Консультация для педагогов "Утренний и вечерний круг" в ДОУ
консультация (младшая, средняя, старшая группа)

Сараева Лидия Сергеевна

В консультации представлено понятие "утреннего и вечернего круга", цели, задачи, структура проведения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_utrenniy_vecherniy_krug.docx37.77 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов

«Утренний и вечерний круг»

«Утренний» и «Вечерний круг» одна из современных образовательных технологий, проводится в форме развивающего общения (развивающего диалога). На самом деле эта технология не такая инновационная, как мы думаем. Она появилась уже достаточно давно и прочно укрепилась в дошкольном образовании. Например, «Утренний сбор» пришел в детские сады еще в 80-е годы прошлого века вместе с методикой Марии Монтессори и Вальдорфской педагогикой. Эту технологию называют по-разному: детский совет, утро радостных встреч, групповой сбор. В программе «От рождения до школы» 2019 года, этот элемент в режиме дня появился под названием «Утренний круг».

«Утренний круг» - это ритмически организованная, эмоционально и сенсорно наполненная играми деятельность, направленная на стимуляцию активного участия ребенка в общей игре, на развитие его коммуникативных возможностей, часть режимного момента, проводимого в определенное время.

Это начало дня, когда дети собираются все вместе для того, чтобы вместе порадоваться предстоящему дню, поделиться впечатлениями, узнать новости, обсудить совместные планы, проблемы, договориться о правилах и т. д.

Именно на утреннем круге зарождается и обсуждается новое приключение (образовательное событие), дети договариваются о совместных правилах группы (нормотворчество), обсуждаются «мировые» и «научные» проблемы (развивающий диалог) и т.д. Воспитатель здесь несет функцию модератора, то есть он не главный, он просто направляет «сюжет» разговора в нужное, правильное русло.  Это место для общения взрослых и детей, задающее смысл и стиль всей жизни группы.

Важно помнить, что «Утренний» или «Вечерний круг» - это не занятие. Носит неформальный характер. Участие в нем не обязанность, а возможность приятного, эмоционально и познавательно насыщенного общения со сверстниками и взрослым.

Цель: «задать тон» всему дню, создать положительный эмоциональный настрой и вселить в ребёнка уверенность, что среди сверстников ему будет хорошо, а день обещает быть интересным и насыщенным.

С учётом этого основными задачами «Утреннего круга» являются:

1. Создание эмоционального настроя на весь день;

2. Установление комфортного социально-психологического климата в детском коллективе через свободное общение со сверстниками.

3. Развитие общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми и сверстниками, обогащение активного словаря, развитие связной речи.

Ожидаемый результат:

- Коммуникативное развитие: развитие навыков общения, умения доброжелательно взаимодействовать со сверстниками, готовности к совместной деятельности, умение вести диалог (слушать собеседника, аргументированно высказывать свое мнение).

- Когнитивное развитие: развитие познавательного интереса, умения формулировать свою мысль, ставить задачи, искать пути решения.

- Регуляторное развитие: развитие умения соблюдать установленные нормы и правила, подчинять свои интересы интересам сообщества, планировать свою и совместную деятельность.

- Навыки, умения, знания: ознакомление с окружающим миром, развитие речи, развитие детского сообщества: воспитание взаимной симпатии и дружелюбного отношения детей друг к другу.

- Обеспечение эмоционального комфорта: создание положительного настроя на день, положительного отношения к детскому саду.

С какого возраста и в какое время проводить «Утренний круг»?

«Утренний круг» рекомендуется проводить, начиная с младшего дошкольного возраста, то есть с 3 лет (в некоторых программах, начиная с раннего дошкольного возраста). Начинать можно с 5 – 10 минут и постепенно увеличивая длительность до 20 минут. Время проведения утреннего круга зависит от возраста детей и от того, во сколько начинается и заканчивается завтрак. Поэтому его проводят либо перед завтраком, либо после завтрака.

 Обсуждение в старшем дошкольном возрасте занимает от 10 до 20 минут.

Структура проведения «Утреннего круга» тоже очень гибкая, по ситуации можно обойтись без какого-либо компонента.

