Рабочая программа по художественно-эстетическому развитию "Аппликация/лепка"
рабочая программа (старшая группа)
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 5 г. Бирюсинска
Рабочая программа По художественно-эстетическому развитию «Аппликация и лепка»
Адресат программы – дети 5-7 лет Срок реализации – 2 года
Разработчик программы: Долгова Елена Владимировна, педагог дополнительного образования
Бирюсинск 2022-2023 |
Содержание
Пояснительная записка | 2 |
Содержание курса лепка/аппликация | 2 |
Основные задачи курса | 2 |
Целевые ориентиры | 3 |
Учебный план первый год обучения | 4 |
Календарный учебный график первый год обучения | 4 |
Учебно-тематический план первый год обучения | 4 |
Учебный план второй год обучения | 7 |
Календарный учебный график второй год обучения | 7 |
Учебно-тематический план второй год обучения | 7 |
Показатели результативности реализации программы | 10 |
Список используемой литературы | 11 |
Пояснительная записка
Цель: рабочей программы по курсу «Лепка/аппликация» - развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания детьми произведений искусства (словесного, изобразительного), мира природы, становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (конструктивно-модельной и др.)
Цель:
-приобретение опыта конструирования из разных материалов.
-формирование интереса к эстетической стороне окружающей действительности и удовлетворение потребности детей дошкольного возраста в самовыражении.
- развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства, мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру;
-формирование элементарных представлений о видах искусства; художественной литературы, фольклор;
-реализация самостоятельной творческой деятельности детей (конструктивно-модельной)
-совершенствование умения детей рассматривать работы (лепку, аппликации), радоваться достигнутому результату, замечать и выделять выразительные решения изображений. Доброжелательно и уважительно относится к работам сверстников.
-формировать умение организовывать свое рабочее место, готовить все необходимое для занятий; работать аккуратно, экономно расходовать материалы, сохранять рабочее место в чистоте, по окончании работы приводить его в порядок.
Задачи в лепке:
-Учить выразительно изображать персонажей художественных произведений и животных. Обращать внимание на мотивированные процессы в окружающем мире, объясняет многообразные явления и процессы, старается расширять возможности для фиксации своего образа мира. Строит свою работу в соответствии с правилами композиции, перспективы.
-Создавать изображения по мотивам народных игрушек. Изображает предметы и создаёт несложные сюжетные композиции, используя разнообразные приёмы.
-Учить детей анализировать форму предмета, объяснять связь между пластической формой и способом лепки.
-Совершенствовать изобразительную технику - продолжать освоение рельефной лепки (натюрморт, портрет), скульптурного способа или лепки из целого куска путём вытягивания и моделирования частей.
-Показывать способ лепки на форме иди каркасе для прочности сооружения, предлагать на выбор приемы декорирования лепного образа (рельефные налепы, прорезание или процарапывание стекой)
Задачи в аппликации:
-Учить изображать (вырезать, наклеивать и т.д.) предметы по памяти, с натуры, обращая внимание на форму, пропорции, объём, перспективу. Использовать способы складывания бумаги: гармошкой, вчетверо, в разных направлениях.
-Знакомить с понятием симметрия, правилами вырезания из бумаги, сложенной вдвое, вчетверо или гармошкой, для получения определённых фигур или повторяющихся элементов.
-Накладная аппликация для получения многоцветных образов, несложный прорезной декор (круги, полукруги, ромбы, ёлочки) для изготовления ажурных изделий (салфетки, занавески, одежда для кукол).
-В коллективной работе создавать орнаментальные аппликации (панно, фризы, коллажи).
Организационно-педагогические условия реализации программы
Это возраст активного развития физических и познавательных способностей ребенка, общения со сверстниками.
Игра остается основным способом познания окружающего мира, хотя меняются ее формы и содержание. В этом возрасте ребенок продолжает активно познавать окружающий мир. Он не только задает много вопросов, но и сам формулирует ответы или создает версии. Желает показать себя миру. Он часто привлекает к себе внимание, поскольку ему нужен свидетель его самовыражения. Ребенок готов общаться со сверстниками, познавая через это общение правила взаимодействия с равными себе. Постепенно переходит от сюжетно ролевых игр к играм по правилам, в которых складывается механизм управления своим поведением, проявляющийся затем и в других видах деятельности. В этом возрасте ребенку еще нужен внешний контроль — со стороны его товарищей по игре. Дети контролируют сначала друг друга, а потом — каждый самого себя. Стремится к большей самостоятельности. Продолжительность игр может быть уже достаточно существенной. Может начать осознавать половые различия.
