Встречи с психологом ДОО. Преодоление эмоционального напряжения, связанного с профессиональной деятельностью педагога ДОО.
методическая разработка по психологии

Терентьева Мария Александровна

Цель: создание условий для поддержания и стабилизации эмоционального  состояния членов коллектива ДОО.

Задачи:

- развивать личностные качества, стабилизируя внутреннюю душевную гармонию;

- способствовать снятию усталости и эмоционального напряжения;

- помочь участникам встречи найти внутренние ресурсы для преодоления состояния тревожности;

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ДЕТСКИЙ САД № 200» Г. ОРЕНБУРГА

УТВЕРЖДАЮ

Заведующий МДОАУ № 200

____________И.П. Данилова

 приказ от __________ № ___

ВСТРЕЧА С ПСИХОЛОГОМ НА ТЕМУ:

ПРЕОДОЛЕНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО НАПРЯЖЕНИЯ, СВЯЗАННОГО С ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ПЕДАГОГА ДОО.

Выполнил:

Терентьева Мария Александровна –

педагог-психолог МДОАУ № 200

г. Оренбурга

Оренбург, 2022

Цель: создание условий для поддержания и стабилизации эмоционального  состояния членов коллектива ДОО.

Задачи:

- развивать личностные качества, стабилизируя внутреннюю душевную гармонию;

- способствовать снятию усталости и эмоционального напряжения;

- помочь участникам встречи найти внутренние ресурсы для преодоления состояния тревожности;

Продолжительность: 30 минут.

Ход встречи:

  1. Упражнение-разминка «Никто не знает, что…» 

Цель: знакомство, снятие эмоционального напряжения.

Воспитатели  сидят по кругу. У психолога в руках мяч: «Сейчас мы будем бросать друг другу этот мяч и тот, у кого он окажется, завершает фразу «Ни кто из вас не знает, что я (или — у меня)..." Будем внимательны и сделаем это так, чтобы каждый из нас принял участие в выполнении задания».

  1. Вводная беседа «Причины тревоги и стресса»

Педагог-психолог: На предыдущей нашей встрече мы говорили, что вокруг нас множество ситуаций, способных выбить нас из колеи. Подобные ситуации часты и на работе. Предлагаю нам вместе подумать, что может  сильно воздействовать на нас на рабочем месте и вызвать состояние стресса.

Стрессогенные факторы, зависящие от условий труда:

■ перегрузки работой в целом;

■ различные финансовые затруднения;

■ загруженность работой и отсутствие свободного времени;

■ быстрое переключение на работу по- новому;

■ отсутствие стимулов для качественной работы; ■ перегрузка деятельностью вне сферы прямых обязанностей.

Стрессогенные факторы, зависящие от личных качеств работника:

■ боязнь администрации;

■ чувство чрезмерно высокой ответственности за результаты труда;

■ ошибки в общении с коллегами и администрацией;

■ возбудимость как доминирующая черта характера;

■ изолированная позиция в коллективе;

■ нехватка знаний по технологии профессиональной деятельности;

■ нехватка времени в следствие плохой самоорганизации.

3. Тест «Лошадь». 

Педагог-психолог: Чтобы узнать, какая группа факторов в большей степени будет влиять именно на вас, пройдем небольшой тест. Какой вы работник.

На рисунке изображен силуэт лошади. Ваша задача — завершить эту картинку, вырисовав все детали внешности животного, а также создав вокруг необходимый фон. Поместите лошадь в комфортные, приятные ей условия.

Ключ к тесту

В этом тесте ЛОШАДЬ — это вы сами. Символ достаточно прозрачен: людей, много работающих, называют рабочими лошадками. В зависимости от того, КАК вы ИЗОБРАЗИЛИ ЛОШАДЬ, НАСКОЛЬКО ЧЕТКО вы ПРОРИСОВАЛИ все ДЕТАЛИ ЕЕ ВНЕШНОСТИ, можно сказать, какой вы работник.

Если вы выделили только ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРНЫЕ ДЕТАЛИ ЛОШАДИНОЙ ВНЕШНОСТИ (КОПЫТА, ГРИВА И ХВОСТ), то это значит, что вы умеете трудиться, но не возводите работу в культ. Вы не трудоголик.

