конспект ООД " Береза- символ Родины моей" старший дошкольный возраст
методическая разработка (старшая группа)

Семёнова Светлана Владимировна

позновательное развитие

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл bereza-_simvol_rodiny_moey.docx250.63 КБ

Предварительный просмотр:

Семенова Светлана Владимировна                                                             МБДОУ  «Детский сад №1 «Солнышко» г. Макарова»

Конспект

организованной образовательной деятельности.

Образовательная область «Познавательное развитие»

(формирование целостной картины мира, расширение кругозора)

«Берёза – символ Родины моей»

(старший дошкольный возраст)

        Выполнила:

Семенова Светлана Владимировна

воспитатель

МБДОУ «Детский сад №1 «Солнышко»

г. Макарова»

Макаров

2021

Организованной образовательной деятельности

«Берёза – символ Родины моей»

Цель: формирование  этнокультуры детей через образовательную деятельность экологического характера, эмоциональное впечатление о природе, любовь к  природе родного края.

Задачи:

 Обучающая:

Дать знания о символе славянского культа России – березе, познакомить детей с обычаями и обрядами, ритуалами, связанными с березой.

Углублять и систематизировать  знания детей о березе: особенностях её строения, произрастания и возможностях использования.

Учить детей отличать характерные признаки березы; прививать чувство любви к русской березе, как символу нашей Родины, уважения за дары, которые она дает человеку.

  Развивающая:

 Развивать мыслительные операции: анализа, синтеза, классификации и т. д, в процессе познания природной картины мира.

 Развивать коммуникативные навыки: действовать в команде, развивать умение отвечать полным предложением, доказывать своё мнение, составлять описательный рассказ своих действий, вступать в диалог, говорить по очереди, выслушивать мнения других, не перебивая, согласовывать свои действия.

Воспитательная:

Формирование гармонически развитой личности, усвоившей духовные ценности и традиции русского народа;

 способствовать всестороннему развитию творческих способностей детей средствами русского фольклора;

воспитывать у детей нравственные и эстетические чувства – любовь к природе, родному краю.

Методы и приёмы: поисково-исследовательские (наблюдение, беседы)

Методическое оборудование: два мольберта, кисточки краски карандаши, цветные атласные ленточки, сарафан, костюм для лесной волшебницы, плакат «Правила поведения в лесу», лукошко, загадки на берёзовых листочках, банка с берёзовым соком,предметные картинки для игр «Где спряталась берёзка?» и «Правила поведения в природе»

Предварительная работа: рассматривание листьев берёзы на прогулках, картин, иллюстраций, беседы о пользе березы, знакомство с народными промыслами "Изделия из бересты"; пение песен "Во поле береза стояла", "Береза моя, берёзонька" и прослушивание "Отчего так в России березы шумят" и другие; заучивание стихотворения А. Прокофьева "Люблю березку русскую", чтение художественной литературы: В. Рождественский "Березка", С. Воронин "Моя береза"; игры на прогулке:«Найди дерево по описанию», "К березе беги", "Не наступи"; наблюдения в природе  -Береза - белая подруга.

Место проведения:  берёзовая роща города Макарова

Ход образовательной деятельности:

Организационный момент: создание положительного настроя, активизация внимания.

Воспитатель (одет в костюм Хозяйки Берёзовой рощи): Здравствуйте, ребята, я Хозяйка Берёзовой рощи, рада, видеть вас в своих владениях и приглашаю вас в волшебное путешествие по своим лесным владениям. Вы хотите отправиться со мной?

    Актуализация опорныхЗУНов

Воспитатель: прежде чем вы сможете очутиться в моих владениях вы должны пойти проверку знаний правил поведения в природе.

Расскажите  мне, как нужно вести себя в лесу?  (ответы детей)

Давайте проверим ничего  вы не забыли.  У меня есть волшебные картинки, на нихзашифрованы правила поведения в лесу, вы должны догадаться, что за правила.

Дидактическая игра «Волшебные картинки»

http://rushkolnik.ru/tw_files/4788/d-4787907/4787907_html_m2dfd61e0.jpg

http://rushkolnik.ru/tw_files/4788/d-4787907/4787907_html_39167706.jpghttp://rushkolnik.ru/tw_files/4788/d-4787907/4787907_html_58098d2f.jpg

http://rushkolnik.ru/tw_files/4788/d-4787907/4787907_html_14efb33a.jpghttp://rushkolnik.ru/tw_files/4788/d-4787907/4787907_html_m13409f6e.jpg

Дети разгадывают волшебные картинки, закрепляя правила поведения в лесу.

