Рабочая программа по художественно – эстетическому развитию образовательная область «Художественное творчество»
рабочая программа по рисованию на тему
Художественное творчество является частью всей воспитательно-образовательной работы в ДОУ и взаимосвязана со всеми ее направлениями. Особенно, важное, значение для воспитания и развития ребенка имеет связь занятий рисование, лепка и аппликация с игрой. Такая разносторонняя связь повышает интерес детей к изобразительной деятельности и к игре.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
moya_rabochaya_programma_po_hudozhestvennomu_tvorchestvu_st.doc | 643.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа
по художественно – эстетическому развитию
образовательная область
«Художественное творчество»
Составители: Николаева Т.А. Сидорова В.В.
Содержание рабочей программы
Пояснительная записка | стр № 3 |
Структура организации образовательной области «Художественное творчество» | стр № 6 |
Принципы художественного творчества | стр № 7 |
Формы организации образовательной области «Художественное творчество» | стр № 8 |
Материально – технические (пространственные) условия организации художественного творчества детей старшей группы | стр № 8 |
Возрастные и индивидуальные особенности детей младших, средних, старших и подготовительных к школе групп | стр № 9 |
Организационные условия жизнедеятельности детей | стр № 20 |
Перспективное планирование образовательной области «Художественное творчество» | стр № 21 |
Содержание психолого-педагогической работы по освоению образовательной области «Художественное творчество» | стр № 22 |
Интеграция содержания образовательной области «Художественное творчество» | стр № 27 |
Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов программы | стр № 29 |
Мониторинг образовательного процесса | стр № 31 |
Мониторинг детского развития | стр № 32 |
Перечень необходимых для осуществления воспитательно-образовательного процесса программ, технологий, методических пособий | стр № 40 |
Пояснительная записка
В пункте 7 статьи 32 «Компетенция и ответственность образовательного учреждения» Закона РФ «Об образовании» сказано, что к компетенции образовательного учреждения относится «разработка и утверждение рабочих программ учебных курсов и дисциплин». Следовательно, данная рабочая программа − нормативно-управленческий документ образовательного учреждения, характеризующий систему организации образовательной деятельности педагога.
В условиях дошкольного образования и с учетом его специфики данная система (модель) представляет собой оптимальные психолого-педагогические условия, обеспечивающие становление общечеловеческих ценностей, базиса личностной культуры, социальную успешность ребенка дошкольного возраста. Составляющими этих условия являются:
- содержательные условия;
- организационные условия;
- технологические условия (принципы, методы, приемы);
- материально-технические условия (развивающая среда);
- социо - культурные условия (взаимодействие с родителями, социальными партнерами различных социо-культурных институтов);
- контрольно-диагностические условия.
Основой для разработки рабочей программы по художественному творчеству стали:
- Программа «Истоки»: Базис развития ребенка – дошкольника/ Л.Парамонова и др. 2011г.
- Комарова Т.С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду: Кн. Для воспитателя дет. сада.- 3-е изд., перераб. И доп. – М.: Просвещение, 1991.
- Казакова Т.Г. Развивайте у дошкольников творчество: пос. для воспитателей дет.сада..- Просвещение, 1985г.
- Лыкова И.А. Программа художественного воспитания обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки»
- Швайко Г.С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2001.
- Богатеева З.А.
- Косминская
- Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования Приказ от 23 ноября 2009 г. N 655,
- Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении от 12 сентября 2008 г. N 666,
- СанПиН 2.4.1.2660 – 10.
В данной рабочей программе представлены занятия, разработанные на основе следующих положений:
- Художественное творчество является частью всей воспитательно-образовательной работы в ДОУ и взаимосвязана со всеми ее направлениями. Особенно, важное, значение для воспитания и развития ребенка имеет связь занятий рисование, лепка и аппликация с игрой. Такая разносторонняя связь повышает интерес детей к изобразительной деятельности и к игре.
- Для развития детского творчества необходимо создавать эстетическую развивающую среду, постепенно вовлекая в этот процесс детей, вызывая у них радость, удовольствие, от уютной, красивой обстановки группы, игровых уголков; включая в оформление группы созданные детьми индивидуальные и коллективные рисунки, аппликации. Большое значение имеет эстетическое оформление образовательной области; удачный подбор материалов для занятий, удобное и рациональное размещение, доброжелательное отношение педагогу к каждому ребенку; эмоционально – положительная атмосфера занятий; уважительное отношение взрослого к детским рисункам, лепке, аппликациям.
- Для того чтобы выработать у детей свободу творческого решения, необходимо научить их формообразующим движениям, движениям рук, важным для создания изображений предметов разнообразных форм, - сначала простым, а затем более сложным. Это позволит детям изображать разные предметы и явления окружающего мира. Создание изображений в рисовании, лепке и аппликации, а также формирование творчества основываются на развитии одних и тех же психических процессов (восприятия, образных представлений, мышления, воображения, внимания, памяти, ручной умелости), которая развивается и в процессе художественного творчества, воспитатель должен помнить о необходимости их развития.
- На всех занятиях необходимо развивать активность, самостоятельность и творчество детей, следует побуждать их вспоминать, что они видели интересного вокруг, что им понравилось; учить сравнивать предметы; спрашивать, активизируя опыт ребят, что похожее они уже рисовали, лепили, как они это делали; вызывать ребенка для показа остальным, как можно изобразить тот или иной предмет.
- Каждое занятие в рабочей программе заканчивается коллективным просмотром всех созданных ребятами изображений. Очень важно, чтобы дети видели общий результат занятия, слышали оценку педагогом их работ, активно включались в доступный им разговор, оценку выразительных образов предметов, явлений; чтобы каждый ребенок видел свою работу среди работ других детей.
В средней группе проводится 3 занятия в неделю по художественному творчеству, итого – 12 занятий в месяц. Из них:
- 4 занятий по рисованию,
- 4 занятия по лепки,
- 4 занятия по аппликации.
В старшей группе проводится 4 занятия в неделю по художественному творчеству, итого – 16 занятий в месяц. Из них:
- 8 занятий по рисованию,
- 4 занятия по лепки,
- 4 занятия по аппликации.
В подготовительной к школе группе проводится 4 занятия в неделю по художественному творчеству, итого – 16 занятий в месяц. Из них:
- 8 занятий по рисованию,
- 4 занятия по лепки,
- 4 занятия по аппликации.
Структура организации образовательной области
«Художественное творчество»
Средний возраст
Художественное творчество | Неделя | Месяц | Год |
Рисование | 1 | 4 | 36 |
Лепка | 1 | 4 | 36 |
Аппликация | 1 | 4 | 36 |
Длительность 1 занятия составляет 20 минут
Старший возраст
Художественное творчество | Неделя | Месяц | Год |
Рисование | 2 | 8 | 72 |
Лепка | 1 | 4 | 36 |
Аппликация | 1 | 4 | 36 |
Длительность 1 занятия составляет 25 - 30 минут
Содержание образовательной области «Художественное творчество» в рабочей программе направлено на достижение целей формирования интереса к эстетической стороне окружающей действительности через решение следующих задач:
- Развитие продуктивной деятельности ребенка (рисование, лепка, аппликация);
- Развитие детского творчества;
- Приобщение к изобразительному искусству.
В середине года (январь) в рабочей программе запланированы для воспитанников детского сада недельные каникулы (СанПиН 2.4.1.2660 – 10), во время которых проводятся занятия только эстетически – оздоровительного цикла (музыкальные, спортивные, изобразительное искусство).
В связи с праздничными днями с 01 января по 10 января, выпадают из непосредственной образовательной деятельности в средней группе - 1 занятие по рисованию, 1 занятие по аппликации, 1 занятие лепкой. В соответствии с этим по рисованию - 35 занятий, по аппликации - 35 занятий, лепке - 35 занятий в год.
