Конспект непосредственно-образовательной деятельности по нравственно-патриотическому воспитанию "Матрёшка" Воспитатель Архипова Наталия Владимировна
план-конспект занятия (средняя группа)

Архипова Наталия Владимировна

Конспект образовательной деятельности для детей средней группы по ознакомлению с русской народной игрушкой - матрёшкой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл matreshka.docx35.6 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД по нравственно-патриотическому воспитанию

 «Матрёшка»

Знакомство с русской народной игрушкой матрешкой (средняя группа)

Воспитатель Архипова Наталия Владимировна

Цель: Формировать эмоциональную отзывчивость на восприятие деревянной матрешки, как символ русского народного искусства.

Воспитательные задачи: Учить проявлять доброту, отзывчивость, чувство национальной гордости; закрепить правила изготовления плоскостной игрушки – матрёшки; расширять знания детей о народной культуре.

Развивающие задачи: Развивать наблюдательность, зрительную память, воображение, познавательную и творческую активность детей; интерес детей к народному творчеству.

Обучающие задачи: Обучать детей видам народной игрушки (история создания, особенности внешнего вида и декора, исходный материал и способ изготовления, наиболее известные промыслы – семеновская, полхов – майдановская). Закрепить представления о русских народных промыслах, об изготовлении народной игрушки из дерева. Воспитывать эстетический вкус.

Интеграция образовательных областей: Познавательное развитие ; Художественно-эстетическое развитие ; Социально-коммуникативное развитие ; Речевое развитие.

Предварительная работа: Знакомство с разными видами народно декоративно – прикладного искусства. Игра в посещение музея матрешек. Рассматривание, обследование и сравнение матрешек. Дидактические игры с  матрешками. Чтение и заучивание произведений устного народного творчества (потешки, загадки, слушание музыкальных фольклорных композиций, просмотр презентации  «Как изготовляют матрёшек».

Словарная работа: пополнить словарный запас детей новыми словами:   токарь, мастер, художник, заготовка.

Методические приёмы: Художественное слово, сюрпризные моменты, взаимодействие со сказочными персонажами, игры.

Оборудование: Деревянная игрушка матрешка, картинки с изображением разных матрешек, силуэт матрешки, гуашь, кисточки. Игровые карточки «Собери матрёшку из двух половинок». Слайды с изображением матрёшек. Листы белой бумаги одного размера и формата для составления коллективного альбома, гуашевые краски, тонкие кисточки, банки с водой, палитры, салфетки бумажные и матерчатые, обложка для коллективного альбома «Деревянная игрушка», шаблоны матрешки

Ход непосредственно-образовательной деятельности 

Дети сидят на стульчиках. Входит бабушка Арина.

бабушка Арина: Здравствуйте, гости дорогие! Милости прошу! Садитесь поудобнее, начнем разговор. Поговорить я с вами хочу сегодня о добре. Кто объяснит, что такое добро? 

(В ходе беседы делается вывод: самое главное добро, без которого не может прожить ни один человек на свете, - это добрые дела, доброта, забота о людях, любовь к ним.)

бабушка Арина: Ребята, а я сегодня к вам пришла не с пустыми руками. (Показывает красивый сундук). Сундук этот подарила мне моя матушка. Дарила и слова такие говорила: «Вот тебе, дочка, сундук добра, мне его моя матушка, бабушка твоя, оставила. Береги его – он полон добра. Я сберегла и теперь тебе наказываю – береги!» Вот я и берегу! Старенький сундук, уж 200 лет ему, а может и больше. Как вы думаете, детки, что в нем? (Предположения детей.) А хотите заглянуть? Но прежде отгадайте загадку.

Загадка.

Красные щёчки,

Пёстрые платочки,

Хлопают в ладошки

Весёлые (матрёшки). (слайд № 1)

(Несколько детей вместе с бабушкой Ариной открывают сундук.)

бабушка Арина: Ой, да здесь матрешки, да какие красивые!  Для чего этих матрешек сделали? Чтобы деткам играть, развлекаться, ума набираться.

Физкультминутка. Веселые матрешки (слайд № 2)

Мы веселые матрешки, (хлопают в ладоши)

Ладушки, ладушки (повороты туловища направо, налево).

На ногах у нас сапожки,

Ладушки, ладушки (руки перед собой, выставить левую ногу вперед на пятку, покачать носком слева направо, то же с правой ноги).

В сарафанах наших пестрых,

Ладушки, ладушки. (повороты туловища направо, налево) .

Мы похожи словно сестры,

Ладушки, ладушки (два хлопка слева и справа). Повторить 2–3 раза.

(Дети присели на свои места)

бабушка Арина: В Подмосковье есть город Сергиев Посад. (слад № 3) Вот там и смастерили первую матрешку. Мастер сделал из дерева разбирающуюся куклу – получилась розовощекая девочка, с льняными волосами, в простой крестьянской одежде, в платке с цветами. Правой рукой она прижимала черного петуха. Назвали ее Матрешкой. (слайд № 4). В этом же городе есть старинный музей игрушки.

Демонстрируются образцы деревянной игрушки, выполненной в характерной для Сергиева Посада манере («барыня», гусар» из трехгранной чурки).

(слайд №5)

бабушка Арина: Мастера-резчики вырезали фигурки людей из деревянных чурок. (слайд № 6) А брали для этого березу, липу и осину. (слайд № 7) Затем другие мастера – «красили» - покрывали игрушки разноцветными красками. (слайд № 8) Так появились на свет гусары с подзорными трубами и саблями, важные дамы.  Игра «Матрёшечка - матрёшка» 

Ну, ребятки не зевайте

А в кружочек все вставайте.

