Рабочая программа по художественно-эстетическому развитию "Аппликация/лепка"
рабочая программа (старшая группа)

Долгова Елена Владимировна

Муниципальное казенное дошкольное образовательное

учреждение детский сад № 5 г. Бирюсинска

 

 

РАССМОТРЕНО

 

На заседании педагогического совета

Протокол № 1

от 25.08. 2022г.

РАССМОТРЕНО

 

На заседании родительского комитета МКДОУ детского сада № 5 г. Бирюсинска

Протокол № 1

От 29.08.2022г.

 

УТВЕРЖДАЮ

Заведующая МКДОУ             детским садом № 5 г.     Бирюсинска

_____________Злобина З.А.

 

Приказ от 31.08.2022г.  № 90

 

 

 

 

Рабочая программа

По художественно-эстетическому развитию

«Аппликация и лепка»

 

           

 

                            Адресат программы –  дети 5-7 лет

              Срок реализации –  2 года

 

 

            Разработчик программы:

                  Долгова Елена Владимировна,

 педагог дополнительного образования                        

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Бирюсинск 2022-2023

 

 

Содержание

 

 

Пояснительная записка

2

Содержание курса лепка/аппликация

2

Основные задачи курса

2

Целевые ориентиры

3

Учебный план первый год обучения

4

Календарный учебный график первый год обучения

4

Учебно-тематический план первый год обучения

4

Учебный план второй год обучения

7

Календарный учебный график второй год обучения

7

Учебно-тематический план второй год обучения

7

Показатели результативности реализации программы

10

Список используемой литературы

11

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Пояснительная записка

 

Цель: рабочей программы по курсу «Лепка/аппликация» - развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания детьми произведений искусства (словесного, изобразительного), мира природы, становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие  художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (конструктивно-модельной  и др.)

 

           

Цель:

-приобретение опыта конструирования из разных материалов.

-форми­рование интереса к эстетической стороне окружающей действительности и удовлетворение по­требности детей дошкольного возраста в самовыражении.

- развитие пред­посылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства, мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру;

 -формирова­ние элементарных представлений о видах искусства; художественной литературы, фольклор;

-реализация самостоятельной творческой деятельности детей (конструктивно-модель­ной)    

-совершенствование умения детей рассматривать работы (лепку, аппликации), радоваться достигнутому результату, замечать и выделять выразительные решения изображений. Доброжелательно и уважительно относится к работам сверстников.

-формировать умение организовывать свое рабочее место, готовить все необходимое для занятий; работать аккуратно, экономно расходовать материалы, сохранять рабочее место в чистоте, по окончании работы приводить его в порядок.

 

Задачи в  лепке:

-Учить выразительно изображать персонажей художественных произведений и животных. Обращать внимание на мотивированные процессы в окружающем мире, объясняет многообразные явления и процессы, старается расширять возможности для фиксации своего образа мира. Строит свою работу в соответствии с правилами композиции, перспективы.

-Создавать изображения по мотивам народных игрушек. Изображает предметы и создаёт несложные сюжетные композиции, используя разнообразные приёмы.

-Учить детей анализировать форму предмета, объяснять связь между пластической формой и способом лепки.

-Совершенствовать изобразительную технику - продолжать освоение рельефной лепки (натюрморт, портрет), скульптурного способа или лепки из целого куска путём вытягивания и моделирования частей.

-Показывать способ лепки на форме иди каркасе для прочности сооружения, предлагать на выбор приемы декорирования лепного образа (рельефные налепы, прорезание или процарапывание стекой)

 

 

 

Задачи в  аппликации:

-Учить изображать (вырезать, наклеивать и т.д.) предметы по памяти, с натуры, обращая внимание на форму, пропорции, объём, перспективу. Использовать способы складывания бумаги: гармошкой, вчетверо, в разных направлениях.

-Знакомить с понятием симметрия, правилами вырезания из бумаги, сложенной вдвое, вчетверо или гармошкой, для получения определённых фигур или повторяющихся элементов.

-Накладная аппликация для получения многоцветных образов, несложный прорезной декор (круги, полукруги, ромбы, ёлочки) для изготовления ажурных изделий (салфетки, занавески, одежда для кукол).

-В коллективной работе создавать орнаментальные аппликации (панно, фризы, коллажи).

