картотека дидактических игр по изодеятельности
картотека

Сергеева Алевтина Анатольевна

картотека игр по изодеятельности для дошкольников

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_igr_po_izodeyatelnosti.docx232.87 КБ

Предварительный просмотр:

https://montessori-russia.ru/files/uploads/_wert.jpg

Игра «Волшебные краски»

Цель: познакомить детей с особенностями смешения цветов.

Материалы: цветные карточки, карточки «+», «-», «=».

Ход: демонстрируется пример, составленный из карточек: красный+синий=фиолетовый; зеленый+красный=коричневый.

Дети решают их с помощью красок на бумаге.

Игра «Аквариум»

Цель: разучить названия цветов.

Материал: рыбки из картона различных цветов, карточки – аквариумы с контурными рисунками рыбок соответствующих цветов.

Ход: по инструкции педагога дети подбирают рыбок к контурам в аквариуме.

Игра «Матрешка»

Цель: закрепить знания об основных стилях русской росписи.

Ход: на доске изображения матрешек. Дети по очереди примеряют на них свой вариант расписного сарафана.

Игра «Уточка и утята»

Цель: совершенствовать навыки ориентирования в пространстве.

Материалы: картонные уточка и утята, изображение пруда.

Ход: перед детьми ставится задача проложить путь уточки к утятам, а затем к пруду.

Игра «Зимние забавы»

Цель: закрепить знания о зиме.

Материалы: изображение зимнего пейзажа, шаблоны зимней одежды и обуви, предметы зимних игр.

Ход: с помощью зимнего пейзажа педагог актуализирует знания о зиме. Детям предлагается выбрать из шаблонов предметы, связанные с зимой и зимними играми: валенки, рукавички, шапки, санки, коньки, хоккейные клюшки.

Игра «День и ночь»

Цель: сформировать представление о контрастных цветах; закрепить знания о суточном цикле.

Материалы: шаблон круга, гуашь, кисти.

Ход: педагог актуализирует знания о дневном и ночном времени суток, задает вопросы о том, в какое время светит солнце, а в какое – луна. По команде воспитателя «день» или «ночь» дети изображают активную дневную деятельность или ночной сон. По инструкции педагога воспитанники обводят шаблон, делят круг пополам вертикальной линией и из одной половины изображается солнце, а из другой – месяц.

Игра «Что бывает красного цвета?»

Дидактическая задача. Закреплять знание названий цветов; учить детей отбирать предметы красного цвета среди предметов разных форм и цветов.

Игровая задача. Помочь кукле Кате подобрать предметы.

Игровые правила. Подбирать предметы под цвет бантика куклы.

Ход игры

Воспитатель раскладывает по краю стола предметы разного цвета (овощи, посуду, карандаши и др.). В гости к детям приходит кукла Катя. Она хочет подобрать к своему красному бантику такие же по цвету предметы. Дети подходят по одному и называют предмет и его цвет: красный помидор, красный карандаш и т.д. При правильном ответе кукла Катя одобрительно кивает головой, и ребенок кладет предмет в ее сумочку; если ответ неверный, то Катя отворачивается.

Игра «Такие разные платочки»

Дидактическая задача. Закреплять умение детей рисовать прямые линии в разных направлениях.

Игровая задача. Украсить платочки для Андрюши и Сережи.

Игровые правила. Не перепутать подарки.

Ход игры

Воспитатель рассказывает, что знакомый художник решил нарисовать двух своих друзей, Сережу и Андрюшу (показывает рисунок). У них красивая одежда — яркая, цветная, но у художника рано кончились краски, и он не смог разрисовать платочки, которые видны из кармашков приятелей. Художник просит ребят раскрасить платочки Сережи и Андрюши. Воспитатель дает детям листы («платочки»), и они разрисовывают их: Андрюша любит платочки в полоску, а Сережа — в клеточку. После того как дети нарисуют платочки, они должны не перепутать: Андрюша — мальчик в красной куртке, Сережа — в синей. Дети берут готовые «платочки» и дарят их приятелям (в полоску—Андрюше, в клеточку —Сереже).