Воспитатель: Молодцы! Все волшебные картинки  разгадали, а  я вам подарю красивое стихотворение о правилах поведения в лесу: ( читает стихотворение)

Приходите на поляну, взрослые и малыши,

Только дома не забудьте экологию души.

Приходите в лес лечиться,

Доброте в лесу учиться:

Зря цветов в лесу не рвать,

Зверей лесных оберегать.

Быть добрей, любить друг друга,

Не разорять гнездо пичуги,

Учиться слабому помочь,

От соблазнов бежать прочь.

Так и учитесь век от века

Быть настоящим человеком.

Воспитатель:Вы умеете вести себя в лесу, поэтому добро пожаловать в мои владения! Скажите, как называется мой лес (Берёзовая роща).

Воспитатель:Я расскажу вам хорошее стихотворение о берёзовой роще; его написала поэтесса Елена Доланчи  (читает стихотворение)

Как я люблю берёзовую рощу,

Тенистую прохладу, зелёную траву.

Берёза белоствольная, - как символ для России,

Создал же Бог такую красоту…

Всегда любуюсь я берёзой белою,

Берёзку вижу – мимо не пройду…

Люблю я ветви длинные и тонкие

Словно девичьи космы на ветру

Леса берёзовые белые шумят.

Какой покой и тишину они дарят…

Берёз в листву одетыми  - любуюсь красотой,

Люблю в снега укрытые и снежные зимой.

Воспитатель: Вам понравилось стихотворение? Как автор говорит о берёзовой роще? (ответы детей)

Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что эта не простая роща, а волшебная, мы с вами тоже станем немножко волшебниками и раскроем много секретов, которые хранят берёзки многие года и века.  

Воспитатель:

-  А теперь скажите-ка, какие  деревья есть в берёзовой роще? (берёзы)

- Что вы уже знаете о берёзе? (ответы детей)

Молодцы многое уже знаете! А вы знаете, что когда заходишь в лес,  то нужно поздороваться с моими берёзками? Как можно поздороваться с берёзками?  (ответы детей) Правильно,  молодцы! Давайте подойдём к берёзкам, поздороваемся, обнимем берёзки.

Воспитатель: Наше путешествие будет проходить по станциям, на каждой из которых, мы будем узнавать все больше и больше о берёзе. Итак, в путь!

Станция первая – «Берёза – символ России»

Воспитатель: Ребята, Как вы думаете, что такое Родина? ( Это место, где родился человек, это дом, улица, страна, город)
- У каждого жителя земли есть своя Родина. Это место, где родился человек.
- А вы знаете, как называется наша Родина? (Россия)   Да у нашей Родины очень нежное имя - Россия.
- Как вы думаете, когда жители Африки произносят слово Родина. Что они представляют? (пальмы, джунгли, животных жарких стран, палящее солнце, экзотические цветы)
- А что представляют себе жители Севера, когда вспоминают о своей Родине?(Снег, холодное море, животных Севера, северное сияние, полярную ночь, карликовую берёзу)
- А что представляете Вы когда говорят о России? (Матрёшку, луг с ромашками, колокольчики, берёзку, русские народные песни)
- Какое любимое дерево у Россиян? (берёза)
Как называют на Руси березку? (Белоствольная, кудрявая, девица-красавица, невестушка, русская красавица)
- Какое же дерево является символом России и почему? (Берёза. Это дерево встречается во всех уголках нашей Земли. Берёзу сравнивают с русской девушкой).
Она растет во всех уголках нашей необъятной Родины. Березу можно встретить даже в тех местах, которые кажутся непригодными для растений. Она неприхотлива к почве и вырастает даже на карнизах старых каменных домов. На юге встречаются березы огромные, как мачты, потому что там много солнца.