 

Организационно-педагогические условия реализации программы

Это возраст активного развития физических и познавательных способностей ребенка, общения со сверстниками.

Игра остается основным способом познания окружающего мира, хотя меняются ее формы и содержание. В этом возрасте ребенок продолжает активно познавать окружающий мир. Он не только задает много вопросов, но и сам формулирует ответы или создает версии. Желает показать себя миру. Он часто привлекает к себе внимание, поскольку ему нужен свидетель его самовыражения. Ребенок готов общаться со сверстниками, познавая через это общение правила взаимодействия с равными себе. Постепенно переходит от сюжетно ролевых игр к играм по правилам, в которых складывается механизм управления своим поведением, проявляющийся затем и в других видах деятельности. В этом возрасте ребенку еще нужен внешний контроль — со стороны его товарищей по игре. Дети контролируют сначала друг друга, а потом — каждый самого себя. Стремится к большей самостоятельности. Продолжительность игр может быть уже достаточно существенной. Может начать осознавать половые различия.

В старшем дошкольном возрасте творческие проявления становятся более осознанными и направленными (образ, средства выразительности продумываются и сознательно подбираются детьми).

В продуктивной деятельности дети также могут изобразить задуманное (замысел ведет за собой изображение). Развитие мелкой моторики влияет на совершенствование техники художественного творчества.   Дети в состоянии лепить из целого куска глины, моделируя форму кончиками пальцев, сглаживать места соединения, оттягивать детали пальцами от основной формы, украшать свои работы с помощью стеки и налепив, расписывать их. Совершенствуются и развиваются практические навыки работы с ножницами: дети могут вырезать круги из квадратов, овалы из прямоугольников, преобразовывать одни геометрические фигуры в другие: квадрат в несколько треугольников, прямоугольник – в полоски, квадраты и маленькие прямоугольники. Создавать из нарезанных фигур изображения разных предметов или декоративные композиции.

 

Целевые ориентиры:

    Формировать познавательные интересы и познавательные действия ребенка.

  Выделять выразительные средства в разных видах искусства (форма, цвет, колорит, композиция).
  Знать особенности изобразительных материалов.

 В лепке:

-под руководством педагога определять последовательность действий при выполнении работы;

-объединять изображённые предметы, соблюдая пропорции предметов и соотнося их между собой;

-изготавливать объёмные формы, передавая движения, расположение частей работы в композиции;

-дополнять и украшать свою работу новыми деталями;

-поддерживать порядок на рабочем месте и соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены;

-использовать знания и умения, полученные на других занятиях.

В аппликации:

-рационально использовать материал для работы;

-выполнять и обосновывать приёмы работы и использовать различные инструменты;

-строить свою работу в соответствии с правилами композиции, перспективы;

-изображать (вырезать, наклеивать и т.д.) предметы по памяти, с натуры, обращая внимание на форму, пропорции, объём, перспективу;

-показывать новые способы создания образов: симметрично вырезание из сложенной вдвое бумаги для изображения симметричных или парных предметов, силуэтное вырезание по нарисованному или воображаемому контуру для изображения не симметричных предметов.

-правильно организовывать своё рабочее место, поддерживать порядок во время работы и соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены;

-привлекать знания и опыт, полученные на других занятиях.

 

Учебный план.

 Первый год обучения.

Название разделов

Количество часов

Форма

промежуточной (итоговой)

аттестации

Всего

занятий

теория

практика

1.

Аппликация

18

1

17

Выставка работ

2.

Лепка

18

1

17

Выставка работ

 

Итого:

36

2

34

 

 

 

Календарный учебный график. Первый год обучения.

Раздел/

месяц

сентябрь

Октя

брь

Ноя

брь

декабрь

январь

февраль

март

апрель

май

Раздел 1

2

2

1

3

1

2

3

2

2

Раздел 2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

Промежуточная аттестация

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Всего

4

4

3

5

3

4

5

4

4

 

 

Содержание курса «Лепка/аппликация»

Первый год обучения

 

Занятие

Тема

Цель

1

Аппликация

Осенний наряд деревьев

Закрепить знание о строении дерева

2

Лепка

Мухоморы

Закреплять умение детей передавать в лепке форму гриба

3

Аппликация

Осенний пейзаж

Закрепить знание детей о пейзаже.  

