Технологические карты
план-конспект занятия

Лена Анатольевна Шилова

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon технологические карты167.22 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ОРГАНИЗАЦИИ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ

Тема: «Беседа о весне»

Возрастная группа: дошкольный возраст (дети четвертого года жизни)

Форма совместной деятельности: НОД

Форма организации (групповая, подгрупповая, индивидуальная, парная)

Учебно-методический комплект (программы): Радуга: программа воспитания, образования и развития детей от 2 до 7 лет в условиях дет. сада / [Т. И. Гризик, Т. Н. Доронова, Е. В. Соловьева, С. Г. Якобсон; науч. рук. Е. В. Соловьева]. – 2 – е изд. – М. : Просвещение, 2011. – 111 с. Основная образовательная программа «Растем вместе».

Средства:

Наглядные: веточки вербы, ваза с водой.

Литературные: стихи А. Фета о вербе, о солнце, о весне.

Цель: создание условий для формирования у детей представления о весеннем времени года.

Задачи:

Обучающие: Обратить внимание на яркие признаки весны: зеленеет травка, птички резвятся и купаются в лужах.

Эмоционально обогащать представления детей о ярких весенних признаках средствами художественной литературы.

Развивающие: Создать у детей радостное настроение, обратив внимание на изменения в природе: чаще и жарче светит солнце, тает снег, бегут ручьи; развивать мышление

Воспитательные: воспитывать бережное отношение к природе.

Информационные источники: Хрестоматия для маленьких. – М.: Просвещение, 1987. С. 212.

Развивающие занятия с детьми 3 – 4 лет / Под ред. Л.А. Парамоновой. – М.: ОЛМА Медиа Групп, 2013. – 592 с. : ил. – (Программа развития и обучения дошкольников).

Этапы совместной деятельности

Содержание деятельности

Деятельность педагога

Деятельность детей, выполнение которой приведет к достижению запланированных результатов

Планируемый результат

1. Мотивация к деятельности

Цель: Включение детей в деятельность на личностно-значимом уровне.

Педагог в присутствии детей надевает элемент костюма Весны.

- Ребята, вы узнали кто я?

Организует размещение детей в группе. Эмоционально включает в действие.

Создать игровую, проблемную, мотивационную ситуацию через демонстрацию костюма весны.

Дети размещаются в группе на стульчиках полукругом.

Выражают различные эмоции посредством действий, слов, мимики.

Умеет управлять своим поведением; соблюдает общепринятые нормы поведения; проявляет готовность к действию.

2. Поиск, решение задачи, проблемы

Цель: Опора на опыт детей, необходимый для «открытия нового знания», освоения нового способа, умения, выработка навыка.

Содержание занятия. Воспитатель обращается к детям с вопросом:

- Какое сейчас время года? Правильно, весна! Вспомним, что мы видели на прогулке? Светит ласковое, теплое солнышко! А, снега много? Нет снега! Куда же исчез снег? Правильно, солнышко растопило его. Снег растаял и побежали ручейки. Вот, какое солнышко!

Читает выразительно стихи о солнышке, о весне:

Солнышко, ведрышко,

Выгляни в окошечко!

Солнышко, нарядись,

Красное, покажись!

- А вот еще стихотворение о солнышке:

Солнышко,

Колоконышко,

Ты пораньше взойди,

Нас пораньше разбуди:

Нам в поля

Бежать,

Нам весну встречать.

- А, еще, что вы видели на прогулке? – спрашивает педагог, продолжая беседу о весне. – Правильно, травка выросла зеленая и свежая. Травка тоже радуется солнышку:

Травка зеленеет,

Солнышко блестит,

Ласточка с весною

В сени к нам летит!

Выявление «знания-незнания»

Стимулирование общения, любознательности детей. Создание ситуации выбора. Поддержание детской инициативы.

Организация поиска ответа на вопрос, решения проблемы, задачи.

Актуализация возможностей детей на выбор деятельности, средств. Обсуждение с детьми плана предстоящей деятельности, обеспечивающее соучастие детей в определении содержания и форм совместной (индивидуальной) деятельности.

Поиск ответа на вопрос, решение проблемы.

Самостоятельные попытки детей решить проблему, игровую задачу.

Участие детей в планировании собственной деятельности (индивидуальной, групповой).

Умеет слушать, отвечать на вопросы; проявляет любознательность, задает вопросы; пытается самостоятельно предложить объяснение проблемы, способен к принятию собственного решения.

3. «Открытие» ребенком нового знания, освоения умения, способа деятельности

Цель: формирование представлений о весне

Слово «сени» можно объяснить словами «в гости», «в дом».

- А как себя чувствуют птички весной? – спрашивает педагог и продолжает – Правильно, они резвятся! И даже, купаются в лужицах!

Весна, весна красная,

Пришла весна ясная!

Птицы громко поют –

Долго спать не дают.

Взрослый неоднократно употребляет словосочетания: «весна пришла», «солнышко красное», «птички поют», «ручейки бегут». Постепенно на эмоциональном восприятии вводит их вначале в понимаемую, а затем, активную речь. Педагог показывает ребятам веточки вербы, дает подержать их в руках. Затем вербу ставят в вазу, в воду.

Включение детей в деятельность (разные виды деятельности).

Распределение содержания на совместную и самостоятельную деятельность.

Включение детей в игровые обучающие ситуации, достаточные для самостоятельной, подгрупповой и групповой деятельности.

 

Обсуждение способа решения проблемы.

Возможность передачи опыта друг другу.