На Руси  с большим почтением относились к березе и даже  считали, что Береза- богиня всех богатств  на земле. Не зря ее называли - Берегиня.
У березки есть даже свой праздник – троицын день, который  существует издавна и  длится  (в начале  июня) 5  дней.На «Троицу» украшали дома и храмы березовыми ветками. Все эти дни   девушки  надевали самые нарядные одежды (примерно такие, как у меня: русский сарафан и кокошник) и шли в березовую рощу.  Они чествовали  березку, только что надевшую зеленый наряд; подарками ее оделяли. Девушки украшали ветки  лоскутками, лентами; подвешивали  сладости, водили хороводы, плели венки, пели песни   и веселый пир устраивали. Пойдемте и мы сегодня в гости к Березкам и нарядим её, повяжем ей красивые ленточки.
Игра «Завяжи ленточку на березке» (при этом нужно назвать пословицу о берёзе)
Дети  по одному подходят в березке, повязывают ленточку
Пословицы:
Сломать берёзу – секунда, вырастить – года.
Кто с берёзы кору снимает, тот  её убивает.
И у берёзки слёзки текут, когда с неё кору дерут
Берёзоньки, как девоньки, в сарафанчиках беленьких.
Береза ума дает (о розгах)
Не бывать ветке толще ствола.
Кривая берёза не удержит снега, плохой человек не сдержит слова

Воспитатель:  Люди всегда любили белоствольную красавицу-березку. Ее называли деревом счастья. Считали символом девичьей нежности и красоты. На «Троицу» украшали дома и храмы березовыми ветками.

Ну а нам пора двигаться дальше на следующую станцию она называется «Берёзка в поэзии»

Станция вторая «Берёзка в поэзии»

Воспитатель: Берёза – это любимица поэтов, много сказок, стихов, загадок есть про это удивительное дерево. А вы ,ребята, знаете стихотворения про это чудесное дерево (Да.)  Давайте прочитаем стихотворения нашим берёзкам.

Дети читают стихи:

Каждый день я вижу

Березку из окна,

И нет подружки ближе,

Милее, чем она!

(Т.Шорыгина)

  «БЕЛАЯ  БЕРЕЗА»

Белая береза под моим окном

Принакрылась снегом, точно серебром

На пушистых ветках снежною каймой

Распустились кисти белой бахромой

И стоит береза в сонной тишине

И горят снежинки в золотом огне.

А заря лениво, обходя кругом

Обсыпает ветки новым серебром.

            (С. Есенин)

Русь моя! Люблю твои березы!

С первых лет я с ними рос и жил.

Потому и набегают слезы

На глаза, отвыкшие от слез.

           (Н. Рубцов)

Чуть солнце пригрело откосы

И стало в лесу потеплей,

Береза зеленые косы

Развесила с тонких ветвей.

Вся в белое платье одета,

В сережках, в листве кружевной

Встречает горячее лето

Она на опушке лесной.

(В. Рождественский)

Люблю березку русскую

То светлую, то грустную

В белом сарафанчике

С платочками в карманчике.

С красивыми застежками

С зелеными сережками.

Люблю ее нарядную,

Родную, ненаглядную,

То ясную, кипучую,

То грустную, плакучую

     (А. Прокофьев)

Воспитатель:Молодцы, ребята, много красивых стихотворений вы рассказали берёзкам, я думаю, они им очень понравились. Давайте п А я для вас загадки приготовила. Вы любите разгадывать загадки? Вот моё лукошко с загадками (загадки написаны на берёзовых листочках)

Я соткано из зноя,
Несу тепло с собою,
Я реки согреваю,
«Купайтесь!»,-  приглашаю.
И любите за это
Вы все меня. Я - …(лето)

Ждет нас в гости друг зеленый,
Ждут березки, липы, клены,
Травы, птицы и цветы
Небывалой красоты.
Сосны, ели до небес,
Друг зеленый, это - …(лес).

Кто скажет, кто знает,
Какой лес бывает?
Внимание, внимание,
Слушайте задание!
Любит подберезовик
Лес, какой?
Дети (хором):  Березовый.

А теперь отгадайте,
Что за дерево такое:
Клейкие почки,
Зелёные листочки,
С белой корой,
Стоит под горой! (Берёза)

Воспитатель: Молодцы, ребята! Все загадки разгадали, пора дальше идти на следующую станцию, а называется она «берёзка в народном фольклоре»,  но сначала давайте немного передохнём  и  поиграем.

Динамическая пауза

Воспитатель: Ребята, представьте, что вы березки.

