Рекомендации для педагогов
консультация

Быстрановская Валентина Михайловна

Рекомендации для педагогов по работе  с леворукими детьми

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon osobennosti_raboty_s_levorukimi_detmi.doc34 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей

«Особенности работы с леворукими детьми»

Левое и правое полушария

Два полушария головного мозга представляют собой практически зеркальное отображение друг друга. Правая часть полушария контролирует левую сторону тела, а левая часть полушария — правую сторону тела. Полушария соединены толстым сплетением нервных волокон, называемых мозолистым телом, которое проходит в средней части головного мозга. Человек не может полноценно функционировать, если любое из полушарий сильно повреждено (если только травма не была нанесена в раннем детстве, когда все еще существует гибкость в невральных сплетениях) .

Полушария имеют небольшие различия в ментальных функциях: так левое полушарие специализируется на языках, а правое — на пространственном воображении. У левшей латерализация может быть обратной. Согласно современной точке зрения, головной мозг был изначально практически полностью симметричным и использование орудий труда и языка были основными силами в латерализации головного мозга древнего человека.

Каждое полушарие, имеет своеобразный способ обработки информации, и левое полушарие более аналитическое, а правое — более холистическое. Интересно заметить, что восприятие музыки часто осуществляется латерализацией для языка. Изображения мозга музыкантов записывались в течение нескольких лет их тренировок. В первое время не обучавшиеся любители музыки слушали ее более холистично, используя сенсорное (т. е. чувственное) восприятие и эмоции, наиболее активным было правое полушарие. По прошествии времени и по ходу их обучения, аналитические левые области головного мозга становились более доминантными, когда они слушали музыку. Язык глухонемых также интригует, так как он активизирует же области мозга левого полушария, что и речь, хотя слова в языке для глухонемых визуально-пространственные, а не слуховые.

1. Левое полушарие.

Контролирует правую часть тела, а также аналитическое мышление и символические процессы, например:

• Язык, язык глухонемых.

• Логика.

• Числа.

• Последовательность.

• Чтение.

• Письмо.

2. Правое полушарие.

Контролирует левую часть тела, а также холистическое мышление, например:

• Визуализация и кодирование увиденного.

• Воображение.

• Цвета.

• Жесты рук.

• Мелодия и ритм музыки.

• Звуки окружающей среды.

• Автобиографическая память.

• Узнавание лиц;

Не переучивайте насильно левшу - дело не в руке, а в устройстве мозга.

Прежде чем ругать ребенка за неумение, попытайтесь понять причину его затруднений.

Внимательно и терпеливо относитесь к ошибкам, связанным с асимметрией письма и чтения: зеркальное письмо, чтение и письмо справа налево. Дайте ребенку время перестроиться, если общепринятое направление ему не свойственно.

При необычном написании ребенком букв проверьте, не связано ли это с предпочтением им направления по часовой стрелке. Если это предпочтение очень выражено, оставьте ребенка в покое.

Знайте, что девочки могут капризничать, казалось бы, без причины или по незначительным поводам из-за усталости (истощение правого, «эмоционального» полушария мозга). Мальчики в этом случае истощаются интеллектуально (снижение активности левого, «рационально-логического» полушария). Ругать их не только бесполезно, но и безнравственно.

Будьте терпеливы и внимательны к левше, помните, что он эмоционален и раним.

Обучая левшу, старайтесь сделать процесс обучения ярким и красочным, привлекайте наглядные пособия, чтобы он мог обучаться не только ушами, но и глазами и руками, не столько через слова, сколько через предметы.

Не переусердствуйте с соблюдением режима, если у вас ребенок левша - для него жесткое следование режиму может быть непомерно трудным.

Берегите левшу от чрезмерных нервных нагрузок, будьте осторожны и тактичны, наказывая или ругая его.

Не старайтесь сделать левшу таким, как все, больше доверяйте его природе. Его уникальность, непохожесть на других – это его достоинство.

Не обвиняйте ребенка в неумении, а помогайте ему найти пути решения проблемы.

Не сравнивайте ребенка с другими, хвалите за его успехи и достижения.

Старайтесь ориентировать программу и методику обучения на конкретного ребенка или конкретную группу детей так, чтобы можно было максимально раскрыть их возможности, опереться на свойственный им тип мышления.

Необходимо знать, что успешность обучения ребенка по той или иной методике зависит от того, какой тип функциональной организации мозга присущ именно этому ребенку, т. е. на какой тип мозга, а значит, и тип мышления рассчитана данная методика.

Постарайтесь не разрушать так называемую «врожденную грамотность», если ее основы от природы заложены в ребенке.

Пытаясь добиться грамотного письма от конкретного ребенка, ищите причины именно его неграмотности, анализируйте его ошибки. В противном случае ваши усилия могут бить мимо цели и даже разрушать те немногие островки грамотности, которые есть у данного ребенка.

Не забывайте, что ваша оценка поведения или каких-то результатов деятельности ребенка всегда субъективна. И всегда может найтись кто-то другой, кто увидит в этом ребенке то хорошее, чего не заметили вы.

Признайте за ребенком право на индивидуальность, право быть другим.

Никогда не забывайте, что мы еще очень мало знаем о том, как несмышленое дитя превращается во взрослого человека. Есть множество тайн в развитии мозга и психики, которые пока недоступны нашему пониманию. Поэтому главной своей заповедью сделайте - «не навреди».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая рекомендация для педагогов. Работа с педагогами по профилактике синдрома профессионального выгорания.

Методическая рекомендация для педагогов. Работа с педагогами по профилактике синдрома профессионального выгорания.В последнее время много говорят и пишут о таком явлении, как профессиональное выгорани...

Рекомендации для педагогов "Культура речи педагога"

В данных рекомендациях определены требования, предъявляемые к речи педагога, предложены основные "правила" слушания собеседника, а так же советы психологов Р.С. Немова, А.И. Новикова по овла...

Методические рекомендации для педагогов ДОУ «Нетрадиционные формы работы педагогов с родителями в ДОУ, в условиях ФГОС ДО»

В основе новой концепции взаимодействия семьи и дошкольного учреждения лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все другие социальные институты призваны помочь, подд...

Рекомендации для педагогов «Совершенствование компонентов профессиональной речи педагога – это залог успешности работы по речевому развитию в ДОУ»

Дошкольный возраст является сензитивным периодом речевого развития ребенка, поэтому одно из ведущих направлений деятельности воспитателя детского сада – формирование устной речи и навыков речево...

Методические рекомендации для педагогов ДОУ «Нетрадиционные формы работы педагогов с родителями в ДОУ»

Семья и дошкольное учреждение – два важных социальных института социализации ребенка. И хотя их воспитательные функции различны, положительные результаты достигаются только при умелом соче...

Методические рекомендации для педагогов «Профстандарт педагога»

Методические рекомендации для педагогов «Профстандарт педагога»...