4

Лепка

Осеннее дерево

Формировать умение изображать осеннее дерево пластилином в технике пластилинография

5

Аппликация

Аппликация по замыслу из природных материалов

 

 

 

 

Учить детей работать с природным материалом. Развивать мышление, усидчивость, наблюдательность, художественный вкус, развивать творческое воображение, способность в ворохе сухих листьев увидеть необычные образы

6

Лепка

Яблоко

Закреплять умение детей лепить фрукт в технике пластилинография

7

Аппликация

Коллективная работа. Дерево дружбы.

Учить детей создавать коллективную аппликацию

8

Лепка

Коллективная работа. Дорожное движение.

Закреплять умение отделять кусочек пластилина от целого куска путём ощипывания

9

Аппликация

Цыплята

Учить детей создавать объёмную аппликацию

10

Лепка

Снеговик

Учить детей создавать композицию на фоновой поверхности

11

Аппликация

Зонтик

Познакомить детей с технологией салфеточной аппликации

12

Лепка

Снегопад   

Закреплять умение детей передавать в лепке погодные явления

13

Аппликация

Новогодний шар

Учить детей создавать композицию.

Изучить новую технику

14

Лепка

Снежинки

Учить детей создавать композицию на фоновой поверхности

15

Аппликация

Ёлочка нарядная

Учить детей создавать композицию на фоновой поверхности. Развивать творческие способности, воображение, фантазию, глазомер, мелкую моторику

16

Лепка

Домик в снегу

Формировать умение изображать предметы, состоящие из нескольких форм

17

Аппликация

Морозные узоры на окне

Развивать мышление, усидчивость, наблюдательность, художественный вкус, развивать творческое воображение

18

Лепка

Медаль

Формировать умение изображать предметы из солёного теста

19

Аппликация

Мороженое

Развивать мышление, усидчивость, наблюдательность, художественный вкус, развивать творческое воображение

20

Лепка

Зимний пейзаж в технике пластилинографии

Закрепить знание детей о зиме. Развивать мышление, усидчивость, наблюдательность, художественный вкус, развивать творческое воображение

21

Аппликация

Солдаты

Учить детей создавать коллективную композицию на фоновой поверхности.

22

Лепка

Коллективная работа. Солдаты в путь…

Учить детей создавать коллективную композицию на фоновой поверхности.

23

Аппликация

Масленица

Закрепить понятие о празднике масленица. Развивать творческие способности, воображение, фантазию, глазомер, мелкую моторику

24

Лепка

Домашнее животное

Закрепить знание детей о братьях меньших

.25

Аппликация

Коллективная работа. Открытка на 8 марта.

Развивать мышление, усидчивость, наблюдательность, художественный вкус, развивать творческое воображение

26

Лепка

Подкова

Учить детей создавать изделие из солёного теста

27

Аппликация

Натюрморт

Закрепить знание детей о натюрморте

28

Лепка

Волшебный цветок в технике многослойной пластилинографии (Миллефиори)

Изучить новый способ работы с пластилином. Развивать художественный вкус, творческое воображение

29

Аппликация

Коллективная работа. Летательные аппараты.

Закрепить знания детей о космосе.

30

Лепка

Подснежники

Закреплять умение детей передавать в лепке форму цветка

31

Аппликация

Первые листочки. Обрывная аппликация

Закрепить знание детей о весне. Развивать мышление, усидчивость, наблюдательность, художественный вкус, развивать творческое воображение

32

Лепка

Рябинка

Учить передавать форму ветки рябины

33

Аппликация

Коллективная работа. День Победы.

Развивать патриотизм. Уважение к празднику.

34

Лепка

Пушистые друзья

Закрепить знание детей о диких и домашних животных

35

Аппликация

Цветы

Учить детей создавать композицию из салфеток

36

Лепка

Летняя полянка

Закрепить знание детей о лете. Развивать мышление, усидчивость, наблюдательность, художественный вкус, развивать творческое воображение

 

Учебный план.

 Второй год обучения.

Название разделов

Количество часов

Форма

промежуточной (итоговой)

аттестации

Всего

занятий

теория

практика

1.

Аппликация

18

1

17

Выставка работ

2.

Лепка

18

1

17

Выставка работ

 

Итого:

36

2

34

 

 

 

Календарный учебный график. Второй год обучения.