Выросли березки в поле. Хорошо расти на воле! (Потягивания – руки в стороны)

Каждое старается, к небу, к солнцу тянется. (Потягивания – руки вверх)

Вот подул веселый ветер, закачались тут же ветки, (Дети машут руками)

Даже толстые стволы наклонились до земли. (Руки на поясе, приседания)

Вправо-влево, взад-вперед – так деревья ветер гнет. (Наклоны вправо-влево)

Он их вертит, он их крутит. Да когда же отдых будет? (Вращение туловищем)

Ветер стих. Взошла луна. Наступила тишина. (Опускают руки через стороны)

Станция третья  «Берёзка в народном фольклоре»

Воспитатель:  Ребята, мы  пришли на стацию  «Берёзка в народном фольклоре». Кто знает, что такое фольклор? (ответы детей)  А какие  фольклорные жанры вы знаете?  (ответы детей)

Давайте и мы заведём  хоровод вокруг берёзок

Дети исполняют хоровод «Во поле берёзка стояла»

Хоровод «Во поле берёза стояла»  

 Дети стоят по кругу, держась за руки. У девочки в правой руке платочек.

  1. Во поле береза стояла,                        Дети идут по кругу

Во поле кудрявая стояла

Припев:

Люли, люли, стояла                                Останавливаются и топают ногой,

Люли, люли стояла.                                кружатся вокруг себя.

  1. Срежу я с березы три пруточка,      Идут в центр круга, поднимая

сцепленные руки.

Срежу я с березы три пруточка.       Отходят назад, опуская руки

Припев:

Люли, люли, три пруточка                        Повторяют движения припева

Люли, люли, три пруточка

  1. Сделаю из них три гудочка,                Девочки идут в середину круга,

                                                поднимая руку с платочком вверх.

Сделаю из них три гудочка                Отходят назад, опуская руку.

Припев:

Люли,люли, три гудочка,                        Повторяют движения припева.

Люли, люли, три гудочка.

  1. А четвертую – балалайку                  Мальчики идут в круг и топают

                                                ногой

А четвертую – балалайку.                Отходят назад и топают ногой.

Припев:

Люли, люли, балалайку,                        Повторяют движения припева.

Люли, люли, балалайку.

Воспитатель: Молодцы хорошо хоровод водили, а теперь давайте пойдём дальше на станцию «берёзка в быту»

Станция   четвёртая «Берёзка в быту»        

Воспитатель:        Ребята, скажите, а как люди используют берёзу для своего быта?  (ответы детей)

Правильно, молодцы! Действительно, очень широко применение берёзы. Давайте снова поиграем в игру «Где спряталась берёзка». Я вам приготовила картинки с предметами сделанными из берёзы, а вы по ним должны догадаться об области её применения. (показывает детямкартинки, дети угадывают где применяется берёза)

Дидактическая игра «Где спряталась берёзка»

http://www.moi-detsad.ru/image/metod77_clip_image010.jpghttp://www.moi-detsad.ru/image/metod77_clip_image012.jpg

http://www.moi-detsad.ru/image/metod77_clip_image014.jpghttp://www.moi-detsad.ru/image/metod77_clip_image016.jpg

http://www.moi-detsad.ru/image/metod77_clip_image018.gifhttp://www.moi-detsad.ru/image/metod77_clip_image020.jpg

Воспитатель:  Ребята, а ещё из берёзы в древности делали красивых кукол, посмотрите на неё.(демонстрирует куклу Берестушку)  Вам нравиться кукла? Из чего она сделана? Похожа ли она на ваши куклы?

Как представить мини музей кукол?

 Кукла Берестушка изготавливалась из бересты и разноцветных лоскутков. Это кукла – оберег в женском образе для дома. Хранится около окна или у двери за наличниками. Ну а теперь давайте отправимся на следующую станцию – «Берёзка  - лечебница»

Станция пятая «Берёзка – лечебница»

Воспитатель: А какие полезные свойства берёзки мы с вами можем назвать? Ответы детей (если дети затрудняются воспитатель подсказывает):
Березовый сок и почки лечат людей.
Распаренный берёзовый веник в бане угоняет болезни, даёт бодрость и сил

Люди любят ходить в березовый лес, чтобы отдохнуть душой и телом, набраться сил и энергии.