В старшем дошкольном возрасте творческие проявления становятся более осознанными и направленными (образ, средства выразительности продумываются и сознательно подбираются детьми).
В продуктивной деятельности дети также могут изобразить задуманное (замысел ведет за собой изображение). Развитие мелкой моторики влияет на совершенствование техники художественного творчества. Дети в состоянии лепить из целого куска глины, моделируя форму кончиками пальцев, сглаживать места соединения, оттягивать детали пальцами от основной формы, украшать свои работы с помощью стеки и налепив, расписывать их. Совершенствуются и развиваются практические навыки работы с ножницами: дети могут вырезать круги из квадратов, овалы из прямоугольников, преобразовывать одни геометрические фигуры в другие: квадрат в несколько треугольников, прямоугольник – в полоски, квадраты и маленькие прямоугольники. Создавать из нарезанных фигур изображения разных предметов или декоративные композиции.
Целевые ориентиры:
• Формировать познавательные интересы и познавательные действия ребенка.
• Выделять выразительные средства в разных видах искусства (форма, цвет, колорит, композиция).
• Знать особенности изобразительных материалов.
В лепке:
-под руководством педагога определять последовательность действий при выполнении работы;
-объединять изображённые предметы, соблюдая пропорции предметов и соотнося их между собой;
-изготавливать объёмные формы, передавая движения, расположение частей работы в композиции;
-дополнять и украшать свою работу новыми деталями;
-поддерживать порядок на рабочем месте и соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены;
-использовать знания и умения, полученные на других занятиях.
В аппликации:
-рационально использовать материал для работы;
-выполнять и обосновывать приёмы работы и использовать различные инструменты;
-строить свою работу в соответствии с правилами композиции, перспективы;
-изображать (вырезать, наклеивать и т.д.) предметы по памяти, с натуры, обращая внимание на форму, пропорции, объём, перспективу;
-показывать новые способы создания образов: симметрично вырезание из сложенной вдвое бумаги для изображения симметричных или парных предметов, силуэтное вырезание по нарисованному или воображаемому контуру для изображения не симметричных предметов.
-правильно организовывать своё рабочее место, поддерживать порядок во время работы и соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены;
-привлекать знания и опыт, полученные на других занятиях.
Учебный план.
Первый год обучения.
№ | Название разделов | Количество часов | Форма промежуточной (итоговой) аттестации | ||
Всего занятий | теория | практика | |||
1. | Аппликация | 18 | 1 | 17 | Выставка работ |
2. | Лепка | 18 | 1 | 17 | Выставка работ |
| Итого: | 36 | 2 | 34 |
|
Календарный учебный график. Первый год обучения.
Раздел/ месяц | сентябрь | Октя брь | Ноя брь | декабрь | январь | февраль | март | апрель | май |
Раздел 1 | 2 | 2 | 1 | 3 | 1 | 2 | 3 | 2 | 2 |
Раздел 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 |
Промежуточная аттестация |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Всего | 4 | 4 | 3 | 5 | 3 | 4 | 5 | 4 | 4 |
Содержание курса «Лепка/аппликация»
Первый год обучения
№ | Занятие | Тема | Цель |
1 | Аппликация | Осенний наряд деревьев | Закрепить знание о строении дерева |
2 | Лепка | Мухоморы | Закреплять умение детей передавать в лепке форму гриба |
3 | Аппликация | Осенний пейзаж | Закрепить знание детей о пейзаже. |
4 | Лепка | Осеннее дерево | Формировать умение изображать осеннее дерево пластилином в технике пластилинография |
5 | Аппликация | Аппликация по замыслу из природных материалов
| Учить детей работать с природным материалом. Развивать мышление, усидчивость, наблюдательность, художественный вкус, развивать творческое воображение, способность в ворохе сухих листьев увидеть необычные образы |
