«Инновационные технологии в развитии креативных способностей дошкольников в разных видах деятельности»
консультация
Конкультация для педагогов
Инновационные технологии - это система методов, способов обучения, воспитательных средств, направленных на достижение позитивного результата за счет динамических изменений в личностном развитии ребёнка в современных социокультурных условиях.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
innovatsionnye_tehnologii_v_razvitii_tvorcheskih_sposobnostey_doshkolnikov.docx | 31.7 КБ |
innovatsionnye_tehnologii.pdf | 2.74 МБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение |
«Гимназия г.Троицка» |
КОНСУЛЬТАЦИЯ
для воспитателей
на тему:
«Инновационные технологии в развитии креативных способностей дошкольников в разных видах деятельности»
воспитатели:
Милькович Н.А.
Федотова Е.В.
г.Москва г.Троицк
27.09.2022
Одним из важнейших факторов развития креативности детей является создание условий, способствующих формированию их творческих способностей. Первым шагом к успешному развитию креативности является раннее физическое развитие малыша: раннее плавание, гимнастика, раннее ползание и хождение. Затем раннее чтение, счет, раннее знакомство с различными инструментами и материалами.
Вторым важным условием развития креативности ребенка является создание обстановки, опережающей развитие детей. Необходимо, насколько это возможно заранее окружить ребенка такой средой и такой системой отношений, которые стимулировали бы его самую разнообразную творческую деятельность и исподволь развивали бы в нем именно то, что в соответствующий момент способно наиболее эффективно развиваться. Например, еще задолго до обучения чтению годовалому ребенку можно купить кубики с буквами, повесить азбуку на стене и во время игр называть ребенку буквы. Это способствует раннему овладению чтением.
Третье, чрезвычайно важное, условие эффективного развития креативности вытекает из самого характера творческого процесса, который требует максимального напряжения сил. Дело в том, что способность развиваться тем успешнее, чем чаще в своей деятельности человек добирается «до потолка» своих возможностей и постепенно поднимает этот потолок все выше и выше. Такое условие максимального напряжения сил легче всего достигается, когда ребенок уже ползает, но еще не умеет говорить. Процесс познания мира в это время идет очень интенсивно, но воспользоваться опытом взрослых малыш не может, так как объяснить такому маленькому еще ничего нельзя. Поэтому в этот период малыш вынужден больше, чем когда-либо, заниматься творчеством, решать множество совершенно новых для него задач самостоятельно и без предварительного обучения (если, разумеется взрослые позволяют ему это делать, они решают их за него). У ребенка закатился далеко под диван мяч. Родители не должны спешить достать ему эту игрушку из-под дивана, если ребенок может решить эту задачу сам.
Четвертое условие успешного развития креативности заключается в предоставлении ребенку большой свободы в выборе деятельности, в чередовании дел, в продолжительности занятий одним каким-либо делом, в выборе способов и т.д. Тогда желание ребенка, его интерес, эмоциональный подъём послужат надежной, гарантией того, что уже большее напряжение ума не приведет к переутомлению, и пойдет ребенку на пользу.
Но предоставление ребенку такой свободы не исключает, а, наоборот, предполагает ненавязчивую, умную, доброжелательную помощь взрослых – это и есть пятое условие успешного развития креативности. Самое главное здесь – не превращать свободу во вседозволенность, а помощь в подсказку. К сожалению, подсказка – распространенный среди родителей способ «помощи» детям, но она только вредит делу. Нельзя делать что-либо за ребенка, если он может сделать сам. Нельзя думать за него, когда он сам может додуматься.
Давно известно, что для творчества необходимо комфортная психологическая обстановка и наличие свободного времени, поэтому шестое условие успешного развития творческих способностей – тёплая дружелюбная атмосфера в семье и детском коллективе. Взрослые должны создать безопасную психологическую базу для возвращения ребенка из творческого поиска и собственных открытий. Важно постоянно стимулировать ребенка к творчеству проявлять сочувствие к его неудачам, терпеливо относиться даже к странным идеям несвойственным в реальной жизни. Нужно исключить из обихода замечания и осуждения.
Но создание благоприятных условий недостаточно для воспитания ребенка с высоким творческим потенциалом, хотя некоторые западные психологи и сейчас считают, что творчество изначально присуще ребенку и, что надо только не мешать ему свободно самовыражаться. Но практика показывает, что такого невмешательства мало: не все дети могут открыть дорогу к созиданию, и надолго сохранить творческую активность. Оказывается, (и педагогическая практика доказывает это), если подобрать соответствующие методы обучения, то даже дошкольники, не теряя своеобразия творчества, создают произведения более высокого уровня, чем их необученные самовыражающиеся сверстники. Не случайно сейчас так популярны детские кружки и студии, музыкальные школы и школы искусств. Конечно, ведется еще много споров о том, чему же и как учить детей, но тот факт, что учить надо не вызывает сомнений.
