Методическая разработка "Пальчиковые игры и упражнения как средство развития речи у детей дошкольного возраста."
методическая разработка

В данной работе рассматривается вопрос о влиянии пальчиковых игр на речь детей дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka.docx17.45 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад №83

Методическая разработка

«Пальчиковые игры и упражнения как средство развития речи у детей дошкольного возраста»

Разработала:

Воспитатель

Хидирова Э.Д.

                        «Рука - это инструмент всех инструментов», - сказал ещё Аристотель.

«Рука - это своего рода внешний мозг», - писал Кант.

Пальчиковые игры - уникальное средство для развития мелкой моторики и речи ребенка в их единстве и взаимосвязи. Разучивание текстов с использованием «пальчиковой» гимнастики стимулирует развитие речи, пространственного мышления, внимания, воображения, воспитывает быстроту реакции и эмоциональную выразительность. Ребёнок лучше запоминает стихотворные тексты; его речь делается более выразительной.

Одним из самых распространенных видов пальчиковой гимнастики являются пальчиковые игры. Выполняя пальчиками различные упражнения, ребенок развивает мелкие движения рук. Пальцы и кисти приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений. Как правило, если движения пальцев развиты в соответствии с возрастом, то и речевое развитие ребенка в пределах возрастной нормы. Поэтому тренировка движений пальцев и кисти рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребенка, способствующим улучшению артикуляционных движений, подготовки кисти руки к письму и, что не менее важно, мощным средством, повышающим работоспособность коры головного мозга, стимулирующим развитие мышления ребенка. Пальчиковые игры влияют на развитие речи, они также мгновенно переключают внимание малыша с капризов или нервозности на телесные ощущения – и успокаивают. Это прекрасное занятие, когда ребенка больше нечем занять (например, в дороге или в очереди).А также, занятия мелкой моторикой окажут благотворное влияние на общее развитие ребенка, помогут ему стать более самостоятельным и уверенным в себе.

В каком возрасте начинать занятия?

Это тот случай, когда можно сказать, что чем раньше, тем лучше. Но если вы не успели начать рано, то начинайте прямо сейчас! Тактильный интерес к окружающему миру малыш начинает демонстрировать уже в 4-месячном возрасте: рассматривает людей и объекты, тянет все в рот, трогает предметы и игрушки. Уже начиная с этого возраста можно и нужно уделять внимание его пальчикам. Легкие движения, массаж, сгибания под добрый голос мамы обязательно понравятся ребенку. Помните считалку про сороку-ворону? Отличные упражнения для первого опыта проведения пальчиковой гимнастики.

 

Что же происходит, когда ребёнок занимается пальчиковой гимнастикой?

1. Выполнение упражнений и ритмических движений пальцами индуктивно приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что, в конечном итоге, стимулирует развитие речи.

2. Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребёнка.

3. Малыш учится концентрировать своё внимание и правильно его распределять.

4. Если ребёнок будет выполнять упражнения, сопровождая их короткими стихотворными строчками, то его речь станет более чёткой, ритмичной, яркой, и усилится контроль за выполняемыми движениями.

5. Развивается память ребёнка, так как он учится запоминать определённые положения рук и последовательность движений.

6. У малыша развивается воображение и фантазия. Овладев многими упражнениями, он сможет «рассказывать руками» целые истории.

7. В результате пальчиковых упражнений кисти рук и пальцы приобретут силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчит овладение навыком письма.

 

Как играть в пальчиковые игры?

 

Для достижения желаемого результата нужно обратить внимание на некоторые особенности проведения пальчиковых игр. Игру нужно проводить, просто общаясь с ребенком, а не в форме специального занятия. Для детей 4-5 лет важна регулярность занятий, т.е. к играм нужно прибегать не от случая к случаю, а каждый день. Сами по себе игры занимают непродолжительное время (2-5 минут), но важно, чтобы ребенок во время игры не отвлекался на посторонние предметы, какие-либо другие внешние раздражители. Для детей 4-5 лет пальчиковая игра может быть способом переключения внимания ребенка на игру, вариантом смены вида деятельности.

 

Картотека пальчиковых игр

Лошадка

 

 

Я люблю свою лошадку,

Причешу ей шерстку гладко,

(Поглаживают кисти рук.)