В старшей и подготовительной к школе группах - 2 занятия по рисованию, 1 занятие по аппликации, 1 занятие лепкой. В соответствии с этим по рисованию - 70 занятий, по аппликации - 35 занятий, лепке - 35 в год.
Принципы художественного творчества
- Принцип развивающего обучения, целью которого является развитие ребенка;
- Принцип научной обоснованности и практической применимости (соответствие основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики и при этом имеет возможность реализации в массовой практике дошкольного образования);
- Принцип полноты, необходимости и достаточности (позволяет решать поставленные цели и задачи);
- Принцип единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в ходе реализации которых формируются такие знания умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию дошкольника;
- Принцип интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями образовательных областей;
- Принцип комплексно – тематического построения образовательного процесса;
- Принцип решения программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности дошкольников не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования.
- построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми
Формы организации образовательной области
«Художественное творчество»
- Занятие по художественному творчеству (по подгруппам, фронтально, индивидуально);
- Индивидуальная работа с ребенком;
- Коллективные работы;
- Совместные работы 2 – 3 детей;
- Тематические занятия;
- Пальчиковая гимнастика;
- Дидактические игры;
- Физминутки;
- Интегрированная деятельность;
- Сюрпризные моменты.
Материально – технические (пространственные) условия организации художественного творчества детей старшего дошкольного возраста
- Изостудия, оборудованная мольбертами на каждого ребенка.
- Уголок художественного творчества в группе;
- Художественно – творческая папка «Наше творчество» для родительской общественности группы;
- Выставка рисунков в холле дошкольного учреждения.
Технические средства обучения
- Магнитофон;
- Генератор звуков и запахов;
- CD и аудио материал.
В рабочей программе предусмотрено использование различных видов дидактических игр по художественному творчеству, а именно:
- На целенаправленное развитие восприятия цвета;
- На восприятие формы;
- На восприятие качеств величины;
- На количество предметов;
- На развитие речи, мышления;
- На развитие первоначальных представлений о природе.
Наглядно – образный материал
- Иллюстрации и репродукции;
- Наглядно - дидактический материал;
- Игровые атрибуты;
- «Живые игрушки» (воспитатели или дети, одетые в соответствующие костюмы);
- Стихи, загадки;
- Открытки для рассматривания.
Возрастные особенности детей средней группы
У детей пятого года жизни интерес к различным видам изобразительной деятельности (рисованию, лепке, аппликации) становится более устойчивым, возникают новые образы природы, людей, животных, игрушек. Появляется сюжетное и декоративное рисование. При создании того или иного образа ребенок чаще мотивирует выбор средств изображения.
Освоив формообразующие движения, он увереннее передает разные по форме предметы: например, рисует улицу города с транспортом (дома, машины). Воплощая свой замысел, ребенок ищет новые средства и способы изображения, сочетая в рисунке графический и живописный, а в лепке конструктивный и пластический способы. Для изобразительной деятельности детей пятого года жизни характерно разнообразие композиции (фризовая, линейная, центральная), декоративность цветовых очертаний форм, мазков, динамичность фигур.
В аппликации у детей появляются декоративные узоры, обогащается цветовая гамма. Дети уже могут самостоятельно вырезать простейшие изображения предметов, составляя из них несложные сюжеты: «снеговик рядом с деревом», «елочка, украшенная разноцветными шарами, огоньками» и т. д.
Дети проявляют интерес к коллективным работам, они уже могут договариваться между собой (хотя помощь воспитателя им еще нужна). Иногда ребенок проявляет неуверенность, нуждается в поддержке со стороны педагога, сверстников. В сотворчестве с другими детьми такие дети способны преодолеть робость. Они начинают действовать увереннее, смелее; каждый может найти свое место в коллективной работе.
Образовательные задачи:
— знакомить с народным декоративно-прикладным искусством (дымковская, филимоновская, богородская игрушка, семеновская или полхов-май-данская матрешка), произведениями разных видов изобразительного искусства (живопись, графика, скульптура);
— объяснять значение слов: «художник», «музей», «выставка», «картина» и др., поощрять интерес к изобразительной деятельности;
— расширять тематику детских работ, учить самостоятельно находить сюжеты для своих работ в окружающем мире и художественной литературе;
— учить передавать характерные особенности предметов, явлений природы;
— знакомить с цветовой гаммой, вариантами композиций и разным расположением предметов и персонажей на листе бумаги;
— в рисовании учить создавать с натуры или по представлению образы знакомых предметов, передавать их характерные признаки (цвет, форму, величину), создавать многофигурные композиции пейзажного и сказочного характера;
— в лепке создавать образы персонажей, передавать их настроение, обучать приемам зрительного и тактильного обследования формы, учить самостоятельно находить способы соединения частей материала; расписывать вылепленные из глины игрушки;
— в аппликации составлять композиции из готовых или самостоятельно вырезанных элементов, использовать приемы обрывной аппликации, аккуратно пользоваться ножницами;
— сочетать различные техники для создания выразительных образов в индивидуальных и коллективных композициях;
— проявлять интерес и бережно относиться к результатам детского изобразительного творчества.
Содержание психолого-педагогической работы
Для обогащения содержания изобразительной деятельности воспитатель организует наблюдение за природой в разное время года, обращает внимание детей на ее красоту и разнообразие. В рисовании предлагает воспроизвести листопад, снегопад, радугу и другие явления природы, и дети сами выбирают фон, размер листа бумаги и ту цветовую гамму, которая им нравится.
В работе с детьми эффективны «сотворчество» со взрослым, использование игровых приемов. Беседы с детьми от лица того или иного персонажа (принесенная воспитателем игрушка) рождают у них живой интерес к образу, создают непринужденную обстановку на занятии, что тоже помогает развитию замысла.
Раскрывая тот или иной сюжет, дети сначала выбирают цветной фон (зеленая полянка, голубая вода, темное небо), а затем воспроизводят действие (жуки побежали по дорожке, цветы выросли на полянке, в окнах домов зажглись огни и т.д.). Воспитатель обращает внимание на выразительность форм, цветовую гамму, расположение на листе бумаги. В процессе рисования несколькими красками дети знакомятся с разнообразием оттенков и их сочетаниями.
Занятия аппликацией могут предшествовать рисованию. Чтобы ребенок в рисунке смог передать движение, характерные особенности персонажа, воспитатель на занятии по аппликации определенным образом располагает элементы фигуры (птичка летит, клюет, повернула головку) и предоставляет детям возможность практического поиска расположения частей с целью передачи выразительности целого образа.
Дети знакомятся с изделиями народных мастеров сел Дымково, Филимоново, после чего сами расписывают вылепленные из глины игрушки.
Организуя коллективную работу, включающую рисование, лепку и аппликацию, воспитатель предлагает детям выполнить композиции: «Улица города», «Мы едем на дачу», «Прогулка в зоопарк». Каждый ребенок самостоятельно выбирает себе партнеров по интересам и находит место для своей работы в общей композиции.
Воспитатель консультирует родителей по организации изобразительной деятельности в семье.
Возрастные особенности детей старшей группы
Развивается изобразительная деятельность детей. Это возраст наиболее активного рисования. В течение года дети способны создать до двух тысяч рисунков. Рисунки могут быть самыми разными но содержанию: это и жизненные впечатления детей, и воображаемые ситуации, и иллюстрации к фильмам и книгам. Обычно рисунки представляют собой схематичные изображения различных объектов, но могут отличаться оригинальностью композиционного решения, передавать статичные и динамичные отношения. Рисунки приобретают сюжетный характер; достаточно часто встречаются многократно повторяющиеся сюжеты с небольшими или, напротив, существенными изменениями. Изображение человека становится более детализированным и пропорциональным. По рисунку можно судить о половой принадлежности и эмоциональном состоянии изображенного человека.
