Рабочая программа по художественно – эстетическому развитию образовательная область «Художественное творчество»
рабочая программа по рисованию на тему

НИКОЛАЕВА ТАТЬЯНА АНАТОЛЬЕВНА

Художественное творчество является частью всей воспитательно-образовательной работы в ДОУ и взаимосвязана со всеми ее направлениями. Особенно, важное, значение для воспитания и развития ребенка имеет связь занятий рисование, лепка и аппликация с игрой. Такая разносторонняя связь повышает интерес детей к изобразительной деятельности и к игре.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Рабочая программа

по художественно – эстетическому развитию

образовательная область

«Художественное творчество»

                                                  Составители: Николаева Т.А. Сидорова В.В.

Содержание рабочей программы

Пояснительная записка

стр № 3

Структура организации образовательной области «Художественное творчество»

стр № 6

Принципы художественного творчества

стр № 7

Формы организации образовательной области «Художественное творчество»

стр № 8

Материально – технические (пространственные) условия организации художественного творчества детей старшей группы

стр № 8

Возрастные и индивидуальные особенности детей  младших, средних, старших и подготовительных к школе групп

стр № 9

Организационные условия жизнедеятельности детей

стр № 20

Перспективное планирование образовательной области «Художественное творчество»

стр № 21

Содержание психолого-педагогической работы по освоению образовательной области «Художественное творчество»

стр № 22

Интеграция содержания образовательной области «Художественное творчество»

стр № 27

Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов программы

стр № 29

Мониторинг образовательного процесса

стр № 31

Мониторинг детского развития

стр № 32

Перечень необходимых для осуществления воспитательно-образовательного процесса программ, технологий, методических пособий

стр № 40

Пояснительная записка

В пункте 7 статьи 32 «Компетенция и ответственность образовательного учреждения» Закона РФ «Об образовании» сказано, что к компетенции образовательного учреждения относится «разработка и утверждение рабочих программ учебных курсов и дисциплин». Следовательно, данная рабочая программа − нормативно-управленческий документ образовательного учреждения, характеризующий систему организации образовательной деятельности педагога.

В условиях дошкольного образования и с учетом его специфики данная система (модель) представляет собой оптимальные психолого-педагогические условия, обеспечивающие становление общечеловеческих ценностей, базиса личностной культуры, социальную успешность ребенка дошкольного возраста. Составляющими этих условия являются:

  1. содержательные условия;
  2. организационные условия;
  3. технологические условия (принципы, методы, приемы);
  4. материально-технические условия (развивающая среда);
  5. социо - культурные условия (взаимодействие с родителями, социальными партнерами различных социо-культурных институтов);
  6. контрольно-диагностические условия.

      Основой для разработки рабочей программы по художественному творчеству стали:

  1. Программа «Истоки»: Базис развития ребенка – дошкольника/ Л.Парамонова и др. 2011г.
  2. Комарова Т.С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду: Кн. Для воспитателя дет. сада.- 3-е изд., перераб. И доп. – М.: Просвещение, 1991.
  3. Казакова Т.Г. Развивайте у дошкольников творчество: пос. для воспитателей дет.сада..- Просвещение, 1985г.
  4. Лыкова И.А. Программа художественного воспитания  обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки»
  5. Швайко Г.С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2001.
  6. Богатеева З.А.
  7. Косминская
  8. Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования Приказ от 23 ноября 2009 г. N 655,
  9. Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении от 12 сентября 2008 г. N 666,
  10. СанПиН 2.4.1.2660 – 10.

      В данной рабочей программе представлены занятия, разработанные на основе следующих положений:

  1. Художественное творчество является частью всей воспитательно-образовательной работы в ДОУ и взаимосвязана со всеми ее направлениями. Особенно, важное, значение для воспитания и развития ребенка имеет связь занятий рисование, лепка и аппликация с игрой. Такая разносторонняя связь повышает интерес детей к изобразительной деятельности и к игре.
  2. Для развития детского творчества необходимо создавать эстетическую развивающую среду, постепенно вовлекая в этот процесс детей, вызывая у них радость, удовольствие, от уютной, красивой обстановки группы, игровых уголков; включая в оформление группы созданные детьми индивидуальные и коллективные рисунки, аппликации. Большое значение имеет эстетическое оформление образовательной области; удачный подбор материалов для занятий, удобное и рациональное размещение, доброжелательное отношение педагогу к каждому ребенку; эмоционально – положительная атмосфера занятий; уважительное отношение взрослого к детским рисункам, лепке, аппликациям.
  3. Для того чтобы выработать у детей свободу творческого решения, необходимо научить их формообразующим движениям, движениям рук, важным для создания изображений предметов разнообразных форм, - сначала простым, а затем более сложным. Это позволит детям изображать разные предметы и явления окружающего мира. Создание изображений в рисовании, лепке и аппликации, а также формирование творчества основываются на развитии одних и тех же психических процессов (восприятия, образных представлений, мышления, воображения, внимания, памяти, ручной умелости), которая развивается и в процессе художественного творчества, воспитатель должен помнить о необходимости их развития.
  4. На всех занятиях необходимо развивать активность, самостоятельность и творчество детей, следует побуждать их вспоминать, что они видели интересного вокруг, что им понравилось; учить сравнивать предметы; спрашивать, активизируя опыт ребят, что похожее они уже рисовали, лепили, как они это делали; вызывать ребенка для показа остальным, как можно изобразить тот или иной предмет.
  5. Каждое занятие в рабочей программе заканчивается коллективным просмотром всех созданных ребятами изображений. Очень важно, чтобы дети видели общий результат занятия, слышали оценку педагогом их работ, активно включались в доступный им разговор, оценку выразительных образов предметов, явлений; чтобы каждый ребенок видел свою работу среди работ других детей.

В средней группе проводится 3 занятия в неделю по художественному творчеству, итого – 12 занятий  в месяц. Из них:

  1. 4 занятий по рисованию,
  2. 4 занятия по лепки,
  3. 4 занятия по аппликации.

 В старшей группе проводится 4 занятия в неделю по художественному творчеству, итого – 16 занятий  в месяц. Из них:

  1. 8 занятий по рисованию,
  2. 4 занятия по лепки,
  3. 4 занятия по аппликации.

В подготовительной к школе группе проводится 4 занятия в неделю по художественному творчеству, итого – 16 занятий  в месяц. Из них:

  1. 8 занятий по рисованию,
  2. 4 занятия по лепки,
  3. 4 занятия по аппликации.

Структура организации образовательной области

«Художественное творчество»    

Средний возраст

Художественное творчество

Неделя

Месяц

Год

Рисование

1

4

36

Лепка

1

4

36

Аппликация

1

4

36

Длительность 1 занятия составляет 20 минут

Старший возраст

Художественное творчество

Неделя

Месяц

Год

Рисование

2

8

72

Лепка

1

4

36

Аппликация

1

4

36

Длительность 1 занятия составляет 25 - 30 минут

      Содержание образовательной области «Художественное творчество» в рабочей программе направлено на достижение целей формирования интереса к эстетической стороне окружающей действительности через решение следующих задач:

  1. Развитие продуктивной деятельности ребенка (рисование, лепка, аппликация);
  2. Развитие детского творчества;
  3. Приобщение к изобразительному искусству.

