Развитие интеллекта ребенка в старшем дошкольном возрасте
статья (старшая, подготовительная группа)

Пашученкова Елена Викторовна

Развитие интеллекта ребёнка – многогранный и сложноорганизованный процесс. В нём рука об руку идут восприятие, внимание, память, мышление, речь и зрительно-моторная координация. Все они двигаются рядом, опираясь друг на друга в развитии, время от времени уступая первенство друг другу. Что же важнее?

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx19.37 КБ

Предварительный просмотр:

Пашученкова Е.В., воспитатель

ГБДОУ детский сад №24 комбинированного вида

Московского района Санкт-Петербурга

Развитие интеллекта ребенка в старшем дошкольном возрасте.

Развитие интеллекта ребёнка – многогранный и сложноорганизованный процесс. В нём рука об руку идут восприятие, внимание, память, мышление, речь и зрительно-моторная координация. Какая из перечисленных составляющих интеллектуального развития является первоочередной и наиболее важной определить практически невозможно. Все они идут рядом, опираясь друг на друга в развитии, время от времени уступая первенство друг другу. Что же важнее?

Речь.

Овладение родным языком является значимым приобретением ребенка в дошкольном детстве, перестраивающим психику малыша, позволяющим ему воспринимать явления более осознанно и произвольно. Своевременное и правильное освоение речи  - это одно из важных условий полноценного психического развития: дети с хорошо развитой речью легко вступают в общение с окружающими, могут понятно выразить свои мысли и желания, задать вопросы, договориться со сверстниками о совместной игре и т.д. И наоборот, невнятная речь затрудняет взаимоотношения ребенка с окружающими, нередко накладывая тяжёлый отпечаток на его характер: дети, имеющие недостатки речи, болезненно ощущают их, становятся молчаливыми, замкнутыми, застенчивыми, раздражительными.

Речь не является врождённой способностью, а развивается в процессе онтогенеза параллельно с физическим и умственным развитием ребёнка и служит показателем его общего развития. Развитие речи происходит со строгой закономерностью и характеризуется рядом черт, общих для всех детей. Каждый ребёнок учится складывать слова, словно детали конструктора, в предложения, основываясь на правилах родного языка, овладевает умением изменять слова по числам, родам и падежам; для того чтобы,  рассказывать, спрашивать и отвечать.

Восприятие

Восприятие – это психический процесс познания действительности при помощи различных органов чувств, в результате, которого формируется целостный образ объекта или явления. Именно этот познавательный процесс является главным инструментом исследования окружающего мира ребёнком наряду с активными действиями с предметами.

Для полноценного развития и эффективного обучения ребёнка необходим достаточный уровень развития восприятия. Оно является фундаментом для формирования других познавательных процессов (памяти внимания, мышления, речи и воображения). 

Память

Память в старшем дошкольном возрасте носит непроизвольный характер. Ребенок лучше запоминает то, что для него представляет наибольший интерес, дает наилучшие впечатления. Таким образом, объем фиксированного материала во многом определяется эмоциональным отношением к данному предмету или явлению.

Дошкольный возраст является благоприятным для развития памяти, так как характеризуется интенсивным развитием способности к запоминанию и воспроизведению. Именно в этом возрасте начинается полноценное умственное развитие личности, которое связано с формированием устойчивых познавательных интересов, умений и навыков мыслительной деятельности. Развитие памяти – одно из условий успешного обучения ребенка в детском саду и подготовки к школе.

Внимание

Внимание – это направленность и сосредоточенность сознания на определённом явлении или объекте, которое является одним из важнейших психических процессов, тесно связанных с общей направленной активностью, намерениями и мотивацией.

Внимание имеет огромное значение в жизни человека. Оно – необходимое условие выполнения любой деятельности. Только внимание делает все наши процессы полноценными; именно оно даёт возможность воспринимать окружающий нас мир.

Мышление

В возрасте 5-6 лет происходит интенсивное формирование и развитие навыков и умений, способствующих изучению детьми внешней среды, анализу свойств предметов и воздействие на них с целью изменения. Данный уровень умственного развития, т.е. наглядно-действенное мышление, является как бы подготовительным. Он способствует накоплению фактов, сведений об окружающем мире, созданию основы для формирования представлений и понятий. В процессе наглядно-действенного мышления проявляются предпосылки для формирования более сложной формы мышления – наглядно-образного мышления. Оно характеризуется тем, что разрешение проблемной ситуации осуществляется ребенком в русле представлений, без применения практических действий. К концу дошкольного периода преобладает высшая форма наглядно-образного мышления – наглядно-схематическое мышление. Отражение достижения ребенком этого уровня умственного развития является схематизм детского рисунка, умение использовать при решении задачи схематические изображения.

