"Экологическое воспитание дошкольников в условиях детского сада"
статья (старшая группа)

Белова Надежда Иосифовна

Основы экологического воспитания закладываются в дошкольном возрасте, так как именно на этапе дошкольного детства ребенок получает эмоциональные впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни, то есть у него формируются первоосновы экологического мышления, сознания, закладываются начальные элементы экологической культуры. Эта статья отражает этапы работы с дошкольниками по экологическому воспитанию.

Скачать:


Предварительный просмотр:

          Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

                        «Детский сад №158» г. Чебоксары Чувашской Республики

г. Чебоксары 2022

«Экологическое воспитание дошкольников

в условиях детского сада.»

(из опыта работы)

                                                                                                                         Подготовила:

                                                                                                                          Белова

                                                                                                                          Надежда

                                                                                                                          Иосифовна,

                                                                                                                          воспитатель

                                                                                                                                                                                         

 

     На современном этапе вопросы взаимодействия природы с человеком выросли в глобальную экологическую проблему. Если люди не изменят своего отношения к природе, произойдут необратимые последствия. А для того, чтобы это не случилось, надо воспитывать экологическую культуру и ответственность. И начинать экологическое воспитание надо с дошкольного возраста, так как именно на этапе дошкольного детства ребенок получает эмоциональные впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни, то есть у него формируются первоосновы экологического мышления, сознания, закладываются начальные элементы экологической культуры. Но это происходит, если сами взрослые, воспитывающие ребенка, обладают экологической культурой: понимают общие для всех людей проблемы и показывают дошкольнику прекрасный мир природы, помогают наладить взаимоотношения с ним.

     С принятием законов Российской Федерации «Об охране окружающей среды» и «Об образовании» созданы предпосылки правовой базы для формирования системы экологического образования населения. Указ президента Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития (с учетом Декларации Конференции ООН по окружающей среде и развитию, подписанной Россией), соответствующие постановления Правительства возводят экологическое образование в разряд первостепенных государственных проблем. Указанные документы подразумевают создание в регионах страны системы непрерывного экологического образования, первым звеном которого является дошкольное. Именно в этом возрасте закладываются основы мировоззрения человека, его отношение к окружающему миру.

    Ребенок стремится познать мир в процессе любой своей деятельности. Но именно в познавательно-исследовательской деятельности дошкольник получает возможность напрямую удовлетворить присущую ему любознательность (Почему?, Зачем?), практикуется в установлении причинно-следственных, родовидовых, пространственных и временных связей между предметами и явлениями, что позволяет ему не только расширять, но и упорядочивать свои представления о мире. Опыты привлекают детей своим многообразием, охватывают широкий круг явлений. Дети получают сведения о различных природных явлениях, происходящих на земле, в воде и воздухе, о процессах в живой и неживой природе.

       

     

    Исследовательская деятельность дошкольника является базой умственного, физического, психического, эстетического воспитания, в значимой степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т.е. от того насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее. Богатым источником разнообразных ощущений является природа. И мы стремимся воспитывать с первых лет жизни гуманную, социально-активную, творческую личность, способную понимать и любить окружающий мир, природу и бережно относиться к ним.

    Но нашим детям зачастую не хватает знаний и понимания того или иного явления, происходящего в природе. Любить природу недостаточно, нужно еще и представлять место человека в ней, понимать насколько все в природе взаимосвязано, научиться действовать так, чтобы люди и окружающая среда  существовали  в гармонии. Это значит, что необходимо воспитывать людей с новым экологическим мировоззрением, с богатым багажом о «живой» и «неживой» природе.

     Для решения этой проблемы необходимо организовать в детском саду специальную работу по ознакомлению детей с окружающим миром и природой. А наибольшими возможностями в плане активизации познавательной деятельности обладает исследовательский метод- он не только способствует высокому качеству усвоения нового, но и формирует более высокий уровень опыта творческой деятельности. А так как дети проявляют огромный интерес к исследовательской деятельности, то данную проблему можно решать через организацию опытов и наблюдений за «живой» и «неживой» природой.

         Важно, чтобы дети умели размышлять, формулировать и описывать, отстаивать свое мнение, обобщать результаты опытов, строить гипотезы и проверять их.

        Большое внимание стоит уделить экскурсии в природу, знакомству с живой и неживой природой. Организуя наблюдение, стоит обеспечить активность, осмысленность, восприятие. Чтобы добиться этого, необходимо формировать у детей предварительные знания и представления об изучаемом предмете и явлении, пробуждать интерес к объекту наблюдения.

    Деятельность эта неразрывно связана не только с восприятием, но и с мышлением, речью, волей, эмоциями ребенка. Например, исследуя объекты живой природы: почки, листья, цветки, кору деревьев, стебли травянистых растений, плоды, дети описывают их с точки зрения чувственного опыта (сенсорики)- цвет, форму, поверхность, край листьев, лепестков, запах; для этого все надо было понюхать, потрогать, попробовать на вкус.