Продолжает совершенствоваться восприятие цвета, формы и величины, строения предметов; представления детей систематизируются. Дети различают по светлоте и называют не только основные цвета и их оттенки, но и промежуточные цветовые оттенки; форму прямоугольников, овалов, треугольников. Однако дети могут испытывать трудности при анализе пространственного положения объектов, если сталкиваются с несоответствием формы и их пространственного расположения
Образовательные задачи:
— знакомить с произведениями разных видов искусства (живопись, графика, народное и декоративно-прикладное искусство, архитектура) для обогащения зрительных впечатлений, формирования эстетических чувств и оценок;
— обращать внимание на образную выразительность разных объектов в искусстве, природном и бытовом окружении, учить воспринимать художественные образы в картине, скульптуре, графике;
— формировать представления о художественных ремеслах (резьба и роспись по дереву, гончарное дело, и т.д.);
— обогащать содержание изобразительной деятельности в соответствии с задачами других образовательных областей, стимулировать самостоятельный выбор сюжетов о семье, жизни в детском саду, бытовых, общественных и природных явлениях;
— учить создавать выразительные художественные образы в рисунке, лепке, аппликации, передавать характерные признаки предметов и явлений, настроение персонажей;
— совершенствовать изобразительные умения (передавать выразительность формы изображаемых объектов, пропорции и взаимное расположение их частей, характеры и простые движения персонажей), создавать многофигурные композиции на всем листе, используя фризовую и линейную композиции, располагая предметы выше — ниже, ближе — дальше;
— совершенствовать технику рисования гуашью, смешивая цвета и используя плотность цветового пятна, возможности передачи контраста цветов путем наложения одного на другой, учить рисовать акварельными красками, используя влажную поверхность листа для передачи различных цветовых сочетаний (воздушность, легкость), знакомить с приемами рисования цветными мелками, углем, сангиной;
— показывать приемы скульптурной лепки и из целого куска путем вытягивания и моделирования частей, использовать стеку для передачи характерных черт;
— в аппликации показывать новые способы создания образов (симметричное, силуэтное вырезание, накладная и обрывная аппликация), коллективно создавать орнаментальные аппликации (панно, фризы, коллажи):
— поддерживать стремление самостоятельно комбинировать знакомые техники, помогать осваивать новые, по собственной инициативе объединять разные способы изображения (рисунок и аппликация);
— учить планировать этапы аппликации и рационально использовать материалы;
— использовать приобретенные изобразительные навыки и умения в дидактических и сюжетно-ролевых играх.
Содержание психолого-педагогической работы
Особую роль в изобразительной деятельности играет развитие художественного восприятия при ознакомлении с произведениями живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства. В беседе воспитатель обращает внимание детей на эмоциональное содержание картины и средства, с помощью которых художник передает настроение героев, состояние природы.
Для полноценного восприятия скульптуры мелкой пластики воспитатель предлагает детям рассмотреть ее с разных сторон (слева, спереди, сзади). Это помогает им каждый раз видеть ее по-новому. Например, рассматривая таким образом скульптуру Е. Чарушина «Купание медвежат», дети замечают, как меняется характер поз фигурок.
Организуя изобразительную деятельность, воспитатель предлагает им самостоятельно выбирать материалы и место для работы. «Буду рисовать на мольберте, я видел, как художник это делает», — говорит ребенок и ставит на мольберт лист бумаги, берет в руки палитру, смешивает краски и переносит их на «полотно».
Для рисования, лепки с натуры воспитатель отбирает игрушки, растения и другие предметы, имеющие характерные признаки. Для развития чувства цвета детям предлагаются творческие задания: «Волшебные краски», «Разноцветные сестрички», «Радуга-дуга» и т.д. Используя контрастные и пастельные цвета, экспериментируя с ними на палитре, дети передают в рисунке до 10—12 оттенков. Благодаря этому сюжетные и декоративные композиции приобретают особую выразительность. В пейзажных рисунках воспитатель учит передавать красоту природы (разнообразие цветовых оттенков неба, воды, снега, травы и т.д.). Дает самостоятельно тонировать листы бумаги для передачи колорита, настроения.
В аппликации воспитатель развивает у детей чувство цвета и композиции, предлагая выбирать бумагу разных цветов и оттенков, создавать декоративно-орнаментальные композиции (панно, фризы).
Для передачи движения персонажа дети выполняют задания «этюдного» характера, например, лепка скачущего коня или крадущейся лисы. Это помогает создать выразительный художественный образ.
Ознакомление с предметами народного и декоративно-прикладного искусства развивает у детей чувство декоративности, помогает научиться «читать» узоры («Мне нравится хохломской узор, как будто девушки водят хоровод». «Узор в дымковской игрушке похож на солнце, он такой яркий, а круги, как румяные калачи»).
Воспитатель беседует с детьми о том, что художник, скульптор, мастер не сразу создает свое произведение: он обдумывает замысел, а затем с помощью красок, глины, камня создает образ. В результате дети начинают иначе относиться к процессу и результатам своей деятельности. Они учатся планировать, обдумывать замысел, мотивировать выбор изобразительно-выразительных средств, для его воплощения.
Воспитатель поощряет инициативу и самостоятельность при выборе материалов. Например, сказочную птицу один ребенок рисует красками, другой — передает ее красоту в аппликации, третий — лепит из глины.
Созданию выразительного художественного образа способствует интегрирование различных видов изобразительной деятельности. Воспитатель предлагает детям возможные варианты интеграции. Например, при изображении натюрморта «Тюльпаны в вазе» советует использовать аппликативные и живописные способы («Ваза большая, ее форму лучше вырезать из бумаги», «Тонкие, нежные стебли хорошо нарисовать концом кисти, а тюльпаны — крупными мазками»).
В дальнейшем дети могут самостоятельно комбинировать различные способы изображения и материалы. Они используют кусочки ткани, цветную бумагу, краски для создания сюжетных и декоративных композиций-коллажей.
Возрастные особенности детей подготовительной к школе группы
Образы из окружающей жизни и литературных произведений, передаваемые детьми в изобразительной деятельности, становятся сложнее. Рисунки приобретают более детализированный характер, обогащается их цветовая гамма. Более явными становятся различия между рисунками мальчиков и девочек. Мальчики охотно изображают технику, космос, военные действия и т. п. Девочки обычно рисуют женские образы: принцесс, балерин, моделей и т. д. Часто встречаются и бытовые сюжеты: мама и дочка, комната и т. д. При правильном педагогическом подходе у детей формируются художественно-творческие способности в изобразительной деятельности.
Изображение человека становится еще более детализированным и пропорциональным. Появляются пальцы на руках, глаза, рот, нос, брови, подбородок. Одежда может быть украшена различными деталями. Дети подготовительной к школе группы в значительной степени освоили конструирование из строительного материала. Они свободно владеют обобщенными способами анализа, как изображений, так и построек; не только анализируют основные конструктивные особенности различных деталей, но и определяют их форму на основе сходства со знакомыми им объемными предметами. Свободные постройки становятся симметричными и пропорциональными, их строительство осуществляется на основе зрительной ориентировки. Дети быстро и правильно подбирают необходимый материал. Они достаточно точно представляют себе последовательность, в которой будет осуществляться постройка, и материал, который понадобится для ее выполнения; способны выполнять различные по степени сложности постройки, как по собственному замыслу, так и по условиям.
