Картотека артикуляционной гимнастики для детей 3-4 лет
картотека (младшая группа)

Материал будет полезен для воспитателей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_art_gimnastiki_dlya_detey_3-4_let.docx23.54 КБ

Предварительный просмотр:

КАРТОТЕКА УПРАЖНЕНИЙ

 АРТИКУЛЯЦИОННОЙ ГИМНАСТИКИ ДЛЯ ДЕТЕЙ 3-4 ЛЕТ

«Дудочка»

Дети вытягивают губы вперед длинной трубочкой.

Упражнение вырабатывает движение губ вперед, укрепляет мышцы, способствует подвижности губ.

«Киска лакает молоко»

Дети открывают рот, губы в улыбке, и широким кончиком языка гладят небо, делая движение назад – вперед.

Упражнение развивает подвижность языка.

«Пыхтелка»

На щетку колючую очень похож

В клубочек свернувшийся маленький…(еж).

Дети произносят на активном выдохе слог «пых».

 Упражнение способствует укреплению губ и обучают равномерному выдоху.

«Зверек»

Словно рыженькая стрелка,

По деревьям скачет…(белка).

Поднимают верхнюю губу и опускают нижнюю, обнажая сомкнутые зубы, опускают губы обратно.

Упражнение развивает подвижность и укрепляет мышцы губ.

«Мишка вытягивает губы».

Не умеет песни петь,

Любит мед. Кто он? (Медведь).

Вытягивают вперед сомкнутые губы, удерживают их в таком положении 5-10 секунд и возвращают обратно.

Упражнение вырабатывает движение губ вперед, укрепляет мышцы губ вперед, укрепляет мышцы губ, развивает их подвижность.

«Зайчик»

Зубы сомкнуты. Верхнюю губу приподнимают, обнажая верхние резцы.

 Упражнение отрабатывает движение верхней губы вверх и вниз, развивает подвижность и укрепляет мышцы губ.

«Подуем на горячий чай»

Дети вытягивают губы вперед длинной трубочкой и дуют, стараясь, чтобы воздушная струя была ровной.

 Упражнение развивает у детей равномерный и продолжительный выдох.

«Очень вкусно»

Дети приоткрывают рот и облизывают язычком сначала верхнюю губу, потом нижнюю.

Упражнение развивает подвижность языка.

«Откусим пирожок»

Улыбнуться, приоткрыв рот, и покусывать язык.

Упражнение усиливает кровоснабжение мышц языка.

«Птенчик»

Открывают широко рот, язык спокойно лежит в ротовой полости. Удерживают рот в таком положении 5 – 10 секунд.

Упражнение учит детей спокойно открывать и закрывать рот, удерживать губы и язык в заданном положении.

«Пила»

Запилила пила,

Зажужжала, как пчела.

Губы округлены и слегка вытянуты вперед. Зубы сближены, но не соприкасаются. Широкий кончик языка поднят к альвеолам или передней части твердого неба и образует с ними щель. Произносят на ровном, продолжительном выдохе звук ж. Упражнение способствует равномерности и продолжительности выдоха.

«Топор»

Что за шум? Что за гром?

Я ударил топором.

Рот открыт, губы в улыбке. Широким кончиком языка постукивают о небо за верхними зубами, многократно и отчетливо произнося звук «д»

Упражнение развивает подвижность языка.

«Молоток»

Застучали молоточки,

Ударяют по гвоздочкам.

Рот открыт, губы в улыбке. Боковые края языка упираются в боковые верхние резцы. Барабанят напряженным широким кончиком языка по бугоркам за верхними зубами, произнося «т-т-т».

 Упражнение способствует подвижности языка.

«Погреем руки»

Дети приоткрывают рот, положив широкий передний край языка на верхнюю губу так, чтобы боковые края его были прижаты, чтобы посередине образовался небольшой желобок. Подставляют ко рту ладошки и плавно дуют на них.

 Упражнение учит выпускать длительную направленную воздушную струю.

«Рычание»

Дети приподнимают верхнюю губу, обнажая верхние зубы, и произносят звук р. Упражнение отрабатывает движение верхней губы вверх, развивает ее подвижность.

«Вой»

Вытягивают губы вперед трубочкой и произносят на продолжительном выдохе звук у. Упражнение способствует выработке равномерного продолжительного выдоха, укрепляет мышцы губ.

Артикуляционная гимнастика для укрепления мышц языка

1. Слегка улыбаются, приоткрывают рот и кладут широкий край языка на верхнюю губу. Держат язык в таком положении 3-5 секунд и убирают в рот.

2. Слегка улыбаются, приоткрывают рот и кладут широкий край языка на нижнюю губу. Держат язык в таком положении 3-5 секунд и убирают в рот.

3. Открывают рот. Широким языком облизывают верхнюю губу и убирают язык в глубь рта.

«Трубочка»

Дети вытягивают губы вперед трубочкой.

 Упражнение вырабатывает умение вытягивать губы вперед, укрепляет мышцы языка.

«Улыбка»

 Удерживают губы в улыбке, не показывая зубов.

 Упражнение вырабатывает умение удерживать губы в улыбке.