    Необходимо систематически проводить занятия с детьми по всем блокам, которые включают  ряд тем. При ознакомлении с тем или иным предметом и явлением по возможности организовывать опыты на наблюдениях, где дети принимают непосредственное участие и предоставить дидактические игры:  например, «Живая и неживая природа», «Загадки о животных», «Звук, свет, вода», «Земля и ее жители»;

    Результаты опытно-экспериментальной работы подтверждают, что познавательно- исследовательская деятельность экологического характера стимулирует формирование у детей осознанного, гуманного отношения к природе при соблюдении определенных педагогических условий:

         - экологизация развивающей предметной среды детского сада;

         - организация регулярной и разнообразной деятельности детей в                                     зеленой зоне учреждения: познавательной (проведение опытов, решение проблемных ситуаций, циклов наблюдений), природоохранной (зимняя подкормка птиц), коммуникативной деятельности (эмоционально- доброжелательного взаимодействия с живыми существами).

         - регулярном включении игровой деятельности, игровых обучающих ситуаций в систему эколого-педагогических мероприятий.

     Проблема гуманного отношения к природе должна решаться многогранно, при этом необходимо использовать в своей работе различные методы и приемы.

 Список используемой литературы.

1. О.В. Драгунова «Программа воспитания ребенка-дошкольника»,                   Чебоксары 1995г.

2. Н. А. Рыжова - «Я и природа»,  Москва 1996г.

3. Н.А. Короткова – «Образовательный процесс  в группах детей старшего дошкольного возраста»,  Москва  2007г.

4. Л. Г. Киреева,  С.В. Бережнова – «Формирование экологической культуры дошкольников»,  Волгоград

5. «Дошкольное воспитание» - №7-1999г.,

                                                     №2, №3, №4, №8, №10-1998г.

                                                     №3- 2007г.

6. Н.Н. Никандров  «Малышам о природе» , Чебоксары  1993г.

7. «Ребенок в детском саду»-№5- 2005г.

8. С.Н. Николаева «Методика экологического воспитания в детском саду», Москва  2001г.

9.Т.И. Попова «Мир вокруг нас», Москва 1998г.

10. Н.А. Рыжова «Воздух- невидимка»,  Москва 1998г.

11. Культоралогический подход в дошкольном образовании: педагогический аспект. Сборник научных трудов, Чебоксары 2008г.

12. Научно- теоретический журнал «Вестник филиала Российского государственного социального университета в г. Чебоксары», №1-2007г.

Статья «Экологическое воспитание в формировании гармонично развитой личности».

13. «Пути совершенствования подготовки научно-педагогических кадров по естественно-научным дисциплинам в современных условиях (сборник статей), Чебоксары,2006г.

14. А. Савенков «Исследовательские методы обучения в дошкольном образовании» / «Дошкольное воспитание» №12-2005г.

15. А. Савенков «Исследовательские методы обучения в дошкольном образовании» / «Дошкольное воспитание» №1-2006г.

16. А.Д. Дмитриева «Экология Чувашской Республики», Чебоксары 1996г.

17. Е.С. Комарова «Как оценить работу детского сада», Москва  «Просвещение» 2006г.

18.  Николаева С. Н. Обзор зарубежных и отечественных программ экологического образования и воспитания детей // Дошкольное воспитание. 2002. N 7.

19. Мир природы и ребенок: Методика экологического воспитания дошкольников / Л. А. Каменева, Н. Н. Кондратьева, Л. М. Маневцова, Е. Ф. Терентьева; под ред. Л. М. Маневцовой, П. Г. Саморуковой. - СПб.: детство-пресс, 2003г.

20. "Мы" - Программа экологического образования детей / Н. Н. Кондратьева и др. - СПб: Детство-пресс, 2003г.

                 

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Патриотическое воспитание дошкольников в условиях детского сада.

Статья из опыта работы по патриотическому воспитанию дошкольников для воспитателей дошкольных учреждений....

Планирование работы по гендерному воспитанию дошкольников в условиях детского сада

Направление: Социально-личностное.Образовательная область: Социализация.Цель:Повысить свой профессиональный уровень по теме,Систематизировать  работу гендерного подхода в воспитании де...

Обобщение опыта работы «Гендерное воспитание дошкольников в условиях детского сада»

Гендерное воспитание детей необходимо для ровномепрнрого развития, самореализация и обучения детей разного пола....

План работы по самообразованию "Гендерное воспитание дошкольников в условиях детского сада"

Повышение профессионального уровня по теме, систематизация работы по использованию гендерного подхода в воспитании детей в ДОУ....

Гендерное воспитание дошкольников в условиях детского сада

Мальчики и девочки - два разных мира.... Как организовать педагогу  (родителям) работу с детьми с учетом гендерной принадлежности?  В статье Вы найдете рекомендации и ответ на этот вопрос....

Экологическое воспитание дошкольников в условиях детского сада

Экологическое воспитание дошкольников в условиях детского садаАннотация: В статье раскрываются особенности экологического воспитания в дошкольном возрасте, рассматриваются направления экологического в...