          В  середине года (январь) в рабочей программе запланированы для воспитанников детского сада недельные каникулы (СанПиН 2.4.1.2660 – 10), во время которых проводятся занятия только эстетически – оздоровительного цикла (музыкальные, спортивные, изобразительное искусство).

       В связи с праздничными днями с 01 января по 10 января, выпадают из непосредственной образовательной деятельности в средней группе - 1 занятие по рисованию, 1 занятие по аппликации, 1 занятие лепкой. В соответствии с этим по рисованию  - 35 занятий, по аппликации - 35 занятий, лепке - 35 занятий в год.

В старшей и подготовительной к школе группах - 2 занятия по рисованию, 1 занятие по аппликации, 1 занятие лепкой. В соответствии с этим по рисованию - 70 занятий, по аппликации - 35 занятий, лепке - 35 в год.

Принципы художественного творчества

  1. Принцип развивающего обучения, целью которого является развитие ребенка;
  2. Принцип научной обоснованности и практической применимости (соответствие основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики и при этом имеет возможность реализации в массовой практике дошкольного образования);
  3. Принцип полноты, необходимости и достаточности (позволяет решать поставленные цели и задачи);
  4. Принцип единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в ходе реализации которых формируются такие знания умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию дошкольника;
  5. Принцип интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями образовательных областей;
  6. Принцип комплексно – тематического построения образовательного процесса;
  7. Принцип решения программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности дошкольников не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования.
  8. построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми

Формы организации образовательной области

 «Художественное творчество»

  1. Занятие по художественному творчеству (по подгруппам, фронтально, индивидуально);
  2. Индивидуальная работа с ребенком;
  3. Коллективные работы;
  4. Совместные работы 2 – 3 детей;
  5. Тематические занятия;
  6. Пальчиковая гимнастика;
  7. Дидактические игры;
  8. Физминутки;
  9. Интегрированная деятельность;
  10. Сюрпризные моменты.

 

Материально – технические (пространственные) условия организации художественного творчества детей старшего дошкольного возраста

  1. Изостудия, оборудованная мольбертами на каждого ребенка.
  2. Уголок художественного творчества в группе;
  3. Художественно – творческая папка «Наше творчество» для родительской общественности группы;
  4. Выставка рисунков в холле дошкольного учреждения.

Технические средства обучения

  1. Магнитофон;
  2. Генератор звуков и запахов;
  3. CD и аудио материал.

       В рабочей программе предусмотрено использование различных видов дидактических игр по художественному творчеству, а именно:

  1. На целенаправленное развитие восприятия цвета;
  2. На восприятие формы;
  3. На восприятие качеств величины;
  4. На количество предметов;
  5. На развитие речи, мышления;
  6. На развитие первоначальных представлений о природе.

Наглядно – образный материал

  1. Иллюстрации и репродукции;
  2. Наглядно - дидактический материал;
  3. Игровые атрибуты;
  4. «Живые игрушки» (воспитатели или дети, одетые в соответствующие костюмы);
  5. Стихи, загадки;
  6. Открытки для рассматривания.

Возрастные особенности детей средней группы

        У детей пятого года жизни интерес к различным видам изобразительной деятельности (рисованию, лепке, аппликации) становится более устойчивым, возникают новые образы природы, людей, животных, игрушек. Появляется сюжетное и декоративное рисование. При создании того или иного образа ребенок чаще мотивирует выбор средств изображения.

Освоив формообразующие движения, он увереннее передает разные по форме предметы: например, рисует улицу города с транспортом (дома, машины). Воплощая свой замысел, ребенок ищет новые средства и способы изображения, сочетая в рисунке графический и живописный, а в лепке конструктивный и пластический способы. Для изобразительной деятельности детей пятого года жизни характерно разнообразие композиции (фризовая, линейная, центральная), декоративность цветовых очертаний форм, мазков, динамичность фигур.

В аппликации у детей появляются декоративные узоры, обогащается цветовая гамма. Дети уже могут самостоятельно вырезать простейшие изображения предметов, составляя из них несложные сюжеты: «снеговик рядом с деревом», «елочка, украшенная разноцветными шарами, огоньками» и т. д.

Дети проявляют интерес к коллективным работам, они уже могут договариваться между собой (хотя помощь воспитателя им еще нужна). Иногда ребенок проявляет неуверенность, нуждается в поддержке со стороны педагога, сверстников. В сотворчестве с другими детьми такие дети способны преодолеть робость. Они начинают действовать увереннее, смелее; каждый может найти свое место в коллективной работе.

Образовательные задачи:

—  знакомить с народным декоративно-прикладным искусством (дымковская, филимоновская, богородская игрушка, семеновская или полхов-май-данская матрешка), произведениями разных видов изобразительного искусства (живопись, графика, скульптура);

—  объяснять значение слов: «художник», «музей», «выставка», «картина» и др., поощрять интерес к изобразительной деятельности;

—  расширять тематику детских работ, учить самостоятельно находить сюжеты для своих работ в окружающем мире и художественной литературе;

—  учить передавать характерные особенности предметов, явлений природы;

—  знакомить с цветовой гаммой, вариантами композиций и разным расположением предметов и персонажей на листе бумаги;

—  в рисовании учить создавать с натуры или по представлению образы знакомых предметов, передавать их характерные признаки (цвет, форму, величину), создавать многофигурные композиции пейзажного и сказочного характера;

—  в лепке создавать образы персонажей, передавать их настроение, обучать приемам зрительного и тактильного обследования формы, учить самостоятельно находить способы соединения частей материала; расписывать вылепленные из глины игрушки;

—  в аппликации составлять композиции из готовых или самостоятельно вырезанных элементов, использовать приемы обрывной аппликации, аккуратно пользоваться ножницами;

—  сочетать различные техники для создания выразительных образов в индивидуальных и коллективных композициях;

—  проявлять интерес и бережно относиться к результатам детского изобразительного творчества.

Содержание психолого-педагогической работы

Для обогащения содержания изобразительной деятельности воспитатель организует наблюдение за природой в разное время года, обращает внимание детей на ее красоту и разнообразие. В рисовании предлагает воспроизвести листопад, снегопад, радугу и другие явления природы, и дети сами выбирают фон, размер листа бумаги и ту цветовую гамму, которая им нравится.

В работе с детьми эффективны «сотворчество» со взрослым, использование игровых приемов. Беседы с детьми от лица того или иного персонажа (принесенная воспитателем игрушка) рождают у них живой интерес к образу, создают непринужденную обстановку на занятии, что тоже помогает развитию замысла.

Раскрывая тот или иной сюжет, дети сначала выбирают цветной фон (зеленая полянка, голубая вода, темное небо), а затем воспроизводят действие (жуки побежали по дорожке, цветы выросли на полянке, в окнах домов зажглись огни и т.д.). Воспитатель обращает внимание на выразительность форм, цветовую гамму, расположение на листе бумаги. В процессе рисования несколькими красками дети знакомятся с разнообразием оттенков и их сочетаниями.

