КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ «ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ ДЕДА МОРОЗА» ДЛЯ ДЕТЕЙ СРЕДНЕЙ ГРУППЫ
план-конспект занятия (средняя группа)
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ
«ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ ДЕДА МОРОЗА»
ДЛЯ ДЕТЕЙ СРЕДНЕЙ ГРУППЫ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt.docx | 36.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Аттестационное задание № 2.34
«Разработка конспекта, сценария в соответствии с выбранной технологией»
Выполнил:
Кругляк Марина Сергеевна
(ФИО)
воспитатель
(должность)
МБДОУ «Детский сад №10 «Снежинка»
(место работы)
Пояснительная записка
В настоящее время актуальность развития коммуникативных способностей дошкольников не вызывает сомнений и приобретает первостепенное значение, как один из основных показателей уровня развития умственных способностей ребенка.
Изучив современные механизмы воспитания творческой личности и проанализировав возможности повышения уровня развития речи и познавательной активности детей, я пришла к выводу, что необходимо использовать в традиционной технологии воспитания и обучения инновационные технологии, которые предполагают получение знаний не в готовом виде от педагога, а самостоятельный поиск ответов на вопросы.
Именно поэтому я остановилась на применении технологии ТРИЗ (теория решения изобретательских задач), методы и приёмы которой направлены на развитие мышления, воображения, творческих способностей и речи дошкольников.
Цель ТРИЗ - научить детей мыслить системно, с пониманием происходящих процессов, дать в руки воспитателям инструмент по конкретному практическому воспитанию у детей качеств творческой личности, способной понимать единство и противоречие окружающего мира, решать свои маленькие, но такие важные для ребенка, проблемы.
ТРИЗ для дошкольников – это система коллективных игр, занятий, призванная не изменять основную программу, а максимально увеличивать ее эффективность, она позволяет снять психологические барьеры, убрать боязнь перед новым, неизвестным, сформировать восприятие жизненных и учебных проблем не как непреодолимых препятствий, а как очередных задач, которые следует решить.
Таким образом, ТРИЗ даёт детям возможность проявить свою индивидуальность, учит нестандартно мыслить и высказывать свои мысли, развивая речь.
Конспект непосредственно-образовательной деятельности по речевому развитию «Академия наук» в подготовительной группе
Цель: развитие познавательной активности детей
Задачи:
Социально-коммуникативное развитие - формировать готовность к взаимодействию со сверстниками и взрослыми (уметь договариваться, обращаться с просьбой) в группах; закреплять умение оценивать свои и чужие действия, воспитывать внимательное отношение к окружающим, бережное отношение к природным объектам; делать простейшие выводы, умозаключения, отстаивать свою точку зрения.
Познавательное развитие – развивать любознательность и познавательную мотивацию (опытно-экспериментальная деятельность «Очистка воды»); формировать представления о свойствах воды и системе ее очистки. способность самостоятельно устанавливать причинно-следственные связи;
Речевое развитие – обогащать активный словарь (фильтр, водоканал, лаборатория, профессор, паспорт, академия); развивать связную, грамматически правильную диалогическую и монологическую речь,
Физическое развитие – соблюдение двигательного режима (частая смена деятельности).
Предпосылки УУД (универсальные учебные действия): продолжать формировать умение слушать, выполнять по заданному образцу и правилу, умение оценивать свои и чужие действия.
Материалы и оборудование: паспорта, печати, телевизор, накидки или халаты, подушки, гидрогель, карточки с изображением снежинок и капелек, кувшин, емкости, фильтры с песком и углем, ткань, ватные диски, воронки, карточки с изображением признаков (17 штук), игровое поле «Карусель», объекты для проведения игры «Карусель» (бутылка с водой, чашка, нарукавник, …), картинки – солнце, туча, речка, капельки, магнитный планшет.
Предварительная работа: изучение анализаторов, признаков объектов, работа по проекту «Академия наук», игра «Карусель», объяснение принципов ММЧ (метод маленьких человечков)
Игровые упражнения:
метод «Мозговой штурм», метод «Хорошо - плохо», игра «Маленькие человечки»; игра «Карусель», игровое упражнение «Какая бывает вода?», «Что может делать вода?»; опыт «Очистка воды» (Приложение 1)
Структура НОД
1.Вводная часть
- Мотивационный этап
- Выбор секретаря
- Постановка задачи.