  1. Организация утреннего круга

Позывные для утреннего круга

  • Каждая группа выбирает для себя собственную традицию для оповещения детей о начале «Утреннего круга».  Можно использовать музыку и тогда вам не нужно будет созывать всех детей и повышать голос, если кто-то не услышал. За вас все сделает музыка. Можно использовать колокольчик, бубен или другой музыкальный инструмент. Как только дети услышат сигнал, они сразу поймут, что пора собираться в круг. С детьми постарше можно вместе придумать по какому сигналу вы будете собираться. Позывные можно связать с  темой дня, недели.

Если вы только начинаете проводить «Утренний круг» или у вас дети младшего дошкольного возраста, то «удержать» детей в кругу вам помогут медиаторы пространства. Это могут быть детали от напольного пазла, самодельные сшитые подушечки, самые простые «сидушки» для стульев. Получается, что у каждого ребенка свое «гнездышко» и дети спокойно сидят в кругу. Вначале воспитатель сам раскладывает их, через некоторое время дети могут делать это самостоятельно. Дети вместе с взрослым в течение сбора сидят в кругу, каждая группа сама определяет традицию организации круга. (на стульчиках или на подушках)

 Круг способствует открытости, вниманию детей друг к другу, дает чувство единства в коллективе. Порядок расположения детей в кругу может меняться.

Уже на начальном этапе рассадки в круг нужно обратить внимание на некоторые моменты:

  • Кто с кем сядет рядом;
  • Кто всегда стремится сесть рядом с воспитателем, а кто подальше;
  • Есть ли ребенок, которого не пускают в круг.

Обратите внимание, все ли дети умеют вступать в контакт или избегать нежелательного контакта, могут ли они договориться о совместных действиях.

  • При проведении «Утреннего круга» дети высказывают свои мысли, задают вопросы, много отвечают и предлагают идеи. Как сделать, чтобы общение не превратилось в «базар», чтобы дети не перебивали? Для этого существуют правила. Правила вводятся постепенно, когда в них возникает потребность. Их формулировки обговариваются с детьми. Правила оформляются не только словесно, но и в виде рисунков или символов. Правила вывешиваются на видном месте и служат наглядным напоминанием согласованных норм поведения. В начале группового сбора важно определить правило очерёдности высказываний. В этом вам поможет «игрушка – говорун», она «дает» право говорить (мягкий мячик, маленький плюшевый мишка и т.д.). Правило такое: «У кого в руках игрушка, тот и говорит». Иногда используют микрофон, но мягкую игрушку удобнее перекидывать друг другу. 

2. Приветствие

Дети нуждаются в любви и уважении своих сверстников, они хотят чувствовать себя частью группы. Приветствие адресовано каждому, кто находится в круге. Прежде чем начать приветствие, педагог его моделирует, то есть показывает, как это делается. Моделирование происходит каждый раз, когда приступают к новому этапу.

Существует много способов приветствия. Оно может быть вербальным и невербальным. Дети обращаются друг к другу по имени, с улыбкой, глаза в глаза. Устанавливается дружеская атмосфера. Большое значение имеет поза, спокойный и искренний тон голоса, дружелюбное выражение лица, открытые жесты. Дети усваивают множество веселых, занимательных, уважительных приветствий.

Используется:

- Пантомима

-Игровые моменты

-Песни, считалки, речевки

-Формы приветствий разных народов.

-Типичные приветствия: Здравствуйте! Доброе утро! Привет!

-Приветствия с действиями: С добрым утром! - стоя лицом к лицу. С обниманием, хлопками

- С переплетением рук «корзиночкой»

- Стихотворные приветствия

- От имени литературных героев или лиц проекта

- Приветствие с комплиментами

- Приветствие с передачей предмета, который передается по кругу (это может быть любимая игрушка, мяч, флажок, волшебная палочка, микрофон или другой интересный и значимый для детей предмет)

 Когда процедура проведения приветствия усвоена, дети могут выбирать или предлагать новые способы приветствия.

3.Составление плана дня. Календарь дел. Выбор центра активности

Этот этап направлен на расширение информации о теме дня, тематической неделе, проекте (сообщается о том, какой будет проект на день, неделю, дети приобретают новые знания, обобщают имеющиеся)

Примечание: Можно использовать Модель трёх вопросов:

Что мы знаем? Что хотим узнать? Что нужно сделать, чтобы узнать?