Образовательные задачи:
— продолжать знакомить с изобразительным искусством, учить самостоятельно различать его виды и жанры по средствам художественной выразительности, тематике, сюжету, поощрять самостоятельную оценку произведений;
— расширять, систематизировать и детализировать содержание изобразительной деятельности, активизировать самостоятельный выбор сюжета. Поощрять интерес к изображению человека (портрет, автопортрет), животных, природных явлений в разное время года, учить передавать исторические образы посредством изображения характерных предметов быта, интерьеров, костюмов;
— различать реальные и сказочные образы, самостоятельно создавать композиции сказочного характера, передавать доступными выразительными средствами настроение и характер образа;
— совершенствовать умения во всех видах изобразительной деятельности;
— развивать чувство композиции (размещать объекты в соответствии с особенностями их формы, величины, протяженности), создавать композицию в зависимости от сюжета, выделять в ней основные действующие лица, предметы, окружающую обстановку, знакомить со способами планирования сюжета или узора (предварительный эскиз, набросок, композиционная схема);
— совершенствовать технику рисования гуашью и акварелью (свободно экспериментировать, смешивая разные краски для получения задуманных цветов и оттенков), самостоятельно выбирать художественные материалы для создания выразительного образа (для пейзажных рисунков использовать акварель или пастель, для декоративного панно — гуашь, для предварительных набросков или эскизов — простой карандаш);
— в лепке побуждать создавать динамичные выразительные образы и коллективные сюжетные композиции, самостоятельно выбирая тему, материал, способы лепки, приемы декорирования образа;
— предоставлять детям самостоятельный выбор способов аппликации (обрывание, выщипывание или сминание бумажной формы для передачи фактуры, вырезание симметричное, силуэтное, модульная аппликация, свободное сочетание разных техник);
— способствовать сотрудничеству детей при выполнении коллективных сюжетных и декоративных композиций, поощрять их стремление использовать разные материалы и техники;
— создавать условия для самостоятельной художественной деятельности вне занятий, активизировать их участие в организации выставок рисунков, лепки, аппликативных работ.
Содержание психолого-педагогической работы
В этом дошкольном возрасте дети умеют разнообразно отражать свои представления об окружающем в рисунке, лепке, аппликации. В этом плане особую роль играет развитие их художественного восприятия при ознакомлении с произведениями живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства. Встреча с уникальными художественными произведениями приобщает ребенка к миру общечеловеческих ценностей, истории, воспитывает художественный вкус, потребность в прекрасном.
Старшим дошкольникам доступны не только народные образы детского форольклора, но и более сложные сюжеты произведений живописи, графики, скульптуры, архитектуры, дизайна.
С помощью взрослого дети отмечают настроение произведения (живопись), содержание контрастных образов, интерпретируют взаимоотношения между персонажами, пересказывают увиденное на свой лад. Их можно подготовить к посещению художественного музея, выставки для пополнения эмоциональных впечатлений, обогащения художественного опыта, полученного на занятиях, общей культуры личности ребенка.
К концу дошкольного возраста дети способны воспринимать и эмоционально реагировать на художественный образ произведений не только декоративно-прикладного, но и других видов и жанров изобразительного искусства.
Дошкольники проявляют интерес к рассматриванию произведений живописи в музее (репродукций на занятиях в детском саду), у них формируется восприятие контрастных по сюжету и цветовой гамме образов (И.И. Шишкин «Рожь», А.И. Куинджи «Ночь на Днепре» и др.).
Они могут рассказывать о героических образах в живописи (В.М. Васнецов «Богатыри», образ Георгия Победоносца на коне), ярких по эмоциональном} содержанию произведениях (И.К. Айвазовский «Девятый вал», В.М. Васнецов «Три царевны подземного царства», «Ковер-самолет» и др.).
II. Организационные условия жизнедеятельности детей
Организация жизнедеятельности детей по реализации и освоению содержания рабочей программы осуществляется в двух основных моделях организации образовательного процесса:
- совместной деятельности взрослого и детей
- самостоятельной деятельности детей.
Решение образовательных задач в рамках первой модели – совместной деятельности взрослого и детей - осуществляется как в виде непосредственно образовательной деятельности (не сопряженной с одновременным выполнением педагогами функций по присмотру и уходу за детьми), так и в виде образовательной деятельности, осуществляемой в ходе режимных моментов (решение образовательных задач сопряжено с одновременным выполнением функций по присмотру и уходу за детьми – утренним приемом детей, прогулкой, подготовкой ко сну, организацией питания и др.).
Непосредственно образовательная деятельность реализуется через организацию различных видов детской деятельности:
- игровой,
- двигательной,
- познавательно-исследовательской,
- коммуникативной,
- продуктивной,
- музыкально-художественной,
- трудовой,
- чтения художественной литературы или их интеграцию с использованием разнообразных форм и методов работы.
III. Содержание психолого-педагогической работы по освоению образовательной области «Художественное творчество»
Развитие продуктивной деятельности
Рисование
Предметное рисование
- Продолжать совершенствовать умение передавать в рисунке образы предметов, персонажей литературных произведений. Обращать внимание детей на отличия предметов по форме, величине, пропорциям частей; побуждать их передавать эти отличия в рисунках.
- Учить детей передавать расположение предметов на листе бумаги, обращать внимание детей на то, что предметы могут по-разному располагаться на плоскости (стоять, лежать, двигаться, быть в разных позах и т.д.).
- Способствовать овладению композиционными умениями: учить располагать предмет на листе с учетом его пропорций (если предмет вытянут в высоту, располагать его на листе по вертикали; если он вытянут в ширину, например, не очень высокий, но длинный дом, располагать его по горизонтали).
- Закреплять способы и приемы рисования различными изобразительными материалами (цветные карандаши, гуашь, акварель, цветные мелки, сангина, угольный карандаш, фломастеры, разнообразные кисти и т. п.).
- Вырабатывать навыки рисования контура предмета простым карандашом с легким нажимом, без жестких, грубых линий, пачкающих рисунок.
- При рисовании карандашами учить передавать оттенки цвета, регулируя нажим на карандаш. В карандашном исполнении дети могут, регулируя нажим, передавать до трех оттенков цвета. Учить рисовать акварелью в соответствии с ее спецификой (прозрачностью и легкостью цвета, плавностью перехода одного цвета в другой).
- Учить детей рисовать кистью разными способами: широкие линии – всем ворсом, тонкие – концом кисти; наносить мазки, прикладывая кисть всем ворсом к бумаге, рисовать концом кисти мелкие пятнышки.
- Закреплять знания об уже известных цветах, знакомить с новыми цветами (фиолетовый) и оттенками (голубой, розовый, светло-зеленый, сиреневый), развивать чувство цвета. Учить смешивать краски для получения новых цветов и оттенков (при рисованию гуашью) и высветлять цвет, добавляя в краску воду (при рисовании акварелью).
Сюжетное рисование
- Учить детей создавать сюжетные композиции на темы окружающей жизни и на темы литературных произведений («Кого встретил Колобок», «Два жадных медвежонка», «Где обедал воробей?,» и др.).
- Развивать композиционные умения, учить располагать изображения на полосе внизу листа, по всему листу.
- Обращать внимание детей на соотношение по величине разных предметов в сюжете (дома большие, деревья высокие и низкие; люди меньше домов, но больше растущих на лугу цветов).
- Учить располагать на рисунке предметы так, чтобы они загораживали друг друга (растущие перед домом деревья и частично его загораживающие и т. п.).
