НОД по ИЗО "Развиваем чувство ритма"
план-конспект занятия

Шелопова Ольга Сергеевна

НОД по ИЗО "Развиваем ритм"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_po_izo._razvivaem_ritm.docx17.94 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия

на тему: «Развитие чувства ритма на занятиях по изобразительной деятельности» (старшая группа)

Задачи:

 

1.    Учить детей: рисовать  узоры, чередуя элементы в заданном ритме; соотносить ритмический рисунок с движениями и с ритмическими звуками.

2.    Развивать психические процессы: внимание, память, мышление; общую и мелкую моторику. Упражнять: в рисовании тычком; в умении выкладывать ритмический узор из геометрических фигур.

3.    Воспитывать:   отзывчивость,   желание   оказывать   помощь, навыки сотрудничества со сверстниками и педагогом.

 

Оборудование:

фартуки и ленточки для волос (по одному на каждого ребёнка); часы; аудиозапись: «биения сердца» для пальчиковой игры «Рисование»; парные карточки с изображением ритмических узоров; карточки с изображением ритмических узоров - 3 шт. и 1 - с хаотично расположенным ритмическим рисунком; д/и «Выложи узор» - 6 шт.; кастрюли - 7 шт.; ложки - 14 шт.; образцы; тычки, подставки, салфетки, бумажные тарелки, баночки с водой

 

Ход занятия

 

1.  Вводная часть

 

Дети с воспитателем входят в группу. На столах расставлена посуда, украшенная разнообразными узорами.

Воспитатель: Ребята, мы сегодня пришли в мастерскую, а мастерская это не простая. Здесь расписывают посуду. Посмотрите, нас встречает мастер-художник.

Мастер: Здравствуйте, ребятушки, рад вас видеть в своей мастерской. Посмотрите, сколько посуды я украсил - расписал. Много узоров я знаю, хочу и новым научиться. Вот мои друзья - художники и пригласили меня в гости: свои узоры показать, да на другие посмотреть. Только не могу я поехать - много работы, видите, сколько тарелок не украшено. Вот были бы у меня помощники, они бы меня выручили - тарелочки расписали бы.

Воспитатель: Ребята, давайте выручим мастера; станем его помощниками.

Мастер: Вот спасибо, тогда своим помощникам я раздам фартуки, чтобы не испачкались, и, повязки, чтобы волосы в работе не мешали. Совсем как у меня. (Воспитатель и мастер помогают детям надеть костюмы.)

Мастер: Молодцы, ребятушки, теперь я спокойно могу отправиться в гости. До встречи, я спешу.

Воспитатель: Подожди, мастер, а как же нам расписывать твои тарелочки.

Мастер: Как украсить тарелочки вам подскажут ваши добрые сердечки.

 

2.  Основная часть

Беседа воспитателя с детьми

Воспитатель: да, ребята, задал нам задачку мастер. Присаживайтесь на ковёр.

- Что это, мастер, сказал про ваши сердечки?

-   Где у нас находится сердце? (слева)

-   Положите руку на сердце, послушаем, как оно бьётся (звучит аудиозапись биения сердца).

-   Сердце бьётся в определённом порядке что будет, если этот порядок нарушится? (человек заболеет)

-   У меня есть часы, послушаем, как они тикают. Что будет, если они станут тикать не правильно? (часы сломаются)

-   Подумайте, а во временах года есть свой порядок. Назовите времена года по порядку! (ответы детей)

-   Может этот порядок измениться? Почему? (ответы детей)

-   Мы с вами выяснили, что в природе, в человеческом организме есть свой порядок, и он измениться не может.

-   Такой порядок называется ритм.

Воспитатель: Вставайте, подойдите к мольберту. Поиграем в игру «4-й лишний».

Инструкция: Внимательно посмотрите на узоры. Какой из них лишний? Почему? (ответы детей)

 Воспитатель: Выходите на ковёр. У меня есть карточки с ритмическими узорами, они парные.

Дидактическая игра «Парные картинки»  

Инструкция: Посмотрите на карточки и встаньте парами.

Воспитатель: У каждой пары на карточках нарисован свой ритм. Подойдите к столу, поиграем в игру «Выложи узор» 

 Инструкция: Выложите свой узор на кувшинах с помощью разноцветных кругов.

Чтобы ваши пальчики были ловкими, поиграем в игру «Пальчики» (аудиозапись)

(Ладони детей расположены на поверхности стола, пальцы раздвинуты. Поочередно, одноименными пальцами обеих рук они отстукивают ритм песни.)

Инструкция: Выполняйте задание.

