Семинар - практикум для родителей "Развитие мелкой моторики"
материал (младшая группа)

Татьяна Ивановна Затонская

В данном семинаре - практикуме для родителей  представлены разнообразные формы работы с детьми по развитию мелкой моторики

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rod_sobr_sr._gr._motorika.docx29.49 КБ

Предварительный просмотр:

Форма проведения: практический семинар. 

Цель: сформировать у родителей представление о роли мелкой моторики в психофизическом развитии и развитии речи детей. 

Задача: познакомить с приемами развития мелкой моторики рук у детей среднего дошкольного возраста. 

Участники: родители, воспитатель, воспитанники группы, музыкальный руководитель. 

Место проведения: музыкальный зал. 

Оборудование: столы, пальчиковые краски, зеленые тонированные листы бумаги, вода, салфетки влажные , пуговицы, бусины, шкатулки,  пальчиковый театр, цветочки, музыкальный центр, нагрудный знак «поезд», мультимедийное оборудование. 

Ход мероприятия

Воспитатель: Сегодня я предлагаю поговорить о развитии речи ваших малышей, вернее об одном из средств развития речи детей. (слайд 1) 

        Не секрет, что в последние 5-10 лет уровень речевого развития детей заметно снизился. Как вы думаете, почему? Да потому, что с детьми всё меньше и меньше говорят родители, которые страшно заняты на своей работе. И сами дети меньше говорят, потому что больше смотрят и слушают. Кроме того, наши дети редко делают что-то своими руками, потому что современные игрушки, предметы и вещи устроены максимально удобно, но не эффективно для развития моторики. Это любимая мамами одежда и обувь с липучками вместо шнурков и пуговиц. Это книжки и пособия с наклейками вместо картинок для вырезания. Это бытовые предметы и приборы, управляемые с помощью пульта. Еще 20 лет назад родителям, а вместе с ними и детям, приходилось больше делать руками: перебирать крупу, стирать белье, вязать, вышивать. Сейчас же на каждое занятие есть по машине.
Все это, несомненно, прогресс. 
       
Следствие слабого развития общей моторики, и в частности - руки, общая неготовность большинства современных детей к письму или проблем с речевым развитием. С большой долей вероятности можно заключать, что если с речью не все в порядке, это наверняка проблемы с моторикой.

        Однако даже если речь ребенка в норме - это вовсе не значит, что ребенок хорошо управляется со своими руками. Если в возрасте 4-5 лет завязывание шнурков вызывает у ребенка затруднения, а из пластилина кроме шариков и колбасок ничего не лепится, если в 6 лет пришивание настоящей пуговицы - невыполнимая и опасная задача - значит, и ваш ребенок не исключение.

К сожалению, о проблемах с координацией движений и мелкой моторикой большинство родителей узнают только перед школой. Это оборачивается форсированной нагрузкой на ребенка: кроме усвоения новой информации, приходится еще учиться удерживать в непослушных пальцах карандаш.

Почему же одним из эффективных средств развития речи в дошкольном возрасте являются пальчиковые игры? Потому что развитие рук находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка. (слайд 2) 

Подражание движениям рук, игры с пальцами стимулируют, ускоряют процесс речевого и умственного развития ребенка. Об этом свидетельствуют не только опыт и знания многих поколений, но и исследования физиологов, которые доказали, что двигательные импульсы пальцев рук влияют на формирование «речевых» зон и положительно действуют на всю кору головного мозга ребенка. Поэтому развитие рук помогает ребенку хорошо говорить, подготавливает руку к письму, развивает мышление.

Уровень развития мелкой пальцевой моторики и координации движений рук – один из показателей интеллектуального развития и, следовательно, готовности к обучению в школе. Ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно хорошо развиты внимание и память, связная речь. 

Вашему вниманию представлена диаграмма, показывающая анализ результатов диагностики развития координации движений рук ваших детей. На этом рисунке видно, что уровень развития ниже среднего, но нет ничего страшного, ведь мы в начале пути. (слайд 3) 

Поэтому можно сделать предварительный вывод: пока ребенок мал, не следует требовать от него слишком многого. Давайте вместе учить и развивать его в игровой форме. 