Если вы много внимания уделили МОРДЕ ЛОШАДИ (вырисовали ГЛАЗА, НОЗДРИ, РОТ, ЧЕЛОЧКУ и т. д.), то у вас к работе несколько романтическое отношение, вы полны иллюзий и радужных надежд. Возможно, вы еще очень молоды и еще нигде не работали, тогда со временем ваша эйфория пройдет сама собой. Если же вы зрелый человек, то эта восторженность просто свойство вашего характера.

Если вы старательно прописали КАЖДУЮ ШЕРСТИНКУ, то есть уделили много внимания МЕЛОЧАМ, то это говорит, о вашей педантичности, вы умеете и любите кропотливый труд, старательны и придирчивы к себе и другим. На вас можно положиться, вы никогда не бросите недоделанную работу. Однако трудиться рядом с вами очень тяжело, вы всех изводите своим занудством и мелочностью.

Если вы ПОМЕСТИЛИ СВОЮ ЛОШАДЬ НА ЛУГ ИЛИ В ПОЛЕ, то это означает ваше стремление работать в комфортных условиях, вы ненавидите рамки и ограничения и цените независимость.

Если вы НАДЕЛИ НА ЛОШАДЬ УЗДЕЧКУ ИЛИ ХОМУТ, то это значит, что вам не привыкать работать под давлением, вы принимаете любое руководство как данность и готовы подчиняться просто потому, что так заведено. ЧЕМ БОЛЬШЕ УПРЯЖИ НА ВАШЕЙ ЛОШАДИ, тем в более тяжелых и некомфортных условиях вы привыкли работать. Возможно, вы даже не представляете себе, что может быть как-то по-другому.

Если вы ПОСТАВИЛИ ПЕРЕД ЛОШАДЬЮ С КОРМОМ И КОРЫТО С ВОДОЙ, то это говорит о том, что вы готовы работать, но только в том случае, если вам обеспечат необходимый, хотя бы минимальный комфорт.

Если вы НАРИСОВАЛИ НА ЛОШАДИ ВСАДНИКА, то это значит, что вы привыкли выполнять указания и не способны работать самостоятельно. Вам нравится, когда вами руководят и не только дают вам задание, но и задают определенный темп работы.

Упражнение «Муха»

Педагог-психолог: Сядьте удобно. Руки свободно положите на колени, плечи и голова опущены, глаза закрыты. Мысленно представьте, что на ваше лицо пытается сесть муха. Она садиться то на нос, то на рот, то на лоб, то на глаза. Ваша задача: не открывая глаз, согнать назойливое насекомое.

Комплекс «Мышечная релаксация»

Техника прогрессивной мышечной релаксации разработана американским врачом Э. Джекобсоном в 1920-е гг. Она основывается на простом физиологическом факте: после напряжения любой мышцы начинается период ее автоматического расслабления. С учетом этого и была разработана методика, согласно которой, чтобы добиться глубокой расслабленности тела, нужно сначала на 10-15 сек сильно напрячь мышцы, а затем в течение 15-20 сек сконцентрироваться на возникшем чувстве расслабления в них.

Упражнения:

Начните с того, чтобы сосредоточиться на своем дыхании на несколько минут. Дышите медленно и спокойно, думайте о чем-нибудь приятном. После этого можно приступать к мышечным упражнениям, работая над различными группами мышц.

Руки. Максимально плотно и сильно сожмите руку. Вы должны почувствовать напряжение в кисти и предплечье. Расслабьте руку на выдохе, концентрируясь на возникающем чувстве облегчения. То же самое повторите для другой руки. Если вы правша, начинать стоит с правой руки, если левша – левой.

Шея. Откиньте голову назад, медленно поворачивайте ею из стороны в сторону, затем расслабьтесь. Притяните плечевые суставы высоко к ушам и в таком положении наклоняйте подбородок к груди.

Лицо. Поднимите брови как можно выше, широко откройте рот (как будто изображаете чувство сильного удивления). Плотно закройте глаза, нахмурьтесь и наморщите нос. Сильно сожмите челюсти и отведите уголки рта назад.

Грудь. Сделайте глубокий вдох и задержите дыхание на несколько секунд, затем расслабьтесь и вернитесь к нормальному дыханию.

Спина и живот. Напрягите мышцы брюшного пресса, сведите лопатки и выгните спину.