2.Основная часть
- Метод «Мозговой штурм»
- Какая бывает вода
- Что может делать вода
- Метод «Хорошо-плохо»
- ММЧ-физминутка
- Проведение опыта
- Игра «карусель»
3.Заключительная часть
- Подведение итогов
- Рефлексия
- Ребята, я опять приглашаю вас в удивительную страну, которая называется Академия Наук! Для того, чтобы пропасть в академию, необходимо пройти паспортный контроль. Для этого нужно выбрать секретаря, который его проведет. Ребята, попробуйте договориться между собой, кто из вас сможет выполнить роль секретаря
- Ребята, если у нас не получается договориться, давайте попробуем выбрать секретаря с помощью считалки – кто из вас знает считалку?
(ребенок с помощью считалки выбирает секретаря)
- Здорово, (имя ребенка) сегодня будет секретарем, это очень ответственная роль! Займи, пожалуйста, свое место
- Ребята, перед началом работы в Академии наук вы предъявляете паспорт секретарю и оставляете его на хранение
(секретарь садится за стол, дети проходят через контроль, оставляют паспорта на столе)
- Прошу всех надеть спецодежду
(стойки с накидками или халатами)
- Мои юные академики, вы готовы!? Давайте подойдем к экрану
(встаем около телевизора)
- В нашу Академию пришло видео письмо, посмотрим?
(включаем ТВ) на экране профессор
- Здравствуйте, коллеги! К нам обратились из Урайского водоканала. Лаборант в отпуске, а система очистки воды неожиданно дала сбой. Просят помощи у нашей лаборатории. В благодарность за помощь я передаю вам секретные шарики, а в чем их секрет, вы узнаете, когда выполните все сегодняшние задания!
(с экрана передает кувшин с мутной водой и шарики гидрогеля, воспитатель достает из-под накидки данные объекты)
- Ребята, что нас попросил сделать профессор? Какой объект он нам передал в благодарность за работу? Что это за волшебные шарики? Что с ними нужно сделать?
(ответы детей – гидрогель, нужно залить водой)
- (Имя ребенка) открой, пожалуйста, пакет и насыпь их в миску, (Имя ребенка), залей, пожалуйста, водой! (закрываем салфеткой)
- Секрет шариков мы узнаем после выполнения всех заданий профессора.
- Как вы думаете, с помощью чего можно произвести очистку воды?
(варианты ответов - фильтр, кипячение, бумага, специальные средства)
- Для того, чтобы выполнить задание профессора, нужно много знать о том, с чем мы имеем дело!
- Внимание, первое задание - называем те объекты, которые, по вашему мнению, как- либо связаны с водой
(метод «мозговой штурм» - снег, лед, стакан, чайник, рот……)
- Молодцы! Какие объекты мы называли?
(ответ - связанные с водой)
- Теперь мы вспомним, какая может быть вода
(варианты ответов - холодная, горячая, кипящая, газированная, речная, колодезная, морская, пресная, соленая…)
- А какая вода по признаку действия? Что она может делать?
(варианты ответов - бежит, журчит, льется, замерзает, капает, набирается, перетекает…)
- Ребята, вы молодцы! Давайте возьмем подушки, положим на ковер и присядем на них.
(садимся на подушки)
- Мы с вами вспомнили объекты, связанные с водой, сказали какая бывает вода, что она делает, а давайте подумаем, вода — это хорошо или плохо? Постарайтесь давать полный ответ – вода - это хорошо, потому что…
(Называем все, что считаем полезным и вредным; варианты ответов - наводнения, цунами, катание на коньках, ни один живой организм не может без воды, …)
- Сейчас предлагаю вам немного отдохнуть и поиграть в игру «Маленькие человечки», предлагаю вам превратиться в капельки. Давайте вспомним правила.