Воспитание креативных способностей у детей будет эффективным лишь в том случае, если оно будет представлять собой целенаправленный процесс, в ходе которого будет решаться ряд частных педагогических задач, направленных на достижение конечной цели.
На современном этапе развития креативных способностей у дошкольника в ДОУ применяют инновационные технологии.
Инновационные технологии - это система методов, способов обучения, воспитательных средств, направленных на достижение позитивного результата за счет динамических изменений в личностном развитии ребёнка в современных социокультурных условиях.
К новым образовательным технологиям мы относим:
- Пространство детской реализации (ПДР)
- Образовательное событие
- Утренний и вечерний круг
- Развивающий диалог
- Технология позитивной социализации
- «Ровесничество» — технология создания детского сообщества
Пространство детской реализации (ПДР)
Обеспечивает развитие личности, поддержку ее индивидуальности, уникальности, неповторимости, предоставляет свободу способов самореализации, открывает путь самостоятельного творческого поиска.
Работа над созданием ПДР:
- Поддержка и развитие детской инициативы, помощь в осознании и формулировке идеи, реализации замысла
- Предоставление свободы выбора способов самореализации, поддержка самостоятельного творческого поиска
- Личностно-ориентированное взаимодействие, поддержка индивидуальности, признание
- уникальности, неповторимости каждого ребенка
- Уважительное отношение к результатам детского труда и творчества
- Создание условий для представления (предъявления, презентации) своих достижений социальному окружению
- Помощь в осознании пользы, признании значимости полученного результата для окружающих
Основные элементы создания ПДР
- Центры активности
- Проектная деятельность
ПРОЕКТЫ
- Творческие
- Исследовательские
- Нормативны
Нормативные проекты предполагают, что дети сами создают систему правил и норм поведения в группе, детском саду. Они определяют, как себя вести в умывальной комнате, раздевалке и пр. Такие проекты направлены на решение воспитательных задач, но реализовываются детьми.
Образовательное событие
Событие — это захватывающая, достаточно длительная (от нескольких дней до нескольких недель) игра, где участвуют все, и дети, и воспитатели. Причем взрослые и дети в игре абсолютно наравне, а «руководят» всем дети.
Утренний и вечерний круг
Структура утреннего круга
Вводная часть: Приветствие (создание положительного эмоционального фона, атмосферы сотрудничества)
Основная часть:
- Обмен информацией о прошедших м предстоящих событиях
- Презентация материалов для центров активности
- Обсуждение совместных планов, проблем, правил
- Обсуждение мировых и научных проблем (развивающий диалог)
Заключительная часть: Выбор и планирование предстоящей деятельности (новое образовательное событие)
Структура вечернего круга
Вводная часть: Коммуникативная игра
Основная часть: Установка на беседу
- Что сегодня мы сделали по теме?
- Что больше всего удалось?
- Что сегодня было интересно?
- Кому с кем было интересно и комфортно общаться (играть, трудиться, работать в центрах активности)?
- Было ли что-то такое, что вас огорчило?
- Что ты получил от этого дня?
- Чтобы вы хотели изменить?
- За что ты можешь похвалить воспитателя?
- За что ты можешь похвалить себя?
Заключительная часть: Ваши пожелания на завтрашний день (группе, друг другу)
Задачи педагога при подготовке утреннего круга
- ПЛАНИРОВАНИЕ
- ИНФОРМИРОВАНИЕ
- ПРОБЛЕМНАЯ СИТУАЦИЯ
- РАЗВИВАЮЩИЙ ДИАЛОГ
- ДЕТСКОЕ СООБЩЕСТВО
- НАВЫКИ ОБЩЕНИЯ
- РАВНОПРАВИЕ И ИНИЦИАТИВА
Задачи педагога при подготовке вечернего круга
- РЕФЛЕКСИЯ
- ОБСУЖДЕНИЕ ПРОБЛЕМ
- РАЗВИВАЮЩИЙ ДИАЛОГ
- ДЕТСКОЕ СООБЩЕСТВО
- НАВЫКИ ОБЩЕНИЯ
Развивающий диалог
Вести дискуссию в формате развивающего диалога – это значит направлять дискуссию недирективными методами, стараться задавать открытые вопросы, не давать прямых объяснений и готовых ответов, а подводить детей к тому, чтобы они рассуждали и «сами» пришли к правильному ответу.