Хотите поиграть немножко?

Нарядитесь тогда вы матрёшкой.

Из детей выбирают 3-х матрёшек. Им на головах завязывают платочки.

Они приседают в центре круга, который образуют другие дети. Дети идут по кругу и поют песню «Матрёшка» на мотив русской народной песни «Колпачок»:

Эх, матрёшечка, матрёшка

Аленький платочек

Сарафан в цветочек.

Мы тебя кормили,

Мы тебя поили.

На ноги поставили

Танцевать заставили.

(говорком) Танцуй сколько хочешь,

Выбирай кого захочешь.

бабушка Арина: Ребята, что вы видите на моём столе? (Матрёшек.)

-Скажите, какие они по росту? (Разные.)

-Чем ещё отличаются матрёшки друг от друга?

(Дети рассматривают матрёшек и описывают их внешний вид).

-Дети, что можно сказать про эту матрёшку? (Показ самой большой матрёшки).

Игра «Расставь матрешек по порядку» (слайд № 8)

-Из чего сделал её мастер?

-Какими красками разрисовал платок, сарафан, передник, какими узорами украсил?

-Зачем люди покупают матрёшек? (Ответы детей).

-Молодцы, дети, матрёшки очень рады, как вы о них говорите.

-А кто знает стихи про матрёшек?

Игра «Найди двух одинаковых матрешек» (слайд № 9)

(Чтение стихов).

  1. Алый, шёлковый платочек,

Яркий сарафан в цветочек,

Упирается рука в деревянные бока.

А внутри секреты есть:

Может три, а может шесть.

Разрумянилась немножко-

Наша русская матрёшка.

  1. Вот красавицы матрёшки

Разноцветные одёжки.

Раз – Матрёна, два – Малаша,

Мила – три, четыре – Маша,

Маргарита – это пять

Их не трудно сосчитать.

 ( танец матрёшек)

бабушка Арина: Ребята, предлагаю поиграть в игру «Собери матрёшек из двух частей» (слайд № 10). Дети собирают пять матрешек из двух частей. (Макет матрешки делится пополам, хорошо, если они будет примерно в одной цветовой гамме).Молодцы! Все правильно справились с заданием. А сейчас, дорогие ребята, На минутку закройте глаза. Позабудьте заботы, усталость, Ведь начнутся сейчас чудеса!

бабушка Арина: Мы с вами очутились в художественной мастерской. (слайд 11). Ребята, вы хотите стать мастерами-художниками? Давайте распишем фартук матрешки (раздает силуэты).

Физкультминутка.

Прежде, чем рисовать

Нужно пальчики размять.

Указательный и средний,

Безымянный и последний

Поздоровались с большим.

А теперь потрем ладошки

Друг о друга мы немножко.

Кулачки разжали – сжали,

Кулачки разжали – сжали.

Вот и пальчики размяли.

А сейчас мастера

За работу всем пора.

Мастера, скорей за дело

Украшай матрешек смело

Выбирай любой узор,

Чтобы радовал он взор.

(Дети расписывают фартуки матрёшки) .

По окончанию творческой деятельности дети вместе с бабушкой Ариной и создают альбом «Матрешки» и выставляют на выставку для просмотра.

бабушкой Арина: только заботливый, радостный, приветливый человек может сделать игрушку доброй. И бабушка Арина прощается с детьми.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект организованной образовательной деятельности по нравственно-патриотическому воспитанию в подготовительной к школе группе по теме: «Они сражались за Родину».

Занятие посвящено подвигу молодых курсантов Урюпинског училища, которые обороняли город Кропоткин и мосты через реку Кубань в годы Великой отечественной войны....

Конспект организационной образовательной деятельности по нравственно-патриотическому воспитанию для воспитанников

Задачи:Образовательные.1.Формировать у детей представление о значении герба, геральдической символики.2. Систематизировать представления детей о семейных ценностях.3. Формировать навыки позн...

Конспект организованной образовательной деятельности по нравственно – патриотическому воспитанию Тема: «Я и моя семья» в средней группе

Цель: Формировать у детей представление о семье как о людях, которые живут вместе, любят друг друга, заботятся друг о друге.Задачи:Образовательные:Продолжать уточнять, расширять знания и пр...

Конспект непрерывной образовательной деятельности по нравственно-патриотическому воспитанию «Символы Дня Победы» (для детей подготовительной группы)

Конспект непрерывной образовательной деятельности по нравственно-патриотическому воспитанию «Символы Дня Победы»...

Конспект непрерывной образовательной деятельности по нравственно-патриотическому воспитанию «Символы Дня Победы»

Конспект непрерывной образовательной деятельности по нравственно-патриотическому воспитанию «Символы Дня Победы» (для детей подготовительной группы)...

Конспект интегрированной образовательной деятельности по нравственно-патриотическому воспитанию на тему «Мой любимый город» в средней группе

Цель: Закрепить знания о родном городе; воспитание у детей чувства любви к малой Родине, родному городу.Задачи:образовательные:- закрепить знания детей о родном городе.- расширять с детьми информ...

Конспект организованной образовательной деятельности по нравственно-патриотическому воспитанию в подготовительной группе "Наша Родина Россия"

Закрепить понятия   о глобусе и  символике  России, активизировать словарь по теме, развивать связную речь. Формировать у детей чувство патриотизма, дать представление, что такое Р...