Проверка: сравнение карточек с получившимися узорами.

Воспитатель: Подойдите к мольберту. Ритм можно не только рисовать и выкладывать, но его можно и отстукивать. В этом нам помогут кастрюли и ложки (раздаются кастрюли и ложки). Присаживайтесь на ковёр. Поиграем в игру: «Музыкальные инструменты» 

 Инструкция: Красный цветок заменим ударом - ложку о ложку, а синий цветок - хлопком по кастрюле. Проиграем узор (воспитатель указкой дирижирует, дети играют на посуде). 

Воспитатель: Ритмический узор можно показать в движениях. Вставайте полу- кругом возле мольберта, поиграем в подвижную игру «Танцевальные узоры».

 

Инструкция: красный цветок заменим хлопком в ладоши, синий - притопом (под аудиозапись дети выполняют движения, воспитатель указкой показывает их на узоре).

 Воспитатель: Много мы играли, пора за работу приниматься. Подойдите к мольберту; посмотрите на тарелочки с узорами, их оставил мастер. (см. Рис. 11). Как вы думаете, чем нарисованы цветы? (тычками

  

Подойдите к столу и проверьте всё, что понадобиться вам для работы (дети проверяют рабочие места). А готовы ли ваши пальчики к работе? Встаньте в круг друг за другом. Поиграем в игру «Рисование» (пальчиковая гимнастика с элементами массажа).

(Дети стоят в кругу, друг за другом. Они выполняют движения по тексту пальцами на спинах друг у друга)

Мы кружок нарисовали        (круговые движения указательными пальцами обеих рук)

Наши пальчики устали         (встряхивание кистями рук в воздухе)

Мы немного отдохнём

И рисовать начнём.

 

Мы черту нарисовали          (движения указательными пальцами сверху вниз)

Наши пальчики устали         (встряхивание кистями рук в воздухе)

Мы немного отдохнём

И рисовать начнём.

 

Мы волну нарисовали          (указательными пальцами «рисуем» волну)

Наши пальчики устали         (встряхивание кистями рук в воздухе)

Мы немного отдохнём

И рисовать начнём.

 

Точки мы нарисовали           (постукивание кончиками пальцев обеих рук)

Наши пальчики устали          (встряхивание кистями рук в воздухе)

Мы немного отдохнём

И рисовать начнём.

 

3.        Выполнение работы

Инструкция: Ещё раз рассмотрите образцы и украсьте края тарелок ритмическими узорами. Вспомните, что обязательно нужно проверить?

 

 

4.        Итог

 

В группу входит мастер.

 Мастер: Вот спасибо, помощники, выручили меня. Какие красивые тарелочки получились. Да узоры то ритмические

 

Воспитатель: Да, мастер, мы не только рисовать ритмические узоры научились, но и можем эти узоры станцевать и простучать на ложках и кастрюлях.

Мастер: Очень интересно. А мне покажите? (Дети показывают мастерство)

Воспитатель: Вот и всё, мастер, ребятам пора уходить, Попрощаемся (дети прощаются).

Мастер: До свидания, ребята, приходите ещё, а ленточки и фартучки оставьте себе, таким умельцам они ещё не раз пригодятся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект по развитию чувства ритма у старших дошкольников: «В ритме музыки».

laquo;Нельзя петь ритмично, если не умеешь ритмично дышать и говорить». Э. Жак – Далькроз....

Интерактивная музыкально-дидактическая игра на развите чувства ритма "Весенние ритмы"

Интерактивная музыкально-дидактическая игра на развите чувства ритма "Весенние ритмы" для старших дошкольниковРитмослоги:Задание для детей:1.Прохлопай и произнеси ритмослогами ритмические ка...

«Занимательный ритм» Дидактические игры для развития чувства ритма у детей дошкольного возраста.

Теме «музыкальный ритм» посвящено много научно-исследовательских работ. Эта тема всегда была актуальна и в прошлом, и в настоящее время. Она волновала не только теоретиков, изучающих приро...

Ритм. Ритмические схемы. Развитие чувства ритма

Отстукивание ритма помогает развить слуховое внимание, ритм неречевых звуков, что является шагом к развитию фонематического восприятия.  Речь обладает ритмом. Чередование ритма речи должно б...

Памятка родителям, которые хотят развивать у детей чувство ритма. Игры, развивающие чувство ритма.

Памятка родителям, которые хотят развивать у детей чувство ритма.Игры, развивающие чувство ритма:«Научи матрешку танцевать»;«Сыграй попевку»;«Раз, два, три, ну – ка...