Консультация для воспитателей "Технология проведения утреннего и вечернего кругов в ДОУ"
консультация

Содержание направлено на развитие профессиональных компетенций воспитателей ДОУ по проектированию и проведению утреннего и вечернего круга с детьми дошкольного возраста

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Центр развития ребёнка – детский сад №15»

https://sun9-70.userapi.com/impg/dcT8avO8g_Kt2OzfhuhtDVZZTue6Sm4BqgeiQg/uqoVCcVlxjg.jpg?size=800x800&quality=96&sign=17eda597ef054534b1f91289c18f59ac&c_uniq_tag=_BlWQ7ghqLf0m9DfjEy4kPj3O9y_r3lAtolaRFIM5pY&type=album

Консультация для воспитателей

Технология проведения

утреннего и вечернего кругов
в ДОУ

Подготовила:

 Чилингер Н.М., педагог- психолог
МБДОУ «ЦРР- детский сад №15 «Росинка»
г. Троицк, Челябинской области

 

2022-23 уч. г.

Внесены изменения в распорядок дня, позволяющие больше времени отводить на свободные игры и самостоятельные занятия детей, проектную и событийную деятельность, на дополнительные занятия и пр. ‹

Введены новые элементы режима дня: утренний и вечерний круг. ‹ Принята концепция образовательного результата, где гармонично сочетаются развитие способностей, воспитание ценностных представлений и освоение ЗУН

Вводятся новые образовательные технологии: пространство детской реализации, образовательное событие, утренний и  вечерний круг, развивающий диалог, технология позитивной социализации, «ровестничество» — технология создания детского сообщества и др.

Осуществляется переход на новый формат детско-взрослого взаимодействия, основанного на умении «слышать голос ребенка» и нацеленного на развитие детской инициативы. ‹

Предлагается новый формат праздников, с опорой на детские интересы и детскую инициативу. ‹ Подробно прописаны принципы организации развивающей предметно-пространственной среды, нацеленной на  самостоятельные детские активности и  возможность найти каждому ребенку занятие по интересам. ‹ Значительная часть освоения предметного содержания (знания, умения, навыки) проходит не в формате фронтальных и подгрупповых занятий, а в новых формах, таких как утренний круг, проектная деятельность, образовательное событие, обогащенные игры детей в центрах активности и др. ‹

Предлагается новый формат взаимодействия с  родителями, когда родители и воспитатели не «заказчик» и «исполнитель», а коллеги и  партнеры, у  которых общая задача — воспитание ребенка, при этом воспитатель, как профессионал, занимает экспертную позицию, а родитель прислушивается к мнению воспитателя и содействует ему по мере сил. ‹

Создание ПДР (пространство детской реализации) как основного инструмента развития личности ребенка.

Педагог должен в своей работе стремиться сделать обучение развивающим, то есть направленным не столько на накопление знаний, сколько на развитие умения думать, рассуждать, вступать в диалог, отстаивать свою точку зрения.

Согласно ФГОС ДО предъявляемым к структуре основной общеобразовательной программе дошкольного образования, основной принцип организации образовательного процесса в ДОУ – это принцип интеграции образовательных областей. Следовательно, интеграция в образовательном процессе дошкольного образовательного учреждения подразумевает подбор таких форм работы и видов деятельности педагогов с детьми, которые затрагивают развивающее содержание сразу нескольких образовательных областей в одной форме работы.

Это новый для программы «ОТ  РОЖДЕНИЯ ДО  ШКОЛЫ» элемент в  режиме дня. 

Утренний круг предоставляет большие возможности для формирования детского сообщества, развития когнитивных и  коммуникативных способностей, саморегуляции детей.

         Утренний круг — это начало дня, когда дети собираются все вместе для того, чтобы вместе порадоваться предстоящему дню, поделиться впечатлениями, узнать новости (что интересного будет сегодня?), обсудить совместные планы, проблемы, договориться о правилах и т.д.

Именно на  утреннем круге зарождается и  обсуждается новое приключение (образовательное событие), дети договариваются о совместных правилах группы (нормотворчество), обсуждаются «мировые» и  «научные» проблемы (развивающий диалог) и т.д.

Утренний сбор позволяет гармонично использовать все образовательные области: социально-коммуникативное развитие, физическое развитие, познавательное развитие, речевое развитие и социально – коммуникативное развитие.

Большинство дошкольников (особенно младшего возраста) болезненно переживают приход в детский сад: их рано разбудили, оторвали от дома и любимых игрушек, то есть малыш обижен на всех.