Если называю слово, которое обозначает жидкое состояние воды, например, река, то мы держимся за руки, изображая волну, стоим вместе, но неплотно;
Если называю слово, которое обозначает твердое состояние воды, например, лед, то мы встаем плотно, держимся под руки и не шевелимся;
Если называю слово, которое обозначает газообразное состояние воды, например, пар, то мы не держимся за руки, а медленно двигаемся по ковру без определенного направления
Сказка-физминутка
Маленькие капельки жили в речке, наступила зима и они превратились в лед, но время проходит быстро и наступила весна, пригрело солнышко и лед растаял, побежала речка к морю, чем ближе она была к югу, тем больше светило солнышко и капельки начали испаряться и встретились уже в облаке, собралось их много-много и пошел дождь, а наши капельки попали в долгожданное море.
(Все сели на ковер, закрыли глаза, включается запись шум прибоя)
- Капельки, вы отдохнули, ребята, возвращаемся в лабораторию, нам пора выполнить задание профессора. Что нам нужно сделать? (ответы детей) Делимся на команды, для этого возьмите любую карточку и встаньте к столу, на котором стоит рамка с таким же изображением
(вниз изображением лежат карточки – капельки и снежинки, дети берут карточки и становятся к столам)
- Командам достается задание – нужно очистить воду с помощью разных видов фильтров, у вас есть стаканы с неочищенной водой, пустые емкости, воронки и разные виды фильтров
У команды «Снежинки» - ватный диск, мешочек с песком
У команды «Капельки» - ткань, мешочек с углем
После проведения опыта определитесь, кто из вашей команды расскажет о результатах и сделает вывод. Можете приступить к работе.
(Дети пропускают воду через фильтры, которые достались их команде, сравнивают полученные результаты. делают выводы)
- Спасибо, ребята, мы передадим результаты ваших опытов профессору.
- Предлагаю вам немного поиграть в «Карусель», а пока вы раскладываете признаки, наши гости выберут объекты (гостям даем коробку, в которой лежат различные объекты, как-либо связанные с водой, дети пока раскладывают признаки по кружкам. После игры дети складывают признаки в лоток, сворачивают игровое поле.)
- Мне кажется пришло время посмотреть, во что превратились наши волшебные шарики
(смотрим, дети делают выводы, что они впитали воду и увеличились в объеме)
- Завтра мы посмотрим, насколько еще увеличатся наши шарики.
- А сейчас я предлагаю вам вспомнить, какие задания были сегодня в нашей Академии Наук
(дети называют – очистка воды, назвать какая вода, что может делать, вода – это хорошо или плохо, игра ММЧ, «Карусель» …)
- Ребята, какие задания вам понравились на сегодняшнем занятии? А какие были сложными? Посмотрите на магнитный планшет – на нем есть веселое облако, печальная туча и спокойная речка, возьмите по одной капельке и прикрепите их к объектам, похожим на вас по настроению.
(дети берут с подноса картинки с изображением капельки и прикрепляют к магнитному планшету около тучки, облака или речки)
- Вы большие молодцы, выполнили все сегодняшние задания, побывали в лаборатории «Умникус», будем ждать новых интересных и познавательных встреч в нашей «Академии наук», а сейчас прошу всех снять спецодежду и пройти паспортный контроль!
(Дети снимают халаты, секретарь садится на место и штампует паспорта, выдает их при выходе)
Приложение 1
Метод «мозговой штурм»
предполагает постановку изобретательской задачи и нахождения способов ее решения с помощью перебора ресурсов, выбор идеального решения.
Метод Мозгового Штурма я использую на занятии для активизации мыслительных операций, развития ассоциативных связей, как групповое и индивидуальное обсуждение разнообразных проблемных ситуаций.
Основные правила:
1) исключение всякой критики;
2) поощрение самых невероятных идей;
3) большое количество ответов, предложений;
4) чужие идеи можно улучшать.
Игра «Хорошо - плохо» (метод противоречия)
универсальный приём ТРИЗ, направленный на активизацию мыслительной деятельности, формирующий представление о том, как устроено противоречие. Формирует умение находить положительные и отрицательные стороны в любом объекте, ситуации; умение разрешать противоречия; умение оценивать объект, ситуацию с разных сторон.
ММЧ (метод маленьких человечков).
Суть методики в том, что дети представляют себе маленьких человечков, которые живут, действуют в окружающих предметах и явлениях. Игра в маленьких человечков позволяет представить фазовые переходы веществ, моделировать строение веществ и процессы, происходящие в них, способствует развитию логического мышления, внимания, наблюдательности, сообразительности, позволяет делать умозаключения.