Завершающим компонентом «Утреннего круга» является презентация педагогом деятельности в центрах активности и выбор детьми центра, в котором они будут заниматься (сами выбирают деятельность: рисовать, играть, слушать сказку, исследовать). Этот прием практикует детей в принятии ответственных решений. Воспитатель может использовать этот момент и как образовательный. Так утренний круг позволяет плавно перейти к непосредственно-образовательной деятельности.

Темы для «Утреннего круга»

Когда мы только вводим эту технологию в жизнь группы, могут возникнуть трудности с подбором тем для общения.  Какие же темы можно использовать для общения на «Утреннем круге»?

Обмен новостями после выходных.

Одной из самых любимых частей утреннего круга для детей является обмен новостями – ведь это возможность рассказать другим то, «что еще никто, кроме меня не знает», поделиться своими наблюдениями, похвастаться интересными событиями. Темы новостей могут быть и свободными, и «заданными».

- Новости выходного дня могут сопровождаться вопросами:

- Кто хочет рассказать, что интересного было у вас в выходные?

-Чем вы занимались?

-Как прошли ваши выходные?

- Обмен информацией: 

Календарные (день недели, время года, погода, праздник);

Групповые (сколько детей, мальчиков, девочек, кто отсутствует; ближайший день рождения, что сегодня нам предстоит, что интересного заметили в группе?).

Проблемные ситуации

Организация детей в кругу способствует активизации общения – все видят глаза друг друга, чувствуют настроение, ощущают степень участия и заинтересованности каждого из присутствующих. Поэтому важно создавать ситуации, когда предоставляется всем детям возможность поразмышлять, высказать свое мнение по этому вопросу, сообща подумать над разрешением ситуации, произошедшей в группе.

Кто-то отнял игрушку, взял без разрешения, одна девочка подговаривает другую не дружить с кем-то.

Таких ситуаций в жизни детей много, замечаем и выносим на обсуждение (можно использовать вымышленные имена детей, чтобы не пристыдить при всех, а объяснить, как можно разрешить конфликт).

Новая книга или игра

Прежде, чем положить в центр новую книгу или игру, можно поговорить о ней на «Утреннем круге».

- Как Вы думаете, что это за игра?

-Чему она может вас научить?

-Какие правила в ней могут быть?

-С кем бы вам хотелось в нее поиграть?

-Как Вы думаете, что это за книга?

-Какие правила при обращении с книгой?

-С кем бы вы хотели  ее почитать?

Правила группы

- Как Вы думаете, для чего нужны правила?

-Что может произойти, если их не соблюдать?

-Какие правила есть в раздевалке?

Например, «У нас возникла проблема, дети часто ссорятся в центре экспериментирования. Как вы думаете, какие правила могут нам помочь»? – «Наши правила, что в раздевалке - нельзя шуметь, сегодня не работали. Как вы думаете, почему? Как нам исправить эту ситуацию»?

Игра

- Дыхательная и пальчиковая гимнастика;

- Словесные («Найди рифму», «Закончи предложение»);

- Игры-фантазии («Оживление предметов» в старшей группе может быть представлено повествованием сказки, истории от лица главного героя);

- Игры-цепочки (берём игрушку, а последующее задание - поздороваться, рассказать новости - от лица персонажа);

-Игры-тренинги («Покажи настроение», «Хлопни-топни», «Я превращаюсь»)

-Игры по теме дня

Проектная технология

-Этот компонент «Утреннего круга» направлен на расширение информационного поля тематического проекта. Здесь возможно и сообщение новых знаний, и обобщение имеющихся. Также это может быть презентация какой-либо части проекта детьми из старших групп, либо сам ребенок представляет сообщение, высказывание идей по решению проблем или выстраивание гипотез, планирование, распределение в «рабочие группы», корректировка идей.

 «Мозговой штурм»

Детям можно задать вопрос, который заставляет рассуждать, думать и спорить. Например, «Как могли бы выглядеть динозавры, если бы они жили в наше время»? Или, «Что для птиц страшнее: голод или холод»?

Свободная тема

Иногда бывает, что обсуждать нечего и тогда, позвольте себе отдать инициативу в выборе темы, в руки детей. Если дать такую возможность детям, то можно с удивлением обнаружить насколько необычные, яркие идеи приходят им в голову. Как разгорается спор, дискуссия, как они пытаются отстоять свою точку зрения.