Детям с речевыми нарушениями, а также застенчивым трудно реализовать себя и почувствовать значимыми в какой-либо сфере деятельности. Непрерывный личностный диалог воспитателя и воспитанника, живой отклик в процессе взаимодействия, нацеленность на создание условий для индивидуального опыта ребенка, воздействие на личностные черты и качества будут способствовать повышению активности ребенка, проявить свою речевую активность

Утренний сбор – это возможность создать благоприятную эмоционально комфортную атмосферу коллективного творчества, что помогает развитию у воспитанников чувства взаимного уважения и доброты. Педагогу важно умение руководить межличностным общением детей, разрешать конфликтные ситуации, организовывать созидательную совместную деятельность.

Целью организации утреннего круга являются организация свободного общения детей, установление эмоционального контакта.

С учетом этого основными задачами утреннего сбора являются:

1. Создание эмоционального настроя на весь день - “задать тон”.

2.Установление комфортного социально-психологического климата в детском коллективе через свободное общение со сверстниками (развивать умения “считывать информацию” об эмоциональном состоянии других людей, учить объяснять словами свое эмоциональное состояние)

3. Развитие общения и взаимодействия ребёнка с взрослыми и сверстниками, обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи.

В ходе свободного общения дети могут высказаться и выслушать друг друга, обсуждать планы на день, а также то что произошло по дороге из детского сада, в детский сад, получать удовольствие от общения; сопереживать друг другу; выбирать собеседника по своему желанию.

Круг обладает следующими компетенциями, он помогает ребятам младшего дошкольного возраста: делать выбор; принимать решение; ставить цель;говорить предложениями.

А детям старшего возраста - Инициировать разговор, включаться в него и поддерживать общение. Обращаться к источнику полученных знаний.

Принимать разные социальные роли, действовать в соответствии с ними в контексте ситуации. Управлять своим поведение и способами общения.

Разрешать конфликтные ситуации. Обеспечить комфортное и конструктивно- деловое участие всех детей в общем разговоре, игре, планировании.

Установить и удержать культурную рамку (помогать детям осваивать своеобразные культуре и ситуации стили поведения и общения, культуру ведения диалога и монолога. Устанавливать и поддерживать отношения с разными людьми.

Утренний круг проводится в форме развивающего общения- диалога. Обсуждение в младшем дошкольном возрасте может занять от 5 до 20 минут, в старшем дошкольном возрасте от 10 до 20 минут.

Используя утренний сбор как одну из форм организации образовательного процесса с детьми выделяют в нем несколько основных этапов, которые могут меняться в зависимости от поставленных задач.

Дети вместе с взрослыми в течение сбора сидят в кругу – на стульчиках, на именных подушках, на ленточках-лучиках общего солнышка группы, словом, каждая группа сама определяет традицию организации круга. 

Круг способствует открытости, вниманию детей друг к другу, дает чувство единства в коллективе.

Организация детей в кругу способствует активизации общения – все видят глаза друг друга, чувствуют настроение, ощущают степень участия и заинтересованности каждого из присутствующих. Поэтому важно создавать ситуации, когда предоставляется всем детям возможность поразмышлять, высказать свое мнение по этому вопросу, сообща подумать над разрешением ситуации. Если вы обратите внимание, то здесь стрелка с двумя концами, т.е исходя из задач вашего утреннего круга, вы можете менять местами.

Порядок расположения детей в кругу может меняться.

Первое с чего начинается утренний круг это позывные - это может быть веселая музыка, звон колокольчика, какая-нибудь речёвка. В любом случае, позывные возможно связать с требуемой темой.        

Приветствие

Дети нуждаются в любви и уважении своих сверстников, они хотят чувствовать себя частью группы. Приветствие адресовано каждому, кто находится в круге.

Прежде чем начать приветствие, педагог его моделирует, то есть показывает, как Приветствия могут содержать эпитеты, комплименты. Когда процедура усвоена, дети могут выбирать или предлагать новые способы приветствия. Возможно использование различных предметов, которые передаются по кругу тому, кому адресуется приветствие. Это может быть любимая игрушка, мяч, флажок, волшебная палочка, микрофон или другой значимый для детей предмет.

Обмен информацией

Также важно, чтобы на утреннем сборе происходил общий обмен информацией: календарь (погода/день недели/время года/праздник) и групповые (сколько сегодня всего детей/мальчиков/девочек, кто отсутствует/сколько дней осталось до ближайшего дня рождения/что сегодня нам предстоит/что интересного заметили в группе).