Занятия аппликацией могут предшествовать рисованию. Чтобы ребенок в рисунке смог передать движение, характерные особенности персонажа, воспитатель на занятии по аппликации определенным образом располагает элементы фигуры (птичка летит, клюет, повернула головку) и предоставляет детям возможность практического поиска расположения частей с целью передачи выразительности целого образа.

Дети знакомятся с изделиями народных мастеров сел Дымково, Филимоново, после чего сами расписывают вылепленные из глины игрушки.

Организуя коллективную работу, включающую рисование, лепку и аппликацию, воспитатель предлагает детям выполнить композиции: «Улица города», «Мы едем на дачу», «Прогулка в зоопарк». Каждый ребенок самостоятельно выбирает себе партнеров по интересам и находит место для своей работы в общей композиции.

Воспитатель консультирует родителей по организации изобразительной деятельности в семье.

Возрастные особенности детей старшей группы

Развивается изобразительная деятельность детей. Это возраст наиболее активного рисования. В течение года дети способны создать до двух тысяч рисунков. Рисунки могут быть самыми разными но содержанию: это и жизненные впечатления детей, и воображаемые ситуации, и иллюстрации к фильмам и книгам. Обычно рисунки представляют собой схематичные изображения различных объектов, но могут отличаться оригинальностью композиционного решения, передавать статичные и динамичные отношения. Рисунки приобретают сюжетный характер; достаточно часто встречаются многократно повторяющиеся сюжеты с небольшими или, напротив, существенными изменениями. Изображение человека становится более детализированным и пропорциональным. По рисунку можно судить о половой принадлежности и эмоциональном состоянии изображенного человека.

Продолжает совершенствоваться восприятие цвета, формы и величины, строения предметов; представления детей систематизируются. Дети различают по светлоте и называют не только основные цвета и их оттенки, но и промежуточные цветовые оттенки; форму прямоугольников, овалов, треугольников. Однако дети могут испытывать трудности при анализе пространственного положения объектов, если сталкиваются с несоответствием формы и их пространственного расположения

Образовательные задачи:

— знакомить с произведениями разных видов искусства (живопись, графика, народное и декоративно-прикладное искусство, архитектура) для обогащения зрительных впечатлений, формирования эстетических чувств и оценок;

—  обращать внимание на образную выразительность разных объектов в искусстве, природном и бытовом окружении, учить воспринимать художественные образы в картине, скульптуре, графике;

—  формировать представления о художественных ремеслах (резьба и роспись по дереву, гончарное дело, и т.д.);

—  обогащать содержание изобразительной деятельности в соответствии с задачами других образовательных областей, стимулировать самостоятельный выбор сюжетов о семье, жизни в детском саду, бытовых, общественных и природных явлениях;

—  учить создавать выразительные художественные образы в рисунке, лепке, аппликации, передавать характерные признаки предметов и явлений, настроение персонажей;

— совершенствовать изобразительные умения (передавать выразительность формы изображаемых объектов, пропорции и взаимное расположение их частей, характеры и простые движения персонажей), создавать многофигурные композиции на всем листе, используя фризовую и линейную композиции, располагая предметы выше — ниже, ближе — дальше;

—  совершенствовать технику рисования гуашью, смешивая цвета и используя плотность цветового пятна, возможности передачи контраста цветов путем наложения одного на другой, учить рисовать акварельными красками, используя влажную поверхность листа для передачи различных цветовых сочетаний (воздушность, легкость), знакомить с приемами рисования цветными мелками, углем, сангиной;

—  показывать приемы скульптурной лепки и из целого куска путем вытягивания и моделирования частей, использовать стеку для передачи характерных черт;

—  в аппликации показывать новые способы создания образов (симметричное, силуэтное вырезание, накладная и обрывная аппликация), коллективно создавать орнаментальные аппликации (панно, фризы, коллажи):

—  поддерживать стремление самостоятельно комбинировать знакомые техники, помогать осваивать новые, по собственной инициативе объединять разные способы изображения (рисунок и аппликация);

—  учить планировать этапы аппликации и рационально использовать материалы;

—  использовать приобретенные изобразительные навыки и умения в дидактических и сюжетно-ролевых играх.

Содержание психолого-педагогической работы

Особую роль в изобразительной деятельности играет развитие художественного восприятия при ознакомлении с произведениями живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства. В беседе воспитатель обращает внимание детей на эмоциональное содержание картины и средства, с помощью которых художник передает настроение героев, состояние природы.

Для полноценного восприятия скульптуры мелкой пластики воспитатель предлагает детям рассмотреть ее с разных сторон (слева, спереди, сзади). Это помогает им каждый раз видеть ее по-новому. Например, рассматривая таким образом скульптуру Е. Чарушина «Купание медвежат», дети замечают, как меняется характер поз фигурок.

Организуя изобразительную деятельность, воспитатель предлагает им самостоятельно выбирать материалы и место для работы. «Буду рисовать на мольберте, я видел, как художник это делает», — говорит ребенок и ставит на мольберт лист бумаги, берет в руки палитру, смешивает краски и переносит их на «полотно».

Для рисования, лепки с натуры воспитатель отбирает игрушки, растения и другие предметы, имеющие характерные признаки. Для развития чувства цвета детям предлагаются творческие задания: «Волшебные краски», «Разноцветные сестрички», «Радуга-дуга» и т.д. Используя контрастные и пастельные цвета, экспериментируя с ними на палитре, дети передают в рисунке до 10—12 оттенков. Благодаря этому сюжетные и декоративные композиции приобретают особую выразительность. В пейзажных рисунках воспитатель учит передавать красоту природы (разнообразие цветовых оттенков неба, воды, снега, травы и т.д.). Дает самостоятельно тонировать листы бумаги для передачи колорита, настроения.

В аппликации воспитатель развивает у детей чувство цвета и композиции, предлагая выбирать бумагу разных цветов и оттенков, создавать декоративно-орнаментальные композиции (панно, фризы).

Для передачи движения персонажа дети выполняют задания «этюдного» характера, например, лепка скачущего коня или крадущейся лисы. Это помогает создать выразительный художественный образ.

Ознакомление с предметами народного и декоративно-прикладного искусства развивает у детей чувство декоративности, помогает научиться «читать» узоры («Мне нравится хохломской узор, как будто девушки водят хоровод». «Узор в дымковской игрушке похож на солнце, он такой яркий, а круги, как румяные калачи»).

Воспитатель беседует с детьми о том, что художник, скульптор, мастер не сразу создает свое произведение: он обдумывает замысел, а затем с помощью красок, глины, камня создает образ. В результате дети начинают иначе относиться к процессу и результатам своей деятельности. Они учатся планировать, обдумывать замысел, мотивировать выбор изобразительно-выразительных средств,  для его воплощения.

Воспитатель поощряет инициативу и самостоятельность при выборе материалов. Например, сказочную птицу один ребенок рисует красками, другой — передает ее красоту в аппликации, третий — лепит из глины.

Созданию выразительного художественного образа способствует интегрирование различных видов изобразительной деятельности. Воспитатель предлагает детям возможные варианты интеграции. Например, при изображении натюрморта «Тюльпаны в вазе» советует использовать аппликативные и живописные способы («Ваза большая, ее форму лучше вырезать из бумаги», «Тонкие, нежные стебли хорошо нарисовать концом кисти, а тюльпаны — крупными мазками»).