Чтобы настроить вас на дальнейшую работу, предлагаю провести небольшую игру. 

Разминка «Карандаши» 

Задачи: снять эмоциональную напряженность, содействовать построению доверительных отношений, приобретению навыков межличностного общения на невербальном уровне. 

Материал: по 2 карандаша на каждую пару участников. 

(Упражнение выполняется под медленную музыку. Родители стоят друг напротив друга на расстоянии 70-90 см и пытаются удержать два карандаша, прижав их концы подушечками указательных пальцев.) 

Задание: Не выпуская карандаши, двигать руками вверх-вниз, вперед-назад; сделать шаг вперед, назад; присесть, встать. 

Пальчиковые игры и упражнения – уникальное средство для развития речи. Педиатры и психологи считают, что психомоторные процессы развития речи напрямую зависят от развития мелкой моторики. Разучивание текстов с использованием «пальчиковой» гимнастики стимулирует развитие мышления, внимания, воображения. Ребенок лучше запоминает стихотворные тексты, его речь делается более точной и выразительной. 

Доказано, что чем сильнее и подвижнее пальчики рук малыша, тем увереннее познает кроха окружающий мир, осваивает его премудрости. Разумеется, сила, ловкость, активность приходят к маленьким пальчикам не сами по себе, это – результат их повседневной тренировки. И чем раньше такие тренировки начнутся, тем быстрее будут «умнеть» пальчики! Как же тренировать команду из десяти маленьких, пока еще очень слабых и не всегда послушных учеников? Есть ли средство, позволяющее делать это легко и непринужденно? Да, такое средство есть. И просто удивительно, насколько оно «пожилое» - проверенное временем, уникальное, незаменимое. Это – пальчиковые игры! (слайд 4) 

Вопросы к родителям: (слайд 5) 

- занимались ли ваши родители с вами пальчиковой гимнастикой? Приведите примеры. 

- играли ли вы сами с вашими пальчиками в детстве? Приведите примеры. 

- как вы играете с пальчиками вашего ребенка? 

(слайд 6) И. Кант писал: «Рука – это вышедший наружу мозг человека». Движения пальцев и кистей рук имеют особое развивающее воздействие. На ладони и на стопе находится около 1000 биологически активных точек. Воздействуя на них, можно регулировать деятельность внутренних органов, а также развивать весь организм в целом. 

Существует  ряд игр и упражнений для развития мелкой моторики рук: (слайд 7)

  • Массаж рук
  • Занятия с предметами и материалами
  • Разминать тесто, пластилин, глину

Развитие силы рук. 

  • Вдавливать детали в пластилин

Развитие хватания двумя пальцами, развитие силы рук.

  • Мять бумагу

Развитие силы рук. 

  • Рвать бумагу

Развитие соотносящих движений рук, развитие хватания. 

  • Нанизывать кольца (шарики, кубики и т. п.) на стержень.

В таких играх развиваются соотносящие действия рук. 

  • Сортировать мелкие предметы

Развитие хватательных движений – хватание щепотью или двумя пальцами (большим и указательным).

  • Пересыпать сыпучие материалы

В таких играх мы учим ребенка использовать различные инструменты. 

  • Опускать мелкие предметы в сосуд с узким горлышком

В таких играх мы развиваем умение хватать щепотью или двумя пальцами (большим и указательным). 

  • Использовать разнообразные конструкторы

Развитие силы рук, соотносящих движений рук, тонких движений пальцев. 

  • Собирать паззлы

Развитие соотносящих движений рук, тонких движений пальцев. 

  • Изготавливать поделки из различных материалов

Развитие разнообразных движений рук и пальцев. 

  • Наматывать на клубок (на катушку) толстую нитку или шнур

Развитие движений кистей и пальцев рук. 

  • Надевать на кисти рук и пальцы предметы и снимать их

Развитие соотносящих движений. 

  • Использовать мозаику

Развитие соотносящих движений, хватание мелких предметов двумя пальцами (большим и указательным). 

  • Нанизывать бусины на шнурок

Развитие соотносящих движений, использование инструментов (иголка). 

  • Шнуровать

Развитие тонких движений пальцев рук. 

  • Завязывать и развязывать узелки, бантики, косички

Развитие тонких движений пальцев рук. 

