Методика «Вопрошайка» М.Б. Шумаковой
методическая разработка

Губина Алёна Анатольевна

Уровень развития умения ребенка задавать вопросы можно определить по методике «Вопрошайка» М.Б. Шумаковой.

Методика «Вопрошайка»

Цель: Изучение познавательной активности ребенка-дошкольника, умения задавать вопросы.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodika_voproshayka_m.b._shumakovoy.doc25.5 КБ

Предварительный просмотр:

Уровень развития умения ребенка задавать вопросы можно определить по методике «Вопрошайка» М.Б. Шумаковой.

Методика «Вопрошайка»

Цель: Изучение познавательной активности ребенка-дошкольника, умения задавать вопросы.

Подготовка и проведение исследования. Подберите две картинки. Одна должна быть близка детям по содержанию (это могут быть играющие дети, зимние развлечения и т.п.), на другой должны быть изображены незнакомые для него объекты.

Предложите ребенку поиграть в игру «Вопрошайка». Скажите, что он может спрашивать обо всем, что ему хочется узнать о предметах, изображенных на картинках.

В протоколах зафиксируйте имена, пол, возраст и вопросы каждого ребенка.

Обработка и интерпретация данных. Полученные материалы обрабатываются по следующим критериям: – широта охвата предметов, изображенных на картинках; – количество вопросов, задаваемых одним ребенком; – тип вопросов.

1-й тип. Устанавливающие вопросы – это вопросы, направленные на выделение и идентификацию объекта исследования («Кто это?», «На чем стоят книги?»).

2-й тип. Определительные вопросы – связанные с выделением всевозможных признаков и свойств объектов, определением временных и пространственных характеристик («Верблюд любит хлеб?», «А из чего сделана шапка?», «А вода холодная?»).

3-й тип. Причинные вопросы – относящиеся к познанию взаимосвязи объектов, выявлению причин, закономерностей, сущности явлений («Почему мальчик хмурый?», «Зачем девочке нужна сумка?», «А что ли они замерзли?»).

4-й тип. Вопросы-гипотезы, выражающие предположения («Мальчик не идет в школу, потому что он не сделал уроки?», «Девочка плачет, потому что она потерялась?»).

Если в детской речи мы наблюдаем все типы познавательных вопросов, то делаем вывод о высоком уровне познавательной активности ребенка, об умении задавать вопросы. Детям, не умеющим задавать вопросы, в дальнейшем уделяется особое внимание.

Игру «Вопрошайка» можно использовать для обучения детей умению задавать вопросы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Диагностика педагогического процесса по методике Верищагиной Н.В. и индивидуальный образовательный маршрут к данной методике

Карты диагностики педагогического процесса по методике Верещагиной Н.В. и разработанные к данной методике ИОМ...

Представление на Шумакову Ирину Александровну от родительского комитета

Ирина Александровна - воспитатель одаренный, эрудированный, творчески относящийся к своему делу, принципиальный и требовательный....

"Познавательное развитие детей" по направлению "ТРИЗ". Игра «Вопрошайка» (авторская разработка), презентация.

Уровень развития умения ребенка задавать вопросы можно определить по методике «Вопрошайка» М.Б. Шумаковой.Цель: Изучение познавательной активности ребенка-дошкольника, умения задавать вопр...

Диагностика уровня познавательной активности дошкольника «Вопрошайка» (Методика М. Б. Шумаковой.)

Выявление уровня познавательной активности дошкольника методикой М. Б. Шумаковой  «Вопрошайка» ....