В дальнейшем дети могут самостоятельно комбинировать различные способы изображения и материалы. Они используют кусочки ткани, цветную бумагу, краски для создания сюжетных и декоративных композиций-коллажей.

Возрастные особенности детей подготовительной к школе группы

Образы из окружающей жизни и литературных произведений, передаваемые детьми в изобразительной деятельности, становятся сложнее. Рисунки приобретают более детализированный характер, обогащается их цветовая гамма. Более явными становятся различия между рисунками мальчиков и девочек. Мальчики охотно изображают технику, космос, военные действия и т. п. Девочки обычно рисуют женские образы: принцесс, балерин, моделей и т. д. Часто встречаются и бытовые сюжеты: мама и дочка, комната и т. д. При правильном педагогическом подходе у детей формируются художественно-творческие способности в изобразительной деятельности.

Изображение человека становится еще более детализированным и пропорциональным. Появляются пальцы на руках, глаза, рот, нос, брови, подбородок. Одежда может быть украшена различными деталями. Дети подготовительной к школе группы в значительной степени освоили конструирование из строительного материала. Они свободно владеют обобщенными способами анализа, как изображений, так и построек; не только анализируют основные конструктивные особенности различных деталей, но и определяют их форму на основе сходства со знакомыми им объемными предметами. Свободные постройки становятся симметричными и пропорциональными, их строительство осуществляется на основе зрительной ориентировки. Дети быстро и правильно подбирают необходимый материал. Они достаточно точно представляют себе последовательность, в которой будет осуществляться постройка, и материал, который понадобится для ее выполнения; способны выполнять различные по степени сложности постройки, как по собственному замыслу, так и по условиям.

Образовательные задачи:

—  продолжать знакомить с изобразительным искусством, учить самостоятельно  различать его виды и жанры по средствам художественной выразительности, тематике, сюжету, поощрять самостоятельную оценку произведений;

—  расширять, систематизировать и детализировать содержание изобразительной деятельности, активизировать самостоятельный выбор сюжета. Поощрять интерес к изображению человека (портрет, автопортрет), животных, природных явлений в разное время года, учить передавать исторические образы посредством изображения характерных предметов быта, интерьеров, костюмов;

—  различать реальные и сказочные образы, самостоятельно создавать композиции сказочного характера, передавать доступными выразительными средствами настроение и характер образа;

—  совершенствовать умения во всех видах изобразительной деятельности;

—  развивать чувство композиции (размещать объекты в соответствии с особенностями их формы, величины, протяженности), создавать композицию в зависимости от сюжета, выделять в ней основные действующие лица, предметы, окружающую обстановку, знакомить со способами планирования сюжета или узора (предварительный эскиз, набросок, композиционная схема);

—  совершенствовать технику рисования гуашью и акварелью (свободно экспериментировать, смешивая разные краски для получения задуманных цветов и оттенков), самостоятельно выбирать художественные материалы для создания выразительного образа (для пейзажных рисунков использовать акварель или пастель, для декоративного панно — гуашь, для предварительных набросков или эскизов — простой карандаш);

—  в лепке побуждать создавать динамичные выразительные образы и коллективные сюжетные композиции, самостоятельно выбирая тему, материал, способы лепки, приемы декорирования образа;

—  предоставлять детям самостоятельный выбор способов аппликации (обрывание, выщипывание или сминание бумажной формы для передачи фактуры, вырезание симметричное, силуэтное, модульная аппликация, свободное сочетание разных техник);

—  способствовать сотрудничеству детей при выполнении коллективных сюжетных и декоративных композиций, поощрять их стремление использовать разные материалы и техники;

—  создавать условия для самостоятельной художественной деятельности вне занятий, активизировать их участие в организации выставок рисунков, лепки, аппликативных работ.

Содержание психолого-педагогической работы

В этом дошкольном возрасте дети умеют разнообразно отражать свои представления об окружающем в рисунке, лепке, аппликации. В этом плане особую роль играет развитие их художественного восприятия при ознакомлении с произведениями живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства. Встреча с уникальными художественными произведениями приобщает ребенка к миру общечеловеческих ценностей, истории, воспитывает художественный вкус, потребность в прекрасном.

Старшим дошкольникам доступны не только народные образы детского форольклора, но и более сложные сюжеты произведений живописи, графики, скульптуры, архитектуры, дизайна.

С помощью взрослого дети отмечают настроение произведения (живопись), содержание контрастных образов, интерпретируют взаимоотношения между персонажами, пересказывают увиденное на свой лад. Их можно подготовить к посещению художественного музея, выставки для пополнения эмоциональных впечатлений, обогащения художественного опыта, полученного на занятиях, общей культуры личности ребенка.

К концу дошкольного возраста дети способны воспринимать и эмоционально реагировать на художественный образ произведений не только декоративно-прикладного, но и других видов и жанров изобразительного искусства.

Дошкольники проявляют интерес к рассматриванию произведений живописи в музее (репродукций на занятиях в детском саду), у них формируется восприятие контрастных по сюжету и цветовой гамме образов (И.И. Шишкин «Рожь», А.И. Куинджи «Ночь на Днепре» и др.).

Они могут рассказывать о героических образах в живописи (В.М. Васнецов «Богатыри», образ Георгия Победоносца на коне), ярких по эмоциональном} содержанию произведениях (И.К. Айвазовский «Девятый вал», В.М. Васнецов «Три царевны подземного царства», «Ковер-самолет» и др.).

II. Организационные условия жизнедеятельности детей

Организация жизнедеятельности детей по реализации и освоению содержания рабочей программы осуществляется в двух основных моделях организации образовательного процесса:

  1. совместной деятельности взрослого и детей 
  2. самостоятельной деятельности детей.

Решение образовательных задач в рамках первой модели – совместной деятельности взрослого и детей - осуществляется как в виде непосредственно образовательной деятельности (не сопряженной с одновременным выполнением педагогами функций по присмотру и уходу за детьми), так и в виде образовательной деятельности, осуществляемой в ходе режимных моментов (решение образовательных задач сопряжено с одновременным выполнением функций по присмотру и уходу за детьми – утренним приемом детей, прогулкой, подготовкой ко сну, организацией питания и др.).

Непосредственно образовательная деятельность реализуется через организацию различных видов детской деятельности:

  1. игровой,
  2. двигательной,
  3. познавательно-исследовательской,
  4. коммуникативной,
  5. продуктивной,
  6. музыкально-художественной,
  7. трудовой,
  8. чтения художественной литературы или их интеграцию с использованием разнообразных форм и методов работы.