В то же время данная форма мышления является основой для образования логического мышления, связанного с использованием и преобразованием понятий. Таким образом, к 6-7 годам ребенок может подходить к решению проблемной ситуации тремя способами: используя наглядно-действенное, наглядно-образное и логическое мышления. Старший дошкольный возраст следует рассматривать только как период, когда должно начаться интенсивное формирование логического мышления, как бы определяя тем самым, ближайшую перспективу умственного развития. Накопление к старшему дошкольному возрасту большого опыта практических действий, достаточный уровень развития восприятия, памяти, воображения и мышления повышают у ребенка чувство уверенности в своих силах. Это выражается в постановке все более разнообразных и сложных целей, достижению которых способствует волевая регуляция поведения. Ребенок 6-7 лет может стремиться к далекой (в том числе и воображаемой) цели, выдерживая при этом сильное волевое напряжение в течение довольно длительного времени.

Зрительно - моторная координация

Зрительно - моторная координация позволяет человеку выполнять действия с предметами (а также рисование и письмо) согласно своему замыслу или стоящей перед ним задаче. Под этим определением понимают согласованность движений и их элементов в результате совместной и одновременной деятельности зрительного и мышечно-двигательного анализаторов. Зрительное восприятие является основой познавательной деятельности ребенка, так как эффективность формирования базовых школьных навыков – чтения и письма во многом зависит именно от уровня готовности зрительно-пространственного восприятия и зрительно-моторных навыков, которые позволяют визуально различить среди графических форм нужную, точно копировать текст, умение оперировать пространственными понятиями. Зрительно-моторная координация также является одной из составляющих «готовности к школе». Ребенку в процессе учебы часто приходится одновременно смотреть на предмет (например, на доску) и списывать или срисовывать то, что он в данный момент рассматривает. Поэтому - то так важны согласованные действия глаз и рук, когда пальцы как бы слышат ту информацию, которую им дает глаз.

 Так что же важнее? Очень сложно ответить на поставленный вопрос. Если же предположить, что все составляющие интеллекта важны, то как же быть? По мнению современных физиологов, психологов и педагогов для активного развития познавательных способностей и речи в старшем дошкольном возрасте необходим комплексный подход. Его сущность заключается в том, что он касается проектирования всех сторон и аспектов воспитательно-образовательной деятельности, а также оказывает влияние на различные факторы воспитания и образования. Комплексный подход выражается также в устранении противоречий между всеми сторонами воспитательной и учебной деятельности и придании педагогическому процессу единой целевой направленности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Квалификационная работа "Коррекционная работа по развитию мыслительной деятельности детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта"

Квалификационная работа учителя-дефектолога на тему "Коррекционная работа по развитию мыслительной деятельности детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта"...

Практико-ориентированный проект "Развитие змоционального интеллекта у детей старшего дошкольного возраста"

Проблема развития эмоционального интеллекта у детей является насущной потребностью сегодняшнего времени.  Формирование способностей эмоционального интеллекта одно из эффективных направлений разви...

«Развитие социального интеллекта у детей старшего дошкольного возраста»

Социальный интеллект позволяет  самому человеку оценивать собственные достоинства и недостатки, а так же является необходимым условием эффективного межличностного взаимодействия...

Значение развития эмоционального интеллекта у детей старшего дошкольного возраста.

Понятие «Эмоциональный интеллект» введено исследователями Иельского университета Питером Саловеем и Джоном Мейером в 1990 году.[4] Они определяют эмоциональный интеллект как сложный психологический ко...

«Развитие эмоционального интеллекта у детей старшего дошкольного возраста»

На сегодняшней день все больше возрастает  интерес, связанный с проблемой связи чувств и разума, эмоционального и рационального, их взаимодействия и взаимовлияния. Эмоциональный интеллект...

Консультация для воспитателей «Значение развития эмоционального интеллекта у детей старшего дошкольного возраста»

Консультация для воспитателей «Значение развития эмоционального интеллекта у детей старшего дошкольного возраста»...

Родительское собрание на тему: "Развитие речи ребенка в старшем дошкольном возрасте"

Родительское собрание на тему: "Развитие речи ребенка в старшем дошкольном возрасте"...