Каждый день все дети не могут поучаствовать, поэтому вводим различные критерии – кто и что будет рассказывать сегодня. Безусловно, воспитатели следят, чтобы в течение недели каждый из детей поучаствовал.

Новости.

Одной из самых любимых частей утреннего сбора для детей является обмен новостями – ведь это возможность рассказать другим то, «что еще никто, кроме меня не знает», поделиться своими наблюдениями, похвастаться интересными событиями.

Темы новостей могут быть и свободными, и «заданными». Например, в понедельник традиционно проводятся «Новости выходного дня». Важно отметить, что после новости, рассказанной ребенком, другие могут задать ему вопросы. Дети очень любят делиться новостями, и поэтому всегда возникает проблема, как в течение небольшого отрезка времени удовлетворить желание всех детей.

Правила подачи новостей:

  • Не регламентируем - нельзя требовать от детей только по одному длинному или по два коротких сообщения
  • Не отбираем - принцип «Только хорошая информация» не подходит
  • Не вытягиваем – фразы «А почему ты молчишь?» или «Мы ещё не слышали твоих новостей» недопустимы
  • Не запрещаем - запретных тем нет

Проблемная ситуация.

Для решения данной проблемы мы предлагаем детям коллегиально решить, какое количество и кого мы сегодня выслушаем. Таким образом, дети учатся правилам ведения речевого диалога, умению выражать свои чувства; обогащается и активизируется словарный запас. У детей развивается эмоциональная отзывчивость, доброжелательность, уверенность в том, что его любят и принимают таким, какой он есть.

Динамическая пауза

Детям тяжело сидеть на одном месте и хочется подвигаться. В зависимости от обстановки вы можете определить, когда необходимо добавить движения в ваш «Утренний круг»

 Игры по теме проекта.

Этот компонент утреннего сбора направлен на расширение информационного поля тематического проекта. Здесь возможно и сообщение новых знаний, и обобщение имеющихся, и встреча с интересным человеком.

Также это может быть презентация какой-либо части проекта детьми из старших групп, ребенком совместно с родителем, либо сам ребенок представляет сообщение (например, по теме «Семья» ребенок показывает и рассказывает родословное древо своей семьи, или плакат «Интересы моей семьи», или даже семейные фотографии).

Предоставление права выбора центра активности.

Завершающим компонентом утреннего сбора является презентация педагогом деятельности в центрах активности и выбор детьми центра, в котором они будут заниматься. Свой выбор дети закрепляют карточкой на Доске выбора. Воспитатель может использовать этот момент и как образовательный.

У детей формируется познавательный интерес, и интеграция дает высокую результативность в этом плане, так отражает знание из различных областей. Переход от одного вида деятельности на другой позволяет вовлечь каждого ребёнка в активный познавательный процесс.

Утренний сбор, как интегрированный процесс, объединяет детей общими впечатлениями, переживаниями, способствуют формированию коллективных взаимоотношений и способствует более тесному контакту всех специалистов и сотрудничеству с родителями, в результате образуется детско-взрослое сообщество.

«Вечерний круг» проводиться в форме рефлексии- обсуждения с детьми наиболее важных моментов прошедшего дня.

Цель вечернего круга научить детей осознавать и анализировать свои поступки и поступки сверстников.

Задачи:

  • Рефлексия. (Вспомнить с детьми прошедший день).
  • Обсуждение проблем. (Обсудить проблемные ситуации, если они возникли в течении дня, повести к самостоятельному решению).
  • Развивающий диалог. (Предложить тему в соответствии с программой).
  • Детское сообщество. (Дружить, быть внимательными, создавать положительный настрой).
  • Навыки общения. (Учить детей культуре диалога).

Практическая значимость.