Раздел/

месяц

сентябрь

Октя

брь

Ноя

брь

декабрь

январь

февраль

март

апрель

май

Раздел 1

2

2

1

3

1

2

3

2

2

Раздел 2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

Промежуточная аттестация

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Всего

4

4

3

5

3

4

5

4

4

 

 

Содержание курса «Лепка/аппликация»

Второй год обучения

 

Занятие

Тема

Цель

1

Аппликация

Огород

Закрепить знание об урожае с огорода

2

Лепка

Грибная полянка

Закреплять умение детей передавать в лепке форму гриба

3

Аппликация

Осенний пейзаж

Закрепить знание детей о пейзаже.  

4

Лепка

Осенний пейзаж

Формировать умение изображать осенний лес пластилином в технике пластилинография

5

Аппликация

Аппликация по замыслу из природных материалов

 

 

 

 

Учить детей работать с природным материалом. Развивать мышление, усидчивость, наблюдательность, художественный вкус, развивать творческое воображение, способность в ворохе сухих листьев увидеть необычные образы

6

Лепка

Натюрморт

Закреплять умение детей лепить фрукты и овощи в технике пластилинография

7

Аппликация

Коллективная работа. Дерево дружбы.

Учить детей создавать коллективную аппликацию

8

Лепка

Коллективная работа. Дорожное движение.

Закреплять умение отделять кусочек пластилина от целого куска путём ощипывания

9

Аппликация

Цыплята в яйце

Учить детей создавать объёмную аппликацию

10

Лепка

Снеговик у ёлки

Учить детей создавать композицию на фоновой поверхности

11

Аппликация

Зонтик

Познакомить детей с технологией аппликации из ниток

12

Лепка

Зимний пейзаж  

Закреплять умение детей передавать в лепке пейзаж

13

Аппликация

Наша планета

Учить детей создавать композицию.

Изучить новую технику

14

Лепка

Ёлка для зайцев в лесу

Учить детей создавать композицию на фоновой поверхности

15

Аппликация

Зайцы в лесу

Учить детей создавать композицию на фоновой поверхности. Использовать ватные диски.

16

Лепка

Снежный город

Формировать умение изображать предметы, состоящие из нескольких фигур

17

Аппликация

Морозные узоры на окне

Развивать мышление, усидчивость, наблюдательность, художественный вкус, развивать творческое воображение

18

Лепка

Медальон

Формировать умение изображать предметы из солёного теста

19

Аппликация

Мороженое

Развивать мышление, усидчивость, наблюдательность, художественный вкус, развивать творческое воображение

20

Лепка

Шишка на ветке

Закрепить знание детей о зиме. Развивать мышление, усидчивость, наблюдательность, художественный вкус, развивать творческое воображение

21

Аппликация

Солдат в танке (самолёте)

Учить детей создавать коллективную композицию на фоновой поверхности.

22

Лепка

Коллективная работа. Солдаты в путь…

Учить детей создавать коллективную композицию на фоновой поверхности.

23

Аппликация

Масленица под солнцем

Закрепить понятие о празднике масленица. Развивать творческие способности, воображение, фантазию, глазомер, мелкую моторику

24

Лепка

Домашнее животное

Закрепить знание детей о братьях меньших

.25

Аппликация

Коллективная работа. Открытка на 8 марта.

Развивать мышление, усидчивость, наблюдательность, художественный вкус, развивать творческое воображение

26

Лепка

Подкова

Учить детей создавать изделие из солёного теста

27

Аппликация

Маска театральная

Закрепить знание детей о театре

28

Лепка

Мой портрет

Развивать художественный вкус, творческое воображение

29

Аппликация

Коллективная работа. Летательные аппараты.

Закрепить знания детей о космосе.

30

Лепка

Лебедь на озере

Закреплять умение детей передавать в лепке форму птицы на воде

31

Аппликация

Украшаем барышню. Гжель 

Закрепить знание детей о техники гжельских мастеров. Развивать мышление, усидчивость, наблюдательность, художественный вкус, развивать творческое воображение

32

Лепка

Дымковская игрушка

Учить передавать форму игрушки из солёного теста

33

Аппликация

Коллективная работа. День Победы.

Развивать патриотизм. Уважение к празднику.

34

Лепка

Ветка цветущей яблони

Закрепить знание детей о весне

35

Аппликация

Бабочка на цветке

Учить детей создавать композицию из салфеток

36

Лепка

Летняя полянка в цветах

Закрепить знание детей о лете. Развивать мышление, усидчивость, наблюдательность, художественный вкус, развивать творческое воображение

 

 

 

 

Планируемые результаты программы.