Воспитатель: А вы, ребята, хотите набраться сил и энергии? Тогда по моему сигналу каждый бегите к своей берёзке, на которую вы повязали ленточку, обнимите, прижмитесь к ней. Ну , ребята, чувствуете как у вас сила и энергия прибавляется? (Да!) Теперь вы верите, что моя роща волшебная? Ребята, а еще берёзки для вас подарок приготовили  - берёзовый сок! Они его для вас с весны припасли. Но отдам я его вам после того как вы мне расскажите как правильно собирать берёзовый сок, чтобы не причинить вред берёзкам. (ответы детей) Молодцы! Всё правильно рассказали, угощайтесь настоящим берёзовым соком, он очень полезен!

Воспитатель: Ну а нам ребята пора отправляться на нашу последнюю станцию, она называется «Берёзка – любимица художников».

Станция шестая «Берёзка – любимица художников»

Воспитатель: А сейчас ребята пройдемте в мою картинную галерею, где увидим с какой любовью русские художники изображали уголки своей родной природы. Видите, на всех этих картинах изображена береза. И первая картина, которую мы с вами видим - это «Сказка инея восходящего солнца», написал ее Игорь Эммануилович Грабарь.
- Ребята, посмотрите на эти березки. Какие они?(Молодые, стройные, нежные, прозрачные, звонкие)
- А вот следующая картина «Весна. Большая вода.» И.И. Левитана. Какое время года на этой картине? (весна)
- Какие чувства вы испытываете глядя на эти молодые березки? (Чувство нежности, очарования пробуждения природы, ожидание тепла)
- Пойдемте дальше. А сейчас посмотрите на картину А.А.Рылова «Зеленый шум» здесь березки уже нарисованы в летнюю пору. А какое настроение они создают?( Ощущение прохлады, свежести, летнего солнечного дня)
И последняя картина «Золотая осень» И.И Левитана. Как бы вы ее могли назвать? (Осень, золотая осень)

Воспитатель: А теперь ребята я вам предлагаю тоже превратиться в художников и нарисовать мою рощу. (дети выполняют коллективную работу)  Молодцы, какие красивые берёзки нарисовали.

Рефлексия

Воспитатель: Вам понравилось наше сегодняшнеепутешествие?А что нового о берёзках вы сегодня узнали? Думаю, что мы с вами ещё не раз встретимся здесь, а теперь пора прощаться. На память о нашей встрече я хочу До свидания, ребята!

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 1.Т.И. Подрезова «Материал к занятиям по развитию речи».

2. С.А.Веретенникова, А.А.Клыков «Четыре времени года».



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе «Белокурая береза – символ Родины моей»

Конспект занятияпо ознакомлению с окружающим миромв подготовительной группе«Белокурая береза – символ Родины моей»Цель: Воспитание любви к родной природе, бережного отношения к ней.Задачи:Образов...

Конспект НОД в старшей группе "Русская береза - символ родины моей"

Цель данного занятия рассказать о любви к русской березе, о том как беречь природу....

Конспект ООД в подготовительной группе «Береза-символ родины моей!»

С чего начинается Родина? Это все что рядом, дорого и близко каждому человеку....

Конспект занятия по нравственно- патриотическому воспитанию с использованием театрализованной деятельности «Русская береза — символ Родины моей» в старшей группе

Цель: Способствовать формированию патриотических чувств, любви к природе родного края посредством расширения знаний о берёзе с использованием театральной деятельности....

Конспект открытого занятия по познавательной деятельности на тему: «Русская береза-символ Родины моей»

Цель:  Способствовать формированию у детей патриотических чувств, любви к родной природе посредством расширения их знаний о березе,  как о символе России.Задачи:Обучающие:- расширить и уточн...

Конспект занятия по познавательной деятельности «Русская береза-символ Родины моей»

Цель: Способствовать формированию у детей патриотических чувств,любви к родной природе посредством расширение их знаний о березе,как о символе России.Задачи :-расширить и уточнить представления детей ...

Конспект интегрированной непосредственной образовательной деятельности по образовательной области "Художественное творчество" для детей с ОНР «Русская береза – символ Родины моей!».

Тема: «Русская береза – символ Родины моей!».Цель: использование нетрадиционных техник рисования в интегрированной непосредственной образовательной деятельности.Задачи:- да...