Игра «Собери капельки в стакан»

Дидактическая задача: научить разбираться в цветах и их оттенках; учить соотносить предметы по цвету.

Материалы и оборудование:  стаканчики и картинки разноцветных капель.

Ход игры: педагог обращается к детям:

— Я положу в этот стаканчик капельку синего цвета. Давайте наполним стакан. Добавьте свои капельки такого же цвета.

У каждого ребенка должен быть набор из капелек всех нужных цветов.

Игра «Колобок»

Дидактическая задача. Закреплять умение детей скатывать из комочка пластилина шар и полоску; развивать умение видеть красоту цвета на фоне разных объектов.

Игровая задача. Слепить друзей для колобка.

Игровые правила. Вылепить колобка и дорожку одного цвета.

Ход игры

Воспитатель. Ребята, вы помните сказку «Колобок»? Жили-бы- ли дед и баба. Испекла как-то баба колобок и оставила студиться на окне, а колобок-то и убежал... (Лепит колобок из большого комка путем отщипывания.)

Я — колобок, колобок,

Колобок — румяный бок,

На сметане мешен

Да в масле пряжен.

Покатился колобок

Вдоль оврагов и дорог.

(Под веселую музыку колобок катится по столу и поет.)

Я от дедушки ушел,

Я от бабушки ушел.

Воспитатель приглашает колобка в гости к ребятам. Колобок соглашается, но хочет поиграть в прятки. Колобок прячется за предметами. Дети должны «отыскать» колобка и сказать, где он спрятался, назвав цвет предмета (за зеленой елкой, за синим забором, за красным гаражом и т.д.)

Колобок выходит из-за своего укрытия и просит у детей слепить ему друзей. Дети лепят колобков из цветного пластилина, выбирая цвет по желанию. Теперь колобкам надо катиться по дорожкам. Где самые удобные дорожки? Дети лепят дорожки для колобков (полоски). Дорожки должны быть под цвет колобка. Колобки побежали по дорожкам. (Дети ставят колобков, каждого на свою полоску, и любуются колобками и дорожками одного цвета.) Бежали они, бежали и прибежали к реке, и тогда решили они отправиться в путешествие.

Воспитатель ставит колобков на вылепленную заранее большую лодку, и разноцветные колобки «плывут» по реке. (Дети любуются колобками разных цветов, собранными вместе.)

Игра «Узнай и дорисуй»

Дидактическая задача: развивать у детей чувство симметрии; учить точно передавать форму предмета, штриховать.

Материалы и оборудованиесделать карточки, на которых нарисованы только половинки различных предметов: цветок, солнышко, листочек и т.д.

Ход игры: детям предлагается дорисовать недостающую часть предмета, а потом заштриховать рисунок.  

Игра «Овощи на тарелке»

Дидактическая задача. Закреплять знания о цветах, умение подбирать предметы другого цвета.

Игровая задача. Вылепить тарелочки под угощение.

Игровые правила. Лепить так, чтобы цвета угощения и тарелочки не совпадали.

Ход игры

Воспитатель приносит корзину с урожаем (зеленые яблоки, красные ягодки из пластилина, которые дети лепили накануне) и хочет угостить ребят. Появляется ежик (игрушка), он тоже ждет угощения. Воспитатель не может найти тарелки. Ежик огорчается, воспитатель спрашивает у детей, как выйти из такого положения. Дети решают вылепить тарелочки и лепят их из шара путем сплющивания его. Ежик просит детей сделать тарелочки не такого цвета, каким будет угощение (например, красная ягодка —синяя тарелка).

Воспитатель предлагает сначала угостить гостя. Дети подходят к ежику и предлагают угощение, описывая его: «зеленое яблочко на желтой тарелке», «красная ягодка на белой тарелке» и т.д. Если ребенок неправильно называет цвета, то ежик фыркает, а если правильно, то кивает головой.