III. Содержание психолого-педагогической работы по освоению образовательной области «Художественное творчество»

Развитие продуктивной деятельности

Рисование

Предметное рисование

  1. Продолжать совершенствовать умение передавать в рисунке образы предметов, персонажей литературных произведений. Обращать внимание детей на отличия предметов по форме, величине, пропорциям частей; побуждать их передавать эти отличия в рисунках.
  2. Учить детей передавать расположение предметов на листе бумаги, обращать внимание детей на то, что предметы могут  по-разному располагаться на плоскости (стоять, лежать, двигаться, быть в разных позах и т.д.).
  3. Способствовать овладению композиционными умениями: учить располагать предмет на листе с учетом его пропорций (если предмет  вытянут в высоту, располагать его на листе по вертикали; если он вытянут в ширину, например, не очень высокий, но длинный дом, располагать его по горизонтали).
  4. Закреплять способы и приемы рисования различными изобразительными материалами (цветные карандаши, гуашь, акварель, цветные мелки, сангина, угольный карандаш, фломастеры, разнообразные кисти и т. п.).
  5. Вырабатывать навыки рисования контура предмета простым карандашом с легким нажимом, без жестких, грубых линий, пачкающих рисунок.
  6. При рисовании карандашами учить передавать оттенки цвета, регулируя нажим на карандаш. В карандашном исполнении дети могут, регулируя нажим, передавать до трех оттенков цвета. Учить рисовать акварелью в соответствии с ее спецификой (прозрачностью и легкостью цвета, плавностью перехода одного цвета в другой).
  7. Учить детей рисовать кистью разными способами: широкие линии – всем ворсом, тонкие – концом кисти; наносить мазки, прикладывая кисть всем ворсом к бумаге, рисовать концом кисти мелкие пятнышки.
  8. Закреплять знания об уже известных цветах, знакомить с новыми цветами (фиолетовый) и оттенками (голубой, розовый, светло-зеленый, сиреневый), развивать чувство цвета. Учить смешивать краски для получения новых цветов и оттенков (при рисованию гуашью) и высветлять цвет, добавляя в краску воду (при рисовании акварелью).

Сюжетное рисование

  1. Учить детей создавать сюжетные композиции на темы окружающей жизни и на темы литературных произведений («Кого встретил Колобок», «Два жадных медвежонка», «Где обедал воробей?,» и др.).
  2. Развивать композиционные умения, учить располагать изображения на полосе внизу листа, по всему листу.
  3. Обращать внимание детей на соотношение по величине разных предметов в сюжете (дома большие, деревья высокие и низкие; люди меньше домов, но больше растущих на лугу цветов).
  4. Учить располагать на рисунке предметы так, чтобы они загораживали друг друга (растущие перед домом деревья и частично его загораживающие и т. п.).

Декоративное рисование

  1. Продолжать знакомить детей с изделиями народных промыслов, закреплять и углублять знания о дымковской и филимоновской игрушках и их росписи; предлагать создавать изображения по мотивам  декоративной росписи, знакомить с ее цветовым строем и элементами композиции, добиваться большего разнообразия используемых элементов. Продолжать знакомить с городецкой росписью, ее цветовым решением, спецификой создания декоративных цветов (как правило, не чистых тонов, а оттенков), учить использовать для украшения оживки.
  2. Познакомить с росписью Полхов-Майдана. Включать городецкую и полхов - майданскую роспись  в творческую работу детей, помогать осваивать специфику этих видов росписи. Знакомить с региональным (местным) декоративным искусством.
  3. Учить составлять узоры по мотивам городецкой, гжельской росписи; знакомить с характерными элементами (бутоны, цветы, листья, травка, усики, завитки, оживки).
  4. Учить создавать узоры на листах в форме народного изделия (поднос, солонка, чашка, розетка и др.).
  5. Для развития творчества декоративной деятельности использовать декоративные ткани. Предоставлять детям бумагу в форме одежды и головных уборов (кокошник, платок, свитер и др.), предметов быта (салфетка, полотенце) для украшения.
  6. Учить ритмично, располагать узор. Предлагать расписывать бумажные силуэты и объемные фигуры.

Лепка        

  1. Продолжать знакомить детей с особенностями лепки из глины, пластилина и пластической массы.
  2.  Развивать умение лепить с натуры и по представлению знакомые предметы (овощи, фрукты, грибы, посуда, игрушки); передавать их характерные особенности. Продолжать учить лепить посуду из целого куска глины и пластилина ленточным способом.
  3. Закреплять умение лепить предметы пластическим, конструктивным и комбинированным способами. Учить сглаживать поверхность формы, делать предметы устойчивыми.
  4. Учить передавать в лепке выразительность образа, лепить фигуры человека и животных в движении, объединять небольшие группы предметов в несложные сюжеты (в коллективных композициях).
  5. Формировать у детей умение лепить по представлению героев литературных произведений (медведь и колобок, лиса и зайчик и т. п.). Развивать творчество, инициативу.
  6. Продолжать формировать умение лепить мелкие детали; пользуясь стекой, наносить рисунок чешуек у рыбки, обозначать глаза, шерсть животного, перышки птицы, узор, складки на одежде людей и т. п.
  7. Продолжать формировать технические умения и навыки работы с  разнообразными материалами (косточки, зернышки, бусинки и т. д.).
  8. Закреплять навыки аккуратной лепки.
  9. Закреплять навык тщательно мыть руки по окончании лепки.

Декоративная лепка

  1. Продолжать знакомить детей с особенностями декоративной лепки. Формировать интерес и эстетическое отношение к предметам народного декоративно-прикладного искусства.
  2. Учить лепить птиц, животных, людей по типу народных игрушек (дымковской, филимоновской, каргопольской и др.).
  3. Формировать умение украшать узорами предметы декоративного искусства. Учить расписывать изделия гуашью, украшать их налепами и углубленным рельефом.
  4. Учить обмакивать пальцы в воду, чтобы сгладить неровности вылепленного изображения, когда это необходимо для передачи образа.

Аппликация

  1. Приобщить детей к искусству аппликации, формировать интерес к этому виду деятельности.
  2. Закреплять умение разрезать бумагу на короткие и длинные полоски; вырезать круги из квадратов, овалы из прямоугольников, преобразовывать одни геометрические фигуры в другие: квадрат – в 2-4 треугольника, прямоугольник – в полоски, квадраты или маленькие прямоугольники; создавать из этих деталей изображения разных предметов или декоративные композиции.
  3. Учить вырезать одинаковые фигуры или их детали из бумаги, сложенной гармошкой, а симметричные изображения – из бумаги, сложенной пополам (стакан, ваза, цветок и др.).
  4. Побуждать создавать предметные и сюжетные композиции, дополнять их деталями.
  5. Формировать аккуратное и бережное отношение к материалам.

Развитие детского творчества

  1. Развивать эстетическое восприятие; обращать внимание детей на красоту окружающих предметов (игрушки), объектов природы (растения, животные), вызывать чувство радости от их созерцания;
  2. Формировать интерес к занятиям изобразительной деятельностью. Развивать умение в рисовании, лепке, аппликации, изображать простые предметы и явления, передавая их образную выразительность;
  3. Включать в процесс обследования предмета движения обеих рук по предмету, охватывание его руками;
  4. Вызывать положительный эмоциональный отклик на красоту природы. Произведения искусства (книжные иллюстрации, изделия народных промыслов, предмета быта, одежда);
  5. Развивать умение создавать как индивидуальные, так и коллективные композиции в рисунках, лепке, аппликации.