Планирование предстоящей недели

Эту тему хорошо обсуждать в пятницу, например: - Следующая неделя у нас будет посвящена жизни диких животных в лесу. Про каких животных вам хотелось бы узнать? А может кто-то из вас уже знает, как некоторые животные готовятся к зиме, и захочет нам об этом рассказать?

Для педагогов «Утренний круг» - это способ организации свободного общения и развития речи детей, создание атмосферы коллективного творчества, что помогает развитию у воспитанников чувства взаимного уважения и доброты.

Для детей - возможность несколько минут побыть вместе, что немаловажно для застенчивых детей, рассказать, о чем думаешь, что чувствуешь.

Результативность: «Утренний круг» позволяет преодолевать трудности у детей с заниженной самооценкой, справиться с застенчивостью в контактах со сверстниками и малознакомыми людьми.

Если в традиции группы входит «Утренний круг», он становится любимым «ритуалом» и для детей, и для взрослых.

«Вечерний круг»

Цель: научить детей анализировать проведенный день в детском саду (осознавать и анализировать свои поступки, поступки сверстников и др.)

Задачи:

Вспомнить с детьми прошедший день, все самое хорошее и интересное, чтобы у детей формировалось положительное отношение друг к другу и к детскому саду в целом.

Предложить для обсуждения проблемную ситуацию, интересную детям.

Обсудить проблемные ситуации, если в течение дня таковые возникали, подвести детей к самостоятельному разрешению и урегулированию проблемы, организовать обсуждение планов реализации совместных дел (проектов, мероприятий, событий и пр.).

Учить детей культуре диалога (говорить по очереди, не перебивать, слушать и слышать друг друга, говорить по существу, уважать чужое мнение и пр.).

Учить детей быть внимательными друг к другу, поддерживать атмосферу дружелюбия, создавать положительный эмоциональный настрой.

Вечерний круг рекомендовано проводить во второй половине дня, например, сразу после полдника, чтобы в группе присутствовали практически все дети.

Основное отличие «Вечернего круга» от «Утреннего» в том, что он проводится в форме рефлексии - мы обсуждаем с детьми наиболее важные моменты прошедшего дня, то есть, говорим о том, что мы делали, что запомнили, что понравилось и что не понравилось.

Желательно, чтобы круг, образованный детьми, находился всегда в одном и том же месте, так как дети через два-три месяца привыкают обсуждать свои проблемы в кругу. А в старшем возрасте могут уже сами без присутствия воспитателя пользоваться этой технологией для обсуждения своих проблем.

Так же как и на «Утреннем круге» на «Вечернем круге» обсуждение в младшем дошкольном возрасте занимает от 5 до 20 минут, в старшем дошкольном возрасте от 10 до 20 минут.

Примерная структура вечернего круга

1. Вводная часть

Условный сигнал.

Условный сигнал должен отличаться от сигнала на «Утренний круг». Например, на «Утреннем круге» используется звон колокольчика, а на вечернем - созывает детей определенная спокойная мелодия, желательно одна и та же каждый день, чтобы дети её запомнили и уже понимали, для чего эта мелодия звучит. Так же можно использовать речевку, например: «1,2,3,4,5 становитесь в круг опять. Слева друг и справа друг. Очень дружный общий круг. Крепче за руки держитесь, и друг другу улыбнитесь». Или «Колокольчик вновь звенит, деткам в круг всем встать велит»

2.Коммуникативная игра. Беседа.

На вечернем круге мы вспоминаем с детьми прошедший день, обсуждаем проблемные ситуации, если они возникли в течение дня.

Дети по кругу передают друг другу какой-нибудь предмет (мячик, колокольчик, камушек, кубик и т.д.) Для того чтобы, обсуждение проходило эффективно, необходимо создать определённый психологический настрой: включить спокойную музыку.

Примерные вопросы:

Для начала группового сбора осуществляется подбор организующих   вопросов, способствующих установлению и поддержанию социальных контактов, развитию умения считывать информацию об эмоциональном состоянии других людей, формированию навыков общения и планирования.

Пример:

•        Все ли нашли для себя местечко, все ли удобно устроились?  

  • Какой день недели сегодня? Какое число? Какой день недели завтра?