Декоративное рисование
- Продолжать знакомить детей с изделиями народных промыслов, закреплять и углублять знания о дымковской и филимоновской игрушках и их росписи; предлагать создавать изображения по мотивам декоративной росписи, знакомить с ее цветовым строем и элементами композиции, добиваться большего разнообразия используемых элементов. Продолжать знакомить с городецкой росписью, ее цветовым решением, спецификой создания декоративных цветов (как правило, не чистых тонов, а оттенков), учить использовать для украшения оживки.
- Познакомить с росписью Полхов-Майдана. Включать городецкую и полхов - майданскую роспись в творческую работу детей, помогать осваивать специфику этих видов росписи. Знакомить с региональным (местным) декоративным искусством.
- Учить составлять узоры по мотивам городецкой, гжельской росписи; знакомить с характерными элементами (бутоны, цветы, листья, травка, усики, завитки, оживки).
- Учить создавать узоры на листах в форме народного изделия (поднос, солонка, чашка, розетка и др.).
- Для развития творчества декоративной деятельности использовать декоративные ткани. Предоставлять детям бумагу в форме одежды и головных уборов (кокошник, платок, свитер и др.), предметов быта (салфетка, полотенце) для украшения.
- Учить ритмично, располагать узор. Предлагать расписывать бумажные силуэты и объемные фигуры.
Лепка
- Продолжать знакомить детей с особенностями лепки из глины, пластилина и пластической массы.
- Развивать умение лепить с натуры и по представлению знакомые предметы (овощи, фрукты, грибы, посуда, игрушки); передавать их характерные особенности. Продолжать учить лепить посуду из целого куска глины и пластилина ленточным способом.
- Закреплять умение лепить предметы пластическим, конструктивным и комбинированным способами. Учить сглаживать поверхность формы, делать предметы устойчивыми.
- Учить передавать в лепке выразительность образа, лепить фигуры человека и животных в движении, объединять небольшие группы предметов в несложные сюжеты (в коллективных композициях).
- Формировать у детей умение лепить по представлению героев литературных произведений (медведь и колобок, лиса и зайчик и т. п.). Развивать творчество, инициативу.
- Продолжать формировать умение лепить мелкие детали; пользуясь стекой, наносить рисунок чешуек у рыбки, обозначать глаза, шерсть животного, перышки птицы, узор, складки на одежде людей и т. п.
- Продолжать формировать технические умения и навыки работы с разнообразными материалами (косточки, зернышки, бусинки и т. д.).
- Закреплять навыки аккуратной лепки.
- Закреплять навык тщательно мыть руки по окончании лепки.
Декоративная лепка
- Продолжать знакомить детей с особенностями декоративной лепки. Формировать интерес и эстетическое отношение к предметам народного декоративно-прикладного искусства.
- Учить лепить птиц, животных, людей по типу народных игрушек (дымковской, филимоновской, каргопольской и др.).
- Формировать умение украшать узорами предметы декоративного искусства. Учить расписывать изделия гуашью, украшать их налепами и углубленным рельефом.
- Учить обмакивать пальцы в воду, чтобы сгладить неровности вылепленного изображения, когда это необходимо для передачи образа.
Аппликация
- Приобщить детей к искусству аппликации, формировать интерес к этому виду деятельности.
- Закреплять умение разрезать бумагу на короткие и длинные полоски; вырезать круги из квадратов, овалы из прямоугольников, преобразовывать одни геометрические фигуры в другие: квадрат – в 2-4 треугольника, прямоугольник – в полоски, квадраты или маленькие прямоугольники; создавать из этих деталей изображения разных предметов или декоративные композиции.
- Учить вырезать одинаковые фигуры или их детали из бумаги, сложенной гармошкой, а симметричные изображения – из бумаги, сложенной пополам (стакан, ваза, цветок и др.).
- Побуждать создавать предметные и сюжетные композиции, дополнять их деталями.
- Формировать аккуратное и бережное отношение к материалам.
Развитие детского творчества
- Развивать эстетическое восприятие; обращать внимание детей на красоту окружающих предметов (игрушки), объектов природы (растения, животные), вызывать чувство радости от их созерцания;
- Формировать интерес к занятиям изобразительной деятельностью. Развивать умение в рисовании, лепке, аппликации, изображать простые предметы и явления, передавая их образную выразительность;
- Включать в процесс обследования предмета движения обеих рук по предмету, охватывание его руками;
- Вызывать положительный эмоциональный отклик на красоту природы. Произведения искусства (книжные иллюстрации, изделия народных промыслов, предмета быта, одежда);
- Развивать умение создавать как индивидуальные, так и коллективные композиции в рисунках, лепке, аппликации.
Приобщение к изобразительному искусству
- Подводить детей к восприятию произведений искусства. Знакомить с элементарными средствами выразительности в разных видах искусства (цвет, звук, форма, движение, жесты), подводить к различению разных видов искусства через художественный образ. Готовить к посещению кукольного театра, выставке детских работ и т.п.;
- Развивать интерес к произведениям народного и профессионального искусства, к литературе (стихи, песенки, потешки, проза), слушанию и исполнению музыкальных произведений, выделению красоты сезонных изменений в природе, предметах окружающей действительности (цвет, форма, величина: дом, ковер, посуда и т.п.);
Эстетическая развивающая среда
- Вызвать у детей радость от оформления группы: светлые стены, на окнах красивые занавески, удобная мебель, новые игрушки, в книжном уголке аккуратно расставлены книги с яркими картинками;
- Воспитывать стремление поддерживать чистоту и порядок в группе, чтобы было уютно и красиво;
- Знакомить с оборудованием и оформлением участка, подчеркивая его красоту, удобство для детей, веселую разноцветную окраску строений;
- Обращать внимание на различные растения, на их разнообразие и красоту.
