«Использование современных форм работы с родителями как средство вовлечения их в образовательный процесс»
материал (средняя, старшая, подготовительная группа)

Богомолова Татьяна Леонидовна

В рамках ФГОС изменяется и способ организации детских видов деятельности: не руководство взрослого, а совместная (партнерская) деятельность взрослого и ребенка – это наиболее естественный и эффективный контекст развития в дошкольном детстве. Из этого следует, что родители должны тесно взаимодействовать с музыкальным руководителем в создании условий для полноценного и своевременного музыкального развития ребенка дошкольного возраста, чтобы не упустить важнейший период развития его личности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

План работы с родителями

«Использование современных форм работы с родителями как средство вовлечения их в образовательный процесс»

 Разработка современных инновационных форм совместной деятельности музыкального руководителя и родителей, обеспечивающей единство образовательных и воспитательных воздействий для развития личности ребенка младшего дошкольного возраста.

В рамках нового стандарта изменяется и способ организации детских видов деятельности: не руководство взрослого, а совместная (партнерская) деятельность взрослого и ребенка – это наиболее естественный и эффективный контекст развития в дошкольном детстве. Из этого следует, что родители должны тесно взаимодействовать с музыкальным руководителем в создании условий для полноценного и своевременного музыкального развития ребенка дошкольного возраста, чтобы не упустить важнейший период развития его личности.

Цель: формирование заинтересованности родителей к совместному решению задач по музыкальному воспитанию, обучению и развитию детей.

Задачи:

  • повысить компетентность в вопросах музыкального воспитания родителей (индивидуальные беседы, анкетирование, консультации, изготовление папок-передвижек)
  • вовлечь в музыкально-образовательный процесс (открытые занятия, участие в них, создание развивающей предметно-пространственной среды) ;
  • совместная культурно-досуговая деятельность (написание сценариев, участие в подготовке и проведении праздников, исполнение ролей, изготовление театральных атрибутов).

*Анкетирование родителей;

* проведение родительских собраний в новых формах: «Круглый стол», «Деловая игра», «Семейный клуб»;

* индивидуальные беседы с родителями по результатам анкетирования;

*сбор подручных материалов для проведения игр, занятий и т.д.

*создание папки-передвижки, для привлечения родителей в образовательный процесс ДОУ;

*Подготовка плана работы на учебный год.

*Знакомство с музыкальным миром - развлечение

Октябрь

* Мониторинг знаний и умений детей на начало года

* Просмотр открытого занятия. Анализ. Формирование выводов о работе музыкального руководителя.

* Привлечение родителей как героев в инсценировки.

* Создание атрибутов для сценок.

* Показ родителями музыкальной сказки для детей «Теремок».

* Формирование базы предметно-развивающей среды.

Ноябрь

* Викторина с родителями «Путешествие в страну детства»

* Ознакомление родителей с музыкальным репертуаром детей 2 мл. группы

* Совместный праздник ко Дню матери «При солнышке – тепло, при матери – добро» (старшая и подготовительная группы)

* Создание новогоднего сценария совместно с родителями. Привлечь родителей к участию в новогоднем утреннике

Декабрь

* Создание атрибутов для новогодних праздников

* Вечерняя викторина «Наша музыкальная семья»

* Индивидуальные консультации родителей по результатам полугодовой работы

* Новогодний праздник «Новогодние приключения»

Январь

* Создание папки-передвижки «В мире пожеланий и предложений»

* Фотовыставка «Музыка в нашей семье»

* Праздник с привлечением родителей «Гжатские посиделки с «Былинушкой»»

Февраль

* Мастер класс для родителей «Музыкальные игры для детей»

* Консультация «Музыка – как средство патриотического воспитания»

* Подготовка и пошив костюмов для праздника «Масленица»

* Проведение праздника «Масленица с участием родителей»

Март

* Семейный праздник «Лучше мамы в мире нет»

* Открытое занятие с участием родителей для родителей

* Изготовление уголка в группе «русские музыкальные инструменты»

* Участие родителей в дидактических играх и танцах «Весна пришла – игры принесла»

Апрель

* Индивидуальные консультации с родителями

* Совместный праздник ко Дню космонавтики «Наш веселый экипаж»

* Создание оркестра с родителями на детских муз. инструментах

* Семейный праздник с бабушками «Светлая Пасха»

Май

* Мониторинг знаний и умений детей на конец года. Анализ работы музыкального руководителя с родителями.