Игра «Карусель»
Представляет собой круглое игровое поле, в центре которого находится выбранный объект, по всему периметру круга распределены картинки с изображениями обозначений признаков объектов (влажность, цвет, форма, вес, время, расстояние, количество, материал, размер, действие, запах, вкус, звук, температура, место, рельеф и части). Дети идут вокруг поля, один из детей, не участвующий в описании объекта, говорит «Стоп» и каждый ребенок берет карточку, напротив которой он остановился, и описывает объект по заданному признаку.
Данная игра позволяет закрепить изучение признаков объекта, обогащает словарный запас и развивает связную речь.
Приложение 3.
Приложение 3
Список источников.
1. Альтшуллер Г.С. Методика изобретательского творчества. - Миск, 1970. - 24 с.
2. Альтшуллер Г.С. Найти идею: Введение в ТРИЗ - теорию решения изобретательных задач / Генрих Альтшуллер. - М., 2007. - 400 с.
3. Викентьев И.Л., Каиков И.К. Лестница идей: Основы теории решения изобретательных задач (ТРИЗ) в примерах и задачах. - М., 1992. - 104 с.
4. Гин А.А. Приемы педагогической техники: Свобода выбора. Открытость. Деятельность. Обратная связь. Идеальность. - М.: Вита-Пресс, 1999. - 112 с.
5. Т.А.Сидорчук, «Методы формирования навыков мышления, воображения и речи дошкольников». Учебное пособие для педагогов ДОО, 2015г. – 248 с.
6. Т.А.Сидорчук, «Я познаю мир». Методический комплекс по освоению детьми способов познания, 2015г. – 136 с.
7. Т.А. Сидорчук, Н.Ю.Прокофьева «Технологии развития интеллекта дошкольников», 2015г. – 96 с.
8. Т.А. Сидорчук, И. Я. Гуткович «Формирование системного мышления дошкольников», 2015г. – 80с.
9. Сидорчук Т.А., Байрамова Э.Э. «Технологии развития связной речи дошкольников», 2015г. – 96 с.
10. Т. В. Владимирова «Шаг в неизвестность» Формирование способов естественно — научного познания у детей дошкольного возраста. 2015г. – 144 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ «ДЕНЬ РОЖДЕНИЕ ДЕДА МОРОЗА» ДЛЯ ДЕТЕЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ
Цель: дать представления детям о новогодних традициях. Задачи: 1. Познакомить детей с обычаями и традициями встречи Нового года в разных странах, с Днем Рождения Деда Мороза.2. Расширять кругозор...
Тематический день в детском саду «ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ ДЕДА МОРОЗА» для детей среднего дошкольного возраста
18 ноября отмечается День рождение Деда Мороза. Чем занять детей в этот день, как отметить день рождение самого известного Дедушки? Предлагаю вам разработку тематического дня....
ЗАНЯТИЯ «ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ ДЕДА МОРОЗА» ДЛЯ ДЕТЕЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ
Цель: дать представления детям о новогодних традициях.Задачи:1. Познакомить детей с обычаями и традициями встречи Нового года в разных странах, с Днем Рождения Деда Мороза.2. Расширять кругозор и обог...
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ «ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ ДЕДА МОРОЗА» ДЛЯ ДЕТЕЙ РАЗНОВОЗРАСТНОЙ ГРУППЫ
Цель: дать представления детям о новогодних традициях. Задачи: 1. Познакомить детей с обычаями и традициями встречи Нового года в разных странах, с Днем Рождения Деда Мороза.2. Расширять кругозор...
Конспект занятия «День рождения Деда Мороза» для детей подготовительной группы
Познакомить детей с праздником День рождение Деда Мороза, историей возникновения и традициями праздника. ...
Конспект на тему: «День рождения Деда Мороза» для детей старшей группы
Конспект на тему: «День рождения Деда Мороза»для детей старшей группы...
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ «ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ ДЕДА МОРОЗА» ДЛЯ ДЕТЕЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ Воспитатель: Литвинова А.В.
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ «ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ ДЕДА МОРОЗА»ДЛЯ ДЕТЕЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ Воспитатель: Литвинова А.В. Цель: дать представления детям о новогодних традициях....