Игра «Дорисуй картинку»

Дидактическая задача: развивать внимание, зрительное восприятие ребенка.

Материалы и оборудование: бумага; карандаши.

Ход игры: перед проведением игры совместно с детьми нарисовать предмет без одной важной детали (а именно, лицо без рта, домик без крыши, машинку без колёс и т.д.) На рисунке не должно быть множества мелких деталей. Попросить детей назвать, а затем изобразить недостающий элемент. Чтобы детям было легче справиться с заданием, постоянно задавайте наводящие вопросы. Игра заканчивается: раскрашиванием картинок; рассматриванием готовых работ. (Прокофьева А.Г. Развивающие игры для детей)

Игра «Красиво — некрасиво»

Дидактическая задача: учить выявлять нарушения в композиции рисунка, его цветовой гамме, формировать эстетический вкус.

Материалы и оборудование: разные картинки.

Ход игры: дети должны определить, в какой цветовой гамме выполнен каждый рисунок, а затем найти и назвать предмет, который разукрашен в неподходящий цвет и нарушает общую композицию.

— Ребята, посмотрите на рисунок. Что вы здесь видите?

— Какой цвет преобладает? Какие цвета похожи на него?

— Какой предмет выделяется по цвету, кажется здесь лишним?

Такую игру можно проводить фронтально или разделить детей на группы.

Игра «Фигурки»

Дидактическая задача: учить ребенка различать цвета, развивать восприятие цвета и формы, развивать внимание.

Материалы и оборудование: треугольники, круги, квадраты, изготовленные цветного картона.

Ход игры: педагог демонстрирует ребятам как из этих фигур можно создавать разные предметы (а именно, снеговика из кружков, ёлочку из треугольников, пирамиду из квадратов, бусы из кружков и т.д.) Затем педагог просит детей собрать зеленую елочку, белого снеговика, красную пирамидку и т.д. Игра заканчивается:
созданием аппликаций этих фигур; собиранием фигур из деревянного конструктора. (Прокофьева А.Г. Развивающие игры для детей)

Игра «Собери картину»

Дидактическая задача: познакомить детей с видами русских народных игрушек: закреплять знания о выразительных средствах, применяемых в разных промыслах: упражнять в создании целой картины из разрезанных частей.

Материалы и оборудование :дымковская, филимоновская, городецкая игрушки; матрёшка; поднос; карточки с изображением этих игрушек, разрезанные на две части.

Ход игры: педагог демонстрирует детям игрушки, называет их, дает потрогать и посмотреть, интересуется, видели ли они такие игрушки. Напоминает, что матрёшки и конь-качалка есть в нашем детском саду. Далее педагог рассказывает, что принёс открытки с изображением этих игрушек, которые тоже хотела им продемонстрировать, но случайно выронила поднос, все рассыпалось и перепуталось. С расстроенным видом говорит, что теперь даже не знает, как быть. Внезапно оживлённо восклицает: «Дети, вы ж теперь знаете, как выглядят игрушки, и сможете мне помочь». Все бегут к столику, где стоит поднос с открытками, и собирают картинки. Педагог изумляется, как здорово у них получилось, хвалит детей и подсказывает наводящими вопросами, если требуется. Игра заканчивается: чтением русских народных потешек; слушанием русских народных детских песен и просмотром к ним клипов ( Трофимова М.В., Тарабарина Т. И. И учёба, и игра: изобразительное искусство)

Игра «Собери матрёшку»

Дидактическая задача: закрепить знания детей о народной игрушке – матрёшке; умение собирать матрёшку из частей по способу мозаики. Выделять элементы украшения. Воспитывать уважение и любовь к народному творчеству.

Игра «Дорисуй узор» 

Дидактическая задача: игра направлена на развитие внимания и памяти детей, развитие чувства симметрии с последующим разрисовыванием.