• Какая часть суток сейчас?

• Что вы делаете в это время в детском саду?

  • Какое у вас настроение?

•        Посмотрите друг на друга. У всех ли радостные (светлые, приветливые, улыбающиеся) лица?

•        Кто очень хочет задать вопрос?

•        Кто желает поделиться своими новостями (впечатлениями, идеями, мыслями)?

•        О чём бы вы хотели узнать?

•        Что бы вы хотели посоветовать?

•        Как бы вы поступили в подобной ситуации?

•        Что вас порадовало (огорчило, удивило)?

  • Что бы вы хотели изменить?

• Что интересного сегодня вы узнали?

  • Чем занимались?
  • Что сегодня мы сделали по теме?

• Как выполнили свою работу?

•Что больше всего удалось?

•Кому с кем было интересно играть (трудиться, работать в центрах активности)?

•        За что ты можешь похвалить своего товарища?

•        За что ты можешь похвалить себя?

3. Заключительная часть

Ваши пожелания на завтрашний день (группе, друг другу).

Если проводить круги ежедневно, дети научатся:

•        делать выбор;

•        выбирать из личного опыта самое значимое;

•        слушать и слышать;

•        соблюдать правила;

•        выражать словами свое состояние и желание;

•        рассказывать кратко, последовательно и логично;

•        формулировать и аргументировать суждения;

•        планировать собственную деятельность;

  •  выражать свои чувства и переживания публично.

При этом педагогу необходимо соблюдать несколько правил:

•        принимайте любые ответы детей (даже если они вам не нравятся)

•        принимайте новости детей как факт;

•        после вопроса дайте подумать (так как дети не могут сразу дать ответ);

•        комментируйте слова детей (это не возбраняется, а даже полезно);

•        время от времени подводите итог того, что было сказано;

•        заранее нужно продумывать вопросы, которые зададите детям, но никогда не продумывать ответы детей;

•        показывайте детям, что все их идеи, гипотезы и все их мысли очень интересны.

Таким образом, можно подвести итог:

«Утренний» и «Вечерний круг» - это не занятие.

Отличие их в следующем:

•        В позиции педагога: воспитатель не учитель, а член сообщества, равный со всеми детьми. У каждого ребенка есть своя точка зрения.

•        У круга нет четкого плана, так как мы не можем предположить все детские ответы и куда пойдет обсуждение. Круг – это живое общение и педагогу нужно очень гибко реагировать.

•        Воспитатель не должен быть инструктором. Он должен оставлять детям инициативу. Дети должны решать, что делать и как делать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Вечерние игры".

Ребенок пришел из детского сада и Вы не можете узнать своего малыша: он становится неуправляемым, носится по квартире как метеор, скачет по диванам и кроватям, кричит, хохочет, легко срывается на слез...

Консультация для родителей «КАК ЗАНЯТЬ РЕБЁНКА ДОМА В ВЕЧЕРНЕЕ ВРЕМЯ»

Консультация для родителей«КАК ЗАНЯТЬ РЕБЁНКА ДОМА В ВЕЧЕРНЕЕ ВРЕМЯ»         Ребенок проводит в шумной обстановке целый день, поэтому к вечеру бурлящее напряжен...

Консультация для родителей "Вечерние игры"

     Малоподвижные  игры  широко используются  в детском саду, но родители могут играть с детьми дома в свободное время, на семейных праздниках, на отдыхе. Такие и...

«Сказки на ночь. О пользе вечернего чтения». Консультация для родителей ДОУ

Сказка – это удивительный мир приключений, загадок, тайн. Сказки, прочтенные на ночь тихим, мелодичным голосом, не только готовят ребенка ко сну, но и дарят массу воспоминаний о счастливом детстве, пр...

Консультация для родителей "Сказки на ночь. О пользе вечернего чтения"

Консультация для родителей на тему "Сказки на ночь. О пользе вечернего чтения"...

Консультация для родителей «Сказки на ночь. О пользе вечернего чтения».

Консультация для родителей «Сказки на ночь. О пользе вечернего чтения». Сказка – это удивительный мир приключений, загадок, тайн.          Сказки...

Консультация для педагогов "Утренний, вечерний круг в режимных момента"

Консультация для педагогов "Утренний, вечерний круг в режимных момента"...