* Анкетирование родителей по итогам прошедшего года.

* Подготовка проекта на след. учебный год.

* Подготовка благодарственного номера от родителей к выпускному празднику.

Анализ системы взаимодействия музыкального руководителя с родителями.

Анализ системы взаимодействия музыкального руководителя с родителями дошкольников я провожу с помощью анкетирования родителей и мониторинга приобретенных навыков и умений детей. Мною создана таблица анкетирования, по которой будет видно - изменилось ли отношение родителя к художественно-эстетическому воспитанию дошкольника. Остался ли доволен родитель о совместно проделанной работе. Изменилось ли в семье отношение к музыкальному воспитанию дошкольника.

Мною планируется создание книги отзывов и предложений для музыкального руководителя.

Анкета для родителей

Уважаемые родители!

Предлагаю заполнить Вам анкету.  Ваши мысли, идеи, опыт помогут осуществлять музыкальное развитие Ваших детей более интересным, полезным и эффективным. Пожалуйста, уделите несколько минут размышлениям над вопросами.

Фамилия, имя ребенка  _____________________________________

1. Кто из родителей, бабушек или дедушек занимается или занимался музыкой? ______________________________________________________

2. Имеются ли дома музыкальные инструменты? Какие? Назовите их

________________________________________________________________

3. Есть ли у вашего ребёнка музыкальный уголок дома:

Музыкальные инструменты (Игрушки): Бубен. Барабан. Погремушка. Деревянные ложки. Металлофон. Колокольчик. Свистулька. Дудочка. (Нужное подчеркнуть) И Другие… Какие? _______________________

4. Музыкальные интерактивные книги

5. Компьютер, видео, аудиотехника (С детским музыкальным обеспечением)

__________________________________________________________________

6. Делится ли Ваш ребенок впечатлениями о музыкальных занятиях?

              а) да                        б) почти всегда                в) нет

7. Что чаще всего делает Ваш ребенок в своих играх?

     а) слушает музыку               б) напевает       в) танцует    

      г) играет на музыкальных инструментах

8. Какую музыку любит Ваш ребенок больше?

    а) спокойную                б) грустную        б) бодрую                 г) веселую

9. Какая музыка больше нравиться вашему ребёнку – песни, инструментальные пьесы, танцевальная?    

Какого характера – весёлая, спокойная, сказочная, ритмичная?  

   (нужное подчеркнуть)

10. Любит ли Ваш ребенок устраивать «домашние концерты» для Вас, используя репертуар, выученный в детском саду?  __________________

11. Заучиваете ли Вы по собственной инициативе с ребенком:

      а) народные песни                б) детские                в) современные

12. Любимые песни Вашего ребенка? __________________________

13. Хотели бы вы присутствовать на музыкальных занятиях в детском саду?

          а) Да         б) Нет        

14. Нужны ли вашему ребёнку, на ваш взгляд, дополнительные музыкальные занятия?

           а) Да                     б) Нет                в) Не знаю

15. Как вы будете относиться к занятиям ваших детей народным творчеством?

       А) одобряю         Б) не одобряю             В) равнодушен

16.Отмечаете ли вы в семье народные праздники? Рождество. Пасха и др.

______________________________________

17. Какое участие вы могли бы принять в проведении утренника, детского праздника, развлечения, спектакля или в их подготовке?

а) выступить со своим ребёнком;

б) сыграть роль;

в) сыграть на музыкальном инструменте;

г) сшить костюм;

д) оформить, нарисовать декорации;

е) помочь в разработке сценария, подготовке музыкального или литературного материала;

другое (что именно) ___________________________________________

18. Какие эмоции вы испытываете после посещения музыкальных праздников?

19. Как вы оцениваете работу музыкального руководителя по 5-бальной шкале? 1 2 3 4 5 (обвести)

20. Посещаете ли вы праздники, утренники, досуги, развлечения, проводимые в детском саду?

21. Какую информацию вы бы хотели получить о музыкальном воспитании?

Благодарю Вас!

Богомолова Татьяна Леонидовна,

музыкальный руководитель МБДОУ «Детский сад «Крепыш».