Интеграция содержания образовательной области
Примерные виды интеграции области «Художественное творчество» | |
Образовательная область | Задачи, содержание и средства организации образовательного процесса |
«Здоровье» | Во время занятий, требующих высокой умственной нагрузки, и в промежутках между занятиями проводить физкультминутки длительностью 1-3 минуты. Знакомить с основами техники безопасности при работе с клеем, ножницами и правилами поведения в организованной деятельности. |
«Физическая культура» | Продолжать формировать правильную осанку, умение осознанно выполнять движения. Развивать самостоятельность, творчество. |
«Безопасность» | Закреплять умение соблюдать правила пребывания в детском саду. Объяснить детям, что в случае необходимости взрослые звонят по телефону «01» (при пожаре), «02» (вызов милиции), «03» («Скорая помощь»). Рассказать детям, что в случае неосторожного обращения с огнем или электроприборами может произойти пожар. О правилах безопасности дорожного движения. Закреплять знания детей о правилах дорожного движения и поведения на улице. Расширять знания о светофоре, который регулирует движение на дороге. Познакомить детей с дорожными знаками: «Пешеходный переход», «Дети», «Остановка общественного транспорта», «Подземный пешеходный переход», «Пункт медицинской помощи». Закреплять знания о специальном транспорте: «Скорая помощь» (едет по вызову к больным людям), пожарная машина (едет тушить пожар), «Милиция» (едет на помощь людям, попавшим в беду). Закреплять умения безопасного обращения с ножницами. |
«Социализация» | Продолжать формировать умение согласовывать свои действия с действиями партнеров при изготовлении коллективной работы. Воспитывать творческую самостоятельность Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми. Расширять представления детей о родной стране, о государственных праздниках. Продолжать формировать интерес к «малой Родине». Рассказывать детям о достопримечательностях, культуре, традициях родного края; о замечательных людях, прославивших свой край. Формировать представление о том, что Российская Федерация (Россия) — огромная многонациональная страна. Рассказать детям о том, что Москва — главный город, столица нашей Родины. Познакомить с флагом и гербом России, мелодией гимна. Продолжать расширять представления детей о Российской армии. Рассказывать о трудной, но почетной обязанности защищать Родину, охранять ее спокойствие и безопасность; о том, как в годы войн храбро сражались и защищали нашу страну от врагов прадеды, деды, отцы. Приглашать в детский сад военных, ветеранов из числа близких родственников детей. Рассматривать с детьми картины, репродукции, альбомы с военной тематикой. |
«Труд» | Воспитывать культуру трудовой деятельности, бережное отношение к материалам и инструментам. Вырабатывать привычку самостоятельно раскладывать подготовленные воспитателем материалы для занятий, убирать их, мыть кисточки, розетки для красок, палитру, протирать столы. Продолжать расширять представления детей о труде взрослых. Показывать результаты труда, его общественную значимость. Учить бережно, относиться к тому, что сделано руками человека. Знакомить детей с трудом людей творческих профессий: художников, писателей, композиторов, мастеров народного декоративно-прикладного искусства. Показывать результаты их труда: картины, книги, ноты, предметы декоративного искусства. |
«Познание» | Развивать восприятие, умение выделять разнообразные свойства и отношения предметов (цвет, форма, величина, расположение в пространстве и т.п.), включая разные органы чувств: зрение, слух, осязание, обоняние, вкус. Продолжать знакомить с цветами спектра: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый (хроматические) и белый, ceрый и черный (ахроматические). Продолжать формировать умение различать цвета по светлоте и насыщенности, правильно называть их (светло -зеленый, светло-розовый). Показать детям особенности расположения цветовых тонов в спектре. Развивать умение группировать объекты по нескольким признакам. Продолжать знакомить детей с различными геометрическими фигурами, учить использовать в качестве эталонов плоскостные и объемные формы. Формировать умение обследовать предметы разной формы; при обследовании включать движения рук по предмету. Совершенствовать глазомер. Создавать условия для реализации детьми проектов трех типов: исследовательских, творческих и нормативных. Создавать условия для реализации проектной деятельности творческого типа. Познакомить с овалом на основе сравнения его с кругом и прямоугольником. Дать представление о четырехугольнике: подвести к пониманию того, что квадрат и прямоугольник являются разновидностями четырехугольника. Развивать геометрическую зоркость: умение анализировать и сравнивать предметы по форме, находить в ближайшем окружении предметы одинаковой и разной формы: книги, картина, одеяла, крышки столов — прямоугольные, поднос и блюдо — овальные, тарелки — круглые и т.д. Развивать представление о том, как из одной формы сделать другую. Формировать умение ориентироваться на листе бумаги (справа — слева, вверху — внизу, в середине, в углу). Продолжать обогащать представления детей о мире предметов. Развивать умение определять материалы, из которых изготовлены предметы. Закреплять умение сравнивать предметы (по назначению, цвету, форме, материалу), классифицировать их. Через проектную деятельность, экскурсии, игры, оформления группового и садовского помещения, организацию развивающей среды продолжить знакомство с культурными явлениями (цирк, библиотека, музей и др.), их атрибутами, значением в жизни общества, связанными с ними профессиями, правилами поведения. Формировать элементарные представления об истории человечества (древний мир, средние века, современное общество) через знакомство с произведениями искусства (живопись, скульптура, мифы и легенды народов мира), реконструкцию образа жизни людей разных времен (одежда, утварь, традиции и др.). Закреплять представления о растениях ближайшего окружения: деревьях, кустарниках и травянистых растениях. Познакомить с понятиями «лес», «луг» и «сад». Расширять представления о домашних животных, их повадках, зависимости от человека. Познакомить с представителями класса пресмыкающихся (ящерица, черепаха) и насекомых (пчела, комар, муха). Формировать представления о чередовании времен года, частей суток и их некоторых характеристиках. Знакомить с многообразием родной природы. |
«Коммуникация» | Поощрять попытки делиться с педагогом и другими детьми разнообразными впечатлениями, уточнять источник полученной информации (телепередача, рассказ взрослого, посещение выставки, детского спектакля и т.д.). Развивать умение поддерживать беседу. Совершенствовать диалогическую форму речи. Поощрять попытки вызывать свою точку зрения, согласие или несогласие с ответом товарища. Развивать умение составлять рассказы о событиях из личного опыта, придумывать свои концовки к сказкам .Формировать умение составлять небольшие рассказы творческого характера на тему, предложенную воспитателем. |
«Чтение художественной литературы» | Продолжать знакомить с книгами. Обращать внимание детей на оформление книги, на иллюстрации. Сравнивать иллюстрации разных художников к одному и тому же произведению. Включать в занятия загадки, пословицы, небольшие стихотворения. |
«Музыка» | Продолжать развивать интерес и любовь к музыке, музыкальную отзывчивость на нее. Для повышения интереса и настроя к определенной темы использовать музыкальное сопровождение. |
Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов
Мониторинг – это процесс непрерывного научно обоснованного, диагностико-прогностического слежения за состоянием, развитием педагогического процесса в целях оптимального выбора образовательных целей, задач и средств их решения.
Системой мониторинга в данной рабочей программе является:
- достижения детьми планируемых результатов освоения программы,
- обеспечивает комплексный подход к оценке итоговых и промежуточных результатов освоения программы,
- позволяет осуществлять оценку динамики достижений детей,
- включает описание объекта, форм, периодичности и содержания мониторинга.
Мониторинг детского развития проводится два раза в год (в октябре и апрель). В проведении мониторинга участвуют педагоги, психологи и медицинские работники.
Методы проведения мониторинга:
- Наблюдение - это один из основных эмпирических методов, состоящий в преднамеренном, систематическом и целенаправленном восприятии психических явлений с целью изучения их специфических изменений в определенных условиях и поиска смысла этих явлений, который непосредственно не дан.
- Беседа - метод получения информации на основе вербальной (словесной) коммуникации. По форме беседа может представлять собой: Стандартизированный опрос - опрос, характеризующийся заранее определенными набором и порядком вопросов. Свободный опрос по форме приближается к обычной беседе и носит естественный, неформальный характер.
- Метод экспертных оценок - заключается в проведении экспертами интуитивно-логического анализа проблемы с количественно обоснованным суждением и формальной обработкой результатов. Важным моментом в использовании данного метода является выбор экспертов. Экспертами могут быть лица, хорошо знающие испытуемых и изучаемую проблему. Экспертная оценка выводится в виде количественной оценки выраженности изучаемых свойств. Исследователь обобщает и анализирует оценки экспертов.
- Критериально-ориентированные методики нетестового типа - это формализованная оценка выполнения заданий (сочинение, результаты игры и т.п.).
- Критериально-ориентированное тестирование - используется для оценки степени владения испытуемым пройденным материалом. Выявляет то, что ребенок знает и может делать, а не то, как его результаты соотносятся с результатами других тестируемых, т.е. тип тестов, предназначенных для определения уровня обученности относительно некоторого критерия, а не относительно групповых норм;
При организации мониторинга в рабочей программе учитываются:
- Установления первоначального контакта проводится диагностическое интервью, которое может казаться любой сферы. Привлечение ребенка к сотрудничеству; (свободные, неуправляемые высказывания ребенка; общие вопросы типа «Ты можешь мне рассказать что-нибудь о себе?», «Расскажи мне, как ты играешь с детьми?» и т.п.); подробное исследование; попытка ослабить напряжение и заключение с выражением признательности ребенку.
- Во время диагностического интервью обращение педагога к ребенку только по имени. Диагностическое интервью не является длительным и скучным.
Так же при организации мониторинга учитывается положение
Л.С. Выготского о ведущей роли обучения в детском развитии, поэтому он включает в себя два компонента:
- Мониторинг образовательного процесса;
- Мониторинг детского развития.