Технология позитивной социализации
Позитивная социализация — это умение ребенка взаимодействовать с окружающими людьми, выстраивать свое поведение и деятельность, учитывая потребности и интересы других.
Цель позитивной социализации — освоение дошкольниками первоначальных представлений социального характера и включение их в систему социальных отношений общества.
Элементы позитивной социализации:
- эмоциональное благополучие ребенка;
- положительное отношение к окружающим людям;
- коммуникативная компетентность дошкольника;
- развитие социальных навыков детей.
«Ровесничество» технология создания детского сообщества
Ровесническое образование – практика, направленная на развитие детского обучающегося сообщества у дошкольников.
В детском саду нужно создать такую социокультурную среду для взаимодействия детей, в которой строятся коллективные, ровеснические отношения, чтобы каждый дошкольник мог полно и разносторонне реализовать свои способности и стремления.
Решение этих задач достигается грамотной организацией педагогического процесса воспитателями и состоит в налаживании игровых и деловых контактов детей, выявлении образовательного потенциала детской общности, основанного на развитии:
- парных взаимодействий детей (от 3-5 лет) – принятие сверстника, развитие дружеских отношений и умения работать с ним в паре;
- групповых взаимодействий (от 5-7 лет) – способность работать в команде со сверстниками в количестве 6 человек, высказывать своё мнение и принимать другую точку зрения;
- межгрупповых взаимодействий детей (6-7 лет) – способность решать исследовательские задачи, учить сверстника, ставить образовательные задачи.
Развитию креативных способностей детей уделяется много внимания во всех видах деятельности в рамках ДОО
- Игровая (включая сюжетно-ролевую игру, игру с правилами и другие виды деятельности)
- Коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками)
- Познавательно-исследовательская (исследование объектов окружающего мира и экспериментирование с ними)
- Конструирование из различного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал
- Изобразительная деятельность (рисование, лепка, аппликация)
- Музыкальная (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение, музыкально-ритмические движение, игра на детских музыкальных инструментах)
- Двигательная (овладение основными движениями)
- Театрализованная
- Трудовая деятельность, включая ручной труд
Этому уделяется большое внимание в программах воспитания в детском саду. Говоря о проблеме развития творческих способностей детей, можно с уверенностью сказать, что их эффективное развитие возможно лишь при совместных усилиях как со стороны педагогов, так и со стороны семьи. Поэтому активными участниками педагогического процесса являются родители.
Но поскольку большую часть времени ребенок проводит в детском саду, то образовательная среда дошкольного учреждения должна быть организована таким образом, чтобы создавать благоприятные условия для формирования креативных способностей дошкольников, воспитателям необходимо помнить, что для них значимо мнение взрослых, поэтому стимулируйте его на действие, не забывайте хвалить, давайте волю детской фантазии.
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для воспитателей ДОО «Инновационные технологии в развитии креативных способностей дошкольников в разных видах деятельности»
Консультация «Инновационные технологии в развитии креативных способностей дошкольников в разных видах деятельности» знакомит педагогов с понятиями "инновации", "креатив", раскрывает принципы и содержа...
Инновационные технологии в развитии креативных способностей дошкольников в разных видах деятельности в рамках ФГОС ДО
Одной из основных задач детского сада - создать такую развивающую среду, в которой каждый ребенок мог проявить свои способности, раскрыть творческий потенциал при организации различных видов деятельно...
«Инновационные технологии в развитии креативных способностей дошкольников в разных видах деятельности»
Инновация - ни что иное, как создание и последующие внедрение принципиально нового компонента, вследствие чего происходят качественные изменения развевающей среды....
«Инновационные технологии в развитии креативных способностей дошкольников в разных видах деятельности»
Инновация - ни что иное, как создание и последующие внедрение принципиально нового компонента, вследствие чего происходят качественные изменения развевающей среды.Технология – это совокупность п...
Инновационные технологии в развитии креативных способностей дошкольников в разных видах деятельности в рамках ФГОС ДО
На современном этапе развития креативных способностей у дошкольника в ДО применяют инновационные технологии...
«Инновационные технологии в развитии креативных способностей дошкольников в разных видах деятельности»
laquo;Инновационные технологии в развитии креативных способностей дошкольников в разных видах деятельности»...
«Инновационные технологии в развитии креативных способностей дошкольников в разных видах деятельности»
Консультация для воспитателей...