Таким образом, дети учатся: правилам ведения речевого диалога, умению выражать свои чувства; развиваются все компоненты связной речи; обогащается и активизируется словарный запас; развивается эмоциональная отзывчивость, доброжелательность, уверенность в том, что его любят и принимают таким, какой он есть


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Технология проведения утреннего и вечернего кругов в ДОУ Подготовила: Чилингер Н.М., педагог- психолог МБДОУ «ЦРР- детский сад №15 «Росинка » г. Троицк, Челябинской области

Слайд 3

Основные инновации 5 издания Программы

Слайд 4

Примерный режим дня

Слайд 6

Цель – организация свободного общения детей, установление эмоционального контакта

Слайд 7

№ Центры активности Комментарии 1 Центр строительства ! Важно выделить этот центр , чтобы проходящие мимо не разрушали постройки 2 Центр сюжетно- ролевых игр Эти центры можно объединить 3 Уголок для театрализованных ( драматических )игр 4. Центр ( уголок) музыки 5. Центр изобразительного искусства Лучше располагать недалеко от раковины 6 Центр мелкой моторики Можно объединить/ совместить и разместить в спальне 7 Центр конструирования из деталей ( среднего и мелкого размера) 8 Уголок настольных игр Эти центра лучше расположить рядом , а при нехватке места их можно объединить/ совместить 9 10 Центр математики Центр науки и естествознания

Слайд 8

11 Центр грамотности и письма Данные центры размещаются в спальне и могут объединяться 12 Литературный центр ( книжный уголок) 13 Место для отдыха 14 Уголок уединения Можно организовать в любом тихом уголке на 1-2 человека 15 Центр песка и воды ( в ременный) Располагают рядом с умывальной комнатой 16 Площадка для активного отдыха ( спортивный уголок) 17 Место для группового сбора Объединяются в один многоцелевой полифункциональный центр (трансформируемая среда) 18 Место для проведения групповых занятий 19 Место для приёма пищи Рекомендуется каждый центр активности обозначить символом / картинкой, которые должны использоваться дошкольниками при планировании своей активности в течение дня.

Слайд 9

Утренний круг Проводится в форме развивающего диалога , Оповещение о начале утреннего круга ( звуковой сигнал, весёлая музыка, колокольчик, речёвка и др.), Р азмещение детей по кругу ( на стульчиках, стоя), Алгоритм проведения утреннего круга Приветствие Обмен информацией Н овости /Проблемная ситуация Динамическая пауза Игра (в соотвесвтии с тематикой недели) Представление информации о событиях предстоящего дня , приглашение детей к самостоятельному выбору центра активности и определение группы сверстников для совместной деятельности !!! Свой выбор дети закрепляют карточкой на Доске выбора Вечерний круг Проводится в форме рефлексии / о бсуждения наиболее интересных событий прошедшего дня , определения успехов и неудач,идеи/предложени и планы на вечер / п редстоящий день

Слайд 10

Значение утренного и вечернего кругов обучение детей правилам ведения речевого диалога,умению выпражать свои чувства , развитие всех компонентов речи, обогащение и активизация словарного запаса, ф ормирование эмоциональной отзывчивости , доброжелательности, увернности в том, что его любят принимают таким какой он есть.

Слайд 11

Коллеги, творческих успехов в проведении утреннего и вечернего кругов!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Вечерние игры".

Ребенок пришел из детского сада и Вы не можете узнать своего малыша: он становится неуправляемым, носится по квартире как метеор, скачет по диванам и кроватям, кричит, хохочет, легко срывается на слез...

Консультация для родителей «КАК ЗАНЯТЬ РЕБЁНКА ДОМА В ВЕЧЕРНЕЕ ВРЕМЯ»

Консультация для родителей«КАК ЗАНЯТЬ РЕБЁНКА ДОМА В ВЕЧЕРНЕЕ ВРЕМЯ»         Ребенок проводит в шумной обстановке целый день, поэтому к вечеру бурлящее напряжен...

Консультация для родителей "Вечерние игры"

     Малоподвижные  игры  широко используются  в детском саду, но родители могут играть с детьми дома в свободное время, на семейных праздниках, на отдыхе. Такие и...

Консультация для родителей "О пользе вечернего чтения сказок"

Консультация для родителей«О пользе вечернего чтения сказок».Сказка – это удивительный мир приключений, загадок, тайн. Сказки, прочтённые на ночь тихим, мелодичным голосом, не только...

Консультация для педагогов «Утренний» и «Вечерний» круг в детском саду.

laquo;Утренний круг» и «Вечерний круг» - это новые элементы программы «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, Э.М. Дорофеевой....

Консультация для воспитателей "Утренний и вечерний круг"

Консультация для воспитателей "Утренний и вечерний круг"...

Консультация для педагогов "Утренний и вечерний круг в ДОУ"

laquo;Утренний круг» и «Вечерний круг» - это элементы программы «от рождения до школы» под редакцией Н.Е. Веракса, Т.С. Комаровой, Э.М. Дорофеевой. «Утренний ...