Мониторинг образовательного процесса осуществляется через отслеживание результатов освоения образовательной программы, а мониторинг детского развития проводится на основе оценки развития интегративных качеств ребенка.
С помощью средств мониторинга образовательного процесса можно оценить степень продвижения дошкольника в образовательной программе.
Форма проведения мониторинга преимущественно представляет собой наблюдение за активностью ребенка в различные периоды пребывания в дошкольном учреждении, анализ продуктов детской деятельности и специальные педагогические пробы, организуемые педагогом.
Мониторинг детского развития (мониторинг развития интегративных качеств) осуществляется педагогами, психологом дошкольного учреждения и медицинским работником. Основная задача этого вида мониторинга – выявить индивидуальные особенности развития каждого ребенка и наметить при необходимости индивидуальный маршрут образовательной работы для максимального раскрытия потенциала детской личности.
Мониторинг детского развития включает в себя оценку физического развития ребенка, состояние его здоровья, а также развития общих способностей: познавательных, коммуникативных и регуляторных. Мониторинг детского развития осуществляется с использованием метода наблюдения, критериальных диагностических методик и тестовых методов.
Учебный год:
Группа: в средней группе (дети от 4 до 5 лет)
Образовательная область: «Художественное творчество»
Цель: формирование интереса к эстетической стороне окружающей действительности, удовлетворение потребности детей в самовыражении.
Период мониторинга: Стартовая/итоговая (начало/конец учебного года)
№ | ФИО | Развитие продуктивной деятельности детей (рисование, художественный труд) | |||||||
Создавать образы предметов; признаки; свое видение | Создавать образы персонажей, передавать их настроение | Создавать композиции пейзажного, сказ. характера. Несл. сюжет | Расписывать вылепленные из глины игрушки | Составлять декоративные композиции | Смешивать краски, получасть нужный цвет | Исп-ть различные цвета и оттенки | Правильно держать и исп-ть карандаш, кисть и мелок | ||
1 | |||||||||
2 | |||||||||
3 | |||||||||
4 | |||||||||
5 | |||||||||
6 | |||||||||
7 | |||||||||
8 | |||||||||
9 | |||||||||
10 | |||||||||
11 | |||||||||
12 | |||||||||
13 | |||||||||
14 | |||||||||
15 | |||||||||
16 | |||||||||
17 | |||||||||
18 | |||||||||
19 | |||||||||
20 | |||||||||
21 | |||||||||
22 | |||||||||
23 | |||||||||
24 | |||||||||
25 | |||||||||
26 | |||||||||
27 | |||||||||
28 | |||||||||
29 |
№ | ФИО | Развитие детского творчества | Приобщение к изобразительному искусству | ||||||||
Сочетать разл. Техн. Изо Живопись, графика, пластика | Исп-ть Цвет для выражения эмоц. состоян | Городецкая роспись | Украшать силуэты игрушек элементами | Создавать коллективные композиции | Узнавать эмоционально реагировать | ||||||
Дымковская роспись | Филимоновская роспись | Сюжетного содержания | Декоратив. содержания | Произв. Нар.дек.прикл. искусства | Виды изобразительного искусства | ||||||
живопись | графика | ||||||||||
1 | |||||||||||
2 | |||||||||||
3 | |||||||||||
4 | |||||||||||
5 | |||||||||||
6 | |||||||||||
7 | |||||||||||
8 | |||||||||||
9 | |||||||||||
10 | |||||||||||
11 | |||||||||||
12 | |||||||||||
13 | |||||||||||
14 | |||||||||||
15 | |||||||||||
16 | |||||||||||
17 | |||||||||||
18 | |||||||||||
19 | |||||||||||
20 | |||||||||||
21 | |||||||||||
22 | |||||||||||
23 | |||||||||||
24 | |||||||||||
25 | |||||||||||
26 | |||||||||||
27 | |||||||||||
28 | |||||||||||
29 | |||||||||||
30 | |||||||||||
31 |
Учебный год:
Группа: в старшей группе (дети от 5 до 6 лет)
Образовательная область: «Художественное творчество»
Цель: формирование интереса к эстетической стороне окружающей действительности, удовлетворение потребности детей в самовыражении.
Период мониторинга: Стартовая/итоговая (начало/конец учебного года)
№ | ФИО | Развитие продуктивной деятельности детей (рисование, художественный труд) | ||||||||
Создавать изображения предметов | Сюжетные изображения на темы | Использовать различные оттенки и цвета | Способы и приемы рисования | Форма, строение, пропорции, композиция | ||||||
С натуры | По представлению | Окружающей жижни | Явлений природы | Литературных поизведений | карандашом | кистью | ||||
1 | ||||||||||
2 | ||||||||||
3 | ||||||||||
4 | ||||||||||
5 | ||||||||||
6 | ||||||||||
7 | ||||||||||
8 | ||||||||||
9 | ||||||||||
10 | ||||||||||
11 | ||||||||||
12 | ||||||||||
13 | ||||||||||
14 | ||||||||||
15 | ||||||||||
16 | ||||||||||
17 | ||||||||||
18 | ||||||||||
19 | ||||||||||
20 | ||||||||||
21 | ||||||||||
22 | ||||||||||
23 | ||||||||||
24 | ||||||||||
25 | ||||||||||
26 | ||||||||||
27 | ||||||||||
28 | ||||||||||
29 | ||||||||||
30 | ||||||||||
№ | ФИО | Развитие детского творчества | Приобщение к изобразительному искусству | |||||||
Выполнять узоры по мотивам народного искусства, росписи | Создавать оригинальные рисунки (не повтор.др.) | Имеет представление о жанрах изобр. искусства | Знаком с репрд. картин известных художников | Бережно относится к произведениям искусства | ||||||
дымковская | филимоновская | городецкая | Полхов-Майдана | гжельская | ||||||
1 | ||||||||||
2 | ||||||||||
3 | ||||||||||
4 | ||||||||||
5 | ||||||||||
6 | ||||||||||
7 | ||||||||||
8 | ||||||||||
9 | ||||||||||
10 | ||||||||||
11 | ||||||||||
12 | ||||||||||
13 | ||||||||||
14 | ||||||||||
15 | ||||||||||
16 | ||||||||||
17 | ||||||||||
18 | ||||||||||
19 | ||||||||||
20 | ||||||||||
21 | ||||||||||
22 | ||||||||||
23 | ||||||||||
24 | ||||||||||
25 | ||||||||||
26 | ||||||||||
27 | ||||||||||
28 | ||||||||||
29 | ||||||||||
30 |
Учебный год:
Группа: подготовительная к школе группа (дети от 6 до 7 лет)
Образовательная область: «Художественное творчество»
Цель: формирование интереса к эстетической стороне окружающей действительности, удовлетворение потребности детей в самовыражении.