Материалы и оборудование: лист бумаги с нарисованным началом узора

Ход игры: детям нужно нарисовать узор дальше и раскрасить.

Игра «Найди друзей среди красок» 

Дидактическая задача: выявить уровень знаний детей в выборе краски, которая отвечает цвету предмета; выполнить рисунок в цвете

Материалы и оборудование: на листах бумаги нарисованы силуэты предметов.

Ход игры: педагог дает задание найти среди предметов «друзей» желтой, зеленой, синей, красной красок. Дети находят предметы, которые отвечают определенному цвету, раскрашивают их.

Игра «Составь натюрморт»

Дидактическая задача: совершенствовать композиционные навыки, умение создавать композицию на определенную тему (натюрморт), выделять главное, устанавливать связь, располагая изображение в пространстве.  

Материалы и оборудование: изображения разных овощей, фруктов, а также разных ваз, тарелок, блюд, корзинок.

Ход игры:  детям нужно выбрать предметы и создать свой натюрморт.

Игра «Закончи картинку»

Дидактическая задача: выявить уровень формирования восприятия и определения предмета за его частями, уметь его дорисовать; развивать фантазию, воображение.

Материалы и оборудование: картинки с частично нарисоваными предметы (зайка, елка.)

Ход игры: детям нужно узнать предмет, дорисовывать части, которых не хватает, и раскрасить.

Игра «Угадай-ка время года»

Дидактическая задача: закреплять знания детей о сезонных изменениях природы, о цветовой гамме, соответствующей временам года.

Материалы и оборудование: картины, присущие осени, лету, зиме, весне; кукла Незнайка.

Ход игры: педагог держит в руках Незнайку и говорит, что он пришел ко мне в гости и поведал, что забыл, какие есть времена года. Он просит, чтоб мы помогли ему вспомнить. Воспитатель спрашивает у детей какое сейчас время года, а как можно узнать то или иное время года. Затем выслушивает ответы, хвалит, если у них возникли затруднения, наводящими вопросами напоминает что характерно для каждого сезона. Незнайка говорит спасибо и уходит, а педагог приглашает детей поиграть в игру « Угадай-ка». Дети располагаются полукругом на паласе, а воспитатель показывает им картины и просит назвать изображенное время года. Игра заканчивается: рисованием любимого времени года;
выставкой детских работ в приёмной (Трофимова М.В., Тарабарина Т. И. И учёба, и игра: изобразительное искусство).

Игра «Необыкновенные рисунки»
Дидактическая задача: развивать воображение, фантазию и творческое восприятие ребенка.

Материалы и оборудование: манная крупа; тарелки по количеству детей.

Ход игры: воспитатель говорит: « Дети, на завтрак сегодня была манная каша. Она очень вкусная, полезная и её нужно обязательно кушать. А вы знаете, что манную кашу не только едят, но и при помощи неё создают необычные картины». Педагог приглашает желающих нарисовать такие картины. Дети садятся за стол, и воспитатель показывает, как можно рисовать на манке пальчиками солнце, дождик, круги, травку, причудливые узоры и т.д. Игра заканчивается: фотографированием полученных картин; помощью воспитателю в уборке.

 Игра «Воздушные шары»

Цель: Закрепление и уточнение названий основных цветов.

Игровой материал: круги- шары, полоски-ниточки…

Ход работы. Педагог выкладывает на стол шары круглой или овальной формы, просит ребёнка подобрать ниточку к шарику по цвету…Например: желтую ниточку к желтому шарику и т.д…

Игра "Создай портрет"

Цель: Познакомить детей с портретом, упражнять в составлении портрета из различных частей лица по своему желанию, учить верно ориентироваться в разных частях лица.

Материалы и оборудование: Несколько нарисованных портретов, разрезанных на три части (волосы, глаза и нос, рот); портреты известных художников для наглядности.