                           Приобщение к изобразительному искусству

  1. Подводить детей к восприятию произведений искусства. Знакомить с элементарными средствами выразительности в разных видах искусства (цвет, звук, форма, движение, жесты), подводить к различению разных видов искусства через художественный образ. Готовить к посещению кукольного театра, выставке детских работ и т.п.;
  2. Развивать интерес к произведениям народного и профессионального искусства, к литературе (стихи, песенки, потешки, проза), слушанию и исполнению музыкальных произведений, выделению красоты сезонных изменений в природе, предметах окружающей действительности (цвет, форма, величина: дом, ковер, посуда и т.п.);

Эстетическая развивающая среда

  1. Вызвать у детей радость от оформления группы: светлые стены, на окнах красивые занавески, удобная мебель, новые игрушки, в книжном уголке аккуратно расставлены книги с яркими картинками;
  2. Воспитывать стремление поддерживать чистоту и порядок в группе, чтобы было уютно и красиво;
  3. Знакомить с оборудованием и оформлением участка, подчеркивая его красоту, удобство для детей, веселую разноцветную окраску строений;
  4. Обращать внимание на различные растения, на их разнообразие и красоту.

Интеграция содержания образовательной области

Примерные виды интеграции области «Художественное творчество»

Образовательная область

Задачи, содержание и средства организации образовательного процесса

«Здоровье»

Во время занятий, требующих высокой умственной нагрузки, и в промежутках между занятиями проводить физкультминутки длительностью 1-3 минуты. Знакомить с основами техники безопасности при работе с клеем, ножницами и правилами поведения в организованной деятельности.

«Физическая культура»

Продолжать формировать правильную осанку, умение осознанно выполнять движения. Развивать самостоятельность, творчество.

«Безопасность»

Закреплять умение соблюдать правила пребывания в детском саду. Объяснить детям, что в случае необходимости взрослые звонят по телефону «01» (при пожаре), «02» (вызов милиции), «03» («Скорая помощь»). Рассказать детям, что в случае неосторожного обращения с огнем или электроприборами может произойти пожар. О правилах безопасности дорожного движения. Закреплять знания детей о правилах дорожного движения и поведения на улице. Расширять знания о светофоре, который регулирует движение на дороге. Познакомить детей с дорожными знаками: «Пешеходный переход», «Дети», «Остановка общественного транспорта», «Подземный пешеходный переход», «Пункт медицинской помощи». Закреплять знания о специальном транспорте: «Скорая помощь» (едет по вызову к больным людям), пожарная машина (едет тушить пожар), «Милиция» (едет на помощь людям, попавшим в беду). Закреплять умения безопасного обращения с ножницами.

«Социализация»

Продолжать формировать умение согласовывать свои действия с действиями партнеров при изготовлении коллективной работы. Воспитывать творческую самостоятельность Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми. Расширять представления детей о родной стране, о государственных праздниках. Продолжать формировать интерес к «малой Родине». Рассказывать детям о достопримечательностях, культуре, традициях родного края; о замечательных людях, прославивших свой край. Формировать представление о том, что Российская Федерация (Россия) — огромная многонациональная страна. Рассказать детям о том, что Москва — главный город, столица нашей Родины. Познакомить с флагом и гербом России, мелодией гимна. Продолжать расширять представления детей о Российской армии. Рассказывать о трудной, но почетной обязанности защищать Родину, охранять ее спокойствие и безопасность; о том, как в годы войн храбро сражались и защищали нашу страну от врагов прадеды, деды, отцы. Приглашать в детский сад военных, ветеранов из числа близких родственников детей. Рассматривать с детьми картины, репродукции, альбомы с военной тематикой.

«Труд»

Воспитывать культуру трудовой деятельности, бережное отношение к материалам и инструментам. Вырабатывать привычку самостоятельно раскладывать подготовленные воспитателем материалы для занятий, убирать их, мыть кисточки, розетки для красок, палитру, протирать столы. Продолжать расширять представления детей о труде взрослых. Показывать результаты труда, его общественную значимость. Учить бережно, относиться к тому, что сделано руками человека. Знакомить детей с трудом людей творческих профессий: художников, писателей, композиторов, мастеров народного декоративно-прикладного искусства. Показывать результаты их труда: картины, книги, ноты, предметы декоративного искусства.

«Познание»

Развивать восприятие, умение выделять разнообразные свойства и отношения предметов (цвет, форма, величина, расположение в пространстве и т.п.), включая разные органы чувств: зрение, слух, осязание, обоняние, вкус. Продолжать знакомить с цветами спектра: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый (хроматические) и белый, ceрый и черный (ахроматические). Продолжать формировать умение различать цвета по светлоте и насыщенности, правильно называть их (светло -зеленый, светло-розовый). Показать детям особенности расположения цветовых тонов в спектре. Развивать умение группировать объекты по нескольким признакам. Продолжать знакомить детей с различными геометрическими фигурами, учить использовать в качестве эталонов плоскостные и объемные формы. Формировать умение обследовать предметы разной формы; при обследовании включать движения рук по предмету. Совершенствовать глазомер. Создавать условия для реализации детьми проектов трех типов: исследовательских, творческих и нормативных. Создавать условия для реализации проектной деятельности творческого типа. Познакомить с овалом на основе сравнения его с кругом и прямоугольником. Дать представление о четырехугольнике: подвести к пониманию того, что квадрат и прямоугольник являются разновидностями четырехугольника. Развивать геометрическую зоркость: умение анализировать и сравнивать предметы по форме, находить в ближайшем окружении предметы одинаковой и разной формы: книги, картина, одеяла, крышки столов — прямоугольные, поднос и блюдо — овальные, тарелки — круглые и т.д. Развивать представление о том, как из одной формы сделать другую. Формировать умение ориентироваться на листе бумаги (справа — слева, вверху — внизу, в середине, в углу). Продолжать обогащать представления детей о мире предметов. Развивать умение определять материалы, из которых изготовлены предметы. Закреплять умение сравнивать предметы (по назначению, цвету, форме, материалу), классифицировать их. Через проектную деятельность, экскурсии, игры, оформления группового и садовского помещения, организацию развивающей среды продолжить знакомство с культурными явлениями (цирк, библиотека, музей и др.), их атрибутами, значением в жизни общества, связанными с ними профессиями, правилами поведения. Формировать элементарные представления об истории человечества (древний мир, средние века, современное общество) через знакомство с произведениями искусства (живопись, скульптура, мифы и легенды народов мира), реконструкцию образа жизни людей разных времен (одежда, утварь, традиции и др.). Закреплять представления о растениях ближайшего окружения: деревьях, кустарниках и травянистых растениях. Познакомить с понятиями «лес», «луг» и «сад». Расширять представления о домашних животных, их повадках, зависимости от человека. Познакомить с представителями класса пресмыкающихся (ящерица, черепаха) и насекомых (пчела, комар, муха). Формировать представления о чередовании времен года, частей суток и их некоторых характеристиках. Знакомить с многообразием родной природы.

«Коммуникация»

Поощрять попытки делиться с педагогом и другими детьми разнообразными впечатлениями, уточнять источник полученной информации (телепередача, рассказ взрослого, посещение выставки, детского спектакля и т.д.). Развивать умение поддерживать беседу. Совершенствовать диалогическую форму речи. Поощрять попытки вызывать свою точку зрения, согласие или несогласие с ответом товарища. Развивать умение составлять рассказы о событиях из личного опыта, придумывать свои концовки к сказкам .Формировать умение составлять небольшие рассказы творческого характера на тему, предложенную воспитателем.