6 | Лепка | Яблоко | Закреплять умение детей лепить фрукт в технике пластилинография |
7 | Аппликация | Коллективная работа. Дерево дружбы. | Учить детей создавать коллективную аппликацию |
8 | Лепка | Коллективная работа. Дорожное движение. | Закреплять умение отделять кусочек пластилина от целого куска путём ощипывания |
9 | Аппликация | Цыплята | Учить детей создавать объёмную аппликацию |
10 | Лепка | Снеговик | Учить детей создавать композицию на фоновой поверхности |
11 | Аппликация | Зонтик | Познакомить детей с технологией салфеточной аппликации |
12 | Лепка | Снегопад | Закреплять умение детей передавать в лепке погодные явления |
13 | Аппликация | Новогодний шар | Учить детей создавать композицию. Изучить новую технику |
14 | Лепка | Снежинки | Учить детей создавать композицию на фоновой поверхности |
15 | Аппликация | Ёлочка нарядная | Учить детей создавать композицию на фоновой поверхности. Развивать творческие способности, воображение, фантазию, глазомер, мелкую моторику |
16 | Лепка | Домик в снегу | Формировать умение изображать предметы, состоящие из нескольких форм |
17 | Аппликация | Морозные узоры на окне | Развивать мышление, усидчивость, наблюдательность, художественный вкус, развивать творческое воображение |
18 | Лепка | Медаль | Формировать умение изображать предметы из солёного теста |
19 | Аппликация | Мороженое | Развивать мышление, усидчивость, наблюдательность, художественный вкус, развивать творческое воображение |
20 | Лепка | Зимний пейзаж в технике пластилинографии | Закрепить знание детей о зиме. Развивать мышление, усидчивость, наблюдательность, художественный вкус, развивать творческое воображение |
21 | Аппликация | Солдаты | Учить детей создавать коллективную композицию на фоновой поверхности. |
22 | Лепка | Коллективная работа. Солдаты в путь… | Учить детей создавать коллективную композицию на фоновой поверхности. |
23 | Аппликация | Масленица | Закрепить понятие о празднике масленица. Развивать творческие способности, воображение, фантазию, глазомер, мелкую моторику |
24 | Лепка | Домашнее животное | Закрепить знание детей о братьях меньших |
.25 | Аппликация | Коллективная работа. Открытка на 8 марта. | Развивать мышление, усидчивость, наблюдательность, художественный вкус, развивать творческое воображение |
26 | Лепка | Подкова | Учить детей создавать изделие из солёного теста |
27 | Аппликация | Натюрморт | Закрепить знание детей о натюрморте |
28 | Лепка | Волшебный цветок в технике многослойной пластилинографии (Миллефиори) | Изучить новый способ работы с пластилином. Развивать художественный вкус, творческое воображение |
29 | Аппликация | Коллективная работа. Летательные аппараты. | Закрепить знания детей о космосе. |
30 | Лепка | Подснежники | Закреплять умение детей передавать в лепке форму цветка |
31 | Аппликация | Первые листочки. Обрывная аппликация | Закрепить знание детей о весне. Развивать мышление, усидчивость, наблюдательность, художественный вкус, развивать творческое воображение |
32 | Лепка | Рябинка | Учить передавать форму ветки рябины |
33 | Аппликация | Коллективная работа. День Победы. | Развивать патриотизм. Уважение к празднику. |
34 | Лепка | Пушистые друзья | Закрепить знание детей о диких и домашних животных |
35 | Аппликация | Цветы | Учить детей создавать композицию из салфеток |
36 | Лепка | Летняя полянка | Закрепить знание детей о лете. Развивать мышление, усидчивость, наблюдательность, художественный вкус, развивать творческое воображение |
Учебный план.
Второй год обучения.
№ | Название разделов | Количество часов | Форма промежуточной (итоговой) аттестации | ||
Всего занятий | теория | практика | |||
1. | Аппликация | 18 | 1 | 17 | Выставка работ |
2. | Лепка | 18 | 1 | 17 | Выставка работ |
| Итого: | 36 | 2 | 34 |
|
Календарный учебный график. Второй год обучения.