Ноги. Напрягите передние и задние мышцы бедра, держа колено в напряжённом полусогнутом положении. Максимально потяните на себя ступню и разогните пальцы. Вытяните голеностопный сустав и сожмите пальцы ступни.

Сделайте 3-4 повтора комплекса. Каждый раз, когда вы даете отдых только что напряженным мышцам, обращайте внимание то, как это приятно и как вы хорошо себя чувствуете расслабленным. Многим людям это помогает справляться со стрессом и беспокойством.

Упражнение «Корни»

Педагог-психолог: Встаньте. Стоять вы должны так, как вам привычнее, однако опираться ни на что нельзя. Поищите такое положение, в котором вам удобно. Представьте себе, что вам нужно отстоять длинную очередь, поэтому положение вашего тела должно быть одновременно и свободно, но в то же время твердо. Ноги поставьте на ширину плеч. Вес тела должен быть распределен равномерно на обе ноги. Центр тяжести — где-то на уровне пупка.

Теперь мысленно представьте себе, что ваши ноги не оканчиваются стопами, а продолжаются, уходя в землю. Ваши ноги — стволы, а где-то глубоко под землей есть корни. Теперь представьте, как ваши невидимые «корни» впитывают в себя подземную влагу, и эта влага из корней проникает в ваши ноги-стволы, как она наполняет живой энергией все клеточки ног, как они разглаживаются, напрягаются, подтягиваются, тянутся наверх.

Но влага поднимается выше и выше, ваши бедренные и ягодичные мышцы тоже подтягиваются, живот приподнимается, втягивается, грудь вздымается, плечи расправляются. Влага проникает в ваши ветви-руки, руки, до того безжизненные и вялые, наполняются силой, энергией, жизнью. Под действием этой влаги-энергии «ветви» поднимаются вверх. Руки поднимайте от локтевых суставов, позволяя предплечьям и кистям свободно висеть.

Затем влага проникает в предплечья, и предплечья идут вверх. Теперь влага достигает кистей, доходит до кончиков пальцев, и кисти взмывают вверх, пальцы выпрямляются. Наконец, влага-энергия проникает в вершину-голову. Голова поднимается, тянется макушкой вверх. Почувствуйте, как все ваше существо, подобно дереву, тянется вверх, к солнцу, к небу. Тянитесь изо всех сил. (На цыпочки вставать нельзя.) Почувствуйте напряжение во всех отделах тела. Зафиксируйте это состояние.

Теперь представьте, как влага уходит из кончиков пальцев, энергия спускается вниз, за ней спускаются и ослабевают все члены. Сначала безвольно повисают кисти, затем предплечья, затем руки, плечи опускаются, голова повисает, все туловище как бы оседает. Ваша цель — достичь такого состояния, при котором тело вот-вот рухнет на землю в бессилии. Как только это состояние будет достигнуто, вновь проделайте упражнение. Повторяйте так несколько раз.

Притча про стакан

В начале урока профессор поднял стакан с небольшим количеством воды. Он держал этот стакан, пока все студенты не обратили на него внимание, а затем спросил: «Сколько, по-вашему, весит этот стакан?»

- «50 грамм!», «100 грамм!», «125 грамм!» - предполагали студенты.

- «Я и сам не знаю, - продолжил профессор, - чтобы узнать это, нужно его взвесить. Но вопрос в другом: что будет, если я подержу так стакан в течение нескольких минут?»

- «Ничего», - ответили студенты.

- «Хорошо. А что будет, если я подержу этот стакан в течение часа?» - снова спросил профессор.

- «У вас заболит рука», - ответил один из студентов.

- «Так. А что будет, если я, таким образом, продержу стакан целый день?»

- «Ваша рука окаменеет, вы почувствуете сильное напряжение в мышцах, и вам даже может парализовать руку, и придется отправить в вас больницу», - сказал студент под всеобщий смех аудитории.

- «Очень хорошо, - невозмутимо продолжал профессор, - однако изменился ли вес стакана в течение этого времени?»

- «Нет, - был ответ. - Тогда откуда появилась боль в плече и напряжение в мышцах?»

Студенты были удивлены и обескуражены.

- «Что мне нужно сделать, чтобы избавиться от боли?» - спросил профессор.

