возможно использовать приемы арт-терапии. Представить преобладающую отрицательную эмоцию в виде образа, придать ей форму на листе бумаге или изобразить каракулями. На обратной стороне листа написать название ведущей отрицательной эмоции. Можно «поговорить» с получившимся образом, попытаться выяснить, для чего нужна эта негативная эмоция, к чему она ведет, от чего защищает. Можно порвать картинку на кусочки или сжечь.

Сейчас я вам предлагаю за пять минут изобразить на рисунке то, как вы понимаете стресс или тревогу. Каждый работает самостоятельно. (участники рисуют свой стресс в течение пяти минут.)

Кто желает ознакомить нас со своей работой? Расскажите, что вы изобразили? Как выглядит ваш стресс? Как вы к нему относитесь? Есть ли на рисунке причины вашего стресса? Как вы справляетесь со стрессом? (Участники отвечают на вопросы).

Техника остановки плохих мыслей

Педагог-психолог:

Как мы можем остановить негативный внутренний диалог? Для этого я предлагаю вам освоить технику остановки плохих мыслей. Важно переместить внимание с внутреннего потока негативных мыслей на внешние объекты, звуки, ощущения. Итак, перечислите все, что воспринимаете сейчас: «я вижу…», «я слышу…», «я чувствую…». Просто отпустите свое внимание в режим свободного полета, созерцайте окружающий мир во всем его разнообразии. Обратите внимание, что техника не требует действий – вокруг вас только ваши впечатления. (Участники пробуют технику.)

Упражнение «Телевизор»

Педагог-психолог:

Если в вашей жизни случилась какая-то сложная ситуация, которая выбила вас из колеи. Мысли о ней никак не выходят из головы. Данное упражнение помогает относится к прошедшим событиям более спокойно и дает возможность переключиться на другие мысли и дела.

Итак, вспомните, затронувшее вас событие и себя в нем. В красках представьте эмоции и ощущения, которые в тот момент вы испытывали. Даже если они не очень приятные, сейчас важно их вспомнить. А теперь мысленно представьте, что вы сидите перед телевизором, перенесите всю эту картину на экран вашего телевизора. Представьте, что вы сидите в мягком кресле или  на уютном диванчике, а на экране телевизора разворачивается картина события, которое вас расстроило. И вы наблюдаете за этим событием. Вы ощущаете себя отдельно, и событие отдельно. Вам хорошо, тепло и уютно, а все происходит на экране телевизора.

Мысленно возьмите в руки пульт и начинайте убирать яркость, цветность картинки. Постепенно она становится черно-белой, теряет свою реалистичность и все больше становится похожей на кинофильм. Вы смотрите на эту черно-белую картинку, наблюдаете со стороны, сидя в своем уютном мягком кресле. Остались только неприятные звуки. Вы берете пульт, убираете громкость и включаете субтитры. И теперь все слова, которые были произнесены во время этого события, вы видите в виде букв внизу экрана. Вы не слышите голоса, не слышите интонации, вы только читаете субтитры.

Теперь ощутите, как вы себя чувствуете, когда вы сидите. Мягко, удобно, приятно и смотрите на это событие черно-белое, с субтитрами. На сколько оно теперь волнует вас? Скажите себе, что это событие уже прошло. В данный момент его уже нет. Оно осталось в вашей памяти, как черно белое кино. И осталось только оно действие с вашей стороны. Возьмите ваш воображаемый пульт, и выключите ваш телевизор. Сделайте глубокий вдох и выдох. Теперь это событие будет вас волновать гораздо меньше.

Упражнение «Четыре вопроса»

Педагог-психолог:

Чтобы утихомирить разбушевавшиеся эмоции, задайте себе четыре вопроса:

  1. «Что я сейчас чувствую». Будьте честными и откровенными сами с собой. Проговорите вслух эти эмоции, это уменьшит их интенсивность;
  2. «Что будет, если я не буду испытывать эту эмоцию». Ничего не изменится. Потому что действия меняют реальность, а не эмоции;
  3. «Когда я хочу перестать испытывать эту эмоцию». Оказывается, что вы хотите перестать  ее чувствовать прямо сейчас;
  4. «Могу ли перестать испытывать ее прямо сейчас». В этот  момент эмоция уже становится осознанной и с большой вероятностью вы сможете ее прекратить.