Раздел/ месяц | сентябрь | Октя брь | Ноя брь | декабрь | январь | февраль | март | апрель | май |
Раздел 1 | 2 | 2 | 1 | 3 | 1 | 2 | 3 | 2 | 2 |
Раздел 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 |
Промежуточная аттестация |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Всего | 4 | 4 | 3 | 5 | 3 | 4 | 5 | 4 | 4 |
Содержание курса «Лепка/аппликация»
Второй год обучения
№ | Занятие | Тема | Цель |
1 | Аппликация | Огород | Закрепить знание об урожае с огорода |
2 | Лепка | Грибная полянка | Закреплять умение детей передавать в лепке форму гриба |
3 | Аппликация | Осенний пейзаж | Закрепить знание детей о пейзаже. |
4 | Лепка | Осенний пейзаж | Формировать умение изображать осенний лес пластилином в технике пластилинография |
5 | Аппликация | Аппликация по замыслу из природных материалов
| Учить детей работать с природным материалом. Развивать мышление, усидчивость, наблюдательность, художественный вкус, развивать творческое воображение, способность в ворохе сухих листьев увидеть необычные образы |
6 | Лепка | Натюрморт | Закреплять умение детей лепить фрукты и овощи в технике пластилинография |
7 | Аппликация | Коллективная работа. Дерево дружбы. | Учить детей создавать коллективную аппликацию |
8 | Лепка | Коллективная работа. Дорожное движение. | Закреплять умение отделять кусочек пластилина от целого куска путём ощипывания |
9 | Аппликация | Цыплята в яйце | Учить детей создавать объёмную аппликацию |
10 | Лепка | Снеговик у ёлки | Учить детей создавать композицию на фоновой поверхности |
11 | Аппликация | Зонтик | Познакомить детей с технологией аппликации из ниток |
12 | Лепка | Зимний пейзаж | Закреплять умение детей передавать в лепке пейзаж |
13 | Аппликация | Наша планета | Учить детей создавать композицию. Изучить новую технику |
14 | Лепка | Ёлка для зайцев в лесу | Учить детей создавать композицию на фоновой поверхности |
15 | Аппликация | Зайцы в лесу | Учить детей создавать композицию на фоновой поверхности. Использовать ватные диски. |
16 | Лепка | Снежный город | Формировать умение изображать предметы, состоящие из нескольких фигур |
17 | Аппликация | Морозные узоры на окне | Развивать мышление, усидчивость, наблюдательность, художественный вкус, развивать творческое воображение |
18 | Лепка | Медальон | Формировать умение изображать предметы из солёного теста |
19 | Аппликация | Мороженое | Развивать мышление, усидчивость, наблюдательность, художественный вкус, развивать творческое воображение |
20 | Лепка | Шишка на ветке | Закрепить знание детей о зиме. Развивать мышление, усидчивость, наблюдательность, художественный вкус, развивать творческое воображение |
21 | Аппликация | Солдат в танке (самолёте) | Учить детей создавать коллективную композицию на фоновой поверхности. |
22 | Лепка | Коллективная работа. Солдаты в путь… | Учить детей создавать коллективную композицию на фоновой поверхности. |
23 | Аппликация | Масленица под солнцем | Закрепить понятие о празднике масленица. Развивать творческие способности, воображение, фантазию, глазомер, мелкую моторику |
24 | Лепка | Домашнее животное | Закрепить знание детей о братьях меньших |
.25 | Аппликация | Коллективная работа. Открытка на 8 марта. | Развивать мышление, усидчивость, наблюдательность, художественный вкус, развивать творческое воображение |
26 | Лепка | Подкова | Учить детей создавать изделие из солёного теста |
27 | Аппликация | Маска театральная | Закрепить знание детей о театре |
28 | Лепка | Мой портрет | Развивать художественный вкус, творческое воображение |
29 | Аппликация | Коллективная работа. Летательные аппараты. | Закрепить знания детей о космосе. |
30 | Лепка | Лебедь на озере | Закреплять умение детей передавать в лепке форму птицы на воде |
31 | Аппликация | Украшаем барышню. Гжель | Закрепить знание детей о техники гжельских мастеров. Развивать мышление, усидчивость, наблюдательность, художественный вкус, развивать творческое воображение |
32 | Лепка | Дымковская игрушка | Учить передавать форму игрушки из солёного теста |
33 | Аппликация | Коллективная работа. День Победы. | Развивать патриотизм. Уважение к празднику. |
34 | Лепка | Ветка цветущей яблони | Закрепить знание детей о весне |
35 | Аппликация | Бабочка на цветке | Учить детей создавать композицию из салфеток |
36 | Лепка | Летняя полянка в цветах | Закрепить знание детей о лете. Развивать мышление, усидчивость, наблюдательность, художественный вкус, развивать творческое воображение |
Планируемые результаты программы.