Дети:

-принимают осознанные решения;

-принимают активное участие в играх и деятельности;

-работают с материалами, которые предусматривают многовариантное, незапрограммированное использование;

-учатся через познание окружающего мира, делают открытия, проявляют инициативу, творчество;

-работают вместе, заботятся друг о друге;

-берут на себя ответственность.

Осуществление выбора (форм, содержания, последовательности, материалов, средств, способа решения).

Инициатива может исходить как от детей, так и от взрослых.

Обеспечение  баланса инициативы и свободного выбора видов деятельности.

Проявляет инициативу и самостоятельность; открыт внешнему миру, взаимодействует со сверстниками, воспитателем; имеет развитое воображение;.

Творчески решает проблему; способен к волевым усилиям; обогатил словарь по теме; проявил готовность к совместной деятельности

4.Самоконтроль

Ребята, а сейчас я предлагаю вам поиграть в игру «Времена года».

Педагог проводит д/и., применяет практический метод.

Соотнесение продукта, результата деятельности с намеченным планом.

Проявляет самостоятельность; уверен в своих силах; открыт внешнему миру; положительно относится к другим; подчиняется правилам; проявляет творческие способности; проявляет любознательность; принимает собственное решение; выполняет задание в соответствии с приобретённым опытом.

5. Рефлексия.

Цель: Осознание детьми своей деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всей группы.

Перед детьми экран с изображением веселого солнышка и грустной тучки. Педагог объясняет детям:

-Если вы много узнали нового, и интересного, я вам предлагаю подарить лучик Солнышку;

- Если вам не интересно ……, то подарите грустной тучке капельку.

Воспитатель заканчивает занятие чтением отрывка стихотворения А. Фета о вербе:

Уж верба вся пушистая

 Раскинулась кругом;

Опять весна душистая

                Повеяла крылом.

Стимулирование детей к самоанализу и самооценке. Совместная с детьми оценка процесса и результата деятельности, самооценка детьми своего вклада в проект, собственной деятельности.

Принимает собственное решение; выполняет задание в соответствии с приобретённым опытом;

6. Открытость

Предлагает рассказать о приметах весны родителям дома и  нарисовать, сделать аппликацию, …. веточку вербы.

- Завтра мы оформим выставку ваших работ.

Обсуждение с детьми продолжение работы в разных формах самостоятельной деятельности со сверстниками, взрослыми.

Ознакомление с окружающим миром

«Беседа о весне»

(дети четвертого года жизни)

Задачи.

Закреплять представления детей о весеннем времени года.

Создать у них радостное настроение, обратив внимание на изменения в природе: чаще и жарче светит солнце, тает снег, бегут ручьи.

Показать детям атласные веточки зацветающей вербы.

Обратить внимание на яркие признаки весны: зеленеет травка, птички резвятся и купаются в лужах.

Эмоционально обогащать представления детей о ярких весенних признаках средствами художественной литературы.

Содержание занятия. Воспитатель обращается к детям с вопросом:

- Какое сейчас время года? Правильно, весна! Вспомним, что мы видели на прогулке? Светит ласковое, теплое солнышко! А, снега много? Нет снега! Куда же исчез снег? Правильно, солнышко растопило его. Снег растаял и побежали ручейки. Вот, какое солнышко!

Читает выразительно стихи о солнышке, о весне:

Солнышко, ведрышко,

Выгляни в окошечко!

Солнышко, нарядись,

Красное, покажись!

- А вот еще стихотворение о солнышке:

Солнышко,

Колоконышко,

Ты пораньше взойди,

Нас пораньше разбуди:

Нам в поля

Бежать,

Нам весну встречать.

- А, еще, что вы видели на прогулке? – спрашивает педагог, продолжая беседу о весне. – Правильно, травка выросла зеленая и свежая. Травка тоже радуется солнышку:

Травка зеленеет,

Солнышко блестит,

Ласточка с весною

В сени к нам летит!

Слово «сени» можно объяснить словами «в гости», «в дом».

- А как себя чувствуют птички весной? – спрашивает педагог и продолжает – Правильно, они резвятся! И даже, купаются в лужицах!

Весна, весна красная,

Пришла весна ясная!

Птицы громко поют –

Долго спать не дают.

Взрослый неоднократно употребляет словосочетания: «весна пришла», «солнышко красное», «птички поют», «ручейки бегут». Постепенно на эмоциональном восприятии вводит их вначале в понимаемую, а затем, активную речь. Педагог показывает ребятам веточки вербы, дает подержать их в руках. Затем вербу ставят в вазу, в воду.

Воспитатель заканчивает занятие чтением отрывка стихотворения А. Фета о вербе:

Уж верба вся пушистая

 Раскинулась кругом;

Опять весна душистая

Повеяла крылом …

Д/и «Времена года».


Самоанализ НОД «Беседа о весне».

(дети шестого года жизни)

  1. Удалось ли реализовать намеченный план на практике?

  1. Какие моменты НОД оказались для воспитателя неожиданными?

У многих детей широкие представления о весенних явлениях, знают стихи о Весне.

  1. Чего не смогла учесть при планировании НОД?

  1. На какие ответы детей не смогла отреагировать?

  1. Пришлось ли отступать от запланированных действий и почему?

  1. Заметила ли свои речевые ошибки, недочеты. Неудачно сформулированные вопросы?

  1. Считает ли воспитатель, что НОД цели достигла. Что является критерием этой оценки (активная деятельность детей, интерес к НОД, достижение поставленной цели и задач)?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта по сенсорике "Разрезные картинки"

Технологическая карта по сенсорике "Разрезные картинки"...