«Чтение художественной литературы»

Продолжать знакомить с книгами. Обращать внимание детей на оформление книги, на иллюстрации. Сравнивать иллюстрации разных художников к одному и тому же произведению. Включать в занятия загадки, пословицы, небольшие стихотворения.

«Музыка»

Продолжать развивать интерес и любовь к музыке, музыкальную отзывчивость на нее. Для повышения интереса и настроя к определенной темы использовать музыкальное сопровождение.

Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов

    Мониторинг – это процесс непрерывного научно обоснованного, диагностико-прогностического слежения за состоянием, развитием педагогического процесса в целях оптимального выбора образовательных целей, задач и средств их решения.

     Системой мониторинга в данной рабочей программе является:

  1. достижения детьми планируемых результатов освоения программы,
  2. обеспечивает комплексный подход к оценке итоговых и промежуточных результатов освоения программы,
  3. позволяет осуществлять оценку динамики достижений детей,
  4. включает описание объекта, форм, периодичности и содержания мониторинга.

     Мониторинг детского развития проводится два раза в год (в октябре и апрель). В проведении мониторинга участвуют педагоги, психологи и медицинские работники.

Методы проведения мониторинга:

  1. Наблюдение - это один из основных эмпирических методов, состоящий в преднамеренном, систематическом и целенаправленном восприятии психических явлений с целью изучения их специфических изменений в определенных условиях и поиска смысла этих явлений, который непосредственно не дан.
  2. Беседа - метод получения информации на основе вербальной (словесной) коммуникации. По форме беседа может представлять собой: Стандартизированный опрос - опрос, характеризующийся заранее определенными набором и порядком вопросов. Свободный опрос по форме приближается к обычной беседе и носит естественный, неформальный характер.
  3. Метод экспертных оценок - заключается в проведении экспертами интуитивно-логического анализа проблемы с количественно обоснованным суждением и формальной обработкой результатов. Важным моментом в использовании данного метода является выбор экспертов. Экспертами могут быть лица, хорошо знающие испытуемых и изучаемую проблему. Экспертная оценка выводится в виде количественной оценки выраженности изучаемых свойств.    Исследователь обобщает и анализирует оценки экспертов.
  4. Критериально-ориентированные методики нетестового типа - это формализованная оценка выполнения заданий (сочинение, результаты игры и т.п.).
  5.  Критериально-ориентированное тестирование - используется для оценки степени владения испытуемым пройденным материалом. Выявляет то, что ребенок знает и может делать, а не то, как его результаты соотносятся с результатами других тестируемых, т.е. тип тестов, предназначенных для определения уровня обученности относительно некоторого критерия, а не относительно групповых норм;

     При организации мониторинга в рабочей программе учитываются:

  1. Установления первоначального контакта проводится диагностическое интервью, которое может казаться любой сферы. Привлечение ребенка к сотрудничеству; (свободные, неуправляемые высказывания ребенка; общие вопросы типа «Ты можешь мне рассказать что-нибудь о себе?», «Расскажи мне, как ты играешь с детьми?» и т.п.); подробное исследование; попытка ослабить напряжение и заключение с выражением признательности ребенку.
  2. Во время диагностического интервью обращение педагога к ребенку только по имени. Диагностическое интервью не является длительным и скучным.

      Так же при организации мониторинга учитывается положение

Л.С. Выготского о ведущей роли обучения в детском развитии, поэтому он включает в себя два компонента:

  1. Мониторинг образовательного процесса;
  2. Мониторинг детского развития.

     Мониторинг образовательного процесса осуществляется через отслеживание результатов освоения образовательной программы, а мониторинг детского развития проводится на основе оценки развития интегративных качеств ребенка.

     С помощью средств мониторинга образовательного процесса можно оценить степень продвижения дошкольника в образовательной программе.

     Форма проведения мониторинга преимущественно представляет собой наблюдение за активностью ребенка в различные периоды пребывания в дошкольном учреждении, анализ продуктов детской деятельности и специальные педагогические пробы, организуемые педагогом.

     Мониторинг детского развития (мониторинг развития интегративных качеств) осуществляется педагогами, психологом дошкольного учреждения и медицинским работником. Основная задача этого вида мониторинга – выявить индивидуальные особенности развития каждого ребенка и наметить при необходимости индивидуальный маршрут образовательной работы для максимального раскрытия потенциала детской личности.

      Мониторинг детского развития включает в себя оценку физического развития ребенка, состояние его здоровья, а также развития общих способностей: познавательных, коммуникативных и регуляторных. Мониторинг детского развития осуществляется с использованием метода наблюдения, критериальных диагностических методик и тестовых методов.

Учебный год:                                                      

Группа:                                                                          в средней группе (дети от 4 до 5 лет)

Образовательная область:                                                 «Художественное творчество»

Цель: формирование интереса к эстетической стороне окружающей действительности, удовлетворение потребности детей в самовыражении.

Период мониторинга:                                                               Стартовая/итоговая (начало/конец учебного года)

ФИО

Развитие продуктивной деятельности детей (рисование, художественный труд)

Создавать образы предметов; признаки;

свое видение

Создавать образы персонажей, передавать их настроение

Создавать композиции пейзажного, сказ. характера. Несл. сюжет

Расписывать вылепленные из глины игрушки

Составлять декоративные композиции

Смешивать краски, получасть нужный цвет

Исп-ть различные цвета и оттенки

Правильно держать и исп-ть карандаш, кисть и мелок

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

ФИО

Развитие детского творчества

Приобщение к изобразительному искусству

Сочетать разл. Техн. Изо

Живопись, графика, пластика

Исп-ть

Цвет для выражения эмоц. состоян

Городецкая

роспись

Украшать силуэты игрушек элементами

Создавать коллективные композиции

Узнавать эмоционально реагировать

Дымковская

роспись

Филимоновская

роспись

Сюжетного содержания

Декоратив.

содержания

Произв. Нар.дек.прикл. искусства

Виды изобразительного искусства

живопись

графика

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

Учебный год:                                                            

Группа:                                                                          в старшей группе (дети от 5 до 6 лет)

Образовательная область:                                                 «Художественное творчество»

Цель: формирование интереса к эстетической стороне окружающей действительности, удовлетворение потребности детей в самовыражении.

Период мониторинга:                                                               Стартовая/итоговая (начало/конец учебного года)

ФИО

Развитие продуктивной деятельности детей (рисование, художественный труд)

Создавать изображения предметов

Сюжетные изображения на темы

Использовать различные оттенки и цвета

Способы и приемы рисования

Форма, строение, пропорции, композиция

С натуры

По представлению

Окружающей жижни

Явлений природы

Литературных поизведений

карандашом

кистью

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

ФИО

Развитие детского творчества

Приобщение к изобразительному искусству

Выполнять узоры по мотивам народного искусства, росписи

Создавать оригинальные рисунки (не повтор.др.)

Имеет представление о жанрах изобр.