К концу реализации программы дети могут:
- Знать разные виды изобразительного искусства: живопись, графика, скульптура, декоративно-прикладное и народное искусство.
- Называть основные выразительные средства.
- Высказывать эстетические суждения о произведениях искусства, эстетической развивающей среде.
В лепке:
- Лепить различные предметы, передавая их форму, пропорции, позы и движения фигур; создавать сюжетные композиции из двух-трех и более изображений.
- Выполнять декоративные композиции способами налепа и рельефа.
- Расписывать вылепленные изделия по мотивам народного искусства.
В аппликации:
- Изображать различные предметы, используя бумагу разной фактуры и усвоенные способы вырезания и обрывания.
- Создавать сюжетные и декоративные композиции (индивидуальные и коллективные).
Формами подведения итогов реализации программы являются:
- выставки детских работ;
Список информационных источников
1. Колдина Д.Н. «Лепка с детьми 5-6 лет» Москва, «Мозаика-синтез», 2009.
2. А.Н. Малышева, Н.В. Ермолаева «Аппликация в детском саду» Ярославль, «Академия развития», 2006.
3. Г.Н. Давыдова «Детский дизайн. Пластилинография.» Москва, «Скрипторий 2003», 2006.
4. «От простого к сложному. Учимся лепить и рисовать.» Санкт-Петербург, «Кристалл», «Валери СПб», 1997.
5. Е. Румянцева «Аппликация. Простые поделки.» Москва, «АЙРИС-пресс», 2007.
6. Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду – М, Издательство «Мозаика-Синтез», 2014
7.Н.Б. Халезова «Декоративная лепка в детском саду» -Творческий центр. Москва-2010г.
8.С.В. Михалёва «Лепка глиняных игрушек» - Волгоград- «Учитель»-2011г.
9.С.В. Горичева, М И Нагибина «Сказку сделаем из глины, теста, снега, пластилина»- Академия развития-2005г.
10.Т.С. Комарова «Дети в мире творчества»- Москва. Мнемозина-1995г.
11.А.П. Клиенов «Народные промыслы» -Москва. Белый город.-2002
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация рабочей программы кружка Художественно-эстетическое воспитание детей с нарушениями речи средствами фольклора
«…Детство – рассвет жизни, основа судьбы» (Р.М. Чумичева, доктор пед. наук) «…Русские сказки наравне с былинами, пословицами, поговорками составляют огромный пласт русской культу...
Рабочая программа по художественно – эстетическому развитию образовательная область «Художественное творчество»
Художественное творчество является частью всей воспитательно-образовательной работы в ДОУ и взаимосвязана со всеми ее направлениями. Особенно, важное, значение для воспитания и развития ребенка имеет ...
Рабочая программа направление «Художественно-эстетическое развитие» образовательная область «Художественное творчество»
Цель: формирование интереса к эстетической стороне окружающей действительности, удовлетворение потребности детей в самовыражении.Задачи: развитие продуктивной деятельност...
Рабочая программа Направление «Художественно – эстетическое развитие» Образовательная область «Художественное творчество»
Содержание. 1. Целевой раздел 2. Организационный раздел...
Рабочая программа по художественно-эстетическому развитию Раздел «Музыка» вторая младшая группа 2019-2020 уч.год один год (срок реализации программы)
1. Целевой раздел1.1 Пояснительная запискаРабочая программа по художественно-эстетическому развитию (раздел Музыка) дошкольников разработана в соответствии с Основной общеобразовательной програм...
Рабочая программа по художественно-эстетическому развитию (Раздел «Музыка») средняя, старшая, подготовительная группы 2019-2020 уч.г. один год (срок реализации программы)
Рабочая программапо художественно-эстетическому развитию(Раздел «Музыка»)средняя, старшая, подготовительная группы2019-2020 уч.г.один год(срок реализации программы)...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по «Художественно-эстетическому развитию» составлена на основе программы музыкального воспитания «Ладушки» И. М. Каплуновой, И .А. Новоскольцевой; программы по музыкально-ритмическому воспитанию детей Т. Сауко, А. Бурениной.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАпо «Художественно-эстетическому развитию»составлена на основе программы музыкального воспитания «Ладушки» И. М. Каплуновой, И .А. Новоскольцевой;программы по м...