Ожидаемые результаты реализации плана

  • Разработка и реализация подходов взаимодействия музыкального руководителя и родителей для совместной работы;
  • Повышение инициативы родителей в образовательном процессе дошкольника;
  • Партнерские взаимоотношения между участниками образовательного процесса;
  • Положительное влияние совместной деятельности музыкального руководителя и родителей воспитанников;
  • Новое положительное отношение родителей к ДОУ, положительная оценка его деятельности, повышение имиджа учреждения.

Таким образом, мною была представлена модель взаимосвязи участников образовательного процесса (музыкального руководителя и родителей) на примере данного плана для детей 2-ой младшей группы.

Данный план позволит:

 для детей - приобрести социальный опыт, повысить качество и эффективность развития, воспитания и обучения, сформировать активно-познавательную позицию;

 для музыкальных руководителей - оценить свои профессиональные возможности и достижения, постоянно совершенствовать свое профессиональное мастерство, сформировать партнерские, доверительные отношения между участниками образовательного процесса; создать пространство для интеграции педагогических технологий, используя ИКТ; осуществлять поиск новых идей, работать над совместными проектами;

 для родителей, неравнодушных к настоящему и будущему своих детей, желающих понимать их проблемы - стать активными участниками и партнерами образовательного процесса, получать полную информацию о развитии и достижениях своего ребенка, пользоваться рекомендациями специалистов при выборе школы с учетом индивидуальных особенностей и возможностей ребенка.

Список используемой литературы

1. Алексеева Л.Н. , Тютюнникова Т.Э. «Музыка». Учебно-наглядное пособие «Музыка». – М.: АСТ, 2008.

2. В.А. Петрова « Музыка малышам». – М.: Мозаика-Синтез, 2001.

3. Каплунова И., Новоскольцева И. Праздник каждый день. Программа музыкального воспитания детей дошкольного возраста «Ладушки», младшая группа. СПб. Изд-во «Композитор», 1999.

4. Каплунова И., Новоскольцева И. Праздник каждый день. Конспекты музыкальных занятий с аудиоприложением. Младшая группа, С-Пб., Композитор, 2007.

5. Меркулова Л.Р. «Оркестр в детском саду». Программа формирования эмоционального сопереживания и осознания музыки через музицирование. – М., 2000

6. «Музыка в детском саду» Вторая младшая группа. сост. Ветлугина Н. М., «Музыка», 2000

7. Петрова В.А. Музыка-малышам. – М.: Мозаика-Синтез, 2001.

8. Петрова В.А., Мы танцуем и поем. – М.: Карапуз, 2003.

9. Сауко Т.Н., Буренина А.И. «Топ-хлоп, малыши»: программа музыкально-ритмического воспитания детей 2-3 лет. – СПб., 2001.

10. ФГОС дошкольного образования - http://11ds.sayan-obr.ru/DswMedia/fgosprezentaciyadlyaroditeley.pdf


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Использование педагогами форм работы с родителями по привлечению к участию в образовательном процессе"

Презентация "Использование педагогами форм работы с родителями по привлечению к участию в образовательном процессе"...

Опыт работы «Современные формы работы с родителями по физическому развитию детей. Семейный клуб «Здоровая семья» как эффективная форма работы по вовлечению родителей в образовательный процесс ДОУ»

Одним из принципов стандарта является – «сотрудничество организации с семьей».  Задача Стандарта в области работы  с семьей –  обеспечение психолого-педагог...

статья: «Одна большая дружная семья или современные формы работы с родителями, как непосредственными участниками образовательного процесс»

Одним из принципов дошкольного образования является сотрудничество Организации с семьёй, а  ФГОС ДО является основой для оказания помощи родителям(законным представителям) в воспитании ...

«СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ДОО» «ЛЭПБУК – ЭФФЕКТИВНОЕ СРЕДСТВО ВОВЛЕЧЕНИЯ СЕМЬИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС»

Формировать систему знаний, умений и навыков детей по правилам дорожного движения. - Повторить и закрепить знания о светофорах и сигналах; довести до детей важность сигналов светофора. - Познакомить с...

Использование современных форм работы с родителями

Взаимодействие дошкольного учреждения и семьи - это важный механизм развития всех участников образовательного процесса. В связи с этим актуализируется процесс поиска новых подходов к работе дошкольног...