Гребешком приглажу хвостик

(Поглаживают каждый палец.)

И верхом поеду в гости.

(Стучат пальчиками по столу.)

 

 

Собака

 

 

Заворчал живой замок,

(Пальцы сжаты в кулак, вращают кулачками.)

Лег у двери поперек.

(Пальцы соединяют «домиком».)

Две медали на груди,

Лучше в дом не заходи!

Крепко схватит за штаны,

Ты беги, беги, беги!

(Пальцы сжаты в кулак, имитируют указательным и средним пальцами бег по столу.)

 

 

Кошка

 

 

Бегают глаза у кошки,

(Пальцы «бегают» по столу.)

Отдохнули бы немножко!

(Стучат пальцами по столу.)

— Не могу я отдыхать,

(Сжимают и разжимают кулачки.)

Завтра снова в шесть вставать.

(Потирают ладони.)

 

 

Котята

Видели вчера котяток:

(Дети загибают пальцы на руке.)

Один, два, три, четыре, пять.

Очень хочется, ребята,

(Хлопки в ладоши.)

Про котят всем рассказать.

(Разгибают пальцы, рассказывая про котят.)

Белый котенок на коврике спал.

Серый котенок с мышкой играл.

Рыжий котенок рыбку ловил.

Черный котенок когти точил

А разноцветные котенок и кошка,

Мурлыча, лизали сметану из плошки.

 

 

 

Библиография

1.Бардышева Т. Ю. Здравствуй, пальчик. Пальчиковые игры. – М. : «Карапуз»,2007

2.Большакова С. Е. Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения. –М. : ТЦ Сфера, 2006

3 Елена Данилова «Пальчиковые игры»

4.Кольцова М. М «Развитие моторики»

5 Н. С. Жукова «Учимся говорить правильно» (от 1г.);

6.Пименова Е. П. Пальчиковые игры. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2007

7.Рымчук Н. Пальчиковые игры и развитие мелкой моторики. Оригинальные пальчиковые игры. Раннее развитие малыша. Ростов-на-Дону: Владис: М.: РИПОЛ классик, 2008. – 320с

8.Соколова Ю. А. Игры с пальчиками. – М. : Эксмо, 2006

9.С. О. Ермакова «Пальчиковые игры для детей от года до трёх лет».

10.Строгонова И. А. «Дошкольное образование, развитие мелкой моторики руки ребѐнка»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Пальчиковые игры и упражнения как средство развития речи детей дошкольного возраста"

Пальчиковые игры и упражнения - это веселые упражнения для пальчиков и ручек, инсценировка с их помощью каких-либо стихотворений, историй, сказок; уникальное средство для развития мелкой моторик...

Статья "Упражнения и игры на пальчиках как средство развития речи детей дошкольного возраста"

Предлагаю вашему вниманию статью "Упражнения и игры на пальчиках как средство развития речи детей дошкольного возраста".   На первых этапах  жизни именно мелкая моторика ...

Пальчиковые игры и упражнения как средство развития речи детей дошкольного возраста

Пальчиковые игры и упражнения - это веселые упражнения для пальчиков и ручек, инсценировка с их помощью каких-либо стихотворений, историй, сказок; уникальное средство для развития мелкой моторики и ре...

Консультация для родителей на тему:" Пальчиковые игры и упражнения - как средство развития речи детей дошкольного возраста"

Рекомендации родителям как в домашних условиях развивать мелкую моторику  с помощью игр и упражнений...

План по самообразованию «Развивающие игры на липучках как средство развития речи детей дошкольного возраста»

Цель данных пособий: способствовать созданию педагогических условий для развития любознательности и познавательной  активности у детей.Задачи:1.Способствовать формированию целостной картины мира,...

РАЗВИВАЮЩИЕ ИГРЫ НА ЛИПУЧКАХ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

РАЗВИВАЮЩИЕ ИГРЫ НА ЛИПУЧКАХ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА...

Пальчиковые игры и упражнения как средство развития речи детей дошкольного возраста

Пальчиковые игры и упражнения — это веселые упражнения для пальчиков и ручек, инсценировка с их помощью каких-либо стихотворений, историй, сказок; уникальное средство для развития мелкой моторик...