«Улыбка- трубочка»                                                                                               Чередуют положение губ.                                                                                              Упражнение развивает подвижность губ.

«Белка грызет орешки»

Двигают челюстями вправо – влево при закрытом и открытом рте.

 Упражнение стимулирует движения нижней челюсти.

«Орешек»

Язык поочередно упирают то в одну, то в другую щеку, задерживаясь в каждом положении на 3 – 5 секунд.

Упражнение развивает произвольные движения языка, укрепляет мускулатуру языка и щек.

«Чашечка»

Рот широко открыт. Передней и боковой края широкого языка подняты, но зубов не касаются.

Упражнение учит удерживать губы и язык в заданном положении.

«Конфетка»

Рот закрыт, напряженным языком упираются то в одну, то в другую щеку. Упражнение укрепляет мускулатуру языка и щек.

«Самовар»

Иван Иваныч Самовар                                                                                                                      (надувают обе щеки и удерживают в таком положении 3-5 сек)

Был пузатый самовар,

Трехведерный самовар.

В нем качался кипяток                                                                                                     (поочередно надувают правую и левую щеки как бы перегоняя воздух из одной щеки в другую)

Пыхтел паром кипяток,

Разъяренный кипяток,

Лился в чашку через кран                                                                                          (сжимают губы, надувают щеки, удерживают воздух 2 – 3 с и выпускают через губы. произнося «Пых!»)

Через дырку прямо в кран,

Прямо в чашку через кран

«Ветерок»

 Дети округляют губы, как для произнесения звука у, и спокойно выдыхают воздух на свою ладошку.

Упражнение для формирования ровного продолжительного выдоха.

«Индюк»

 Дети приоткрывают рот, кладут язык на верхнюю губу и производят движения кончиком языка по верхней губе вперед – назад, стараясь не отрывать язык от губы, как бы поглаживая ее. Темп движений постепенно убыстряется. Добавляется голос, пока не послышится «бл – бл». Обращать внимание на то, что кончик языка должен загибаться кверху.

Упражнение для обучения подъему языка и подвижности его кончика.

«Теленок пьет молоко»

Дети открывают рот, губы в улыбке. Широким передним краем облизывают верхнюю губу сверху вниз, а затем втягивают язык в рот до середины неба.

 Упражнение укрепляет мышцы языка, развивает его подвижность, способствует растяжке подъязычной связки.

«Теленок улыбается»

Дети улыбаются так, чтобы были видны передние верхние и нижние зубы. Удерживают губы в таком положении под счет от 1 до 5.

 Упражнение вырабатывает умение удерживать губы в улыбке, укрепляет мышцы губ и развивает их подвижность.

«Теленок вытягивает язычок»

Дети улыбаются, приоткрывают рот и широким языком стараются дотянуться до подбородка, затем убирают язык в рот.

 Упражнение повторяется 3-5 раз. Оно отрабатывает движение языка вниз, растягивает подъязычную связку, укрепляет мышцы языка.

«Иголочка»

Дети открывают рот, высовывая язык как можно дальше, напрягая его, стараясь делать узким, и удерживают в таком положении под счет от 1 до 5.

Упражнение учит делать язык узким и удерживать его в таком положении.

«Катушка»                                                                                                                         Дети улыбаются, открывают рот, кончик языка упирают в нижние зубы. Широкий язык «выкатывается» вперед и убирается в глубь рта.                                              Повторять 5-8 раз в спокойном темпе. Упражнение развивает подвижность языка и укрепляет его мускулатуру.

«Хобот»

Дети открывают рот, вытягивают губы и язык вперед, загнув вверх боковые края языка.

Упражнение отрабатывает движение губ вперед и развивает подвижность губ и языка.

«Любопытный язычок»

Дети слегка приоткрывают рот, кладут язык на нижнюю губу и производят им движение вперед – назад. Затем язык убирают в рот.

 Выполняют 5-8 раз. Упражнение укрепляет мышцы языка и развивает его подвижность.

«Язык здоровается с верхней губой».

Дети, слегка улыбнувшись, приоткрывают рот и кладут широкий край языка на верхнюю губу, держат его в таком положении 3-5 с и убирают в рот.

 Нужно обратить внимание на то, чтобы двигался только язык, а нижняя губа «не помогала» ему. Упражнение отрабатывает движение языка вверх, укрепляет его мышцы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека артикуляционной гимнастики для детей дошкольного возраста 3 - 7лет

Совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата...

Картотека артикуляционной гимнастики для детей 5-6 лет

Картотека расчитана на возраст 5-6 лет.  Большая помощь в работе, при отсутствии в детском саду логопеда.  материал был взят на следующем сайте:http://kladraz.ru/blogs/saida-rashidovna-cypla...

Методическая разработка: Картотека артикуляционной гимнастики для детей дошкольного возраста

В картотеки представлена артикуляционная гимнастика в стихотворной форме...

Картотека Артикуляционной гимнастики для детей 3-4 лет

Материал будет полезен для воспитателей...

Картотека артикуляционной гимнастики для детей младшего возраста

Артикуляционная гимнастика для детей должна проводиться логопедом, воспитателями, родителями несколько раз в день. В итоге вырабатываются полноценные движения артикуляционных органов, необхо...