искусства

Знаком с репрд. картин известных художников

Бережно относится к произведениям искусства

дымковская

филимоновская

городецкая

Полхов-Майдана

гжельская

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

Учебный год:                                                          

Группа:                                                                          подготовительная к школе группа (дети от 6 до 7 лет)

Образовательная область:                                                 «Художественное творчество»

Цель: формирование интереса к эстетической стороне окружающей действительности, удовлетворение потребности детей в самовыражении.

Период мониторинга:                                                               Стартовая/итоговая (начало/конец учебного года)

ФИО

Развитие продуктивной деятельности детей (рисование, художественный труд)

Создавать изображения предметов

Сюжетные изображения на темы

Коллективные рисунки действоать согласованно

Способы и приемы рисования

Форма, строение, пропорции, композиция

С натуры

По представлению

Окружающей жижни

Явлений природы

Литературных поизведений

карандашом

кистью

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

ФИО

Развитие детского творчества

Приобщение к изобразительному искусству

Выполнять узоры по мотивам народного искусства, росписи

Уметь замечать недостатки своих работ и исправлять их

Имеет представление о жанрах изобразительного.

искусства

Знать репродукции

картин известных художников

Бережно относится к произведениям искусства

мезенская

жостовская

городецкая

хохломская

гжельская

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

Учебный год:                                                      

Группа:                                                                          в средней группе (дети от 4 до 5 лет)

Образовательная область:                                                 «Художественное творчество»

Цель: формирование интереса к эстетической стороне окружающей действительности, удовлетворение потребности детей в самовыражении.

Период мониторинга:                                                               Стартовая/итоговая (начало/конец учебного года)

ФИО

Развитие продуктивной деятельности детей (лепка, художественный труд)

Развитие детского творчества

Композиция из игрушек и предметов

Умение использовать приемы лепки

Узнавать эмоц. реогировать на скульптуру

Уметь созд. коллективные произведения в лепке

Отделять небольшие комочки

Раскатывать комочки

Сглаживать пальцами поверхности

пришипывание

Вдавливание середины шара

Использовать приемы стеки

Аккуратная лепка

Прямыми движениями

Круговыми движениями

с оттяг. вверх краев шара

Мелких деталей

Учебный год:                                                      

Группа:                                                                          в старшей группе (дети от 5 до 6 лет)

Образовательная область:                                                 «Художественное творчество»

Цель: формирование интереса к эстетической стороне окружающей действительности, удовлетворение потребности детей в самовыражении.

Период мониторинга:                                                               Стартовая/итоговая (начало/конец учебного года)

ФИО

Развитие продуктивной деятельности детей (лепка, художественное творчество)

Развитие детского творчества

Лепить предметы разной формы, разными способами

Создавать небольшие сюжетные композиции, передавая содержание

Умение лепить мелкие детали

Работа стекой

Навык аккуратной лепки

Использовать дополнительные материалы

Созд изобр. по мотивам  народных игрушек

Созд. ориг. работы (не повторяющие других)

пластическим

конструктивным

комбинированным

пропорции

позы

Движения

фигур

Учебный год:                                                      

Группа:                                                                          подготовительная к школе группа (дети от 6 до 7лет)

Образовательная область:                                                 «Художественное творчество»

Цель: формирование интереса к эстетической стороне окружающей действительности, удовлетворение потребности детей в самовыражении.

Период мониторинга:                                                               Стартовая/итоговая (начало/конец учебного года)

ФИО

Развитие продуктивной деятельности детей (лепка, художественное творчество)

Развитие детского творчества

Лепить предметы разной формы, разными способами

Создавать небольшие сюжетные композиции из 2-3 и более изобр., передавая содержание

Обрабатывать поверхность формы движениями пальцев и стекой

Выполнять декоративные композиции способами налеп и рельеф

Навык аккуратной лепки

Использовать дополнительные материалы

Расписывать вылепленные изделия по мотивам народного искусства

Создавать ориг. работы (не повторяющие других)

пластическим

конструктивным

комбинированным

пропорции

позы

Движения

фигур

Перечень

необходимых для осуществления воспитательно-образовательного процесса программ, технологий, методических пособий

  1. Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования Приказ от 23 ноября 2009 г. N 655.
  2. Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении от 12 сентября 2008 г. N 666.
  3. СанПиН 2.4.1.2660 – 10.
  4. Программа воспитания и обучения в детском саду под редакцией М.А. Васильевой., Т.С. Комаровой., В.В. Гербовой. М.: Мозаика – Синтез, 2010г
  5. Занятия по изобразительной деятельности в старшей группе детского сада. Т.С. Комарова. М.: Мозаика – Синтез 2009г.
  6. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду: средняя группа: Программа, конспекты. Г.С. Швайко. – М.: Гуманит. Изд. центр ВЛАДОС, 2001.-144с.
  7. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду: старшая группа: Программа, конспекты. Г.С. Швайко. – М.: Гуманит. Изд. центр ВЛАДОС, 2001.-160с.
  8. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду: подготовительная к школе группа: Программа, конспекты. Г.С. Швайко. – М.: Гуманит. Изд. центр ВЛАДОС, 2001.-176с.
  9. Развивайте у дошкольников творчество: (Конспекты занятий рисованием, лепкой, аппликацией) Т.Г.Казакова.- М.: Просвящение, 1985. – 192-с.,
  10. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Средняя группа. – М.: «КАРАПУЗ», 2009. -144с.,
  11. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Старшая группа. – М.: «КАРАПУЗ», 2009. -208с.,
  12. Изобразительная деятельность в детском саду. Т.С. Комарова. Москва, 2007г.
  13. Мониторинг образовательной деятельности: Диагностика развития дошкольника. Печёркина А.А. канд. психол. наук, доцент


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа «От рождения до школы» Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»

Цель программы – формирование у детей музыкальности, т.е. системы музыкальных способностей, создание условий для широкой ориентировки в музыке и накопления запаса высокохудожественных музыкальных впеч...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА дополнительного образования детей по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» (изобразительная деятельность) «Волшебный карандаш» (4-5 лет)

Желание творить – внутренняя потребность ребенка, она возникает у него самостоятельно и отличается чрезвычайной искренностью. Мы, взрослые, должны помочь ребенку открыть в себе художника, развить спос...

Рабочая программа 2 младшей группы по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» на 2018-2019 учебный год

                           Муниципальное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад «Сказка» п. Пр...

Рабочая программа музыкального руководителя ДОУ в образовательной области "Художественно-эстетическое развитие" направление "Музыка"

Рабочая программа музыкального руководителя ДОУ в образовательной области "Художественно-эстетическое развитие" направление "Музыка"...

Рабочая программа музыкального руководителя по реализации образовательной области «Художественно – эстетическое развитие» (Музыка)

Рабочая программамузыкального руководителя по реализации образовательной области «Художественно – эстетическое развитие» (Музыка) составлена, основываясь на общеобразовательную прогр...

Рабочая программа"Рабочая программа по предмету «Музыкальная деятельность» образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» все возрастные группы (2-7 лет)"

Рабочая программа"Рабочая программа по предмету «Музыкальная деятельность» образовательная область  «Художественно-эстетическое развитие»  все возрастные группы...