- «Опустить стакан», - последовал ответ из аудитории.

- «Вот, - воскликнул профессор, - точно так же происходит и с жизненными проблемами и неудачами».

Будете держать их в голове несколько минут - это нормально. Будете думать о них много времени, начнете испытывать боль. А если будет продолжать думать об этом долгое, продолжительное время, то это начнет парализовать вас, т.е. вы не сможете ничем другим заниматься. Важно обдумать ситуацию и сделать выводы, но еще важнее отпустить эти проблемы от себя в конце каждого дня, перед тем как вы идете спать. И таким образом, вы без напряжения каждое утро сможете просыпаться свежими бодрыми и готовыми справиться с новыми жизненными ситуациями. Опустите стакан!

Рефлексия «Покажи пальцем» 

Упражнение выполняется в кругу. Для начала всем участникам предлагается поднять вверх руку с вытянутым указательным пальцем. Затем психолог  называет какое-либо свойство и предлагает воспитателям опустить руку, показав пальцем на того, кто, с точки зрения каждого из них, обладает сегодня данным свойством:

·        Покажите самого активного сегодня;

·        Кто сегодня особенно веселил группу;

·        Самого сонного;

·        Того, кто сегодня помог вам;

·        Того, кого вы хотели бы узнать поближе;

·        С кем хотели подружиться.

Спасибо вам большое, что пришли на тренинг, надеюсь, что он не пройдет бесследно в вашей жизни, надеюсь, что что-то вам пригодится и над чем-то вы задумались, и будете работать в этом направлении. Желаю вам успехов, творческих, профессиональных достижений. До свидания.

Список литературы:

  1. Ситникова Е. В. Тренинг для учителей-логопедов по профилактике эмоционального выгорания. Электронный источник: https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2018/01/27/trening-dlya-uchiteley-logopedov-po-profilaktike-emotsionalnogo 
  2. Твердовская Т. Ю. Тренинг для педагогов на снятие эмоционального напряжения «Сбрось усталость!». Электронный источник: https://nsportal.ru/detskii-sad/korrektsionnaya-pedagogika/2019/10/24/trening-dlya-pedagogov-na-snyatie-emotsionalnogo
  3. Фролова И. Д. Причины стрессовых ситуаций в педагогической деятельности и пути их преодоления. Электронный источник: https://infourok.ru/prichini-stressovih-situaciy-v-pedagogicheskoy-deyatelnosti-i-puti-ih-preodoleniya-3537819.html 

D:\силуэт лошади.jpg

D:\силуэт лошади.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психодиагностическая работа педагога-психолога ОУ по выявлению сформированности компонентов профессиональной деятельности педагогов .

В данной работе собран диагностический инструментарий   способствующий выявлению сформированности компонентов  профессиональной деятельности педагогов, а так же диагностические методик...

Тренинг для педагогов "Профилактика синдрома эмоционального выгорания в профессиональной деятельности педагога"

Тренинг  "Профилактика синдрома эмоционального выгорания в профессиональной деятельности педагога" Задачи:- создание условий способствующих профилактике СЭВ;- передача психологических знаний...

Методическая разработка. Мини - сборник коллажей "ПЕДАГОГИ - ДЕТИ - РОДИТЕЛИ" (обзор профессиональной деятельности педагога - психолога)

В данном сборнике коллажей отражена работа педагога-психолога со всеми участниками образовательного процесса...

Встречи с психологом ДОО. Преодоление эмоционального напряжения педагогов ДОО.

Цель: создание условий для поддержания и стабилизации эмоционального  состояния членов коллектива ДОО.Задачи: - способствовать снятию усталости и эмоционального напряжения;- помочь участникам вст...

План профильных мероприятий реализации одной из задач профессиональной деятельности педагога-психолога по одному из объектов профессиональной деятельности «ребенок и детский коллектив», «семья».

Психологическая служба образования – интегральное явление, которое представляет собой единство четырех составляющих, или аспектов, научного, прикладного, практического и организационного. Каждый...

Встречи с психологом ДОО. Снятие эмоционального напряжения.

Мы уже не раз говорили о том, что такое стресс. И вы наверняка помните, что небольшой стресс иногда даже полезен, но если он становится хроническим и усиливается с каждым днем, вам необходимо вовремя ...