К концу реализации программы дети могут:

  • Знать разные виды изобразительного искусства: живопись, графика, скульптура, декоративно-прикладное и народное искусство.
  • Называть основные выразительные средства.
  • Высказывать эстетические суждения о произведениях искусства, эстетической развивающей среде.

В лепке:

  • Лепить различные предметы, передавая их форму, пропорции, позы и движения фигур; создавать сюжетные композиции из двух-трех и более изображений.
  • Выполнять декоративные композиции способами налепа и рельефа.
  • Расписывать вылепленные изделия по мотивам народного искусства.

В аппликации:

  • Изображать различные предметы, используя бумагу разной фактуры и усвоенные способы вырезания и обрывания.
  • Создавать сюжетные и декоративные композиции (индивидуальные и коллективные).

Формами подведения итогов реализации программы являются:

  • выставки детских работ;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список информационных источников

 

1. Колдина Д.Н. «Лепка с детьми 5-6 лет» Москва, «Мозаика-синтез», 2009.

2. А.Н. Малышева, Н.В. Ермолаева «Аппликация в детском саду» Ярославль, «Академия развития», 2006.

 3. Г.Н. Давыдова «Детский дизайн. Пластилинография.» Москва, «Скрипторий 2003», 2006.

4. «От простого к сложному. Учимся лепить и рисовать.» Санкт-Петербург, «Кристалл», «Валери СПб», 1997.

5. Е. Румянцева «Аппликация. Простые поделки.» Москва, «АЙРИС-пресс», 2007.

6. Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду – М, Издательство «Мозаика-Синтез», 2014

        7.Н.Б. Халезова «Декоративная лепка в детском саду» -Творческий центр. Москва-2010г.

8.С.В. Михалёва «Лепка глиняных игрушек» - Волгоград- «Учитель»-2011г.

9.С.В. Горичева, М И Нагибина «Сказку сделаем из глины, теста, снега, пластилина»- Академия развития-2005г.

10.Т.С. Комарова «Дети в мире творчества»- Москва. Мнемозина-1995г.

11.А.П. Клиенов «Народные промыслы» -Москва. Белый город.-2002

 

 

 

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация рабочей программы кружка Художественно-эстетическое воспитание детей с нарушениями речи средствами фольклора

«…Детство – рассвет жизни, основа судьбы» (Р.М. Чумичева, доктор пед. наук)   «…Русские сказки наравне с былинами, пословицами, поговорками составляют огромный пласт русской культу...

Рабочая программа по художественно – эстетическому развитию образовательная область «Художественное творчество»

Художественное творчество является частью всей воспитательно-образовательной работы в ДОУ и взаимосвязана со всеми ее направлениями. Особенно, важное, значение для воспитания и развития ребенка имеет ...

Рабочая программа направление «Художественно-эстетическое развитие» образовательная область «Художественное творчество»

Цель: формирование интереса к эстетической стороне окружающей действительности, удовлетворение потребности детей в самовыражении.Задачи:      развитие продуктивной деятельност...

Рабочая программа по художественно-эстетическому развитию Раздел «Музыка» вторая младшая группа 2019-2020 уч.год один год (срок реализации программы)

1. Целевой раздел1.1 Пояснительная запискаРабочая программа по художественно-эстетическому развитию (раздел Музыка) дошкольников  разработана в соответствии с Основной общеобразовательной програм...

Рабочая программа по художественно-эстетическому развитию (Раздел «Музыка») средняя, старшая, подготовительная группы 2019-2020 уч.г. один год (срок реализации программы)

Рабочая программапо художественно-эстетическому развитию(Раздел «Музыка»)средняя, старшая, подготовительная группы2019-2020 уч.г.один год(срок реализации программы)...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по «Художественно-эстетическому развитию» составлена на основе программы музыкального воспитания «Ладушки» И. М. Каплуновой, И .А. Новоскольцевой; программы по музыкально-ритмическому воспитанию детей Т. Сауко, А. Бурениной.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАпо «Художественно-эстетическому развитию»составлена на основе программы музыкального воспитания «Ладушки» И. М. Каплуновой, И .А. Новоскольцевой;программы по м...