  • Расстегивать и застегивать липучки, пуговицы и кнопки, крючки, молнии

Развитие тонких движений пальцев рук, дифференцирование движений пальцев рук.

  • Отстегивать и пристегивать прищепки

Развитие силы рук, соотносящих движений, дифференцирование движений пальцев.

  • Играть на детском пианино

Развитие тонких дифференцированных движений пальцев. 

  • Разматывать и наматывать на руку шнурок

Развитие движений кистей и пальцев рук. 

  • Запускать пальцами волчки

Использование таких игрушек развивает тонкие движения пальцев. 

  • Открывать и закрывать, раскручивать и закручивать крышки коробок, банок, бутылок

В таких играх развиваются соотносящие действия рук. 

  • Заводить ключиком игрушки

Использование таких игрушек развивает тонкие движения пальцев рук. 

  • Показывать театр на пальчиках
    Развитие тонких дифференцированных движений пальцев рук
  • Выкладывать фигуры из палочек
    Развитие тонких дифференцированных движений пальцев, развитие соотносящих движений рук. 

Отдельно хочется отметить игры – шнуровки и игры-вкладыши Марии Монтессори, которые:

- развивают сенсомоторную координацию, мелкую моторику рук;
- развивают пространственное ориентирование, способствуют пониманию понятий "вверху", "внизу", "справа", "слева";
- формируют навыки шнуровки (шнурование, завязывание шнурка на бант);
- способствуют развитию речи ;
- развивают творческие способности;
- развивают логическое мышление.


А также, что не маловажно, игры-шнуровки и игры-вкладыши Монтессори косвенно готовят руку к письму и развивают усидчивость.


Следует помнить, что развитие тонкой координации движений и ручной умелости предполагает известную степень зрелости структур головного мозга, от них зависит управление движениями руки, поэтому ни в коем случае нельзя ребёнка заставлять.

Сегодня мы остановимся более подробно на пальчиковых играх – это, как правило, инсценировка детских стихов. Они хорошо развивают произвольное внимание, координацию и мелкую моторику, которая тесно связана с речью и мышлением, подготовкой к письму. До тех пор пока движения пальцев не станут свободными, развития речи, и мышления добиться не удастся. В коре головного мозга отделы, отвечающие за тонкую ручную моторику и артикуляцию, находятся рядом и тесно связаны. Рука в процессе роста развивается раньше, и ее развитие как бы подталкивает формирование речи. Следовательно, тренируя тонкую ручную моторику у ребенка, мы стимулируем его речь. А благодаря пальчиковым играм кисти приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений. Разучивая тексты с гимнастикой, малыш не только станет лучше говорить, но и разовьет воображение и память. Кроме того, подобные занятия помогают развить творческие способности детей. 

Однако пальчиковые игры – это, прежде всего веселые занятия, а уж потом развитие и обучение. Основная деятельность дошкольника, как известно – это игра. А если игра содержит в себе рифмованную речь и движения, то она полностью соответствует потребностям, присущим дошкольному возрасту, и нравится детям. 

Далее мы хотим осветить небольшую часть нашей работы по развитию мелкой моторики в детском саду. Наш экскурс называется «Страна Пальчиковых Игр». (слайд 7-15) 

Ну а теперь мы пригласим ваших детей, чтобы провести вместе с вами небольшое игровое занятие, которое посвящено развитию мелкой моторике рук. 

Ход деятельности: 

Воспитатель: Сейчас мы с вами отправимся в путешествие. Но сначала надо к нему подготовиться. 

1. Самомассаж (Выполняют взрослые и дети) 
Вы готовы, глазки? (Поглаживание век) 
Да! 
Навострили ушки? (Поглаживание ушей) 
Да! 
Перчатки надеваем! (Поглаживание кистей рук и каждого пальчика) 
Колготки поправляем. (Поглаживание ног) 
Вы готовы? (Развести руки в стороны) 
Да! 

2. Воспитатель: Молодцы, вы готовы! А теперь давайте вспомним тех, кого можем взять с собой в путешествие. 
(Родители и дети загибают пальцы)

Этот пальчик – дедушка. 