Ход игры: Педагог демонстрирует ребятам портреты и объясняет что такое портрет. Далее предлагает детям стать художниками, но не рисовать портреты, а создавать из разрезанных частей новые лица. Педагог напоминает, что части лица надо правильно располагать: волосы, глаза с носом, затем рот. Воспитатель хвалит детей, поощряет создавать новые портреты, рассказывает, что можно создать очень много разных портретов.

Игра «Клубочки»

Цель: Развивать у детей умение выполнять круговые движения при рисовании клубка в замкнутом круге с опорой на зрительный контроль и с закрытыми глазами.

Материал: картинка «Котенок с клубком». Листы бумаги. Карандаши.

Ход игры: педагог предлагает детям рассмотреть картинку, на которой котенок играет с клубком ниток. Затем предлагает детям собрать нитки в клубок и показывает, как собираются нитки в клубок, имитируя движениями карандаша наматывание ниток в клубок. Периодически педагог предлагает детям закрывать глаза и выполнять движения с закрытыми глазами.

Для того чтобы у детей проявлялся интерес к работе, можно дать им возможность нарисовать много клубков, устроить соревнование: кто больше клубков нарисует.

"

«Разложи и сосчитай матрешек»

Цель: закреплять знания о русской матрешке, развивать умения отличать этот вид творчества от других, развивать навыки порядкового счета, глазомер, скорость реакции.

Ход игры: на доске висят листочки с нарисованными силуэтами матрешек, вызываются три ребенка и они на скорость должны разложить матрешек по ячейкам и сосчитать их.

Игра «Цветные корзинки» 

Цель: Изучение цветов, развитие речевых навыков дошкольников, развитие наблюдательности, памяти.

 Ход игры: детям предлагается собрать в корзинки перепутанные предметы, ребенок тянет любую карточку, но положить ее он должен в корзинку того же цвета, при этом громко назвать цвет и предмет который он выбрал.

"Подбери чашки к блюдцам"

Цели: Учить детей различать цвета. Развивать мелкую моторику, внимание.

Материалы: наборное полотно, блюдца и чашка разных цветов.

Ход игры: В магазин сначала привезли блюдца. Продавцы расставили их по полкам. На верхнюю полку поставили вот такие блюдца ( показывает),называют…

На нижнюю – вот такие. Какого они цвета? Одинакового ли цвета блюдца на верхней полке и на нижней? ( Ответы детей ).

Потом привезли чашки. Давайте поможем продавцам подобрать к блюдцам нужные чашки. Они должны быть такого же цвета, как блюдца.

Воспитатель кладёт на стол картонные плоские чашки. Ребёнку он поручает подобрать чашки к блюдцам.

Одобряет действия ребёнка, который, посмотрев внимательно на блюдца, отбирает все нужные чашки. Спрашивает, какого они цвета. https://img2.freepng.ru/20180304/wrw/kisspng-child-graffiti-child-5a9b7f1cc25f82.9172347915201400607962.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

картотека дидактических игр по изодеятельности

«ПОДБЕРИ СЛОВО»  Цель: развивать умение подбирать нужные слова к картине     Материал: репродукция какой-либо картины.     Описание игры: Часто...

Картотека дидактических игр по изодеятельности для детей средней группы

В данной картотеке предоставлены игры по изобразительной деятельности, которые можно включать в планирование соместной  и самостоятельной деятельности с  детьми....

Картотека дидактических игр по изодеятельности в младшей группе

Картотека дидактических игр по изодеятельности  в младшей группе...

Картотека дидактических игр по изодеятельности

Картотека дидактических игр по изодеятельности...

КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ПО ИЗОДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ЖАНРАМ

Игры составлены по жанрам :пейзажа,портрета,сказочно-былинному,анималистическому,а также натюрмотру....

Картотека дидактических игр по изодеятельности для средней группы

Дидактическая игра «Волшебные цвета»Цель: в процессе игры развивать внимание и интерес детей к различным цветам и оттенкам, чувство радости при восприятии красоты природы.Материал: ка...