Период мониторинга: Стартовая/итоговая (начало/конец учебного года)
№ | ФИО | Развитие продуктивной деятельности детей (рисование, художественный труд) | ||||||||
Создавать изображения предметов | Сюжетные изображения на темы | Коллективные рисунки действоать согласованно | Способы и приемы рисования | Форма, строение, пропорции, композиция | ||||||
С натуры | По представлению | Окружающей жижни | Явлений природы | Литературных поизведений | карандашом | кистью | ||||
1 | ||||||||||
2 | ||||||||||
3 | ||||||||||
4 | ||||||||||
5 | ||||||||||
6 | ||||||||||
7 | ||||||||||
8 | ||||||||||
9 | ||||||||||
10 | ||||||||||
11 | ||||||||||
12 | ||||||||||
13 | ||||||||||
14 | ||||||||||
15 | ||||||||||
16 | ||||||||||
17 | ||||||||||
18 | ||||||||||
19 | ||||||||||
20 | ||||||||||
21 | ||||||||||
22 | ||||||||||
23 | ||||||||||
24 | ||||||||||
25 | ||||||||||
26 | ||||||||||
27 | ||||||||||
28 | ||||||||||
29 | ||||||||||
30 | ||||||||||
№ | ФИО | Развитие детского творчества | Приобщение к изобразительному искусству | |||||||
Выполнять узоры по мотивам народного искусства, росписи | Уметь замечать недостатки своих работ и исправлять их | Имеет представление о жанрах изобразительного. искусства | Знать репродукции картин известных художников | Бережно относится к произведениям искусства | ||||||
мезенская | жостовская | городецкая | хохломская | гжельская | ||||||
1 | ||||||||||
2 | ||||||||||
3 | ||||||||||
4 | ||||||||||
5 | ||||||||||
6 | ||||||||||
7 | ||||||||||
8 | ||||||||||
9 | ||||||||||
10 | ||||||||||
11 | ||||||||||
12 | ||||||||||
13 | ||||||||||
14 | ||||||||||
15 | ||||||||||
16 | ||||||||||
17 | ||||||||||
18 | ||||||||||
19 | ||||||||||
20 | ||||||||||
21 | ||||||||||
22 | ||||||||||
23 | ||||||||||
24 | ||||||||||
25 | ||||||||||
26 | ||||||||||
27 | ||||||||||
28 | ||||||||||
29 | ||||||||||
30 |
Учебный год:
Группа: в средней группе (дети от 4 до 5 лет)
Образовательная область: «Художественное творчество»
Цель: формирование интереса к эстетической стороне окружающей действительности, удовлетворение потребности детей в самовыражении.
Период мониторинга: Стартовая/итоговая (начало/конец учебного года)
№ | ФИО | Развитие продуктивной деятельности детей (лепка, художественный труд) | Развитие детского творчества | ||||||||||
Композиция из игрушек и предметов | Умение использовать приемы лепки | Узнавать эмоц. реогировать на скульптуру | Уметь созд. коллективные произведения в лепке | ||||||||||
Отделять небольшие комочки | Раскатывать комочки | Сглаживать пальцами поверхности | пришипывание | Вдавливание середины шара | Использовать приемы стеки | Аккуратная лепка | |||||||
Прямыми движениями | Круговыми движениями | с оттяг. вверх краев шара | Мелких деталей | ||||||||||
Учебный год:
Группа: в старшей группе (дети от 5 до 6 лет)
Образовательная область: «Художественное творчество»
Цель: формирование интереса к эстетической стороне окружающей действительности, удовлетворение потребности детей в самовыражении.
Период мониторинга: Стартовая/итоговая (начало/конец учебного года)
№ | ФИО | Развитие продуктивной деятельности детей (лепка, художественное творчество) | Развитие детского творчества | ||||||||||
Лепить предметы разной формы, разными способами | Создавать небольшие сюжетные композиции, передавая содержание | Умение лепить мелкие детали | Работа стекой | Навык аккуратной лепки | Использовать дополнительные материалы | Созд изобр. по мотивам народных игрушек | Созд. ориг. работы (не повторяющие других) | ||||||
пластическим | конструктивным | комбинированным | пропорции | позы | Движения фигур | ||||||||
Учебный год:
Группа: подготовительная к школе группа (дети от 6 до 7лет)
Образовательная область: «Художественное творчество»
Цель: формирование интереса к эстетической стороне окружающей действительности, удовлетворение потребности детей в самовыражении.
Период мониторинга: Стартовая/итоговая (начало/конец учебного года)
№ | ФИО | Развитие продуктивной деятельности детей (лепка, художественное творчество) | Развитие детского творчества | ||||||||||
Лепить предметы разной формы, разными способами | Создавать небольшие сюжетные композиции из 2-3 и более изобр., передавая содержание | Обрабатывать поверхность формы движениями пальцев и стекой | Выполнять декоративные композиции способами налеп и рельеф | Навык аккуратной лепки | Использовать дополнительные материалы | Расписывать вылепленные изделия по мотивам народного искусства | Создавать ориг. работы (не повторяющие других) | ||||||
пластическим | конструктивным | комбинированным | пропорции | позы | Движения фигур | ||||||||
Перечень
необходимых для осуществления воспитательно-образовательного процесса программ, технологий, методических пособий
- Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования Приказ от 23 ноября 2009 г. N 655.
- Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении от 12 сентября 2008 г. N 666.
- СанПиН 2.4.1.2660 – 10.
- Программа воспитания и обучения в детском саду под редакцией М.А. Васильевой., Т.С. Комаровой., В.В. Гербовой. М.: Мозаика – Синтез, 2010г
- Занятия по изобразительной деятельности в старшей группе детского сада. Т.С. Комарова. М.: Мозаика – Синтез 2009г.
- Занятия по изобразительной деятельности в детском саду: средняя группа: Программа, конспекты. Г.С. Швайко. – М.: Гуманит. Изд. центр ВЛАДОС, 2001.-144с.
- Занятия по изобразительной деятельности в детском саду: старшая группа: Программа, конспекты. Г.С. Швайко. – М.: Гуманит. Изд. центр ВЛАДОС, 2001.-160с.
- Занятия по изобразительной деятельности в детском саду: подготовительная к школе группа: Программа, конспекты. Г.С. Швайко. – М.: Гуманит. Изд. центр ВЛАДОС, 2001.-176с.
- Развивайте у дошкольников творчество: (Конспекты занятий рисованием, лепкой, аппликацией) Т.Г.Казакова.- М.: Просвящение, 1985. – 192-с.,
- Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Средняя группа. – М.: «КАРАПУЗ», 2009. -144с.,
- Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Старшая группа. – М.: «КАРАПУЗ», 2009. -208с.,
- Изобразительная деятельность в детском саду. Т.С. Комарова. Москва, 2007г.
- Мониторинг образовательной деятельности: Диагностика развития дошкольника. Печёркина А.А. канд. психол. наук, доцент
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа «От рождения до школы» Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»
Цель программы – формирование у детей музыкальности, т.е. системы музыкальных способностей, создание условий для широкой ориентировки в музыке и накопления запаса высокохудожественных музыкальных впеч...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА дополнительного образования детей по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» (изобразительная деятельность) «Волшебный карандаш» (4-5 лет)
Желание творить – внутренняя потребность ребенка, она возникает у него самостоятельно и отличается чрезвычайной искренностью. Мы, взрослые, должны помочь ребенку открыть в себе художника, развить спос...
Рабочая программа 2 младшей группы по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» на 2018-2019 учебный год
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад «Сказка» п. Пр...
Рабочая программа дополнительного образования детей по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» (конструирование из бумаги) «Мастерская Самоделкина» (3-4 лет)
Для дополнительных занятий с детьми...
Рабочая программа музыкального руководителя по реализации образовательной области «Художественно – эстетическое развитие» (Музыка)
Рабочая программамузыкального руководителя по реализации образовательной области «Художественно – эстетическое развитие» (Музыка) составлена, основываясь на общеобразовательную прогр...
Рабочая программа"Рабочая программа по предмету «Музыкальная деятельность» образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» все возрастные группы (2-7 лет)"
Рабочая программа"Рабочая программа по предмету «Музыкальная деятельность» образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» все возрастные группы...
Рабочая программа по предмету «Изобразительная деятельность» образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» вторая младшая группа (3-4 года)
Рабочая программапо предмету «Изобразительная деятельность»образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»вторая младшая группа (3-4 года)...