Этот пальчик – бабушка. 
Этот пальчик – папочка. 
Этот пальчик – мамочка. 
Этот пальчик – я, 
Вот и вся моя семья! 

3. Воспитатель: Теперь садимся в поезд и отправляемся в путь. Игра «Поезд». 

(Дети и взрослые становятся друг за другом и двигаются друг за другом) под песню « Паровозик».

4. Воспитатель: Внимание! Первая станция «Цветочная полянка» 

Рисование пальчиковыми красками под стихотворение. Дети и взрослые рисуют пальчиками разноцветные цветы под музыку.  

Оборудование: столы, разноцветные пальчиковые краски, зеленые тонированные листы бумаги, вода, салфетки влажные. 


5. Воспитатель: Едем дальше. Следующая станция – «Театральная». 
Показ детьми для родителей пальчикового театра «Теремок».


6. Воспитатель: Отправляемся дальше! Станция «Игровая шкатулка». 
Чтобы попасть на эту станцию, вам надо закрыть глаза. 
(Пока дети с закрытыми глазами, воспитатель рассыпает пуговицы, бусины, крышечки пластмассовые) 

Воспитатель: Ой- ой! Вот беда! Все рассыпалось и перепуталось, помогите, пожалуйста, разобрать пуговицы, бусины и крышечки по разным шкатулкам. (Дети и взрослые собирают пуговицы, бусины, крышечки в шкатулки) 


7. Воспитатель: Спасибо за помощь! Отправляемся дальше. Следующая станция – «Массажная». 

Самомассаж. 
Цель: научить элементам самомассажа пальцев. 
Оборудование: массажные коврики и мячики. 
Взрослые и дети располагаются где им удобно. Воспитатель читает стихотворение, а родители разминают детям руки. 

Разотру ладошки сильно, 

Каждый пальчик покручу, 
Поздороваюсь с ним сильно. И вытягивать начну. 
Затем руки я помою. 
Пальчик в пальчик я вложу, 
На замочек их закрою 
И тепло поберегу. 
Выпущу я пальчики, 
Пусть бегут как зайчики. 

8. Воспитатель: Ну, вот и подошло к концу наше путешествие! Надеюсь, всем понравилось! Вы можете дома повторить это путешествие или придумать свое, но помните, уделяя как можно больше времени своему ребенку, вы не только помогаете ему расти и развиваться, но и делаете счастливым! 

Рефлексия. 

Воспитатель: Если вам понравилось наше собрание, прошу на выходе оставить цветочек, который прикреплен сзади вашего стульчика. А если вас интересуют еще вопросы по воспитанию детей, можете оставить свои вопросы и пожелания в специальной «Шкатулке вопросов и ответов». 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-практикум «Влияние развития мелкой моторики руки на развитие речи детей»

Показать, как в различных видах деятельности можно использовать задания на развитие мелкой моторики, речи и мышления в их взаимосвязи....

Материал к семинару - практикуму по развитию мелкой моторики пальцев и кистей рук.

3 декабря  в рамках реализации педагогического проекта "Пальчиками играем - речь развиваем", проходил семинар-практикум для родителей по развитию мелкой моторики у детей с ОНР в домашних условиях...

Практикум «Влияние развития мелкой моторики руки на развитие речи детей»

laquo;Истоки способностей и дарований детей – в кончиках их пальцев. От них, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретат...

Родительское собрание игровой практикум -семинар на тему: "Развиваем мелкую моторику рук у детей"

ознакомление родителей детей среднего дошкольного возраста с влиянием мелкой моторики пальцев рук на развитие речи детей...

Консультация для родителейРазвитие мелкой моторики пальцев рук у детей младшей группы

Развитие мелкой моторики пальцев руку детей младшей группыКонсультация для родителей...

Семинар-практикум для педагогов Мелкая моторика рук как фактор усиления согласованной деятельности речевых зон

Семинар-практикум для педагогов Мелкая моторика рук как фактор усиления согласованной деятельности речевых зон Цель семинара - практикума:Теоретическая: повышение знаний педагогов в вопросах...

«Практикум по развитию мелкой моторики рук в старшем дошкольном возрасте при помощи работы с пластилином».

Мастер - класс в рамках городского дня семьи в Шелеховском районе Иркутской области....