Стратегии поведенческого самообладания и самоконтроля (рекомендации)

  • Разграничить – что человек может контролировать, а что нет. Важно взять ответственность за вещи, которые находятся в зоне его контроля. Это эмоциональный фон в семье, отношения с ребенком и близкими, режим, сон, количество входящей негативной информации. Нужно сфокусироваться на том, чем он действительно может управлять.
  • Ограничить поток информации по теме, которая вызывает интенсивные негативные эмоции. Для этого: выделить время на чтение новостей раз или два раза в день, а в остальное время игнорировать их; ограничить время на соцсети, в которых пользователи часто и эмоционально делятся негативными эмоциями.
  • Занять себя бытовыми делами, творчеством, спортом. Тело, быт, самовыражение – это те значимые части жизни человека, за которые в ответе лично он, поэтому соответствующие занятия помогают убрать ощущение потерянности и фрустрации. Можно провести уборку, погладить белье, прибить полку, до которой не доходили руки.
  • Записывать мысли, которые приходят в голову. Когда человек фиксирует автоматические и навязчивые мысли, отражает на бумаге травмирующие ситуации и свои эмоции, то это помогает взглянуть на них с критической точки зрения.
  • Использовать стоп-сигнал, например, хлопок или щелчок со словами «Стоп! Я подумаю об этом позже!» каждый раз, когда нужно отогнать навязчивые негативные образы и мысли.

Рефлексия

Педагог-психолог:

Предлагаю вам продолжить несколько фраз. «Во время тренинга я понял(а), что…» (Педагоги продолжают эту и следующие фразы.) «На тренинге мне не понравилось…» «Самым полезным для меня было…» «Если бы я еще раз попала на тренинг, то я хотела бы…»

Спасибо вам большое, что пришли на тренинг, надеюсь, что он не пройдет бесследно в вашей жизни, надеюсь, что что-то вам пригодится и над чем-то вы задумались, и будете работать в этом направлении. Желаю вам успехов, творческих, профессиональных достижений. До свидания.

Список литературы:

  1. Абазян Е. Экспресс-помощь педагогам и родителям в ситуации напряжения и эмоциональной неустойчивости. // Журнал педагога-психолога. Детский сад. №3. 2022 г. Электронный источник: https://e.psihologsad.ru/957672?utm_medium=push&utm_source=push_psihologsad&utm_campaign=push_sandsay_28.03.22
  2. Жагарина М. Новый тренинг «Стоп, стресс!», чтобы снять напряжение в коллективе педагогов. // Журнал педагога-психолога. Детский сад. №11. 2021 г. Электронный источник: https://e.psihologsad.ru/927869 
  3. Фокина А. Психологическая акция «Стрессу – нет!» для детей, педагогов и родителей. Конспекты и чек-листы. // Журнал педагога-психолога. Детский сад. №3. 2022 г. Электронный источник: https://e.psihologsad.ru/958770 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс: «Снятие эмоционального напряжения педагогов»

Актуальность выбранной темы: профессия воспитателя требует большой выдержки и самообладания. От многочисленных интенсивных контактов с другими людьми педагог испытывает большие нервно-психические нагр...

Встречи с психологом ДОО. Преодоление эмоционального напряжения, связанного с профессиональной деятельностью педагога ДОО.

Цель: создание условий для поддержания и стабилизации эмоционального  состояния членов коллектива ДОО.Задачи: - развивать личностные качества, стабилизируя внутреннюю душевную гармонию;- способст...

Встречи с психологом ДОО. Снятие эмоционального напряжения.

Мы уже не раз говорили о том, что такое стресс. И вы наверняка помните, что небольшой стресс иногда даже полезен, но если он становится хроническим и усиливается с каждым днем, вам необходимо вовремя ...

Методическая разработка «Тренинг для снятия психо-эмоционального напряжения педагогов»

Цель мероприятия: Способствовать снятию психо-эмоционального напряжению педагогов в конце учебного года. Участники мероприятия: педагоги МБДОУ Планируемый результат: снижение уровня тревожности, повыш...

Тренинг для снятия психо-эмоционального напряжения педагогов

Цель мероприятия: Способствовать снятию психо-эмоционального напряжению педагогов в конце учебного года. Участники мероприятия: педагоги МБДОУ Планируемый результат: снижение уровня тревожности, повыш...

Тренинг на снятие эмоционального напряжения педагогов (самообр)

Снятие эмоционального напряжения для укрепления психологического здоровья педагога....